Библиотека, особенно духовная, – это всегда особое место на земле. место безмолвия, диалога, погружения в мир подлинной мудрости и учености и одновременно в мир аскетизма. заведующий библиотекой и греко-латинским кабинетом московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) размышляет на эти темы, отвечая на вопросы журнала «Редкие земли». Отец Дионисий, вы много делаете для развития духовного образования, уже несколько лет возглавляете библиотеку московской духовной академии, расскажите о том, что представляет собой эта библиотека? Библиотека была основана вместе с самой академией в 1685 году. С тех пор она постоянно расширялась и на начало XX века стала одним из крупнейших книгохранилищ России. Однако в 30-е годы ее почти что полумиллионный фонд (не считая архивов и рукописей) был изъят и в настоящее время возвращен только в малой и далеко не самой ценной части. Тем не менее, новый книжный и рукописный фонд, который стал формироваться с 1944 года, является ценнейшим собранием научно-богословской и гуманитарной литературы в России. В 1877 году библиотека расположилась в новом, специально построенном для нее здании на территории Троице-Сергиевой лавры, там же она размещается и в настоящее время. Фонды библиотеки постоянно пополняются. Ради большей сохранности и доступности фондов пять лет назад была начата радикальная реконструкция библиотеки. Библиотека академии – это локальное собрание книг или общероссийский образовательный проект? Наша библиотека обладает хорошими предпосылками для реализации самых интересных проектов. С одной стороны, она является библиотекой самого первого старейшего высшего духовного учебного заведения России Славяно-греко-латинской академии, а с другой стороны, имеет счастье находиться в колыбели русского православия, в Троице-Сергиевой лавре. Как таковая она предназначена не только для студентов Московской духовной академии или монахов лавры, она стремится выйти за пределы своих стен и принести как можно большую пользу государству. Аудитория читателей библиотеки весьма обширна. Каждый год здесь работают несколько сотен исследователей из различных институтов и организаций, интересы которых связаны с содержанием наших фондов. Эти люди приезжают не только из ближних и самых отдаленных уголков нашей страны, но и со всего мира. Собственно, это давняя традиция нашей библиотеки – принимать в своих стенах гостей из разных городов и весей. Сохранилась еще дореволюционная книга читателей и почетных посетителей библиотеки, среди них – просветитель Японии святитель Николай (Касаткин) , немецкий поэт Райнер Мария Рильке и другие выдающиеся представители русской и европейской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский-младший: «Меня отмолил дед» 01.07.2010 1278 Время на чтение 14 минут «1959 г. 15 декабря. Служил панихиду по отцу Павлу Флоренскому, скончавшемуся в 1943 году. Затем у меня были Анна Михайловна, Кирилл Павлович, Ваня, Павлик, Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна» - это выдержка из дневников будущего архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского); в те дни он был архимандритом и наместником Троице-Сергиевой Лавры. Запись содержит невольную ошибку: вопреки полученному семьей Флоренских официальному уведомлению, жизнь отца Павла Флоренского оборвалась не в 43-м, а в 37-м году. Он был расстрелян под Ленинг радом после длительной каторги, последние годы которой пришлись на Соловки. Анна Михайловна - это вдова отца Павла. Кирилл Павлович - второй сын отца Павла и Анны Флоренских, Ваня и Павлик - дети их старшего сына Василия, которого в 1959 году уже не было в живых. Наталья Ивановна - их мать, вдова Василия Флоренского. Ольга Павловна и Маша - дочери отца Павла Флоренского и Анны Михайловны, Саша - сын Ольги Павловны, в замужестве Трубачевой, будущий игумен Андроник, Анна Васильевна Найдышева - теща Кирилла Флоренского. Как же вышло, что отпевать Павла Флоренского выпало именно ему, будущему саратовскому владыке, тогда архимандриту Пимену? С упомянутым на вышеприведенной дневниковой страничке «Павликом», Павлом Флоренским-младшим, мы познакомились в Москве , на январских Рождественских чтениях. Вот что он рассказал нам о тех далеких днях: - Мы, семья Флоренских, были в Загорске (Сергиевом Посаде) на особом положении. И, может быть, поэтому так прилеплены были к Троице-Сергиевой Лавре (семья Флоренских жила под стенами Лавры много лет - со времени окончания Павлом Александровичем Духовной Академии; продолжала жить там и после страшной утраты.- М. Б.). Мы дружили с владыкой Гурием (Крымским потом) а когда в Лавру пришел владыка Пимен, мы пришли к нему, и он нас очень хорошо принял, он ведь добрейший был человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

инок Дамиан Приложение. Новый Афон А. С. БОЧКОВ, член Русского исторического общества. Мысль об устроении православного монастыря в Абхазии возникла в русских правительственных кругах сразу после её вхождения в состав России в 1810 году. Было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Его деятельность ознаменована строительством в некогда православной Абхазии православных храмов, открытием православных школ, основанием православного монастыря. Русское правительство и обратилось за помощью в этом святом деле к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1872 года был подписан указ об основании при Пицундском храме мужского монастыря с миссионерскими целями и о назначении содержания монастырю в размере 1200 рублей в год. Святитель Иннокентий назначил настоятелем нового монастыря архимандрита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Феофила, избравшего из монахов Лавры для монастырских должностей во вновь открываемой обители иеромонаха, иеродиакона и пять послушников. Эта монашествующая братия прибыла в Пицунду в 1873 году и ревностно занялась великим делом устроения святой обители. Однако скудные средства, отпущенные на содержание монастыря, не позволили продолжить строительство. В это время русские иноки Святой Горы Афон стали хлопотать о переселении в Россию. Они постоянно испытывали притеснения со стороны греческого духовенства, стремившегося к господству на Востоке и на Афонской Горе. 1874 год был тяжёлым для русской братии Пантелеймонова монастыря. Судебный процесс с греками был в полном разгаре. Протатом (правительством Афона) было решено, чтобы Пантелеймонов монастырь больше не назывался русским, чтобы игуменом в нём всегда был грек и русская братия ему во всём всегда подчинялась. Игумену было предоставлено право самому определять численность братии и выдворять из монастыря неугодных монахов. Так открыто формулировалось определение Протата. А тайно велись приготовления для полного удаления русских из Пантелеймонова монастыря и перемещения иноков силами турок в Малую Азию в один из заброшенных монастырей. Более того, в результате происков греков газеты Стамбула обсуждали возможность высылки русских иноков в дебри экваториальной Африки. Игумен Пантелеймонова монастыря отец Макарий и духовник обители отец Иероним обратились к русскому посланнику в Константинополе графу Н. П. Игнатьеву с просьбой об организации переселения русских афонских иноков в русские владения на Кавказе. Для принятия русских монахов с Афона в Россию были созданы благоприятные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кирилл, архиепископ Подольский и Брацлавский (Богословский-Платонов Константин Лукьянович) Родился 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой лавры) в семье священника. Учился в Троице-Сергиевой духовной семинарии. После смерти отца в 1806 году состоял стипендиатом митрополита Платона (Левшина , † 1812). В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс духовной академии со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. 28 августа 1814 года пострижен в монашество. В 1817 году назначен ректором Полтавской духовной семинарии и в том же году 29 июня – архимандритом-настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского Дубенского монастыря. С 1819 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Новоспасского монастыря. В 1822 году получил ученую степень доктора богословия. С 26 октября 1824 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 26 марта 1827 года назначен епископом Вятским и Слободским. 24 января 1832 года возведен в сан архиепископа Подольского и Брацлавского. Скончался 8 марта 1841 года в Санкт-Петербурге, куда был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. Погребен в Александро-Невской лавре в Златоустовской церкви. По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительской деятельности преосвященный Кирилл оставил о себе память как о выдающемся архипастыре. Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания. Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным в общении для всех. В личной жизни он был строгим аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал, кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Санкт-Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Церковь Святителей Московских в Троицком подворье. Домовая церковь Сергия Радонежского Карта и ближайшие объекты В 1759 и 1760 годах возводится каменный двухэтажный дом и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1875 году дом частично перестроен в русском стиле. До нашествия наполеоновских войск церковь блистала своим внутренним убранством. Территория Троицкого архиерейского подворья с 1815 года, после утраты кремлевского дома московских  архиереев, определяется в качестве их резиденции и как место пребывания митрополита Московского, имевшего титул Священно-Архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 1917 года оно становится местом пребывания вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси. В начале 1930-х годов подворье было ликвидировано, церковь закрыта. Готовясь к Олимпиаде, храм внешне отреставрировали, но настоящее его восстановление началось только в наши дни, когда он вернулся в 1993 году в лоно Церкви. Тогда в приделе Владимирской иконы Богоматери была организована служба.  Двухэтажный дом подворья Лавры выстроили к 1760 г. и перестраивали в 1860-е – 1870-е гг. Первоначально в нем находилась домовая церковь московских митрополитов во имя апостолов Петра и Павла. Ее в 1813 г. переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. С 1815 г. Троицкое подворье стало резиденцией московских митрополитов. В 1875 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери. В 1899 г. над храмом возвели большой световой барабан с главкой, сбоку здания пристроили небольшую шатровую колокольню. С 1917 г. до своего ареста в 1922 г. на Троицком подворье проживал патриарх Тихон. В конце 1920-х годов храм и подворье были закрыты, купол и колокольня снесены. В 1993 г. подворье было возвращено Троице-Сергиевой лавре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " О фресках домового храма в честь Святителей Московских в митрополичьих палатах Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.

http://sobory.ru/article/?object=04014

Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру в начале XXI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 К преподобному авве нашему Сергию Июль 2003 г. Жаркий июль склонился к своей половине. Проводили праздник святых Апостолов, пора готовиться к празднику Преподобного. Что могу я приготовить? Только несколько поздравлений, и обычно успеваю сделать это далеко не всем, кому бы хотелось. Всё у меня по минимуму, когда же максимум будет? Накануне, слава Богу, заметно прохладнее было. Небо местами затягивали тучи, но не грозили закрыть от нас праздничную и звонкую его синеву. Поехали на акафист? Что-то сил становится всё меньше и меньше… Решили сразу ко всенощной. До её начала зашли к Т., потом решили попытать счастья — попасть в Троицкий. Вокруг толпа. Пробиться трудно, но как-то спокойно пришла мысль: если Преподобный проведёт — попадём. Откуда-то появилась шустрая девица: “Пропустите, пропустите”. Мы не стали ждать приглашения, стали протискиваться за ней. И вот мы в притворе — уже хорошо. Дальше, одолев самую трудную преграду — пробку в дверях, пробираемся сразу к северному окну, где всегда свободнее. Окно, довольно узкое и высоко пробитое, всё-таки дарит немного прохлады. Видно раку Преподобного. Ещё более часа до начала всенощной и “гробовой монах” служит акафист, а весь народ поёт ему “радуйся” — любимому угоднику, преподобному авве Сергию. Не случайно говорят, что в дни торжеств многие чувствуют живое присутствие Преподобного. Кто, что и как чувствует — не столь важно, главное — едут и идут к Преподобному и от него в душе что-то увозят, каждый по мере веры и любви своей. В этот раз после довольно долгой болезни приехал на праздник Патриарх. Нам за головами не видно, но подносимый крест сверкнул над толпой, движение головой явно указывало на процессию, традиционно встречающую Патриарха из покоев. Загудел колокол. Очень люблю его звучание, предшествующее включению обычного многоголосного звона. Мне бы хотелось послушать колокола в тишине, а народ усердно и громко поёт молебен. Не запретишь ведь, но в основе так любимого нашим народом колокольного звона лежит понимание красоты безмолвной молитвы. Мне кажется, что нигде это так не ощущается, как в Лавре.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Памяти игумена Μарка (Лозинского) В кафедральном Всехсвятском соборе в г. Туле 31 января 1973 года было совершено отпевание профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского) . Ректор академии архиепископ Дмитровский Филарет по окончании Божественной литургии, перед началом чина иноческого отпевания, произнес надгробное слово. В нем он выразил соболезнование отцу покойного – протоиерею Ростиславу Лозинскому от имени и по поручению Святейшего Патриарха Пимена, от наместника Троице-Сергиевой Лавры и от академии и кратко охарактеризовал труды отца Марка в академии. Страдая много лет сахарным диабетом, игумен Марк проводил рождественские каникулы у своего отца в Туле, где и скончался 29 января. Весть об этой кончине поразила всех в академии и Лавре своей неожиданностью. Короткой была жизнь почившего профессора, она прервалась, казалось бы, в самом начале. Игумен Марк родился в Ивангороде Ленинградской области 4 июня 1939 года в семье священника. По окончании средней школы в 1957 году Сергей Лозинский (его имя в миру) поступил в 3й класс Московской духовной семинарии и, успешно закончив семинарию, был принят в 1959 году в академию. По окончании второго курса академии он вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, а 19 декабря 1962года принял иноческий постриг с именем Марк – в честь апостола и евангелиста Марка. В апреле 1963 года отец Марк был рукоположен во иеродиакона. Иеродиакон Марк закончил академию в 1963 году со степенью кандидата богословия и Советом МДА был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Темами его кандидатской и стипендиатской работ была иконография Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же Совет МДА поручил отцу Марку преподавание гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником Церковно0археологического кабинета, а с 9 сентября 1964 года до кончины – помощником заведующего ЦАК. 4 декабря 1964 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил иеродиакона Марка, бывшего одно время его иподиаконом, во иеромонаха и наградил его набедренником. С 1965 года отец Марк читал и в академии курс гомилетики. Ему одно время поручалось чтение лекций по Священному Писанию Ветхого Завета и пастырскому богословию на I курсе академии. С 1968 года отец Марк – доцент МДА. К Пасхе 1969 года Святейший Патриарх Алексий возвел его в сан игумена. После успешной защиты отцом Марком магистерской диссертации в июне и получения им магистерской степени Святейший в декабре того же года утвердил его в должности профессора академии. Местоблюститель Митрополит Пимен к Пасхе 1971 года удостоил игумена Марка награждения крестом с украшениями. В октябре 1972 года Совет академии назначил отца Марка председателем Церковно-практической комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

«Священник, не снявший с себя сана» Прошли годы, выросло два поколения наших соотечественников. Палачи тщательно стирали следы своих преступлений. Они рушили бараки, ровняли с землей могилы, жгли документы, смывали невинную кровь кровью своих сообщников. Так что будто ничего и не было. Не было БАМЛАГа, Беломорканала, СЛОНа и СТОНа. Но было. И подобно тому, как вечная мерзлота исторгает из земли в оттепель истлевшие корни деревьев, камни острогов и обрывки колючей проволоки, так и река времени неизбежно выносит в поток вечности свидетельства о жизни, ставшей житием. Теперь нам известны события последних месяцев жизни отца Павла Флоренского и обстоятельства его мученической кончины. Последнее письмо от з/к Флоренского П.А. пришло в Загорск 19 июля 1937 года. На запросы было сообщено, что Флоренский П.А. снова осужден «сроком на 10 лет без права переписки». И всё. Два десятилетия неизвестности и... надежд. Поминали всегда «О здравии». Новое сообщение о судьбе осужденного з/к Флоренского П.А. было получено в связи с возбуждением дела о его реабилитации. В свидетельстве о смерти П.А. Флоренского, выданном Невским ЗАГСом г. Ленинграда 3 ноября 1958 года, сообщалось, что реабилитированный П.А. Флоренский умер 15 февраля 1943 года. Эта дата соответствует сроку осуждения в 1933 году на 10 лет, но она близка и к датам смерти, которые указывали при реабилитации в 50-е годы. Хотя дата эта и вызывала сомнения, но теперь поминать о. Павла стали «За упокой» и по просьбе Анны Михайловны Флоренской был совершен наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским), позже архиепископом Волгоградским и Саратовским, чин погребения. «Вы спрашиваете о подробностях погребения о. Павла в Лавре (заочном), – отвечает 29 апреля 1987 года Высокопреосвященный Пимен в ответ на вопрос В.А. Никитина, родственника Флоренских, церковного публициста. – Мне уже трудно вспоминать подробности. Пришла ко мне Анна Михайловна Флоренская (я был наместником Лавры) и сказала, что получила откуда-то справку, в которой говорилось, что П.А. Флоренский умер в 1943 году. Она просила отслужить погребение. Погребение я отслужил в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры 15 декабря 1959 года (П.В. Флоренский вспоминает, что это происходило в Трапезном храме. – Ред.) Присутствовали при службе: Анна Михайловна, Кирилл Павлович , Павлик, Ваня (второй сын Василия Флоренского. – Ред.), Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна. Затем они все были у меня в покоях, что-то рассказывали (уже не помню что, но много житейского, из своей жизни)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010