Слово на погребении митрополита Иоанна (Разумова) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними ( Откр. 14, 13 ). Дорогие мои! Высокопреосвященнейший архиепископ Владимир, отец наместник с братией во Христе, прихожане и паломники обители нашей! Сегодня мы с вами собрались помолиться, оплакать и похоронить дорогого для многих здесь присутствующих человека – архипастыря и отца, старца, нашего руководителя и молитвенника на протяжении долгих и трудных лет жизни – монаха Иоанна, милостью Божией митрополита. Его белоснежный омофор покрывал нас в течение тридцати трех лет. И в течение такого длительного времени нес он нас, овец стада Христова, на вые своей к Богу. С редким самоотвержением, неустанной ревностью нес он нас, нес бремя своего многотрудного служения. Он жил, и трудился, и светил, и согревал долго-долго и давно-давно. Он устал от трудов, он устал от болезней и от бремени возраста. Усталому нужен покой, и многолетнему неутомимому страннику – постоянное жилище. И ныне Господь упокоил душу его. Он стоит в дверях вечности, на краю могилы, готовый сойти в нее. И этот последний миг его пребывания с нами, и эта поистине его блаженная христианская кончина выразительнее всех дел усопшего и красноречивее всех слов проповедует о величии его души и о правде его жизни. Митрополит Иоанн – избранием Божиим монах с восемнадцати лет. Он родился в 1898 году в подмосковном городке Коломне, и уже в 1916 году Дмитрий Разумов (таково его имя в миру) велением сердца отдал себя в послушание Богу через старцев Смоленской Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Восемь лет послушнического искуса – и в 1924 году послушник пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Какие труды и поты, какую школу скрывает за собой перечисление фактов и сухих дат? Живет монах и трудник на ниве души своей и на ниве Христовой пред Богом, и один Господь ведает путь его. С 1942 года он становится иеромонахом, а в 1946 году там, где он начинал свой путь послушания, ему вручают жезл правления наместника Троице-Сергиевой Лавры. А в 1953 году исключительным Промышлением Божиим совершается его хиротония во епископа. Он – святитель, иерарх Русской Церкви, сначала епископ, а потом и митрополит большой и древней нашей епархии. А последние три года – затворник-монах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Тархово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая церковь в с. Тархово упоминается под 1570 г. Она была деревянная, шатровая и была освящена в честь Симеона Богоприимца. В 1594 г. село передано в вотчину Троице-Сергиевой лавре. В 1730 г. была построена новая деревянная церковь. В 1764 г. село было отобрано у монастыря и передано в управление Коллегии экономии. Ныне существующая кирпичная, оштукатуренная, центрально осевая приходская церковь построена в 1805 г. на средства московского купца А.И. Кудашникова в духе традиционной архитектуры. Главный престол Вознесения Господня с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Храм был закрыт в 1959 г. В нем разместили стеклодувную мастерскую. В 1993 г. храм был возвращен верующим. Отремонтирован. Ведутся регулярные службы. Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тархове, на речке Тросне. Село Тархово в 1567-68 гг. принадлежало Авдотье Андреевне, жене Кутузова. В писцовых книгах 1594 г. Рузского уезда Локнашского стана написано: «вотчина Троицы Сергиева монастыря село Тархово… а в селе церковь Симеона Богоприимца древян верх, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и на колокольнице колокола и все церковное строение Авдотьи Кутузовой; во дворе поп Кузьма, во дворе церковный дьячок Иван, во дворе пономарь Зиновка (Зиновий), во дворе проскурница Анна; пашни церковной 20 четвертей». В писцовых книгах 1625-26 гг. Рузского уезда Хованского стана упоминается: «пустошь, что было село Тархово, а на ней место церковное Симеона Богоприимца и великомученика Никиты, да другое место церковное Рождества Богородицы…». С 1683 по 1737 гг. церковная земля Рождества Богородицы и Симеона Богоприимца находилась на оброке и писалась в приходных оброчных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа под Рузской десятиной: «на архимандрите Троицы-Сергиева монастыря оброку 12 алтын 3 деньги в год». В 1737 г. 7 февраля по определению Синодального Казенного Приказа велено «на оной земле построить церковь».

http://sobory.ru/article/?object=07244

12 сентября отмечает день тезоименитства митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских), постриженный в монашество с именем Даниил – в честь преподобного Даниила Московского – в 1985 году в Троице-Сергиевой лавре. Человек, призванный Богом к монашеству, должен стремиться подражать своему небесному покровителю, и в данном случае можно провести такую параллель: получив в княжение маленькое незначительное Московское княжество, святой благоверный князь Даниил Московский был этим доволен и все свои силы направил на то, чтобы дать мощный импульс духовному и материальному развитию «бедной деревушки». Он, четвертый сын святого благоверного князя Александра Невского, заложил основы возвышения Московского княжества и основал одну из первых на Москве обителей, впоследствии названной Московским Даниловым монастырем. Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере, который в одном из интервью он назвал местом притяжения человеческих сердец, где уцелели островки подлинного Духа Божия. Мы побеседовали с Владыкой в преддверии дня его тезоименитства. Путь к «собственности покаявшихся» Владыка, в предыдущем своем интервью «Монастырскому вестнику» – «Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию» – Вы поведали, какой переворот произошел в Вашей душе после знакомства с творениями «учителя покаяния», как называют выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, подвижника XIX века. И нашу очередную беседу хочется начать с мысли святителя Игнатия, писавшего, что «от лица покаяния бежит всякий грех» и именно оно отличает «избранников Божиих от сынов мира». Скажите, встречались на Вашем пути люди с непрестанным покаянием?

http://pravoslavie.ru/106286.html

24. Успенский собор Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел, 53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγν ε), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог. 54 Величественный храм этот, по указу Царей Иоанна и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч. В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры! Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции. Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина. И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»... Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

http://pravoslavie.ru/145911.html

3. Алексеевское село До устроения шоссе, Троицкая дорога на глинистой почве, в дождливую весну и осень, была грязна и ухабиста; она идет к Троицкой лавре все в гору, которая инде сменяется лощинами. По обе ее стороны, рощи и леса, которые прежде были и гуще и чаще. На правой стороне от большой дороги простирается до Алексеевского Сокольничья роща, составляющая, вместе с Оленьею, часть Лосинного погонного острова, где в старые года водились не только лоси и олени, но и разбойники, грабившие и убивавшие проезжих и прохожих на этом богомоленном и торговом пути. Ныне железная дорога в С. Петербург под мостом пересекает Троицкое шоссе. На третьей версте от заставы встречает вас стоящая на холме пятиглавая церковь села Алексеевского, расположенная между двух горок в лощине, в два посада, подобно и другим селам и деревням по Троицкой дороге. Село это прежде принадлежало к Радонежской десятине. Чрез него протекает речка Копытовка, которая берет свое начало из Бутырок и впадает в Яузу близ Сокольницкой рощи. От Копытовки Алексеевское в XVII веке называлось Копытовым и Новоалексеевским. Первое название, по преданию, происходит от копания подземного хода, проведенного будто отсюда до Останкина; а другое, вероятно, от того, что село вновь было выстроено после разорения в Ляхолетье, или в отличие от старого Алексеевского села на Стромынке, где также был Царский путевый дворец. От какого именно Алексея Алексеевское заимствовало свое название, нам в точности неизвестно. В XIII и XIV веках было на Москве два славных имени, коими могли быть запечатлены селения; мы разумеем двух святых Алексиев: ученый Герберштейн, посещавший Москву в начале XVI столетия, свидетельствует, что «Св. Петра Митрополита между прочим привлекла в Москву и преданность к некоему святому иноку Алексию, над гробом коего совершались чудеса». Кто не знает и другого Алексия великого Святителя, «печальника о всей Русской земле», который был владельцем нескольких подмосковных сел и деревень! Всего ближе казалось бы произвести название этого села от бывшей там церкви в память Св. Алексия Божия человека; но Алексеевское за 400 лет было еще деревней, и церковь в нем поставлена едва ли ранее XVII столетия; в делах Придворного Архива, только 1653 г. находим, что в Алексеевском-Копытове существовала церковь , вероятно, деревянная. В расходной же книге того года отмечено: «Царь Алексий Михайлович на Троицком походе, в селе Копытове попу у Св. Алексия Божия человека жаловал 1 рубль». Поставляя соображения сии на вид исследователям, обратимся к самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

4 сентября 1975 года в возрасте восьмидесяти двух лет скончался митрополит Алма-атинский и Казахстанский Высокопреосвященнейший Иосиф (Чернов). В лице отшедшего ко Господу, Русская Православная Церковь понесла тяжёлую невозвратимую потерю. Покойный был не только человеком святой жизни, выдающимся иерархом, яркою своеобразною личностью, но и стойким исповедником веры. Митрополит Иосиф провёл в общей сложности около двадцати лет в советских ссылках и лагерях. Об этом замечательном человеке мне хотелось бы сказать несколько слов, преимущественно по личным воспоминаниям. Нам пришлось встретиться с ним и много беседовать на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре в мае 1971 года. Для подробной и систематической его биографии у меня нет, к сожалению достаточных данных, поэтому мой рассказ о его жизни основан на личных разговорах с митрополитом Иосифом. Будущий митрополит родился в 1893 году в городе Могилёве. Трудно в точности сказать из какой среды он происходил, но, судя по тому, что все его светское и духовное образование ограничилось " Образцовым Начальным Училищем " , можно думать, что его родители были малосостоятельными городскими жителями. Но если митрополит Иосиф и не имел специального богословского образования, это не помешало ему впоследствии восполнить этот недостаток большой начитанностью, как аскетической, так и вообще святоотеческой письменности. В 1906 году, в возрасте тринадцати лет, будущий митрополит поступил послушником в общежительный монастырь в Могилёве, где в 1915 году был рукоположен во иеромонахи. В связи с наступлением немцев в первую мировую войну, этот монастырь был эвакуирован в Донскую область, где с тех пор в течение ряда лет, стала протекать дальнейшая церковная жизнь будущего митрополита. Будучи ещё молодым иеромонахом, о. Иосиф находился под старческим руководством одного известного своей духовной жизнью и опытностью архиерея, которого он обслуживал в качестве келейника. В 1925 году иеромонах Иосиф был арестован, сослан и пробыл в ссылке два с половиной года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/131/...

II.13. Отношения со старообрядчеством «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в ТроицеСергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† 14 августа 1912 г.) Содержание Архимандрит Иерон I. До Афона. II. На Афоне III. На Кавказе     Когда в 1909 г. происходил известный монашеский съезд в Троице-Сергиевской Лавре, тогда по всей Руси святой прогремело имя отца Иерона – одного из участников иноческого синклита. Старый, согбенный летами, удрученный многочисленными житейскими заботами, трудами, невзгодами…, он непреклонно отстаивал чистые иноческие интересы, не боясь никого и ничего, не смущаясь, смело, твердо…, с энергией юношеской, голосом мужественным. «На человека не зрелъ " … Казалось, встал из гроба один из древних представителей великого иночества первых христианских веков, времен – преподобных – Антония Великого , Макария Египетского , Пахомия Великого и т. под. Внимание всей Руси родной приковалось к старцу. Все почуяли в нем что-то близкое-близкое, дорогое, бесценное, чуждое лести, лицемерия, незнакомое с искательством… Всем ясно было, что ново-афонского старца ничем не подкупить, с позиции не сбить…, что его нельзя устрашить никакими угрозами, что он видит пред собой только одного Христа и готов исповедовать Его и словом, и делом… и только Его…, – что вне Христа и Христовых заповедей для него ничего не существует… Да, за таким великим мужем, – думалось, – можно смело следовать всюду, идти твердо, без смущения. И чем реже такие чудные лица встречаются в наше печальное время, в эпоху нынешней расшатанности духовной, современного нравственного одичания повсюдного фарисейства наших дней…, тем более они дороги, тем более хочется на них любоваться, ими восторгаться, восхищаться, брать их себе в пример, в образец… Я лично крайне заинтересовался, – помню, – гигантской духовной личностью этого участника иноческого съезда, – отцом Иероном, звавшим всех к древнехристианскому монашескому идеалу, ныне часто-часто скрытому под всевозможными наслоениями иногда далеко неиноческого склада… Очень хотелось увидеть старца, низко-низко ему поклониться, получить от него благословение и… побеседовать с ним. Но – увы! – желание так и осталось одним только желанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010