Для главенства нужно было бы такое выражение: «ты, Петр, паси, с полномочием единого верховного пастыря, всю Мою Церковь и даже избраннейших Моих апостолов». Но такого смысла слова Христовы не дают. Для первенства нужно было бы такое выражение: «на тебя – Петра во-первых, прежде других Моих апостолов, Я возлагаю право и обязанность пасти всю Мою Церковь ». Но и такого смысла слова Христовы не дают. К понятиям, в них заключающимся, нужно прибавить несколько других, чтобы вышел тот или другой из этих смыслов 70 . Здесь указывается только на апостольство Петра, что он, как апостол, имеет право и обязанность пасти Христово стадо, Христову Церковь . И, таким образом, прямой смысл этих слов Христа Спасителя не дает римским богословам права выставлять свое толкование единственно возможным и несомненным: другие два толкования, в смысле первенства и особенно в смысле апостольства у будут не менее, если не более римского толкования, естественны, удовлетворительны и сообразны с прямым смыслом рассматриваемых слов. § 19. Б) Опровержение – на основании связи речи Связь речи, в которой стоят слова: паси агнцы моя, паси овцы моя, паси овцы моя, такова: «вдруг Господь вопрошает Петра, одного Петра, в присутствии других апостолов, вопрошает три раза сряду: любиши ли мя паче сих, любиши ли мя, любиши ли мя? Ей Господи! ты веси, яко люблю тя, после каждого раза отвечает Петр. Паси агнцы моя, паси овцы моя, паси овцы моя, после каждого ответа говорит ему Господь. И после третьего вопроса – любиши ли мя, Петр оскорбе», по замечанию св. евангелиста. Как же должны мы понимать это евангельское сказание, эти слова Господа? Зачем Он обращается к одному Петру тогда, как здесь были другие апостолы? Зачем обращается с одной и той же речью три раза? Зачем спрашивает Петра: любишь ли мя паче сих? а) Утверждает ли Господь Петра в правах и обязанностях главенства над всей Церковью и над апостолами? б) Или, желая наставить апостолов в правах и обязанностях апостольства, обращается ко всем апостолам в лице Петра, как первого из них? в) Или только восстановляет Петра в правах и обязанностях апостольства, которого лишился он через троекратное отречение от Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Но все ли разумеются здесь последователи Христовы, все несовершенные и совершенные, пасомые и пастыри, и пастыри пастырей, и сами апостолы, без изъятия, – или все несовершенные и совершенные, пасомые и пастыри, и пастыри пастырей, с исключением только избраннейших из пастырей, апостолов, – или только несовершенные и совершенные из пасомых и только некоторые из низших пастырей, каковы священники, с исключением всех высших пастырей, каковы епископы, – или одни только несовершенные и совершенные из пасомых, с исключением всех пастырей, – или даже одна какая-либо часть совершенных и несовершенных из пасомых, с устранением всех пастырей, – всего этого прямой смысл слов – агнцы моя, овцы моя, не определяет. О каждом священнике можно сказать, что он, как пастырь младенцев и возрастных о Христе, пасет агнцев и овец Христовых; о каждом епископе, как пастыре не только мирян, но и многих пастырей можно сказать то же; тем более можно сказать это о каждом из дванадесяти апостолов, что он, как вселенский пастырь Церкви, пастырь всего Христова стада, всех пастырей кроме апостолов, пасет агнцев и овец Христовых. Потому, ограничиваясь только прямым смыслом слов: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, должно думать, что ими вручаются Петру для пасения последователи Христовы, между которыми есть различие. Но далее, только произвол римских богословов дает этим словам – овцы, агнцы – определенное значение всех членов Церкви без изъятия, не исключая и избраннейших апостолов; мы со своей стороны имеем право дать этим словам значение всех членов Церкви, с исключением избранных апостолов: и значит, не необходимо думать, что Петру вручены для пасения именно все без изъятия последователи Христовы и сами апостолы 69 . И значит, в прямом смысле этих слов Господа нет основания принять римское толкование их в смысле главенства, как единственно возможное и истинное. Вообще прямой смысл слов: паси агнцы моя, паси овцы моя, паси овцы моя, не представляет основания ни для главенства, ни даже для первенства Петрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Сами римские богословы 68 сознаются, что словом –паси ( βσκε) – скорее означается обязанность заботиться о насыщении стада, чем право пасти его со властью верховного единоличного пастырства. А словом – паси ( πομαινε) – означается обязанность и право только пасти со властью. Слово – паси, по прямому смыслу, значит только: «будь пастырем». Но каким пастырем, главным ли верховным или одним из низших, подчиненных верховному, – единым ли верховным пастырем, которому подчинены все прочее пастыри, или одним из главных верховных, которые имеют равную власть пастырства и которым одинаково подчинены все низшие пастыри; высшая ли власть пастырства разумеется здесь или власть низшая, подчиненная какой-либо высшей, – единоличная ли высшая власть, которая управляет всеми низшими властями, или высшая, но не единоличная, которой есть равные власти пастырства, – всего этого прямой смысл слова – паси ( πομαινε) – не определяет. И потому, ограничиваясь только прямым смыслом этого слова, должно думать, что им предоставляется Петру пастырская власть. Но далее только произвол римских богословов усвояет этому слову значение власти именно высшей единоличной, не имеющей себе равных властей; мы со своей стороны имеем право усвоить ему значение власти единоличной, имеющей себе равные: и значит, не необходимо думать, что Петру этим словом предоставляется пастырская власть, именно верховная и единоличная. И, значит, в прямом смысле слова – паси ( πομαινε) нет основания принять римское толкование, в смысле главенства, как единственно возможное и истинное. Не необходимо также думать, что- б) Под словами: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, разумеется именно вся Церковь Христова, все Христовы последователи, и сами даже апостолы. Нет сомнения, что этими словами означаются последователи Христовы; но означаются только вообще неопределенно, с неопределенным только оттенком различия между ними, с неопределенным различением между ними степеней, низшей и высшей, какие есть между – агнцами и овцами. Слова: паси агнцы моя, паси овцы моя, значат только: «будь пастырем Моих последователей, как агнцев между ними, так и овец».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

е., вспомним свое троекратное отречение, выразил подавлявшую его скорбь особенными внешними знаками, и отвечал: Господи! ты вся веси: ты веси, яко люблю тя, свидетельствуя теперь только всеведением и сердцеведением Господа, и оставляя уже в стороне свою клятву: ей Господи!.. Такого полного раскаяния, такой глубокой любви, такого совершенного самоотречения было достаточно: и Господь окончательно утверждает Петра в звании апостольства: паси овцы моя. Но есть ли в других местах Писания такие выражения, которые делали бы римское толкование евангельских слов: паси агнцы моя, паси овцы моя, паси овцы моя, из маловероятного несомненным? Напрасно римские богословы 75 , множеством мест из Ветхого и Нового Заветов, стараются подтвердить свою мысль, что слово – пасти ( ποιμινειν) – в Писании употребляется всегда в значении верховной власти (regere), а слово – пастырь – в значении верховного правителя, и что, Христос Спаситель словом – паси ( πιμαινε) – предоставил Петру верховную власть. Никакого сомнения нет в том, что слово – пасти ( ποιμινειν) – само по себе, по употреблению в Писании, всегда означает власть, а слово – пастырь – правителя. Но какую власть, верховную ли единоличную, или только высшую, наравне разделяемую несколькими лицами, или низшую подчиненную однородной высшей власти, – верховного ли единоличного пастыря, или высшего, разделяющего свою власть поровну с другими пастырями, или низшего, подчиненного высшему пастырю, – это определяется в Писании обыкновенно не словами – пасти – и – пастырь, но другими какими-либо чертами; и по этим особым чертам значение этих слов в Писании бывает различно. Так в Евангелии Иоанна (10, 11) слово – пастырь, очевидно, употребляется в смысле пастырства верховного, единоличного: потому, что Тот, кто сказал о себе: аз есмъ пастырь (ст. 11), здесь же приписывает себе божественную, верховную, всемогущую власть пастырства. Овцы моя гласа моего слушают, продолжает Он... И азь живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки моея. Отец мой, иже даде мне, болий всех есть: и никтоже можетъ восхитити их от руки Отца моего. Аз и Отец едино есма (ст. 27–30). В том же смысле власти единоличной слова – пасти – и – пастырь – употребляются и следующих местах Писания: Ис. 2, 9 ; Ис. 40, 11; 63, 11 ; Иер. 31, 10 ; Иез. 37, 24 ; Мф. 2, 6; 25, 32; 26, 31 ; 1Петр. 2, 25 ; Евр. 13, 20 ; Апок. 7, 17; 12, 5 . Но в следующих местах Писания: Иер. 10, 21–22; 23, 1. 2. 4; 50, 6 ; Иез. 34, 2. 3. 5. 7–10 ; Наум. 3, 18 ; Зах. 10, 3; 11, 3 ; Лк. 2, 8. 15. 18. 20 ; Мф. 8, 33 ; Мк. 5,14 ; Деян. 20, 28 ; Еф. 4, 11 ; 1Петр. 5, 2 , – слова эти употребляются в смысле пастырской власти, разделяемой в одно и то же время многими лицами, между которыми, в свою очередь, есть высшие и низшие пастыри: и, значит, употребляются в значении власти не единоличной. А потому, ссылаясь на параллельные места, нельзя утверждать, что и в рассматриваемом месте слово – паси ( πιμαινε) – означает верховную единоличную власть Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Потому-то так строго и поступил он (Павел) с Петром» 100 . Так толкует эти слова апостола блаженный Августин : «истину написал апостол, что он видел Петра не право ходящим ко истине благовествования и в лице ему противостал за то, что язычников он нудил иудействовать. А сам Петр, что у Павла произошло спасительно из свободы любви, принял кротостью святого и благословенного смирения; и этим подал потомкам редчайший и святейший пример, чтобы они, если где-либо кто-либо оставит прямую стезю, не пренебрегали принять исправление хотя бы и от младших, как Павел, – чтобы и меньшие большим смело дерзали противиться, для защищения евангельской истины... Похвальны и справедливая свобода в Павле и святое смирение в Петре»... Затем блаженный учитель, подтверждая свое мнение свидетельствами Оригена , св. Златоуста, Амвросия и некоторых других древнейших толкователей Писания продолжает: «прибегаю к самому Павлу... к нему взываю спрашивая и ищу в том, что написал он к Галатам, будто он видел Петра неправо ходящим ко истине благовествования и из-за этого в лице ему противостал, так-как Петр этим лицемерием нудил язычников иудействовать, – истинно ли это он писал или как-нибудь... сказал неправду? И слышу, что он несколько выше, в начале этого же повествования, благоговейным гласом ко мне вопиет: а яже пишу вам, се пред Богом, яко не лгу» ( Гал. 1, 20 ) 101 . Отсюда видно, что и св. Павел считал себя в праве обличить Петра за неправоту, хоть неправоту и кажущуюся только, допущенную с благим намерением, – и св. Петр считал своей обязанностью уступить голосу истины, изреченному Павлом. § 22. Вывод из разбора доказательства, заимствуемого римскими богословами из слов св. евангелиста Иоанна: XXI, 15–18 Из разбора этого доказательства открывается, что по смыслу своему, слова Господа: паси агнцы моя, паси овцы моя, паси овцы моя, не так ясны, чтобы их необходимо было толковать только в смысле римского учения о главенстве. Не необходимо толковать слова эти так, что словом – паси ( πιμαινε) – Господь вручил Петру верховную единоличную власть пастырства; а словами: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, вручил для пасения всю Церковь и всех ее членов без изъятия, и даже самих апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

3) Не признавал св. Киприан апостола Петра единственным или особым в своем роде пастырем стада Христова . Св. Киприан ясно так же отклоняет мысль, будто словами: паси овцы моя, паси агнцы моя, паси овцы моя ( Ин. 21, 15–7 ), Господь сделал Петра главой Церкви и апостолов. Овцами и агнцами Господь называет свой народ, по мысли св. Киприана, не с тем, чтобы показать, что Петру вручаются для пасения именно все члены Церкви, не исключая и апостолов, как утверждают римские богословы: «овцами называет», пишет св. отец; «чтобы невинность христианская была подобна (невинности) овец; именует агнцами, чтобы простота смысла подражала простой природе агнцев» 611 . Поставляя слова Господни Петру: «паси овцы моя» в вышеприведенной и рассмотренной 612 своей речи: «вещает Господь Петру: азъ тебе глаголю, говорит, яко ты еси Петр... И дам ти ключи царства небесного... И опять ему же, по воскресении своем, говорит: паси овцы моя.... На одном (Петре) созидает Церковь свою 613 , и ему вручает для пасения овец своих», св. Киприан здесь же сразу учит, что «всем апостолам приписал Господь равную власть», – что «прочие апостолы были то же, что был Петр, равной долей одаренные и чести и власти», – что «все 614 они суть пастыри, все пасут едино Христово стадо единодушным согласием», а к Петру с этими речами Господь обращается только как к первому апостолу, с которого начинается единство церковное, который представляет в себе единую Церковь 615 . 4) Вообще признавал Петра только первым между апостолами, но никак не главой их и Церкви . Вообще, по учению св. Киприана сам Господь непосредственно избрал прочих апостолов так же, как и Петра 616 , сам послал их в мир так же, как и Петра 617 ; сам повелел им так же, как и Петру, идти и учить все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа 618 ; сам дал им так же, как и Петру, власть над Церковью и власть равную, равно как и честь равную 619 . Св. апостолы, все вместе, по учению Киприана, суть такие же посредники между Христом Спасителем и Церковью, такие же источники истинного учения, благодати, священства, пастырской власти для Церкви, как и Петр; по выражениям св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

3 . Наконец, римские богословы в доказательство истинности своего учения о главенстве ап. Петра над другими апостолами ссылаются на слова Иисуса Христа, сказанные Им ап. Петру во время явления Своего апостолам по воскресении из мертвых: «паси агнцы Моя, паси овцы Моя» ( Ин. 21 ). Слова эти сказаны были после особенного троекратного воззвания, или обращения, к апостолу Петру, выраженного словами «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» и после утвердительного ответа на этот вопрос со стороны апостола. В этих слова Спасителя римские богословы видят указание на то, будто бы Господь вручил ап. Петру верховную власть как над пастырями церкви, которых будто бы нужно разуметь под агнцами, так и над простыми верующими, которые называются овцами 66 . Но здесь решительно нет никаких даже намеков на верховную власть ап. Петра. Из смысла всей священной речи видно, что словами «паси агнцы и овцы Моя» Господь восстановлял ап. Петра в его апостольском звании, которое он потерял вследствие своего отречения от Иисуса Христа. Троекратное повторение Господом этих слов и троекратное воззвание Его к ап. Петру, высказанное не без некоторого оттенка упрека, очевидно, имеет отношение к троекратному отречению апостола. В таком именно смысле понял слова Господа и ап. Петр: это подтверждается тем, что апостол, как видно из повествования евангелиста, опечалился и омрачился своею совестью, – вследствие воспоминания скорбного своего бывшего падения, – и потому с волнением, душевной тревогой сказал в ответ: «Господи, Ты вся веси, – Ты веси, яко люблю Тя». Факт опечаления ап. Петра вследствие слов Спасителя, сказанных к нему, и служит яснейшим опровержением латинского толкования: зачем было бы печалиться ап. Петру, если бы он был поставляем главою апостолов и всей христ. церкви? Восстановляя Симона Петра в апостольском достоинстве, Господь торжественно, в присутствии других апостолов, словами «паси овцы Моя» давал ему ту власть, которая дана и всем другим апостолам ( Ин. 20:21 ; Мф. 28:19 ), а в лице их и всем преемникам их – пастырям церковным – власть пасти стадо Божие ( 1Пет. 5 ). Заметим, что Спаситель не сказал Петру: «ты один только паси овец Моих», а сказал так: «паси овец Моих»; этими последними словами не исключается, конечно, совместное пасение овец и другими лицами – пастырями. Достойно замечания и то обстоятельство, что Спаситель в троекратном обращении называет просто Симоном Иониным, а не Петром, т. е. человеческим, а не апостольским именем. Итак, это призвание к апостольству заново, а не к главенству.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Ибо что значит: любиши ли Мя? Паси овцы Моя, если не следующее: «если любишь Меня, то не думай пасти себя, но паси овец Моих, а не как своих, ищи в них Моей славы, а не своей, Моего господства, а не своего; Моего прибытка, а не своего, да не будешь общником всего того, что имеет быть во времена люта у любящих самих себя? 206 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя слова Евангелия: дуну, и глагола им: приимете Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся ( Иоан. 20, 22, 23 ), пишет: «как царь, посылая правителей, дает им власть и заключает в темницу, и освобождать из темницы; так и Христос, посылая учеников, облекает их такою же властью… Не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа " … Объясняя, наконец, слова Христовы: любиши ли Мя, паси агнцы, паси овцы Моя, тот же учитель пишет: «преимущественно пред всем мы приобретаем благоволение своим попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя ( Иоан. 21, 15, 16 ).Почему же Христос помимо других учеников беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, от чего и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, дабы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не вспоминает Христос об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: «если ты любишь меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за Моих овей. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели (своей любви) Самого Ведущего сокровенные тайны сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

357. Установил ли Господь Иисус Христос этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды, не лишится веры, но обратится, и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере. 358. Приведены ли в Священном Писании случаи, когда обращенный грешник укреплял в вере своих ближних? В Священном Писании приведены такие случаи, например: женщина-самарянка, будучи большой грешницей, обратилась и по своем обращении привела к Господу Иисусу и укрепила в вере многих жителей города Сихаря (Ин.4:5—39); или апостол Павел, после того как перестал быть врагом Христа и обратился, снискал для Христа и утвердил в вере много тысяч людей в разных местах. 359. Возможно ли вообще слова: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», понимать так, что Господь Иисус Христос имел намерение установить ими апостола Петра наставником всей Церкви? Нельзя так понимать эти слова, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, кто от грехов искренне обратится в Богу, независимо от того, является ли он наставником этих людей, или же им подчиненным, или им равным. 360. Когда сказал Господь Иисус Христос Петру слова: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя»? Господь Иисус Христос сказал Петру: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя» в присутствии Своих учеников, когда к ним пришел после Своего Воскресения из мертвых; это стало, таким образом, после того, как Петр три раза от Него отрекся. 361. Сказал ли при этом Господь Иисус Христос Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его? Господь Иисус не сказал при этом Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его, но сначала три раза спросил Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня?», и когда Петр на эти вопросы отвечал, что Господа Иисуса он любит, то Господь Иисус Христос после каждого ответа ему говорил, чтобы он пас агнцев или же овец Его (Ин.21:15—17). 362. Почему Господь Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня»?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

    360. Когда сказал Господь Иисус Христос Петру слова: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя»?    Господь Иисус Христос сказал Петру: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя» в присутствии Своих учеников, когда к ним пришел после Своего Воскресения из мертвых; это стало, таким образом, после того, как Петр три раза от Него отрекся.     361. Сказал ли при этом Господь Иисус Христос Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его?    Господь Иисус не сказал при этом Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его, но сначала три раза спросил Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня?», и когда Петр на эти вопросы отвечал, что Господа Иисуса он любит, то Господь Иисус Христос после каждого ответа ему говорил, чтобы он пас агнцев или же овец Его (Ин.21:15—17).     362. Почему Господь Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня»?    Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня» потому, что хотел, чтобы Петр, по троекратном своем публичном отречении, проявил свое обращение тройным публичным исповеданием любви.     363. Как единственно возможно понимать слова Господа Иисуса Христа, чтобы Петр пас агнцев и овец Его?    Слова Господа Иисуса Христа о том, чтобы Петр пас агнцев и овец Его, возможно единственно понимать так, что Петр, вследствие троекратного отречения от своего Учителя, стал недостойным апостольского звания, но после троекратного исповедания любви Господь Иисус Христос снова заявил, что оставляет Петру должность апостола.     364. Возможно ли поэтому словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью?    Словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, нельзя ни в коем случае доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью, так как пастырями духовных агнцев и овец Христа были без различия все апостолы, а не только Петр.     365. Считал себя апостол Петр главою остальных апостолов?    Апостол Петр не считал себя главою остальных апостолов, так как в своем Первом послании называет себя только соначальником или сопастырем, но Господа Иисуса Христа называет Пастыреначальником или Архипастырем, то есть главой пастырей (1Пет.5:1—4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010