Закрыть itemscope itemtype="" > Конец света опять не наступил Иерей Алексий Дарашевич размышляет над провалом очередного лжепророчества 23.05.2011 999 Как уже сообщалось , «проповедник» из калифорнийского Окленда 89-летний Гарольд Кемпинг на основе «оригинальной расшифровки библейских текстов» вычислил «точную дату конца света», который, по его прогнозам, должен был состояться 21 мая 2011 года в 6 утра по московскому времени. В связи с этим «предсказанием», которое, как и ожидалось, не сбылось, известный тульский пастырь, настоятель церкви Живоначальной Троицы в Поленово иерей Алексий Дарашевич в интервью «Русской народной линии» размышляет над непреодолимым желанием некоторых людей вычислить точное время конца света. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок…» И.А.Крылов, «Ворона и Лисица» «Сколько раз говорила Церковь миру, что правда только у Бога. Мир этого не слышит и никогда не услышит, потому что не хочет услышать, где правда, а где ложь. Мир не разбирается в Истине, потому что у него нет инструмента, чтобы в этом разобраться. Миру даже не нужен этот инструмент, потому что он хочет жить комфортно. В чем причина этих глупостей и странностей? Попытка определить время конца света напоминает ситуацию, когда унтер-офицерская вдова сама себя высекла. На эти потуги смотреть и смешно, и жалко, и горько. Эти люди живут вне Истины, вне Божьего жизненного смысла. Беда в том, что эти люди искренно думают, что они существуют в Боге. Меня печалит больше не сам мир, который при " известиях " о конце света сразу думает о сохранности своих банковских вкладов, с миром все понятно – люди живут даже без чувства и ощущения Бога. Мне как священнику печально за тех людей, которых дьявол уловил на пути к Богу. Справедливости ради стоит отметить, что абсолютное большинство людей не обратило внимания на предсказание Гарольда Кемпинга, и даже не потому, что они сильно верующие, к сожалению, это не так, а потому, что их вообще тема конца света не интересует. Конечно, некоторых людей интересует проблема конца света, но лишь как забава. Большинству же людей эта тема, с точки зрения жизненного смысла, совершенно неинтересна. Они как будто спят. Я имею в виду не возмущение " блогосферы " Интернета, а жизнь " обычных людей " , занятых зарабатыванием денег и личным потреблением.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/23/ko...

- Я увидел очень большие и очень многие изменения. 1993 год - это был год, когда начались изменения после падения старого строя. Это еще были довольно трудные годы, хотя уже начались кардинальные изменения в российском обществе. Сейчас же, спустя 17 лет, я нахожу совершенно иную Россию. Во-первых, это касается большого внутреннего убеждения, самоубеждения, которое движется твердыми шагами к оптимистическому будущему. В России вера в Бога получила всеобщее распространение и отнюдь не скрывается. Народ не испытывает никакого страха, у него нет никаких причин, чтобы скрывать свою веру, как это происходило раньше. Это касается не только простого народа, но и руководителей государства. И это очень важное явление, потому что руководители государства, начиная с президента Российской Федерации господина Медведева и премьер-министра Путина , являются сознательными христианами. И они себя не сдерживают и проявляют себя как люди религиозные в своих официальных выступлениях и в своих официальных появлениях на публике. Я хочу привести несколько примеров. Это постепенное возвращение церковного имущества, основы православной культуры в школе, назначение православных капелланов в армию, сотрудничество властей как с патриархом, так и вообще с церковным руководством. Это нам дает большие надежды, ободряет нас в том, что у этой страны будет будущее - так же, как и у этого народа. Как вы говорите в России: " Без Бога не до порога " . Как мы говорим: " Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии " . И другой момент - здесь, в России, имеются религиозные свободы - и не только православного христианства, но и представителей всех прочих религий, которые имеют возможность выполнять свои религиозные обязанности. И так должно быть в подлинной демократической стране. Государство должно уважать права всех религиозных меньшинств, вне зависимости ни от чего. Очень хорошо, что у вас - молодой патриарх, новый патриарх, каким является возлюбленный собрат патриарх Кирилл, который обладает большим опытом, который достаточно умный человек, человек, обладающий неукротимой энергией, патриарх, который трудится с утра до позднего вечера, который окружен достойными сотрудниками, который развил замечательные, хорошие связи с государственной властью во блага народа. И как государство, так и церковь интересуются и должны интересоваться личностью человека. А когда речь идет о том, чтобы помогать человеку, обе власти, оба представителя - и церковь, и власть - должны гармонично сотрудничать друг с другом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Скачать epub pdf Как работали переписчики? Нужно понимать, что в древности книги были очень дорогим удовольствием. Переписать от руки целую книгу, – это был труд не одного дня, и стоил он порядочно. Так вот представьте, что вы хотите иметь у себя в библиотеке книгу, которая вам очень нравится. Вы ее уже прочитали, вы ее знаете, и хотите иметь такую же копию у себя. Вы одолжили эту книгу, принесли переписчику, дали ему денег и сказали: «Мне нужна такая же книга!» И вот вы возвращаетесь, забираете свой заказ, приходите домой, предвкушая наслаждение вашим собственным списком этой книги, открываете ее и видите, что там совсем другой текст – какая ваша реакция будет? Вы пойдёте к переписчику и потребуете деньги обратно. Такой переписчик разорится, если он будет продавать совсем другие тексты. Давайте проверим, насколько хорошо работали древние переписчики. И проверить это можно очень легко. Что говорят рукописи Самые ранние рукописи Евангелия – это папирусы. Древнейший папирус, который известен и опубликован – это папирус р52 (у них есть свои порядковые номера). Он датируется примерно 125 годом и содержит фрагмент Евангелия от Иоанна, которое является самой поздно написанной книгой Нового Завета. Апостол Иоанн написал его уже в 90-х годах I века. То есть, этот список был сделан примерно через 30 лет после того, как апостол Иоанн написал само Евангелие, это список, который был создан при жизни очевидцев и учеников апостола Иоанна. В нем сохранилось совсем немного евангельского текста – 18 глава Евангелия от Иоанна с 31 по 33 стих, и с 37 по 38 стихи. Если мы возьмем текст этого самого древнейшего папируса и сравним с тем греческим тестом, который сейчас употребляется в Элладской Православной Церкви за богослужением, то обнаружим, что эти тексты идентичны вплоть до буквы. Не только ни одного слова – даже ни одной буквы не претерпело изменения из этих стихов! Посмотрим, что нам скажет другой древний папирус. Это папирус р90, который датируется серединой II века, т. е. около 150 года, и содержит также фрагмент Евангелия от Иоанна. Надо сказать, что в то время еще были живы непосредственные ученики святого апостола Иоанна – например, святой мученик Поликарп Смирнский . Этот фрагмент немножко больше, чем предыдущий, он сохранил евангельский текст с 36 стиха 18 главы Евангелия от Иоанна до 7 стиха 19 главы. Если мы, опять-таки, сравним это с тем греческим текстом, который сейчас употребляется в Греческой Православной Церкви, и с которого был сделан славянский перевод, который употребляется в нашей Русской Православной Церкви, то мы снова обнаружим, что вплоть до буквы тексты идентичны. Единственное отличие в том, что имя Пилата написано немножко по-другому – Πειλατος, а не Πιλατος. При этом в обоих случаях при чтении звучит оно одинаково: «Пилатос».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Лицом к Востоку Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» 20 августа, 2016 Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» В преддверии православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду», который открывается сегодня в Москве, Правмир публикует интервью с кандидатом богословия иеромонахом Петром (Прутяну). Перед началом интервью отец Петр рассказал, что, оказывается, начиная с Адвента этого года (27 ноября 2016) римо-католические священники призваны вернуться к прежнему положению во время служения литургии, т.е. не стоять лицом к народу, как это было со времен II Ватиканского собора и до сегодняшнего дня, но «ad Orientem», лицом к Востоку, как всегда и везде молились духовенство и миряне. «Предлагаю рассматривать эту новость как своего рода «девиз» этих ответов и, возможно, всего фестиваля», – отметил священник. Обновления необходимы – Нуждается ли Русская Православная Церковь сегодня в литургическом возрождении? Насколько актуален вопрос о этом, который прозвучал еще на Соборе 1917-18 гг.? – Если бы в Русской Церкви удалось официально утвердить и воплотить в жизнь те предложения, которые обсуждались в Москве сто лет назад, это послужило бы импульсом к подлинному «литургическому обновлению» для всего Православия. И в этом смысле Собор 1917–1918 гг., хотя и был поместным, и вследствие исторических условий остался незавершенным, тем не менее, был гораздо более серьезным, чем недавно прошедший собор на Крите, который ничего не решил и ничего не сказал. Хотя поместные Православные Церкви являются автокефальными и не могут собраться вместе даже для «семейного фото», не думаю, что мы можем говорить о каком-либо «литургическом обновлении», которое касалось бы только Русской Православной Церкви. Теоретически каждый епископ может составить собственные литургию и устав для своей епархии, однако конкретные реалии, в которых живет Церковь, иные, и только наивные люди мечтают о переменах, способных совершиться в одночасье. Например, из более трехсот пятидесяти епископов Русской Православной Церкви я не знаю ни одного, который установил бы в своей епархии обязательное совершение утрени утром или литургии Преждеосвященных Даров вечером, не говоря уже об опущении тропаря третьего часа из эпиклесиса или о других исправлениях. В этих условиях все дискуссии об общем пении в храме, о «целовании мира» между верными, о служении с открытыми царскими вратами и о других подобных идеях остаются словами, не имеющими перспективы.

http://pravmir.ru/litsom-k-vostoku/

Скачать epub pdf Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне (Текст переведен по изданию: Patrologia graeca ed. е, t. 87, pars 3) 185 Тайну цареву прилично хранить, 186 а о делах Божиих объявлять похвально. Так сказал ангел Товиту 187 после чудесного прозрения очей его и после перенесенных им тягот, от которых Товит по своему благочестию был потом избавлен. Ибо разгласить цареву тайну опасно и губительно, умалчивать же о пречудных делах Божиих вредит душу. Потому, страшась умолчать о божественном и опасаясь участи раба, который, получив от владыки своего талант, зарыл его в землю 188 и данное ему для пользования спрятал, не истратив, я не утаю дошедшего до меня священного предания. Да уверует всякий в слово мое, передающее то, что мне довелось услышать, да не подумает он, поразившись величием случившегося, будто я что-нибудь приукрашиваю. Да не уклонюсь я от истины и да не искажу ее в слове своем, где упомянут Бог . Не пристало, думаю я, умалять величие воплощенного Бога Слова, соблазняясь об истинности передаваемых о нем преданий. К людям же, которые будут читать эту мою запись и, поразившись предивному, что в ней запечатлено, не захотят ему поверить, пусть милостив будет Господь, ибо, отправляясь от несовершенства естества человеческого, они считают невероятным все, что выше людского понимания. Далее я перейду к своему повествованию о том, что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, приготовляет, по слову Соломона, друзей Господа и пророков. 189 Однако пора приступить к благочестивому этому повествованию. В палестинских монастырях подвизался некий муж, равно украшенный делом и словом, который чуть что не с пелен был взрощен в монастырском обычае и трудах. Старец этот звался Зосима. Пусть никто на основании его имени не подумает, что я говорю о том Зосиме, который был обвинен в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасхальные проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 I. Христос воскресе! Праздник Воскресения Христова говорит нам о том, что последнее слово не за смертью, а за жизнью. Христос умер на кресте страшной смертью, не только брошенный, оставленный людьми, не только преданный учеником, не только окруженный ненавистью, но и познав в Своем человечестве весь ужас потери Бога и этим приобщившись нам в самом страшном, самом ужасном, что есть в судьбе человека. “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!” — воскликнул Он, умирая на кресте, разделив с нами (причем в такой мере, в какой мы сами не переживаем) ужас последней нашей измены Богу, которая влечет за собой потерю Его и смерть. Последнее слово не за этим, последнее слово за воскресением, за победой жизни над смертью, Бога над злом; и это — основание нашего ликования. Но путь, ведущий к воскресению, не иной, чем был путь Христов, и для каждого человека, и для всей совокупности церковной, и для всякого народа. Это путь крестный, путь, на котором человек шаг за шагом отказывается от всего, что его отвлекает, от всего, что его порабощает, что его делает рабом, а не свободным человеком, отказывается от себя ради того, чтобы быть способным всем сердцем, всем умом, всей крепостью — да даже и всей немощью своей — и, если нужно, жизнью и смертью служить Богу и ближнему своему. Это — наше призвание. Христос нам обещал соединиться с нами в таинстве Причащения. Он нам говорит в Евангелии: Примите сей Хлеб, пейте все от этой Чаши… Но до этого Он Своим ученикам другую чашу предлагал, вернее, иное условие ставил: если вы не будете пить Моей чаши, если вы не погрузитесь в ужас, который Мне предстоит, то вы не можете быть Моими учениками… И это говорится нам, теперь — не только нам, не только нам, здесь собравшимся, не только верующим, находящимся на просторах нашей Родины, но всем, потому что это закон человеческой, а не только христианской жизни. Надо отказаться от себя, надо умереть так, чтобы ничто нас не привлекало, кроме того, что являет достоинство человека, чистоту, правду, истину его жизни.

http://pravmir.ru/pashalnyie-propovedi/

Своеволие Великое делание инока в том и состоит, сказано в старчестве, чтобы, когда враги предлагают одно, он предлагал другое, а когда они другое, он это ставил на вид, зная, что в жизни сей отнюдь ничего нет неизменного, но претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10, 22 ), а желающий, чтобы дела совершались, как он хочет, не знает, куда идет; но как слепой, колеблемый всяким ветром, что с ним случится, тому весь совершенно и предается, и как раб боится печального, как пленник порабощается самомнению, думая, по неразумной радости, что он знает то, чего никогда не знал, – что это такое, и откуда; если же говорит, что знает, тогда еще более ослепляется. Это бывает от неукорения себя, что называется самоугодием и есть незаметная погибель; как говорит святой Макарий в главах об иноке, который погиб после того, как, молясь с другими братиями, был в восхищении ума и видел горний Иерусалим, (погиб) потому, что счел себя достигшим сего, а не большим должником. Ибо как весьма страстные, даже и того не видят, от тумана страстей, что явно многим, так и бесстрастные многим недоведомое знают, по чистоте ума (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 171–172). ...Везде можем спастись, если оставим свои хотения; если же не сделаем этого, то не будем иметь покоя и не можем познать и исполнять Божественной воли. Ибо наша собственная воля есть преграда, отделяющая нас от Бога, и если не разрушится преграда, то мы не можем познать и исполнять угодного Богу, но находимся вне этого и бываем насилуемы врагами по неволе, и не хотя (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 202–203). Многие, долгое время пребывая в монашестве и девстве, не научились... науке чистоты, потому что, презрев наставления отцов своих, последовали желаниям сердца своего; по какой причине взяли над ним верх злые духи-душегубители, поражая их скрытными стрелами ночь и день и не давая им покоя ни в каком месте, так что сердца их заняты то гордостью, то тщеславием, то нечестивою завистию, то осуждением, то гневом и яростию, то сварами и другими премногими страстями. – Таковых часть будет с пятью юродивыми девами за то, что неразумно проводят все время свое – не обуздывают языков своих, не хранят чистыми очей своих и тел от похотей, и сердец своих от нечистот, и других вещей, плача достойных, потому что они нечисты, – довольствуясь одною одеждою льняною, которая есть только образ девства: почему лишаются и елея небесного для возжжения лампад своих; и Жених некогда не отворит им дверей чертога Своего, и скажет им, как сказал в притче девам юродивым: аминь глаголю вам: не вем вас ( Мф. 25, 12 ) (прп. Антоний Великий , 89, 52).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

     Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4: 8). Кто такие двоедушные? Мы все двоедушные. Что означает «двоедушный»? Это тот, кто хочет одновременно двух противоположных вещей. Мы хотим Бога, но в то же время хотим другой жизни. Вы возразите мне: «Мы не хотим другой жизни!» Хорошо, теоретически мы не хотим ее. На практике, однако, наши дела говорят о другом. Они показывают, что мы пленены. Двоедушие – это грех , потому что двоедушный человек страдает духовной шизофренией и хочет одного, а делает другое. Одно дело – его мысли, а другое – поступки, и мы все такие. Сам святой апостол Павел говорит: «Несчастный я человек, потому что одно решаю, а другое делаю. Одного хочу, а другое творю». «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24). Кто избавит меня от этого несчастья, которое я ношу в себе? Решаю помолиться, хранить воздержание, поститься, уйму всего. Сколько хороших решений мы принимаем каждый день? Однако не исполняем их, бываем пленены, мы бредем, словно овцы на веревке, и нас уводят в другом направлении. Сколько раз даже наше собственное я сопротивляется и говорит нам: «Что ты собираешься сделать? Не надо! Остановись!» Наше собственное я протестует, а мы словно загипнотизированные и пьяные – идем туда и не можем понять, что происходит. Потому что мы пленены, потому что это пленение от сатаны. Мы не успеваем взять верх над собственным я , и страсти овладевают нами, потому что диавол – диктатор, он страшный тиран, который не хочет нашей свободы, не хочет, чтобы у нас было свое лицо. Это и есть двоедушие – иметь словно две души, два мнения, два решения, два человека, быть двойственным человеком, который живет жизнью Церкви и одновременно совершает тысячу других дел, отрекающихся от нее. Вспоминаю такие слова старца Паисия : «Жил некий человек, который ходил в церковь, молился, плакал, бил поклоны и весь был в умилении. Произвел на меня впечатление этот человек. Этот человек – или, скорее, эта категория людей, так как не он один такой, – в тот момент, когда он плачет, рыдает и молится, может выхватить против тебя нож, достаточно спровоцировать его чем-нибудь. Это ужасная шизофрения. О Петре Великом, который убивал людей и невесть что еще творил, говорится, что он каждый день присутствовал на святой Литургии».

http://pravoslavie.ru/62768.html

Александр Богатырев: «Фестиваль, который нужен»Александр Богатырев: «Фестиваль, который нужен» Фестиваль «Радонеж», состоявшийся в этом году, не только порадовал большим количеством замечательных высокохудожественных фильмов. Демонстрационные залы были часто переполнены зрителями даже в рабочее время. Однако скудное финансирование фестиваля вызывает тревогу – состоится ли он на следующий год? Фестиваль «Радонеж», состоявшийся в этом году, не только порадовал большим количеством замечательных высокохудожественных фильмов, но и встревожил многими недоуменными вопросами. Главный – «есть ли у этого фестиваля будущее, и состоится ли он на следующий год?» Вопрос этот возник по причине скудного финансирования и оттого, что не было высокопоставленных фигур, прежде радовавших участников и зрителей своим появлением на открытии и закрытии фестиваля. Неужто не нужны нашему народу фильмы, служащие главным задачам, поставленным президентом, таким как: патриотическое воспитание, повышение духовно- нравственного и культурного уровня граждан, освещение истории без злонамеренного искажения, истинное просвещение… Сомнения относительности нужности фестиваля рассеиваются уже тем, что демонстрационные залы были часто переполнены зрителями даже в рабочее время. Фестиваль давно стал площадкой для дискуссий профессиональных кинематографистов. На этот раз, на круглый стол, посвященный столетию зверского убиения Царской семьи, Великих Князей и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, пришли не только историки и журналисты, но и печально известный следователь Соловьев, пытающийся выдать за царские останки кости безымянных страдальцев, найденные в Поросенковом логу под Екатеринбургом. Уж, если полковник Соловьев избрал наш фестиваль местом для своих инсинуаций, значит, к «Радонежу» отношение весьма серьезное и у публики, которую он представляет. В перерывах между фильмами мне удалось поговорить с несколькими зрительницами. Одна рассказала о том, почему она регулярно сморит фильмы фестиваля. 5 лет назад  ее пригласила воцерковленная коллега в паломническую поездку по Московским храмам. До этого она иногда заходила в церкви, но ни разу не была на службах. Рассказ экскурсовода (по ее описанию это был Виктор Саулкин) о храмах, чудотворных иконах и о чудесах, происходивших по молитвам Богородице и святым угодникам, поразил ее. Ей открылся неведомый мир. Она была под сильным впечатлением от увиденного и услышанного настолько, что на следующий день долго не могла приступить к работе. Будучи бухгалтером, она смотрела на таблицы и цифры и не могла понять, что со всем этим делать. В первое же воскресенье она побежала в церковь и с тех пор регулярно исповедуется и причащается святых даров. Она постоянная слушательница радио «Радонеж». А фестиваля ждет, как праздника, и не пропускает ни одного дня.

http://fest.radonezh.ru/2018/12/25/aleks...

Письмо 95 (99). К Терентию, комиту Оправдывается в том, что не мог дать епископов Армении, как предписано было императором, и слагает вину на епископа Феодота, который не хотел иметь общения со св. Василием по причине сношения его с Евстафием, потом перечисляет, что сделано им в пользу Армянской Церкви во время пребывания его в Самосатах. (Писано в 372 г). Весьма много прилагал я старания оказаться послушным и царскому отчасти указу, и дружескому письму твоей досточестности, как уверенный, что всякое твое слово и всякая мысль исполнены правого намерения и доброго разумения; однако же не мог привести в действие усердного своего желания. А первою и самою верною причиною тому – мои грехи, которые везде меня предваряют и препинают на каждом шагу; второю же причиною – отчуждение от меня епископа, который дан мне в содействие. Ибо не знаю, что сделалось с достопочтеннейшим братом нашим Феодотом, который сначала обещался во всем мне содействовать и усердно сопровождал меня из Гитас до Никополя, но как скоро увидел меня в этом городе, так возгнушался мною и до того убоялся грехов моих, что не допустил меня с собой ни к утренней, ни к вечерней молитве, в чем относительно ко мне поступил он, правда, справедливо и сообразно с моею жизнию, но не подумав о том, полезно ли сие для общего состояния Церквей. Причину же на сие выставлял мне ту, что согласился я принять в свое общение достопочтеннейшего епископа Евстафия. Но дело было у меня так. Приглашенный на Собор, который был созван братом Феодотом, и подвигнутый любовию с послушанием исполнить приглашение, чтобы не подумали о нашем собрании, будто сходимся без дела и понапрасну, постарался я вступить в собеседование с упомянутым выше братом Евстафием. Я поставил ему на вид те обвинения касательно веры, какие возводит на него брат Феодот, и требовал: если следует правой вере, то объявить мне о сем, чтобы мог я быть с ним в общении; а если чужд нам по вере, то знать наверное, что и я буду для него чуждым. Итак, речей у нас между собой было много, весь этот день проведен в рассуждениях о сем; и когда наступил уже вечер, мы разошлись, не приведя своего разговора к желаемому концу. На следующий же день, начав опять заседание с утра, стали беседовать о том же, к нам присоединился уже и брат Пимений, пресвитер севастийский, и сильно держал слово против меня. Таким образом, понемногу и сам себя оправдывал я, в чем думали они обвинять меня, и их доводил до согласия на требуемое мною; и по благодати Господа оказалось, что мы даже и в самых малостях не разногласим между собою. Итак, около девятого почти часа восстали мы на молитву, принося благодарение Господу, подающему, что и мыслим едино, и говорим едино!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010