Преосвященный епископ Модест, возлюбленный о Христе брат! Избранием Святейшего Синода, по высочайшему изволению благочестивейшего государя императора, ты назначен, утвержден и хиротонисан, благодатью Всесвятого Духа, чрез нашу мерность, во епископа богоспасаемого града Вереи. Не телесная немощь наша, не старческий возраст были причиною назначения к четырем уже бывшим пятого викария вверенной нам Московской епархии, а приумножение дел епархиального управления и архипастырского служения. Московская епархия обслуживает не одни свои нужды, но нужды и других епархий, наипаче же Сибирских. Москва составляет как бы центр миссионерства. В Москве главный орган по изысканию средств для содержания внешних миссий – Совет Православного Миссионерского общества; в Москве существуют Пастырские курсы, имеющие своей задачей приготовлять священнослужителей для Сибирских епархий, крайне нуждающихся в пастырях по случаю наплыва туда миллионов переселенцев. Святейшему Синоду угодно было, чтобы во главе таковых Пастырских курсов стояло правоспособное лицо в епископском сане. Вот одна из главнейших причин открытия нового викариатства в Московской епархии и назначения в лице твоем епископа, нашего о Господе сотрудника. Как символ предстоящего тебе архипастырского служения вручается тебе этот жезл. Прими его как от руки Господней, помня завет Его святому апостолу Петру: паси агнцы Моя и паси овцы Моя ( Ин.21:15–17 ). Этот жезл нужен тебе, конечно, не для того, чтобы поражать им агнцев и овец, но чтобы охранять их от волков, во множестве теперь рыщущих и хотящих расхищать и разгонять и погубить овец стада Христова. Прими этот жезл, взыди на архиерейскую кафедру и благослови народ! Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Можайскому Димитрию (Добросердову) 31 Преосвященный епископ Димитрий! Приветствую тебя, брат возлюбленный, с получением благодати епископства. Насколько высок сан епископский, настолько тяжел омофор архиерейский. Много почестей воздается этому сану, но много и тяготы налагается на рамена 32 носящих омофор. И в высоте и в тяготе архиерейства заключается немало опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Униат: А после вопрошения не поставил ли его выше всех? Зачем Он говорил прежде: «паси агнцы Моя» ( Ин. 21:15 ), а потом «паси овцы Моя» ( Ин. 21:16 ). Православный: Если хочешь, разумей под агнцами мирян, а под овцами диаконов и иереев, но не апостолов, как ложно пишет Гаджега, и не управление всею Церковью. Последнее видно из чего? Вслед за этими словами Господь отозвал Петра, чтобы открыть предстоящий ему мученический подвиг: «видев же Петр ученика стояща во след идуща его же любляше Иисус ... рече, Господи, сей на что?» ( Ин. 21:20–21 ). Но Господь не дозволил ему вступать в жизнь другого апостола: «Иисус же рече ему: аще хощу тому пребывати дóндеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди. ( Ин. 21:22 )». Униат: Итак, по твоему Петр не был главою Церкви, а только ее учителем, одним из ее высших двенадцати пастырей? Православный: Конечно так. Он и сам о себе так выражается: «пастырей ваших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых»( 1Пет. 5:1 ), и проч., «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). (По гречески же так: «пресвитеров ваших как сопресвитер». А Послание свое заканчивает словами: «целует вы, яже в Вавилоне ( Церковь ) соизбранная (избранная подобно вам) и Марк, сын мой». ( 1Пет. 5:13 ). Униат: Вот сей Вавилон Рим есть, где был епископом св. Петр. Но он не желал называть его Римом, чтобы враги, узнав его местожительство, не убили его. Православный: Я нарочно упомянул Вавилон, ожидая, скажешь ли ты ту глупость, которую написал Гаджега в своей книге. Апостолы не скрывали своего пребывания, да и Петра все-таки убили в Риме, а оттого немногие бы и узнали, где он пребывает, если бы он и написал, что в Риме, ибо тогда не было типографий и писания апостолов из рук в руки медленно передавались. Униат: Зачем же св. Петр назвал Рим Вавилоном? Православный: Он вовсе не в Риме и писал, а в Александрии, где и пребывал с Марком в предместье города, которое называлось Вавилоном, как мы узнали из житий египетских отшельников. Марк там и был впоследствии взят язычниками и предан мучительной смерти, Петр же скончал дни свои в Риме, что мы, православные, не отрицаем, как то делают лютеране, говоря, что Петр в Риме никогда не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что же сказать вам в последний раз, пред совершением соборной нашей молитвы? Скажу: простите, братия и дети возлюбленные, и не поминайте меня лихом! В чем чувствовал пробел или недостаток, – того не взыщите, потому что по временам мне трудно было, а иногда и невозможно совместить службы по церкви со службой по гимназии. Вновь поступивший законоучитель может всецело посвятить себя делу законоучительства. Полюбите его, как вы любили меня! Он же, конечно, вас полюбит, как детей своих, если будете такими же благонравными, прилежными к учению благочестия, какими были всегда при мне. Да благословит вас, чада, Господь, Сущий посреди нас! Не бесследно прошли для меня почти ежедневные службы в храме и 27 лет моего законоучительства, но углубляли меня в науку великого самопознания и богопознания, – и я учился, как и доселе учусь, служить Богу и духе и истине, объемля в моей смиренной молитве, по благодати Божией, всех и вся и принося бескровную жертву за всех и за вся. ВОПРОС: Какие мысли были у о.Иоанна при вступлении на пастырство? ОТВЕТ: Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей: чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троектратно спросил его: «Любиши ли Мя», и после каждого ответа его: «Люблю Тя», повторял ему: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя» ( Ин.21:15–17 ). Любовь великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым. Это дело высшей благодати, это дело безмерных заслуг Христовых. Он – Ходатай и приемлющий ходатайство. А если взять еще во внимание совершение прочих таинств, особенно – крещения, покаяния, брака, елеосвящения, какая требуется святыня, какое богатство любви Христовой от священника, совершающего эти таинства? Ибо во всех молитвах и священнодействиях, составляющих принадлежность таинств, дышит дух бесконечной любви Божией к роду человеческому, милосердия, крайнего снисхождения, святыни и нетления. А проповедание слова Божия – какая это высокая и трудная обязанность? Без сомнения, во всем поможет нам благодать Божия, если мы будем достойны ее, и если вы будете стараться ходить или жить достойно высокого звания христианского. Примите меня в любовь вашу и воспоминайте меня пред Господом в молитвах ваших, которые вы ежедневно Ему возносите. Заключу его благословением апостольским: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Что же это за работа была? Основное настроение его духа обнаруживается в той первой речи, которую он сказал кронштадтским прихожанам при своем вступлении в приход. «Сознаю высоту священнического сана и соединенных с ним обязанностей, – говорил молодой тогда отец Иоанн. – Чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может меня сделать более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это – любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил его: любиши ли Мя, – и после каждого ответа его: люблю Тя, – повторяет ему: паси овцы Моя, паси агнцы Моя ( Ин.21:15–17 ). Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого великим, и незначительного достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро и близким, и знакомым, и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым», – закончил свою первую пастырскую речь отец Иоанн. Вспоминая об этом начальном времени своего пастырства в семидесятую годовщину своей жизни, маститый отец Иоанн так высказывается: «Всегда особенно пленял мой ум и сердце премудрый план спасения погибающего рода человеческого через Божественного Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющего грехи мира. Размышляя о сем чудном домостроительстве Божием, я проливал обильные и горячие слезы, сгорая желанием содействовать спасению погибающего человечества». Таково исходное основание пастырства отца Иоанна. Развиваясь далее, благоговейное настроение его постепенно переходит в молитву непрестанную. Свой внутренний труд молитвенный он сам отмечает в таких словах при беседе с сарапульскими пастырями: «Я постоянно молюсь, я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Воистину, молитва есть дыхание души». В то же самое время он всецело отдает себя всякой благотворительной деятельности. Он не отпускал от себя никого из просителей без какого-нибудь удовлетворения. До того иногда доходило в первое время его пастырства, что в его доме не оставалось ни куска хлеба, что он сам оставался без достаточной одежды. Таким образом, всё существо в пастырской деятельности отца Иоанна составляло следующие две стихии: непрестанная молитва и дела милосердия. Прошло полтора десятка лет пастырского труда, и эти две стихии в чудотворениях разверзли для него небеса! Эти две стихии при небесах разверзнутых привлекли к нему сердца и умы современников!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Этот страшный урок нужен был апостолу. Слишком велико было то служение, на которое он призывался, а Господь видел, что в душе у ап. Петра не изгладилась немощь самоуверенности (излишней уверенности в себе). Припомните в параллель к этому трогательный евангельский рассказ о том, как Господь на берегу озера Тивериадского восстанавливал отрекшегося апостола в его апостольских правах и достоинстве. Господь говорит: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих (больше сих)?» ( Ин. 21:15 ). Наверное, сразу эти кроткие, любви и прощения исполненные слова однако же резанули слух и душу апостола, потому что недаром Господь прибавил «любиши ли Мя паче сих» . Недавно был момент, когда он самоуверенно говорил: " если они все соблазнятся, я не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ). И вот, напоминая ему об этом, мягко, деликатно, но напоминая, Господь как бы говорит: Ну что ж, ты и теперь скажешь, что любишь Меня больше, чем они? Последовал смиренный ответ апостола: «ей, Господи, ты веси, яко люблю тя» . Причем ни русский, ни славянский язык не могут передать драгоценного оттенка, который передает греческий язык. Когда Господь спрашивает «любишь ли ты Меня?» употреблено слово «агапис», что значит «люблю всецело, особо люблю, крепко люблю, всей душою люблю, непоколебимой любовью, которая захватывает все существо». Это – та любовь, в которой апостол клялся на Тайной вечери. Вот Господь и говорит: «Любишь ли ты Меня этой любовью?» Апостол отвечает: «ты веси, яко люблю тя» , но употребляет совсем другое слово. По нашему – тоже «люблю», а в греческом подлиннике – другое слово «филео», а это только «дружба, привязанность» и больше ничего. Как смиренно говорит теперь о себе ап. Петр после этого урока! Но нужно было трижды восстановить трижды отрекшегося. Господь продолжает Свой допрос: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» ( Ин. 21:16 ). А «больше сих» уже не говорит. Любовь Господа видела, что апостол понял намек и Он больше его не испытывает, больше его так не спрашивает; но для того, чтобы троекратным покаянием загладить троекратное отречение, снова и снова спрашивает его. Но после третьего вопроса вся душа апостола возмутилась скорбью и он говорит: «Господи, ты вся веси: ты веси, яко люблю Тя (Ты все знаешь и ты знаешь, что я люблю Тебя)» ( Ин. 21:17 )! А вы знаете, что Господь ему после каждого ответа говорил: «паси агнцы моя, паси овцы моя» , т.е. явно восстанавливал его в его апостольском достоинстве. Апостол ведь его потерял! Недаром Ангел говорил женам после воскресения:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

б) Среди обстоятельств ( Ин. 21,1–13 ), которые напоминали собой первое призвание Петра и других апостолов к апостольству ( Мф. 4,18–22 ; Мк. 1,16–20 ; Лук. 5,1–11 ) среди тех же самых лиц, которых от рыбарства Господь воззвал тогда к апостольству, к которым обращался тогда со словами: грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком ( Мк. 1,17 ; Мф. 4, 9 ), Господь теперь, по воскресении своем решительно и торжественно напоминает своим ученикам из рыбарей об их призвании быть ловцами человеков, пасти агнцев и овец Христовых. С этой мыслью, как тогда в первый раз Господь (по свидетельству евангелиста Луки 5, 1–11 ) обратился к одному Петру вместо того, чтобы обратиться ко всем прочим апостолам; или лучше – обратился ко всем прочим, обращаясь к Петру со словами: отселе будеши человеки ловя, – со словами, с которыми (по свидетельству евангелистов Мф. 4,18–22 , и Марк. 1,16–20 ) обращался и к прочим ученикам, а не к одному Петру: – как тогда, как и теперь Господь, обращаясь ко всем прочим ученикам, начинает речь с одним Петром, первым из апостолов; начинает речь напоминанием о необходимом для выполнения апостольского призвания ( Мф. 10, 32–39 ) условии – о самоотвержении, о любви: Симоне Ионин! любиши ли мя? Чтобы показать торжественность этой минуты и великую важность этого условия для выполнения высокой обязанности, Господь, как-бы не зная и сомневаясь, как бы ожидая клятвенного обещания, спрашивает трижды: любиши ли мя? Петр со скорбным чувством отвечает: ей Господи! ты веси, яко люблю тя; на третий вопрос – любиши ли мя, отвечает, уже не скрывая своей скорби: Господи! ты вся веси: ты веси, яко люблю тя. И Господь, получив троекратное уверение от Петра, утверждает его в призвании к апостольству: паси агнцы моя, паси овцы моя; а утверждая Петра, утверждает всех апостолов в лице его, как первого из них. Такое толкование, по крайности, не менее римского естественно и удовлетворительно, тем более, что оно предложено древними отцами и учителями Церкви 72 . А в нем есть основание только для первенства Петрова между апостолами, но не для главенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

паси агнцы, паси овцы моя ( Ин.21:15–17 ) с известным папским применением. е) Петр, по вознесении Господа, став посреди братий, раскрыл им глубочайший смысл пророчества псалмопевца, и своею властию дополнил двунадесятое число Апостолов, почитая единодесятое нелепым ( Деян.1:15–22 ) 56 . ж) Речь св. Апостола Петра к Иудеям по сошествии Святаго Духа, которою он, замечает Папа, первый из Апостолов привел Иудеев к покаянию и тот же час крестил из них три тысячи; з)видение плащаницы Петром, троекратный голос к нему, обращение Корнилия ( Деян.10, 11 ) По-видимому, здесь ничего нет особенного для Петра, но, по мнению Папы, четыре края плащаницы суть четыре края света, от которых Петр соберет церковь из язычников; троекратный глас с неба: заколи и яждь – таинство Троицы, и Петр, вразумленный сим гласом, «ярящегося козла оного, выскочившего из дубравы язычников, Корнилия сотника, заколол и съел, когда очистивши его водою и Духом, доставил Церкви». К чему все это? «Ho разве вы не видите? – спрашивает Папа, – разве это не яснее солнца, что Петр прежде всех и первый воздвиг Иисусу Христу церковь из иудеев и язычников и) Любопытно и то, как, Папа умствует о тени Петровой, исцелявшей больных, которою умствователь особенно занимается. «Особенно, – говорит, – замечательно то, что сама тень Петра исцеляла немощных. Никому из святых не было дано такой силы; даже Сам Святый святых от своего святейшего тела не подавал дара исцеления: но своему Петру одному даровал эту привилегию, да тень от тела его врачует больных. Здесь великое знаменование Церкви настоящей и будущей; т. е. Петр становится начальным правителем (principalis Rector) обеих Церквей, и состояние их в себе самом прообразует; поколику настоящая Церковь , тайною силою видимых и имеющих прейти таинств, как бы тенью своею, уврачевав души на земли, представляет нам оный, еще невидимый, но твердый образ истины и блаженства на небе, как твердое тело. Различие сих Церквей кратко изъясняет блаженный Павел: видим ныне, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу ( 1Кор.13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь владыки Иоанна по случаю наречения не была, как это часто случается, формальным официальным докладом; в ней он обрисовал портрет архипастыря, как его понимал — или, скорее, так, как понимали его святые отцы. Таким он и будет сам, по евангельскому изречению: Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф 5, 19). Он тогда сказал: «Ныне устами архипастырей Церкви призываюсь я восприять архипастырское служение. Не смею помыслить себя достойным сего сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отрекаться от него, слыша слова Господни, обращенные к согрешившему, но кающемуся Петру: “Аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя”. Святой Иоанн Златоуст, объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому что пастыри, по выражению апостола Павла, суть Богу споспешницы (1 Кор 3, 9). Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей, соединить их во единого человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца. Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божье! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни? Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду. Все готов должен быть перенести он ради его пользы, и каждая овца должна найти место в его сердце, к каждой должен он применить соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого. Если же столь трудны и сложны обязанности обычного пастыря и велика его ответственность за спасение им пасомых, что можно сказать об архипастыре? Поистине к нему обращены речи Господни, сказанные некогда пророку Иезекиилю: Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву (Иез 3, 17).

http://pravoslavie.ru/4459.html

Слышишь ли, что говорит Павел, великий учитель вселенной? Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся ( 2Кор. 11:29 )? Понимаешь ли, что говорю? Ведь [Бог] дал тебе разум на все [дела] (см. 2Тим. 2:7 ). У тебя – наш общий господин, отец и владыка 265 ; следуй во всем его святым советам и повелениям. Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста моя будеши, говорит Божественное слово ( Иер. 15:19 ). Предстоятель братии великим наречется на небесах (см. Мф. 5:19 ), если как следует управляет подчиненными. Что говорит Господь святому и великому Петру? Аще любиши Мя паче сих, паси агнцы Моя ( Ин. 21:15 ). Овцы Господа – это вы, чада мои и братия. Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши (см. Гал. 1:3–4 ): подчиняйтесь во всем пресвитеру, пусть никто не противится его распоряжениям. Ибо противляяйся власти, Божию повелению противляется ( Рим. 13:2 ). Затем следует помощник эконома. Если истинные послушники повинуются даже сухой палке, поставленной настоятелем 266 , то тем более человеку и брату. Повиновение в монастыре Пусть никто не презрит его [за] юность (см. 1Тим. 4:12 ). Старость бо честна не многолетна, утверждает Божественное Писание ( Прем. 4:8 ). У кого умудренный разум, тот уже постарел. И то и другое почтенно для всех. Вы все разумны, все по-старчески рассудительны, почтенны возрастом, не дети бывайте умы, как говорит Божественное слово ( 1Кор. 14:20 ), но всегда разумевайте, что есть воля Божия ( Еф. 5:17 ) благая, угодная и совершенная ( Рим. 12:2 ). Так и ведите себя. Есть у меня и другие начальники: господин Даниил, авва Агафон с Дионисием и Амфилохием, – пусть они будут вместо Афанасия и Софрония 267 . А вы, чада мои, не по-начальнически и не по-господски обращайтесь с подчиненными, но, по-братски настроенные и духовно любя, разделяйте с ними монастырские труды и по мере сил восполняйте недостатки братий своих, радуясь, что можете нести тяготы друг друга (см. Гал. 6:2 ), дабы и вы в должное время получили то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В третьем вопросе, в отличие от двух первых, Иисус использует другой греческий глагол со значением «любить», а Петр во всех своих ответах произносит именно это слово. Некоторые комментаторы полагают, что смена глагола свидетельствует и об изменении смысла задаваемого вопроса. паси агнцев Моих. «Мои агнцы» и «Мои овцы» то же, что «Моя церковь » (ср. 10,14.26.27; Мф. 18,18 ). Когда Петр пишет «сопастырям» ( 1Пет. 5,1.2 ), умоляя их: «Пасите Божие стадо, какое у вас», он показывает, что слова Иисуса глубоко запали в его сердце. 21 в третий раз. Петр опечалился не потому, что Иисус несколько перефразировал Свой третий вопрос, но потому, что три вопроса о его любви к Иисусу напомнили ему о том, как в недавнем прошлом он трижды отрекся от своего Господа. Однако Иисус дал Петру возможность исповедать свою любовь и подтвердил его призвание на служение Господу. И поэтому Петр называет Иисуса «Пастыреначальником» ( 1Пет. 5,4 ). 21 какою смертью. Согласно древнему преданию, Петр принял мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой. иди за Мною. Иисус повторяет Свой первоначальный призыв, с которым Он обратился к апостолам (ср. 21,22; Мф. 4,19 ; Лк. 5,27 ). Петр восстанавливается в апостольском служении, которое было поставлено под сомнение его отречением от Иисуса. 21 ученика, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. Последующее описание, если соотнести его с 13,23–25, не оставляет сомнения в том, что этим учеником был Иоанн, сын Зеведея. 21 а он что? Петр задает вопрос, не имеющий отношения к делу, и Иисус говорит ему то, что относится не только непосредственно к Петру, но к каждому верующему: «...что тебе до того? Ты иди за Мною». 21 Сей ученик и свидетельствует. Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13,23). знаем. Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010