Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 22-ой конгресс по церковному праву Восточных Церквей Общество по изучению церковного права Восточных Церквей, созданное при Венском университете в 1971 году, проводит конференции раз в два года. Последняя состоялась 10-15 сентября 2015 года в Салониках и была посвящена теме икономии в церковном праве. Обзор представленных докладов приводит преподаватель церковного права Свято-Троицкой Духовной семинарии диакон Андрей Псарев. Статья Общество по изучению церковного права Восточных Церквей было создано при Венском университете в 1971 году. Оно ставит своей задачей объединить исследовательские труды как тех католиков, которые имеют свое особое (не «западное») право («церкви sui iuris»), так и православных. В Вене, с одной стороны, существовала традиция изучения и преподавания православного канонического права, начало которой положил Йозеф Чижман (1820-1894), а с другой стороны, Вена была удобна тем, что Австрия была нейтральной страной и находилась ближе всего из «свободного мира» к восточноевропейским странам коммунистического блока. Конференция общества проводится раз в два года. В этом году она проходила в Салониках и была посвящена теме икономии (в данном контексте соотношении нормы и обстоятельств в деле спасения душ) в церковном праве.   10 сентября, 2015 Конференция открылась приветственными словами: Георгия, митрополита Китрусского, представляющего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима; архимандрита Александра Салмаса, представителя митрополита Салоникийского Анфима; декана богословского факультета проф. Константина Милтиадиса; председателя департамента пастырского и социального богословия Богословского факультета проф. Федора Янгу (Yiangou); руководителя Высшей Духовной академии в Салониках о. Григория Стамкопулоса; президента Общества по изучению церковного права восточных Церквей епископа Кирилла Абидосского; также было прочитано приветствие бывшего министра по делам Северной Греции г-жи Марии Коллиас-Тсаруха. Затем с обзорным докладом, посвященным домостроительству нашего спасения (икономии) в Священном Писании и учении отцов Церкви, выступил митрополит Миссинский Хризостом (Савватос) .

http://bogoslov.ru/article/4712939

22 дек. 1997 г. папа Римский Иоанн Павел II учредил в К. автономную католич. миссию sui iuris, получившую статус самоуправления. 18 марта 2006 г. папа Римский Бенедикт XVI присвоил миссии sui iuris в республике звание Апостольской администратуры. Протестантские церкви, деноминации и секты Евангелическо-лютеранская Церковь в К. представлена 17 общинами и имеет 21 молитвенный дом. Епископ - Альфред Айххольц (с 2005). В XIX в. в К. уже существовали общины евангеликов-лютеран, образованные переселившимися из Саратовской губ. немцами-колонистами. Второй поток немцев, среди которых было много верующих лютеран, переселился в К. в 1929-1933 гг. К 1980 г. в К. насчитывалось ок. 50 общин евангеликов-лютеран, как зарегистрированных, так и не прошедших регистрацию. В кон. XX в., после массовой репатриации немцев в Германию, число общин резко сократилось. В наст. время на территории К. действует ок. 20 лютеран. общин, большая часть которых находится в Бишкеке и Оше. Евангелическо-лютеранская Церковь в К. входит в состав Евангелическо-лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии, а также во Всемирный лютеранский союз в Женеве. В Союзе евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) Киргизии считается, что в 1907 г., когда в г. Пишпек (ныне Бишкек) поселилась 1-я баптист. семья Р. Г. Бершадского, была основана церковь евангельских христиан-баптистов в К. К 1916 г. число адептов церкви превысило 100 чел. Первый молитвенный дом был построен в городе в 1923-1924 гг. В кон. 80-х гг. XX в. его посещали уже 1,9 тыс. чел., 2/3 из них составляли русские и 1/3 - немцы. В это время церкви христиан-баптистов были в Канте и Токмаке (в каждой по 1 тыс. членов) и в др. населенных пунктах К.; всего в республике было 16 зарегистрированных баптист. церквей. В 1993 г. в К. насчитывалось уже 19 баптистских церквей и 10 групп, в 2003 г.- 50 церквей и 80 групп. Союзом ЕХБ была создана миссия милосердия «Луч надежды» и Бишкекская библейская школа, в к-рой за 10 лет получили образование 184 студента. Было приобретено 35 молитвенных домов; рукоположено 28 пресвитеров, 7 благовестников, 36 диаконов. В 2010 г. церковь объединяла ок. 2,8 тыс. членов. Большинство адептов рус. национальности.

http://pravenc.ru/text/1840153.html

455. § 2). В иных случаях ни конференция, ни ее председатель не вправе действовать от имени всего епископата страны, если все епископы и каждый из них в отдельности не дали на это согласия (CIC. 455. § 4). По завершении пленарного заседания конференции ее председатель должен переслать Папскому престолу для извещения и утверждения отчет о ее работе и принятые ею постановления (CIC. 456). При Е. к. могут быть учреждены особые службы и комиссии: по вероучению, литургическим вопросам, катехизации, католич. образованию, социальным проблемам и др. Несмотря на принятые в Кодексе канонического права ограничения властных полномочий Е. к., в 1985 г. на Всемирном Синоде епископов (см. Синоды епископов ) состоялись дискуссии об опасности централизации власти в Е. к. и созданных при них адм. органах и комиссиях, а также о возможных противоречиях между решениями Е. к. и общецерковными вероучением и правом. Учитывая высказанные в ходе дискуссий мнения, папа Римский Иоанн Павел II издал motu proprio «Apostolos Suos» (21 мая 1998), посвященное богословскому и юридическому определению Е. к. В документе отмечается, что отдельные Церкви, коллегиальным органом управления к-рыми являются Е. к., не могут существовать в отрыве от всей Римско-католической Церкви, поэтому решения Е. к., особенно касающиеся вероучительных вопросов, подлежат обязательному утверждению Папского престола, подтверждающего тем самым правильность вынесенных решений. В наст. время (An. Pont. 2007. P. 1104-1126) в Римско-католической Церкви создано 113 национальных Е. к., 94 из к-рых объединяет епископов отдельных гос-в, 15 состоит из представителей епископата неск. сопредельных стран, по 2 Е. к. действует на территории Индии и Великобритании (Английско-Уэльская и Шотландская). По своему статусу к Е. к. приравнены также 10 синодов епископов и 2 совета Восточных католических Церквей , а также 6 ассамблей в Церквах «sui iuris» . Мн. Е. к. входят в состав 14 международных объединений Е. к. (7 - в Африке, 2 - в Азии, 2 - в Америке, 2 - в Европе, 1 - в Океании).

http://pravenc.ru/text/190049.html

И опять-таки дико слышать это от богослова того патриархата, где веками разрабатывалась теория симфонии Церкви и государства, где было провозглашено, что есть два величайших дара: Царство и священство. Император Юстиниан говорил: «Существует два величайших блага, дары милости Всевышнего людям — священство и царство. Каждое из этих благ, дарованных людям, установлено Богом, имеет собственное назначение. Но, исходя из одного и того же начала, оно и проявляется в единении, в совместной деятельности. И если цари справедливо и равновесно управляют своими подданными, а священники воздевают к небесам чистые руки, то отсюда возникает прекрасное созвучие (симфония) и жизнь подданных устрояется ко благу». Будто для Иоанна Хрисавгиса не существует известной церковной нормы, по которой государство призвано в идеале признавать церковные законы, а Церковь государственные законы. Хрисавгис с удовольствием загоняет свою Церковь и своих единоверцев в гетто, похуже турецкого. В турецком гетто, по крайней мере, права христиан на нравственную жизнь были хотя бы относительно обеспечены тем, что им даровалась внутренняя законодательная религиозная автономия. В современной государственной машине, которая претендует на тотальность, никаких миллетов, никаких сообществ, живущих по своим законам, быть не должно. В государствах Евросоюза это наглядно демонстрируется, когда нагло врываются не то что в общественное, а в личное пространство, срывая кресты с верующих христиан и запрещая хиджабы у мусульманок. Никакая корпорация Sui iuris не уцелеет, если только она не подчинится соответственным указаниям из брюссельского или вашингтонского обкома. Однако Иоанн Хрисавгис идёт дальше, упрекая русских и грузин в том, что они мешают пастырской заботе об известной части нашего общества, то есть о Простите, какая пастырская забота? О чём? Эти люди в своей жизни себя нагло и цинично противопоставляют Церкви, они не считают себя чадами Церкви, иначе не вели бы такой образ жизни. Единственный пастырский долг по отношению к содомитам – обличать и призывать к покаянию. Но простите, какой может быть призыв к покаянию со стороны тех, кто считают законным государственное законоположение о том, что так называемые однополые «браки», а на самом деле мерзкие содомские сожительства, являются законными. Более того, они могут усыновлять детей, а значит делать с ним всё, что захотят – надругиваться над ними.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/pr...

На территории Е. Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и 5 митрополий: Мемфисскую (Гелиополь-Каир), Леонтопольскую (Исмаилия), Пелусийскую (Порт-Саид), Гермопольскую (Танта) и Птолемаидскую (Миния). Численность постоянно проживающих в стране православных незначительна - ок. 10 тыс. чел., окормляемых в 30 приходах. Также на территории Е. действуют 3 мон-ря: св. Саввы Освященного в Александрии, свт. Николая в Каире и вмч. Георгия в Ст. Каире. Синайская архиепископия, имеющая автономный статус в составе Иерусалимской Православной Церкви , состоит из мон-ря вмц. Екатерины, расположенного у подножия горы Синай, и подворий (3 в Е. и 14 в др. странах: в Греции, на Кипре, в Ливане и в Турции). РПЦ имеет на территории Е. представительство при Патриархе Александрийском в Каире. Русская диаспора в Е. окормляется в посольском храме во имя вмч. Димитрия Солунского в Каире и в храме во имя блгв. Александра Невского в Александрии. Нехалкидонские Церкви Коптская Церковь имеет на территории Е. 42 еп-ства. Общее количество верующих ок. 6,5 млн чел. В структуре Армянской Апостольской Церкви Эчмиадзинского Католикосата 4 общины, объединяющие 13 тыс. верующих. Римско-католическая Церковь Со времени 5-го крестового похода (1217-1221) в Е. существовали лат. еп-ства и осуществлялась католич. пропаганда. В 1630 г. в Каире была учреждена миссия капуцинов , а в 1675 г. в страну прибыли иезуиты . В 1687 г. их деятельность была объединена под упр. миссии Sui Iuris в Верхнем Е. В 1839 г. был создан Апостольский викариат Египта (с 27 янв. 1951 апостольский викариат Александрии Египетской). Кон. XIX - нач. XX в. был наиболее активным периодом для католич. миссионеров. В 1909 г. апостольская префектура Дельты Нила, созданная в 1886 г., была преобразована в апостольский викариат Дельты Нила. В 1926 г. был создан апостольский викариат Суэцкого канала, затем переименованный в апостольский викариат Порт-Саида. После революции 1952 г.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Лит.: Азаревич Д. История византийского права. Ярославль, 1876. Т. 1. Ч. 2. С. 4-115; Zachari ä von Lingenthal K. E. Geschichte des griechisch-römischen Rechts. Lipsiae, 1893. Aalen, 1955r; Lawson F. H. The Basilica, I-II//Law Quarterly Review. 1930. Vol. 46. P. 486-501; 1931. Vol. 47. P. 536-554; Wenger L. Die Quellen des römischen Rechts. W., 1953; Berger A. Studi sui Basilici, IV: La legislazione di Giustiniano ed i Basilici//Iura. 1954. T. 5. P. 87-110; Scheltema H. J. Über die Natur der Basiliken//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1955. Bd. 23. S. 287-310; idem. A propos de la prétendue Préface des Basiliques//Droits de l " antiquité et sociologie juridique. P., 1959. P. 269-271; Van der Wal N. Spuren einer Einteilung in sechs Bände der Basiliken in den jungeren Scholien//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1957. Bd. 25. S. 274-283; idem. Der Basilikentext und die griechischen Kommentare des 6. Jhs.//Synteleia Arangio-Ruiz. 1964. T. 2. S. 1158-1165; Каждан А. П. Василики как ист. источник//ВВ. 1958. Т. 14. С. 56-66; Липшиц Е. Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ. 1958. Т. 14. С. 76-80; она же. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981; Сюзюмов М. Я. Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ. 1958. Т. 14. С. 67-75; Pieler P. Byzantinische Rechtsliteratur// Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Münch., 1978. Bd. 2. S. 341-480; Van der Wal N. , Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio. Groningen, 1985; Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Fr./M., 1986; Медведев И. П. Развитие правовой науки//Культура Византии: 2-я пол. VII-XII в. М., 1989. С. 227-235; он же. К завершению нового издания Василик//ВВ. 1991. Т. 52. С. 273-274; он же. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001; Subseciva Groningana. 1989. Vol. 3: Proc. of the Symp. on the Occasion of the Completion of a New Edition of the Basilica (Groningen, 1-4 June, 1988). Groningen, 1990; Barone-Adesi G. Ricerche sui corpora normativi dell " impèro romano, 1: I corpora degli iura tardoimperiali. Torino, 1998; Van Bochove Th. E. To Date: On the Date and Status of Byzantine Law Books. Groningen, 1996. Р. 107-121.

http://pravenc.ru/text/149783.html

The third is the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (UAOC) with 1,205 registered communities. It originates from the Autocephalous movement that started in 1918, then moved into the emigration, mostly Canada and the US, and after Ukraine became independent, returned to its motherland as a UAOC. There is also a Ukrainian Greek-Catholic Church (UGCC), a Catholic Church sui iuris , which follows the eastern rite. In January 2013, this Church counted 3,734 registered communities, mostly in the western Ukrainian region of Galicia. It nevertheless developed a distinct social teaching and has a powerful voice recognised throughout the whole country. The rest of the Ukrainian Churches, including the Roman Catholic Church with 919 communities, act publicly mostly through the All-Ukrainian Council of the Churches and Religious Organisations. This Council is the most effective platform of cooperation between different religious groups in Ukraine, including Jewish and Muslim communities. Civil awakening All major Ukrainian Churches, including the Greek-Catholic Church, belong to the eastern Christian tradition. According to this tradition, the Church gives priority to relations with the state, and not so much with the society. The Maidan, however, urged the Ukrainian Churches to begin realising that the unilateral relationship of the Church with the state is insufficient. There exists a society, which has its own interests that can be very different from the state. In Ukraine, the society opposed the kleptocratic and violent state and articulated its own agenda. Under the pressure of the conflict between the state and the society in Ukraine, the Churches realised that society is distinct from the state and equally important for them, if not more important. They had to choose between the two, and all of them eventually chose the side of the society. Some of them earlier, like the Greek Catholic Church, and some later, like the Ukrainian Orthodox Church in unity with the Moscow Patriarchate.

http://pravmir.com/christians-ukraine-ec...

Кандидат философских наук И.Б. Гаврилов выступил в качестве модератора секции «Религиозная философия». Дискуссия на данной площадке коснулась осмысления взаимоотношений государства и Церкви у Сергея Уварова и Константина Леонтьева. Далее участники порассуждали об отражении различных духовных начал в художественном творчестве и о вкладе в развитие русской философской мысли таких ученых как А.А. Григорьев и А.А. Ванеев. Во время работы секции «Литургика и церковное искусство» исследователи познакомились со способами выражения тех или иных богословских идей через изобразительное искусство. В частности, ученые смогли проследить воплощение аристотелевского аргумента против ростовщичества в цикле фресок Джотто в капелле Скровеньи в Падуе и на примере устройства некоторых храмов Санкт-Петербурга увидели расстановку архитектурных доминант в Северной столице. Также участники дискуссии поговорили об особенностях евхаристической практики заключенных исповедников веры в XX веке. Ведущим секции выступил старший преподаватель СПбДА протоиерей Сергий Золотарев. И.о. заведующего кафедрой древних языков, секретарь Ученого совета кандидат богословия священник Александр Зиновкин выступил в роли модератора секции «Филология, переводы и исследования христианских источников». На данной площадке участники конференции сравнили греческий перевод и древнееврейский оригинал 128-го псалма и провели параллели между славянским и греческим текстами канона на праздник Воздвижения Креста Господня. Исследователи познакомились с историей перевода малой византийской хроники Константинопольского патриарха Никифора и особенностями графико-орфографической кодификации религиозной лексики в «Церковном словаре» (1773-1794) протоиерея Петра Алексеева. Во время работы секции «Церковное и каноническое право», ведущим которой выступил директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков, ученые обсудили современный правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, а также положение Церкви как института sui iuris в исторических и современных типах правопонимания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5964226...

Главы миссий sui iuris являются также дипломатическими представителями Ватикана как государства в странах проживания. Руководство стран ЦА резко отрицательно относится к любым формам прозелитизма католиков в отношении мусульман (в Узбекистане прозелитизм запрещен законодательно). Мусульмане, перешедшие в христианство, могут быть избиты или даже убиты. Но не следует забывать об успехах католического прозелитизма в странах Азии среди членов угнетенных этнических и социальных групп (например, касты «неприкасаемых» в Индии). Тем не менее, католический прозелитизм в отношении мусульман менее значим, чем в отношении православных, живущих в странах ЦА. На этой базе РПЦ вновь получает основания, чтобы обвинить католиков в посягательстве на свою каноническую территорию. 4. Католичество на Южном Кавказе В этом регионе католичество представляют, главным образом, восточные католические церкви (униатские). Крупнейшей южно-кавказской униатской церковью является Армянская католическая церковь, возникшая в результате унии части Армянской апостольской церкви с Ватиканом. К ней принадлежит около 8% всех армян (включая диаспору). В Армении в 1997 году проживали 150 тысяч, а в Грузии - 50 тысяч армян-католиков. Армяне-католики проживают также в России (54 тыс.) и на Украине. В Армении католики являются религиозным меньшинством. В 2001 г. состоялся визит папы в Армению, продемонстрировавший лояльность государства к армянам-католикам. В стране активно работает «Каритас». Ситуация в Грузии несколько иная. В 2003 г. правительство Грузии отказалось подписывать с Ватиканом конкордат, подобный уже подписанному с Грузинской Православной Церковью. Визит папы в Грузию (1999) ознаменовался тем, что Грузинский Патриарх и иерархи Церкви отказались присутствовать на совершенной им литургии. Патриархия также обратилась с заявлением к членам Церкви, призвав их воздержаться от посещения папской службы, так как присутствие православных на католическом богослужении недопустимо . Однако для правительства Грузии контакты с католической церковью остаются знаком приверженности европейским ценностям и стремления интегрировать страну в ЕС и НАТО. Католическая церковь осуществляет в Грузии много благотворительных программ, особенно для молодежи.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/22/...

Сбываются предсказания аналитиков, что рано или поздно белорусское государство увидит в католической церкви партнера для восстановления своей репутации на мировой арене. В июне 2008 г. была достигнута договоренность, что Республика Беларусь и римско-католическая церковь будут готовить к подписанию «Соглашение о сотрудничестве» (конкордат наподобие уже заключенного с РПЦ). В апреле 2009 г. состоялась встреча А.Лукашенко с папой римским Бенедиктом XVI. Это, безусловно, один из признаков «потепления» отношений Белоруссии со странами Запада. Однако Лукашенко дал понять, что не стремится к ухудшению отношений с Россией. Он предложил провести встречу Патриарха Московского и Всея Руси с папой римским на территории Белоруссии . Эта идея выглядит перспективной, но руководство РПЦ пока не выразило готовности ее осуществить. 3. Католичество в странах Центральной Азии После распада СССР число «этнических католиков» (например, немцев, поляков и литовцев, высланных в Казахстан) в ЦА стало стремительно сокращаться. Тем не менее, католическая община Казахстана до сих пор лидирует по численности среди стран ЦА. Власти Казахстана относятся к католичеству благожелательно. В 1998 году между папой и Республикой Казахстан было заключено особое соглашение, регулирующее положение католической церкви в стране. В сентябре 2001 г. Иоанн Павел II посетил Казахстан. В стране работают представительства «Каритас» и «Опус Деи». В Казахстане проживает (в Караганде) и некоторое количество греко-католиков, депортированных из западных областей Украины после 1939 г. Ситуация в остальных государствах ЦА резко отличается от казахстанской. В Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Азербайджане существуют крохотные католические общины, насчитывающие от 3000 до 120 человек. Статус структур католической церкви в этих странах обозначен термином «миссия sui iuris» (миссия своего права). Это понятие обозначает церковные миссионерские территории, которые не входят в иные церковно-административные образования.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/22/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010