Поучение в неделю о расслабленном Бе некий человек, тридесят и осмь, лет имый в недузе своем (Иоанн. 5:5). Когда на земле жил во плоти Иисус Христос, в городе Иерусалиме была дивная купальня. При ней лежало множество больных, слепых, хромых и сухих, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень каждый год сходил в эту купальню и возмущал воду, и кто из больных прежде всех сходил в нее, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. При этом источнике исцелений находился еще такой человек, который проболел здесь 38 лет и не получил исцеления. Положение сего страдальца, по-видимому, было безнадежное: он так был слаб, что сам не мог войти в купальню, и не было у него благодетеля, который бы помог ему прежде других опуститься в нее в то время, когда ангел возмущал в ней воду. Но вот, наконец, дождался и он выздоровления. По случаю одного праздника пришел в Иерусалим Сам И. Христос. Увидев этого больного и узнав, что он лежит уже долгое время, спрашивает у него: «хочешь ли быть здоровым?» «Хочу, отвечал больной, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода.» Тогда Господь сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи!» И больной выздоровел и стал ходить. После того Иисус Христос увидел его в храме и сказал ему; «вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» Не мало ли и между нами, бр., бедствующих и несчастных. И нашим бедствиям, по-видимому, часто нет конца. Мы ищем помощи от людей, но не получаем: родные забывают нас, друзья изменяют нам, недруги радуются нашим бедствиям, – и мы с грустью в душе нередко говорим: не имеем человека, помогающего нам. Мы ищем помощи и от Самого Бога: на Него уповаем, день и ночь молимся Ему. Но, по-видимому, и Бог оставляет нас: Он как бы не видит наших страданий, не слышит наших молитв. Что делать нам, бр., в столь горьких обстоятельствах? Неужели страдать и погибать в отчаянии? Нет, возлюбленные, и Бог нас не оставит, и мы не погибнем, если всегда будем обращаться за помощью к христианской нашей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Слово в день сошествия Святого Духа 9 Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, им же знаменастеся в день избавления ( Еф. 4:30 ) Сказав сии слова Апостола Павла, я не сомневаюсь, братия, в вашем веровании в Духа Святого. Мы ученики не Иоанновы, которые говорили: ниже, аще Дух Святый есть, слышахом ( Деян. 19:2 ). Мы ученики Христовы, которым невозможно не знать о Нем, – мы крещены во имя Триипостасного Бога, Отца, и Сына, и Св. Духа. Вместе с тем не сомневаюсь в вашей готовности принять благий апостольский совет. Он был преподан ефесским христианам, но тем не менее преподан и всем нам, как имеющим один с ними день избавления, и получившим единого с ними Духа Божия. В настоящий день празднуем мы, братия, сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы на Апостолов в виде огненных языков. Присовокупим к прославлению размышление о пребывании в верующих Духа Святого и убедимся в необходимости исполнения апостольского увещания. Иисус Христос, расставаясь с учениками, говорил: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). Обещание исполнено, – Утешитель дан; но не исполнилось того, чтобы Он пребыл с ними во век: ибо учеников Своих, одного за другим, воззвал к Себе Господь из сего мира. Что же значит слово в век? Какой смысл имеет обетование Спасителя? Оно значит, что Иисус Христос обещал испросить Утешителя не для одних Апостолов, но и для всех верующих всех времен и мест, потому и сказал: да будет с вами в век. Подлинно, в числе 120 ожидавших сошествия Святого Духа, по обетованию Господа, не было Апостола Павла: но что он говорит о себе и о своих сотрудниках? Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ). Где научились они той мудрости, которую проповедывали? Нам же, ответствует Апостол, Бог открыл есть Духом своим ( 1Кор. 2:10 ). Как отзывается об искусстве своего слова: и глаголах не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго ( 1Кор. 2:13 ). Но это был избранный сосуд благодати, это был Апостол? Чтож? Он не усвояет Духа Святого себе одному, – и Ефесеян увещевает: не оскорбляйте Духа Святаго Божия ( Еф. 4:30 ), и Солунянам заповедует: Духа не угашайте ( 1Сол. 5:19 ), и Коринфянам напоминает: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 )? Какой же это Дух, как не Тот самый, Который был испрошен у Отца и дарован Апостолам? Иисус обещал: да будет с вами в век, и точно всегда пребывает с верующими, с каждым из нас, не смотря ни на пол, ни на звание, ни на возраст, – старцы и юноши, рабы и рабыни ( Иоил. 2:28–29 ) в христианском мире все запечетлены Духом Божиим, – все суть храмы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Глава XVII. Ст. 1. Бремя Дамаска. Симмах и Феодотион: принятие Дамаска; LXX: слово против Дамаска, прибавляя это от себя, что они сделали и в начале видения на Моава. В первый раз в Бытии мы читаем имя Дамаска, который до Исаака был рабом Авраама и считался наследником, если бы не родился по обетованию сын у Сары ( Быт. 15 ). Означает же он или целование крови, или пьющий кровь, или кровь власяницы, что все приличествует народу языческому, который прежде веры Христовой был другом крови и жестокости, и совершал дела, достойные плача и вретища. В книге Дней (2Парал. 24) история повествует, что по окончании года вышло против Иоаса, царя Иудейского, войско Сирийское и пришло в Иерусалим и истребило всех князей народа и отослало всю добычу царю Дамаска, который пришел с немногими мужами: и Бог предал в руку их весьма большое множество, потому что оставили Господа Бога отцов своих. Это должно быть созерцаемо в смысле таинственном и как образ будущего, чтобы мы могли то и другое относить ко времени пришествия Господня. Ибо по окончании лета благоприятного в который проповедано Евангелие Спасителем, вышло из Дамаска войско язычников, состоящее из немногих мужей, против Иуды и Иерусалима, оставивших Господа: и уничтожили все богатство их закона и пророков и послали мужей царю Дамаска, то есть мужей Церкви и учения евангельского, которых было немного для приготовления всего тогда еще неверовавшего мира и Иудеев рассеянных по всему миру; и однако Господь предал Иерусалим в руки их, потому что Иудеи оставили Сына Божия, Который прежде был предвозвещен пророками. Поэтому, думаю я, и Савл, который впоследствии, как ревнитель закона, получил за добродетель имя Павла, отправился в Дамаск и хотел бороться против верующих из язычников, но побежденный там, последовал тем, которые жили в Дамаске, чтобы, возвратившись оттуда, отправиться в Иерусалим для покорения Иудеев. Но пусть никому не кажется противоречием то, что в книге Паралипоменон говорится радостное о Дамаске, а теперь в книге Исаии предвещается печальное, потому что и относительно самого Израиля, который был уделом Божиим, возвещается то неблагоприятное, то благоприятное. И как к Израилю по плоти и к язычникам говорится: вы язычники по плоти, называющиеся крайнею плотию от того обрезания, которое называется обрезанием по плоти; так, наоборот, есть Израиль по духу и есть язычники по духу и среди прочих язычников есть Дамаск по духу, чтобы мы не останавливались только на Иудейских баснях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Жалкий человек этот действительно был тот самый ученик, который на вечери в Вифании притворно сожалел о миро и нищих: это был Иуда Искариотский». Так назывался он в отличие от другого ученика Христова Иуды Иаковлева или Леввея. Искариот был родом из города Кариофа, и только он один происходил из Иудеи; прочие все были галилеяне. Он пришел ко Господу с земными видами и с чувственными надеждами на славное земное царство Мессии. Примечая, что Учитель не ищет земного царства, что Он вместо царства говорит о кресте, о страданиях, Иуда стал тяготиться общением с Ним и решил оставить Его. Но и тут в нем сказалась та же страсть корыстолюбия: почему не воспользоваться этой близостью к Иисусу, чтобы нажить лишние деньги?.. И мысль о предательстве стала близка его сердцу. Он постарался войти в сношение с врагами Господа. «По должности хранителя денег в малом обществе Иисусовом, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – Искариот мог благовидно оставлять это общество и отлучаться за покупками в город, и потому имел возможность вести постыдные переговоры с врагами своего Учителя и торговаться за Его жизнь, не будучи никем подозреваемым в измене». Забыто все, чему он был свидетелем в течение трех с половиной лет; забыта вся Божественная любовь Учителя, Который так щадил его самолюбие, Который не лишил его счастья вместе с прочими проповедовать Царствие Божие и творить чудеса... Вот он у запертых ворот Иерусалимского храма; он просит стражей храма доложить первосвященникам, что пришел к ним по важному для них делу. ТОГДА ОДИН ИЗ ДВЕНАДЦАТИ,   НАЗЫВАЕМЫЙ ИУДА ИСКАРИОТ, ПОШЕЛ К ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМ. Тогда... Когда же? «Когда чуждая жена, блудница, оказывает такую честь, тогда ученик уходит, чтобы предать Его! – восклицает святитель Златоуст. – Иуду не тронули слова Господа: «приготовила Меня к погребению» , он не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду, – ибо сказанное заключало в себе невыразимую силу, – но тогда, когда жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело. Для того сказано: тогда, – говорит святитель Златоуст, – чтобы ты не смел обвинять Учителя в безсилии, когда видишь, что ученик предает Его. Учитель имел такую силу, что и блудниц привлекал к Себе. Отчего же, скажешь, Он ученика не мог привлечь? Мог Он и ученика привлечь, но не хотел принуждать делать добро и силой привлекать к Себе. Тогда... пошел... Первосвященники не звали, не принуждали, – он сам собой и добровольно привел в действие свое намерение, не имея ни одного советника этому нечестию. Слова: один из двенадцати служат для этого великим обвинением. Это был лик, окружающий Царя, это было общество приближенных к Учителю, и от него-то Иуда отторгся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 12 2Кор.12:1 .  Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. «Похвалитися же не пользует ми: прииду бо в видения и откровения Господня». Повествование об этом для меня неполезно, но полезно для вас. Посему, промышляя о вашей пользе, вынуждаюсь сказать и то, что не почитаю для себя полезным. 2Кор.12:2 .  Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 2Кор.12:3 .  И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает) 2Кор.12:4 .  Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор.12:5 .  Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. «Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть: восхищена бывша таковаго до третияго небесе. И вем такова человека, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть: яко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати. О таковем похвалюся: о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих». Апостол видел многие откровения, как и сам о том говорит; «прииду бо, – сказал, – в видения и откровения Господня»; но, будучи вынужден, рассказал только одно, и то приписал другому лицу; ибо говорит: «вем человека»; но это – не сам я. Определяет же время, давая сим знать, что об этом вынужден говорить ради них, потому что в продолжение четырнадцати лет не высказывал о том, что сподобился видеть. А сие: «до третияго небесе», как утверждали некоторые, сказал Апостол о третьей части расстояния между землею и небом, до которой он был восхищен, и слышал неизреченные глаголы, каких «не леть есть человеку, не сказал Апостол: «слышать», но: глаголати». Ибо если бы невозможно было человеку слышать, то как услышал бы он? Но Апостол слышал, пересказать же их не осмелился. А иные говорят, что «глаголы» суть самые вещи, потому что Апостол видел красоту рая, лики в нем святых и всестройный глас песнословия. Все сие в точности знает сам видевший это, а мы перейдем к истолкованию следующего по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

- Правильно ли я понимаю, что раньше, в советский период, звонарями становились стихийно? То есть человек попадал к какому-нибудь мастеру при храме и начинал учиться звонарному делу? - В советский период гибли и звонари, и инструменты. Надо отметить, что в Москве не осталось ни одного полностью сохранившегося подбора колоколов. Как можно обучить, например, пианиста, если из пианино вырваны половина клавиш? Точно так же невозможно воспитать и звонаря. Потому этот стихийный процесс попадания в звонари очень долго продолжался. Отнюдь не каждый старый звонарь - носитель традиций. - А где можно выучиться этим традициям? Как сейчас стать настоящим - При нашем Храме Христа Спасителя существует школа звонарей, которую возглавляет ваш покорный слуга. Для обучения здесь наличествует настоящий подбор колоколов, который выстроен ближе к ля-минорному звучанию. - Колокола выстраиваются по гаммам, по нотам? - Да, есть различные гаммы. Когда колокола для Храма Христа Спасителя отливали на ЗИЛе, то конкурс выиграли как раз те, которые строили ля-минор и до-мажор. Колокола, которые этот конкурс проиграли, звонари Троице-Сергиевой лавры назвали " пьяными колоколами " . То есть они вообще никак не строили между собой, хрипели. - От чего же зависит качество звучания? - Колокол представляет собой круглый колпак, который вверху втрое тоньше, чем внизу. Нужно в правильно построенную форму залить акустический металл или колокольную бронзу. Такое сочетание формы и содержания и определяет звучание. А если говорить о духовной стороне этого дела, то на звук колокола влияет и священник, который молится за его отливку, и заказчик, который откуда-то деньги, к сожалению, не всегда праведным Более того, практика показывает, что если колокол был для одной колокольни, а попал на другую, то он там звучит плохо. Мы, звонари, считаем, что колокол роднится со своим местом раз и навсегда. Как муж с женой при венчании. - Должен ли звонарь знать нотную грамоту? - Не обязательно. Как иконописцу не обязательно учиться в школе живописи. Иконописец, как и звонарь, должен знать традицию, по которой творится икона или колокольный звон. Конечно, каждый колокол имеет свою ноту, высоту звучания. Но колокольный звон основан на ритме большого колокола, в который абсолютно точно должны укладываться все остальные колокола, исполняя свою партию. Представьте себе, что по звуку большого колокола я могу узнать, кто в него звонит и в каком настроении. Поэтому звонари Храма Христа Спасителя перед началом звона собираются у иконы и молятся, чтобы звон воспринимался не просто как за а как общее действие всех звонарей. Вот это гораздо важнее, чем нотная грамота. Мы можем разбираться в диезах-бемолях, в гаммах, терциях и секундах, но если у звонарей не будет мира и покоя в душе, то и звон у нас выйдет такой же ершистый.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Предисловие. О том, по какой причине собраны из Священного Писания эти ответы для разрешения вопросов о воздержании от брашен, возбраненных монашескому добровольному обещанию Много нас говорящих, а творящих мало, но никто не должен утаивать слово Божие или удаляться от него по своему нерадению, а должно, исповедуя свою немощь, не скрывать Божией истины, чтобы не быть нам виновными, вместе с преступлением заповедей, и в перетолковании слова Божия, как сказал святой Максим 1 . Но поскольку и я, унылый и негодный, сподобился прочесть с прилежным усердием и несомненной верой Священное Писание Ветхого и Нового Завета, а также учительные и отеческие книги и научиться от их многих полезных слов, добрых же дел не имею, то обличает меня слово Господне: «Врачу, исцелися сам» ( Лк.4:23 ). с другой стороны, ужасает меня участь того раба, который скрыл талант и лишен всякого оправдания, не только потому, что сам был праздным и бездельным, но и в особенности потому, что не передал слова другим слушающим, как считает и божественный Максим. Видел я, что некие из моей братии, которым при монашеском постриге я, недостойный, был наречен восприемником, во время путешествия по иным землям, бывают убеждаемы некоторыми людьми, что якобы вкушение мяса монахами – не грех и не нарушение обета. «Ибо, – говорят такие, – есть или не есть мяса – это в воле каждого, и это не закон и не правило нерушимое. Некоторые из древних отцов ели мясо, некоторые же – нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: «Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает» ( Рим.14:3 )» и прочее. Некие же, во всех этих словах находя оправдание своему неведению, лишенному всякого прощения, начинают легкомысленно относиться к вкушению мяса. Объявшее меня многое недоумение об этом привело к тщательнейшему исследованию и, с Божией помощью, я нашел очень полезную древнюю историю в Чиновной книге 2 преподобного Никона Черногорца. Этот святой учитель, прочтя послание кир Петра, Патриарха Антиохийского, разрешающего употребление мяса монахам, никак не потерпел этого, но по божественной ревности, словно Финеес (см. Чис.25:7 ), пронзая это патриаршее писание мечом обличения, будто духовным копьем, объявил о прелести и выступил против порока, говоря: «Патриарх, по своей страстной воле, вверг в монашество страстное учение и привел в оправдание этому постнические правила Василия Великого . Но об этом не должно молчать, ибо что значит эта древность теперь, когда монахам вовсе запрещено вкушение мяса? То было в начале христианства, ныне же недействительно», и прочее, о чем после будет сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

поиск:   разделы   рассылка Святейший Патриарх Кирилл: Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? 16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси – Успенском соборе Московского Кремля. Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп – умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния. Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: " Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их " (см. Ин. 10, 11-13). Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

http://religare.ru/2_87560.html

Ушел, чтобы прийти Харизматичный Папа Иоанн Павел II, который был предрасположен к отношениям с христианским Востоком, который внёс большой вклад в падение атеистической советской системы, который говорил на русском языке и хотел сюда приехать – так и не смог этого сделать. У него было приглашение от правительства России, но не было приглашения от Русской Православной Церкви. После его смерти, отношения заметно улучшились, и он, наконец, прибыл сюда, но в бронзе. Почему? 5 октября, 2011 Харизматичный Папа Иоанн Павел II, который был предрасположен к отношениям с христианским Востоком, который внёс большой вклад в падение атеистической советской системы, который говорил на русском языке и хотел сюда приехать – так и не смог этого сделать. У него было приглашение от правительства России, но не было приглашения от Русской Православной Церкви. После его смерти, отношения заметно улучшились, и он, наконец, прибыл сюда, но в бронзе. Почему? 14 октября в Москве будет откроют памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II. Это будет скромная скульптура, подарок посольства Польши, и установлена она будет не на одной из центральных площадей, а во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы, где она разделит тихое пространство с подобными образами Чарльза Диккенса, Генриха Гейне, Рауля Валленберга и нескольких других, главным образом европейских, деятелей. В некотором смысле, ничего выдающегося. Папа Римский Иоанн Павел II Однако, в более широком контексте, на это событие можно посмотреть как на символический акт, демонстрирующий совершенно новую атмосферу в отношениях между Ватиканом и Россией, Польшей и Россией, Римско-Католической и Русской Православной Церквями. Ещё несколько лет назад, памятник Папе Иоанну Павлу II в Москве было просто невозможно себе представить. Или это был бы скандал, если бы кто-то осмелился такой памятник установить. Сегодня это кажется почти неизбежным и вполне естественным. Обычное дело. 29 сентября Папа Римский Бенедикт XVI принял в своей резиденции в Кастель-Гандольфо митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и ближайшего помощника Патриарха Кирилла.

http://pravmir.ru/ushel-chtoby-prijti/

Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении Не судите, да не судимы будете Многие говорят: «Трудно спастись». А иной еще толкует: поститься я не могу, молиться тоже; ну, как тут спастись! Господь же сказал: иго Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф.11:30 ). Впрочем, истина Господня утверждает, что трудно войти в Царствие Божие, но кому? – богатому, уповающему на богатство ( Мк.10:24 ). Прочим же заповеди Его не тяжки (Ср. Ин.5:3 ). И, действительно, что, например, трудного в том, чтобы не осуждать других? А Господь сказал: не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Вот легчайший способ, как избавиться от суда и, значит, от погибели: не разведывай о чужой жизни, не рассуждай о худых делах ближнего, и без труда спасешься. Не за то ли судьи получают жалованье, что находят нелегким делом – разбирать дела других? И нам надлежало бы более трудности находить в том, чтобы судить других; но, верно, для зараженных грехом есть затруднение в том, чтобы не судить подобных себе. Потому и заповедь дана, запрещающая судить других. Не тот святой, кто, по видимости, много молится Богу и мало ест хлеба, а сам такой злой, что и слова противного терпеть не может. Величается человек внешними делами, а Господь ищет внутреннего исправления. По нашему мнению, – что значило бы неосуждение одно? Но Господь вменяет сие за такую добродетель, что обещает прощение всех грехов и примирение с Собою, избавление от суда и вечных мук. Потому постараемся же научиться неосуждению как легчайшему способу ко спасению; ибо, действительно, как говорят премудрые, неосуждение есть без труда спасение. И вот пример: в Прологе повествуется об одном иноке, который пил и ел, сколько хотел; к тому же и молиться неохотник был. Одно только было в нем добро, да и то незаметное никому – неосуждение никого, кроме себя. Пред смертью он сделался необыкновенно весел; так что братия, пришедшие с ним проститься, заметили ему: «Неужели ты не боишься смерти?» И тот отвечал: «Простите меня, нерадив я был; но зато не судил никого; и вот ангел показал мне грехи мои и разорвал писание, говоря, чтобы я с миром шел ко Господу за то одно, что не осуждал других». И спокойно почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010