создал комиссию канонистов во главе с кард. Доминико Пинелли. Помимо папских декреталий, не входивших в др. своды (начиная с нек-рых декреталий папы Григория IX), в новый свод были включены акты вселенских Соборов католич. Церкви, в т. ч. акты Ферраро-Флорентийского Собора, V Латеранского Собора и декреты Тридентского Собора. Завершался свод декреталиями Римского папы Климента VIII (1592-1605), к-рый до избрания на Папский престол был членом этой комиссии. В 1598 г. кард. Д. Пинелли выпустил подготовленный свод под названием «Декреталии папы Климента VIII» (S[anctissi]mi Domini nostri Papae Clementis VIII Decretales. R., 1598); ему было присвоено наименование «Liber Septimus» (т. е. 7-я кн. «Corpus iuris canonici»). Однако папа отказался дать этому своду офиц. одобрение, возможно в связи с тем, что акты Тридентского Собора в нек-рых европ. гос-вах (особенно там, где преобладали протестанты) не получили на тот момент офиц. признания или даже считались не имеющими юридической силы. В 1607-1610 гг. по поручению папы Римского Павла V новая комиссия кардиналов и канонистов подвергла ревизии свод Д. Пинелли, приняв решение от него отказаться. Одновременно с работой комиссии кард. Д. Пинелли франц. канонист П. Матьё предпринял попытку составить свод папских постановлений - «Седьмую книгу декреталий» (Septimus Decretalium constitutionum apostolicarum post Sextum, Clementinas et Extravagantes ad hodiernum diem editarum. Lugdunium, 1590). В сборник, составленный по образцу Декреталий Григория IX, Матьё включил не вошедшие в «Corpus iuris canonici» постановления Римских пап - от Сикста IV (1464-1471) до Сикста V (1585-1590), отдельные каноны Констанцкого, Ферраро-Флорентийского, V Латеранского и Тридентского Соборов (за исключением догматических положений), а также фрагмент Болонского конкордата (1516). Данный свод представлял собой коллекцию канонов частного характера, не имевшую офиц. статуса, тексты не были критически выверены по рукописям и др. изданиям. Однако в некоторых изданиях «Corpus iuris canonici» свод Матьё публиковался в качестве приложения (напр., во франкфуртском издании 1590 г., лионском издании 1621 г.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Byzantion – Byzantion. Bruxelles; Paris, 1924–1952. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, 1892–1943; Munchen, 1944–1991; Leipzig, 1992-. Bd. 1-. CC – Corpus Christianorum/Hrsg. von der Abtei St. Peter in Steenbrugge (Belgien). Tournhout. CCL – Series Latina. 1953-. CCO – Les Canons des Conciles Oecumeniques//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 1. Pars I. Grottaferrata, 1967. CJ – Codex Justinianus/Ed. P. Krueger. Berlin, 195411 (­ CJC. Vol. 2). CJC – Corpus Juris Civilis/Ed. R. Schoell et G. Kroll. Berlin, 1954. 3 vols. COD – Conciliorum Oecumenicorum Decreta. Bologna; Freiburg, 1962. CPG – Les canons des Peres Grecs//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 2. Grottaferrata, 1963. CSEL – Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866-.Vol. 1-. CSP – Les canons des Synodes particuliers/Fonti. Ser. I. Fasc. 9. T. 1. Pars 2. Grottaferrata, 1962. CT – Codex Theodosianus/Ed. Th. Mommsen, P. Meyer et P. Krueger. Berlin, 1905. DACL – Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. Paris, 1924-. DDC – Dictionnaire de droit canonique contenant tous les termes du droit canonique/Publie sous la direction de R. Naz. Paris, 1935–1965. 7 t. DHGE – Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique/Ed. A. Baudrillart etc. Paris, 1912-. T. 1-. DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge (Mass.); Washington, 1941-. DTC – Dictionnaire de theologie catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, cont. E. Amann. Paris, 1903–1950. 15 t. EO – Echos d " Orient. Paris, 1897–1942. EOMIA – Ecclesiae occidentalis monumenta iuris antiquissima/Ed. C. H. Turner. Oxford, 1899–1939. 2 t. Prisca Gallica Interpretatio Isidori Interpretatio Ingilrami Codex Caeciliani Interpretatio Attici Interpretatio Rufini Interpretatio Gallo-Hispana Interpretatio Dionysii I et II (Fasc. 1. Pars altera.) Fonti – Codicis Iuris Canonici Orientalis Fontes. Pontificia Comissio ad redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1897–1941; Berlin und Leipzig, 1953; Berlin, 1954-.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

П. Гаспарри каноны были снабжены сносками, в которых указывались источники сформулированных правовых норм. 15 сент. 1917 г. motu proprio «Cum iuris canonici codicem» папа Бенедикт XV создал папскую комиссию по аутентичному толкованию Кодекса канонического права. Ответы комиссии, публиковавшиеся в «Acta Apostolicae Sedis», затем выходили отдельными сборниками. В 1923-1939 гг. под редакцией кардиналов П. Гаспарри и Дьёрдя Юстиниана Шереди были изданы источники, использовавшиеся при составлении Кодекса канонического права (за исключением «Corpus iuris canonici», декретов Тридентского Собора и литургических книг) (Codicis iuris canonici fontes. R., 1923-1939. 9 vol.). Издание Кодекса канонического права 1917 г., который признавался единым источником католич. К. п., не остановило развития церковного законодательства, особенно при папе Римском Пии XII (изменение правил вступления в брак и принципов смешанных браков, структур Римской курии, порядка назначения епископов, установление новых форм посвященной Богу жизни (секулярные институты; см. в ст. Институты посвященной жизни ) и исчезновение отдельных правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.). Поскольку Кодекс канонического права 1917 г. являлся нормативным документом для Римско-католической Церкви и в нем не содержалось особых норм для униатов, 23 нояб. 1929 г. папа Пий XI распорядился создать комиссию по кодификации вост. К. п. и составлению отдельного Кодекса канонов для Восточных католических Церквей. Некоторые канонисты предлагали упростить структуру Кодекса канонического права 1917 г., высказывали критические замечания относительно отдельных дефиниций и систематического порядка канонов, а также чрезмерной централизации церковного управления, изложенной в Кодексе. Учитывая это, 25 янв. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII , объявляя о созыве II Ватиканского Собора, определил одной из его целей упорядочивание церковной дисциплины и модернизацию Кодекса канонического права 1917 г. в соответствии с потребностями совр.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

С юридической точки зрения (кан. 589) институты посвящённой жизни могут быть: – понтификального права (iuris pontificii), если они учреждаются и утверждаются формальным декретом Апостольского Престола; – диоцезального права (iuris dioecesani), если они, будучи учреждены диоцезальным Епископом, не получили декрета или утверждения Святого Престола. Кроме институтов посвящённой жизни в собственном смысле слова, Церковь признаёт: – пустынническую, или отшельническую жизнь (vita eremitica seu anachoretica), посредством которой верующие, самым строгим образом удалясь от мира, в уединённом молчании посвящают свою жизнь восхвалению Бога и спасению мира через молитву и покаяние. С юридическо-канонической точки зрения отшельником (eremita) считается тот, кто, следуя трём евангельским советам посредством обета или других священных уз, публично приносит их перед лицом диоцезального Епископа (publice profiteatur in manu Episcopi dioecesani) и соблюдает свой собственный образ жизни под его водительством (кан. 603, § 2); – чин дев (ordo virginum), которые дают святой обет более полно следовать Христу. Диоцезальный Епископ по утверждённому литургическому обряду посвящает их Богу, мистически обручает с Христом, Сыном Божиим, и направляет на служение Церкви. Они могут объединяться ради более верного следования своему призванию и для взаимной помощи в исполнении служения Церкви. 3. Учреждение, реформы и упразднение институтов посвящённой жизни Только Апостольский Престол вправе утверждать новые формы посвящённой жизни (кан. 605); однако диоцезальным Епископам следует поддерживать на своей территории новые формы посвящённой жизни и помогать основателям институтов своими пастырскими советами. За Святым Престолом сохраняется право создавать слияния (fusio) и союзы (unio) этих институтов, а также учреждать их федерации и конфедерации (кан. 582). Исключительно Святому Престолу принадлежит также право на упразднение (suppressio) института и на вынесение решений о дальнейшей судьбе его имущества (кан. 584).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

«Il Messaggero», 26 нояб. 1970). Утративший право голоса на конклавах и часть должностей в дикастериях Римской курии, О. в виде исключения был оставлен членом Конгрегаций вероучения и по делам епископов, комиссии по пересмотру Кодекса канонического права и в Совете по общественным делам Церкви. Он также оставался кардиналом-камерленго коллегии до тайной консистории 5 марта 1973 г., когда его заменил кард. Аркадио Мария Ларраона Саралеги. Опасаясь перехода О. в лагерь наиболее непримиримых противников католич. обновления, папа Павел VI старался оказывать кардиналу особое внимание: 15 марта 1976 г. он поздравил его с 60-й годовщиной священнического рукоположения и лично посетил О. в его апартаментах; 1 янв. 1978 г. направил поздравительное послание в связи с 25-летием возведения О. в кардинальское достоинство. В конклавах в авг. и окт. 1978 г. О. не участвовал из-за ограничения по возрасту. На погребальной службе в базилике св. Петра (6 авг. 1979) с гомилией «Ecce Sacerdos magnus» выступил папа Римский Иоанн Павел II . О. похоронен в рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Борго (церковь входит в комплекс дворца Сант-Уффицио, где располагается Конгрегация вероучения). Соч.: Institutiones Iuris Publici Ecclesiastici. R., 1925. 2 vol.; Compendium Iuris Publici Ecclesiastici. Vat., 1936, 19544; Luce di Roma cristiana nel diritto. Vat., 1943; Arma veritas. R., 1947; Doveri dello Stato Cattolico verso la Religione. R., 1953; Non siamo insensibili alle sofferenze del Corpo Mistico. R., 1960; Il baluardo: Discorsi e scritti. R., 1961; L " Église et la Cité. Vat., 1963; Послание кардиналов Оттавиани и Баччи, сопровождавшее брошюру «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы» и направленное папе Павлу VI (3 сент. 1969); Краткое крит. рассмотрение нового чина мессы 1969 г.//Покров: Альм. рос. католиков. М., 2000. 6. С. 67-88. Лит.: Falconi C. Il Pentagono Vaticano. Bari, 1958; Lesourd P., Ramiz J.-M. Alfredo Cardinal Ottaviani. Notre Dame (Ind.), 1964; Populus Dei: Studi in onore del Card. A. Ottaviani per il cinquantesimo di sacerdozio, 18 marzo 1966. R., 1969. 2 vol.; Cavaterra E. Il prefetto del Sant " Offizio: Le opere e i giorni del Card. Ottaviani. Mil., 1990; Leoni Fr. Il Cardinale Alfredo Ottaviani carabiniere della Chiesa. R., 2002. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/2581735.html

In 1932-1933, The New York Times ’ correspondent to the Soviet Union Walter Duranty denied that Stalin was deliberately starving Ukrainian peasants. Eight decades later, historians have no doubt that millions of Ukrainian peasants starved to death in what has come to be known as the Holodomor , and most historians consider this tragedy to be a genocide. If there were a Walter Duranty Award for Dishonest Reporting, the author of the Washington Post’s October 3rd piece on the pro-abortion marches in Poland would be a strong candidate. The piece states that six million women – a third of Poland’s female population – took place in these marches. As noted above, according to police statistics, the numbers of both men and women taking part were less than 100,000, one-sixtieth of the Post ’s figure. No other source gives a remotely comparable number. It must be said that since Law and Justice came to power, the Post has published many pieces critical (often dishonestly so) of the new Polish government. It cannot be a coincidence that a veteran WaPo columnist is Anne Applebaum, who has previously heaped praise on the previous Civic Platform government while ignoring its corruption, and who is married to Radek Sikorski, one of the most disgraced Civic Platform ministers. While the Monday protests were not representative of Polish society, they did cause Law and Justice to distance itself from the project. In the next two days, leading politicians from the party said that they are against abortion, but are afraid that a complete ban of abortion could cause pro-abortion movements to grow in number and cause an anti-life rebellion among the Poles. What’s more, in recent days, the Polish bishops made strong statements that they oppose penalizing women for having abortions, as the Ordo Iuris project postulates, just the doctors. Law and Justice politicians then also began to state their opposition to jailing women. On Thursday, the Polish Parliament – including most Law and Justice deputies – decided to ultimately scrap the Ordo Iuris project.

http://pravoslavie.ru/97650.html

Наконец, сопоставление с третьей и последней совокупнос тью норм указывало Папской комиссии путь к переводу на юридический язык догматических учений и пастырских указаний собора. Задача эта, однако, была не из легких, так как послесоборные канонические нормы, часто вводимые ad interim (между прочим) или ad experimentum (на пробу) 114 , нередко лишены формального характера закона и страдают противоречивостью как в терминологии, так и в практическом применении 115 . По этим причинам вскоре после принятия Кодекса канонического права, 2 января 1984 г., папа Иоанн Павел II учредил Pontificia Commissio Codici Iuris Canonici authentice interpretando (Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса канонического права). Апостольской конституцией " Pastor bonus» от 28 июня 1988 г., посвященной реформе Римской курии 116 , она была преобразована в Папский Совет по толкованию законодательных текстов. Результат этой большой и продолжительной работы может быть кратко представлен следующим образом. Новый Кодекс латинской Церкви короче предшествующего и содержит 1752 канона, распределенных на семь книг. В первой книге (каноны 1_203) кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга (каноны 204_746), озаглавленная De Populo Dei (о Народе Божьем), объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры Католической Церкви латинского обряда. Третья книга, De Ecclesiae munera docendi (Об учительском служении Церкви, каноны 747_843), и четвертая книга, De Ecclesiae munera Sanctificandi (О святительском служении Церкви, каноны 834_1253), содержат юридическую регламентацию двух основных функций Церкви: провозвестия Слова Божьего и совершения таинств. Пятая книга (каноны 1254_1310) регулирует управление церковным имуществом, а шестая (каноны 1311_1399) – наложение канонических санкций. Завершает Codex Iuris canonici седьмая книга, De processibus (О процессах, каноны 1400_1752), посвященная каноническим процедурам, за исключением относящихся к делам по канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– внимательно исследовать и изучать программы и конкретные инициативы политики здравоохранения – как на национальном, так и на международном уровне. В Апостольской Конституции Pastor Bonus от 28 июня 1988 г. Папская Комиссия была переименована в Папский Совет. – Папский Совет по толкованию законодательных текстов ( Pontificium Consilium de Legum Textibus interpretandis ) В Motu Proprio Cum iuris canonici [«Канонического права...»] от 15 сентября 1917 г. Папа Бенедикт XV-й учредил Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса Канонического Права, обнародованного 27 мая 1917 г. Указанная Комиссия просуществовала вплоть до создания Папской Комиссии по пересмотру Кодекса Канонического Права, учреждённой Папой Иоанном XXIII-м 28 марта 1963 г., чтобы в свете декретов Второго Ватиканского Собора подготовить реформу Кодекса Папы Бенедикта XV-ro. 11 июля 1967 г. Папа Павел VI-й создал Папскую Комиссию по интерпретации декретов Второго Ватиканского Собора, полномочия которой впоследствии были распространены также на интерпретацию документов, издаваемых Святым Престолом во исполнение соборных декретов (Письмо Государственного Секретариата 134634 от 14 апреля 1969 г.). Папа Иоанн Павел в Moto Proprio Recognito Iuris Canonici Codice [«С пересмотром Кодекса Канонического Права...»] от 2 января 1984 г. учредил Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса Канонического Права, в задачу которой входило толкование канонов нового Кодекса Канонического Права, опубликованного 25 января 1983 г., а также универсальных законов латинской Церкви. С созданием этой Комиссии прекратили своё существование Папская Комиссия по пересмотру Кодекса Канонического Права и Папская Комиссия по интерпретации декретов Второго Ватиканского Собора. В Апостольской Конституции Pastor Bonus от 28 июня 1988 г. название этого ведомства было изменено, а его полномочия расширены. В задачи нынешнего Папского Совета входит, кроме исконно присущей ему функции аутентичной интерпретации универсальных законов латинской Церкви, также:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Данные положения Тридентского Собора получили дальнейшее развитие в Римской Церкви, в т. ч. в апостольской конституции «Speculatores» папы Иннокентия XII от 4 нояб. 1694 г., в постановлениях и инструкциях Конгрегации Собора и Конгрегации пропаганды веры, особенно в отношении вопросов перехода секулярных клириков в монашеские ордены, а также рукоположения пресвитеров для миссионерских целей (ad titulum missionis). В XIX в. понятия И. и экскардинации окончательно вошли в употребление в каноническом праве католич. Церкви применительно к назначению на церковную должность при рукоположении и переходе (переводе) священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия. В то же время на основе «Corpus iuris canonici» появились нек-рые различия и особенности в правилах И. и экскардинации клириков. Так, напр., в регионах, нуждавшихся в активной миссионерской деятельности, получили распространение облегченные условия перевода священнослужителей в пределах провинции при одновременном ужесточении контроля за путешествующими клириками (см. 19-е постановление I Вестминстерского Собора 1852 г.). III пленарный (общеамер.) Балтиморский Собор (1884) разрешил рукополагать пресвитеров для миссионерских целей в количестве, необходимом для нужд не только собственного еп-ства, но и региона в целом, с тем чтобы при необходимости они могли быть переведены в соседние еп-ства (Title 2 «Of Ecclesiastical Persons». § 7). Впосл. эта практика получила санкцию Папского престола. В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ) И. (к-рая также представлена в нем синонимом «adscriptio» - приписывание) и экскардинация в основном регламентировались канонами 111-117. Согласно Кодексу 1917 г., все клирики с момента принятия 1-й тонзуры (т. е. еще до посвящения в низшие церковные чины) приписывались к определенному диоцезу или монашескому ордену и становились подвластны епископу или орденскому начальству (CIC (1917). 111). И. и экскардинация имели бессрочный (perpetua) и безусловный (absoluta) характер; при переходе или переводе клирика из одного диоцеза в другой, вступлении в монашеский орден или выходе из него он получал от своего ординария грамоту об экскардинации (litteras excardinationis perpetuae et absolutae), а от своего буд.

http://pravenc.ru/text/389603.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010