§ 21. 3) Православное толкование слов: паси агнцы моя, паси овцы моя.., с его основаниями в св. Писании И А) в св. Евангелиях, и Б) в Деяниях апостольских, и В) в посланиях святого Петра, и особенно Г) в посланиях святого Павла есть много мест, которые показывают, что все апостолы были равны Петру, – что все они имели непосредственно от Христа Спасителя, а не от Петра , не только благодать апостольства, но и право действовать по силе своего призвания в Церкви, – что сам Петр был подчинен общему голосу истины, изрекаемому предстоятелями апостольской Церкви, – что, значит, слова: паси агнцы моя, паси овцы моя, должно объяснять в смысле апостольства или первенства Петрова, а не главенства что слова эти имеют такое значение: «будь верховным пастырем Моего стада, как и прочие апостолы» или – «вместе и наравне с прочими апостолами», а не такое: «будь верховным пастырем не только всей Моей Церкви, но и самих апостолов». А) Следующие места в св. Евангелиях показывают, а) Что все апостолы были равны Петру. Апостолу Андрею так же, как и Петру, Господь сказал: грядита по мне, и сотворю вы ловца человеков ( Мф. 4,18–19 ) 84 . Всеми дванадесяти ученикам так же, как и Петру, Господь даде власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всякъ недуг и всяку болезнь ( Мф. 10, 4 ); всех обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите, и во град самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшимъ дому Израилева. Ходяще же проповедуйте... Болящия исцеляйте... Туне приясте, туне дадите (ст. 5–8). Иже вас приемлет, мене приемлет (ст. 40) 85 . Не отличил же Господь Петра от прочих апостолов, когда говорил: аминь глаголю вам; яко вы шедшии по мне, въ пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф. 19, 28 ) 86 . Не уверены же были св. апостолы в главенстве Петра над ними: когда, скоро после того, как Господь дал обетование Петру: на семь камени созижду Церковь мою...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

По Евангелию от Иоанна, Господь, явившись апостолам по воскресении на море Тивериадском, сказал Петру: Паси агнцы моя и потом еще дважды сказал ему: паси овцы моя. Под агнцами римские богословы разумеют мирян христиан, а под овцами других апостолов, кроме Петра, преемников их епископов и затем священников. Но означенное толкование этого места произвольно и несообразно. Древние знаменитейшие и святые отцы Церкви, не только восточные, как св. Иоанн Златоуст и другие, но и западные, как например св. Августин 143 понимают эту беседу Господа с Петром в том смысле, что как апостол Петр, на тайной вечери уверявший Иисуса Христа, что οн не соблазнится, хотя бы и все соблазнились, отрекся от Него трижды пред страданиями Его, то словами Господа троекратными: любиши ли Мя и паси агнцы моя, паси овцы моя, он восстановлен в апостольском достоинстве. Под агнцами же разумеются менее совершенные христиане, а под овцами более совершенные, возросшие в духовной жизни; но, во всяком случае, противно Евангелию и всему Писанию Нового завета думать, чтобы Иисус Христос под овцами, вверяемыми Петру, разумел других апостолов. Господь всем апостолам сказал: идите же паче по овцам погибшим, дому Израилева ( Мф.10:6 ). Он всем апостолам дал власть пасти овец, то есть, христиан. Он обещал всех их посадить на 12-ти престолах во второе пришествие на землю. Сам апостол Петр и по вознесении Иисуса Христа, пастыреначальником признавал одного Господа Иисуса и себя называл сопастырем не только апостолов, но и епископов. В первом своем послании к Малоазийским церквам он написал: пастырей наших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых. Пасите Божие стадо, какое у вас, не господствуя над наследием Божиим, и кода явится Пастыреначальник (то есть Иисус Христос), вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет.5:1–4 ). Не толковали слов Спасителя ап. Петру об агнцах и овцах древние святые отцы, согласно с римскими позднейшими богословами, как потому, что такое толкование противно святому Писанию, так и потому, что на самом деле они не были в подчинении у римского епископа и были совершенно независимы от него, как мы показали в прошедшее собеседование.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Двадцать шесть лет вы здесь, в гимназии, трудились, двадцать шесть лет сеяли семя слова Божия на этой ниве и, смею сказать, на ниве благодарной. Между вами и гимназией легли крепкие духовные связи. Просим же поэтому вас, дорогой о.Иоанн, не забывайте нас в ваших молитвах, да даст Господь, чтобы наша гимназия всегда преуспевала в духе истинного христианского просвещения, а теперь прошу вашего благословения на предстоящий нам труд. 71. Слово при вступлении в пастырское служение, в первое священнодействие литургии в Кронштадтском Андреевском Соборе Паси овцы Моя ( Ин.21:15–17 ). Эти слова верховного Пастыреначальника Христа известны всем вам, братия мои, потому что вы нередко слышали их при чтении Евангелия на всенощной воскресной; знаете и то, кому они были сказаны; я повторю, что они сказаны были Апостолу Петру, и сказаны троекратно, в знак троекратного восстановление этого Апостола, отрекшегося трижды от Господа своего. Эти же слова вещает Господь таинственно и нам, недостойным пастырям словесного Его стада, когда призывает нас, через посредство архипастыря к служению пастырскому. Дошло и до моего сердечного слуха слово Господа: паси овцы Моя, повелевающее мне пасти вас, словесных овец Его. Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей; чувствую свой немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служение священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил, его: любиши ли Мя, и после каждого ответа его: люблю Тя, повторял ему: паси овцы Моя, паси агнцы Моя. Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Познакомимся еще с одним документом: первой проповедью отца Иоанна. Она имеет эпиграфом слова Спасителя «Паси овцы Моя», и сказана была за первой литургией в Андреевском Соборе. «Эти слова верховного Пастыреначальника Христа известны всем нам, братия мои, потому что вы нередко слышали их при чтении Евангелия на всенощной воскресной, знаете и то, кому они были сказаны; я повторю, что они были сказаны апостолу Петру, и сказаны троекратно, в знак троекратного восстановления этого апостола, отрекшегося трижды от Господа своего. Эти же слова вещает Господь и нам, недостойным пастырям словесного стада Его, когда призывает нас, через посредство архипастыря к служению пастырскому. Дошло и до моего сердечного слуха слово Господа: «паси овцы Моя», повелевающее мне пасти вас, словесных овец Его. Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Знаю, что может меня сделать более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил его: «любиши ли Мя?» и после каждого ответа его: «люблю Тя», повторял ему: " паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Любовь великая сила: она и немощного делает сильным, и малого великим, и незначительного достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким, и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым. Высоко, я сказал, звание священника. Ибо чей это сан? Сан Христов. Он есть единственный Первосвященник, первый и последний, жертву приносящий и приносимый в жертву о всех; Он «Альфа и Омега», первый и последний; мы облечены благодатью Его священства, Он Сам в нас и чрез нас священствует.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Феофилакт глаголет, аще и единому Петру речено бысть, тебе дам ключи, но обаче всем апостолом изволися, сиречь, дана бяше власть, внегда рече им: имже отпустите грехи, и прочая. Еже бо рече, дам, будущее время знаменует, сиречь по воскресении из мертвых. Веждь убо известно, яко всем апостолом от Христа даны суть ключа царства небеснаго. А ими всем их наместником или восприемником. Вопрос. Но самому Петру Христос рече трижды: Симоне, паси агнцы моя, паси овцы моя. Се зриши ли, яко зде святаго Петра творить первейшим пастырем всех агнцев и овец Своих, ему самому при бытии иных агнца и овца Своя вручает, ни единех же не изимает, ни самех тех апостолов? Ответ. И что ино есть пасти, разве учити проповедию Евангельскою? Проповедати же и учити всем апостолом завещано бысть. Якоже есть писано во Евангелии еже от Матфеа: Шедше научите вся языки ( Мф.28:19 ; Зач.116), и прочая. Се убо всем апостолом глагола Господь, а не единому Петру. Сего ради вси апостоли равно суть пастыри со святым апостолом Петром. И не точию апостолом, но и иным проповедником Евангелия, повелено бысть пасти. Якоже глаголет ко Ефесеем Павел: Единому же, рече, коемуждо нас дадеся благодать, по мере дарования Христова. Видиши ли, яко от Бога многи пастыри Церкви даны? Послушай же еще о сем богословцев. Святый Иоанн Златоустый в книзе 2-й о Священстве сице толкует: егда сие речено бысть Петру: паси овцы моя, всем апостолом се речено бысть. Аще ли же паки речеши, яко еже пасти, знаменует область и преиметельство в Церкви Божией, се убо и сие вси апостоли, по них же и наместницы их имут. Должен же еси ведати и сие, яко не вся овцы пасяше Петр. Не пасяше же тыя овцы, яже Павел пасе, иже о себе тако глаголет: сице потщався благовестити, не идеже именовася Христос, да бых на чужем основании не создал ( Рим.15:20 ; Зач.118). Убо погрешил еси, рек, ни единых же овец не изимает. Прочее же, еже глаголеши несмыслен, яко и апостолы не изъят Христос от паствы Петровы: сице ти на сие отвещаваю. Первее убо: святии апостоли такожде бяху апостолами, якоже и святый Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Эта милость особенно была явна при говорении отпуста полунощницы и ектении. Но потом, когда началась утреня, я подумал о сребропозолоченном наперсном кресте, лежащем у меня в столе, и подумал о продаже его – и тотчас смерть вошла во внутренности мои, и я не мог говорить малой сугубой ектении, и едва [...] чрез покаяние и в состоянии был говорить великую ектению. Вот как опасно на месте святом думать о земном, о продаже Господа за сребреники. «Страшно место сие: несть сие [рус.: это не иное что], но дом Божий, и сия врата небесная» [ Быт.28:17 ]. Истинно Церковь есть земное небо: Господь, един Господь моя доля, а не земные вещи, наслаждения и почести, ибо они причиняют смерть. О, да распну я плоть мою, умертвительницу мою, пленяющую меня каждый день любосластием, любовещием и любочестием. Бога единого да приобрящу. Он мое сокровище, моя красота, моя сладость, моя честь и слава, моя награда. [Страдав] «уби страсти Господь» 55 . Слава страданиям Твоим, источившим миру жизнь и оставление прегрешений. Слава страданиям Твоим, убивающим непрестанно страсти мои, исцеляющим лютые раны страстей моих. Слава Кресту Твоему, с которого доселе непрестанно струится пречистая кровь Владыки моего и дарует мне жизнь и нетление. Благодарю Господа, дающего мне дивное здравие душевное и телесное в очередную мою седмицу, по причине служения Ему, Владыке живота, и – причащения святых животворящих Его Таин. Слава, слава, слава Господу! «Паси овцы Моя» [ Ин.21:15–17 ]. И я услышал глас от Господа, подобно апостолу Петру, повелевающий мне пасти словесных овец. Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и свое недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую 60 . Знаю, что может более или менее сделать меня достойным этого сана и способным проходить это звание. Это – любовь ко Христу и к вам. Потому Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звание апостола, прежде спросил его: «любишь ли Мя?» – и после каждого ответа его: «люблю Тя», повторял ему: «паси овцы Моя, паси агнцы Моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

21:15 сл.); т. е. Моих Учеников? Это, заметь, ради того, чтобы обратить его к большему смирению; потому что раньше, и не будучи вопрошен, он оставил себя выше прочих, говоря: «Если и все (соблазнятся), но не — я», а теперь вопрошаем: — больше ли он любит (Христа, чем прочие), — он подтверждает свою любовь, но то — что (любит) больше других, это пропускает, говоря: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя». Что же — Господь? — Поскольку Петр показал, что он не отпал от любви к Нему, и к тому же восприял в добавление к сему смирение, открыто исполняет обещание, некогда данное ему, и говорить ему: «Паси агнцы Моя»; потому что когда Он пожелал собрание верующих в Него назвать «зданием», то тогда Он возвещает, что положит его основанием сего: «Ты еси», говоря, «Петр, и на сем камне созижду церковь Мою» (Мф. 16:18). Когда же слово было о рыбной ловле, то Он творит его ловцем человеков: «Отселе», говоря, «будеши человеки ловя» (Лк. 5:10); когда же именует Своих «овцами», делает Петра Пастырем: «Паси», говоря, «агнцы Моя, паси овцы Моя». На основании же сего долженствует обратить внимание, братие, каким великим желанием Господь хочет нашего спасения: оно до такой степени велико, что ничего иного не требует Он от любящих Его, как то — чтобы направляли нас на пастбище и в ограды спасения. Пожелаем же и мы также нашего спасения и делом и словом окажем послушание вводящим нас в оное. Потому что достаточно каждому из нас пожелать постучаться в двери, ведущие ко спасению, как немедленно явится проводник, уготованный общим Спасителем, и руководитель ко спасению, который, исполненный человеколюбия, весьма и весьма — готов, как бы сам явившийся без зова, а лучше сказать, как сам просящий. Три же раза Христос вопрошает Петра, дабы и три раза отвещавая, он исповедал доброе исповедание, и чрез троекратное исповедание исправил троекратное отвержение, и трижды поставляет его Пастырем Своим агнцам и овцам, предлагая Петру также и три чина спасаемых: рабство, наемничество и сыновство, т. е. — девственность, целомудренное вдовство и честный брак  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Но возвратимся еще раз, пишет в другом месте автор, к вышеприведенным евангельским словам… Как их ни рассматривай, каждое отдельно, или все в совокупности, они образуют ослепительный, так сказать, фокус света и очевидности: Ты еси Петр и на сем камени и пр…. и дам ти ключи царства небесного… Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя и т.д. Паси агнцы Моя… паси овцы Моя. Повторяю, вот творческие учредительные слова верховного Первосвященства в Церкви. Разберите их по одиночке и вы поймете, какими последствиями и значением каждое из них чревато; соедините их затем в одно целое, поясните каждое каждым, вспомните, наконец, кто их изрекает, и разум ваш мгновенно обольется неотразимым светом очевидности. Действительно, какого преимущества, какого божественного дара не откроете вы в них? И что покажется вам труднее: выразить, что заключается в Первосвященстве, или скорее сказать: чего в нем не достает?» «Вникните в первое изречение: »На тебе (?!) создам Я Мою Церковь », т.е. на простой, немощной, человеческой личности, Церковь вселенскую, единую, святую, непогрешимую, верную!! Не теряется ли невольно разум в беспредельности, когда ставит себе вопрос: каково же, наконец, должно быть основание такого неестественного здания!... Но вникните во второе: «чтобы ни связал на земли, будет связано на небесех». Да где же пределы такой власти?!... подождите; вникните в третье, вникните в четвертое: «утверждай братьев твоих;… паси агнцев… паси овец Моих». Что слово, то луч божественного всемогущества! Что слово, то проблеск в бесконечность! Дары сыплются, так сказать, без меры и без счета! Первосвященник поставлен Христом своим наместником, основным камнем Христовой Церкви, ключарем небесного царства, наставником братьев своих, для утверждения их в истине и православии веры, и, наконец, Верховным пастырем как агнцев, так и овец, т.е. всего без исключения словесного стада. Ищите, повторяю еще раз, в каком преимуществе найдете в недостаток в Первосвященнике? Как сама Церковь , он бессмертен, и как она, непреходим. С ее судьбою во веки связана и судьба его. Ему дано питать агнцев и овец пищею всегда живительною, чуждою всякого гниения и отравы. Ему дано безошибочно и отверзать небесные врата действительно заслужившим войти в них. Короче, ему дано продолжить на земле жизненную деятельность самого Христа 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Паси овцы Моя, сказал Иисус Христос, вновь поставляя его в сан апостольства, дабы оно не казалось нарушенным через отвержение, по слабости человеческой случившееся». В этих словах Христа заключалась «заповедь, а не почесть, и не столько власть, сколько должность. Да и такая должность, которую слово Божие возлагает на всех служителей веры: пасите стадо Божие ( 1Пет.5:2 )», что равносильно выражению: паси овцы и агнцы, потому что «в стаде заключаются как овцы, так и агнцы» 768 . Необходимость постоянной иерархии Со смертию Апостолов священноначалие не должно было прекратиться в Церкви Христовой. «Если тело человеческое, управляемое необходимостью природы, имеет нужду в суде, который бы определял членам его род и меру деятельности и покоя, содержал Общие и частные его требования в пределах Справедливости и пользы, наблюдал за его здравием и; открывая болезни его, употреблял врачевство или совсем отделял чуждое для жизни целого» 769 , то тем более нуждается в управлении общество верующих во Христа. Власть служит необходимым условием общественного благоустройства 770 . «Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может, без начальников или наставников». «По слову Христову ( Ин.17:3 ), живот вечный, или вечное блаженство заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. По слову Апостольскому, веровати подобает приходящему к Богу ( Евр.11:6 ). Но Бог непостижим; и Христос есть тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святым Его ( Кол.1:26 ), не в мерцании разума естественного, но в свете откровения благодатного. Отсюда необходимо происходит вопрос Апостола: како уверуют, его же не услышаша? како же услышат без проповедующего ( Рим.10:14 .)? – Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель тайн благодатных. Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. Ибо вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 )), и, следственно, неспособна довести человека до жизни вечной. Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

 С такой внезапностью устроенная трапеза долженствовала быть для учеников истинной вечерию любви, обедом в Царствии Божием. Евангелист не сказывает, разделял ли Иисус сию трапезу с учениками; но ничто не препятствует думать, что разделял.  После чувственной пищи, по обыкновению, началось духовное питание, для преподания коего последовало самое явление. Личным предметом его были два ученика, но по духу оно служило для всех.  «Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин» (так назван был Петр и тогда, когда в знамение твердости своего исповедания получил от Него название Кифы, или Петра), «любиши ли Мя паче сих!» (Ин. 21; 15).  Происхождение и цель сего вопроса сама собою представлялась совести Петра, еще страдавшей от сознания своего отречения.  «Ей, Господи» — отвечал он, не смея уже положиться на твердость своего сердца, — «Ты веси, яко люблю Тя» (Ин. 21; 15). «Глагола ему: паси агнцы Моя» (последователей Моих). «Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя» (хотя не паче сих)? (Ин. 21; 16). Повторение вопроса еще более долженствовало ввести вопрошаемого в себя самого, во глубину смирения. «Ей, Господи», — отвечал он опять с тем же чувством преданности, — «Ты веси, яко люблю Тя» (хотя по слабости плоти и не мог доказать сей любви на деле). «Глагола ему: паси овцы Моя» (последователей Моих). «Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Троекратное повторение одного и того же вопроса уже явно показывало Свое отношение к троекратному отречению. Душа Симона и без того страдала от воспоминания о сем, как от язвы. Новое прикосновение огня — невольно заставило ее вздрогнуть. «Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» (знаешь, от чего последовало мое падение, что я не переставал Тебя любить и не перестану). «Глагола ему Иисус: паси овцы Моя» (Ин. 21; 17). «Аминь, аминь глаголю тебе, — продолжал Господь, — егда был еси юн, поясался... сам и ходил... аможе хотел еси: егда же состареешися, воздеже-ши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 21; 18). «Сие же рече, — замечает Иоанн, — назнаменуя, коею смертию прославит Бога» (Ин. 21; 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010