А мы, которые следуем евангельским словам, не говорим ни того, что Бог Слово сделалось плотью по естеству, ни того, что Оно превратилось в плоть, потому что Божество непревращаемо и неизменяемо. Поэтому и пророк Давид говорит: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют (Пс.101:28). Эти слова великий Павел, проповедник истины, отнес к Сыну в Послании к Евреям (1:12). И в другом месте Бог говорит через пророка: Аз есмь, и не изменюся (Мал.3:6). Итак, если Божество непревращаемо и неизменяемо, то не способно к превращению и к изменению. Если же невозможно превратить непревратимое, то и Бог Слово не сделалось плотью так, будто превратилось, но приняло плоть и вселилось в нас, по евангельскому слову (Ин.1:14). И богодухновенный Павел ясно говорит об этом в Послании к Филиппийцам так: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:5-7). Итак, ясно из сказанного, что образ Бога не превратился в образ раба, но, оставаясь тем, чем был, принял образ раба. Итак, Бог Слово не сделался плотью, но принял плоть живую и разумную; не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись и с того времени получив начало существования, Тот, Который прежде веков есть Бог, и у Бога, и с Отцом вместе пребывающий и с Отцом познаваемый и поклоняемый; но образовавший Себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и Святую Деву называем Богородицею не потому, что она родила Бога по естеству, но человека, соединенного с Богом, который образовал его. Если же образовавшийся в утробе Девы не человек, но Бог Слово, которое было прежде веков, то Бог Слово будет творением Духа: Рождшееся бо в ней от Духа есть Свята, говорит Гавриил (Мф.1:20). Если же единородное Слово Бога не сотворено, а соединосущно и совечно Отцу, то не есть образование или творение Духа; если же Дух Святой образовал во чреве Девы не Бога Слово, то остается думать, что и образовался, и принял вид, и зачался, и родился естеством зрак раба. Но как зрак (раба) был не без Бога, а был храмом жившего в нем Бога Слова, по слову Павла, ибо в нем, говорит, благоизволи всему исполнению Божества вселитися телесно (Кол.1:19; 2:9), то называем Деву не человекородицею, а Богородицею, прилагая первое название к образованию и зачатию, а другое к соединению. Поэтому и родившийся младенец называется Еммануилом и Богом, не отделенным от человеческого естества, и человеком, не чуждым Божества, потому что Еммануил толкуется: с нами Бог - по евангельскому слову (Мф.1:23). А выражение с нами Бог и означает зачатого от нас ради нас и проповедует воспринявшего (его) Бога Слово. Итак, младенец называется Еммануилом по той причине, что воспринят Богом, и Дева - Богородицею по причине соединения образа Божия с зачатым образом раба; потому что не Бог Слово превратился в плоть, но образ Бога принял образ раба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/645/...

     Эту животворящую и освящающую душу благодать дарует нам по вере Христос Искупитель через таинства Православной Церкви. Но таинства преподаются христианам через посредство священника, который сам был поставлен на это высочайшее служение епископом в таинстве священства. Итак, в поисках врачевания духовного обратим наши стопы к пастырю Божию, дабы в исповедании грехов и искреннем покаянии получить очищение совести и возрождение души силой Духа Святого. Кровь Самого Господа Иисуса Христа невидимо омывает сердечные раны кающегося и исцеляет страждущую от страстей душу. Каждый раз нужно так подходить ко кресту и Евангелию, перед которыми совершается исповедь, как если бы она была последней. " Господи, -в душе молвит кающийся, - пусть меня весь мир осудит, лишь бы Ты не осудил " . Открывать необходимо все грехи, которые мы сознаем за собой, начиная от самых тяжких и завершая менее значительными. Поистине любой грех есть беззаконие, и посему является величайшим злом в очах Божиих. Грехи постыдные стыдом исповедования сожигаются. Будем помнить: нет такого греха, который победил бы милосердие Божие. Единственный грех, который не прощается Богом, это тот, в котором человек не хочет каяться. Следует верить, что наши грехи берет на Себя Господь Иисус Христос. Поэтому и каяться нужно с твердым намерением всеми силами бороться с главным недугом души. Мы часто стираем нашу одежду и не смущаемся, что вскоре принуждены будем делать это вновь. Пусть нас не смущает и постоянная потребность совести в исповеди. Ибо грубые грехи необходимо оставить тотчас (клевету, воровство, брань и прочее), а иные дурные привычки и наклонности (например, раздражительность) изживаются не вдруг и не сразу. Однако же скажем определительно: нет такого греха или порока, который бы христианин не смог победить с помощью Божией через глубокую исповедь, пусть и учащенную. И еще важно знать: чем искреннее мы исповедуемся, осуждая лишь самих себя и ни в коем случае не оправдываясь, не ссылаясь на обстоятельства, не умаляя тяжести греха, тем большую принимаем благодать и тем радостнее священнику исповедовать такого человека. А если будем юлить и лукавить, то и от исповеди пользы не получим, и пастыря Божия огорчим. Бог поругаем не бывает - поэтому на исповеди говорить неправду ни в коем случае нельзя! Иначе наша исповедь превратится в кощунство и послужит нам во осуждение. Не будем сомневаться - наше покаяние принимает Сам Христос при видимом посредстве священника.

http://zavet.ru/book/07deti/001/008.htm

56. Слово при гробе в Бозе почившаго Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Архангельском соборе февраля 4 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов). 1826 год Подобен ему не бысть пред ним царь, иже обратися к Господеви всем сердцем своим и всею душею своею, и всею силою своею. – Обаче не отвратися Господь от ярости гнева Своего великаго ( 4Цap. XXIII. 25–26 ). О Боже! так ли неумолим гнев Твой? Царь, не только благочестивый, но и безпримерный в благочестии, царь, который «сотвори правое пред очима Господнима» ( 4Цap. XXII. 2 .), царь, который старался не только подвластную ему Иудею, но и всю землю Израилеву очистить от идолослужения, и просветить Богослужением истинным, который, как скоро узнал книгу закона Божия, немедленно принес пред нею покаяние в беззакониях своего народа, и с тех пор не преставал быть ея учеником, исполнителем, защитником, проповедником, такой царь, с таким сердцем и душею, не мог отвратить Господа от ярости гнева Его великаго; но гнев сей открылся раннею и внезапною смертию сего самаго царя, – Иосии. О Боже! так-ли неумолим гнев Твой? Не таков ли гнев Божий над нами, Россияне? Ибо что значит сия, не угрожавшая нам, но уже действительная, кончина сего поистине Благочестивейшаго Царя, – кончина, которой ни лета Его не призывали, ни силы, по видимому, не допускали, ни самая болезнь, в начале своем, не предвещала? Не то ли сие значит, что Бог нами прогневан, и «не отвратися Господь от ярости гнева Своего великаго?» Не познал Иудейский народ цены сокровища, которое имел в царе своем Иосии: не познал, когда имел, и не воспользовался сим сокровищем. «Весь Иуда и Иерусалим плакаша о Иосии. И Иеремиа возрыда по Иосии, и глаголаша вси князи и княгини плачь по Иосии» ( 2Nap. XXXV. 24–25 ). Ах! поздно большая часть из них плакали по Иосии, вместо того, чтобы прежде усерднее плакать вместе с Иосиею, когда сердце его сокрушалось покаянием, и смирялось пред грозным судом Божиим, когда он плакал пред Богом, и был услышан. Иеремия, без сомнения, лучше всех знал, почему «рыдал», когда другие только «плакали»: он рыдал удвоенным плачем, плачем о лишении царя, и плачем о позднем плаче народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  разделы   рассылка  распечатать " Русский курьер " : Зоя Светова. Путину нужна новая государственная идеология. Армия и церковь - приводные ее ремни. (Интервью с политологом Станиславом Белковским) Источник:  -Ельцинская элита уходит. Появляется новая . Кто представляет эту новую элиту? - Новой элиты пока не существует. Ельцинская элита никуда не делась. Она как была, так и осталась. Так называемые питерские силовики, которые находятся вокруг Владимира Владимира Путина не являются единой группой. Они расколоты на значительное число кланов. Но главное: они не подходят ни под одно из существующих определений элиты. Элита - это слой людей, имеющих ключевое влияние на принятие государственных решений. А питерские силовики такого влияния не имеют. Они лишь исполняют техническую функцию и реализуют некий курс, который формируется вне их среды. Так что никакой смены элит пока не происходит. - Кто же тогда принимает решения в Кремле? - До недавнего времени ключевой фигурой был Александр Волошин. Сейчас - сам Владимир Владимирович Путин. Но безусловно, тот дискурс, который создавался в 90-е годы, жив и никуда не делся. Хотя он подвергается некоторой корректировке, и ценности элиты 90-х годов уже не кажутся незыблемыми. -- К кому прислушивается Путин? - Групп влияния много. Путин не слушает какую-либо одну группу. Но не в этом главный вопрос. Главный вопрос - вопрос о ценностях государства и общества. Элита 90-х годов, которая по-прежнему находится у власти и является источником ценностей для нашего общества, это элита Внешнего управления. Центр стратегических средств, который находится вне страны. -Где он находится? -В США. И США является источником этих ценностей. Сегодня, что бы не происходило в России, анализируется с позиции, как на это посмотрит Вашингтон. Это достаточно странный подход, потому что никто в самих Соединенных Штатах и не думает анализировать происходящие там события с точки зрения их оценки в России. -Назовите агентов Внешнего управления. - Перечисление их имен заняло бы пару лет. Это элита 90-х годов в целом. Я не хотел бы здесь переходить на личности, потому что вопрос не в конкретных фамилиях. А в философии. Вся логика 90-х годов к этому сводится. Вопрос не в том, что, если сегодня убрать какие-то злокозненные личности, то это изменится. Весь вопрос в формировании новой элиты и в новом механизме рекрутирования. А вовсе не в том, чобы заменить одного чиновника на другого и надеяться на то, что это приведет к кардинальным переменам.

http://religare.ru/2_8111.html

Три проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 20 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 I. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Раз за разом мне случается проповедовать на притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее, и каждый раз я замечаю, как легко мне — о, не на практике, не в действительности, а воображением — отождествиться с грешником, нашедшим свой путь обратно к Богу; с мытарем, который в сердечном сокрушении стоял у врат церкви, не в состоянии вступить в святое Божие место, или с блудным сыном, который, несмотря на свою невероятную бесчувственность, жестокость, все же нашел свой путь домой. И как редко меня задевала за живое судьба фарисея, судьба старшего сына: да, Бог не осудил ни того, ни другого. О мытаре Он сказал: этот человек ушел более прощенным, более освященным, чем тот… Бог не сказал, что фарисей отошел без сопровождающей его любви Божией, что Бог не помнит его верности, его исполнительности. Мы стоим сегодня и перед образом старшего сына тоже. Всю свою жизнь он прожил бок о бок с отцом, вся его жизнь была попечением о том, что составляло интерес его отца: он работал усердно, преданно, самозабвенно, не обращая внимания на усталость, не требуя вознаграждения, потому что чувствовал, что, поступая так, он ведет себя правильно; одного ему не хватало: тепла, ласки, радости о своем отце. Но было что-то, что так поражает в нем: его преданность. Несмотря на то, что сердце его не горело, он оставался верным; несмотря на то, что он не получал видимого вознаграждения или признания, он оставался верным, он работал; как он говорит, “был рабом”. И как мы бываем жестоки, думая, что он не заслуживает нашего сочувствия; и как редко кто из нас способен быть настолько преданным, настолько же совершенно и неуклонно послушным зову долга, как был он, когда не встречаем признания, не слышим одобрения, не получаем ни малейшего вознаграждения. Потому что подобно тому, как отец поступил по отношению к старшему сыну, те, кто окружает нас, те, кому мы служим, на кого мы, может быть, работаем, трудимся, те, чьи интересы составляют сердцевину нашей жизни, принимают это как должное: разве это не естественно? Ведь он мне сын! Ведь он мне отец! Ведь он мне брат! Ведь он мне муж, жена! Не друг ли он мой? Не предполагает ли это полную, безграничную преданность, которая и есть свое собственное вознаграждение?..

http://pravmir.ru/tri-propovedi/

Во всей евангельской истории нам не рассказывается ни об одной женщине, которая относилась бы к Спасителю враждебно. И эта любовь не покидала Спасителя и во дни Его страданий и смерти. Мария в Вифании помазала Его драгоценным миром, чем приготовила Его для погребения. Жена Понтия Пилата заступается за невинного Спасителя перед своим мужем. В то время как почти все ученики Его разбежались, кроме только Иоанна, при Его кресте стояли жены, верно и самоотверженно любившие Спасителя. В Великую Субботу вечером на Его гробе последними были жены. Наутро же дня воскресения они были там первые. Также и в этом случае рассказывается, что, когда Спаситель шествовал на вольную смерть, «шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Они видели, что Тот, Который так часто возвещал им благодатные слова жизни и утешения, теперь в немом молчании шествует на смерть. Они видели Того, Который, так многим облегчив бремя страданий и печали, теперь гнется под тяжестью креста. Они видели, что Тот, Который всегда и везде только благодетельствовал, теперь как злодей ведется на смерть вместе с двумя разбойниками. Они видели, что Тот, Который часто говорил о небесной славе, откуда Он пришел и куда Он должен был идти, теперь идет к Лобному месту. На их глазах шел на горькую и позорную смерть Тот великий Пророк, Который так много возвестил слов истины, Тот милосердый Заступник и Утешитель, Который совершил много чудес и осушил многие слезы, Тот любвеобильный Друг детей, Который прижимал к сердцу их малюток и благословлял их, Тот святой Муж, Который никогда не сделал греха. И их сердца не выдержали! Забыли еврейские жены про закон, запрещавший под страхом тяжелого наказания оплакивать преступника, осужденного высшей властью на смерть, забыли… и громким плачем огласили улицы Иерусалима! Нам всем очень хорошо известно, что в часы скорби и печали участие сострадательного сердца действует на нас как целительный бальзам. Поэтому с большою вероятностью мы можем думать, что слезы тех женщин ободрили и обрадовали Спасителя, перенесшего столько насмешек, позора и страданий. Это была жертва благодарности и любви, принесенная Ему во время пути Его на смерть, и эта жертва была для Него так же благоприятна, как и драгоценный нард, которым помазала Его Мария. Слезы жен останавливают на минуту шествие Христово. Он выпрямляет свой согбенный и измученный стан, поворачивает в сторону жен Свою голову в терновом венце и к ним обращается кротко, но серьезно с прощальными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Дух Святый Святой Дух наставляет людей на всякую истину 1 . Вот мирской кабинет светского ученого, вот он, муж ученый, окруженный книгами всякого рода, с глубокою думою на челе и гордым сознанием в сердце: богат есмь и обогатихся, богат я книгами и пособиями всякого рода, богат я талантами и сведениями и потому ничтоже более требую ( Откр.3:10 ). При таком мнении о себе, будет ли он просить помощи свыше? Но вот тесная келья одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Христе, Свете истинный, просвещай и освящаяй всякаго человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю небесный, утешителю, Душе истины, приди и вселися в мя, наставь мя на всяку истину! Как подобною молитвою не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивших к нему, который не раз видал ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада («Четьи-Минеи», 5 июня); указали бы на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Четьи-Минеи», 23 декабря); указали бы на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Четьи-Минеи», 1 октября); указали бы на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока-грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Четьи-Минеи», 15 мая), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Четьи-Минеи», 7 августа); указали бы и на многих других, но не укажем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2 . Укажем только несколько современных нам примеров на это из жизни о. Серафима, саровского подвижника. Однажды является к нему за благословением в далекий путь один господин, который был очень добр, только о св. иконах ложно думал, полагая, что иконы одинаковое имеют достоинство как чудотворные, так и не чудотворные. Отец Серафим, в первый раз видевший этого господина, благословил его и сказал: «Что, батюшка, мое грешное благословение? Проси помощи у Царицы небесной, вот в теплом у нас соборе есть икона «Живоносного Источника», отслужи ей молебен: ведь она чудотворная. Она тебе поможет». Потом с улыбкою продолжал: «Читал ли ты, батюшка, житие Иоанникия Великого? Я советую тебе прочитать. Это был очень добрый и хороший человек, да только сначала в иконах-то заблуждался, как и ты». После того еще дал ему несколько наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в четвёртую неделю св. Великого поста 70 И возмет крест свой. Есть минуты, в которые люди ни о чём более не думают и ничего более не желают, как золотых крестов для украшения груди в вознаграждение своих заслуг и трудов; а бывают ли минуты, в которые бы мы помышляли и просили себе крестов, которые возлагает Бог и о которых написано: иже не приимет креста своего и в след мене (не) грядет, несть мене достоин ( Мф.10:38 ). Остановимся на этом размышлении хотя здесь, в храме Божием, где наиболее случается слышать слово о кресте. Заповедь Господня о кресте, данная ученикам Христовым, а в лице их всем нам, не требует от нас, чтобы каждый взял тот великий крест, который несён был Иисусом от Иерусалима на Голгофу, не требует, чтобы каждый распинал себя и умирал поносною смертию; но заповедует взять крест тех скорбей, страданий, искушений внешних и внутренних, какие каждому в особенности ниспошлёт премудрое и всеблагое Провидение. Наш крест должен быть только подобием креста Христова. У каждого из нас есть или может быть свой крест внутренний, подобный внутреннему кресту Христову, кресту самоуничижения, кресту духовных скорбей ( Мф.26:38 ): надобно взять его! Какой крест? Есть довольно крестов. Благочестивая печаль о своих грехах – что, как не крест внутренний? Изнурительная борьба с искушениями плоти и мира – что, как не крест невидимый? Скорбные подвиги в умерщвлении своих страстей – что, как не кресты душевные? Возьмите и несите. Так, никто не достигал успеха в самоотвержении без скорбей сердца, и никто не побеждал никакой страсти без страданий души. Ни один шаг вперёд на пути за Христом не достаётся даром, и ни одна добродетель не приобретается ленью и беспечностью. Наши страсти злы и мстительны; наши пристрастия к земным благам неотвязчивы и неумолимы; наши навыки ко греху упорны и жестоки. Чего стоит обуздать страсть, пресечь пристрастие, победить навыки? Здесь плоть и кровь восплачутся и восстенают, не дадут покоя своими искушениями и измучат. А обуздав хотя одну страсть, прекратив хотя одно пристрастие и победив хотя один навык, можем ли оставаться в покое на одно мгновение? Не требуется ли новый крест непрерывного бдения, чтобы укрощённая страсть опять не возникла и не ожесточилась, – крест прилежной молитвы, чтобы Господь не оставил без подкрепления и помощи, – крест неусыпных забот и попечений, чтобы не опустеть добрыми делами. Взять этот крест заповедовал сам Господь, говоря Своим ученикам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ); ношению этого креста учил христиан и ап. Павел, говоря: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ответ глупцам Отклик священника Александра Шумского на статью Петра Мультатули «Ответ лжецам» 07.08.2013 8666 Время на чтение 7 минут Честно говоря, большого желания отвечать Петру Мультатули на его статью «Ответ лжецам» , опубликованную в Интернете, у меня нет. Сам Мультатули мне неинтересен ни как человек, ни тем более как автор. Его книги, на мой взгляд, неинтересны и совершенно неисторичны. Я не знаю, каким Мультатули был следователем в милиции, но историк он никудышный. Читать его исследования о Царской Семье так же скучно, как читать советские учебники по научному коммунизму. Тот же неумный, некритичный пафос с нулевой глубиной. Ну как можно всерьез воспринимать книгу Мультатули «Николай Второй. Отречение, которого не было», в которой на 600 страницах автор пытается доказать, что Царь Николай Второй не отрекался от престола? Мультатули, сам того не ведая, объемом своей книги констатирует, что отречение было реальным. В противном случае Царь Николай Второй нашел бы возможность его опровергнуть, но он этого почему то не сделал. Совершенно очевидно, что если бы отречения не было, что если бы оно оказалось грубой фальсификацией, то Николай Второй об этом дал знать, и не понадобилось бы никаких дальнейших споров и, тем более, занудных фолиантов. Мультатули утверждает, что после лишения свободы Император Николай Второй «находился в полной информационной блокаде» и не имел никакой возможности разоблачить фальсификацию. Ну, разве можно такой довод считать убедительным? Но почему же и в последующие десятилетия не нашлось ни одного серьезного свидетеля, подтвердившего, что Царь Николай Второй не отрекся от престола? Мультатули объясняет это молчание тем, что «даже за границей не все чувствовали себя в безопасности». Прикажете и этот довод считать достаточным? Я не верю, что все носители столь серьезной информации оказались настолько трусливыми. Обязательно нашелся бы человек, который решился бы сказать правду. Я не собираюсь заниматься подробным разбором творчества Мультатули. Побудила меня к ответу на его статью неслыханная наглость Петра Валентиновича, который всех несогласных с любым из его выводов называет лжецами. Тем более, что материал помещен на страницах уважаемого журнала « Москва ». Мультатули применяет в своей статье метод, который я называю «ложной объективностью». То есть, он сначала разбирает доводы либеральных оппонентов, таких как С.Ф.Черняховский, А.Б.Зубов, Ю.З.Кантор, которые не скрывают своей неприязни и даже ненависти к Царю-мученику и Царской Семье вообще. С оценкой Мультатули в этом случае трудно не согласиться.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/07/ot...

Протоиерей Олег Стеняев: «Библейские законы о войне» 19.04.2022 19:10:14 Что в Библии сказано о войне? Кого, согласно заповедям Господа, можно было призывать на воинскую службу, а кого нет? Зачем казаки носили серьгу в ухе? Почему царю Давиду не позволено было построить Храм? И почему на вернувшихся с войны накладывали епитимию? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев. С тобою Господь, Бог твой В Библии сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4). Когда народ сталкивается с неизбежностью военного конфликта, Церковь может и должна давать свое благословение. Но церковное благословение военнослужащих – это наличие целого ряда ограничений для них. Во время Второй чеченской войны я, по благословению священноначалия, пять раз ездил в Чеченскую республику окормлять наших воинов, и меня часто просили освящать оружие. Я совершал чин освящения оружия и всегда особо подчеркивал: «Оружие освящено, и вы не имеете права применять его против безоружных людей, против мирного населения, против женщин, детей, стариков. Вы можете применять оружие только против людей, которые непосредственно нападают на вас». Кого призывали на военную службу Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, как ни странно, более гуманен, чем тот порядок, который существует во всем мире сегодня. Обратимся вновь к библейской книге Второзаконие: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5). О чем это? Дом – это семья, а семья – это супружество, жена, дети. Тот, кто построил новый дом, – создал семью. Обновить дом – значит, обжить его, начать жить со своей супругой, заиметь свое хозяйство. То есть на войну не брали человека, не создавшего семью, который еще ни любви не вкусил, ни радости отцовства не познал. Юношей 18–19 лет на войну, по закону Божию, не берут. А в Чеченскую кампанию – я сам был свидетелем этого – 18-летних ребят, необученных, несмышленых, кидали в самые кровопролитные бои – это ужасно.

http://radonezh.ru/2022/04/19/protoierey...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010