Из разбора этого доказательства открывается, что слова нашего Господа: на семь камени созижду Церковь ... И дам ти ключи царства небесного: и еже аще.., не так ясны, чтобы их необходимо было толковать только в смысле римского учения о главенстве. На основании и прямого их смысла и связи речи, в какой стоят они, и параллельных соответствующих им мест Писания, – Слова: на сем камени созижду Церковь мою, не только можно, но и должно понимать не так, что единое основание, утвержденное на Христе и держащее на себе все здание Церкви, и самих апостолов в ее составе, есть апостол Петр, – но так, что единое основание Церкви есть Господь Иисус, а Петр есть один из камней, утвержденных на Христе и держащих на себе часть здания Церкви точно так же, без всякого существенного преимущества, как и прочие апостолы 63 : можно и должно понимать в смысле апостольства или первенства, но никак не главенства Петрова. А слова: и дам ти ключи..: и еже аще свяжеши.., можно и должно понимать не так, что ключи царства небесного, т. е. власть решить и вязать в Церкви, принадлежали Петру, как верховному повелителю Церкви, и прочие апостолы пользовались этой властью только с верховного соизволения Петра, – но так, что ключи царства небесного, т. е. власть решить и вязать в Церкви, вечно принадлежали Царю Церкви -нашему Господу, Им самим непосредственно дарованы всем апостолам, – что потому каждый из дванадесяти апостолов имел на них такое же право, как и Петр: можно и должно понимать опять в смысле апостольства или первенства, но никак не главенства Петрова. § 16. II) Разбор доказательства, заимствуемого римскими богословами из слов св. евангелиста Иоанна 21, 15–18. 1)    Изложение этого доказательства У св. евангелиста указанное место читается так: глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин! любиши ли мя паче сихь? Глагола ему: ей Господи! ты веси, яко люблю тя. Глагола ему: паси агнцы моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин! любиши ли мя? Глагола ему: ей Господи! ты веси, яко люблю тя. Глагола ему: паси овцы моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин! любиши ли мя? Оскорбе же Петр, яко рече ему третие – любиши ли мя, и глагола ему: Господи! ты вся веси: ты веси, яко люблю тя. Глагола ему Иисус: паси овцы моя, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

К повествованию о ловле рыб евангелист Иоанн присоединяет: се уже третие явися Иисус ученикам своим востав от мертвых – τοτο 253 δη τρτον φανερϑη ησος τος μαϑητατς ατυ 254 γερϑες κ νεκρν. Явление на море Тивериадском Иоанн считает третьим, между тем, по общепринятому счету, оно было седьмым 255 . Отрицательная критика находит в этом непримиримое противоречие другим сказаниям евангелий. Но мы не найдем никакого противоречия, если обратим внимание на то, что Иоанн считает только те явления, которые происходили перед собранием учеников, на что указывают слова его: явися учеником своим ( Uoah. XXI:14 ), а таких явлений ранее было только два и, таким образом, Галилейское является третьим. Если бы Иоанн принимал во внимание все явления, то он не мог бы сказать, что Галилейское явление было третьим, так как он сам ранее сказал уже о трех явлениях ( Иоан. ХХ:14– 17; ХХ:19–23; ХХ:26–29 ). Так объясняют это замечание все лучшие экзегеты, например Евфимий Зигабен : «В первый раз, пишет он, Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес ( Иоан. ХХ:19 ), во второй через восемь дней после того ( Иоан. ХХ:26 ), а в третий раз теперь... Являлся Иисус Христос и женам, который были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (XVI:12), и Петру, но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз» 256 . Беседа воскресшего Спасителя с апостолом Петром Uoah. XXI, 15–25 15. Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши-ли Мя паче сих; глагола Ему: ей, Господи, ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы моя. 16. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши-ли Мя; глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы моя. 17. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы моя: 18. Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Когда апостол отрекся, то он потерял и самое звание апостола! Ведь мы знаем, что когда Ангел явился мироносицам, то по повествованию одного из евангелистов, он сказал: «пой дите, скажите ученикам Его и Петру» ( Мк.16:7 ), ибо Петр сам как бы вычеркнул, исключил себя из апостольского списка. И вот, Господь обращается к нему: «Симоне Ионин» , ибо он перестал быть Петром – «каменным» после своего отречения, – «Симоне Ионин, любиши ли Мя?..» ( Ин.21:15 ).Но при этом, мягко и деликатно напоминает ему о его самоуверенной похвальбе, когда он говорил на Тайной Вечери, что если и все изменят Учителю, то он-то никогда не изменит. Он говорит ему: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» (Более нежели они?) Смиренно, покаянно отвечает апостол: «ей, Господи, ты веси, яко люблю тя» . Нет и следа прежней самонадеянности, при чем это особенно хорошо передает греческий текст, в котором стоят разные слова: Господь спрашивает «любишь ли ты Меня?» и употребляет слово «агапас мэ» (а это слово означает особую, могучую, всецелую любовь, в которой апостол клялся на тайной вечери), а Петр смиренно отвечая «люблю Тебя» , ставит совершенно другое слово – «филео», – которое означает только доброе отношение, привязанность, доброжелательность, а совсем не то, что означает первое слово. Господь, слыша признание в любви, говорит ему: «паси агнцы моя» . Далее – второе такое же вопрошение, но Господь видит, что апостол уже вразумился тем, что произошло, и вторично спрашивая его «любиши ли мя?» ( Ин. 21:16 ), уже не добавляет «паче сих» чтобы снова не притрагиваться к больной ране, в душе апостола. Снова апостол говорит о своей любви, и снова Господь говорит «паси овцы Моя» . Но когда Господь спросил его в третий раз, вся душа его возмутилась от скорби, он вспомнил весь ужас и позор своего отречения и воскликнул от всей души: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» ( Ин. 21:17 ). И тогда в третий раз Христос ему говорит: «паси овцы Моя» . Следственно, как апостолами, так и всяким, кто совершает служение благовестия Христова учения, должна прежде всего двигать любовь к самому Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Наконец, в доказательство главенства Петрова над другими апостолами ссылаются на слова Господа к Петру во время явления Его ученикам по воскресении на озере Тивериадском: паси агнцы Моя, — паси овцы Моя, — паси овцы Моя (Ин 21, 15–17). Это сказал Господь после троекратного обращения к Петру с вопросом: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Говорят, обетованное Петру первенство и на самом деле ему даровано этими словами: вручена ему верховная власть над всей церковью, и над агнцами — простыми верующими и над цами — над апостолами и их преемниками; от него имеют благодатные дары пастыри церкви. Но такое понимание совершенно произвольно. Беседа Господа ο пасении агнцев и овец имеет прямое соотношение с беседой Его на тайной вечери ο соблазнах, ожидающих Его учеников, и ο молитве за Петра. Господь троекратно спрашивает Петра (называя его при этом прежним именем — Симон, а не Петром, как не обнаружившим твердости в борьбе с искушением) ο любви к Себе, чтобы троекратным свидетельством об этой любви он загладил грех троекратного отречения, спрашивает при том (в первый раз) ο любви паче сих, т. е. апостолов. Вопрос этот имеет прямое отношение к превозношению Петра перед прочими апостолами: аще и вси соблазнятся ο Тебе, аз никогда же соблазнюся (Мф 26, 33), почему и Симон, услышав третье: любиши ли Мя, — оскорбе, опечалился. А отсюда, — и повеление пасти агнцев и овец имеет значение восстановления Петра в апостольском достоинстве, из которого он отпал троекратным отречением, но которое ему возвращается вследствие троекратного исповедания. Таким образом в евангельской истории нет подтверждения, будто И. Христос дал ап. Петру преимущественную власть над церковью сравнительно с другими апостолами. Напротив, И. Христос и сильно обличал и предостерегал учеников Своих именно против духа превозношения, против стремления к преимуществам (Мф 20, 25–28; Ин 13, 13–15). После евангелия римские богословы в истории апостольской стараются найти подтверждение тому взгляду, будто ап. Петр по вознесении И.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Наконец, в доказательство главенства Петрова над другими апостолами ссылаются на слова Господа к Петру во время явления Его ученикам по воскресении на озере Тивериадском: паси агнцы Моя,паси овцы Моя,паси овцы Моя ( Ин.21:15–17 ). Это сказал Господь после троекратного обращения к Петру с вопросом: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Говорят, обетованное Петру первенство и на самом деле ему даровано этими словами: вручена ему верховная власть над всей церковью, и над агнцами – простыми верующими и над ов цами – над апостолами и их преемниками; от него имеют благодатные дары пастыри церкви. Но такое понимание совершенно произвольно. Беседа Господа о пасении агнцев и овец имеет прямое соотношение с беседой Его на тайной вечери о соблазнах, ожидающих Его учеников, и о молитве за Петра. Господь троекратно спрашивает Петра (называя его при этом прежним именем – Симон, а не Петром, как не обнаружившим твердости в борьбе с искушением) о любви к Себе, чтобы троекратным свидетельством об этой любви он загладил грех троекратного отречения, спрашивает при том (в первый раз) о любви паче сих, т. е. апостолов. Вопрос этот имеет прямое отношение к превозношению Петра перед прочими апостолами: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся ( Мф.26:33 ), почему и Симон, услышав третье: любиши ли Мя, – оскорбе, опечалился. А отсюда, – и повеление пасти агнцев и овец имеет значение восстановления Петра в апостольском достоинстве, из которого он отпал троекратным отречением, но которое ему возвращается вследствие троекратного исповедания. Таким образом в евангельской истории нет подтверждения, будто И. Христос дал ап. Петру преимущественную власть над церковью сравнительно с другими апостолами. Напротив, И. Христос и сильно обличал и предостерегал учеников Своих именно против духа превозношения, против стремления к преимуществам ( Мф.20:25–28 ; Ин.13:13–15 ). После евангелия римские богословы в истории апостольской стараются найти подтверждение тому взгляду, будто ап. Петр по вознесении И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но эти рассуждения идут в разрез с отеческим преданием. Почему, спрашивает св. Иоанн Златоуст , почему не сказал Господь: Я молился за всех. Ответ дается самим отцом церкви такой, что Господь делает обращение к Петру и говорит как бы только об нем одном, чтобы предостеречь и вразумить его и исправить в нем излишнюю самонадеянность и склонность к противоречиям 76 . Но, предрекая Петру падение, Господь предвидел также и его глубокое раскаяние и пламенное усердие к заглаждению вины. И Петр действительно своим решительным восстанием от падения утвердил братию и показал пример всем колеблющимся в вере и согрешающим. „Пример апостола Петра, – замечает высокопреосвященный митрополит Арсений киевский, – по столь тяжком и глубоком падении восставшего и в прежнюю любовь и сан милосердым Господом принятого, продолжает доныне восставлять и утверждать всех грешников кающихся, для ближайших же свидетелей его падения и соучастников восстания, без сомнения, как горькие слезы его покаяния были слышнее и поучительнее, так и радость спасения отраднее и живее“ 77 . Паси агнцы Моя. Паси овцы Моя. Паси овцы Моя ( Ин.21:15–17 ). И это изречение Господа употребляют паписты в доказательство своих теорий о супрематии римской кафедры неосновательно. Умозаключения папистов и в этом случае не подтверждаются ни писанием, ни вселенским преданием. Господь повелел Петру пасти агнцев и овец. Но это не значит еще, что Господь облек Петра верховенством пастырской власти. Сам Петр называет пастыреначальником Иисуса Христа ( 1Пет.5:4 ), себя же ничем не отличает от других апостолов. По воззрениям католиков, данное Петру повеление пасти агнцев и овец обозначает, что кафедра Петрова служит источником полномочия для всего вообще церковного пастырства. Но апостол Павел свидетельствует и учит, что пасти церковь Господа и Бога поставляет епископов и пресвитеров Дух Святый ( Деян.20:28 ). Значит, в правах своего служения пастыри церкви независимы от римской кафедры. Права эти получаются от Самого Духа Божия в силу апостольского преемства; но кафедра блаженного Петра не есть средоточный пункт иерархической юрисдикции, ибо не одному Петру, а всем апостолам сказано: приимите Дух Свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Посему и указание на беседу сию латин, как на доказательство противного, совершенно напрасно 483 . 3. Неосновательно оно еще более потому, что не подтверждается свящ. Писанием. а) Правда, что на языке свящ. Писания пасение означает иногда власть: ибо в нем Спаситель, глава Церкви ( Еф. 1:22–23, 4:11–16, 5:23 ; Кол. 1:18 ), называется пастыреначальником (αρχιποιμην: 1Пет. 5:4 ) и великим пастырем (ποιμην μεγας: Евр. 13:20 ). Но пасение это в том виде, в какой облекают его латины, не может быть усвояемо ап. Петру. Причина сего заключается, во-первых, в том, что, по духу свящ. Писания, пасение овец Христовых должно быть совершенно чуждо римского преобладания, против которого прямо сказано там ап. же Петром: пасите еже в вас стадо Божие не нуждею... ниже неправедными прибытки… ни яко обладающе причту ( 1Пет. 5:2,3 ) 484 ; во-вторых, в том, что власть над другими, как преобладание римское, положительно возбранена Спасителем, который сказал: царие язык господствуют ими и обладающии ими благодателе нарицаются. Вы же не тако: но болий в вас да будет, яко мний: и старей, яко служай ( Лк. 22:25:26 ) 485 ; а в-третьих, в том, что ап. Петру повелено было пасти не своих овец, но Христовых: паси агнцы Моя… паси овцы Моя… паси овцы Моя ( Ин. 21:15–16 ) сказано было ему, и след. внушено, что он должен пользоваться дарованным ему правом пасти стадо Христово не как владыка или князь, но как слуга Христов, как и всякий другой след. апостол или пастырь стада Христова 486 . б) Из евангелия от Иоанна видим, что Спаситель поручил пасти агнцев и овец своих ап. Петру; а ап. Павел и сам ап. Петр научают, что власть пасти стадо Божие, которое составляется обыкновенно из агнцев и овец, принадлежит не одному ап. Петру, но и прочим апостолам, даже всем служителям Церкви Христовой. Внимайте себе, говорил последний к ефесским пресвитерам церковным 487 , – внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога ( Деян. 20:28 . Снес. 1Пет. 5:1,2 ). Не очевидно ли из сего, что тот, кому повелевается пасти агнцев и овец Христовых, не есть владыка, верховный начальник, князь пасомых им? К тому же – в) известно, что имена агнцев (αρνια) и овец (προβατα) употребляются в свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Слава, и ныне, Богородичен: Как Всенепорочная Невеста Творцу,/как не познавшая мужа Матерь Искупителя,/как Вместилище истинное Утешителя, Всехвальная,/меня, осознанно ставшего поистине/беззакония скверным жилищем и игрушкой бесам,/поспеши от их злодейства меня избавить/и светлой обителью добродетелей соделай, Светоносная Нетленная,/отгони облако страстей и Вышнего причастия сподоби/и света немеркнущего молитвами Твоими. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна: 1 антифон 4 гласа. Прокимен, глас 4: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Прокимен, глас 4 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию,/о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:2, 5 Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Все, что дышит: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Иоанна, зачало 67: Евангелие от Иоанна, зачало 67 Во время оно, явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых. И глагола Симону Петру: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе же Петр, яко рече ему третие, любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя. Аминь, аминь, глаголю тебе, егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше, аможе хотяше, егда же состареешися и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. И сия рек, глагола ему: иди по Мне. Обращься же Петр, виде ученика, егоже любляше Иисус, во след идуща, иже и возлеже на вечери на перси Его, и рече: Господи, кто есть предаяй Тя? Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что? Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе? Ты по Мне гряди. Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет; и не рече ему Иисус, яко не умрет, но аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? Сей есть ученик свидетельствуяй о сих, иже и написа сия, и вем, яко истинно есть свидетельство его. Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще по единому писана бывают, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sv-app-pe...

Униат: Ты мне доказательства-то приведи. Православный: Доказываю тебе, что все двенадцать апостолов в равном смысле именуются основанием Церкви из слов Апокалипсиса. Вот как нам описывается Христова Церковь : «Ангел вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий град Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» ( Откр. 21:10, 14 ). Согласно с сим и в Евангелии Господь предсказывал Своим апостолам, когда Петр сказал Ему: «се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом, что убо будет нам» ( Мф. 19:27 ), то никакого преимущества не обещал Петру, но сказал: «аминь глаголю вам, яко вы, шедшие со Мною, в пакибытии, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолех, судити обеманадесятема коленома Израилевыма» ( Мф. 19:28 ). Все апостолы – Судии, все основания, все камни здания Церковного, но краеугольный камень един – Христос: «основания, бо иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3:11 )». Униат: Ты колеблешь главный догмат нашей Церкви, без него разрушается Католическая истинная Церковь . Православный: Если ваша церковь была бы истинной Церковью, то Спаситель так и сказал бы апостолам: «вот вам отец и начальник Петр. Слушайтесь его во всем и потом его преемников»; а Он что сказал им: «вы же не нарицайтесь учители, един бо всем учитель Христос, вы же братие есте» ( Мф. 23:8 ). Видите ли безумие вашего учения? Униат: Теперь и я тебя посрамлю. Слова Спасителя о Петре, сказанные по воскресении Своем: «егда же обедоваша, глагола Иисус Симону Петру: «Симоне Ионин, любиши ли мя паче сих»? Глагола ему Петр: «ей, Господи, Ты веси яко люблю тя». Глагола ему Иисус: «паси агнцы Моя». Глагола ему паки второе: «Симоне Ионин, любиши ли мя»? Глагола Ему: «ей, Господи, Ты веси яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя». Глагола ему третие: «Симоне Ионин, любиши ли Мя»?.. И рече Ему: «ей, Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя»» ( Ин. 21:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Этот разведенный огонь не напоминал ли Петру тот огонь, около которого он трижды отрекся от Христа ( Ин. 18, 18 )? Думал ли падший по самонадеянности апостол, что теперь настает время окончательного восстановления его в апостольство? во время трапезы Господь спросил Петра: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? словами: паче сих, ясно указывалось на горделивое уверение его, кончившееся падением: Еще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся ( Мф. 26, 33 ). Признав свой грех и оплакав его тотчас по падении горькими слезами, апостол уже не дерзнул ставить свою любовь выше любви других учеников, не осмелился даже сравнивать с ней, а просто и смиренно отвечал: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. и на это смиренное исповедание Господь изрек апостолу: паси агнцы Моя,«агнцами, по изъяснению святителя василия великого , – назвал новорожденных в вере». После краткого молчания Господь спросил его в другой раз: Симоне Ионин, любиши ли Мя? – Ей, Господи, – отвечал апостол, – Ты веси, яко люблю Тя. – Паси овцы Моя, – рек ему Господь, поручая не только вскормление духовной пищей еще слабых и не утвердившихся в вере новорожденных членов Церкви, но и пасение всего стада, всех членов Церкви, в совершенном духовном возрасте, которых и прежде неоднократно Господь уподоблял овцам стада ( Мф. 18, 12–14 ; Ин. 10, 1–14 ). Третий вопрос Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя? – опечалил Петра; он подумал, что Господь сомневается в искренности любви его, а посему, ссылаясь на всеведение Его, снова и с особенной силой засвидетельствовал о своей любви: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. – Паси овцы Моя, – опять сказал Господь, окончательно восстановляя падшего в апостольском чине. «троекратным удостоверением о любви ко Христу, по выражению митрополита Филарета Московского , заглаждалось троекратное отречение от Христа: это была кроткая епитимия покаявшемуся и разрешаемому Петру». После того как воскресший, хотя и не вполне открыто для других учеников, но совершенно вразумительно для самого Петра, загладил грех малодушного отречения его новым торжественным исповеданием и уверением любви к себе, совесть апостола могла окончательно успокоиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010