и падения «ранакратии» в 1951 г. В 1919 г. Н. был включен в юрисдикцию новообразованного еп-ства Патна (совр. шт. Бихар, Индия). С нач. XX в. жители Бихара стали прибывать в Восточный Н. в поисках работы на чайных плантациях. Нек-рые из этих переселенцев были католиками. Несмотря на невозможность вести офиц. миссию в Н., не позднее нач. 40-х гг. XX в. католич. священники, служившие на территории Сев. Бихара, стали тайно пересекать границу для окормления переселенцев-католиков в вост. части Н. Еп. Э. Ф. Шарма у католич. собора Успения Пресв. Девы Марии в Лалитпуре. Фотография. Нач. XXI в. Еп. Э. Ф. Шарма у католич. собора Успения Пресв. Девы Марии в Лалитпуре. Фотография. Нач. XXI в. После падения «ранакратии» в 1951 г. границы Н. были вновь открыты для миссионеров, однако прозелитизм среди местного населения по-прежнему находился под запретом. В июле 1951 г. амер. иезуит Маршалл Моран из еп-ства Патна с разрешения непальских властей открыл школу св. Ксаверия в Годавари (в 15 км от Катманду) (переговоры об этом шли еще в 1949 с премьер-министром Моханом Шамшером). В 1954 г. отделение этой школы было основано в Лалитпуре. В том же году Н. впервые посетил предстоятель еп-ства Патна еп. Вильдермут вместе с представительницами Ин-та Блаженной Девы Марии (IBVM). В 1955 г. сестры этой католич. конгрегации открыли в Н. школу для девочек. Поскольку прозелитизм был запрещен, деятельность христ. миссионеров сосредоточивалась гл. обр. на социальном служении - оказании помощи нуждающимся, организации образования и здравоохранения, борьбе с последствиями стихийных бедствий и т. п. В 1983 г. Правительство Н. предприняло шаги к установлению дипломатических отношений с Папским престолом. 7 окт. 1983 г. территория Н. была выделена из еп-ства Патна в отдельную миссию sui iuris, во главе к-рой 8 дек. 1984 г. поставлен иезуит из числа местного населения - Энтони Франсис Шарма. В 1985 г. архиеп. Агостино Каччавиллан вручил верительные грамоты королю Н. в качестве 1-го пронунция. В 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

Настоятели назначаются на определённый срок. Право устанавливает длительность этого срока и определяет условия повторного избрания того же настоятеля. При этом они могут быть смещены или переведены в другой институт ешё до истечения установленного срока по причинам, установленным собственным правом (кан. 624). Лишь для верховных настоятелей и для настоятелей некоторых обителей sui iuris (напр., Аббатов) конституции могут предусматривать назначение на неопределённый срок (как это происходит, например с верховным настоятелем Общества Иисусова/Societas Jesu/, т. н. «Генералом ордена», избираемым на всю жизнь). Осуществление власти настоятелями, принципы которого изложены в канн. 617–619, должно проходить «в духе служения» (кан. 618), чтобы «создать братскую общину во Христе, в которой превыше всего ищут и любят Бога» (кан. 619). Особые обязанности настоятелей таковы: – проживать в своей обители, покидая её только в случаях, предусмотренных собственным правом института (кан. 629); – часто посещать вверенные их попечению обители и общины монашествующих (кан. 628); – уважать подобающую свободу вверенных им монашествующих в том, что касается таинства покаяния и духовного руководства (кан. 630). Настоятели на любом уровне должны сотрудничать с Советом (Consilium), помощью которого они пользуются в 162 осуществлении своих обязанностей (кан. 627); кроме случаев, предусмотренных универсальным правом, собственное право института должно определять случаи, в которых требуется согласие (consensus) (обязывающее мнение) или только совет (consilium) (простое мнение) согласно кан. 127. – Капитулы Капитул (Capitulum) – это коллегиальный орган управления институтами монашествующих. В соответствии с уровнем управления капитул может быть генеральным (generale), провинциальным (provinciale) и местным (locale). Самым значительным из них является генеральный капитул, который в монашеских институтах обладает высшей властью и составляется таким образом, чтобы, представляя весь институт, он стал «подлинным знаком его единства в христианской любви» (кан. 631).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

О тех, кто являются (лицами) своего или чужого права (De his qui sui vel alieni iuris sunt) 1 . (Гай). Следует другое деление с точки зрения права лиц: некоторые лица являются лицами своего права, некоторые подчинены чужому праву. Рассмотрим, кто подчинен чужому праву; ибо если мы узнаем, каковы эти лица, то поймем, кто является лицами своего права... § 1. Находятся во власти рабы хозяев, и эта власть относится к праву народов: ибо у всех народов мы можем одинаково наблюдать, что хозяева имеют над рабами власть жизни и смерти; и то, что приобретается но средством раба, приобретается господином. § 2. Но в настоящее время никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом. Ибо, согласно конституции божественного Антонина, тот, кто без причины убьет своего раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы он убил чужого раба. И большая жестокость господ наказывается согласно конституции того же принцепса (Содержание этой конституции Антонина Пия приведено в 1.1.8.2, причем в дополнение к изложению Дигест в Институциях указывается, что Антонин, запрошенный некоторыми презесами провинций о тех рабах, которые искали убежища в храмах или у статуй принцепсов, ответил, что если видно, что свирепость господ была невыносимой, то господа должны быть принуждены продать рабов на хороших условиях, с тем чтобы деньги за них были предоставлены господину, ибо для государства полезно, чтобы никто не пользовался дурно своим имуществом). 2 . (Ульпиан). Если господин свирепствует в отношении рабов или принуждает их к бесстыдству и постыдным действиям, то на основании рескрипта божественного Пия проконсулу Бетики Элию Марциану устанавливаются обязанности презеса провинции. Слова этого рескрипта таковы: «Нужно, чтобы власть хозяев над их рабами была неограниченна и чтобы ни у кого не отнималось его право; но для хозяев важно, чтобы не отказывалось в помощи против свирепости, или против голодания, или против непереносимых обид тем, кто справедливо умоляет (о помощи).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Он хотел закопать живой старшую весталку... он вызвал остальных понтификов в Регию... – По представлению римлян государство есть единая, только расширенная, семья. И как священным центром дома является очаг, так центром этой семьи – государства – считается очаг в храме богини Весты. На нем горит неугасимый огонь, за которым наблюдают весталки, служительницы Весты. Их шестеро; главный жрец (pontifex maximum), каковым со времен империи является император, выбирал для этого служения в самых известных аристократических домах Рима девочек от 6 до 10 лет и вручал их заботам Старшей весталки (Vestalis Maxima). По уверению Плутарха, они проводили первые 10 лет, обучаясь сложным обязанностям богослужебного ритуала, вторые 10 они их выполняли, последнее десятилетие обучали новеньких. Весталки жили недалеко от храма Весты; недалеко находилась и Регия, местопребывание главного жреца, который держал за ними верховный надзор; если по вине какой-то из них потух на очаге огонь (это считалось страшным предзнаменованием), он наказывал виновную розгами, за нарушение целомудрия, которое они должны были строго соблюдать в течение 30 лет своего служения, присуждал к смертной казня. Весталки были окружены большим почетом: перед этими строгими фигурами в своеобразном одеянии, очень напоминающем одежду современных монахинь – ниспадающее до плеч головное покрывало, веревка, перетягивающая по талии длинную до пят одежду; медальон на груди – расступались все; сам консул сходил с дороги; если им на пути встречался осужденный на казнь преступник, его миловали; человек, которого сопровождала весталка, был неприкосновенен. Весталки были лицами sui iuris, т. е. не находились под опекой отца или брата, как прочие женщины; могли распоряжаться своим имуществом, делать завещания, выступать свидетельницами в суде. Но наказание уличенным в нарушении целомудрия было страшным: их замуровывали в подземной келье. Слова Плиния о понтификах (коллегия их состояла из 15 человек), которые хлопочут около осужденной на казнь (§ 7), становятся понятны из рассказа Плутарха, который был очевидцем всей этой страшной церемонии («Нума» 10): осужденную клали на носилки, плотно закрывали и обматывали ремнями, так, что она не могла издать ни звука, который можно было бы расслышать. Через весь город ее несли к Коллинским Воротам, а там, развязав, по приставной лестнице сводили в подземелье, где стояли застланное ложе, горящий светильник, кувшин с водой и немного еды. Затем лестницу убирали, подземелье закрывали и засыпали сверху землей. «Нет зрелища страшнее», – прибавляет Плутарх.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Потеря самости, самоотчуждение, характерное для всякого властвования, не может признаваться правом. Идеал права есть свободный субъект, homo sui iuris, автономная личность, которая сама рассуждает, сама оценивает, сама выбирает направление действий. Теперь только ясна антиномия власти и возможно ее решение, ибо ясна сущность власти – она состоит в непроницаемости приказа для повинующегося, в беспрекословности повиновения. Русское слово «беспрекословность» выявляет сущность дела: нельзя «прекословить» приказу власти, нельзя возражать, дебатировать, обдумывать, оценивать – там, где требуется только повиновение; но можно «прекословить», диалектически возражать – другу, советнику, учителю, авторитету, даже высшей иерархии: так ученики возражают Сократу и даже Христу, «прекословят» им, так Иов «прекословит» Богу 5 , ибо Бог , Христос, учитель и друг – не власть, они не ищут и не требуют беспрекословного повиновения, не приказывают, а указывают («путь, истину и жизнь»), не принуждают, а освобождают («Я научу вас истине и истина сделает вас свободными»). На высоте христианского религиозного сознания, отношение Бога к человеку не есть властеотношение. В этом заключается основная идея Ап. Павла: мы не рабы и не малолетние, которые подчиняются приказам подобно рабам – мы сыны и наследники Отца, Ему подобные и соединенные с Ним свободной любовью. (К Гал.4 . К Рим.8:14–17 ). Вы друзья мои, говорит Христос, уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его ( Ин.15:14–15 ). С поразительной точностью здесь выражена непроницаемость приказа. И именно эта непроницаемость уничтожается откровением; уничтожается гетерономная стена между владыкой и рабом, между подданным и законодателем: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца моего» 6 . Проникнуть в сущность власти можно только устранив последнее и самое опасное смешение власти с иерархическим авторитетом. Их смешивают, потому что власть и иерархический авторитет могут совпадать и должны были бы совпадать: отец может обладать властью и высшим авторитетом, любимый «вождь» может обладать авторитетом и действительно, быть лучшим и мудрейшим из всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Титул VII. Об усыновлении и освобождении из-под власти и о других способах прекращения власти (В настоящем титуле почти нет правил об освобождении из-под отцовской власти (эманципации); соответствующие правила, действовавшие во времена Юстиниана, включены главным образом в Кодекс Юстиниана (С.8.48.5)) (De adoptionibus et emancipationibus et aliis modis quibus potestas solvitur) 1 . (Модестин). Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление. § 1. Слово «усыновление» является общим и разделяется на два вида, из которых один называется также усыновлением, а другой – адрогацией. Усыновляются сыновья семейства, а адрогация применяется в отношении лиц своего права (personae sui iuris). 2 . (Гай). По общему правилу усыновление совершается двумя способами: или властью [принцепса], или властью магистрата; властью [принцепса] мы усыновляем тех, кто является лицами своего права; этот вид усыновления называется адрогацией... Властью магистрата мы усыновляем тех, кто находится во власти родителя или в первом разряде детей, как сын или дочь, либо э более отдаленном разряде детей, как внук или внучка, правнук или правнучка. § 1. Общим для обоих видов усыновления является то, что и те, кто не может иметь детей, как скопцы, могут усыновлять. 3 . (Павел). Если сын семейства является консулом или презесом, то он может самого себя освободить из-под власти или совершить усыновление себя... 12 . (Ульпиан). Кто освобожден из-под отцовской власти, тот не может быть [пристойно] возвращен во власть иначе, как путем усыновления... 15 . (Ульпиан). Если усыновлен отец семейства, то все, что ему принадлежало п может быть приобретено, переходит в силу молчаливого права (Без специального распоряжения) к тому, кто его усыновил; за ним (за усыновленным) следуют его дети, которые были в его власти... 16 . (Яволен). Усыновление имеет место в отношении тех лиц, в отношении которых и по природе это может иметь место (Усыновлено может быть лишь лицо, которое по своему возрасту могло бы быть естественным ребенком усыновителя)...

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Учение П. о человеке и человеческой природе предполагает рассмотрение неск. основополагающих тем: разумность человека, свобода человеческой воли, общий для всех людей естественный закон («закон совести»), природная благость человека (см.: Evans. 1968. P. 92-93). Человек был создан Богом по Его образу и подобию ( Pelag. Ad Demetr. 2). Бог даровал ему разум (ramio) и рассудительность (prudenmia), чтобы он не только господствовал над неразумными животными и окружающим миром, но и познавал Творца и служил Ему в праведности и святости. При этом Бог пожелал, чтобы человек следовал праведности добровольно (iustitiae exsecutorem voluntarium), а не по принуждению, дав ему возможность выбора между добром и злом (Ibid. 2). Для этого Бог при самом творении одарил человека «даром добровольности и способностью свободного выбора» (voluntarii boni munere et liberi arbitrii potestate - Ibid. 3; ср.: Idem. Lib. fid. 13). По мысли П., Бог, наделив человека «той и другой возможностью» (utriusque partis possibilitatem), т. е. возможностью выбирать добро или зло, дал ему власть поступать так, как он захочет, и обращать свою волю в ту или иную сторону. Если бы человек мог избирать одно лишь добро, но не зло, он делал бы добро не по собственному побуждению (spontaneum), а по необходимости (Ad Demetr. 3; ср.: Lib. fid. 13), однако нет ничего более противоположного воле, чем природная необходимость (Ad Demetr. 7; ср.: Aug. De nat. et grat. 30. 34; Idem. De grat. Christi. II 13. 14). П. полагал, что, хотя Бог сотворил человека так, чтобы тот был способен равно и к добру, и к злу, Он пожелал, чтобы человек творил одно только добро. Бог даровал человеку способность творить зло только для того, чтобы он по своей собственной воле творил волю Божию, т. е. только добро ( Pelag. Ad Demetr. 3). Из этого П. делает парадоксальный вывод: способность человека творить зло сама есть некое благо (bonum), поскольку эта способность делает совершаемое людьми добро более ценным с нравственной т. зр. Если человек добровольно выбирает добро, то он делает это не по необходимости, но свободно и по своему праву (sui iuris).

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Эти лица становятся самовластными (sui iuris); но в отличие от прекращения отеческой власти через процедуру освобождения от состояния в чужой власти (emancipatio) подобное прекращение отеческой власти не приводит к утрате этими лицами прав наследования по закону (ab intestato) по отношению к их бывш. домовладыке. Впрочем, это различие было устранено Nov. 118 от 543 г. Заключение брака осуществлялось или без составления документов, устанавливающих приданое (instrumenta dotalia), или с составлением последних в зависимости от правового статуса лиц, вступающих в брак: требование о составлении этих документов распространялось на лиц ранга illustres («светлейшие»), прочие вступали в законный брак без составления документов о приданом (Nov. 74, 89, 117). Диаконисса , вступившая в брак, должна быть казнена (Nov. 6. 6); позже норма смягчается - заключившая брак диаконисса должна быть помещена в мон-рь до конца своих дней (Nov. 123. 30). Брак прекращается в случае принятия одним из супругов монашества и поступления в мон-рь (Nov. 5. 5; 22. 5; 117. 2; 123. 40). Прекращение брака на основании взаимного согласия супругов о его расторжении разрешается вне зависимости от оснований (Nov. 22. 4 от 535 г.); затем вводится запрет на расторжение брака по взаимному согласию супругов за исключением тех случаев, когда один из супругов желает жить в чистоте (Nov. 117. 10 от 542 г.). Nov. 134 от 556 г. устанавливает наказание в виде пожизненного помещения в мон-рь бывш. супругов, расторгших брак по взаимному согласию (Nov. 134. 11; тематический указатель содержания новелл Юстиниана см.: Wal. 1998). Церковные новеллы К церковным Н. Ю. относят те его постановления, в к-рых рассматриваются вопросы регулирования специфических внутрицерковных отношений, напр. устанавливаются требования к ставленникам или к рукоположенным священнослужителям. В самом комплексе новелл церковные вопросы не выделяются как особый предмет регулирования, отделенный от проч. комплексов правоотношений, требующих рассмотрения со стороны императора.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

Шаппюи. В 1582 г. папа Григорий XIII одобрил публикацию сводов К. п. (Декрет Грациана, Декреталии Григория IX, «Liber Sextus», «Constitutiones Clementinae», «Extravagantes Ioannis XXII», «Extravagantes communes»), к-рые были выпущены в 3 томах и составили т. н. рим. издание «Corpus iuris canonici» - офиц. вариант общецерковных сводов К. п. Своды были снабжены ординарными глоссами (Декрет Грациана - глоссой Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского; «Liber Extra», «Liber Sextus» и «Constitutiones Clementinae» - глоссами Иоанна Андреа с добавлением глосс Ф. Дзабареллы для «Constitutiones Clementinae», «Extravagantes Ioannis XXII» - глоссой Ж. де Кассаня, «Extravagantes communes» - глоссой Ж. Лемуана, Г. де Монлозёна, Дж. Ф. де Павини). Корректоры сверили тексты сводов в издании Шаппюи с древними рукописями, внесли в нек-рые каноны изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского Собора. Однако при работе над рим. изданием «Corpus iuris canonici» не была проведена систематизация канонов, в т. ч. исключение устаревших и недействующих канонических норм, в результате чего оно оставалось мало пригодным для практического употребления. В XVIII-XIX вв. были подготовлены критические издания «Corpus iuris canonici», в т. ч. с указанием разночтений в рукописях - издание Ю. Х. Бёмера (Магдебург, 1747) и Э. Л. Рихтера (Лейпциг, 1833-1839). Нем. историк Э. Фридберг осуществил в Лейпциге издание «Corpus iuris canonici», до наст. времени считающееся лучшим (Corpus iuris canonici: Editio Lipsiensis secunda post A. L. Richteri curas ad librorum manu scriptorum et editionis romanae fidem. Lpz., 1879-1881. Vol. 1: Decretum Magistri Gratiani; Vol. 2: Decretalium Collectiones.). Важнейшим источником католич. К. п. оставались папские постановления. В процессе подготовки рим. издания «Corpus iuris canonici» папа Григорий XIII выдвинул идею составления нового свода декретального права, куда должны были войти не изданные ранее и текущие акты папского законодательства. С этой целью его преемник, папа Римский Сикст V, в 1587 г.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Наиболее широко распространенными глоссами на «Клементины» стали глоссы Иоанна Андреа. Все последующие декретальные своды XIV-XVI вв. вплоть до появления рим. издания «Corpus iuris canonici» (1582) носили неаутентичный характер, а все новые декреталии преемников Бонифация VIII обозначались как extravagantes. Таких сводов было немного, со 2-й четв. XIV в. развитие Д. п. замедляется, новые своды практически не создавались, канонисты отслеживали новейшее право по решениям суда Римской Роты. Последним крупным сборником декреталий стал свод из 20 постановлений Иоанна XXII, составленный и глоссированный в 1325 или 1327 г. франц. канонистом Жесленом де Кассанем, его глосса была признана ординарной. Этот свод был последним, получившим широкое распространение в ун-тах. 2 свода экстравагант, вошедшие в состав «Corpus iuris canonici»,- «Extravagantes Joannis XXII» и «Extravagantes communes» - получили совр. вид в нач. XVI в. В рукописях XIV-XV вв. и ранних изданиях количество и состав входивших в них постановлений различны. Главную роль в придании им совр. облика и в их включении в состав «Corpus iuris canonici» сыграл в нач. XVI в. франц. лиценциат обоих прав (рим. и канонического) Ж. Шаппюи . По заказу издателей У. Геринга и Б. Рембольта он подготовил выправленные тексты основных сводов канонического права и ординарных глосс к ним, применявшихся в ун-тах, Декрета Грациана, «Liber Extra», «Liber Sextus», «Клементин» и экстравагант. Из последних он отобрал «Extravagantes Joannis XXII» с глоссой Жеслена де Кассаня, а также на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв. составил свод «Extravagantes communes», в к-рый включил 74 декреталии 13 пап XIV-XVI вв. (больше всего экстравагант Иоанна XXII - 33). Парижское издание Геринга и Рембольта, вышедшее под названием «Corpus iuris canonici» (в 1499-1500 были опубл. декретальные своды (1503 - 2-е изд.), в 1505 - Декрет Грациана), было самым удачным в ряду предыдущих и последующих публикаций основных сборников канонического права XV-XVI вв., впосл. оно стало определяющим в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» (1582). Структура декретальных сводов

http://pravenc.ru/text/171628.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010