началась лишь в нач. XIX в. В 1816 г. в страну прибыли первые англикан. миссионеры, в 1821 г.- первые англ. методисты. В 1819 г. в Зап. Африке организовали миссии сестры из Об-ва св. Иосифа Клюнийского из Горе, в Г. их деятельность началась с 1822 г. 1-я постоянная католич. миссия под покровительством англ. королевской власти появилась в 1849 г., возглавляемая ирл. представителями конгрегации Св. Духа. Однако ни попытки сестер-монахинь, ни создание постоянной миссии не имели успеха. Проповедовать христианство удавалось лишь среди представителей народов мандинго, волоф, а также среди освобожденных рабов и их потомков. В колонии распространение христианства не встречало препятствий, а на территориях протектората подавляющее большинство населения исповедовало ислам: в 1911 г. в колонии было 51,4% мусульман и 42,7% христиан, в протекторате 84,6% и 0,6% соответственно - в 1945 г. в колонии было 57,5% мусульман и 32,5% христиан, в протекторате - 82,8% и 2,9%. Миссионерская деятельность имела успех лишь среди племен, исповедующих местные формы анимизма. В XX в. дело евангельской проповеди в Г. продолжили новые миссионерские об-ва, а также миссионерские орг-ции, созданные непосредственно в Африке. Католич. Церковь, не имевшая успеха в XIX в., принимала меры к усилению влияния. 6 мая 1931 г. от апостольского викариата Сенегамбии (Vicariate Apostolic of Senegambia) была отделена миссия sui iuris Гамбии, к-рая к 1950 г. имела 1 приход, насчитывала 3125 католиков, в их числе 6 монахов, 10 монахинь. 8 марта 1951 г. миссия sui iuris была возвышена до статуса Апостольской префектуры Батерста в Г., во главе к-рой встал рукоположенный во епископа в том же году Майкл Дж. Молони, член конгрегации Св. Духа, управлявший Католической Церковью Гамбии до 1980 г. 24 июня 1957 г. Апостольская префектура Батерста в Г. получила статус еп-ства Батерст в Г., к-рый в 1959 г. имел 6 приходов, 15 священников, 13 монахинь при общем числе верующих 4721 чел. Во 2-й пол. XX в. протестант. деноминации и секты расширили присутствие в Г.: с 1950 г.

http://pravenc.ru/text/161611.html

1398 Georgii Monachi. Chron. 487−489 De Boor=387−388 M. Постановка известия о крещении на первое место создаёт бессвязность в хронологическом плане, поскольку получается, что Константин принял Сильвестра на Палатине в Риме ещё до победы над Максенцием и до вступления в город. 1400 Патриархат Фотия, признанного в мае 861 г., был отвергнут, когда папа Николай II узнал об обстоятельствах избрания; Фотий снова принял патриархат по смерти Игнатия и в 879 г. даже добился римского священного престола, но согласие это продлилось недолго, поскольку папа Иоанн VIII отлучил его от церкви в 881 г. И всё же Фотий остался на патриаршей кафедре, так как император Василий, укрепив свои позиции в южной Италии, более не нуждался в союзе с римским понтификом. 1402 Phot. Bibl. cod. 88, 67 a, 2 Henry. P. 14: «Он говорит, что (Константин) получил крещение по почину и исполнению некоего православного, а не, как некоторые утверждают, от рук еретика». По прошествии пяти веков также Никифор Григора, даже зная и используя евсевианскую традицию, предпочёл обойти молчанием известие о крещении. Ср.: Fusco F. Costantino in Niceforo Gregora//Costantino il Grande: Dall’Antichità all’Umanesimo, cit. (сн. 3). P. 443. 1403 Fuhrmann H. 1) Das Constitutum Constantini//Monumenta Germanie Historica. Fontes iuris Germanici antiqui. 1968. T. 10; 2) Das frühmittelalterliche Papstum und die konstantinische Schenkung//I problemi dell’occidente nel secolo VIII: Settimane di Studio di Spoleto, 1972. Spoleto, 1973. P. 257−292; De Leo. Ricerche sui falsi medioevali, cit. (сн. НО). 5 ss.; Conetti M. L’origine del potere legittimo. Spunti polemici contro la donazione di Costantino da Graziano a Lorenzo Valla. Parma, 2004; Vian G.M. La Donazione di Costantino. Bologna, 2004. 1404 Возможно, её авторами стали монахи-василиане, спасшиеся от иконоборческого кризиса. Ср.: De Leo. Ricerche sui falsi medioevali, cit. (сн. 110). 57s. 1405 L.P. 1. P. 149. О возможности использования Адрианом I «Actus Sylvestris», а не «Constitutum Constantini» см.: Levison. Konstantinische Schenkung und Silvester-Legende, cit. (сн. 102). S. 365. См.: Scorza Barcellona F. Silvestro I, santo//Enciclopedia dei papi. Roma, 2000. Vol. 1. 323 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы также постановляем, чтобы ни епископ, ни кто-либо другой из церковного чина не имел власти над имуществом этого монастыря или права им распоряжаться, и решаем, что попечение об этих обязанностях всецело должна нести ты или та, которая будет аббатиссой в этом месте после тебя. Епископу надлежит в день основания или освящения вышеупомянутого монастыря совершать торжественные святые мессы. Впрочем, эту обязанность следует исполнять таким образом, чтобы, за исключением предписанных дней, когда он совершает здесь торжественные мессы, не устанавливалось его [епископа] кресло. При его отъезде и кресло его из того оратория должно выноситься. В другие же дни пусть богослужение мессы совершает пресвитер, назначенный этим епископом. [Epistula] Ianuario episcopo Caralitano (а. 599, Iul.) CLCLT: Gregorius Magnus. Registrum epistularum (CPL 1714; SL 140–140A [ed. D. Norberg, 1982]); Monumenta. R 50: Gregorii I Papae Registum Epistularum/Ed. P. Ewald, L. Hartmann. В.: Weidmann, 1887–1891 [repr. 1978]. IX. 197. P. Monumenta Germaniae historica. Epp. II. P. 185–186 139 . Трудно назвать упомянутых «женщин того места» женщинамипресвитерами, однако очевидно, как показывает и 5-й канон Римского Собора, на христианском Западе существовали некие «старицы» – «пресвитериды», имевшие церковный статус, но не включенные в число клириков. Quia ingredientibus monasterium conuertendi gratia ulterius nulla sit testandi licentia, sed res eorum eiusdem monasterii iuris fiant, aperta legis definitione decretum est. Quod cum paene omnibus notum sit, in magna nos Gauiniae abbatissae monasterii sanctorum Gauini atque Luxurii insinuatio admiratione perduxit, quod Syricam, monasterii sui abbatissam, postquam regendi suscepit officium, condito testamento legata quibusdam asseruit reliquisse. Et dum de sanctitatis uestrae sollicitudine quereremur, cur res monasterio competentes ab aliis pertulerit detineri, communis filius Epiphanius archipresbyter uester praesens inuentus respondit memoratam abbatissam usque diem obitus sui induisse uestem monachicam noluisse, sed in uestibus, quibus loci illius utuntur presbyterae, permansisse.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12. Sed etsi quasdam reuocauit in corpora dei uirtus in documenta iuris sui, non idcirco communicabitur fidei et audaciae magorum et fallaciae somniorum et licentiae poetarum. Atquin in resurrectionis exemplis, cum dei uirtus siue per prophetas siue per Christum siue per apostolos in corpora animas repraesentat, solida et contrectabili et satiata ueritate praeiudicatum est hanc esse formam ueritatis, ut omnem mortuorum exhibitionem incorporalem praestrigias iudices. LVIII. 1. Omnis ergo ariima penes inferos? inquis. Velis ac nolis, et supplicia iam illic et refrigeria: habes pauperem et diuitem. Et quia distuli nescio quid ad hanc partem, iam oportune in clausula reddam. 2. Cur enim non putes animam et puniri et foueri in inferis interim sub expectatione utriusque iudicii in quadam usurpatione et candida eius? Quia saluum debet esse, inquis, in iudicio diuino negotium suum sine ulla praelibatione sententiae; tum quia et carnis opperienda est restitutio ut consortis operarum atque mercedum. 3. Quid ergo fiet in tempore isto? Dormiemus? At enim animae nec in uiuentibus dormiunt; corporum enim est somnus, quorum et ipsa mors cum speculo suo somno. Aut nihil uis agi illic, quo uniuersa humanitas trahitur, quo spes omnis sequestratur? Delibari putas iudicium an incipi? Praecipitari an praeministrari? Iam uero quam iniquissimum otium apud inferos, si et nocentibus adhuc illic bene est et innocentibus nondum! Quid amplius uis esse post, mortem confusa spe et incerta expectatione ludentem an uitae recensum iam et ordinationem iudicii inhorrentem? 4. Semper autem expectat anima corpus, ut doleat aut gaudeat? Nonne et de suo sufficit sibi ad utrumque titulum passionis? Quotiens inlaeso corpore anima sola torquetur bile ira taedio plerumque nec sibi noto? Quotiens item corpore afflicto furtiuum sibi anima gaudium exquirit et a corporis tunc importuna societate secedit? 5. Mentior, si non de ipsis cruciatibus corporis et gloriari et gaudere sola consueuit. Respice ad Mucii animam, cum dexteram suam ignibus soluit; respice ad Zenonis, cum illam Dionysii tormenta praetereunt. Morsus ferarum ornamenta sunt iuuentutis, ut in Cyro ursi cicatrices. Adeo nouit et apud inferos anima et gaudere et dolere sine carne, quia et in carne et inlaesa si uelit dolet et laesa si uelit gaudet. Hoc si ex arbitrio suo in uita, quanto magis ex iudicio dei post mortem?

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

2) Александрийский обряд , разделяющийся на две ветви: коптский обряд в Египте и эфиопский обряд в Эфиопии. Первые подчиняются Александрийскому Патриарху коптов, вторые – Митрополиту Аддис-Абебы. 3) Византийский обряд , часто называемый также греческим обрядом, формировался в Константинополе, но с элементами, восходящими к Александрии и Каппадокии. Это самый многочисленный обряд, разделяющийся на следующие Церкви sui iuris: Албанскую; Белорусскую; Болгарскую; Венгерскую; Греко-мелькитскую; Итало-Албанскую; Румынскую; Русскую (в 1917 г. в России был учреждён апостольский экзархат для католиков византийского обряда, деятельность которого была очень кратковременной. Кроме того, 20– го мая 1928 г. в Харбине был учреждён апостольский экзархат для всех русских католиков византийского обряда, проживающих в Маньчжурии); Русинскую; Словацкую; Украинскую и Церковь византийцев (епархия в Крыжевце, на территории бывшей Югославии). Наиболее многочисленную группу составляют украинцы, за которыми следуют греки-мелькиты. 4) Сиро-восточный, или халдейский, обряд , подчиняющийся Вавилонскому Патриарху халдеев. Часть этого обряда составляют сиро-малабарцы, подчиняющиеся Митрополиту в Эрнакуламе и Чангашерри в Индии. 5) Армянский обряд , к которому принадлежит армянское население, рассеянное в Ливане, Иране, Ираке, Египте, Сирии, Турции, Палестине и в различных западных странах. Церковные округа подчиняются Киликийскому армянскому Патриарху. 2.1.4. Брак католиков восточного обряда на территории латинской Церкви – На тех территориях, где нет ни Иерархии, ни прихода для верующих, принадлежащих к одной из восточных католических Церквей, их собственным Ординарием является местный Ординарий; если же на этой территории существуют Иерархии различных обрядов (напр., в США, в Австралии, в Индии ит.д.), собственным Ординарием верующих, принадлежащих к одной из восточных Церквей, является тот, кто был назначен Апостольским Престолом (кан. 916, § 5 ККВЦ (Codex Canonum Ecclessiarum Orientalium). Католики восточного обряда, имеющие местожительство или квази-местожительство на тех территориях, где существуют лишь латинские Иерархии, подчиняются местному Ординарию латинского обряда со всеми юридическими последствиями, согласно кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Gregorius I Magnus, papa Григорий I Великий, папа Respectae abbatissae de Gallia Maxiliae (a. 596, oct.) Gregorii I Papae Registum Epistularum/Ed. P. Ewald, L. Hartmann. В.: Weidmann, 1887–1891 [repr. 1978]. VII. 12. P. 454–455; Monumenta. P. 49–50; CLCLT: CPL 1714 SL 140–140A (ed. D. Norberg, 1982). Папа Григорий I (590–604) e этом письме октября 596 года предоставил монастырю св. Кассиана Массилийского привилегии, связанные с фактической независимостью от местного епископа в распоряжении имуществом и выборе аббатиссы. Piae postulatio uoluntatis effectu debet prosequenti compleri, quatenus et deuotionis sinceritas laudabiliter enitescat et utilitas postulata uires indubitanter adsumat. Proinde quod in honore sancti Cassiani est consecratum monasterio in quo praeesse dinosceris iuxta petitionem filiorum nostrorum Dinamii atque Aurelianae, qui id religiosa deuotione domui iuris sui iunctis uniisse aedificiis comprobantur, haec priuilegia praeuidimus indulgeri constituentes, ut obeunte ante dicti monasterii abbatissa non extranea, sed quam congregatio sibi de suis elegerit, ordinetur; quam tamen, si digna huic ministerio iudicata fuerit, eiusdem loci episcopus ordinet. In rebus autem uel dispositione eiusdem monasterii neque episcopum neque ecclesiasticorum quemquam aliquam habere decernimus potestatem, sed ad haec sollicitudinis tuae, uel quae post te in eodem loco fuerit abbatissa, curam statuimus per omnia pertinere. Die siquidem natalis uel dedicationis monasterii suprascripti, episcopum missarum illic sacra conuenit sollemnia celebrare; a quo tamen ita hoc est officium exsoluendum, ut cathedra eius nisi praedictis diebus, cum illic missarum sollemnia celebrat, non ponatur; quo discedente, simul etiam cathedra illius de eodem oratorio auferatur. Ceteris uero diebus per presbyterum, qui ab eodem episcopo fuerit deputatus, missarum officia peragantur. Послание аббатиссе Респекте из Галлии Массилийской 138 (октябрь 596 г.) Прошение из благочестивых побуждений следует удовлетворить с последующим желаемым результатом так, чтобы славно воссияло хранимое благочестие, а польза просимого несомненно укрепила силы. Итак, постановляем, чтобы в монастыре, освященном в честь святого Кассиана, которым, как известно, ты руководишь, согласно прошению чад наших Динамия и Аврелианы, засвидетельствовавших о себе тем, что по священному обету объединили его [монастырь] с принадлежащим им по праву домохозяйством посредством смежных построек, в будущем сохранялись следующие привилегии: в случае кончины аббатиссы вышеупомянутого монастыря [новая] поставляется не со стороны, а та, которую для себя и из своей среды выберет община, и ее, если только будет признана достойной такового служения, пусть поставит местный епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. католич. миссия распространилась за пределы долины Катманду - на восток и на запад, в разных частях Н. были основаны новые миссионерские станы, в страну прибыли представители различных мужских и женских католич. конгрегаций, гл. обр. индийцы. Конституция 1990 г. предоставила право свободно исповедовать свою религию, сохранив запрет на прозелитизм. После долгого ожидания в 1993 г. католич. община в Н. была официально зарегистрирована правительством. 15 авг. 1995 г. кард. Йозеф Томко, префект Конгрегации евангелизации народов, освятил строящуюся в Катманду ц. Успения Пресв. Девы Марии (ныне соборная). 8 нояб. 1996 г. миссия sui iuris в Н. преобразована в апостолическую префектуру во главе с Шармой. В 2000-х гг. католич. Церковь утвердилась во мн. частях Н., количество католиков превысило 7 тыс. чел. 10 февр. 2007 г. папа Бенедикт XVI преобразовал префектуру Н. в апостолический викариат во главе с Шармой, ставшим одновременно титулярным епископом. В 2014 г. викарием назначен инд. свящ. Пол Симик. Протестантизм С сер. XIX в. британцы стали активно развивать расположенный у вост. границы Н. г. Дарджилинг, куда для работы на чайных плантациях переселялись непальцы. Здесь в 1870 г. миссионер Церкви Шотландии Уильям Макфарлан основал Восточно-гималайскую миссию, к-рая занималась образованием местных жителей, переводом Библии и др. христ. лит-ры на местные языки и проповедью в сельских районах. Благодаря усилиям этой миссии проживавшие здесь непальцы имели возможность ознакомиться с основами христ. веры. К первым обращенным непальцам принадлежал Ганга Прасад Прадхан (1851-1932), происходивший из богатой неварской семьи, переехавшей в 1861 г. в Дарджилинг. Здесь он принял крещение и получил образование в школе Макфарлана. В 1869 г. Прадхан начал проект по переводу Библии на язык непали, который был завершен в 1914 г. В том же году он вернулся в Катманду с целью создания системы народного образования в Н., но за христ. проповедь был навсегда изгнан из страны. С кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

§ 2. Обнаружив злоупотребления и безрезультатно указав на них настоятелю монашествующих, он может принимать меры лично и собственной властью. Caput V : De separatione sodalium ab instituto – Глава V : Об оставлении института монашествующими Art. 1: De transitu ad aliud institutum – Статья 1: О переходе в другой институт 684 § 1. Монашествующий, давший постоянные обеты, не может перейти из своего института в другой – разве что с позволения верховных настоятелей обоих институтов и согласия их советов. § 2. По истечении испытательного срока, который должен длиться не менее трёх лет, монашествующий может быть допущен к принесению постоянных обетов в новом институте. При этом, если монашествующий отказывается принести эти обеты или не допускается к ним полномочными настоятелями, он возвращается в прежний институт, если не получил индульта о секуляризации. § 3. Для того чтобы монашествующий мог перейти из монастыря sui iuris в другой монастырь того же института, федерации или конфедерации, необходимо и достаточно согласие старших Настоятелей обоих монастырей и капитула принимающего монастыря при соблюдении других требований, установленных собственным правом; нового принесения обетов не требуется. § 4. Собственное право должно определить время и способ испытания, которое должно предшествовать принесению монашествующим обетов в новом институте. § 5. Для того чтобы состоялся переход в секулярный институт или в общество апостольской жизни либо из них в институт монашествующих, требуется разрешение Святого Престола, распоряжения которого должны соблюдаться. 685 § 1. Вплоть до принесения обетов в новом институте, пока прежние обеты сохраняют силу, приостанавливается действие прав и обязанностей, принадлежавших монашествующему в прежнем институте; при этом после начала испытательного срока он обязан соблюдать собственное право нового института. § 2. Посредством принесения обетов в новом институте монашествующий становится его членом, причём теряют силу прежние обеты, права и обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Однако совершенное Вторым Ватиканским собором экклезиологическое обновление позволило вновь открыть, наряду со значимостью разнообразия в единстве церковного общения, также значимость и богатство разнообразных обрядов, отвечающих богословской, духовной и дисциплинарной идентичности отдельных Церквей. «Между ними существует удивительная общность, так что разнообразие в Церкви не только не вредит ее единству, но, напротив, выявляет его. Католическая Церковь поистине желает, чтобы и в будущем сохранились в целостности и неприкосновенности традиции каждой отдельной Церкви или обряда...» (ОЕ 2). Этот принцип имеет совершенно особое значение для Церквей sui iuris, или Церквей восточных обрядов, которые распределяются следующим образом: Традиции Традиции Статус Приверженцы I. Александрийская Церкви 1.Коптская Патриархат 152.584 2. Эфиопская Митрополия 118.550 II. Антиохийская 3. Сирийская Патриархат 100.245 4. Маронитская Патриархат 2.176.152 5. Сиро-маланкарская Митрополия 281.868 III. Армянская 6. Армянская Патриархат 142.853 IV. Халдейская 7. Халдейская Патриархат 469.764 8.Сиро-малабарская 2 митрополии 2.987.050 V. Константинопольская (византийская) 9. Белорусская 10. Болгарская 15,000 11. Греческая 12. Венгерская 272.000 13. Итало-Албанская 61.404 14. Мелькитская Патриархат 1.024.410 15. Румынская Митр. (1948) 1.562.979 16. Русинская Митрополия 261.628 †461.555 17. Словацкая 391.060 18. Украинская Великое Архиепископство 4.194.900 19. Югославская 48.768 20. Албанская 21. Русская Итак, после Второго Ватиканского собора уже нет смысла говорить о Восточной Церкви в единственном числе. Наряду с православными Церквами, к которым принадлежит около 150 миллионов верующих, существует 21 Восточная католическая Церковь . Эти Церкви находятся в полном общении с Римом и объединяются в пять различных литургико-дисциплинарных традиций: Александрийскую, Антиохийскую, Армянскую, Халдейскую и Константинопольскую. К этим традициям, или основным обрядам (названным так потому, что все они, за исключением Армянской, послужили источниками других различных обрядов) принадлежат, по данным Папского ежегодника 1992 г., около 15 миллионов верующих 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

См. известное толкование Вальсамона на 2-е правило II Вселенского Собора: «В древности все областные митрополиты были автокефальны и рукополагались своими собственными соборами» (τ παλαιν πντες ο τν παρχιν μητροπολται ατοκφαλοι σαν κα π τν οκεων συνδων χειροτονοντο). - Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. Τ. 2. ν θναις, 1852. Σ. 171. Irénikon. 2011. T. 2-3. P. 312-313. См.: Of all times and of all places: Protestants and Catholics on the church local and universal/L. J. Koffeman, H. Witte, eds. Zoetermeer, 2001. Документы II Ватиканского собора. М., 2004. С. 218. См., например: «В Lumen Gentium 23 выражена надежда на то, что епископские конференции будут играть аналогичную Патриархатам в Древней Церкви роль в обеспечении легитимного и отрадного многообразия в общении. Это пожелание не было реализовано, потому что эта институция по своему каноническому положению так и не вышла за рамки простого органа практической координации между епископами одной страны». - Legrand H . Les évêques, les Églises locales et l " Église entière. Évolutions institutionnelles depuis Vatican II et chantiers actuels de recherche//Revue des sciences philosophiques et théologiques. 2001. T. 85, 3. P. 478. «II Ватиканский собор утверждал, что, по аналогии с древними патриаршими Церквами, Конференции епископов могут " многообразно и плодотворно содействовать тому, чтобы коллегиальный дух осуществлялся в конкретных делах " . Но это пожелание исполнено не полностью, поскольку до сих пор недостаточно прояснен статус Конференций епископов в качестве субъектов, наделенных конкретными полномочиями, включая определенный доктринальный авторитет. Чрезмерная централизация не облегчает, а усложняет жизнь Церкви и препятствует миссионерской динамике». - Evangelii gaudium , 32. См., например: Feldhans V . Ecclesia Sui Iuris and the Local Church: An Investigation in Terminology//The Jurist. 2008. Vol. 68, 2. P. 350-360. «В течение всего II тысячелетия и до наших дней в Православной Церкви сохраняется та административная структура, которая была свойственна Восточной Церкви I тысячелетия.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/12/ukra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010