В отличие от «Синтагмы 14 титулов», полностью переведенной на церковнослав. язык в Болгарии в X в., перевод «Н. XIV т.» осуществлялся лишь фрагментарно. Первый (древнерусский) перевод был сделан ок. 1170 г., вероятно рус. монахами на Афоне, в составе визант. церковно-дисциплинарного сб. «Пандекты» Никона Черногорца (ок. 1067). В 1-й пол. XIV в. в Болгарии был сделан второй, более полный перевод «Пандектов» Никона, в к-ром также содержались отрывки из «Н. XIV т.». В нач. XIII в. в Сербии, при свт. Савве I Сербском, был подготовлен сербско-церковнослав. перевод обширного греческого юридического сборника (номоканона), в котором присутствовали отдельные статьи «Н. XIV т.». В церковной и научной традиции этот перевод получил название «Номоканон св. Саввы» (см.: 1991). Сюда вошли также фрагменты «Н. XIV т.», по большей части совпадающие с фрагментами «Пандектов» Никона. В серб. переводе полностью опущены титулы III, XII и XIV, а остальные титулы переведены выборочно (всего 33 отрывка из 237 в оригинале) ( Троицки. 1952. С. 86). «Номоканон св. Саввы» переписывали затем в течение веков в Сербии, Болгарии, Молдавии и на Руси, где он лег в основу Рязанской редакции рус. Кормчей книги . В сер. XVII в. фрагменты «Н. XIV т.» были включены в рус. печатную Кормчую (гл. 44) ( Maksimovi . 2006. S. 16-19). В кон. XVII в. в Москве был сделан перевод «Н. XIV т.» с толкованиями Вальсамона с греческого на церковнослав. язык. Автором перевода был известный московский книжник, монах московского Чудова мон-ря Евфимий . Этот перевод остается неизданным (см.: Исаченко-Лисовая Т. А. Номоканон с толкованиями Вальсамона в переводе Евфимия Чудовского (кон. XVII в.): Особенности языка и перевода//ВЯ. 1987. 3. С.111-121). Изд.: Voellus G., Justellus H. Bibliotheca iuris canonici veteris. Lutetiae Parisiorum, 1661. T. 2. P. 789-1138; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα; Iuris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta/Cur. I. B. Pitra. R., 1868. T. 2. P. 433-640; слав. пер.: Максимович К. А. «Пандекты» Никона Черногорца в древнерус. пер. XII в.: (Юрид. тексты). М., 1998; М. М., уред. Законоправило или Номоканон Св. Саве: Иловички препис 1262. г.: Фomomunuja. Београд, 1991. Л. 240 об.- 249 об.

http://pravenc.ru/text/2577925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CORPUS IURIS CIVILIS Наименование свода памятников законодательства имп. св. Юстиниана I , данное представителями школы глоссаторов в XII в. тем Юстиниановым текстам, к-рые были им известны. Название «Corpus iuris civilis» не является аутентичным, хотя выражение «corpus iuris» (свод права) и используется самим имп. Юстинианом: «В настоящее время мы приступаем к вопросу не малому, но подробно рассматриваемому почти во всем своде права» (rem in praesenti non minimam adgredimur, sed in omni pane corpore iuris effusam - CJ. V 13. 1 pr.). В вост. (визант.) традиции подобного наименования свод не получил. Византийцы называли «Дигесты» Юстиниана (в переводе Стефана) τ πλτος τν Διγστων (пространная [редакция] «Дигест»), а Кодекс Юстиниана (в переводе Фалелея) - τ πλτος το Κδικος (пространная [редакция] Кодекса). Весь же свод Юстиниана обозначался, по-видимому, как τ πλτος τν νμων (пространная [редакция] законов) (Proch. Prooemium. II 61-62; см.: Codo ñ er, Santos. 2007. P. 246-247; Bochove. 1996. P. 141-150). Классическое издание C. i. c. состоит из 4 частей: Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана, Кодекса Юстиниана 2-го издания и новелл Юстиниана (Corpus iuris civilis. 1872-1895). Вместе с тем природа этих памятников принципиально разная. Если Институции, «Дигесты» и Кодекс представляют собой официально изданные законодательные сборники имп. Юстиниана, то офиц. собрания новелл Юстиниана не существует, и доступные тексты были собраны частными лицами. Представители болонской школы права, неоднократно ссылавшиеся на юстиниановское законодательство как на corpus iuris, iuris corpus, corpus iuris civilis ( Savigny. 1834. S. 517-518. Anm. A), разделили Юстинианов свод на 5 томов (volumina). Первые 3 тома включали «Дигесты», разделенные соответственно на 3 части: digestum vetus («ветхие Дигесты» - от начала до 2-го титула 24-й кн.); infortiatum («укрепленные, ограниченные [Дигесты]» - от 3-го титула 24-й кн. до 38-й кн. включительно); digestum novum («новые Дигесты» - от 39-й кн. до конца). Названия 1-го и 3-го томов даны, по-видимому, по аналогии с ВЗ и НЗ ( Weimar P. Corpus iuris civilis//LexMA. Bd. 3. S. 274).

http://pravenc.ru/text/2458741.html

В 4-й т. входили первые 9 книг Кодекса Юстиниана. 5-й т. составляли различные правовые памятники; поскольку его содержание было более разнообразно, он не получил, как они, самостоятельного названия и назывался volumen parvum (малый том; см.: Savigny. 1834. S. 518-519; S. 519. Anm. C). В него входили Институции, 3 последние книги Кодекса Юстиниана (к-рые не назывались «кодексом», а обозначались как tres libri) и т. н. собрание новелл Authenticum. Наименование свода не просто corpus iuris, а corpus iuris civilis (известно с XIII в.- Weimar P. Corpus iuris civilis//LexMA. Bd. 3. S. 270) было необходимо для обозначения светской природы правовых сборников в отличие от свода канонического права (см. ст. Corpus iuris canonici ) ( Kr ü ger. 1912. S. 385). Издания Первые печатные издания C. i. c. воспроизводят недостатки поздних рукописей, поэтому они состоят из 5 томов в соответствии с принятым тогда делением, а также воспроизводят текст с глоссами, прежде всего с глоссой Аккурсия. В ряде изданий приводится 6-й т. с индексами (Thesaurus Accursianus) (см.: Кипп. 1908. С. 134). Первое издание всех 5 томов C. i. c. вышло в 1477-1478 гг. в Венеции. Всего до 1800 г. увидело свет 200 полных изданий C. i. c., ок. 500 отдельных изданий Институций и более 50 изданий др. частей C. i. c. Благодаря трудам гуманистов стали появляться новые критические издания частей C. i. c. Так, в 1529-1531 гг. Г. Галоандер впервые издал «Дигесты» и Кодекс Юстиниана в неразрозненном виде, а новеллы - на греч. языке с параллельным лат. переводом. Первым сводным печатным изданием, к-рое получило общее наименование «Corpus iuris civilis», считается издание 1583 г. Д. Готофреда. Это издание неоднократно переиздавалось, однако без к.-л. попыток критики текста, без внесения исправлений и изменений ( Kr ü ger. 1912. S. 388; подробнее об истории печатных изданий Свода Юстиниана см.: Кипп. 1908. С. 134-136; Kr ü ger. 1912. S. 386-389; Costa. 1909. P. 143-148; полный перечень печатных изданий вплоть до нач. XIX в. и их краткую характеристику см. в: Spangenberg. 1817. S. 645-929).

http://pravenc.ru/text/2458741.html

Наиболее значимые постановления, включенные в «С.»,- «Saepe contingit», «Pastoralis cura» и «Romani principes» были изданы в связи с конфликтом имп. Свящ. Римской империи Генриха VII и неаполитанского кор. Роберта Анжуйского. Булла «Saepe contingit» (1306) (Clementinae. V 11. 2) внесла изменения в судебную процедуру, определив необходимость предоставления доказательств, соблюдения права защиты и обязательного вручения вызова в суд обеим сторонам тяжбы. В конституции «Pastoralis cura» (Clementinae. II 11. 2) папа Климент V обвинял императора в нарушении процедуры и права обвиняемого на защиту. Понтифик постановил, что обвиняемого не должны вызывать в суд туда, где ему грозит опасность, вызов в суд должен ограничиваться пределами гос-ва. В «Romani principes» (Clementinae. II 9. 1), провозглашенной 14 марта 1312 г., папа оговаривал отношения между императором Свящ. Римской империи и Папским престолом: император должен быть покорен власти папы, поскольку именно из рук понтифика правитель принимает корону. Издания «С.» сохранились в рукописном (полный список рукописей см.: Tarrant. 1984; 1985) и в печатном виде. «С.» публиковались в составе Corpus iuris canonici, в 1582 г. включены в его офиц. рим. издание. До XVIII в. «С.» в составе Corpus iuris canonici издавались с ординарной глоссой Иоанна Андреа, в более поздних изданиях - без нее. До наст. времени лучшим остается издание в составе Corpus iuris canonici, подготовленное Э. Фридбергом (1881); в его основе - офиц. рим. издание 1582 г., исправленное с учетом др. изданий. Ист.: Corpus iuris canonici/Ed. E. Friedberg. Lipsiae, 1881. T. 2. Col. 1125-1200; Tarrant J. The Manuscripts of the Constitutiones Clementinae//ZSRG.K. 1984. Bd. 70. S. 67-133; 1985. Bd. 71. S. 76-146. Лит.: Schulte J. Fr., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des Canonischen Rechts. Stuttg., 1877. Graz, 19562. Bd. 2. S. 45-50; Friedberg E. Prolegomena//Corpus iuris canonici. Lipsiae, 1881. T. 2. Col. LVII-LXIV; Gasparri P. Praefatio//Codicem iuris canonici. R., 1918. P. XXXIV; Gaudemet J. Les sources du droit canonique. P., 1993; Pennington K. The Prince and the Law, 1200-1600: Sovereignty and Rights in the Western Legal Tradition. Berkeley; Los Ang.; Oxf., 1993; Menache S. Clement V. Camb., 2002; Favier J. Les papes d " Avignon. P., 2006.

http://pravenc.ru/text/1841287.html

Трулльский 2. Я считаю Книгу Правил, последний корпус канонического права, выпущенный Русской Православной Церковью в 1839 году, новейшим сборником канонического корпуса. В Книге Правил: 1, 2, 4, 6. Ответ 3 затрагивает причащение одержимого человека. Iuris ecclesiastici, 630-38. Эти каноны были скопированы Питрой из манускрипта: Coislin MS 364 (Ibid.644). XIII century (Robert Devereesse, Bibliothèque nationale; Département des Manuscripts; Catalogue des manuscripts grecs: Le fonds Coislin , 2 (Paris, 1945): 345). Iuris ecclesiastici, 634. Discipline générale antique (IVe-Xe c.) Les canons des pères grecs 2 (Grottaferata: Pontificia Commissione per la redazione del codice di diritto canonico orientale. Fonti Fasc. 9, (1963), 240-58 (далее цитируется как DGA ). Питра отмечает, что этот кодекс содержит примечание XI века ( Iuris ecclesiastici , 644). Согласно Бенешевичу, это манускрипт относится к концу X века ( Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. (repr. n. d., n. p. of St. Petersburg 1905), 288). Иоанну датирует манускрипт XII веком ( DGA , xxxiii). Oxon. Laud 38 (coxe 519). DGA, 252. X 1 chart. Ibid., xxii, xxxiii. Ibid., xviii. Ibid. 252. Ibid. 239. Эти каноны взяты как из «Питры I», так и из «Питры II». Eg., Тимофей 23, с 1 каноном Феофила. Ibid. Iuris ecclesiastici, 1, 638-43. Ff. 265, 268. Iuris ecclesiastici , 644. Bausi pers. comm. Номоканоны Коптской Церкви были составлены на арабском, самые ранние принадлежат к XI веку. В XVI веке коптский Номоканон был адаптирован церковью Эфиопии (René-Georges Couqin, „Canon Low“, The Coptic Encyclopedia 2 (New-York, 1991), 450-51; Pierre de Chersonese, „The Canonical Traditions of the Orthodox Church and the Oriental Churches“, Greek Orthodox Theological Review 1-2 (1971): 171). На основании весьма исчерпывающих указания критического издания Армянского Канонического Права: Kanonagirk’Hayoc’ , ed. Vazgen Habokyan, 2 (Erevan, 1971). DGA , 238. „The Making of Written Law in the Church,“ 120. DGA , 238.

http://bogoslov.ru/article/5998343

Freiburg i. Br., 1968-1977. Bd. 1-7; Липшиц. Право; он же. Законодательство; Lokin J. H. A. Theophilus antecessor//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1976. Deel 44. N 2. P. 337-344; Nardi E. Schema delle Istituzioni di Giustiniano nel loro quadro finale. Mil., 1978; idem, ed. Le istituzioni giuridiche romane: Gaio e Giustiniano. Mil., 1991; Pieler. Rechtsliteratur. S. 417-421; Pennington K. Corpus iuris civilis//DMA. 1983. Vol. 3. P. 608-610; Studies in Justinian " s Institutes in memory of J. A. C. Thomas/Ed. P. G. Stein, A. D. E. Lewis. L., 1983; Burgmann L. Das Lexikon δετ - Ein Theophilosglossar//FM. 1984. Bd. 6. S. 19-61; Lokin J. H. A. Scholion in Theophili Paraphrasin 4, 6, 2//ΣΧΟΛΙΑ : Studia ad criticam interpretationemque textuum Graecorum et ad historiam iuris Graeco-Romani pertinentia viro doctissimo D. Holwerda oblata/Ed. W. J. Aerts e. a. Groningen, 1985. P. 75-89; Wal N., van der. Die Prätoren in Konstantinopel und ein Scholion zur Institutionenparaphrase des Theophilos//Ibid. P. 143-148; Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения: Пер. с чеш. М., 1989. С. 154; F ö gen M. Th. Institutes//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1000-1001; Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. С. 95-128; Archi G. G. Le «Institutiones» di Giustiniano e l " unima del «Corpus iuris»// Idem. Scritti di diritto romano. Mil., 1995. Vol. 6. P. 71-87; Falcone G. I prestiti dalla Parafrasi di Teofilo nella cd. Glossa Torinese alle Istituzioni//Studia et documenta historiae et iuris. R., 1996. Vol. 62. P. 255-286; Luchetti G. La legislazione imperiale nelle Istituzioni di Giustiniano. Mil., 1996. (Seminario giuridico d. Univ. di Bologna; 166); A Companion to Justinian " s Institutes/Ed. E. Metzger. L., 1998; Th ü r G. Die Antecessorenvorlesung//A bonis bona discere: FS f. J. Zlinszky. Miskolc, 1998. P. 587-595; То же, изм. загл.: Justinians Institutionen als Lehrbuch - ein Experiment//Forum Historiae Iuris: Internet-Zeitschrift für Rechtsgeschichte. 1998 [Электр.

http://pravenc.ru/text/468833.html

В XIX в. в Германии система Институций развивается в т. н. пандектную систему (название зависит от понятия usus modernus Pandectarum): выделяется общая часть, включающая общие положения, право лиц, объекты права и общие положения о сделках и юридических действиях, затем следуют обязательственное, вещное, семейное, наследственное право. Впервые эта система введена Г. Гуго (1764-1844) в 1-м издании соч. «Институции современного римского права» (Institutionen des heutigen römischen Rechts, 1789); в дальнейшем, однако, он от нее отказался. Обоснование пандектной системы дал Г. А. Хайзе (1778-1851) в работе «Очерк системы общего гражданского права: подготовительный материал для лекций о Пандектах» (Grundriß eines Systems des gemeinen Civilrechts zum Beruf von Pandecten-Vorlesungen, 1807). От него эта система была воспринята самым авторитетным специалистом по гражданскому праву этой эпохи Ф. К. Савиньи ; в соч. «Система действующего римского права» (System des heutiges römischen Rechts, 1827-1844) он утвердил современную композицию системы гражданского права, на которой основаны последующие кодификации наднационального значения: Германское гражданское уложение (1900), Гражданский кодекс Нидерландов (приобрел совр. состояние в 1992), Гражданский кодекс РФ (1995-2008). Ист.: Corpus iuris civilis/Ed. A. Kriegel, M. Kriegel, E. Herrmann, E. Osenbrüggen. Lipsiae, 1843; Corpus iuris civilis/Ed. Th. Mommsen, P. Krüger, R. Schöll, G. Kroll. Berolini, 1872-1895. 3 Bde; Collectio tripartita: Justinian on Religious and Ecclesiastical Affairs/Ed. N. van der Wal, B. Stolte. Groningen, 1994. Лит.: Spangenberg E. Einleitung in das römisch-justinianeische Rechtsbuch oder Corpus iuris civilis Romani. Hannover, 1817; Savigny F. C., von. Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter. Hdlb., 18342. Bd. 3; Zachariae von Lingenthal K. E. Historiae iuris graeco-romani delineatio. Hdlb., 1839; Mortreuil J.-A.-B. Histoire du droit Byzantin ou du droit romain dans l " Empire d " Orient, depuis la mort de Justinien jusqu " à la prise de Constantinople en 1453.

http://pravenc.ru/text/2458741.html

P., 1843-1846. 3 t.; Heimbach C. W. E. Basilicorum Libri LX. Lipsiae, 1870. T. 6: Prolegomena et manuale Basilicorum; Азаревич Д. И. История византийского права. Ярославль, 1876-1877. 2 ч.; Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908; Costa E. Storia delle fonti del diritto romano. Torino, 1909; Kr ü ger P. Geschichte der Quellen und Litteratur des römischen Rechts. Münch.; Lpz., 19122; Покровский И. А. История римского права. Пг., 1917; Sontis J. M. Die Digestensumme des Anonymos. Hdlb., 1937; Ebrard F. Die Entstehung des Corpus iuris nach den acht Einfurungsgesetzen des Kaisers Justinian//Schweizer Beiträge zur allgemeinen Geschichte. Bern, 1947. Bd. 5. S. 28-76; Wal N., van der. Les commentaires grecs du Code de Justinien. Groningen, 1953; idem. Der Basilikentext und die griechischen Kommentare des 6. Jh.//Synteleia Arangio-Ruiz. Napoli, 1964. Pt. 2. P. 1158-1165; idem. Die Juristennamen in der Digestensumma des Anonymos//TRG. 1978. Vol. 46. P. 147-149; idem. Wer war der «Enantiophanes»?//Ibid. 1980. Vol. 48. N 2. P. 125-136; Wenger L. Die Quellen des römischen Rechts. W., 1953, 2000; Scheltema H. J. L " enseignement de droit des antécesseurs. Leiden, 1970; idem. Das Kommentarverbot Justinians//TRG. 1977. Vol. 45. N 2. P. 307-331; Troje H. E. Graeca leguntur: Die Aneignung des byzant. Rechts und die Entstehung eines humanistischen Corpus iuris civilis in der Jurisprudenz des 16. Jh. Köln; W., 1971; Липшиц Э. Я. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981; Falchi G. L. Osservazioni sulle «L Decisiones» di Giustiniano//Studi in onore di A. Biscardi. Mil., 1984. T. 5. P. 121-150; idem. Sulla codificazione del diritto romano nel V e VI secolo. R., 1989; Stolte B. H. The Digest Summa of the Anonymos and the Collectio Tripartita, or the Case of the Elusive Anonymi//Subseciva Groningana. 1985. Vol. 2. P. 47-58; Wal N., van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; Burgmann L.

http://pravenc.ru/text/2458741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ [лат. minister generalis, magister generalis, superior maior, superior generalis, praepositus generalis, vicarius generalis и др.], генерал - обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви. Употребляется в качестве синонима титула глав монашеских структур, должности к-рых в лат. наименовании определяются как «generalis» (генеральный, верховный) и реже как «maior» и «supremus» (высокий, высший, верховный). Особенности наименования Г. н. зависят от уставов и традиций монашеских орденов и конгрегаций: у францисканцев - генеральный министр, у доминиканцев - генеральный магистр, у ассумпционистов , госпитальеров (см. ст. Мальтийский орден ), кармелитов - генеральный приор, у тринитариев , иезуитов , варнавитов , театинцев , редемптористов и др.- генеральный препозит (пробст) или настоятель (супериор), у регулярных каноников и цистерцианцев - генеральный аббат, в нек-рых направлениях бенедиктинцев - генеральный супериор, генеральный аббат, аббат-примас, архиаббат, в рыцарских орденах - великий магистр. Начиная с Нового времени название «генералиса» (superiorissa, antistita generalis), соответствующее Г. н., стало употребляться и по отношению к предстоятельницам жен. монашеских орденов и конгрегаций. В Codex Iuris Canonici (CIC) 1983 г. для обозначения глав орденов и конгрегаций используются термины «supremus moderator», «superior», «superior maior» (лат. верховный управитель, настоятель), для жен. орденов - термин «antistita». Должность Г. н., как правило, является выборной (на неск. лет или пожизненно, как у иезуитов); выборы осуществляются на генеральном капитуле. Кандидатура избранного Г. н. может быть отклонена Римским папой, в этом случае выборы Г. н. проводятся повторно. Г. н. орденов и крупных монашеских конгрегаций обычно проживают в Риме. Объем полномочий Г. н. определяется общими нормами канонического права Римско-католической Церкви, а также правилами каждого отдельного монашеского института. Г. н. могут, исходя из сложившихся традиций, приглашаться для участия в Соборах католич. Церкви. Г. н. орденов, находящихся под непосредственной папской юрисдикцией, обладают в отношении подчиненных им монашествующих теми же полномочиями, что и епископы в отношении клира своего еп-ства. Порядок замещения должности Г. н. и его компетенция регулируются статутами орденов и конгрегаций и общецерковным законодательством: в XII - нач. XX в.- нормами из сводов Corpus Iuris Canonici ; в 1917-1983 гг.- нормами CIC 1917 г.; ныне - нормами CIC 1983 г. Своды Corpus Iuris Canonici содержали конкретные предписания относительно отдельных орденов и конгрегаций; в CIC 1917 и 1983 гг. правовое положение Г. н. монашеских орденов и конгрегаций было в значительной степени унифицировано.

http://pravenc.ru/text/162014.html

Прокопий Кесарийский Список сокращений Источники Геродот – Геродот. История в девяти книгах Пер. Г. А. Стратановского (Памятники исторической мысли). Л., 1972 Т.И. – Прокопий Кесарийский. Тайная история Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. 1938. 4. С. 273 – 360 AASS – Acta Sanctorum. Antwerpen; Bruxelles Agath. – Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinqueRec. R. Keydell//CFHB. B., 1967 Amm. Marc. – Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum libriqui supersuntReç. С. U. Clark. В., 1910 – 1915 B.G. – De Bello Gothico//Procopii Caesariensis Opera OmniaRec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1963. Vol. 2 B.P. – De Bello Persico//Procopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1962. Vol. l. P. 1 – 304 B.V. – De Bello Vandalico//Procopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1962. Vol. l. P. 305 – 552 Candid. – Candidi Fragmenta//FHG. T. 4. Cedr. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiarum Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838. Vol. l CFHB – Corpus Fontium Historiae Byzantinae CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum C.J. – Codex Iustinianus Ed. P. Krüger//Corpus Iuris Civilis. B., 1954. Vol. 2 Chron. Pasch. – Chronicon Paschale Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1832. Vol. l. Coripp. – Corippus. Iohannidos seu de bellis Libycis libri VIIIEd. l. Partsch//MGH. AA. 1897. T.3 C.Th. – Codex Theodosianus Ed. Th. Mommsen. 1905 De aed. – De aedificiisProcopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1964, Vol.. 4 De cer. – Constantini Porphyrogeniti De ceremonia aulae byzantinae libri duo//Rec. I. I. Reiskii. Bonnae, 1929 Dion. Hal. – Dionysii Halicarnassensis Antiquitatum romanorum quae supersunt Ed. C. Jacoby. Lpz. 1885 – 1925. Vol. 1 – 5 Euagr. – Euagrius. The Ecclesiastical HistoryEd. J. Bidez and L. Parmentier. L., 1898 Ex. de ins. – Excerpta histories iussu imp. Constantini Porphyrogeniti Vol. 3: Excerpla de insidiis. B., 1905 FHG – Fragmenta historicorum graecorum Ed. C: Müller. P. Glycas – Michaelis Glycae AnnalesRec. I. Bekkerus. Bonnae, 1836

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010