Филарет (Денисенко Михаил Платонович), М von Kiev und Hali Родился 28 января 1929 года в с.Благодатном, Амвросиевского района, Донецкой области, в семье шахтера. В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. В 1948 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. I января 1950 года, будучи студентом второго курса академии пострижен в монашество с именем Филарета и назначен исп.обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. 15 января того же года рукоположен в сан иеродиакона, а в 1952 году – в сан иеромонаха. В 1952 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно выполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. С 1953 г. – преподаватель Священ. Писания Нового Завета на первом курсе Московской духовной семинарии. В марте 1954 г. присвоено звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. В августе 1956 г. возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. В 1957году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии. 12.VII.1956 года возведен в сан архимандрита. С 1960 года – управляющий делами Украинского Экзархата. С мая 1961 г. по январь 1962 г. – настоятель подворья РусскойПравославной Церкви при Александрийском Патриархате в Александрии (ОАР). 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Ленинградской епархии и управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архп.Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), епископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), епископ Новгородский и Старорусский Сергий, епископ Дмитровский Киприан и епископ Костромской и Галичекий Никодим. С 16 июня 1962 года назначен вик.Среднеевропейского Экзархата, освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и поручено временное управление Среднеевропейским Экзархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

фото автора 16 сентября 2013 г. 10:32 В Вологде открылась выставка современного храмового искусства Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения традиций и канонов, без самостоятельных художественных школ? В чем отличие современных икон от работ древних мастеров? Какие задачи стоят перед современными иконописцами? Об этом размышляли художники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, искусствоведы и журналисты на открытии выставки «Безмолвная проповедь» в Вологодском кремле.  Иконописная школа при Троице-Сергиевой Лавре существует уже 23 года. Но возникла она не на пустом месте. Ее преподаватели и студенты считают себя продолжателями творческой деятельности монахини Иулиании (в миру - Марии Николаевны Соколовой), родоночальницы Иконописной школы при МДА. На выставке представлены работы самых ярких творческих мастерских, созданных выпускниками школы — Центра храмового искусства имени преп. Андрея Рублева (ЦХИАР; руководитель Александр Солдатов), объединения «Скиния» (руководитель Валерий Федоров) и творческой мастерской под руководством Анатолия Алешина. «Монахиня Иулиания последовательно занималась возрождением образа в иконе, стремясь дать ему яркую психологическую характеристику, неуклонно продолжая и развивая творческие традиции преп. Андрея Рублева, - отметил в своем выступлении выпускник Иконописной школы иеромонах Никифор (Исаков). - Такой же подход у художников творческого сообщества, которое сложилось вокруг Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры». По его мнению, наиболее глубоко в сущность иконописного образ может проникнуть только верующий художник, для которого собственное творчество является продолжением жизни в Церкви — приобщения к церковным Таинствам и участие в богослужениях. Вот почему между Иконописной школой и Лаврой существует духовная взаимосвязь и именно Лавра стала местом, вокруг которого складывается самостоятельное художественное сообщество , которую можно назвать и художественной средой. По мнению художественного руководителя Центра храмового искусства им. Андрея Рублева, советника Патриарха по вопросам храмового строительства Александра Солдатова, без творческих школ в художественной среде невозможно и появление самобытных художников. Но такая школа не появится без осмысления опыта и традиций, накопленных Церковью.

http://e-vestnik.ru/news/vistavka_bezmol...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II Воспоминания о Патриаршем богослужении Владимир Малёванный   15:58 21.02.2024 156 Время на чтение 4 минуты Сергиев Посад – старинный русский город, в советское время его именовали Загорск. Здесь находится Троице-Сергиева Лавра – одна из главных святынь нашей многонациональной родины. Но для меня этот город ещё дорог и тем, что в годы ВОВ в нём со своёй семьёй проживала в эвакуации моя мама, будучи тогда ещё отроковицей. Она часто вспоминала период времени, проведённый ими в этом поистине святом месте. Особенно мне запомнилась история о том, как мама, проходя мимо церкви, смотрела по сторонам на случай, чтобы никто за ней не наблюдал, повернувшись к церкви, молилась о возвращении отца с фронта. А её отец, мой дед, в то время был в плену, их армию предатель генерал А.А. Власов разоружил и сдал фашистам. Поэтому живой он или нет – семья не знала. Дед объявился только после войны в Донецке – там, в шахте, он отрабатывал срок наказания, назначенный ему за пребывание в плену. Позже вся семья переехала к нему, но это уже другая история…

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/21/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Петров: Человек-космос Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова 12.04.2017 849 Время на чтение 13 минут Этому человеку делали официальный выговор на службе за «попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Он возил слушателей Центра подготовки космонавтов в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в советское время, когда любое упоминание о религии могло стоить должности. Благодаря ему в 1988 году с земной орбиты прозвучало поздравление с Тысячелетием Крещения Руси. В День космонавтики мы публикуем на сайте «Фомы» интервью с Валентином Петровым, полковником ВВС в отставке, доцентом Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Зачем космонавты берут на борт корабля иконы, как Гагарин оказался в Троице-Сергиевой лавре и действительно ли он произносил фразу «в космос летал - Бога не видел». Гагарин у мощей преподобного - Валентин Васильевич, а как Вы познакомились с Гагариным? - Вначале я познакомился с Германом Титовым, а уже на XIV съезде комсомола в 1962 году он познакомил меня с Гагариным. Юрий Алексеевич знал, что я иногда привожу в Лавру слушателей моего курса по философии в Военно-воздушной академии и космонавтов, которые интересовались православной культурой. С Юрием Алексеевичем мы никогда не говорили о вере: в нашей среде эта тема была под запретом. Поэтому, когда в 1964 году у него возникло желание на свое 30-летие посетить Лавру вместе с однокурсником по училищу Николаем Копыльцовым, мы поехали все вместе. Мы приехали в Лавру в «гражданке» - в то время нам, военным, в форме нельзя было появляться в храмах. И сразу в монастырь хлынул поток народа - ведь Гагарина в любой одежде узнавали. В той поездке, как и во всех остальных, нам очень помог будущий ректор духовной Духовной академии - владыка Филарет Мы ведь толком ничего не знали о вере и Церкви. Владыка всегда давал в качестве экскурсовода замечательных преподавателей, которые рассказывали нам о церковной жизни, вере и Боге. Эти рассказы трогали душу и навсегда оставили самые теплые воспоминания о Лавре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Здесь небо близко 22.01.2010 453 Время на чтение 12 минут Как уже сообщала «Вера», Священный Синод одобрил назначение новым наместником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова). Наш корреспондент взял у него интервью. – Батюшка, в последние годы вы являлись насельником Троице-Сергиевой лавры. Расскажите, пожалуйста, о себе: каков был путь, приведший вас в обитель преподобного Сергия. – У монахов есть два жизненных этапа: до пострига и после. Духовный смысл пострига – это умирание и рождение нового, не случайно человеку даётся новое имя. Поэтому я не люблю и считаю ненужным вспоминать светскую, до пострига, жизнь. Скажу только, что я получил высшее экономическое образование. А самым главным, что было в тот период, – это обретение Бога: Господь меня призвал в Свой чудный свет, открыл веру, ввёл в Церковь. А в Лавру я попал по благословению старца Кирилла, которого считаю своим духовником и по сей день. Конечно, сейчас он сильно болеет, последний свой тяжелейший жизненный крест несёт. Но и сейчас иногда я бываю у него, чтобы у этой лампады погреться душой, просветиться, причём сейчас не в меньшей степени, чем когда он здравствовал… В Лавре в 1994 году я принял монашеский постриг, там же закончил Московскую Духовную семинарию – так Лавра, собственно, стала моей колыбелью как монаха, как священника, как церковного администратора. Последним было послушание казначея Лавры: в 2003 году я был назначен на эту должность, которую исполнял в течение шести лет. Вот, собственно, такой ровный путь. И это новое назначение для меня очередное монашеское послушание. Были послушания в Лавре, сейчас – за её пределами. Я это воспринимаю как продолжение служения в непрерывной череде послушаний и трудов. Святейший Патриарх Кирилл сказал мне о благословении быть на Соловках на праздник преподобного Сергия… – Это было внезапно, тут, на богослужении, вы в первый раз и узнали или предварительно разговор какой-то имел место? – Совсем небольшие какие-то неопределённые разговоры были. Но со Святейшим была вот эта встреча, когда он принял решение и благословение сообщил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Казачество должно начинаться с Евангелия...» 11.12.2018 1404 Время на чтение 9 минут Отец Василий Извеков Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971-1990) протоиереем Василием Извековым. - Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви. - Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так. В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, посмотреть, поучиться у старцев молитве. - А кто там тогда и как подвизался? - Был монах из Глинской пустыни, другой - из Почаевской лавры, а третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это непривычно, но впечатления, опыт - остались на всю жизнь. - И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником? - Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем - архимандрит Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым). - О последнем мало что известно, можете рассказать? - Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой - престольной - службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу протереть паникадило, - пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы были полные конфет для детей - всем дарил любовь и утешение. Многие знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам Бог покаяние - будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

игумения Никона (Перетягина) Настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордине. 28 мая 2012 года на 71-м году жизни отошла ко Господу настоятельница Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни игумения Никона (Перетягина). Двадцать два года матушка несла настоятельский крест. Игумения Никона (в св. крещении – Раиса) родилась в уральском городе Лысьва 12 октября 1941 года, по неисповедимому промыслу Божию в тот самый день, когда ее отец, Георгий Михайлович Перетягин, погиб на Ленинградском фронте. Это стало первым крестом ее жизни – сиротство в тяжелейшие военные годы. Столь же рано она узнала голод и нужду, в тисках которых оказалась маленькая семья – овдовевшая молодая мать, Анна Игнатьевна Перетягина (в будущем – схимонахиня Анна), и старшая сестра Валентина (ныне – игумения Митрофания, настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря). Тяжкий труд, поднятый матерью, чтобы сохранить жизнь ее детям в скудной обстановке военного тыла, был бы невыносимым без Божией помощи, к которой она неизменно прибегала с живой и теплой верой. В той же вере она сумела воспитать дочерей, вопреки усилиям со стороны враждебной всему церковному советской власти. Будущая монахиня, завершив учебу в восьмом классе, перешла в вечернюю школу, чтобы днем работать и по возможности вносить свой вклад в скромный доход семьи. Тогда вместе с женщинами в доме на положении дедушки уже много лет жил на покое игумен Иаков (Ушаков) – бывший насельник Санаксарского монастыря, прошедший через лагеря и ссылки и принятый Христа ради в их дом. Благодаря ему девочки впервые познакомились с клиросом, с ранних лет пели в церковном хоре. Дома усилиями старца почти никогда не прекращалась молитва. И хотя отец Иаков почил в 1961 году, он, несомненно, остался незримым покровителем приютившей его вдовы и ее детей. Надежды Раисы, успешно закончившей десятилетку, поступить в Ленинградский железнодорожный институт оборвались из-за серьезной болезни. Последовало долгое лечение, после которого Анна Игнатьевна, чтобы помочь дочери выйти из тяжелого душевного кризиса, в 1964 году совершила с ней в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Рождества Христова. Это стало поворотным моментом в судьбе девушки. Обретя в Лавре духовного отца, она передала свою жизнь и душу ему в полное послушание, продолжавшееся до последнего дня ее земной жизни. По его благословению последовал переезд в Сергиев Посад (в те годы – Загорск), учеба в техникуме связи и регентской школе при Лавре, затем (с 1976 по 1988 годы) работа в Издательском отделе Московской Патриархии под началом митрополита Питирима (Нечаева). Одновременно шла постепенная, но неуклонная подготовка к монашескому подвигу.

http://e-vestnik.ru/persons/id3823/

Изучение трудов св. Епифания Кипрского в Московской духовной академии и его отношение к святым иконам как одна из перспектив для будущих исследований и переводов Источник Скачать epub pdf В своем докладе на конференции, прошедшей на Кипре с 8 по 11 мая 2008 г., преподаватель Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) , рассказывая о том, как изучалось наследие святого Епифания Кипрского в России, пытается также восполнить одну из существенных лакун в исследованиях о святом Епифании и рассмотреть его отношение к иконам. В приложении публикуется греческий вариант доклада. Содержание 1. Русские переводы 2. Исследования     В нашем докладе будет сказано о том, как изучалось наследие св. Епифания в России, а также будет предпринята попытка отчасти восполнить одну из существенных лакун – рассмотреть его отношение к святым иконам в контексте его собственного учения и сквозь призму восприятия иконоборцев и иконопочитателей. Св. Епифаний Кипрский – богослов, аскет, ересиолог, полемист – в основном известен русскому читателю благодаря русским переводам его творений. Переводческая деятельность имела особое значение для Руси. Через перевод русские любомудры могли приобщиться к драгоценной сокровищнице Православия. Переводили в основном греческих отцов, среди славянских рукописей хранились переводы из св. Иоанна Златоуста , Василия Великого и др. Вскоре после крещения Руси в духовно-культурном центре Киево-Печерской лавре братия занималась изучением святоотеческих творений. Впоследствии в Троице-Сергиевой Лавре, основанной прп. Сергием Радонежским, неоднократно предпринимались попытки собрать и преумножить святоотеческое достояние, в сер. XVI в. здесь действовала переводческая школа, созданная прп. Максимом Греком . Важнейший импульс для филокалийного возрождения в России дала нямецкая школа прп. Паисия Величковского на территории современной Румынии. В XIX в. центром перевода аскетико-созерцательных отцов становится Оптина Пустынь, перевод историко-богословской литературы стал уделом Духовных Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Мой день рождения… в Лавре у Преподобного В электричку я залетела в последнюю минуту, двери за мной захлопнулись и я, прислонившись к окну, прошептала «спасибо, Батюшка» 14 июля, 2014 В электричку я залетела в последнюю минуту, двери за мной захлопнулись и я, прислонившись к окну, прошептала «спасибо, Батюшка» Портал «Правмир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей еще один конкурсный материал. Возникают в голове иногда мысли, до которых явно сам бы не додумался. Больно хороши они и правильны для твоей расхлябанной и расслабленной жизни. То ли выскребаются из каких-то далеких и неизведанных глубин твоей души-христианки, то ли прямиком спускаются с Неба. Вот и со мной так произошло, человеком, редко заходящим в храм, а в монастырь – и подавно. Но отчего-то несколько лет назад на свой день рождения я решила не устраивать торжеств, тусовок, да и просто встреч. А совершенно одной поехать в Троице-Сергиеву лавру. Решила ехать я буквально накануне, чем порядком встревожила своих близких, явно рассчитывающих на ресторан, череду тостов «за счастье, здоровье и женихов, конечно» ну и всего прочего, что полагается проделать в этот торжественный день. Но страсти и непонимание как-то улеглись за ночь, и утром, выскочив из дома, я побежала к метро. При этом, не забыв попросить святого Сергия благословить мою дорогу, чтобы попасть мне к нему, уже явно опаздывающую на последнюю электричку, перед непонятно откуда-то взявшимся перерывом. Сидя в вагоне и серьезно сомневающаяся в правильности моего поступка и довлеющими над этими сомнениями угрызениями совести по поводу отмененных мероприятий, я увидела входящего в вагон высокого, широкоплечего мужчину, по виду похожего на байкера. Мужчина был на костылях и передвигался с большим трудом. Я подскочила, уступая ему место, но он отчего-то сопротивлялся, похоже, от неестественности ситуации, когда тебе такому большому и сильному хрупкие молодые девушки уступают место.

http://pravmir.ru/den-rozhdeniya/

(Очерк из истории Русской Церкви XVII века) Сороковые годы XVII века были годами замечательного русского религиозного движения, быть может самого значительного, которое только знает история русской духовной жизни. Небольшая группа священников и мирян, в том числе и сам «тишайший государь» царь Алексей Михайлович начали большое дело духовного и церковного возрождения страны. Как обще-русское явление, это движение «ревнителей благочестия» продолжалось только до 1653 года. В этом году патриарх Никон изменениями церковного устава внес разлад в среду бывших друзей. Но религиозный подъем продолжался очень долго, дав основной «заряд» старообрядчеству и явившись его главной движущей силой. Одним из главных основателей движения был свящ. Иван Неронов, характерный для Руси искатель правды и Царствия Божия. Иван Неронов родился в 1591 году в маленьком Вологодском скиту. Строгая светская жизнь, суровая природа севера, тяжелые переживания юности определили характер молодого Ивана. Около 1613 года он потерял своих родных. С родного пепелища Иван уходит в Вологду. Городские нравы поразили его и встретив ряженных, выходивших из архиерейского дома, «отрок Иоанн разжегся духом и начал обличать их с дерзновением». Обличения юноши обозлили праздничную толпу и Иван был жестоко избит. Из Вологды Неронов приходит в Устюг, где он научился грамоте. Следующим этапом его странствований было село Никольское-Соболево, около Нижнего. В Никольском он женился на дочери священника и стал дьячком, он стал обличать и мирян и духовенство. Проповедь нравственного возрождения привела его к конфликту с священством и властями и заставила его оставить Никольское. Следующие годы он провел в Троице-Сергиевской лавре, под руководством архимандрита Дионисия. В это время лавра была крупнейшим духовным центром страны. Сам Дионисий, почитатель Максима Грека , был высоко образованный человек, исправитель духовных книг. Знаменитый келарь Авраамий Палицин писал тогда свои сказания о смутном времени. Отец Герман Тулупов работал над новой редакцией Четьи Миней. Среди духовенства и братии жили известный справщик и апологет о. Наседка, о. Александр Булатников, автор жития Елизария, видный грамматик и тоже справщик Арсений Глухой. 1 Здесь в Лавре Иван встретился с русской культурной элитой, познакомился с национально-православной идеологией. Вероятно в этом кругу Иван научился больше, чем его будущие союзники по оппозиции Никону, ценить духовное единство страны и Церкви. Отсюда же, надо предполагать, Неронов вышел еще больше уверившись в необходимости христианского обновления Руси. Ведь недаром его современники считали, что тяжелые годы Смутного времени были Божиим испытанием и наказанием за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010