Justinianus. Novella XVI. De mensura ordinatorum clericorum//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin: Weidmannos, 1895. P. 115–117. Justinianus. Novella XXVIII. De moderatore Helenoponti//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin: Weidmannos, 1895. P. 212–218. Justinianus. Novella XLII. De depositione Anthimi, Severi, et Zoorae//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin: Weidmannos, 1895. P. 263–269. Justinianus. Novella LXVI. Ut novae quae fiunt constitutiones postquam insinuatae sunt post duos menses alios valeant//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin: Weidmannos, 1895. P. 340–343. Justinianus. Novella CXXXI. De ecclesiasticis titulis//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin: Weidmannos, 1895. P. 654–664. Leo I. De haeresi et historia Eutychiana I//PL. 55. Col. 1095C–1228C. Leo I. De haeresi et historia Eutychiana II//PL. 55. Col. 1227D–1324B. Leo IX. Epistulae 100. Ad Michaelem Constantinopolitanum patriarcham, adversus ejus et Leonis Acridani episcopi inauditas praesumptiones et nimias vanitates//PL. 143. Col. 744B–769D. Origenes. Selecta in Genesim (fragmenta e catenis)//PG. 12. Col. 91 –145B. Severianus Gabalensis. De caeco nato (olim sub auctore Joanne Chrysostomo)//PG. T. 59. Col. 543–554 . Severianus Gabalensis. Homilia de legislatore [Dub.]//PG. T. 56. Col. 397–410 . Severianus Gabalensis. In illud: Dominus regnavit, exsultet terra ( Ps. 96:1 ); et in illud: cum tradiderit regnum deo et patri ( 1Cor. 15:24 ), et in mysterium baptismi [Sp.]//PG. T. 55. Col. 603–612 . Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica I//Socrate de Constantinople. Histoire ecclésiastique. Livre I/éd. P. Maraval, P. Périchon. Paris: Éditions du Cerf, 2003. (SC; vol. 477). P. 44–262. Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica II//Socrate de Constantinople. Histoire ecclésiastique. Livres II–III/éd. P. Maraval, P. Périchon. Paris: Éditions du Cerf, 2005. (SC; vol. 493). P. 18–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

i. c.). В C. i. c. не отражены литургические нормы католич. Церкви. Действие C. i. c. распространяется только на католич. Церковь лат. обряда, для католиков вост. обрядов в 1990 г. был издан Кодекс канонов Восточных Церквей (см. ст. Восточные католические Церкви ). С момента принятия в C. i. c. было внесено неск. изменений. 18 мая 1998 г. motu proprio «Ad tuendam fidem» папа Иоанн Павел II внес в него норму, обязывающую всех католиков принимать как «торжественное», так и «обычное учительство» Папского престола (CIC. 750 § 2), а также уточнил каноны относительно наказания для тех, кто упорно его отвергают (CIC. 1371). Опубликованным 15 дек. 2009 г. motu proprio «Omnium in Mentem» папа Бенедикт XVI внес изменения в каноны 1008 и 1009, разграничивающие священническое служение епископов и пресвитеров и диаконское служение, а также в каноны 1086, 1117 и 1124, уточняющие аспекты брачного права католической Церкви (удалена фраза о формальном акте отступничества от католич. веры как условия недействительности брака между крещеными и некрещеными лицами). В отличие от C. i. c. 1917 г. новый C. i. c. разрешено переводить на национальные языки, но с обязательной авторизацией перевода местными церковными властями (рус. перевод: Кодекс канонического права. 2007). Ист.: Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus//AAS. 1983. Vol. 75. Pt. 2; Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus, fontium annotatione et indice analyticoalphabetico auctus. Vat., 1989; Кодекс канонического права/Пер. с лат.: А. Н. Коваль. М., 2007. Лит.: La nuova legislazione canonica: Corso sul Nuovo Codice di Diritto Canonico. R., 1983; D " Ostilio F. La storia del nuovo Codice di diritto canonico: Revisione, promulgazione, presentazione. Vat., 1983; Ochoa X. Index verborum ac locutionum Codicis iuris canonici. Vat., 19842; Corecco E. Théologie et droit canon: Écrits pour une nouvelle théorie générale du droit canon. Fribourg, 1990; Kanonisches Recht: Lehrbuch aufgrund des Codex iuris canonici/Bearb. W. Aymans. Paderborn; Münch., 1991-201313. 4 Bde; Джероза Л. Каноническое право в католич. Церкви/Пер. с ит.: Г. Вдовина. М., 1999; Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 20002; Beal J., Coriden J., Green T. New Commentary on the Code of Canon Law. N. Y., 2000; Coriden J. A. Canon Law as Ministry: Freedom and Good Order for the Church. N. Y., 2000.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Согласно Цану 698 , в 419 г. на другом Карфагенском соборе было добавлено следующее заключение: … Апокалипсис Иоанна, одна книга. Все это пусть пошлют брату нашему и коллеге–епископу Бонифацию [Римскому] и другим епископам тех мест, чтобы они могли подтвердить это правило (канон), ибо это мы получили от наших Отцов для чтения в церкви.   687 Это может означать, что Марк расположил материал в порядке, указанном Петром, который был участником описываемых событий. 688 Это предложение фрагмента, quasi ut iuris studiosum, «как, так сказать, один ревнитель (или знаток) закона» интерпретировалось и/или редактировалось по–разному. Например, Routh принял ut tuns за перевод του δικαου, т.е. Лука был столпом праведности; Buchanan заменил ut iuris словом ädiutorem – «помощник». Bartlet предположил, что переводчик спутал νσου и νμου (Лука был «знаток болезней»). Zahn заменил ut iuris словом imineris,ykaзыbaя на готовность Луки сопровождать Павла в его странствиях; Lietzmann исправил это на litteris, т.е. Лука был хорошо сведущим автором. Harnack(Sitzungsberichte der kцniglich Preussischen Akademie der Wissenschaften 1903., p. 213) и Ehrhardt (op. cit.), которые сохранили iuris studiosus, указали на то, что на языке римского судопроизводства это могло означать официального эксперта, который служит в государственном римском учреждении. Хотя этот титул и был в ходу еще до Дигест Юстиниана (533 г.) и мог быть известен переводчику, все же это догадки о том, что означает греческая фраза – если, конечно, допустить, что канон был первоначально составлен на греческом языке (к сожалению, нам тут не поможет и монография David Magie, De Romanorum iuris publia sacrisque vocabulis sollemnibus in Graecum sermonem conversis Leipzig, 1905.). Показательно, что латинский текст фрагмента стал источником для Хромация из Аквилеты, который так говорит о Луке в своем комментарии на Евангелие от Матфея (написан между 398 г. и 407 г.): Dominum in carne non vidit, sed quia eruditissimus legis erat quippe qui comes Pauli apostoli… (см. Joseph Lemariй, «Saint Chromace d " Aquilйe mйmoin du Canon de Muratori», Revue des йmudes augustiniennes, xxiv 1978., pp. 101–102).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

118 De iurye principis circa adiaphora 1695; Das Recht evangeliscber Fürsten in teologischen Streitigkeiten, 1696; An haeresis sit crimen? 1697; De iure principis circa harreticos, 1697; Kurze Lehrsätze vom Recht eines christlichen Fürsten in Religionssachen, 1701, lustitutiones iuresprudentiae divinae, in quibus fundamenta iuris naturalis secundum hypotheses Puffendorfii demostrantur, 1702; Fundamenta iuris naturalis ex sensu communi deducta 1705; Historia contentionis inter imperium et sacerdotium, 1722 и др. 119 Institutiones iuris canonici ed. V, 1770; Ius ecclesiasticum Protestantium usum hodieruum iuris canonici iuxta seriem Decretalium… ostendens. 6 vol 4°, 1714, ed. V (vol. V, ed. 3, vol. VI ed. 6) 1756–1789. 121 1686–1760. Origines iuris ecclesiastici, Tübingen, 1719, 1756; Akad. Reden über das protest. Kirchenrecht, Tübingen, 1742. 123 1768–1834. Его многочисленные сочинения изданы в Берлине в 1835–1864 г. в трех отделениях: 1) Богословие; 2) Проповедь; 3) Философия и смешанные сочинения. 124 Георг .Фридрих Пухта, 1798–846, знаменитый юрист, создавший вместе с Гуго и Савиньи историческую школу. Из его сочинений см. Einleitung in das Recht der Kirche, 1840. 125 Allgemeines Landrecht für die Prenssischen Slaaten действует с 1 июня 1794 г. Содержит в себе право гражданское, государственное, церковное и уголовное. 126 Епископ рязанский; ум. в 1731 г; известен как сильный приверженец реформ и переводчик нескольких иностранных книг, в том числе: «Введение в историю европейскую чрез Самуила Пуфендорфа, на немецком языке сложенное, также чрез Иоанна Крамера на латинский преложенное» с лат. СПб. 1718; Пуфендорфа «О должностях человека и гражданина по закону естественному» СПб. 1724. 127 Пекарский П., Наука и литература в России при Петре В. 1862 стр. 225, 213. «Введение к истории замечательнейших государств» Пуфендорфа (Eindeitung zur Historie der vornehmsten Staaten in Enropa) и «De officio hominis et civis». Петр велел перевести для царевича Алексея Петровича, «как преддверие к изучению трудов Гроция и Пуфендорфа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

AE                  Année Épigraphique. Am. J. Theol.             American Journal of Theology. Ant.                  Josephus, Antiquitates Iudaicae. A–J                  F. F. Abbot and A. C. Johnson, Municipal Administration in the Roman Empire, Princeton, 1926. BG                  Caesar, De Bello Gallico. BGU                  Berliner griechische Urkunden. BJ                  Josephus, Bellum Gallicum. BSR                  Papers of the British School at Rome. CAH                  Cambridge Ancient History. Charlesworth       M. Charlesworth, Documents Illustrating the Reigns of Claudius and Nero, Cambridge, 1939. Cicero, II in Verr.       Cicero, Secunda Actio in Verrem. CIG                  Corpus Inscriptionum Graecarum. CIL                  Corpus Inscriptionum Latinarum. Cl. Phil.            Classical Philogy (Chicago). Cl. Rev.            Classical Review. Cod. Iust.            Codex Iustinianus in Corpus Iuris Civilis. Collatio            Collatio Legum Mosaicarum et Romanarum in FIRA. D.                  Digesta iuris Romani in Corpus Iuris Civilis. Dio.                  Cassius Dio, Historiae. Dio Chrys.            Dio Chrysostomus, Orationes. Ditt. Syll.            W. Dittenberger, Sylloge Inscriptionum Graecarum. D. Pen. R.            Th. Mommsen, Droit pénale romaine, Paris, 1903. DPR                  Th. Mommsen, Droit publique romaine, Paris, 1897. E–J      V. Ehrenberg and A. H. M. Jones, Documents Illustrating the Reigns of Augustus and Tiberius 2 , Oxford, 1955. Eph. Epigr.            Ephemeris Epigraphica. FIRA                  S. Riccobono, Fontes Iuris Romani Antejustiniani, ii, Florence, 1941. Greek Coins            Catalogue of Greek Coins (British Museum), London. GS                  Th. Mommsen, Gesammelte Schriften, iii, Berlin, 1907. IEJ                  Israel Exploration Journal. IGRR                  Inscriptiones Graecae ad Res Romanas pertinentes, Paris, 1911. ILS                  H. Dessau, Inscriptiones Latinae Selectae, Berlin, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/world/roman-so...

Essays. L., 1980. S. 39-81; idem. Johannes Teutonicus, das IV. Laterankonzil und die Compilatio Quarta//Ibid. S. 608-634; Kessler P. -J. Untersuchungen über die Novellengesetzgebung Papst Innozenz " IV//ZSRG.K. 1942. Bd. 31. S. 142-320; 1943. Bd. 32. S. 300-383; 1944. Bd. 33. S. 56-128; idem. Wiener Novellen: Suppl. Novellisticum I//Studia Gratiana. Bologna, 1967. Vol. 12. S. 89-110; Stickler A. M. Historia iuris canonici latini institutiones academicae. Torino, 1950. Vol. 1. P. 217-276; Kuttner S. , Rathbone E. Anglo-Normann Canonists of the 12th Cent.: An Introd. Study//Traditio. N. Y., 1949/1951. T. 7. P. 279-358; Ochoa Z. B. X. , Diez A. Indices canonum, titulorum et capitulorum Corporis iuris canonici. R., 1964; Le Bras G. , Lefebvre Ch. , Rambaud J. L " Âge classique, 1140-1378: Sources et théorie du droit. P., 1965; Hageneder O. Papstregister und Dekretalenrecht//Recht und Schrift im Mittelalter. Sigmaringen, 1977. S. 318-347; Landau P. Die Entstehung der systematischen Dekretalensammlungen und die europäische Kanonistik des 12. Jh.//ZSRG.K. 1979. Bd. 65. S. 120-148; idem. Kanones und Dekretalen: Beitr. z. Geschichte d. Quellen d. kanonischen Rechts. Goldbach, 1997. S. 120-148; idem. Rechtsfortbildung im Dekretalenrecht: Typen u. Funktionen d. Dekretalen d. 12. Jh.//ZSRG.K. 2000. Bd. 86. S. 86-131; Pennington K. The Making of a Decretal Collection: The Genesis of Compilatio tertia//Proc. of the 5th Intern. Congr. of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25 Sept. 1976. Vat., 1980. P. 67-92. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. C; Vol. 6); Tarrant J. The Manuscripts of the Constitutiones Clementinae//ZSRG.K. 1984. Bd. 70. S. 67-133; 1985. Bd. 71. S. 76-146; Chodorow St. Dekretalensammlungen//LexMA. Bd. 3. S. 656-658; Germovnik F. Indices Corporis Iuris Canonici. Ottavae, 2000. P. 169-306, 409-450, 471-497; Their A. Die papstlichen Register im Spannungsfeld zwischen Rechtswissenschaft und papstlicher Normsetzung: Innozenz III. und die Compilatio Tertia//ZSRG.K. 2002. Bd. 88.

http://pravenc.ru/text/171628.html

1. T. 1); Box H. S. The Principles of Canon Law. Oxf., 1949; Conte a Coronata M. Institutiones iuris canonici. Torino, 1950-1962. 5 vol.; Stickler A. M. Historia iuris canonici: Institutiones academicae. Augustae Taurinorum, 1950. T. 1: Historia fontium; Eichmann E., M ö rsdorf K. Lehrbuch der Kirchenrechts auf Grund des Codex Iuris Canonici. Paderborn, 1953-1954 7. 3 Bde; Mortimer R. C. Western Canon Law. L., 1953; Pl ö chl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Ganshof F. L. Recherches sur les capitulaires. P., 1958; Munier Ch. Les Statuta ecclesiae antiqua. P., 1960; idem. L " œuvre canonique de Denys le Petit, d " après les travaux du R. P. Wilhelm Peitz, S. J.//Sacris Erudiri. 1963. Vol. 14. P. 236-250; idem. Vie conciliaire et collections canoniques en Occident, IVe-XIIe siècles. P., 1987; Peitz W. M. Dionysius Exiguus-Studien: Neue Wegener philol. und hist. Text- und Quellenkritik/Hrsg. H. Foerster. B., 1960; Bouscaren T., Ellis A. Canon Law: A Text and Commentary. Milwaukee, 1963; Miquel J. Mechanische Fehler in der Überlieferung der Digesten//ZSRG.R. 1963. Bd. 80. S. 233-286; Legendre P. La Pénétration du droit romain dans le droit canonique classique de Gratien à Innocent IV (1140-1254): Diss. P., 1964; Le Bras G., Lefebvre C., Rambaud J. L " Âge classique, 1140-1378: Sources et théorie du droit. P., 1965. (Histoire du droit et des institutiones de l " Église en Occident; 7); Heimerl H. Aspecto cristológico del Derecho Canónico//Ius Canonicum. Pamplona, 1966. Vol. 6. P. 25-51; idem. Das Kirchenrecht in Neuen Kirchenbild//Ecclesia et Ius: FS A. Scheuermann/Hrsg. K. Siepen. Münch., 1968. P. 1-24; Le Bras G. L " Église médiévale au service du droit romain//RHDFE. Ser. 4. 1966. Vol. 44. P. 193-209; F ü rst C. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Münch., 1967; Hera A., de la. Introducción a la ciencia del derecho canónico. Madrid, 1967; Bertrams W. Quaestiones fundamentales iuris canonici. R., 1969; Marchetto A.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

гос-вах, однако в XIX в. происходит оживление соборной жизни, что было вызвано необходимостью решать многочисленные местные проблемы, связанные с изменениями в общественно-политической жизни. С 1850 по 1907 г. состоялось 377 диоцезных Собора, из них 166 во Франции, 88 в Италии и 49 в США. Акты провинциальных и диоцезных Соборов в обязательном порядке направлялись для утверждения в Конгрегацию Собора. Решения древних и новых провинциальных и диоцезных Соборов издавались в основном по географическому принципу (см.: Stickler. 1950. P. 290-294). Созванный папой Пием IX I Ватиканский Собор, в повестку к-рого входил вопрос о кодификации К. п., принял догматические постановления о папском примате и папской безошибочности в вопросах веры и морали, но работа Собора была прервана захватом Рима войсками итал. королевства. Кодификация К. п. в ХХ в. Необходимость упорядочить и систематизировать нормы католич. К. п., представленные в «Corpus iuris canonici» и многочисленных сборниках и сводах постановлений Папского престола, осознавалась мн. католическими канонистами после Тридентского Собора. Однако система «римского централизма», при к-рой возникающие канонические вопросы можно было решить только при обращении к Папскому престолу, тормозила процесс кодификации. Предпринимавшиеся некоторыми канонистами попытки систематизировать канонические нормы носили частный характер и не получали офиц. одобрения. Так, в 1557 г. итал. канонист Дж. П. Ланчелотти подготовил 4 книги «Institutiones iuris canonici», составленные по образцу Институций Юстиниана, расположив канонические нормы по тематическому принципу (лица, вещи, судьи, преступления и наказания). Ланчелотти издал свой труд (Institutionum iuris canonici, quibus ius pontificium singulari methodo libris quatuor comprehenditur. Venetiae, 1563), который получил одобрение папы Павла IV, однако произведение рассматривалось лишь как пособие для изучения К. п. В 1867 г. папа Пий IX поручил комиссии кардиналов сформулировать основные проблемы и предложения (postulata) по реформе К.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Нек-рые, напр. Зегмюллер, предлагали считать К. п. католической Церкви только нормы, вошедшие в состав Кодекса канонического права 1917 г. (CIC (1917)), а к «церковному праву» относили все законодательство, касающееся Церкви. Другие канонисты, наоборот, определяли церковное право как нормы Кодекса, а К. п. называли всю совокупность норм, по к-рым жила католич. Церковь (см.: Falco. 1925. P. 41-42). Однако большинство канонистов настаивали на синонимичном употреблении этих понятий, указывая, что в Кодексе канонического права нет их прямого противопоставления (см.: Van Hove A. Prolegomena ad Codicem iuris canonici. Mechliniae; R., 1928. P. 36-37; De Meester A. Iuris canonici et iuris canonico-civilis compendium. Brugge, 1921. [T.] 1. Lib. I. N 4). В утвержденном в 1983 г. папой Римским Иоанном Павлом II новом Кодексе канонического права (CIC) понятия «церковное право» и «каноническое право» употребляются как синонимы, при этом предпочтение отдается последнему. Согласно наиболее распространенной у совр. католич. канонистов трактовке, к церковному праву относятся все правовые нормы, касающиеся Церкви, а внутри церковного права выделяется К. п.- правовые нормы, содержащиеся в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви 1983 г., а также в Кодексе канонов Восточных Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium, см. в ст. Восточные католические Церкви ), утвержденном папой Иоанном Павлом II в 1990 г. Т. о., к сфере одновременно К. п. и церковного права принадлежат каноны, регулирующие церковную жизнь, в то время как законодательные акты местной (партикулярной) церковной власти, гос. законы, регламентирующие церковные правоотношения или устанавливающие правовой статус католической Церкви на к.-л. территории, а также правовые нормы города-гос-ва Ватикан и конкордаты между Папским престолом и гос-вами принадлежат исключительно к области церковного права, но не К. п. Система католического К. п. Исторически первым основным делением К. п. стало деление на старое и новое.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010