Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Патриаршее слово в Троице-Сергиевой лавре за Божественной литургией в Светлый вторник 21 апреля 2009 г. 17:00 21 апреля 2009 года, во вторник Светлой седмицы, в день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молившимся с проповедью о Пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вся Пасхальная неделя посвящается одной жизненно важной теме — теме веры и неверия. В первый день Пасхи за вечерним богослужением мы читаем Евангелие о том, как Господь явился ученикам, а Фомы не было. И сказал Фома, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока не прикоснется к Спасителю своими руками и не вложит пальцы в язвы от гвоздей. Следующее воскресенье продолжит эту тему, и мы прочитаем следующую часть Евангелия, повествующую о том, как Господь явился ученикам и как Фома был среди них, и как Фома вложил свой перст в язвы от гвоздей и признал Воскресение, поклонился Спасителю Воскресшему. И сегодня только что мы слышали два Евангельских эпизода. Петр пришел ко гробу, увидел пелены лежащие, и отошел в себе дивяся бывшему . Ну, казалось бы, зачем же удивляться? Ведь неоднократно Спаситель говорил, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть. Так радоваться надо было, а не удивляться — ведь все так просто: пуст гроб, пелены лежат — значит, произошло Воскресение. Не верит Петр, не может понять, что произошло. А два других — Лука и Клеопа, которые шли во Эммаус — рассказывают своему спутнику о том, что произошло. И Спаситель, Который и был этим путником, но Которого не узнали Лука и Клеопа, ибо, по слову Евангелиста, глаза, зрение их было удержано, Он им говорит: разве не так надлежало пострадать Христу? И в  самом деле — разве Лука и Клеопа не слышали то, что Спаситель, еще будучи живым, говорил о Своем страдании, смерти и воскресении?

http://patriarchia.ru/db/text/623516.htm...

Вспоминая патриарха Пимена Беседа с протопресвитером Матфеем Стаднюком 3 мая 2010 года исполнилось 20 лет со дня блаженной кончины, а 23 июля исполняется 100 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Матфей Стаднюк был одним из ближайших сотрудников покойного предстоятеля: с 1973 года и до самой кончины Святейшего Патриарха Пимена в 1990 году он был его секретарем и одновременно заместителем председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии.   – Отец Матфей, расскажите, пожалуйста, о вашей первой встрече с патриархом Пименом. – Первая моя встреча с патриархом Пименом была в Троице-Сергиевой лавре, когда он был наместником обители, архимандритом, а я – студентом Московских духовных школ. Мы, студенты, часто ходили в надвратный храм в Троице-Сергиевой лавре, где архимандрит Пимен говорил проповеди. Говорил он замечательно, прекрасная была у него память. Проповеди его были на святоотеческих примерах и глубоко церковные. Я не помню, чтобы кто говорил так хорошо, как отец Пимен. И служил он прекрасно, и в лавре преподобного Сергия его очень любили. Многие прихожане из Москвы приезжали, чтобы насладиться красотой тех богослужений, которые он совершал. – Расскажите, пожалуйста, что требовал патриарх Пимен от сотрудников Патриархии? Как работал сам? – Патриарх Пимен требовал точного исполнения поручений, которые он давал. Когда я был назначен секретарем, я сказал ему: «Ваше Святейшество, я служу вам не как человеку, а как Патриарху Всероссийскому, как особому человеку, который поставлен Господом управлять Русской Православной Церковью». Как и весь русский православный народ, я относился к Святейшему Патриарху как к особому человеку в Церкви, как к носителю благодати Божией. И поэтому для меня всякое поручение его было свято, и я старался выполнить его в точности. Не было случая, чтобы я, как секретарь, что-то свое вносил; для меня воля Святейшего Патриарха была волей человека, которую я должен беспрекословно соблюдать. Это я говорил и патриарху Пимену, и потом патриарху Алексию II. Для меня всегда воля патриарха была волей Божией.

http://pravoslavie.ru/36229.html

Дневниковые записи 2 Александра Дмитриевича Беляева 3 охватывают период с 15 по 28 апреля 1918 г. по старому стилю. Центральный день церковного года – Пасха, которая праздновалась в тот год 22 апреля – оказывается и центром данного фрагментарного повествования, в другие периоды смутного революционного времени профессор А. Д. Беляев неоднократно бывал в Москве на заседаниях Поместного Собора и на других мероприятиях. Предпасхальные и пасхальные дни он провел в Сергиевом Посаде, бывал в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии на богослужениях и по другим случаям. Таким образом, этот отрывок из дневников предлагает читателю целостное видение духовной атмосферы, сложившейся в Лавре, Академии и во всем Сергиевом Посаде на драматическом изломе между новой революционной реальностью и старым уходящим, но еще очень крепким строем жизни. Автор дает нелицеприятные оценки мероприятиям новой власти, показывает ее слабости, в результате которых она оказалась лишенной поддержки со стороны народа, и наоборот, многотысячный крестный ход на Светлой седмице подчеркивает духовное единство русского народа, еще более сплотившегося вокруг Христа, Церкви и ее истинных пастырей в дни революционной смуты. Особо интересен образ патриарха Тихона, раскрытый в виде небольшого наброска, но при этом очень точно и вдохновенно. Для автора, достаточно критичного и к лицам высшего церковного сана, патриарх – настоящий духовный руководитель русского народа, а его слово беспристрастно, авторитетно и духовно-назидательно. Упоминает профессор Беляев и другого известного архипастыря – архиепископа Никона (Рождественского) , продолжавшего служение в Лавре вплоть до своей мученической и исповеднической смерти в конце 1918 г. Автору более близки и привычны службы в храмах Троице-Сергиевой лавры, нежели в Академии, с тем большим теплом и душевным проникновением рассказывает он о пасхальной службе в академическом Покровском храме. Описания лаврских и академических будней и праздничных служб, с одной стороны, и мероприятий большевиков, с другой, в будущем станут важным материалом для написания детальной истории Лавры и Академии в революционные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (В 1913-1917 - Императорская Московская Духовная Академия, в 1944-1946 - Православный Богословский ин-т), преемница московской Славяно-греко-латинской академии , высшее духовное учебное заведение, действовавшее в 1814-1921 (1928) гг. в Троице-Сергиевой лавре и в Москве и после закрытия возрожденное в 1944 г. С 1944 г. составляет единый учебный комплекс с Православными Богословско-пастырскими курсами (с 1946 МДС). Основание и первые годы деятельности МДА основана указом имп. Александра I Павловича от 30 авг. 1814 г. об утверждении проекта Устава духовных академий, что стало 2-м этапом реализации реформы духовного образования. Проект реформы, составленный в 1808 г. и проверенный на 1-м выпуске СПбДА, в 1814 г. был исправлен и получил Высочайшее утверждение. В указе говорилось, что 1-й выпуск СПбДА обучение завершил, а значит, получили образование учителя для открытия по новому Уставу Московского духовно-учебного округа во главе с МДА; император призывал Комиссию духовных училищ (КДУ) при Синоде, призванную руководить российской духовно-учебной системой, обратить «свое внимание как на сих новообразованных учителей, так и на самыя училища, чтобы устроить их в прямом смысле: училищами истины» (ПСЗ. Т. 32. С. 910). Академия был открыта в Троице-Сергиевой лавре на месте старой Троицкой семинарии, т. к. здания Славяно-греко-латинской академии в Москве были «очень ветхи, не уместительны» ( Смирнов С. К. 1879. С. 1). 21 мая 1814 г. управляющему Московской епархией еп. Августину (Виноградскому) был прислан указ Синода, в к-ром высказывалось предложение о размещении новой академии в лавре, на что преосвященный дал согласие (Там же. С. 1-3). Академии были переданы здания Лаврской семинарии, в т. ч. нижний этаж т. н. царских чертогов, построенных при имп. Петре I Алексеевиче для проживания в них особ царской фамилии. Помимо этого академии был отдан верхний этаж «чертогов» и разрешено употребить на перестройку 30 тыс. р. ассигнациями из средств, принадлежавших Славяно-греко-латинской академии, хранившихся в Опекунском банке (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1116).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преподобный Сергий Радонежский Книга о житии преподобного Сергия, его духовных подвигах, чудесной помощи людям, о Лавре, основанной преподобным. О святой жизни Преподобного Сергия, вдохновившей многих на подвиги во славу Божию и ставшей образцом для всех поколений православных христиан, о чудесной помощи Преподобного многим людям, об обители Радонежского чудотворца, Троице-Сергиевой Лавре, рассказывается в этой книге. В издании помещен также акафист Преподобному Сергию и статьи известных духовных писателей, посвященных образу и памяти святого. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Преподобный Сергий Радонежский Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 10-07-0251) Предисловие В истории русской святости Преподобный Сергий занимает особое место – он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которую называют сердцем России. С ним связано духовное возрождение Руси после монголо-татарского ига. Уйдя в лесную пустыню, Преподобный Сергий стал духовным отцом и наставником множества иноков. Его по праву считают восстановителем общежительного монашества на Руси – множество обителей было основано и учениками Преподобного и учениками его учеников. Много подвижников было и в самой Троицкой обители, и ныне Преподобный пребывает в Лавре среди учеников-подвижников, как солнце среди звезд. Образ Преподобного Сергия сквозь века вдохновлял ищущих «жития иноческого», вплоть до новомучеников и исповедников XX века, многие из которых тоже считали себя учениками аввы Сергия. Немало сделал Преподобный и для укрепления российской государственности – он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице – к мощам Преподобного Сергия – считались для великих князей и царей делом государственным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского 7 октября 2020 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Малую вечерню с чтением акафиста в Сергиевском Трапезном храме возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Владыке сослужили председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Бронницкий Евгений, викарий Московской епархии епископ Луховицкий Петр, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители. Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе монастыря митрополит Волоколамский Иларион совершил в сослужении руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения, братии обители. 8 октября 2020 года, когда Церковь воспоминает преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, митрополит Волоколамский Иларион совершил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Божественную литургию в Троицком соборе. Архипастырю сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Фома, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

http://mospat.ru/ru/news/45354/

Патриарх Кирилл: Пребывание в духовной школе должно быть связано с преодолением себя 15 октября, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Дай Бог, чтобы само пребывание в духовной школе всегда было связано с преодолением самих себя, с достижением непременных положительных результатов, с несомненным духовным, нравственным и интеллектуальным ростом. 14 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный акт, посвященный 200-летию пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре. Предстоятель обратился к участникам собрания со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка ректор! Уважаемый Александр Дмитриевич! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братия и сестры! Совершенно очевидно, что после переезда в Троице-Сергиеву лавру академия начала новый этап своей жизни — как высшее учебное заведение европейского образца. XIXbek был веком расцвета школы. Приведу замечательные слова выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, известного профессора догматического богословия Александра Львовича Катанского, который преподавал именно здесь, в Троице-Сергиевой лавре: «Из многомятежного Петербурга суждено было мне переселиться в Сергиев Посад, в тихую обитель преподобного Сергия, в находившуюся под его покровом Московскую академию. В ней витали дух Филарета, митрополита Московского, громадная ученость. Охотно ехал я в Московскую академию. Она выдавалась тогда из ряда других наших духовных академий своей солидной ученостью. Московская академия обрисовывалась в нашем представлении как строго научное царство филаретовского закала, своего рода русский Оксфорд, как ее называли иностранцы, посещавшие Россию». Вот такое замечательное свидетельство о том прогрессе, который академия сделала буквально за несколько десятилетий XIX века. А в 1864 году, когда академия праздновала 50-летие своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой лавры, святитель Филарет написал: «Духовенство столицы, составляемое из получивших академическое образование, в значительной степени преимуществует перед прочим духовенством Московской епархии как просвещением, так и нравственным характером, и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-obuche...

Посетивший Троице-Сергиеву лавру в XVII веке, именно 11 июня 1655 года, архидиакон Антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывается о ней с величайшим восхищением как о прекраснейшем месте всей земли. Церковь же Святой Троицы «так прекрасна», по его словам, «что не хочется уйти из нее». Нам нет нужды заподозривать искренность этого суждения: ведь Павел Алеппский писал не для печати, а исключительно для себя и для своих внуков, и лишь в наше время его впечатления стали общим достоянием. Неправильно было бы отвести это свидетельство и ссылкой на восточное красноречие писателя: ведь если арабская фантазия его, а точнее сказать огнистость восприятий, способна была видеть в окружающем более художественных впечатлений, чем притуплённая и сыроватая впечатлительность северян, то одинаковой оценке подвергалось все виденное, и среди всего лавра оказывается на исключительном месте; очевидно, она и была таковою. Это свидетельство Павла Алеппского невольно проверяет на себе всякий, кто прожил достаточно времени возле «Дома Пресвятыя Троицы», как выражаются наши летописцы. При туристском обходе лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это-то всестороннее жизненное единство лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Архимандрит Леонид (Кавелин) ЖМП 8 август 2022 /  22 августа 2022 г. 17:00 Размышляя о дивных делах Твоих, Господи АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) В ГОДЫ НАМЕСТНИЧЕСТВА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин).  PDF-bepcuя. Преемник преподобного Антония Предшественником архимандрита Леонида на послушании наместника Троице-Сергиевой лавры был архимандрит Антоний (Медведев), управлявший обителью более 46 лет. Монастырь уже через три года его наместничества стал неузнаваем. Лаврские храмы отреставрировали и благоукрасили; Троицкий собор, Никоновская, Духовская и Смоленская церкви стали отапливаться. Благодаря этим преобразованиям количество посещавших обитель богомольцев увеличилось в несколько раз. Стараниями настоятеля в Варваринском корпусе появилась странноприимная мужская больница, а за лаврскими стенами — женская больница и богадельня. В Пятницкой башне в 1840 году открылись приют и училище для сирот на сто человек; воспитанники жили и учились на полном содержании монастыря. Заработали иконописная и литографическая мастерские, а также школа иконописания. Лавра кормила бедных, в неурожайные годы выдавала нуждавшимся муку и хлеб. При посадской тюрьме хлопотами архимандрита Антония появился свой храм.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010