Беседа 24 Сила искушений. – Святость и непорочность Тела Христова. 1Кор.10:13 .  Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. 1. (Апостол) достаточно возбудил в них (коринфянах) страх указанием на древние примеры и опасение словами: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ): но так как они уже претерпели много искушений и часто подвергались им: «был я у вас, – говорит он, – в немощи и в страхе и в великом трепете» ( 1Кор.2:3 ), – то чтобы они не сказали: для чего ты устрашаешь нас и предупреждаешь? Нам небезызвестны бедствия, мы были гонимы и преследуемы, подвергались многоразличным и частым опасностям, – он опять смиряет гордость их и говорит: «вас постигло искушение не иное, как человеческое», т.е. малое, краткое, умеренное. Человеческое он употребляет вместо малое, как например в словах: " говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей» ( Рим.6:19 ). Не превозноситесь, говорит, будто вы устояли против бури; вы еще не видали опасности, которая угрожала бы смертью, и искушения, которое могло бы погубить. То же говорит он и евреям: «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ). Устрашив и внушив смиренномудрие, далее, смотри, как он опять ободряет их: «и верен Бог, – говорит, – Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ). Значит, есть искушения, которых нельзя перенести. Какие же это? Можно сказать – все, потому что возможность переносить их зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Потому, чтобы ты вполне убедился, что не только (искушений) превышающих наши силы, но и человеческих мы не можем переносить без помощи свыше, он присовокупляет: «но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Даже умеренных (искушений) мы не можем, как я сказал, переносить собственной силой, но и в этом случае имеем нужду в помощи (Божией), чтобы преодолеть, а прежде, нежели преодолеем, переносить их. Бог подает и терпение и скорое освобождение, так что искушение делается сносным. Это разумеет (апостол), когда говорит: «даст и облегчение, так чтобы могли перенести»; все приписывает Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Валерий Захаров: проповедь в Неделю о блудном сыне Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г. Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне . В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу. Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

http://zavet.ru/a/rss_1015232174.html

Закрыть Эсхатологические заметки на злобу дня Кто они: Гог и Магог, народ Еноха и всадник по имени «Смерть»? Вячеслав Макарцев   09:05 29.09.2022 1783 Время на чтение 14 минут Фото: poembook.ru Вначале небольшое вступление. Как известно, наш Патриарх не так давно обратил внимание церковной полноты на следующее явление: «...Если силы зла получили глобальную возможность влиять на весь человеческий род, значит, наступает то, чего никогда не было в истории человечества. Поэтому мы должны не только на словах хранить веру православную, но и применять нашу веру и наши убеждения, чтобы правильно оценивать всё происходящее. А для того чтобы эта оценка не была субъективной, мы должны быть вместе, мы должны соборно осмыслять проблемы, с которыми сегодня сталкиваются Церковь наша и народы наши; и я очень надеюсь, что соборный голос Русской Церкви поможет сохранить правильный вектор развития не только нам и народам нашим, но, быть может, всему миру – конечно, в той мере, в какой мир захочет нас слушать». Думается, совершенно очевидно то, что это осмысление не может носить характер поверхностный, так сказать, бюрократический: собрались специалисты по эсхатологии, обсудили и вынесли свое заключение для Архиерейского Собора... К слову, такого рода подход был использован первосвященниками времен Первого Пришествия Христа, что следует из Евангелия: «Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:43-49). Другими словами, первосвященники и фарисеи были убеждены, что Дух Божий «невежд в законе», то есть не получивших религиозного образования и наставления, хотя бы, на худой конец, «при ногах Гамалиила», посетить не может. К чему это ослепление привело мы знаем... Механизм этого ослепления очевиден: специалист, то есть книжник, который, по слову Господа нашего Иисуса Христа, «подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52), сталкиваясь с явлением эсхатологического порядка, полагается, в первую очередь, на огромную «кладовку мнений» в своей памяти, примеряя к нему, поочередно, и явное старьё, так что и верного вывода сделать не может...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/es...

Какая печаль спасительна Евангелие о причинах уныния. – «Мы печалимся, когда мир радуется, и мир радуется, когда мы печалимся»: виды разумной и неразумной печали. – Примеры уныния. – Значение молитвы и покаяния в борьбе с унынием и отчаянием. – Можно ли депрессию назвать унынием? – Как быстрее преодолеть наступившее охлаждение к церковной жизни. Сегодня я бы хотел поговорить о страсти, которой многие поддаются и которая чрезвычайно опасна в духовной жизни. Часто ее не замечают, и своим тихим пришествием она захватывает душу. Когда человек приходит в себя, то обнаруживает, что страсть уже полностью овладела его душой. Эта страсть – уныние. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник , всякая страсть опасна, уныние же есть всепоражающая смерть. В Евангелии от Луки есть притча, которая говорит о непрестанной молитве. Но она говорит также и о страсти уныния. В жизни не имеют четкого деления ни страсти, ни добродетели, все они, так сказать, смешаны друг с другом и представляют собой один тугой узел, который невозможно развязать: касаясь одной страсти или добродетели, мы вынуждены касаться и другой. Но для того чтобы лучше себе все объяснить, мы пытаемся духовный опыт систематизировать, несколько абстрагируя его от жизни. Итак, обратимся к Евангелию. Спаситель привел ученикам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать 274 . По-славянски говорится не стужати си. Вот это «стужение» самому себе по-русски называется уныние. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 275 Это медление на самом деле попускается Богом для нашего спасения, для того чтобы мы за это время, проведенное в борьбе с грехом, приобрели добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Осудил блудницу? Получи плотскую брань! Старец Паисий Святогорец – о собственных ошибках в духовной жизни 11 ноября, 2017 Старец Паисий Святогорец – о собственных ошибках в духовной жизни «Поздравляю, – сказал я себе, – в тот раз ты осудил бедную женщину, теперь собственного брата. Всё, хватит! В другой раз не суди вообще». Фрагмент из книги «Записки старца Паисия», вышедшей недавно в издательстве «Никея» . О маслинах и Страшном Суде – Геронда, сегодня во время сбора маслин я осудила некоторых сестер, потому что они относились к делу невнимательно. – Знаешь, оставь суд и осуждение, а иначе Бог тебя тоже осудит. Разве ты никогда не кладешь чуть порченую маслину вместе с хорошими? – Нет, стараюсь не класть. – Если Христос будет нас так же внимательно сортировать на Страшном Суде, мы пропали! Но если мы будем снисходительно относиться к ошибкам других людей и не будем их осуждать, то потом сможем сказать Христу: «Боже, помести и меня в рай, в какой-нибудь уголок!» Помнишь, что написано в Отечнике о нерадивом монахе, который спасся, потому что не осуждал. Когда ему пришло время умирать, он был весел и спокоен. Тогда старец ради духовной пользы отцов, собравшихся из других келий, спросил его: «Брат, почему ты не боишься смерти, ведь ты же жил нерадиво?» Брат ему ответил: «Это правда, что я жил нерадиво, но с того времени, как я стал монахом, я старался никого не осуждать, поэтому теперь я скажу Христу: “Христе, я несчастный человек, но, по крайней мере, Твою заповедь Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1) я соблюл”». «Блажен ты, брат, – сказал ему старец, – потому что получил спасение без труда». Благочестивый диакон Мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир, на родину. Тогда отцы говорили о нем разное. Но что произошло? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь, как бы они не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашел работу на одном из заводов и жил еще аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошел в монастырь.

http://pravmir.ru/osudil-bludnitsu-poluc...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы             День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах. Этот праздник особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись. И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица. А почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы. Наш главный Успенский храм в Кремле пока еще не открыт, но его обязательно откроют, и обязательно там будет богослужение. Конечно, сатана сразу не может сдаться, но мы видим, что, несмотря на страшные гонения, которые претерпела Церковь – а таких гонений за все две тысячи лет не было, – тем не менее Церковь все равно в который раз победила без единого выстрела. Опять враги посрамлены, все до одного – те, кто гнал, кто гноил, кто убивал, кто ломал; все те, кто похвалялись, что устроят пятилетку безбожия, искоренят имя Божие. Хрущев вообще обещал по телевизору последнего попа показать. Но Бог не в силе, а в правде, и Церковь побеждает одним только терпением, как и Христос. Он же Себя не защищал, но победил мир. Так и апостолы не защищали себя, не жалели своей жизни и победили. Вот так и мы с вами если не будем себя щадить и будем терпеливо нести свой крест, все то, что на нашу жизнь выпадет, то Господь и в нашем сердце победит, и нас благодать Божия спасет. Часто нам бывает трудно, но надо всегда помнить, что у нас есть такая Заступница, такое утешение, такая могущественная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Рассказывая об этом мученичестве, И. Флавий говорит, что главным виновником его был Анан, или Анна, или, как он в действительности назывался по-еврейски, Ганан младший, который в том году был первосвященником, последний из первосвя-щеннических сыновей Анны, упоминаемого в Евангелиях. Ненависть ко Христу и христианам уже привела дом Ганана к обагрению своих преступных рук кровью Христа и первомученика св. Стефана, к одобрению убиения Иакова, сына Заведеева, и в стараниях добиться умерщвления св. Павла. Та же неусыпная враждебность теперь вовлекла младшего Ганана, человека буйного и повелительного темперамента, в новое преступление. Он воспользовался неожиданным благоприятным случаем для того, чтобы предать смерти брата Господня и таким образом нанести еще один удар христианской Церкви. Фест, справедливость которого спасла жизнь ап. Павлу и который был одним из самых почтенных римских прокураторов Иудеи, умер после краткого двухгодичного управления. Преемником ему был назначен Альбин, но до его прибытия прошел маленький промежуток, во время которого Иудея находилась только под отдаленным надзором легата Сирии. Агриппы II не было в Иерусалиме. В такое время смелый и жестокий саддукей, каким был этот первосвященник, легко мог побудить Синедрион превысить свой авторитет и вновь присвоить себе право совершения смертной казни, которая, строго говоря, уже не принадлежала ему. Он надеялся, что римляне или не заметят этого правонарушения, или взглянут на него сквозь пальцы, так как они были очень терпимы во всем, что делалось в интересах всякой законом дозволенной религии и, естественно, не имели охоты вмешиваться в дело, которому не придавали политического значения. Одушевляя Синедрион своей собственной смелостью, Ганан убедил его арестовать Иакова и других главенствующих христиан и побить их камнями. Обвинением против них несомненно служило богохульство, так как во всяком случае Иакова нельзя было обвинять в «преступлении закона». Если бы св. Иаков был столь же ненавидим, как ап. Павел, то, быть может, ничего бы не оставалось и говорить больше. Но Иаков в Иерусалиме, подобно Анании в Дамаске, был глубоко уважаем иудеями, не менее чем и христианами. Он также был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими там» ( Дeяh. XXII, 12 ). Не только простые обращенцы христианства, но и некоторые из самых почитаемых в городе и самых тщательных в знании закона также опечалились от этого безумного убиения благочестивого Назорея. Они решились защищать таких граждан от дерзости кровожадного дома и принесли жалобу Агриппе II. Этот царь слышал защиту ап. Павла перед Фестом и был способен лучше взглянуть на христианство, чем сколько считалось политичным со стороны его коварного и беспринципного отца. Они жаловались также новому прокуратору, который теперь находился на своем пути из Александрии в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Когда мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, прославляем Матерь Божию и Ее родителей, мы понимаем, что тоже призваны принести некий дар Богу — собственное сердце. Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день наша Церковь вспоминает не только Матерь Божию и Ее преславное Рождество, но и тот путь, который прошло человечество навстречу этому празднику. Остаток Израиля Это путь, которым прошел Адам, в своем покаянии вернувшийся к Богу, и его потомки. Праведный Енох, который взошел на небо, как потом взошел Илия. Ной, своей проповедью обличавший пороки людей, призывавший к спасению — чтобы сквозь воды потопа прошли они к новой жизни. За ним не последовали, но сам Ной, как мы знаем, создал ковчег, высадился на горе Арарат, и через него человечество продолжило свой путь в этом мире. Авраам, который услышал глас Божий. Он тосковал в языческой земле, где все поклонялись идолам, он искал Бога — и пошел за ним в Землю обетованную. Моисей, который вывел людей из Египта. Он общался с Богом, и когда сходил с горы Синай, его лицо сияло светом Божественной славы. Великие пророки: пророк Илия, пророк Елисей, Исаия, Иезекииль. Все эти люди вопреки закону плоти, вопреки магии, в которой тогда человечество увязло по самую макушку, выпестовали остаток Израиля, о котором говорит Ветхий Завет. Тот самый остаток Израиля, который спасется, потому что через него приходит спасение всем. Новая Ева Результатом этой ветхозаветной праведности, бывшей, между прочим, не только в Израиле, но и за его пределами (например, Мельхиседек, благословивший Авраама, не был связан с ним узами родства, но тоже ходил пред Богом), плодом труда над своим сердцем, возделыванием его земли — было пришествие в мир Девы Марии, в Которой Господь обретает место для Себя. Каждый из нас имеет свой смысл и свое предназначение. А в Деве Марии Слово Божие, Которым мир сотворен, находит то, чего не нашло в Еве, когда-то пошедшей вопреки Его воле. Она сама приобщилась плодам с древа познания добра и зла, Адама им приобщила, и впустила в себя тление, распад и смерть.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

О лице антихриста, его явлении и делах Что же такое есть антихрист? Сие слово – антихрист, есть греческое, и значит: противник Христов. Следовательно, антихрист есть не что другое, как такой дух, который злобной волей своей сопротивляется святой воле и спасительным намерениям Христовым и который, отвергая Божество Иисуса Христа, старается иметь престол и владычество в человеках, яко Бог. Антихрист есть не что другое, как тот самый дух, который будучи сотворён по существу своему ангелом благим, Света и славы Божией исполненным, почему и Светоносцем назывался, и который, возгордившись совершенствами своими, превратил благую волю в злую, и по злобной воле своей восхотел быть равным Божеству возлюбленного Сына Божия. Антихрист есть не что другое, как тот дух, который так сделавшись противником Божиим превозносящимся, низвержен был яко бунтовщик с Ангельских небес, отторжен от Света и славы Божией, и заключён в бездну ада, во тьму кромешную. Антихрист есть не что другое, как помрачённый падением своим Ангел, князь тьмы, начальник всякого зла, дух лестчий, существо свободно против Бога бунтующее и воле Его не покоряющееся, древний супостат и человекоубийца, называемый дьявол и сатана. Грядет сей антихрист, и ныне в мире есть уже. Есть в мире антихрист сопротивник Божеству Сына Божия, с самого начала человеческого рода, с падения первого человека. Как скоро дьявол пал во тьму и злобу погрузился, тотчас начал бунтовать против Бога и противиться святым делам и намерениям Его. Сей антихрист, противник Божий, как в сотворении Ангельского мира превратил порядок дела Божия сопротивлением воли своей, воле Божией и повреждением существа своего и подчинённых ему Ангелов: так всегда и во всех делах Божиих старается производить расстройство и беспорядок, и хочет во всём постановлять, на место святой спасительной воли Божией, свою адскую, для всех пагубную волю. Всемогущий Бог, после сотворения духового мира, Ангельских небес и после падения сего злобного духа, сотворил другой, видимый сей мир и человека; сотворил для наполнения Царствия Своего блаженными духами; сотворил, как бы в замену потери, от его своевольного падения произошедшей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gla...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православие в России никогда не умирало Интервью с архимандритом Антонием (Гулиашвили) 07.06.2005 438 Время на чтение 12 минут Архимандрит Антоний (Гулиашвили) - Отец Антоний, Вы служите у престола уже 39 лет. Вы знаете, какие проблемы духовной жизни были лет двадцать-тридцать назад и какие распространены сейчас. В разница, и как бы Вы их могли охарактеризовать? - Мне кажется, что в тот период, когда я становился священнослужителем, тот маленький контингент, который ходил в храм и принимал участие в богослужениях, действительно был религиозный и действительно искал Бога, потому что в то время, естественно, был Советский Союз - разгар атеизма, особенно в хрущевский период. И людей, которые тогда посещали храм без страха, могли или из школы исключить, или снять с работы. Это действительно были искатели Бога. Что касается сегодняшних так называемых верующих, которые в массовом количестве посещают храм, - это, скорее, зрители. И мне иногда кажется, если, упаси Бог, вернуть хрущевские времена, то большая часть перестанет ходить в церковь. Это мнение, потому что я вижу, что сегодня легко поисповедаться, причаститься, исполнить какое-нибудь требование. И к священнослужителю они подходят уже как заказчик к исполнителю. А раньше, когда они приходили в церковь, то у священнослужителя не было гарантии, что его за это не накажут, да и самого того человека могли выгнать с работы. Но человек рисковал, а вера в была настолько глубокая, что он приходил и не боялся этого. А сейчас вдруг они одним махом все стали религиозные, и все верующие. Я думаю, так не бывает. - Приходилось слышать от священников, что часто приходят люди и заявляют, что у них Бог в душе, грехов-то особых никаких нет, не убивали, не воровали и т.п. В чем ошибка этих людей и что им можно посоветовать? - Самая главная ошибка у так называемого исповедника в том, что он считает себя безгрешным, а на самом деле " несть человек, иже жив будет и не согрешит " . Значит, он просто не знает азов Священного Писания. Я бы такого человека не то, чтобы не допустил к исповеди, я бы его просто попросил бы походить в храм и в свободное от богослужения время провел хотя бы 2-3 беседы на тему " Что такое грех, и почему человек не может быть без греха " . Не стал бы отталкивать его, а просто постарался увидеть в нем хорошего человека, т. е. создание Божье, но незнающего, неграмотного. В меру своих сил и знаний надо помочь ему разобраться, что такое грех, и почему человек не может быть без греха. Ведь одно то, что он считает, что безгрешен - уже грех.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010