§ 2. Однако если ребёнок, которому ещё не исполнилось четырнадцати лет, был рождён: – незамужней матерью, то он причисляется к той Церкви sui iuris, к которой принадлежит мать; – неизвестными родителями, то он причисляется к той Церкви sui iuris, к которой причислены те лица, попечению которых он был законным образом вверен; если же речь идёт об отце и матери, намеревающихся усыновить или удочерить ребёнка, то следует применять § 1; – некрещёными родителями, то он причисляется к той Церкви sui iuris, к которой принадлежит лицо, взявшее на себя его воспитание в католической вере. Таким образом, в обоих Кодексах установлены следующие правила причисления крещаемого, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, к какой-либо Церкви sui iuris: – Если родители принадлежат к одной и той же Церкви sui iuris, то ребёнок причисляется к ней же (кан. 111, § 1 ККП ; кан. 29, § 1 ККВЦ ). Это положение имеет силу также в том случае, если ребёнок был крещён не в той Церкви sui iuris, к которой принадлежат его родители. Например, если ребёнок родителей, принадлежащих к маронитской Церкви, был крещён приходским настоятелем латинской Церкви за отсутствием в этом месте настоятеля прихода для маронитов, то крещёный причисляется не к латинской, а к маронитской Церкви, к которой принадлежат его родители. – Если родители принадлежат к разным Церквам sui iuris, то ребёнок причисляется к Церкви отца или, если родители попросят о том по обоюдному согласию – к Церкви матери (кан. 111, § 1 ККП ; кан. 28, § 1 ККВЦ ), если только партикулярное право, установленное Апостольским Престолом для одной из восточных Церквей, не содержит иных указаний (кан. 28, § 1 ККВЦ ). Следует подчеркнуть, что согласие родителей на причисление их ребёнка к Церкви матери должно быть отмечено в книге крещений того прихода, где было совершено крещение, чтобы избежать неясностей или сомнений относительно принадлежности к той или иной Церкви sui iuris. На Пленарной Ассамблее Папской Комиссии по пересмотру восточного Кодекса Канонического Права (3–14 ноября 1988 г.) некоторые члены Комиссии настаивали на сохранении действовавшей тогда нормы права, согласно которой дети, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, должны быть причислены к той Церкви, к которой принадлежит отец, и просили об упразднении следующей вставки в текст канона: «если оба родителя выскажут просьбу, основанную на обоюдном желании, то ребёнок причисляется к той Церкви sui iuris, к которой принадлежит мать...». В качестве мотива приводилось предположение о том, что подобное изменение действующего положения, согласно которому ребёнок должен причисляться к Церкви отца, может пойти вразрез со всей восточной традиции и создать соблазн, в том числе и для православных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Эти каноны восполняют пробел в ККП и относятся также и к латинской Церкви. От соблюдения этих норм может зависеть также действительность бракосочетания. Поэтому недействительным будет, например, брак двух католиков восточного обряда, рождённых лицами, причисленными к одной из восточных Церквей sui iuris и крещённых по ошибке или по необходимости (в отсутствие священника их собственного обряда) в латинской Церкви. Этот брак будет недействителен в силу канона 1109 ККП , если он заключается в латинской Церкви, поскольку настоятель латинского прихода не вправе совершать такое венчание. Но если обе стороны в браке принадлежат к восточному обряду, который не имеет на данной территории своей установленной иерархии, то они обычно подлежат юрисдикции местного латинского Ординария. В подобных случаях латинский Ординарий или приходской настоятель может действительным образом совершать обряд венчания. 2.9 Приобщение к таинствам в другой Церкви sui iuris ККП, кан. 112 § 2. Обычай (сколь бы древен он ни был) приобщаться к таинствам по обряду какой-либо обрядовой Церкви sui iuris, не предполагает причисления к этой Церкви. ККВЦ, кан. 38 Верующие, принадлежащие к восточным Церквам, даже вверенные попечению Иерарха или приходского настоятеля другой Церкви sui iuris, продолжают, однако же, быть причисленными к своей Церкви sui iuris. Подобный обычай приобщаться к таинствам в другой Церкви не может получить силу закона. В. Священная власть (potestas sacra) 1. Священная впасть в общем В ККП 1917 клириками считались все те, кто посвящал себя служению Богу – по меньшей мере посредством первой тонзуры (tonsura, ККП 1917 кан. 108, § 1). Между ними устанавливалась определённая иерархия ( ККП 1917 кан. 108, § 2), складывавшаяся по двум линиям: первая – иерархия рукоположения, т.е. Епископы, священники и все прочие служители (диаконы, иподиаконы, аколиты, чтецы, привратники (ostiarius), экзорцисты); вторая – иерархия по линии юрисдикции, которая, в свою очередь, была двух родов: – секулярная (saecularis, т.е. не монашеская): Римский Первосвященник, Епископы и прочие местные Ординарии, Епископы или священники, и т.д.;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Более ограничены полномочия персональных Ординариев и персональных приходских настоятелей. Они действительным образом ассистируют при браке лишь тех лиц, одно из которых является их подданным. 2.1.2. Полномочие в отношении территории Для действительного осуществления права ассистировать при бракосочетании от ординарного ассистента требуется территориальная компетенция. Только в пределах своей территории местный Ординарий и приходский настоятель действительным образом ассистируют при бракосочетании их подданных и не подданных, лишь бы один из них принадлежал к Церкви sui iuris (автономной) ординарного ассистента. Если в пределы диоцеза включается представительство Святого Престола, не подлежащее (exempta) власти управления местного Ординария, то это исключение (exemptio) не распространяется на то, что касается заключения брака (кан. 366, § 1). Поэтому, если папский Нунций хочет ассистировать при бракосочетании в своей частной часовне, для действительности этого брака он должен получить это полномочие от местного Ординария или приходского настоятеля. В дисциплине восточных Церквей из принципа территориального ограничения права благословлять браки делается исключение для Патриархов восточных католических Церквей, которые могут обвенчать верующих, принадлежащих к их Церкви sui iuris, где бы они ни находились. Напротив, такая привилегия не даётся Кардиналам латинской Церкви. 2.1.3. Полномочие в отношении обряда Согласно кан. 1109 ординарное право ассистировать при бракосочетании даётся местному Иерарху или Ординарию или приходскому настоятелю с тем условием, чтобы по меньшей мере один из супругов принадлежал к Церкви sui iuris. Иерарха, Ординария или приходского настоятеля. Восточные католические Церкви разделяются на пять основных обрядов, каждый из которых, за исключением армянского, подразделяется на партикулярные обряды или Церкви sui iuris. Эти пять основных обрядов таковы: 1) Антиохийский обряд , долгое время складывавшийся сначала в Иерусалиме, а затем в Антиохии, и распространившийся в Сирии и Месопотамии; в XVII веке он установился и в отдельных частях Малабарского побережья (Индия). Это обряд маронитов, сирийцев и маланкарцев в Индии. Первые подчиняются Антиохийскому Патриарху маронитов, вторые – Антиохийскому Патриарху сирийцев, третьи – Митрополиту в Тривандруме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В соответствии с этой традицией старых канонических собраний восточного права Восточный Кодекс разделяется не на главы, а на титулы. За первыми шестью вводными канонами идут следующие тридцать титулов: 1) Верующие христиане и совокупность их прав и обязанностей (каноны 7_26); 2) Церкви sui iuris и обряды (каноны 27_41); 3) Высший авторитет Церкви (каноны 42_54); 4) Церкви – патриархаты (каноны 55_150); 5) Церкви – великие архиепископства (каноны 151_154); 6) Церкви – митрополии и все прочие Церкви sui iuris (каноны 155_176); 7) Епархии и епископы (каноны 177_310); 8) Экзархаты и экзархи (каноны 311_321); 9) Ассамблеи иерархов различных Церквей sui iuris (кан. 322); 10) Духовные лица (каноны 323_398); 11) Миряне (каноны 399_409); 12) монахи и все прочие монашествующие и члены других институтов посвященной жизни (каноны 410_571); 13) Ассоциации верующих христиан (каноны 573_583); 14) Евангелизация народов (каноны 584_594); 15) Церковное учительство (каноны 595_666); 16) Богослужение и, особо, таинства (каноны 667_895; 17) Крещеные не-католики, вступающие в полное общение с католической Церковью (каноны 896_901); 18) Экуменизм, или движение за христианское единство (каноны 902_908); 19) Юридические лица и юридические действия (каноны 909_935); 20) Должности (каноны 936_978); 21) Власть управления (каноны 979_995); 22) Обжалование административных решений (каноны 996_1006); 23) Временное имущество Церкви (каноны 1007_105); 24) Судебные процессы в общем (каноны 1055_1184); 25) Спорный судебный процесс (каноны 1185_1356); 26) Некоторые особые процессы (1357_1400); 27) Карающие санкции в Церкви (каноны 1401_1467); 28) Процедура наложения наказаний (каноны 1468_1487); 29) Закон, обычаи и административные действия (каноны 1488_1539); 30) Срок давности (prescrizione) и подсчет времени (каноны 1540_1546). Как нетрудно заметить, титулы следуют друг за другом в порядке важности. Отсюда некоторым образом становится очевидной тесная и глубокая связь между сакраментальной и правовой структурами Церкви. Важное место отводится также миссионерству (титул 14) и экуменизму (титул 18). (B Codex iuris canonici миссионерская деятельность входит в число задач церковного учительства, а экуменизму посвящен лишь один 755 канон). Вообще складывается впечатление, что меньшая отвлеченность систематики Восточного Кодекса способствовала большему упрощению или, по крайней мере, большей прозрачности восточной канонической дисциплины по отношению к богословскому содержанию собственной традиции. В материальном аспекте также могут быть отмечены некоторые особые акценты – например, более богословское и библейское видение брака как союза (кан. 776), большее равновесие между личной властью и властью коллегиальной, особое почитание монашествующих и богословов (кан. 606). Исходя из этих акцентов, позволительно задаться вопросом: не составляет ли Кодекс канонов восточных Церквей католическую альтернативу Кодексу канонического права 133 ?

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

623 Чтобы члены института действительным образом были назначены или избраны на должность настоятеля, требуется, чтобы после принесения ими постоянных или окончательных обетов прошло соответствующее время, определяемое собственным правом или, если речь идёт о старших настоятелях – конституциями. 624 § 1. Настоятели назначаются на определённый и надлежащий промежуток времени в соответствии с природой и потребностями института, если только о верховном настоятеле или о настоятелях обителей sui iuris конституции не постановляют иного. § 2. Собственное право посредством соответствующих норм должно позаботиться о том, чтобы настоятели, назначаемые на определённый срок, не занимали руководящей должности беспрерывно в течение слишком долгого времени. § 3. Однако во время исполнения должности они могут смещаться с неё или переводиться на другую по причинам, установленным собственным правом. 625 § 1. Верховный настоятель института назначается посредством канонического избрания по нормам конституций. § 2. На выборах настоятеля монастыря sui iuris, о котором говорится в кан. 615, и верховного настоятеля института диоцезального права председательствует Епископ того места, где расположена главная обитель института. § 3. Прочие настоятели назначаются по нормам конституций, однако так, чтобы в случае избрания они получали утверждение полномочного старшего настоятеля; но, если они назначаются настоятелем, этому должно предшествовать надлежащее совещание. 626 Настоятели при назначении на должность и члены института при выборах должны соблюдать нормы универсального и собственного права, воздерживаться от каких-либо злоупотреблений и лицеприятия и, не радея ни о чём другом, кроме Бога и блага института, назначать или избирать тех, кто, как они знают, в Господе является воистину достойным и пригодным. Кроме того, при выборах они должны остерегаться прямо или косвенно приобретать голоса – как для себя, так и для других. 627 § 1. По нормам конституций настоятели должны иметь собственный совет и, исполняя свою должность, пользоваться его помощью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В свою очередь, за Апостольским Престолом сохраняется полномочие на упразднение одной из обителей института или одного из монастырей монахинь sui iuris (кан. 616, §§ 2:4). 3. Управление институтом – Настоятели и советы Под термином «настоятель» (Superior, Moderator) в каноническом праве понимается физическое лицо, которое в силу исполняемой им должности осуществляет – от своего имени или от имени другого лица – ординарную власть над монашествующими (potestas religiosa ordinaria). Существуют следующие типы настоятелей: – верховный настоятель (Moderator supremus), власть которого распространяется на все провинции. Под провинцией (provincia) понимается объединение нескольких обителей под руководством одного настоятеля, составляющее «непосредственную» часть института и канонически учреждённое законной властью (кан. 621). Термин «непосредственная» (immediata) означает первую, т. е. главную, часть института, не нуждающуюся ни в какой иной организации, кроме высшей власти института; – прочие настоятели, располагающие аналогичной властью, но лишь в пределах своей компетенции. Настоятели называются: – старшими (Superior maior), если они управляют всем институтом или одной из его провинций (или приравненной к ней частью института) или же обителью sui iuris. Так называются и их викарии (кан. 620); – младшими ( Superior minor), если они управляют отдельной обителью. Для назначения или выборов настоятеля Кодекс выдвигает единственное требование: определённый срок со времени принятия постоянных обетов, устанавливаемый собственным правом, или (если речь идёт о старших настоятелях) конституциями (кан. 623). Верховный настоятель института должен назначаться генеральным капитулом (capitulum generale, кан. 631, § 1) посредством канонических выборов в согласии с положениями конституций (кан. 625, § 1). Прочие настоятели назначаются на основе положений конституций. Кодекс гласит, что их назначение требует утверждения кандидатуры полномочным старшим настоятелем. В том случае, если его назначает настоятель, необходима предварительная консультация с членами института (кан. 625, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

М., 1998. С. 131-141. Лит.: Сипягин А. , свящ. Александрийский обряд//К соединению: Рус. католич. журнал. 1933. 1. С. 9-14; 2. С. 7-14; он же. Антиохийский обряд//Там же. 3. С. 7-10; 6. С. 6-9; 7-8. С. 14-24; Herman E. A. De «Ritu» in Iure Canonico//OrChr. 1933. Vol. 32. P. 126-128; Les Églises unie d " Orient. P., 1934; Attwater D. The Catholic Eastern Churches. Milwaukee, 1935; De Vries G. Oriente Cristiano ieri e oggi. R., 1949. P. 127-163; Janin R. Les Églises orientales et les rites orientaux. P., 19554; Coussa A. Codificazione Canonica Orientale//Oriente Cattolico. R., 1963. P. 35-61; Basset W. V. The Determination of Rite//Analecta Gregoriana. R., 1967. Vol. 157. P. 9-138; Fedalto G. La Chiesa latina in Oriente: In 2 vol. Verona, 1976; u ek I. Che cosa è una Chiesa, un Rito Orientale?//Seminarum. R., 1975. Vol. 27. P. 263-277; idem. The Patriarchal Structure according to the Oriental Code//The Code of Canons of the Oriental Churches: An Introd./Ed. C. Gallagher. R., 1991. P. 40-58; idem. Index Analyticus: Codicis Canonum Ecclesiarum Orientalium. R., 1992; idem. Particular Law in the Code of the Eastern Churches//The Code of Canons of the Eastern Churches: A Study and Interpretation/Ed. I. Chiramel, K. Bharanikulangara. Alwaye, 1992. P. 39-56; Brogi M. Nomine vescovili nelle chiese orientali cattoliche//Kanon. W., 1985. Vol. 6. Pars 1. P. 124-141; idem. Codificazione del diritto comune delle chiese orientali cattoliche//Revista Española de Derecho Canónico. Salamanca, 1988. Vol. 45. P. 7-30; idem. La Congregazione per le Chiese Orientali//La Curia Romana nella Costitutio Apostolico «Pastor Bonus»/A cura di P. A. Bonnet, C. Gullo. Vat., 1990. P. 239-267; idem. Le chiese «sui iuris» nel CCEO//Revista Española de Derecho Canónico. 1991. Vol. 48. P. 517-544; idem. Strutture d. chiese Orientali sui iuris secondo il CCEO//Apollinaris. R., 1992. Vol. 65. P. 299-311; idem. Elezioni dei Vescovi Orientali Cattolici//Il processo di designazione dei Vescovi: Storia, Legislazione, Prassi: Atti del X Symp.

http://pravenc.ru/text/155376.html

На эти соображения отвечали, что до сих пор в этом вопросе применялась норма старого латинского Кодекса 1917 г. (кан. 756, § 1), согласно которой ребёнка следовало причислять к «обряду» отца. В наше время эта норма изменена в новом латинском Кодексе 1983 г. (кан. 111, § 1). Поэтому следовало задать вопрос, уместно ли и резонно ли будет сохранить в восточном Кодексе ту норму, которая была отменена латинским Кодексом, поскольку она уже не соответствовала свободе родителей и принципу равноправия, равных обязанностей и ответственности супруга и супруги. Кроме того, высказывались соображения о том, что, если бы решено было ограничить эту свободу родителей, чтобы обеспечить сохранение восточных Церквей в диаспоре, то это значило бы узаконить норму, не отвечающую неотъемлемому праву человеческой личности, которое должно уважаться также и восточными Церквами. Тем не менее из-за особых ситуаций, в которых может оказаться одна из восточных Церквей в диаспоре, решено было добавить особую оговорку (клаузулу): «при этом остаётся в силе партикулярное право, установленное Апостольским Престолом.» (Nuntia 29, р. 36–41; 44–46). Эта оговорка, хотя она и отсутствует в кан. 111, § 1 ККП , относится также и к латинской Церкви. При голосовании некоторые члены Комиссии настаивали на отмене следующей добавки: «или если оба родителя выскажут просьбу, основанную на обоюдном желании» (Nuntia 29, р. 48). В конце концов принят был следующий текст: «Ребёнок, которому ещё не исполнилось четырнадцати лет, через крещение причисляется к той Церкви sui iuris, к которой причислен отец-католик; если же только мать исповедует католичество, то ребёнок причисляется к той Церкви sui iuris, к которой принадлежит мать; при этом остаётся в силе партикулярное право, установленное Апостольским Престолом.» Это изменение, утверждённое на Генеральной Ассамблее большинством голосов, не было принято законодателем (Nuntia 31, р. 37–38). Таким образом, кан. 29, § 1 ККВЦ представляет собою одну из тех норм, которые «Викарий Христа счёл необходимыми для блага вселенской Церкви и для соблюдения её должного порядка, а также первейших и неотъемлемых прав человека, искуплённого во Христе» (слово Папы на презентации восточного Кодекса Синоду Епископов, 25 октября 1990 г.; L Romano, 27 октября 1990 г., 6).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

323 Секретариат христианского единства, Nota sulle alcune interpretazioni della «Istruzione sui casi particolari di ammisssione di altri cristiani alla comunione eucaristica nella chiesa cattolica», в: AAS 65 (1973), сс. 616_619, здесь с. 616 (п. 3а). 324 По этому вопросу см. R. Ahlers, Communio Eucharistica. Eine kirchenrechtliche Untersuchung zur Eucharistielehre in Codex Iuris Canonici, Regensburg 1990, особенно сс. 81 и 185. 325 Углубленный комментарий ко всей второй главе догматической конституции Lumen Gentium см. в: G. Philips, La Chiesa e il suo mistero nel Concilio Vaticano II. Storia, testo e commento della Costituzione Lumen Gentium, 2 Voll., Milano 1969, здесь Vol. I, сс. 119_196. 326 Giovanni Paolo II, Novo incipiente. Ad universosEcclesiae sacerdotes feria V in coena Domini (8 апреля 1979), в: AAS 71 (1979), сс. 392_417, здесь цитируется по EV, Vol. VI, n. 1296. Также Международная теологическая комиссия в своем документе «Themata selecta de ecclesiologia», опубликованном 7 октября 1985 г. всвязи с XX годовщиной завершения Второго Ватиканского собора, прямо утверждала: «Evidens est utrumque habere suus fundamentum et fontem in unico sacerdotio Christi» (Ибо оно очевидно имеет своё основание и исток в едином священстве Христа) (EV, Vol. IX, n.1731). 327 E. Corecco, Riflessione giuridico-istituzionale su sacerdozio comune e sacerdozio ministeriale, в: Popolo di Dio e sacerdozio, под редакцией ATI, Padova 1983, сс. 80_129, здесь с. 80. 328 На уровне догматики наиболее убедительная попытка объяснить этот важнейший аспект соборного учения о священстве Иисуса Христа принадлежит H.U. von Balthasar, Christlicher Stand, Einsiedeln 1977, сс. 145_202. 329 Commissio Theologica Internationalis, Themata selecta de ecclesiologia, в: EV, Vol. IX, п. 1734. 330 S. Danich, Teologia del ministero ordinato. Una interpretazione ecclesiologica, Roma 1984, с. 87. 331 См. J. Ratzinger, Der Heilige Geist als «communio». Zum Verhaltnis von Pneumatologie und Spiritualitat bei Augustinus, в: Erfahrung und Theologie des Heiligen Geistes, hrsg. von C. Heitmann-H. Muhlen, Munchen 1974, сс. 223_238, здесь с. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

635 § 1. Временные блага институтов монашествующих, принадлежа Церкви, управляются предписаниями Книги V-й О временных благах Церкви, если ясным образом не предусмотрено иного. § 2. При этом каждый институт должен установить надлежащие нормы об использовании имущества и распоряжении им, которые содействовали бы присущей ему нищете, защищали её и свидетельствовали о ней. 636 § 1. В каждом институте и равным образом в каждой провинции, управляемой старшим настоятелем, должен иметься эконом, отличный от старшего настоятеля и назначенный согласно нормам собственного права, который под руководством соответствующего настоятеля ведает распоряжением имуществом. Также и в местных общинах, насколько это возможно, назначается эконом, отличный от местного настоятеля. § 2. В установленное собственным правом время и [установленным] образом экономы и другие управители должны представить полномочной власти отчёт об осуществлённом ими управлении. 637 Монастыри sui iuris, о которых говорится в кан. 615, раз в год должны представлять местному Ординарию отчёт о распоряжении имуществом; местному Ординарию, кроме того, принадлежит право ознакомления с экономическими делами обители монашествующих диоцезального права. 638 § 1. Собственному праву в рамках универсального права надлежит определять действия, которые выходят за пределы целей и способов ординарного распоряжения имуществом и устанавливать, что необходимо для действительности актов экстраординарного распоряжения имуществом. § 2. Расходы и юридические действия ординарного распоряжения имуществом, помимо настоятелей, действительным образом производят в пределах своих полномочий также должностные лица, предназначаемые к этому собственным правом. § 3. Для действительности отчуждения и любой сделки, которые могут привести к ухудшению имущественного положения юридического лица, требуется письменное разрешение полномочного настоятеля и согласие его совета. Если, однако, речь идёт о сделке на сумму, размеры которой превышают пределы, установленные Святым Престолом для каждого региона, а также о предметах, по обету дарованных Церкви, или о предметах, ценных с точки зрения искусства или истории, кроме [разрешения Настоятеля], требуется разрешение самого Святого Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010