@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть « " Святая Троица " является национальной святыней» Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы 10:00 13.07.2023 485 Фото: Православие.ru Как сообщалось , 12 июля в Портретном зале в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре состоялась церемония утверждения договора между Государственной Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Лавре иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым. Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с комментарием в связи с утверждением договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре, сообщает Патриархия.ru. «Договор заключен сроком на 49 лет с последующей пролонгацией, - сказала игумения Ксения. - В преамбуле к договору указано, что стороны исходят из общего понимания того, что икона " Святая Троица " является национальной святыней, уникальным памятником национального культурного наследия федерального значения и неотъемлемой частью мировой культуры и искусства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/13/sv...

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

Мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре ЖМП 7 июль 2022 /  19 июля 2022 г. 16:00 Ящик 33 К 600-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко.  PDF-bepcuя. Решить радикально Одиннадцатого апреля 1919 года решением местного исполнительного комитета (исполкома) в Троице-Сергиевой лавре состоялось вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. Однако этот кощунственный акт не подразумевал их перемещения из Лавры или уничтожения. Еще несколько месяцев верующие могли беспрепятственно помолиться у великой святыни. Священные останки находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и лишь прикрыты стеклом. Раку опечатали, возле нее был поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей преподобного Сергия. Однако этого сделать не удалось, так как число богомольцев, желавших поклониться радонежскому чудотворцу, вопреки ожиданию властей с каждым днем только увеличивалось 1 . Десятого ноября 1919 года президиум Сергиевского исполкома постановил: «Ввиду необходимости размещения учреждений и общежитий Совдепа и Военного ведомства, Лавру как монастырь ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит...» 2 В ночь с 15 на 16 ноября лампады над гробницей преподобного Сергия погасли, Троице-Сергиева лавра местными представителями советской власти была закрыта, братия выселена, к воротам монастыря был приставлен военный караул, и доступ к мощам преподобного Сергия и в храмы обители был временно прекращен.

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 17 июля 1997 года 8 2005 р. 11:00 17 июля 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры, об обретении святых мощей преподобного Максима Грека († 1556; пам. 21 янв.), совершившемся 4 июля 1996 года. Справка: Преподобный Максим Грек прибыл из Ватопедского афонского монастыря в Москву в 1518 году по приглашению Великого Князя Московского Василия III. Его жизненный путь завершился в стенах Троицкой обители, где он был погребен у северной стены Духовского храма. Из источников известны случаи исцелений, совершенных преподобным Максимом Греком. Местное прославление Преподобного было совершено при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году. Над местом погребения Святого была создана, пристроенная к Духовскому храму, часовня — так называемая Максимова палатка, которая на протяжении времени неоднократно перестраивалась. В 1938-1940 годах Максимова палатка была разобрана. В последующее время о погребении Святого свидетельствовала гробница, устроенная в Духовском храме после открытия Лавры. В 1988 г. во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, был прославлен лик русских святых и среди них — преподобный Максим Грек. В 1994 году у южной стены Духовского храма совершилось обретение святых мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия. В конце июня 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были начаты работы по изнесению святых мощей преподобного Максима Грека, которыми руководил археолог С. А. Беляев. Перед началом работ и во время их ведения братия Лавры совершали молебные пения преподобному Максиму Греку. Торжество изнесения святых мощей преподобного Максима Грека состоялось 4 июля 1996 года, которое возглавил священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии духовенства Лавры, Московской Духовной Академии, Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971883...

     Приближается день 20 февраля, когда год назад отошел ко Господу любимый и почитаемый всей Русской Православной Церковью духовник Троице-Сергиевой Лавры и духовник многих и многих тысяч православных христиан, можно сказать, всей России архимандрит Кирилл (Павлов). К батюшке приезжали отовсюду, с главными вопросами своей жизни. И батюшка исповедывал, советовал, наставлял, утешал, с каждым делился своим богатейшим духовным опытом и своей огромной любовью. Отец Кирилл – один из тех великих подвижников конца ХХ века, кто возвращал русских людей к вере их отцов – к Святому Православию. Своей безграничной любовью к людям, примером всей своей жизни и даже часто одним своим обликом батюшка приводил людей к вере, к Церкви, помогал обрести смысл существования, жить по воле Божией, по-христиански. Отец Кирилл окормлял не только огромное количество число простых верующих людей, но он воспитывал и целое поколение духовных пастырей русского народа. Большая часть архиереев, монашествующих и белого духовенства были духовными чадами отца Кирилла. И одним из них был настоятель Московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Отец Алексий был одним из ближайших духовных чад отца Кирилла, он окормлялся у него 47 лет. Отец Кирилл даже в свое время видел в нем приемника на должности духовника Лавры, но последовал перевод отца Алексия из обители Преподобного Сергия Радонежского в обитель преподобного князя Даниила Московского. Сегодня мы попросили отца Алексия поделиться с нами своими воспоминаниями о дорогом батюшке отце Кирилле. Теперь трудно сказать, когда я впервые узнал об отце Кирилле, но я думаю, что когда я пришел в Церковь, то сразу и узнал, что в Лавре есть такой духовник, батюшка, отец Кирилл. А впервые встретился я с ним уже в 1969 году в Троице-Сергиевой Лавре, когда поступил учиться в Московскую духовную семинарию. А стал постоянно исповедоваться у батюшки, стал его духовным чадом, в 1970 году. Я учился на дневном отделении и уже был послушником в братии Лавры, а поскольку батюшка был лаврским духовником, то я уже начал ходить к нему на исповедь и потом он принял меня и других братьев от пострига уже как духовный отец, которому вручаются духовные чада. Когда постригают в монашество, то мы уже знаем, что это наш духовник, который нас примет от Евангелия, а постригающий старец говорит, что мы должны повиноваться ему, как Христу, а он отвечает за нас пред Богом. Как батюшка говорил, это уже как бы по закону церковному связываетесь как духовный отец и чадо, а до этого отношения с духовником – по закону любви: я располагаюсь к священнику, хожу к нему, и он уделяет мне внимание.

http://pravoslavie.ru/110846.html

Александр Панин Скачать epub pdf Краткое жизнеописание Родился в Молдавии в городе Яссы в русской семье. Рано осиротел и воспитывался в семье богатого старообрядца. Позже он указывал, что в шесть лет он сам «выучил азбуку» и стал читать, а затем отец купил ему «прописную азбуку», по которой он также занимался самостоятельно и выучился писать 1 . Странствовал по России – посетил Киев, Саровскую пустынь; в Бело-Криницком старообрядческом монастыре был пострижен в монашество с именем Паисий. В 1839 году в монастыре Ворона (в Молдавии) перешёл в православие и уехал на Афон, где принял иночество с именем Памва, а на первой неделе Великого поста в 1841 году – схиму с именем Парфений. Сразу после принятия схимы был послан от Пантелеимонова монастыря в Россию для сбора пожертвований. Побывал в Оптиной пустыни, в Троице-Сергиевой лавре. Вернулся на Афон в 1843 году и прожил там до 1845 года, после чего по благословению иеросхимонаха Арсения был вновь послан в Россию – «в Сибирскую страну, в назначенное тебе место, в Томскую губернию крест весьма тяжкий; ты же неси, не отягчайся; но паче радуйся и веселися, и благодари своего Создателя». По пути в Томск он совершил большое путешествие по Святой земле. В Томске, куда он прибыл 11 сентября 1847 года, стал сподвижником архиепископа Афанасия (Соколова), который побудил Парфения написать «Сказания…» о его странствованиях. В августе 1854 года схимонах Парфений переехал в Москву и по соизволению митрополита Филарета (Дроздова) поступил в число братства Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре. В 1855 году, 18 января был рукоположён в иеродиакона, а 23 января – в иеромонаха. В этом же году издал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения», ставшее значительным событием в литературе того времени: М. П. Погодин объявил книгу «украшением русской словесности, не говоря о великой ее многогранной пользе»; А. В. Дружинин даже указывал, что «на Руси мы ещё не видали такого высокого таланта со времен Гоголя. Таких книг между прочим читать нельзя»; позже Ф. М. Достоевский использовал в своем романе «Бесы» эпизод со старцем Оптинским Львом, описанный в «Сказаниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Безумие и надежда Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 2-9 февраля. – Народный Собор. – Роль Православия. – Православная модель хозяйствования. – Газетный бред. – Аксиомы для выживания. – Центр, а не периферия. – Православие в школе. – Автоматическое противостояние. – Долой принудиловку. – Гораздо дальше декабристов. – Красивая жизнь на 500 рублей. – Взрыв. – Сдаться Чечне. – Ходынский фарс. – 900 дней. – Святая блаженная Ксения. Основной темой прошлой недели, активно обсуждаемой в прессе, стал Всемирный русский народный Собор, проходивший 3-4 февраля в Троице-Сергиевой лавре и в московском Свято-Даниловом монастыре. Накануне этого мероприятия «Радонеж» сообщил о том, что в заседаниях Собора примут участие  представители Русской Зарубежной Церкви и всего православного мира .  Тема собора – «Россия и православный мир». Как отмечает сайт « Newsru.com » , в соборе примут участие более 500 человек: «Это государственные деятели всех ветвей власти, руководители российских регионов, представители правительств всех стран СНГ, крупные бизнесмены, научная и творческая элита, лидеры общественных организаций». По сообщению агентства «Регионы России» «на предстоящем Соборе планируется принятие Свода нравственных правил и принципов в экономике» . Наиболее подробный отчет с пресс-конференции, прошедшей 2 февраля и предварившей начало собора, публикует со ссылкой на официальный сайт Русской Православной Церкви портал «Богослов. Ru ». «Во вторник в Троице-Сергиевой Лавре открылся Всемирный Русский Народный Собор», - передает с места событий корреспондент «НТВ» . А сайт «Вести» продолжает тему : «Патриарх Алексий открыл Всемирный русский народный собор». Также об открытии Собора сообщили РИА «Новости» , «Первый канал» , « Newsru.com » . Собор привлек внимание практических всех крупных светских средств массовой информации. При этом попытки выдержать новостийный формат иногда приобретали курьезное звучание: «Как сообщает корреспондент НТВ Татьяна Ильина, заседание началось с молитвы Царю небесному», - можно прочитать «отчет» на сайте НТВ .

http://pravoslavie.ru/4876.html

Воспоминания. Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и избрание Патриарха Пимена Источник Скачать epub pdf май-июнь 1971 года (По личным впечатлениям и документам) После кончины Святейшего Патриарха Алексия (17 апреля 1970 г.) вопрос о том кто будет его преемником по патриаршеству, естественно занял главное место в мыслях и чувствах всех живущих жизнью Русской Православной Церкви, как в самой России, так и на Западе. На Западе, особенно у карловчан и у римо-католиков, сложилось убеждение, что Патриархом будет избран обязательно митрополит Никодим. У католиков это предположение было основано на том, что они хорошо знали митрополита Никодима по его неоднократным посещениям Ватикана и думали поэтому, что он стоит во главе всех церковных дел. Но в основном, потому что они ему симпатизировали и считали наиболее к себе близким из русских иерархов. А карловчане, в силу своих предвзятых и твёрдо сложившихся взглядов рассуждали просто: современной Русской Церковью всецело правит правительственный совет по делам Церкви и КГБ, Никодим – агент правительства и КГБ. Ко всему прочему он наиболее динамичная личность среди иерархов, а значит власти в своих целях поставят его Патриархом. Такого рода рассуждения и мысли можно было встретить в карловацкой среде и прессе (в «Православной Руси» особенно) почти накануне созыва Собора, хотя всем следящим за жизнью Русской Церкви, было уже ясно, что Патриархом будет избран митрополит Пимен. Карловчане показали лишний раз свою неосведомлённость и оторванность от тогдашней Церкви в России. А между тем уже летом 1970 года лица посещавшие СССР (как например группа молодёжи из Бельгии) рассказывали, что называют имена митрополита Пимена и Никодима, но более вероятным считают кандидатуру митрополита Пимена. Эта группа молодёжи приезжала по приглашению Патриархии и в качестве курьёза они говорили, что на одном из ужинов в Киеве, устроенном в честь их приезда, один из киевских батюшек, слегка подвыпивший, в присутствии митрополита Филарета Киевского, «поднял бокал» и пожелал ему быть выбранным в Патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (в миру Анатолий Владимирович Судаков) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама. В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор владыки в церковном служении — монашеский. Благодаря наставнику владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию, и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 году. Уже в семинарии владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (ныне архиепископ Гомельский); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий, ныне митрополит Псковский; благочинный архимандрит Марк, ныне архиепископ Хустский и Виноградовский. Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия. В лавре владыка нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. — в должности помощника благочинного.

http://e-vestnik.ru/persons/mitropolit_s...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Мученик от коронавируса из «Птиц небесных»   Мученик от короновируса из «Птиц небесных»   Всякий, кто читал бестселлер иером. Симона (Бескровного) «Птицы небесные», обратил внимание на смиренного монаха Филадельфа, подвизавшегося вместе со старцем Симоном на хуторе Решевей. Как известно, автор книги изменил имена всех персонажей двухтомника, особенно тех, кто еще были живы в момент написания книги. Так вот, под именем Филадельф старец ввел в повествование и расскзаывал об отце Ферапонте, насельнике Троице-Сергиевой Лавры.   Отец Ферапонт тоже был духовным чадом о. Кирилла (Павлова), который и благословил его подвизаться в горах Кавказа: «Сразу после литургии ко мне подошел иеромонах Филадельф. Он мне с первого взгляда понравился: скромный, тактичный, рассудительный». Этот монах очень подходил для уединения:  «Мне нравился этот разумный благочестивый монах. - Отец Филадельф, а тебе бывает когда-нибудь одиноко? - Только среди людей, - ответил он, подумав. - Ну, для уединения это подходит! - сказал я, порадовавшись в душе за нового друга.»   Трагическая история о том, как о Филадельф не мог ужиться с иноком Евстафием, для которого это было лишь началом еще большей трагедиии, является одной из самых неожиданных и интригующих в книге «Птицы небесные». Если хотите, неожиданная развязка этой истории подобна - грому среди ясного неба: " Отец Филадельф был очень близок мне по духу, а инока с его трудной судьбой всегда было жаль. Ни с одним из них порознь у меня никогда не возникало недоразумений, и то, что они не смогли ужиться и притерпеться друг к другу, ложилось на сердце тяжелой печалью. " В дальнейшем архим. Кирилл вернул иеромонаха Ферапонта в Лавру, где враждующие друзья, чудесным образом примирились. После чего автор «Птиц небесных» не раз замечал, что близкая человеческая дружба двух монахов ничем хорошим закончиться не может... 15 мая в Лавре отошел ко Господу игумен Ферапонт (в книге - Филадельф). Напомним, что это уже девятая смерть в Троице-Сергиевой Лавре. Вместе с уже преставившимся от коронавируса отцами смиренный игумен Ферапонт, полюбившийся сотням тысяч читателей бестселлера, как мы уверены, возглавил лик мучеников - отцов через короновирус умученных.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3129

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010