Свидетельства Сильбургия и Юстелли являются, таким образом, совершенно несогласными одно с другим: оба писателя противоречат друг другу не только при указании содержания сборника с именем Стефана Ефесского, но и видят в нем: один – канонический Синопсис, а другой – каноническую Синтагму, т. е. полный текст церковных правил 8 . Таким образом, эти свидетельства, при исследовании вопроса ο возникновении Синопсиса, значения иметь не могут. 2) Рукопись, находящаяся в Венской придворной библиотеке (Lambeici III 48) и содержащая на четырех листах (от первой стр. 52-го листа по вторую страницу 55-го) Синопсис церковных правил с надписью: ΣΤΕΦΑΝΟΥ ΕΦΕΣΟΥ ΚΑΝΟΝΙΚΗ ΣΥΝΟΨΙΣ (заглавие написано крупными буквами 9 ). Рукопись, к сожалению, не полна: помещенный в ней Синопсис оканчивается последним правилом Антиохийского собора и содержит только правила Апостольские, соборов–Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского и Антиохийского. Таким образом, каков был состав целого Синопсиса Стефана Ефесского, часть которого находится в настоящей рукописи, остается неизвестным. Надо, впрочем, заметить, что наречие πρτως, стоящее в надписании правил 1-го Никейского соб. (Καννες τν ν Νικα πρτως συνελϑντων), как справедливо замечает Питра (Iuris eccl. graec. historia et monum., proleg. ad. t. I, p. XLIX), прямо указывает на то, что автору этого Синопсиса был известен также 2-й Никейский собор 787 г. 10 3) Напечатанный у Велли и Юстелли (Biblioth. iuris canon, vetcr., t. II, стр. 673–709) 11 Синопсис, со следующим произвольным заглавием π ριστινο σνοψις τν καννων, содержащий правила Апостольские, соборов – Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (2-го всел.), Ефесского, Халкидонского, Сардикийского, Карфагенского, Трулльского и три послания св. Василия Вел. (из которых первое заключает в себе 18 правил, второе – 44 правила, третье –18 правил; всего, таким образом, 80 правил). 4) Напечатанный у того же Велли и Юстелли (Т. II, стр. 710–748) Синопсис, под заглавием: Συμεν Μαγστρου κα Λογοϑτου πιτομ καννων 12 , заключающий в себе правила тех же церковных авторитетов, как и Синопсис Аристина, но в ином порядке, так что соборы вселенские предшествуют поместным 13 ; в остальном πιτομ Симеона мало отличается от Синопсиса с именем Аристина 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Ист.: Jaff é. RPR; Regesta pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad annum 1304/Ed. A. Potthast. B., 1874-1875. 2 vol. Graz, 1957r; Holtzmann W. Kanonistische Erganzungen zur Italia Pontificia//QFIAB. 1957. Bd. 37. S. 55-102; 1958. Bd. 38. S. 67-175; Volpini R. Additiones Kehrianae//Rivista di storia d. Chiesa in Italia. 1968. Vol. 22. P. 313-424; 1969. Vol. 23. P. 313-360; Regesta Pontificum Romanorum: Germania pontificia/Ed. A. Brackmann. B., 1910-1935. 10 vol.; Italia Pontificia/Ed. P. Kehr. B., 1906-1975. 10 vol.; Germania Pontificia/Ed. T. Schieffer. Gött., 1960-1992. 10 t.; Pontificia Hibernica (640-1261)/Ed. M. P. Sheehy. Dublin, 1962-1965. 2 vol.; Gallia Pontificia. Gött., 1998-.; Dunning P. J. The Letters of Innocent III to Ireland//Traditio. N. Y., 1962. Vol. 18. P. 229-253; Die Papsturkunden der Schweiz von Innocenz III. bis Martin V. ohne Zeurich/Hrsg. A. Largiader. Zürich, 1968-1970. 2 Bde; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) concerning England and Wales: A Calender with an Appendix of Texts/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; La documentación pontificia de Honorio III (1216-1227)/Ed. D. Mansilla. R., 1965. (Monumenta Hispaniae Vaticana. Registros; 2); Epistolae saec. XIII e regestis pontificum Romanorum selectae/Ed. K. Rodenberg. Münch., 1883-1894. 3 vol. (MGH. Ep.); Holtzmann W. Decretales ineditae saec. XII/Ed. S. Chodorow. Vat., 1982. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 4); Walther-Holtzmann-Kartei/Hrsg. Stephan-Kuttner-Institute of Medieval Canon [Электр. ресурс]; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum (74 titulorum)/Ed. F. Thaner. Oeniponte, 1906-1915. 2 vol.; Epistolae Romanorum Pontificum ineditae/Ed. S. Loewenfeld. Lipsiae, 1885; La Colección canónica Hispana/Ed. G. Martínez, F. Rodríguez. Madrid, 1966-1992. 6 vol. (Monumenta Hispaniae Sacra. Ser. canonica; 1-6); Diversorum patrum sententie, sive Collectio in 74 titulos digesta/Ed. J. T. Gilchrist. Vat., 1973. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 1); Deusdedit. Die Kanonessammlungen/Hrsg. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1: Die Kanonessammlung selbst.

http://pravenc.ru/text/171626.html

Nam galeros coreum dicitur. Cassidam autem a Tuscis nominatam: illi enim galeam cassim nominant, credo a capite. Apex est quod in summa galea eminet, quo figitur crista; quam Graeci κνον vocant. Nam conus est curvatura quae in galea prominet, super quam cristae sunt. Caput XV. DE FORO Forus est exercendarum litium locus, a fando dictus [sive a Foroneo rege, qui primus Graecis leges dedit]. Qui locus et Prorostra vocatur ab eo quod ex bello Punico captis navibus Carthaginensium rostra ablata sunt, et in foro Romano praefixa, ut esset huius insigne victoriae. Constat autem forus causa, lege et iudice. Causa vocata a casu quo evenit. Est enim materia et origo negotii, necdum discussionis examine patefacta; quae dum praeponitur causa est, dum discutitur iudicium est, dum finitur, iustitia. Vocatum autem iudicium quasi iurisdictio, et iustitia quasi iuris status. Iudicium autem prius inquisitio vocabatur; unde et actores iudiciorum et praepositos quaestores vel quaesitores vocamus. Negotium multa significat: modo actum rei alicuius, cui contrarium est otium; modo actionem causae, quod est iurgium litis. Et dictum negotium quasi nec otium, id est sine otio. Negotium autem in causis, negotiatio in commerciis dicitur, ubi aliquid datur ut maiora lucrentur. Iurgium dictum quasi iuris garrium, eo quod hi qui causam dicunt iure disceptent. Lis a contentione limitis prius nomen sumpsit. De qua Vergilius (Aen. 12,898): Limes erat positus, litem ut discerneret agri. Causa aut argumento aut probatione constat. Argumentum numquam testibus, numquam tabulis dat probationem, sed sola investigatione invenit veritatem; unde et dictum argumentum, id est argutum inventum. Probatio autem testibus et fide tabularum constat. In omne autem iudicium sex personae quaeruntur: iudex, accusator, reus et tres testes. Iudex dictus quasi ius dicens populo, sive quod iure disceptet. Iure autem disceptare est iuste iudicare: non est autem iudex si non est in eo iustitia. Accusator vocatus quasi adcausator, quia ad causam vocat eum quem appellat.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В ответ на этот тезис ученые Вюрцбургского университета определяют Церковь как Respublica sacra (священную республику), независимую и отличную от государства, не сводимую просто к societas arbitraria, то есть к обществу, основанному на свободном договоре его членов. Более того: будучи учреждена самим Христом, община верующих есть societas necessaria (необходимое, обязательное общество). Как таковое, оно обладает (хотя и не имеет определенной территории) подлинной верховной властью (Summum imperium), то есть всеми полномочиями, необходимыми для достижения собственной цели: вечного спасения своих членов. Пятьдесят лет спустя новая доктрина была подхвачена римской школой, которая уточнила ее на уровне систематики и соответствия текстам Писания (livello scritturistico). Наконец в 1826 г. стало возможным опубликовать в Риме знаменитые сто Theses ex Iure Publico Ecclesiastico (тезисов публичного церковного права). Благодаря им новая дисциплина обрела независимость, в том числе и на университетском уровне, и предстала в виде официального учения Святого Престола 142 . Среди составителей этого римского Thesarium (собрания тезисов) – кардинал Джованни Солья (1779_1856), автор довольно известных Institutiones Iuris Publici Ecclesiastici (институций церковного публичного права), впервые изданных в Лорето в 1842 г. с явным намерением представить их veluti pars dogmatica Iuris Canonici (как бы догматической частью канонического права.) Оперируя категориями, введенными Пуфендорфом, Солья доказывает ex sacris litteris (на основании Священного Писания ), что Церковь представляет собой Status или societas inaequalis, в котором власть предоставлена не toti Ecclesiae (всем членам Церкви), но Петру, а значит апостолам и их преемникам. Такая власть поистине есть summum atque indipendens imperium (верховная и независимая власть). Она включает в себя все аспекты власти, в том числе принудительный, потому что «sine iure coercendi, nihil efficax est potestas» (власть без права принуждения абсолютно бездейственна) 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Пасхазий под этим военным sacramentum понимает уже не род войска, а его клятву, причем, эта клятва у него теряет свой военный характер. При этом, Пасхазий, однако, из определения Исидора удержал выражение post electionem, которое означает у Исидора, очевидно, – «после набора», и которое у Пасхазия оказалась совершенно не ясным, тем более что неопределенность его усилилась прибавкой слова partium: est et sacramentum iuris, iu quo post electionem partium iurat unusquisque quod suo pacto decreverit. Пасхазий пытается это понятие sacramentum iuris подвести под общее определение sacramentum и дает очень неясное объяснение, смысл которого как будто следующий: потому клятве усвояется это имя sacramentum, что здесь голос клянущегося, доступный восприятию наших внешних чувств, является как бы знаком, залогом его внутренней невидимой верности, которая здесь таинственно раскрывается через призывание во свидетели Господа Бога или Его святыни 210 . Но Пасхазий, черпая сведения у Исидора, кроме того, знал, что слово sacramentum прилагается в святоотеческой литературе к рождеству Христову 211 , равно как mysterium и sacramentum применяется к тайне воплощения 212 , что, наконец, sacramentum усматривалось в священном писании 213 . Обо всем этом Пасхазий считает нужным упомянуть 214 , подгоняя указываемые случаи применения термина sacramentum 215 под общее определение sacramentum (в таинстве воплощения указывается на secreta et recondite dispositio; в двух других случаях противополагается visibile тому, что дано intus). Мало того, – Пасхазий желает построить как бы некоторую лестницу церковных таинств применительно к постепенному возрастанию духовной жизни человека. «Таинство рождества Христова и человечества Христа служит к нашему искуплению и получению прощения. Оно открывает для уразумения священное писание, дарует нам возможность перейти от рабства к свободе усыновления. В таинстве крещения открывается дверь к этому усыновлению, через которую все верующие должны пройти, чтобы, возродившись баней пакибытия, получив освобожденье от зла, стать едино (в качестве членов Христовых) в едином теле...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

P., 1985; idem. Théologie et droit canonique: Les leçons de l " histoire//Revue de droit canonique. Strasbourg, 1989. Vol. 39. P. 3-13; idem. Droit de l " Église et société civile (XVIIIe-XXe siècle). Strasbourg, 1998; Kottje R. Die Bussbücher Halitgars von Cambrai und des Hrabanus Maurus: Ihre Überlieferung und ihre Quellen. B.; N. Y., 1980; Renaissance and Renewal in the 12th Cent./Ed. R. L. Benson, G. Constable, C. D. Lanham. Camb. (Mass.), 1982; Frantzen A. J. The Literature of Penance in Anglo-Saxon England. New Brunswick, 1983; Ochoa X. Index verborum ac locutionum Codicis iuris canonici. Vat., 19842; Payer P. J. Sex and the Penitentials: The Development of a Sexual Code, 550-1150. Toronto, 1984; Brommer P. «Capitula episcoporum»: Die bischöflichen Kapitularien des 9. und 10. Jh. Turnhout, 1985. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 43); La normatività del nuovo codice/A cura di E. Cappellini. Brescia, 1985 2; Reynolds R. E. Law, Canon: To Gratian//DMA. 1986. Vol. 7. P. 395-413; Proceedings of the 7th Intern. Congr. of Medieval Canon Law (Camb., 23-27 July 1984)/Ed. P. Linehan. Vat., 1988. (MonumIC. Ser. C: Subs.; 8); Schmitz G. Ansegis und Regino: Die Rezeption der Kapitularien in den «Libri duo de synodalibus causis»//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 95-132; Trusen W. Der Inquisitionzprozess: Seine hist. Grundlagen und frühen Formen//Ibid. S. 168-230; Hartmann W. Die Synoden der Karolingerzeit im Frankreich und in Italien. Paderborn, 1989; Erd ö P. Introductio in historiam scientiae canonicae: Praenotanda ad codicem. R., 1990; idem. Die Quellen des Kirchenrechts: Ein geschichtliche Einführung. Fr./M., 2002; Kanonisches Recht: Lehrbuch aufgrund des Codex iuris canonici/Bearb. W. Aymans. Paderborn; Münch., 1991-1997 13. 2 Bde; Van de Wiel C. History of Canon Law. Louvain, 1991; Schrage E. J. H., Dondorp H. Utrumque Ius: Eine Einf. in das Studium der Quellen des mittelalterlichen gelehrten Rechts. B., 1992; Zechiel-Eckes K. Die Concordia canonum des Cresconius: Studien und Edition.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В 1504 г. своды были объединены в 3 тома и изданы под названием «Corpus iuris canonici glossatum». Издания сводов К. п., предпринятые Герингом и Рембольтом, были самыми удачными из предыдущих и последующих публикаций текстов К. п. и легли в основу предпринятого позднее офиц. рим. издания (editio Romana) «Corpus iuris canonici». Е. В. Казбекова, Э. П. К. XVI-XIX вв. Поворотным моментом в развитии католич. К. п. стала Реформация, одним из ее символов было сожжение Лютером в Виттенберге в 1520 г. папской буллы и свода декретального права (Декреталии Григория IX). Созванный для определения основных принципов Контрреформации (католич. реформы) Тридентский Собор (1545-1563) наряду с вероучительными положениями выпустил многочисленные каноническо-дисциплинарные нормы - декреты о реформе (Decreta de reformatione). Установленные в них предписания касались почти всех сторон церковной жизни: церковной дисциплины, служения епископов, клириков и монашествующих, правил рукоположения, церковного судопроизводства, бенефициев и патронатов, покаянной дисциплины, брака. Многие нормы, отраженные в декретах Тридентского Собора, были известны со времен поздней античности, но не находили регулярного применения на практике. Декреты о реформе и др. каноническо-дисциплинарные нормы Тридентского Собора стали важнейшим актуальным источником католич. К. п., т. к. содержали конкретные постановления по текущим вопросам церковной жизни. 26 янв. 1564 г. папа Римский Пий IV буллой «Benedictus Deus» утвердил решения Тридентского Собора; они были опубликованы (Canones et decreta sacrosancti oecumenici et generalis Concilii Tridentini. R., 1564) и впосл. неоднократно переиздавались. В 1563 г. папа Пий IV и Тридентский Собор санкционировали ревизию сводов К. п. и создание офиц. корпуса общецерковного законодательства. По заданию папы Римского Пия V комиссия кардиналов, канонистов и теологов (т. н. correctores Romani) в 1566-1580 гг. подготовила новую редакцию Декрета Грациана и сводов декретального права на основе изданий Ж.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Систематика Кодекса канонического права 1917 г. по-прежнему тесно связана с классическим трехчастным делением римского права: Personae – res – actiones (лица – вещи – действия) 109 . Однако сегодня такое деление представляется малопригодным для выражения связи между канонической нормой и церковным таинством. Например, тот факт, что юридические нормы касательно таинств отнесены к разделу De rebus (О вещах), уже давно воспринимается как недопустимый. Кроме того, если неверно рассматривать Кодекс 1917 г. просто как юридическую проекцию политической программы централизации власти (программы, направленной на удушение любых форм законного плюрализма в Церкви), то в то же время невозможно отрицать справедливость критического замечания, высказанного Ульрихом Штутцем 110 . C точки зрения протестантского канониста, Codex iuris canonici 1917 г., с одной стороны, находится под столь сильным влиянием I Ватиканского Собора, что может быть назван Ватиканским каноническим правом (Vatikanisches Kirchenrecht). С другой стороны, прилагая к Церкви социо-философское понятие societas perfecta (совершенного общества), законодатель в конечном счете сводит конституционное право к организации публичной церковной власти, а само каноническое право – к праву, существующему почти исключительно для духовных лиц (ein fast ausnahmsloses Geistlichkeitsrecht). Тем не менее достоинства канонической кодификации Пия-Бенедикта таковы, что лишь сорок лет спустя серьезно задумались над его модернизацией. А именно, с тех пор, как 15 января 1950 г. папа Иоанн XXIII объявил о созыве в ближайшем будущем римского диоцезального синода и вселенского собора 111 . б) Кодификация 1983 г. Ровно через двадцать четыре года после этого заявления, 25 января 1983 года, папа Иоанн Павел II принял новый Кодекс канонического права для латинской Католической Церкви. Между этими двумя датами состоялся двадцатый вселенский собор, учение которого вдохновило новую реформу канонического права. Сам Генеральный секретарь Второго Ватиканского собора Перикле Феличе позднее был призван возглавить Папскую комиссию по пересмотру кодекса канонического права (Pontificia Commissio Codici Iuris Canonici Recognoscendo), учрежденную 26 марта 1963 г. папой Иоанном XXIII и первоначально состоящую только из кардиналов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

145 В подтверждение этого достаточно посмотреть: A. Ottaviani, Institutiones Iuris Publici Ecclesiastici, Citta del Vaticano 1959, Vol. I, nn. 164_170; а также J. Ferrante, Summa Iuris Constitutionalis Ecclesiae, Roma 1964, n. 59. 146 В этом мнении сходятся: E. Corecco, Teologia del diritto canonico, op. cit., с. 1740; A. De La Hera, Inmroduccimn a la ciencia del derecho canonico, Madrid 1967, сс. 38_52; см. также A. De La Hera-Ch. Munier, Le droit publique ecclesiastique а travers ses definitions, в: RDC 14 (1964), сс. 32_63. 147 По этому поводу достаточно привести мнение одного из самых известных канонистов и моралистов начала нашего века, иезуита Arthur Vermeersch " а (1858_1936): «О Церкви слишком много рассуждают, как если бы она была обществом, основанным на естественном праве. Здесь налицо злоупотребление или пренебрежение, на которое необходимо указать» (Idem, La tolerance, Lourain 1912, с. 96). 148 Тот факт, что в Кодексе канонического права 1917 г. не используется этот terminus tecnicus (технический термин), воспринимается многими авторами как указание на его неадекватность. См. Morsdorf, Lb, Vol. I, с. 42; U. Stutz, Der Geist der CIC, op. cit., сс. 109_126. 149 Текст проекта этой главы, озаглавленный De relationibus inter Ecclesiam et Statum (Об отношениях между Церковью и государством), находится в: G. Alberigo-F. Magistretti, CD «Lumen Gentium». Synopsis historica, Bologna 1975, сс. 307_308. 150 Не только в некоторых конкордатах – например, испанском конкордате 1953 г. (статья 2) – открыто признается, что Церковь является юридически совершенным обществом, но и Второй Ватиканский собор (хотя он избрал новую перспективу, исходящую из утверждения фундаменталь ного права свободы вероисповедания) окончательно принял, на уровне отношений Церкви и государства, многие из принципов, развивавшихся IPE. 151 E. Corecco, Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali del cristiano, op. cit., с. 1212. 152 См. ОТ 16,4; Павел VI, Discorso ai partecipanti al II Congresso Internazionale di Diritto Canonico, в: Persona e Ordinamento nella Chiesa . Atti del II Congresso Internazionale di Diritto Canonico (Милан 10_16 сентября 1973), Milano 1975, сс. 579_588.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Last year, however, marked a shift to the right in Polish politics. After a series of widely publicized corruption and nepotism scandals involving top Civic Platform leaders (as well as the fact that unemployment grew under Civic Platform’s rule, causing hundreds of thousands of Poles to immigrate to Western Europe; recently, Poles overtook Indians as the largest national minority in the United Kingdom), the party lost to the conservative Law and Justice, which had once ruled Poland in 2005-2007. Law and Justice is a strongly Catholic party, whose core electorate consists of devout Catholics. Law and Justice Prime Minister Beata Szydo’s son is a seminarian, while President Andrzej Duda has repeatedly stated that his faith is the most important part of his life. Law and Justice has repeatedly opposed the legalization of same-sex civil unions and government subsidies of in vitro fertilization. Understandably, pro-lifers saw last fall’s change of government as an opportunity for their dreams of an even more pro-life Poland to be realized. Earlier this year, the Ordo Iuris Institute – a socially conservative Warsaw-based think tank – successfully gathered 450,000 signatures for a civic initiative called Stop aborcji (“Stop Abortion”), which would completely ban the procedure. Unlike other pro-life initiatives, the Ordo Iuris project postulated penalizing women who have abortions in addition to the doctors who perform them. Meanwhile, a group of leftists also gathered signatures – although only 215,000, less than half of what the pro-lifers got – for an initiative called Ratujmy kobiety (“Let’s Save the Women”) that would completely legalize abortion on demand during the first twelve weeks of pregnancy. In late September, the Polish Parliament voted on sending these two civic initiatives to the committees. The Law and Justice leadership asked its deputies to vote to send both projects to the committees to show that they respect grassroots democracy. However, most Law and Justice deputies, as well as most deputies from the agrarian Polish Peasants’ Party and the anti-establishment right-wing Kukiz ’15 movement (headed by Pawe Kukiz, one of Poland’s most famous punk rock vocalists, who claims that he became pro-life after watching the documentary The Silent Scream ) voted to send the pro-life project to the committees and to strike down the pro-abortion project. Despite party instructions to vote otherwise, most Law and Justice deputies simply couldn’t stomach showing any recognition for a project that allows the large-scale murder of three-month-old unborn humans.

http://pravoslavie.ru/97650.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010