Аннотация В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева , в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия. Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики. Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева 1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г. 2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова 3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого) , впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского) , в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Содержание Введение Часть первая Глава 1. Преподобный Дионисий до его архимандритства в Троицком монастыре Глава 2. Рассылка Дионисием патриотических грамот и его заботы о потерпевших во время Московского пожара Глава 3. Значение деятельности Троицких властей в судьбе и успехах Нижегородского ополчения и участие их в последующих затем событиях Часть вторая Глава 1. История исправления церковно-богослужебных книг преподобным Дионисием до патр. Филарета Требник Триодь цветная Октоих Общая Минея Месячная Минея Псалтирь Канонник Глава 2. История исправления богослужебных книг преподобным Дионисием при патр.Филарете Глава 3. Преподобный Дионисий, как настоятель Троицкого монастыря Приложения I. Из рукописи Троиц. Лавр. Библиотеки 700, листы:134–142 II. Из рукописного сборника библиотеки Троице-Ссргиевой Лавры 700, листы 295–325 III. Из рукописи Московской Синодальной Библиотеки л.л.41об.–48     Внутренними смятениями егда напутствуема бе Россия, такожде и внешними, воздвигл еси, Господи, подвигоположников духовных, иже без меча и стрел, и не коварством укротиша дерзость врагов, но силою смиренности и святости, в лике коих воспеваем и тя, отче Дионисие! (Канон преп. Дионисию, песнь 4-я, ст. 2). Истинным слова разумением одарен был еси свыше, Богомудре Дионисие: и сего ради паче других поручено тебе исправити погрешности, в церковные книги по неведению вшедшие. (Канон преп. Дионисию, песнь 5-я, ст. 1). Введение Значение Дионисия в гражданской и церковной истории русской. – Разделение исследования. – Источники. В Троице-Сергиевой лавре на пространстве между колокольнею и Троицким собором есть памятник, на одной стороне которого находим такую надпись: «три были несчастливые для России времена, и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала и спомоществовала». И действительно, в трудные годины нашего отечества Сергиева обитель не оставалась безучастной к бедствиям его, но существенно помогала. Помощь эта проявлялась или в материальных пособиях отечеству, или в том нравственном влиянии обители, благодаря которому она одушевляла и подвигала русских людей на великие дела. Наше смутное время и было такою эпохою, когда нравственное влияние лавры явилось одною из сил, послуживших к восстановлению и оживлению расшатавшейся тогда русской государственности. Достойны, поэтому, внимания те лица обители, которые явились в то время представителями и носителями этой силы. Одно из таких лиц, именно архимандрит обители Дионисий и составит предмет нашего исследования 1 . Но чтобы вполне понять и оценить значение деятельности знаменитого архимандрита в смутное время, необходимо здесь же сказать несколько слов о самой этой эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Закрыть Старец молится за всю землю Русскую Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье 22.09.2022 825 Время на чтение 5 минут Источник: Русь Державная   В разговоре с Андреем Николаевичем Печерским, главным редактором газеты «Русь Державная», Андрей Николаевич вспоминал своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова), у которого окормлялся, спрашивал духовного совета и много доброго сделал по благословению любимого православным народом старца. Накануне нашей беседы Господь сподобил меня побывать на могилке батюшки в Троице-Сергиевой Лавре. Я упомянул об этом в разговоре с Андреем Николаевичем и вспомнил также, что отец Кирилл крепко связан с нашим Русским Приморьем. Тогда главный редактор «Руси Державной» предложил мне написать об отце Кирилле и о том, что для него значило Приморье. Уже более пяти лет прошло, как ушел в мир иной любимый русским народом знаменитый подвижник Русской Церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка был великим молитвенником на земле, и сейчас многие-многие православные слышат сердцем его молитвы на небесах, замечают его благодатную помощь. Вся Русь стремилась к батюшке за советом в Троице-Сергиеву Лавру и потом — в подмосковное Переделкино. А теперь вся православная Россия идет к могилке батюшки в Лавре. Велико сердце отца Кирилла, всю нашу Русь Великую вмещает оно в свои духовные объятия. И мы, живущие на окраине России, у берегов Тихого океана, тоже чувствуем, что батюшка с нами. У батюшки еще в его земной жизни была давняя связь с нашей Приморской землей. Здесь, в Русском Приморье он проходил суровую службу в армии и получил крепкую закалку, которая помогла ему в годы войны, в тяжелые дни обороны Сталинграда. В Приморье живет и молится митрополит Вениамин (Пушкарь) — духовный сын отца Кирилла. В этом году в святой День Рождества Пресвятой Богородицы исполняется ровно тридцать лет, как Владыка был назначен правящим архиереем на Владивостокскую и Приморскую кафедру, которой управлял до 2018 года. Митрополит Вениамин родился и вырос в Приморском крае, а по окончании школы поступил в Московскую Духовную семинарию, где и стал окормляться у батюшки.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/starec...

Китайцы, японцы и тибетские монахи — о самых необычных паломниках к преподобному Сергию Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного 21 июля, 2014 Экскурсоводы лавры о самых замечательных гостях преподобного Каждый день в Троице-Сергиеву лавру приезжает множество паломников, туристов. В будние-то дни, особенно летом, в лавре бывает тесновато, а что уж говорить о выходных и праздниках! Кто эти люди, которые стремятся в обитель преподобного? Предлагаем устные и письменные рассказы экскурсоводов – тех, кто ежедневно по нескольку раз в день общается с гостями лавры. Из записной книжки экскурсовода Отец Павел Флоренский сравнивал лавру с зеркалом, в котором отражена вся русская история. Сегодня, в XXI веке, в ее отражении можно увидеть не только свою страну: Тулу, Нижний и Великий Новгород, теплую Астрахань. Лавра – излюбленный туристический объект для всех земных континентов. Ворота лавры открываются в пять утра. И с этого момента заканчивается та самая молитвенная тишина, ради которой монаху не жаль всей своей жизни с красивой молодостью и талантами. Но никто из братии не ропщет за украденный покой. Понимают, что придя в лавру, они должны послужить преподобному Сергию и всем тем людям, которые ведомыми одному Господу путями придут в обитель преподобного. Первыми посетителями оказываются самые усердные молитвенники, желающие вместе с монахами попасть на братский молебен у мощей преподобного Сергия. Среди первых богомольцев и паломники из дальних регионов. Едут порой в автобусе больше суток, лишенные каких-либо необходимых средств цивилизации. Чаще всего – это простые женщины с натруженными руками и обветренными на солнце лицами. Тяготы, житейские скорби и желание прикоснуться к самой великой русской святыне придали им сил преодолеть все тяготы пути. Суетятся, волнуются, истово молятся или просто тихо рыдают пред дивными иконами великого Андрея Рублева. И так часто случается, что не ложится историческая справка об исключительном историческом и культурном значении Троицкого собора с иконами Андрея Рублева на память этих людей, но что-то очень важное и великое независимо от знания или незнания происходит в их сердцах и в жизни тех близких, о ком они здесь молятся.

http://pravmir.ru/1kto-priezzhaet-k-prep...

Илл.1: Новый храм (выделен желтым) будет интегрирован в Ризничный корпус Лавры (показан зеленым цветом) ЖМП 3 март 2013 /  25 февраля 2013 г. 01:00 Посад преподобного Сергия: как отметят юбилей? Самый полный обзор запланированных юбилейных мероприятий с финансовой точки зрения «Церковный Вестник» уже сообщал о расширенных заседаниях подмосковного правительства и рабочей группы при Президенте РФ, посвященных приближающемуся 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В программе только основных праздничных мероприятий — уже десятки позиций, распределенных по всему юбилейному году, апогея же празднества достигнут 18 июля, когда в  Свято-Троицкой Сергиевой Лавре намечен организуемый Министерством культуры РФ и  Московской Патриархией торжественный акт. Рассказываем об этих планах подробнее. Духовные школы: новоселья для книг и студентов В профессорской столовой Московской Духовной Академии висит большой холст: празднование 150-летнего юбилея пребывания этого учебного заведения в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Было это осенью 1964 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы — в тот самый день, когда в Москве со всех своих постов был смещен Никита Хрущев. Из изображенных на картине светских и духовных лиц в живых не осталось ни одного человека — за одним-единственным исключением: скромно стоящий в самом углу молодой монах — это Филарет, ныне Патриарший экзарх Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий. Да, случилось так, что насчитывающая 327-летнюю историю Академия обосновалась в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1814 году, и юбилейные годы основателя этой обители неизменно совпадают с круглыми «академическими» датами. Неудивительно, что основная лаврская предпраздничная стройка развернулась именно в Академии. Это 5-этажное общежитие на 646 мест для студентов и аспирантов московских духовных школ в северной части Пафнутьева Сада. Проектом 271 комната разделена на три блока: 67 номеров женского отделения для учащихся регентской и иконописной школ, 53 аспирантских номера с общими кухнями, 151 номер для семинаристов и студентов академии. Все жилые помещения рассчитаны на заселение максимум четырех человек, так что знаменитые семинарские спальни казарменного типа к будущим летним каникулам уйдут в историю. В крайне сложных геологических условиях (родники, блуждающие ручьи-невидимки и протекающая прямо по стройплощадке речка Кончура, которую пришлось заключить в трубу и убрать под землю) уже завершен нулевой цикл. Переложен старый коллектор, на новые места перенесены мешавшие стройке овощехранилище и столярный цех.

http://e-vestnik.ru/culture/700_let_serg...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас» Фоторепортаж с праздника в Троице-Сергиевой Лавре Владимир Саяпин   06:41 19.07.2023 411 Фото: Фото автора В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре большой праздник, чтим основателя лавры игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. 18 июля – обретения честных мощей преподобного Сергия. В его обитель съехались паломники со всей Руси, немало людей пришли крестными ходами. Собрались все архиереи, у них намечается совещание. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию на Соборной площади Лавры. Торжественное богослужение совершалось перед чтимой иконой преподобного Сергия. Для праздничных всенощного бдения и Божественной литургии на Соборной площади был устроен помост, а перед Успенским собором Лавры — престол под сенью.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/pr...

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5.02.1807–30.04.1867) – епископ Кавказский и Черноморский, один из наиболее выдающихся подвижников и духовных писателей XIX в. Принадлежал к древнему дворянскому роду. Уже в юности проявлял склонность к уединенной жизни (см. его лирическую прозу: «Плач мой». 3-е изд. СПб., 1905). В 1822–1826 гг. учился в Главном инженерном училище (об этом периоде см.: Лесков Н.С. Инженеры-бессребреники. Собр. соч. М.: Правда. 1990. Т. 2. С. 136–188). В годы учебы юноша был вхож в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина; на литературных вечерах он декламировал стихи и прозу и заслужил благосклонное внимание А.С. Пушкина, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича. Со временем все чаще его можно было встретить в Александро-Невской лавре, где под руководством иноков он читал святых отцов. Через иноков Брянчанинов познакомился с известным впоследствии Оптинским старцем Леонидом. Это укрепило его в зародившемся еще в детстве желании уйти в монастырь. В 1827 г. Д.А. Брянчанинов вышел в отставку в чине поручика и несколько лет проходил послушание в различных монастырях. В 1831 г. Вологодский епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество. Он же рукоположил нового монаха во иеродиакона и затем во иеромонаха. В 1833 г. иеромонах Игнатий возведен в сан игумена, а в 1834 г. в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1857 г. хиротонисан (посвящен, поставлен) во епископа Кавказского и Черноморского (с ка­федрой в Ставрополе). В 1861 г. св. Игнатий ушел на покой в уединенный Костромской Николо-Бабаевский монастырь. На освященном поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 6–9 июня 1988 г., было провозглашено: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания (среди 520 Комментарии других восьми святых. – В.Ф.) Епископа Игнатия Брянчанинова – подвижника благочестия, автора многочисленных творений, аскета и учителя христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания и являются его продолжением. Они легко читаемы и понимаемы современному христианину. Епископ Игнатий почитался за святость жизни уже своими современниками, которые видели в нем ученого подвижника и богослова Православной Церкви» (Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ. 6–9 июня 1988 г. С. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 сентября Черниговская Гефсиманская икона Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

архим. Кирилл (Павлов) Отцу Кириллу – восемьдесят! В июне многие православные люди поздравляли с 80-летним юбилеем нашего духовника, который пользуется всероссийским почитанием – архимандрита Кирилла (Павлова) . Духовник Троице-Сергиевой Лавры, он воспитал многих епископов, священнослужителей да и мирян, окормлял и окормляет многих людей, отвечает на каждое письмо, которое к нему приходит (а писем этих буквально у него стоят мешки полные). Отец Кирилл очень внимателен к людям, и для нас, нашего поколения – это действительно удивительное явление нашей жизни: что мы живем в одно время с таким удивительным человеком. Светлый образ, тихий нрав, евангельская кротость и в то же время – большое внимание к людям, участие в судьбе каждого, кто к нему обращается. Терпение большое к немощам человеческим, без укорения, без строгости излишней. Но в то же время, когда дело касается защиты истины, он принципиален и говорит правду, говорит в глаза, не боясь и не стесняясь. В Лавре преподобного Сергия много духовников, каждый из них окормляет сотни, а может, тысячи людей, и мне кажется, что (не только по моим наблюдениям, но и по отзывам людей, имеющих духовный опыт) все-таки отец Кирилл – украшение Троице-Сергиевой Лавры. Отец Кирилл вызывал и вызывает уважение духовно опытных людей, которые именно подтверждают, что он – опытный духовник, правильный духовник. И для нас это очень важно, потому что должны быть ориентиры в жизни, должны быть те люди, за которыми можно безбоязненно следовать по пути спасения. Мы желаем Батюшке доброго здоровья, помощи Божией в его трудах на благо Церкви Христовой, на благо духовных чад, желаем ему духовной радости, хотя к духовнику люди приходят чаще всего со скорбями и проблемами своими, с тяжестями духовными. Но в этом и счастье наше, что духовник может облегчить бремя грехов, которое связывает, и может действительно помочь наладить духовную жизнь. Я помню, как мы семинаристами приходили к нему. Всегда в его келии было много народу или, лучше сказать, около келии, в коридорчике. Всегда было очень много мирян в посылочной, там, где он принимал народ. Он никогда не считался и не считается со своим здоровьем, со своим временем. Многих знает, хорошая память у него, помнит всех. Помнит проблемы людей, и много удивительных случаев связано у его духовных чад с его духовным руководством. И правда, люди получают помощь по его молитвам, становятся на правильный путь жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010