поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 7 В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве появилась замечательная традиция: после воскресных и праздничных богослужений, даже зимой, Владыка Марк разливает всем прихожанам по стакану чая. Подается и самое простое угощение – печенье, карамельки... Люди, многие из которых до этого уходили сразу после отпуста, теперь стали общаться, говорить друг с другом, задавать вопросы Владыке и духовенству. Как немного иногда нужно, чтобы приход становился настоящей общиной! Еще в восьмидесятые годы, когда коринская Русь, казалось бы, должна была безвозвратно уйти, в Троице-Сергиевой Лавре на Сергиев день, Троицу, Успение собирались сотни паломников – будто сошедших с картин палехского мастера, только на солдатских пряжках были не двуглавые орлы, а красные звезды. Эти люди ночевали в Трапезном храме, кучковались в Лавре и вокруг нее, читали друг другу переписанные от руки незамысловатые стихи, рассуждали о Горбачеве и Рейгане, о конце света и засилье масонов... Сейчас таких – еще больше. Почему не показать их по телевизору? Почему не открыть людям, что вот она, рядом с нами, вернувшаяся коринская Русь! Живая и дышащая. Думаю, можно без преувеличений назвать наше время золотым веком русской православной мысли. Буквально каждую неделю публикуются серьезные, глубокие статьи, каждый месяц – такие же книги. Темы поднимаются самые разные – " чистое " богословие, историософия, национальные и мировые общественные проблемы... Мы отдаем предпочтение веку серебряному, наверное, лишь потому, что его тексты лучше изучены, они прочно вошли в историю. К тому же их было просто-напросто меньше: весь объем русской религиозной мысли конца XIX – начала ХХ века можно " просканировать " гораздо быстрее, чем нынешние просторы интернета и длинные стеллажи православных книжных магазинов. И если сто лет назад каждая новая статья становилась известна всем (пусть и не сразу), то в современном объеме информации найти что-либо действительно стоящее не так-то просто.

http://religare.ru/2_31021.html

Решительно невозможно уместить рассказ о Троице-Сергиевой лавре в рамки одного репортажа. О ней пишутся тома научных трудов. О ней проводятся конференции. Она и тема для диссертаций, и одно из самых посещаемых мест Подмосковья. Она монастырь, академия, музей... К многоликой Лавре требуется воистину энциклопедический подход. Мы же лишь добавим скромные штрихи к портрету обители преподобного Сергия. Сердце Лавры Для бывшего Загорска Лавра – это градообразующее предприятие. Сам монастырь вырос вокруг Троицкого собора. Центр притяжения собора – преподобный Сергий, игумен Радонежский. Смысл жизни великого святого – Сам Бог. Путешествие в Лавру – как бы движение сквозь видимое к невидимому. Как археологи слой за слоем изучают земляные пласты в поисках артефактов, истоков истории, так и паломник за красивой архитектурой начинает видеть великий дух монаха-отшельника Сергия, ставшего игуменом всей Русской земли. Наш проводник на этой неизвестной планете по имени «Лавра» – монах Парфений. Еще до начала журналистского «исследования» монастыря он предлагает нам хоть немного постоять в Троицком соборе, помолиться, испросить благословения хозяина обители – преподобного Сергия – на предстоящие труды. Что мы послушно и выполняем. Люди в очереди к мощам необыкновенно бдительны: завидев человека с профессиональной камерой, выбирающего место для съемки, тут же бросаются к нам с требованием «прекратить все это». Мне показалось, что даже увещевания отца Парфения и наши объяснения не убедили «несогласных» вполне. Что ж, православный люд на страже своих святынь. 1337 год – время основания небольшой деревянной церкви Пресвятой Троицы самим преподобным Сергием – считается датой возникновения обители. Весь последующий ансамбль, на данный момент включающий в себя более 50 зданий, строился вокруг Троицкого храма. В 1422-1423 г.г. на месте деревянного возвели белокаменный собор – редкий пример дошедшего до нашего времени московского белокаменного зодчества (еще один из аналогичных случаев – Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). Фасад скромно украшен только тремя лентами «плетеного» орнамента. Троицкая церковь архитектурно неканонична: между организацией экстерьера и интерьера существует несоответствие, которое при желании легко обнаружить. В частности, барабан смещен в сторону алтаря. Как и вышеупомянутый Рождественский собор, Троицкий отличается парадоксальными свойствами: он и в целом устремлен вверх и при этом прочно «стоит на земле»; он «излучает» каменную надежность, фундаментальность, но и одновременно пластичен, «воздушен»...

http://pravoslavie.ru/71390.html

Схиархимандрит Захария (1850–1936) Приняв монашество по благословению преподобного Амвросия Оптинского , старец Захария некоторое время подвизался в Белых Берегах, был келейником у отшельника Даниила, который сорок лет жил в одном уединенном месте Калужской губернии. Тяжело заболев, Захария дал обет поселиться в Троице-Сергиевой лавре. Когда послушник Захария прибыл из Белых Берегов в Гефсиманский скит, где жил знаменитый старец преподобный Варнава, он увидел толпу паломников. Из-за огромного количества людей нельзя было даже подойти к келье старца. Неожиданно отец Варнава вышел из кельи и, обратясь к толпе, спросил: «Где тут лаврский монах? Иди-ка сюда». Среди паломников не было лаврских монахов, и никто не откликался. Тогда преподобный Варнава сошел по лесенке вниз и со словами: «Дайте, дайте пройти лаврскому монаху» – подошел к Захарии, взял его за руку и повел к себе в келью. «Я не лаврский монах, я из Белых Берегов», – возразил Захария. – «Ну я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в лавре и будешь лаврским монахом». В келье старец благословил Захарию и сказал: «Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить». «А вдруг да меня не примут здесь?» – спросил Захария. – «Примут! Иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются». После приема у старца Захария пошел в лавру, и, действительно, у ворот стояли игумен и два монастырских начальника. До принятия монашества Захария был келейником, трапезником, стоял у раки преподобного Сергия, был свечником возле мощей святых Серапиона, Иосифа, Дионисия – здесь он должен был продавать свечи, натирать полы, очищать песком раки угодников, во все время службы неотступно стоять у ящика. Впоследствии Захария, вспоминая время своего послушничества, всегда говорил: «Слава и благодарение Господу за все, за все». В постриге ему было дано имя Зосима. Затем его посвятили в иеродиаконы, а вскоре – в иеромонахи. Рукополагал его преосвященный Трифон, который давно знал отца Зосиму, уважал и любил его. По получении сана, на него было возложено послушание быть общим лаврским духовником – не только монахов, но и паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тётя Варя на всех семейных фотографиях - словно солнышко: улыбается так широко и радостно. От глаз расходятся светлые лучики. Глядишь на неё и самому становится тепло жить на свете. И с чего бы? Жизнь у неё была не легкая. Дед, отец с матерью, она сама (совсем кроха) и одиннадцать её дядьёв от безземелья выехали в 1913 году из Белоруссии в Южную Сибирь (теперь Северный Казахстан). В незнакомых местах пришлось нелегко приживаться в течение многих лет. В Сибири после революции семью раскулачили. Ничего, выросла, похоронила родителей, сама родила детей и поставила их на ноги. Всё перенесла благодаря своей крепкой вере в Бога. В советские времена она стала старостой в небольшом сельском храме, который то закрывали, то снова разрешали открыть. Когда она приезжала в гости, всегда рассказывала свои главные новости: сейчас пишем очередное письмо в Облсовет, чтобы открыли храм, собираем подписи, или: вот батюшка обновил крест на куполе. А как закончились главные семейные обязанности, дети выросли и, казалось бы, можно было отдохнуть, тётя Варя начала паломничать, заодно заезжая, словно семейный связной, в разные концы Советского Союза к разбросанной повсюду родне. Всегда рассказывала о том, что видела и переживала в Почаевской Лавре, в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. Незаметно и деликатно отказывалась в посты от скоромных блюд, никогда не делая окружающим никаких замечаний. Никого не стремилась «обращать». Но именно от неё младшее поколение в семье узнало, что есть такое понятие: пост. Сейчас, когда тёти Вари уже нет, разглядываю старые школьные тетрадки, которые она однажды передала нам. В церкви у неё было послушание: поскольку ни Библии, ни церковной литературы не было, она десятки раз переписывала своим ровным и очень ясным почерком для верующих людей самые необходимые церковные тексты. И теперь даже интересно: что тогда читали и переписывали в первую очередь. И вот листаю молитвословы, акафисты, описания чудес и пр. Вот «Акафист заупокойный ко Иисусу Христу (читается по единому)», ещё «Акафист покаянный», которого я не встречал в печатном виде, вот канон Ангелу-Хранителю, конечно же - «Акафист святителю Николаю Чудотворцу» с примечанием - «четверг». Тут же «Видения девушки-подвижницы», «Сказание о явлении Ангела Божия святому Макарию Великому», «Беседа протоиерея Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Честно нести монашеский крест Люди приходят в монастырь не из-за любви к комфорту или средствам массовой информации, а как раз наоборот. 15 декабря, 2014 Люди приходят в монастырь не из-за любви к комфорту или средствам массовой информации, а как раз наоборот. «Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самих тяжких обстоятельств всегда есть выход. Господь выводит нас из тени смертной (см. Пс. 22, 4), когда мы сами того желаем». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 13 декабря 2014 года Валаамский монастырь отмечает 25-летие возрождения. Своими воспоминаниями о начале новой жизни обители с журналом «Монастырский вестник» поделился игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий.   — Владыка, расскажите, пожалуйста, как начиналось Ваше послушание на Валааме? Помните ли Вы свое первое впечатление от обители? — Начнем издалека. Вы, наверное, знаете, что я выходец из Троице-Сергиевой лавры. Постриг принимал у преподобного Сергия Радонежского. В Лавре нес различные послушания: трудился в издательском отделе, был экономом. А в 1992 году в составе одной делегации попал на Афон. И хотя я пробыл на Святой Горе очень недолго, Афон  буквально «захватил» меня. Это было еще до всех тех грандиозных восстановительных работ, которые начались на Афоне гораздо позже. Можно даже сказать, что я еще застал старый Афон; здания были в очень плохом состоянии и действительно нуждались в реставрации, их, конечно же, необходимо было восстанавливать. Но сама атмосфера вековой традиции, традиции молитвы создавалась здесь веками – и все было живым. И мне очень захотелось остаться на Афоне. По возвращении я подал соответствующий рапорт, покойный ныне Патриарх Алексий II (с Его Святейшеством мы были знакомы по служению в Лавре) вроде бы даже и не возражал.

http://pravmir.ru/chestno-nesti-monashes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

ЦВ 20 (441) октябрь 2010 /  21 октября 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 20 сентября по 14 октября 2010 7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Предстоятель возглавил малую вечерню с чтением акафиста в Троицком соборе у раки с честными мощами преподобного Сергия, а вечером того же дня совершил всенощное бдение. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с кратким словом. «Сердечно поздравляю всех вас с праздником — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Его молитвами, его заступничеством пред Богом стоит Русская земля; и верим, что пока в этом храме перед его благодатными мощами теплится наша немощная молитва, Господь будет приклонять милость и к Отечеству нашему, и к Церкви нашей», — сказал Святейший Патриарх. После этого в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. 8 октября в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл в сослужении многочисленных иерархов Русской Православной Церкви, прибывших на торжества в Лавру, совершил молебен преподобному Сергию на площади перед собором. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви освятил знамя Учебного центра «Пересвет», действующего при Троице-Сергиевой лавре, и обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх обратил внимание на высоту подвига преподобного Сергия, в личности которого, по словам Предстоятеля, «отразилась совокупность всех христианских ценностей». Святейший Патриарх отметил отличавшие преподобного кротость и смирение. «Кротость и смирение сердца — это не слабость. Это великая сила, это осознание человеком того, что над ним — Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем. А значит, жить в соответствии с Божиими заповедями, в гармонии с Богом означает жить так, как Он призывает. Кротость и смирение — не состояние забитости, подавленности, слабости; это сознательное предстояние Богу Живому, великому и сильному, это склонение перед Ним главы, ума и сердца своего», — подчеркнул Предстоятель.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

Более двухсот лет народ русский находился в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но Преподобный Сергий вдохнул в него веру, поднял его упавший дух, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, и по его молитвам по милости Божией освободились русские от нравственной и политической зависимости. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова), произнесенная им 8 октября 1962 года в Троице-Сергиевой Лавре на память преподобного Сергия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня весь христианский мир, и в особенности Русская Православная Церковь, чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя Земли Русской, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, всеми любимого игумена Радонежского, которого по неизреченной милости Божией мы с вами и в этом году имеем радость торжественно, в молитвенной обстановке прославлять. «Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!» — говорит один из верных сынов нашей Церкви, глубоко любивший Преподобного. С юных лет возлюбив Христа всей душой, по смерти своих родителей Сергий удаляется в непроходимые леса на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предается величайшим подвигам, ведя суровую и строгую пустынную жизнь. Благодаря аскетическому подвигу, соединенному с молитвой и богомыслием, он достигает величайшего духовного преуспеяния в очищении своей души от страстей и греховных влечений и в стяжании неизреченного душевного мира, спокойствия и бесстрастия, которого мы и представить себе не можем. Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить Преподобного Сергия и все его подвиги. «Вот он, — говорит приснопамятный святитель Московский Платон, — подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келии, очи свои возводит всегда к Живущему на Небесах, — очи, исполненные слезами покаяния… Мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце — жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святаго; руки же его служат его требованиям телесным. Он далек от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господу со страхом и трепетом, работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем не смущаемые мысли, не обремененный заботами рассудок и спокойный дух». Но прежде, нежели Преподобный Сергий достиг сего блаженного состояния, прежде чем вкусил он сладости пустыни, — сколько браней должен был он претерпеть, сколько вынести борьбы!

http://pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-rad...

Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Савельева Никон Радонежский (ум. в 1427) – русский подвижник рубежа XIV–XV вв., ученик Сергия Радонежского и его приемник по игуменству в Троице-Сергиевой лавре. В ВМЧ помещено его житие, созданное в середине XV в. знаменитым агиографом Пахомием Сербом (Логофетом), автором многочисленных житий и служб русским святым. О популярности «Жития...» в Древней Руси говорит тот факт, что уже в XVII в. оно было издано на московском Печатном Дворе (Службы и жития Сергия и Никона Радонежских. М., 1646). Текст издается по Успенскому списку ВМЧ (ГИМ, Синод. собр., 988 (786), лл. 1002–1009 об.). Исправления текста даются по изданию «Жития...» в кн.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 17 НОЯБРЯ МЕСЯЦА НОЯБРЯ В 17 . ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА НИКОНА, УЧЕНИКА БЛАЖЕННОГО СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА Благослови, отче! Кто сможет рассказать о многих и великих дарах Божиих, которые он дарует хранящим добродетель и в нынешнем веке, и в будущем?! Воистину блаженны причастники добродетели и благие последователи заповедей Господних, ибо память о них пребывает вовеки. Вспомним, братья, сколько сильных, и богатых, и могущественных искони было, и ни о ком из них память с похвалами не сохранилась, но вместе с веком этим и преходящей этой жизнью разрушилась и погибла. Одна добродетель бессмертна, вечна и присносущна, и она одна достойна восхваления и прославления, прославляющие же веселятся, и ликуют духовно, и радуются. Так возвеселимся воистину, и возрадуемся, и просветимся, празднуя и прославляя песнопениями, и похвалами, и молитвами пресветлые памяти предивных и достохвальных отцов наших, пречудного и восхвалений достойного великого отца нашего игумена Сергия чудотворца и доблестного ученика его и последователя приснопамятного и блаженного Никона, ибо видим их, как свечи сияющих, каждого памятью своей, просвещающих наши души и направляющих к Богу стопы наши. Поистине, братья, должны мы им воздавать хвалу: ведь они, неизреченным озаренные светом и чистыми зорями духа осиянные, предстоят Святой Троице непрестанно молят о пастве своей, прося прощения грехам каждого . И пусть мы невежественны и слабы, и не можем их по достоинству восхвалить, нимало не поколеблемся и не оставим , ибо должен помнить каждый человек, что без Божьей помощи не можем совершить ничего доброго: нам ведь дана только возможность избрать лучшее, Бог же в дела претворяет благие желания и усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010