Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Проскомидия. Агнцы, приготовленные для литургии в правосл. богослужении - хлеб, приготовленный для освящения, или св. Хлеб, уже освященный на литургии. Сопоставление Христа с А. (см. Агнец Божий ), особенно очевидное при принесении евхаристической жертвы, встречается в текстах большинства литургий как Востока, так и Запада, а также во многих церковных песнопениях (ср. Великое славословие , Agnus Dei ). Однако именование А. именно евхаристического хлеба характерно только для вост. традиции, что подчеркивается сравнением его с ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем (см. Агнец пасхальный ). Такое сравнение проводит, напр., свт. Иоанн Златоуст в ряде бесед на св. Пасху (PG. 59. Col. 721-755). На католич. Западе хлеб Евхаристии обычно именуется жертвой (см. Гостия ). В греч. литургии апостола Иакова св. Хлеб называется А. в момент преломления, но об особом приготовлении евхаристического хлеба не говорится. В V-VII вв. на Востоке утверждается практика предварительного надрезания хлеба перед литургией (для удобства преломления). В нехалкидонских Церквах, в основном сохраняющих практику V-VI вв., просфоры не надрезают, а пекут в виде лепешек с неглубокими бороздками (также для удобства преломления). В Византии уже в VIII в. из испеченного для Евхаристии хлеба использовали обычно только особую, изъятую копием часть. Патриарх К-польский свт. Герман I в «Сказании о Церкви» связывает изъятие части хлеба из просфоры со словами прор. Исаии: «                          » (Ис 53. 7). Широкое распространение толкования Патриарха Германа привело к тому, что эти слова прор. Исаии с IX в. включались в выделившийся в визант. литургии самостоятельный чин проскомидии (хотя возможно и обратное: в своем толковании свт. Герман опирался на уже существо вавшую практику - в Яковитской Церкви , напр., при приготовлении просфоры также читается Ис 53. 7). С этого времени слово «А.» становится литургическим термином, а образное сравнение преломляемого евхаристического Хлеба с ветхозаветным А. превращается в священнодействие изъятия А. из просфоры и его заклания. Тем не менее в текстах литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста св. Хлеб по-прежнему называется А. во время преломления («Раздробляется и разделяется Агнец Божий»).

http://pravenc.ru/text/82694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА [Греч. Λειτουργα το γου ποστλου Πτρου], содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы , а в качестве анафоры используется канон рим. мессы. Л. а. П. не следует смешивать с сир. литургиями, также носящими имя ап. Петра, но содержащими анафоры восточно-сирийского либо западносир. типа (Anaphorae Syriacae. R., 1939. Vol. 1. Fasc. 1. P. XIV), как и с греч., слав. и т. д. переводами рим. мессы (где она либо не имеет атрибуции, либо приписывается свт. Григорию Великому (Двоеслову) или же ап. Петру). В отличие от переводов мессы на языки правосл. мира с сохранением структуры и содержания евхаристического богослужения лат. традиции различные версии Л. а. П. характеризуются смешением зап. и вост. элементов, а точнее - включением зап. молитв и песнопений в структуру последования, имеющего визант. основу. Содержание Византийской основой Л. а. П. служит чин литургии свт. Иоанна Златоуста, причем в его южноитал. разновидности ( Parenti. 2010. P. 224-232), что объясняет присутствие молитв из чина Литургии ап. Иакова в нек-рых списках Л. а. П. (этот факт вызывал затруднения у нек-рых исследователей: Hanssens. 1939. P. 139-140). Место анафоры занимают префация и рим. канон, вплоть до «Отче наш» с его эмболизмом (дополнительное молитвословие). Из др. молитв мессы в чин включены коллекта, секрета и посткоммунио (см. анализ лат. прототипов различных элементов Л. а. П. в работах: Ibid. P. 116-138; Codrington. 1936. P. 177-203), т. е. то, что составляет важнейшую часть любого проприя (комплекс изменяемых частей) мессы. Но в Л. а. П. они являются не изменяемыми, а фиксированными текстами, не имеют лат. названий и дополняют (реже заменяют собой) обычные молитвы визант. литургии. В чин Л. а. П. также включены песнопение «Agnus Dei» (в качестве причастна) и некоторые др. аккламации и гимны рим. мессы (их состав в различных рукописях несколько варьируется). Греческие рукописи

http://pravenc.ru/text/2110601.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх 12. 3-28), для к-рого выбирался «непорочный» однолетний ягненок (или козленок). Готовили а. п. целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх 12. 11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать а. п. можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать а. п. мог даже тот, кто был ритуально нечист (напр., хоронил своих близких или был в дороге),- это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в ВЗ (Числ 9. 10). Не мог вкушать А. п. только иноплеменник, т. е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание , он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки А. п. должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание а. п. проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма ,- перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе - принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории - исхода (Исх 13. 14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию св. ап. Павла (1 Кор 5. 7), в образе а. п. ветхозаветные пророки прозревали буд. страждущего Мессию (Ис 53. 7-8; Иер 11. 19), жертву всесовершенную. Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, неск. раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая а. п., в т. ч. и на Тайной вечери (Мф 26. 17-19; Мк 14. 12-21; Лк 22. 7-13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Образ а. п. стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христ. гимнографии (ср., напр., 1-й тропарь 4-й песни канона Пасхи: «…  …                    …» (…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…- Триодь Цветная. Л. 3; см. также статьи: Агнец Божий , Agnus Dei , Великое славословие ) и в литургической жизни правосл. Церкви (см. Агнец , в богослужении).

http://pravenc.ru/text/63320.html

Деревянные елочные украшения Глиняные ангелы, сделанные мусульманским гончаром. Он также делает глиняных лошадок по образцу сахарных фигурок, которых дети получают в день рождения пророка Мухаммеда. Внутрь ангелочка помещается свеча. Глиняный вертеп Стеклянный верблюд на елку с орнаментом Записные книжки и дневники. На обложках напечатаны отрывки арабских стихов, они обтянуты традиционными тканями. «Святой Георгий, убивающий дракона» — наручные часы. Часы сделаны в Китае для египетского рынка. Христианский район вблизи собора Святого Марка Ладан Кадильницы продаются в христианских книжных магазинах и в церковных лавках подарков. Также по рождественской традиции в Каирском оперном театре пройдет серия рождественских гала-концертов, запланированных на 12 и 13 декабря. Солисты египетской оперной труппы в сопровождении хора исполнит более 20 рождественских композиций, в том числе «Agnus Dei», «O Holy Night», «Jesu Bambino», и «I’m Dreaming of а White Christmas». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 декабря, 2015 13 декабря, 2014 6 декабря, 2013 1 мая, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 20 апреля, 2024 13 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/rozhdestvenskaya-yarma...

В концерте прозвучали замечательные сочинения русских композиторов, а также и западно-европейских мастеров, к которым обращались “синодалы” в своей певческой деятельности и в рамках учебного процесса. Исполнение фрагментов Высокой мессы И. С. Баха продемонстрировало непреходящие возможности сольного пения Agnus Dei (исполнение Т. Коли­стра­товой) и хорового мастерства учащихся Регентской школы (Gloria под управлением И. И. Денисовой). Украшением концерта стали такие жемчужины хоровой музыки, как “Богородице Дево, радуйся” С. В. Рахманинова и “Был у Христа младенца сад” П. И. Чайковского, мастерски исполненные хором под управлением И. И. Денисовой. С. В. Смоленский оставил по себе благодарную память в сердцах многих своих учеников. П. Г. Чесноков написал Мирную заупокойную ектению “о приснопамятном рабе Божием Стефане”, которая была исполнена на вечере протодиаконом Игорем Михайловым в сопровождении смешанного хора. В завершение вечера хор спел концерт протоиерея Михаила Виноградова, посвящённый Синодальному хору, “Ныне вся исполнишася света”, торжественно прозвучавший под сводами семинарского корпуса в исполнении смешанного состава под управлением С. Б. Дмитриевой. Кропотливый труд по созданию сценария, профессионализм педагогов-дирижёров, энтузиазм учащихся обеспечили успешное проведение вечера-концерта, посвящённого С. В. Смоленскому. Слайды, фотографии, оформленные стенды наглядно представляли эпоху его деятельности. Интересным стало сопоставление двух концертов в Рахманиновском зале Московской консерватории — Синодального хора и хора нынешней Регентской школы при МДА 11 мая 2008 года. Вечер памяти выдающегося деятеля русской церковно-певческой школы С. В. Смоленского в преддверии 100-летия со дня его кончины добавил ещё одну страницу в летопись творческой жизни Регентской школы при Московской Духовной академии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-s-smole...

Каждое им начатое дело насыщено благом молитв, добротой, думами о стране и упованием на Бога. Сын природы Иногда о людях говорят «сын природы» (вот, например, был такой грузинский поэт Важа Пшавела). Это выражение в полной мере относится и к нашему Патриарху: где он ступит, там все цветёт. Мы происходим из высокогорного района, деревни Сно. Там очень суровая природа, кто ее поймёт, тот глубокий человек. Однажды 28 августа, на Успение Божией Матери, Патриарх вёл у нас службу. После службы хлынул дождь со снегом (!) такой, что в пяти метрах не было видать ни зги. И когда Патриарх вышел из храма, то алтарники раскрыли над ним зонт. Патриарх отодвинул его спокойным движением руки и до машины прошёл весь путь под дождём. Он был так доволен: «Дождь и снег моих гор меня посетили». Особенно любит Патриарх полевые цветы. Когда ему дарят красиво оформленные букеты, матушки заранее их развязывают, убирают всё лишнее и ставят в вазы, чтобы Патриарх не увидел верёвок и оберточной бумаги. Это на него давит. Ну, а когда он ласкает животных, вы смотрите и ждете, когда животное в ответ слово скажет. До того гармонично получается! Патриарх и искусство Нет ни одной сферы в искусстве, где бы Патриарх ни сказал своё слово, о котором стоит задуматься. Никто не удивится, если увидит Святейшего Патриарха за мольбертом с кистью в руках. — Эти таланты у Святейшего Патриарха проявились в детстве? — Нет, в школе он особо этим не занимался. Потом, уж когда в Загорске учился в духовных школах, во время учёбы, он изучил многое. Нашим общим предком был Шиола. Патриарх вылепил его бюст, который сейчас находится в нашей деревне Сно. Патриарх пишет музыку. Вы слышали его Sanctus, Agnus Dei, Ave Maria, Κριε ελησον? Музыка Патриарха Илии II зbyчum на концерте в Париже — Трудно поверить, что эти произведения сочинены человеком, не имеющим специального музыкального образования! — Патриарх изучал музыку в семинарии. Он просто всегда относился к занятиям серьёзно и с любовью. Есть люди, которые слушают лекцию, чтобы сдать зачёт. А есть те, для которых бесследно ничего не проходит. Святейший Патриарх и интеллигенция

http://pravmir.ru/nelli-shiolashvili-moj...

Ангелы окружают ужасный трон твоей славы, Всемогущий Боже, и в твоей славе, Христе, серафимы стоят перед Твоим могуществом со страхом и не осмеливаются взглянуть на Тебя, но непрестанными гласами восклицают вместе и взывают: Свят, свят, свят еси, Человеколюбче, слава Тебе! 389 Велика тайна, которую Исайя лицезрел на твоем святом алтаре. Он видел бесчисленных Серафимов, взывающих без конца: свят, свят, свят Господь Бог ! Земля полна славы Его, и небеса отражают сияние Его! 390 Данный тип гимна не чужд западным обрядам, о чем свидетельствует, например, следующий амвросианский Sonus, или кант для входа даров: Ecce apertum est templum tabernaculi testimonii: et Ierusalem noua descendit de caelo in qua est sedes dei et agni. Et semi ejus offerent ei munera dicentes: sanctus, sanctus dominus deus omnipo- tens, qui erat et qui est et qui uenturus est. V. Et ecce sedet in medio cius ... agnus ... Et quatuor animalia requiem non habent, dicentia sedenti super thronum: 391 Наконец, похожая композиция находится в гимне обряда lavabo грузинской ПРЕЖД по кодексу Graz Georg. 4 (985 г.) 392 Заключение: исконная форма припева при перенесении даров в восточных обрядах Не только в Армении, но также и в литургических областях Иерусалима, Антиохии и Персии гимн при перенесении даров очень часто имеет облик введения к библейскому Трисвятому. Баумштарк попытался расширить сферу своих заключений на основе сравнительной литургики и применить их к традиции Великой Церкви. Здесь мы не согласны с ним: у нас нет никакого явного доказательства, внутреннего или внешнего, что три гимна Великого входа, происходящие из Константинополя, были некогда вступлением к библейскому Трисвятому. 393 И доводы Баумштарка сильно ослабляются тем фактом, что в существующем византийском обиходе некогда заимствованный иерусалимский гимн «Да молчит всякая плоть», который по тексту, по крайней мере, предназначен для введения Трисвятого, теперь исполняется с аллилуйей. Следовательно, даже если мы примем гипотезу, что «Да молчит всякая плоть» изначально исполнялось с Трисвятым, мы должны оговориться, что когда константинопольская церковь усвоила это песнопение, она держалась своей собственной традиции и заменила Трисвятое на аллилуйю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Intercessio (Ходатайственные молитвы) " ...через Христа, со Христом и во Христе... " Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: " Избавь нас, Господи, от всякого зла... " Благословение. Приветствие мира. все: " Agnus Dei " [Агнец Божий] свящ: " Вот Агнец Божий, берущий на Себя... " все: " Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя " . Причащение священника. Причастная песнь Причащение мирян. Благодарствен. Благодарственная молитва после причащения   Александрийская и Месопотамская Литургии Эти Литургии в отдельных своих элементах (краткость преанафоральной части, неустойчивость структуры канона) являются как бы промежуточными по типу между Византийской группой и Римской Литургией.   1. Литургия Апостола Марка Является классическим образцом Александрийской Литургии. Бундзен видит в её основе памятник начала 4 века. Она известна как на греческом, так и на коптском языках. Причем копты именуют её Литургией свт. Кирилла Александрийского († 444 г.), которому, очевидно, принадлежит окончательная редакция первой половины 5 века. Литургия ап. Марка своей краткостью, четкостью и выразительностью действительно напоминает стиль евангелиста Марка, ученика ап. Петра. Эти особенности сделали её чрезвычайно популярной. Её служили не только в Александрии и в Египте, но и в Сирии, в Армении, в Калабрийских монастырях Италии и в Венецианской церкви ап. Марка. Такая распространенность сильно беспокоила Византию, которая, в качестве имперской Церкви, стремилась к унификации на Востоке и подавлению местных богослужебных чинов. Уже в 8-9 вв. Литургия ап. Марка активно вытеснялась византийским чином Иоанна Златоустого, отдельные элементы которого сильно засорили её и изменили почти до неузнаваемости. И все же авторитетный византийский канонист 11 века Феодор Вальсамон продолжает третировать это чинопоследование. Вскоре по настоянию КПля оно было запрещено. И только в коптско-египетских монастырях, демонстративно плевавших на все претензии КПля, продолжали служить эту древнюю Литургию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

литании, и сохранил лишь 3 обращения: к Пресв. Богородице, к ангельским силам и ко всем святым, однако в 1547 г. и эти обращения были исключены из текста литании); 3) переработанная версия антифона, сопровождавшего в католич. литании пение покаянных псалмов; в прошениях перечисляются выпадающие на долю людей несчастья, и каждое прошение завершается словами: «...Боже и Господи, избавь нас»; 4) собственно просительная часть, содержащая прошения о здоровье и благополучии короля и членов его семьи, о церковных и светских властях, о народе и обо всем мире, о путешествующих, о больных, о врагах и т. п.; каждое прошение завершается словами: «...просим Тебя, услышь нас, благой Господи»; 4) молитва «Agnus Dei» ; 5) Молитва Господня; 6) молитва о защите от врагов, сопровождаемая соответствующими по содержанию прошениями; 7) несколько молитв, заимствованных из разных разделов процессионала; 8) заключительная молитва, взятая из лат. перевода правосл. Литургии святителя Иоанна Златоуста (молитва 3-го антифона). Кранмер составил и предложил королю еще неск. последований для воскресных праздничных дней на основе Процессионала, однако они не были утверждены, и их тексты не сохранились. В окт. 1545 г. кор. Генрих VIII распорядился, чтобы новая литания произносилась во всякий воскресный и праздничный день, а также запретил все проч. формы молитвенных процессий; т. о., все молитвословия католич. Процессионала оказались в Церкви Англии упраздненными (Ibid. P. 38). Хотя в «Примарии короля Генриха» мн. традиц. молитвенные тексты были предложены для личного использования в одобренной королем англ. версии, при совершении общественного богослужения и после издания «Примария короля Генриха» те же самые молитвы читались на латыни. При жизни кор. Генриха VIII Кранмеру удалось добиться офиц. включения в общественное богослужение лишь одного молитвословия на англ. языке - литании. Положение изменилось при кор. Эдуарде VI, к-рый, несмотря на то что при восшествии на престол в янв. 1547 г. ему исполнилось лишь 9 лет, живо интересовался религ.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

15. Lex autem gemina est, naturalis et scripta: naturalis in corde, scripta in tabulis. Omnes ergo sub lege, sed naturali, sed non est omnium, ut unusquisque sibi lex sit. Ille autem sibi lex est qui facit sponte quae legis sunt et in corde suo scriptum opus legis ostendit. Habes quae bona legis sint, quae tamen non solum scire uel audire perfunctorie, sed etiam facere debemus; non enim auditores legis iusti sunt apud deum, sed factores legis iustificabuntur, cognouisti etiam quae mala. Primum natura ipsa boni operis magistra est. Scis non furandum et seruum tuum, si furtum tibi fecerit, uerberas et si quis ad uxorem tuam affectauerit, persequendum putas. Quod ergo in aliis reprehendis ipse committis: qui praedicas non furandum furaris, qui dicis non adulterandum adulteras. Secuta est etiam lex, quae data est per Moysen, per legem autem agnitio peccati. Accepisti etiam quid declinares et ea agis quae prohibita cognoscis. Lex autem quid operatur nisi ut omnis mundus subditus fieret deo, quia non solum Hebraeo lata est, uerum etiam aduenam uocauit, quae non exclusit proselytum, sed quia lex os omnium potuit obstruere et non potuit mentem conuertere, ideo ultimum remedium postremae illius ciuitatis debebatur, in quo esset refugium salutare, ut mors principis sacerdotum ab omni nos mortis liberaret formidine atque exueret metu. 16. Qui est ille nisi de quo lectum est: Ecce agnus dei, ecce qui tollit peccatum mundP Quem proposuit deus propitiatorem perfldem in sanguine ipsius ad ostensionem iustitiae suae. Accipe autem quia ipse est princeps sacerdotum magnus. Pater iurauit de eo dicens: Tu es sacerdos in aeternum. Recte in aeternum, quia alii temporales omnes sub peccato, hic autem inpraeuaricabile habet sacerdotium. Omnes sub morte, hic autem semper uiuens, quoniam qui saluare alios potest ipse perire quemadmodum posset? Talis enim inquit nobis decebat. Recta est elocutio, siquidem apud eos qui uerborum et elocutionum dilectum habuerunt, huiusmodi inuenitur dicente aliquo: Locum editiorem quam uictoribus decebat.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010