Патриарх Кирилл: Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа 24 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для Вечной жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-greh-z...

поиск:   разделы   рассылка Интервью с управляющим делами Московской патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием Источник: Православная Москва – Ваше Высокопреосвященство, любовь к Богу в человеке закладывается с юного возраста. Что Вы вынесли из своего детства? – Родился я в селе Малиновка Аркадакского района Саратовской области. У нас была многодетная верующая семья. Жили мы очень скромно. Впрочем, так жили в то время многие. Единственно, что отличало нас от других односельчан это то, что все мы были верующими. Мы поддерживали друг друга в молитве, в посте, в посещении храма. Оглядываясь в прошлое, понимаю, как важно иметь дружную, православную семью, которую Христос называл малой Церковью. К вере я пришел через маму. От кого можно взять любовь к Господу? Только от родителей. Я всю жизнь хожу под благословением своей мамы Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, она, слава Богу, еще жива. Храмов поблизости от нашего села не было. Поэтому мы пользовались любой возможностью хоть что-то узнать о Церкви. Если какая-то информация доходила до нас, – а это были отдельные чудом сохранившиеся листочки из священных книг, тетради с молитвами, которые верующие люди передавали друг другу, – то мы старались их переписать, чтобы у нас тоже это дома хранилось. После армии мне посчастливилось побывать в в Троице-Сергиевой лавре, в Псково-Печерском монастыре, в Успенском Пюхтицкой обители. Я чувствовал, что меня все больше и больше тянет к Богу. В какой-то момент понял, что готов полностью отдаться церковному служению. Это была и мамина мечта, она очень хотела, чтобы кто-то из ее детей посвятил себя служению Господу. А выбор мною монашеского пути своим жизненным примером определил архимандрит Модест (Кожевников), в схиме Михаил, настоятель Михаило-Архангельского собора города Сердобска Пензенской области. В этом доме Божием я после демобилизации из армии служил алтарником. С рекомендацией архимандрита Модеста в 1976 году поступил в Московскую духовную семинарию. Постоянно посещал братские молебны в Троице-Сергиевой лавре. И уже тогда четко решил для себя принять постриг. Господь избрал меня из пастухов – я ведь родился и жил в селе – для того, чтобы я стал пастырем овец словесных.

http://religare.ru/2_77194.html

протоиерей Василий Жмакин Жизнь святителя Иннокентия до 1816 года Святитель Иннокентий родился 30 мая 1784 г. недалеко от Москвы, в селе Павлове Богородской округи Вохонской десятины, где отец его, Димитрий Егоров, состоял причетником при церкви Воскресения Христова. При святом Крещении будущему архипастырю дано было имя Иларион. Рано стали пробуждаться в нем богатые от природы способности. Некоторые начатки образования он получил еще в доме своего родителя. Собственно школьное образование его началось в московской Перервинской семинарии, где за мягкость и кротость своего характера он получил фамилию Смирнов. Из Перервинской семинарии для усовершенствования богословского образования благочестивый юноша перешел в главную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, славившуюся высоким уровнем получаемых знаний. В Лаврской семинарии он, помимо русского и латинского языков, обучался церковной и гражданской истории, философии, богословским наукам и, наконец, греческому и французскому языкам. Еще прежде окончания полного курса Иларион Смирнов за отличные способности и блестящие успехи в науках в феврале 1805 года, на двадцать первом году жизни, определен был учителем Сергиевской семинарии, вначале в грамматический класс, а в марте 1808 года – на вакансию учителя поэзии 9 . Будучи учителем поэзии, молодой богослов в то же время занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподаванием катехизического учения для всей семинарии. В январе 1809 года он был поставлен учителем высшего красноречия и риторики, а в августе того же года на него возложены были должности префекта семинарии и учителя философии, исполняемые им до 1812 года. Иларион Смирнов еще в цветущей юности обнаруживал сильную склонность к монашеству. Будучи учителем Сергиевской семинарии он последовал давнему влечению своего сердца и по благословению Московского митрополита Платона 13 октября 1809 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре с именем Иннокентий в честь первого святителя Иркутского; на следующий день был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. В августе 1810 года иеромонаха Иннокентия назначают игуменом Николаевского Угрешского монастыря, откуда 14 октября того же года его переводят настоятелем в Московский Знаменский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Рахманово. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты По преданию, Вознесенская церковь стоит на месте бивуака войска св. Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре. На пути из Москвы в Лавру преп. Сергия паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове. Храм построен в 1802 году в стиле русского классицизма на месте ранее разобранной деревянной церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Придел храма во имя свт. Николая. Храм был ограблен большевиками, но практически не закрывался и был единственным действующим в округе до 1988 года. Иконостасы начала XX века. Стенная роспись 50-х годов XX века. Большая часть икон конца XIX - начала XX века. Храм является памятником архитектуры, охраняется государством. Всего в километре от деревни Сафарино (ныне Софрино), на Ярославской дороге расположено историческое село - Рахманово, отмеченное церковью в честь Вознесения Господня, построенной в 1802 г. взамен обветшавшего деревянного храма. Вознесенский храм имеет два придела - во имя св. вмч. Димитрия Солунского и свт. Николая чудотворца, которые были перестроены в середине XIX века. По предположению известного историка русского искусства М.А. Ильина, первый храм в этом селе мог заложить святой благоверный князь Димитрий Донской в честь своего Небесного покровителя. Существует предание, что здесь останавливались войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре, и полководцу во сне явился великомученик Димитрий, который обещал победу над татарами, что позже подтвердил также и преподобный Сергий Радонежский. Свое название село получило от имени владельца - Алексея Никитича Рахманова. В начале XV века это село было куплено для Троицкого монастыря преемником преподобного Сергия, игуменом Никоном. В конце сентября 1608 г. недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И.И. Шуйский, и поляками во главе с паном Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но подвел Федор Головин, по каким-то причинам покинувший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. После поражения в этой битве началась шестнадцатимесячная осада польскими оккупантами Троицкой обители.

http://sobory.ru/article/?object=00445

Скачать epub pdf Содержание «Читайте Евангелие!» «Не бежать из городов» «Не сокращать богослужения» «Меньше внимания внешнему, больше – внутреннему» «Церковь будут рушить изнутри» Тернистый путь солдата Как появился двойник «Молчание по смирению» Вопрос о наградах «Война – это хуже ада» «Не бойся! Я с тобой» «Он светит нам своим примером» Преображение человека Ответ офицеру «Русь – это сталь непобедимая» Из поучений отца Кирилла     8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, исполнилось 95 лет со дня рождения архимандрита Кирилла (в миру – Ивана Дмитриевича ПАВЛОВА). Герой Советского Союза, знаменитый сержант, защитник дома Павлова в Сталинграде, он 6 лет воевал на фронтах Великой Отечественной, а потом 60 лет служил в Троице-Сергиевой Лавре. Отказавшись от вступления в партию, воин-легенда был тут же разжалован и лишен геройского звания. В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и более 60 лет провел в главной обители России – Троице-Сергиевой Лавре. Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, он многолетними трудами стяжал благодатный дар прозорливости. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира. Был духовником трех патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Не случайно его называют «последний светоч России». Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954г.– в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других (более 60 лет) – силой Иисусовой молитвы. 10 лет назад тяжелый недуг приковал отца Кирилла к постели. Сегодня он плохо видит, плохо слышит, но губы непрестанно шепчут молитву. Обладая острым духовным зрением, он даже в таком болезненном положении продолжает руководить своих чад ко спасению. Греческий епископ, недавно посетивший старца, сказал, что «архимандрит Кирилл распинается ныне на страдальческом кресте – один за всю Россию».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Стенограмма встречи Владимира Путина с членами Священного Синода и представителями поместных Православных Церквей В день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре состоялась встреча Владимира Путина с членами Священного синода Русской православной церкви и главами делегаций поместных православных церквей 18 июля, 2014 В день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре состоялась встреча Владимира Путина с членами Священного синода Русской православной церкви и главами делегаций поместных православных церквей ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! За этим столом – члены Священного синода Русской православной церкви и главы 15 православных поместных церквей, которые откликнулись на наше приглашение и приняли участие в богослужении и во всей праздничной программе. Но, конечно, очень большое значение для всех, кто здесь собрался сегодня, имеет встреча с Вами, с Президентом Российской Федерации, с православным человеком. Мы радуемся, что Вы вместе с нами сегодня праздновали память святого праведного преподобного Сергия Радонежского. Сейчас есть возможность немножко поговорить, и я прошу Вас обратиться со своими словами к собравшимся. В.ПУТИН: Ваше Святейшество! Уважаемые друзья, братья! В первый раз в последнее время в таком составе вы собирались на 1025-летие Крещения Руси, и, похоже, это становится доброй традицией – собираться в таком составе по случаю крупных православных мероприятий. Одним из таких, безусловно, является и 700-летие преподобного Сергия Радонежского – как мы говорим, собирателя русских земель, человека, который внёс неоценимый вклад в историю, в развитие нашего государства и в укрепление православной веры. Мы живём в сложное время, к сожалению, и на международной арене, и в духовной сфере, в нравственной очень много проблем, которые нам приходится преодолевать. Но мы сможем это сделать, только следуя тем идеям, которые в своё время сформулировал Сергий Радонежский – мы с Патриархом сегодня об этом вспоминали, – который призывал к единению и любви и говорил, что только любовь и единство могут нас спасти.

http://pravmir.ru/stenogramma-vstrechi-v...

В 2014 году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (1314–1392) и более скромный праздник, 200-летие пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Это большой юбилей, к которому уже не первый год ведётся фундаментальная подготовка совместными усилиями Церкви и государства. В лавре и академии не прекращаются реставрационные работы, готовятся книги, альбомы, духовно-просветительские проекты. Конференции и мероприятия, посвященные наследию прп. Сергия Радонежского планируются как в России, так и за рубежом. Здесь на примере отдельных фактов и литературных текстов мы проследим одну из самых тонких и малозаметных траекторий – отношение к преподобному Сергию за пределами отечества. Прп. Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен Земли Русской, был предстателем за Россию в самые суровые годы. Хотя сам он ничего не писал, кроме краткого предсмертного завещания, его житие стало открытой книгой, глубоким введением в искусство подвижничества, древнерусским «катехизисом» – не менее значимое для Руси, чем «Житие прп. Антония», написанное св. Афанасием Александрийским в IV веке, остающееся основополагающей книгой для христианской аскетической традиции. Самое древнее, классическое житие прп. Сергия было написано прп. Епифанием Мудрым, который имел всего лишь год непосредственного ученичества у аввы. Следующее по значимости – сокращённая редакция учёного монаха Пахомия Серба или Логофета, который работал над ней во время своего пребывания в Лавре с 1440/1443 по 1459 годы. Его труды приходятся на время официальной канонизации прп. Сергия в 1448/1449 годах при митрополите Ионе. Впоследствии создавались и другие версии жития – в основном на основании этих двух классических текстов. И тот и другой автор побывали в духовных центрах христианского Востока. Так, сравнивая себя с прп. Сергием, прп. Епифаний, искусный в плетении словес, писал о том, что в отличие от своего учителя, который всё время пребывал в пустыне, он изъездил весь мир, а именно: посетил Иерусалим, Константинополь и Афонскую гору, но при этом не достиг его святости. Пахомий в 1438 году прибыл в Россию с Афонской горы. Это имеет немалое значение – жизнь великого аввы описали те, кто имел возможность сравнить лавру с Афоном и тем самым заметить в жизни прп. Сергия те черты, которые могли ускользнуть от взгляда менее просвещённых его современников. Паломничество, посещение святых мест, взгляд на Россию со стороны – самый верный способ понять духовный смысл тех событий, которые происходили и происходят в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почти тридцать лет жизни отец Павел провёл в одном из удивительных мест нашей родины, которое он называл «маковцем – средоточною возвышенностью русской культуры» (В достохвальный «Маковец» 2 . [Письмо от] марта 1925 г.). Сначала это были годы учебы (1904–1908) и преподавания (1908–1919) в Московской Духовной Академии, потом напряженный, исполненный патриотизма труд в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918–1920), а затем время, когда деятельность отца Павла прямо не была связана ни с Лаврой, ни с Академией, но вдохновлялась и поддерживалась сложившимся ранее духовным строем. Почти тридцать лет отец Павел прожил сначала в стенах Лавры, как учащийся Академии, а затем в непосредственной близости от неё, в Сергиевом Посаде. Не удивительно, что он духовно сроднился с Лаврой и сумел проникновенно показать её смысл и значение для России. «Есть тонкое очарование Лавры, – писал отец Павел, – которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, тёплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовёт к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие вцелом русской государственности, и какая-то, трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением. Это-то всестороннее жизненное единство Лавры как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, даёт Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьётся пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое» (27, с. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИЛИАН (Марченко Михаил Григорьевич; 30.09.1871, с. Поповка Конотопского у. Черниговской губ.- 1938, близ с. Чемолган Каскеленского р-на Алма-Атинской обл.), прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), игум. Из семьи священника. Получил домашнее образование. 4 февр. 1896 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру . 30 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Максимилиан. 5 февр. 1904 г. рукоположен во диакона, 15 апр. 1910 г.- во иерея. С 14 нояб. 1912 г. помощник благочинного лавры. С 5 марта 1913 г. блюститель лаврской ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 25 авг. 1914 г. командирован в Ставку Верховного главнокомандующего с чудотворным образом прп. Сергия из Троице-Сергиевой лавры. Служил священником в церкви при Ставке, окормлял раненых в учрежденном там же лазарете. Как вспоминал протопресв. Георгий Шавельский : «Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и притом со всеми ласковый и словоохотливый, о. Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных, и врачебного персонала» ( Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 228). В апр. 1915 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В том же году вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В 1918 г. назначен уставщиком лаврского Троицкого собора. Был возведен в сан игумена. В 1919 г. числился в сельскохозяйственной артели, учрежденной монахами при Гефсиманском скиту. Позднее работал сторожем при музее-заповеднике в закрытой властями Троице-Сергиевой лавре. 22 мая 1928 г. арестован «как бывший монах... не сочувствующий социалистическому строительству». Помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», по к-рому было привлечено к следствию более 80 чел. 8 июня того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей.

http://pravenc.ru/text/2561660.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010