18:18). Так,  Церковь связывает, Церковь разрешает; связывает и разрешает Церковь, основанная на краеугольном камне – Самом Иисусе Христе» 246 . Далее римские богословы, в доказательство истинности своего учения о Петре, как князе Апостолов, ссылаются на слова Иисуса Христа к Апостолу Петру: Симоне Ионин, любиши ли Мя... ( Ин. 21 ). По мнению католиков, троекратное вопрошение Христа о любви Петра к Нему означает поставление Петра князем Апостолов, главою всей Церкви. В знак этого, по их мнению, разнообразятся и ответы Иисуса Христа. Сначала Он говорит: паси агнцы Моя, т.е. будто бы пастырей; потом отвечает: паси овцы Моя, т.е. будто бы вообще верующих. Но здесь нет никаких признаков о поставлении Петра князем Апостолов. Напротив, это место представляет лишь торжественное восстановление Апостола Петра в Апостольском достоинстве, которое он потерял вследствие своего отречения от Иисуса Христа. С некоторым оттенком упрека начинается речь Иисуса Христа, когда Он говорит: «Симоне Ионин, любиши ли Мя больше сих», и Петр, наученный горьким опытом своего прежнего отречения, ссылается теперь только на всеведение Господа. Соответственно троекратному отречению Петра, происходить троекратное его восстановление. Что касается до разнообразия в ответах Иисуса Христа Апостолу Петру, то, по мнению знающих еврейский язык, оно зависит от свойства этого языка, в котором нередко одна и та же мысль разнообразится в нескольких выражениях, употребляемых для красоты речи, например: «радуйся, дщи Сиона, проповедуй, дщи Иерусалимля» 247 . Самое главное опровержение католического толкования на приведенное евангельское место заключается в словах: «оскорбе же Петр, яко рече ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя». Если бы справедливо было толкование католиков, то зачем бы печалиться Апостолу Петру, когда он торжественно поставлен князем Апостолов? Ясно, что Апостол Петр видел в словах Иисуса Христа нечто другое, именно то, что мы видим в них, а не то, что находят в них римские богословы, и потому-то отвечал столь знаменательными словами: «Господи, ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

27:5), «и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его» (Деян. 1:18). Значит, его исповедь нисколько ему не помогла. Что же сделал Петр, который получил прощение? Он стоял внутри двора Каиафы и грелся. Он трижды отрекся — «не вем человека» (Мк. 14:71). Но когда в третий раз услышал пение петуха, вспомнил, что ему предрек Христос; осознал свой грех, его поразила сердечная боль; он тотчас вышел вон со двора, тотчас же выделился от злого сообщества слуг, удалился и, хорошо подумав в душе над тем, что сделал, горько заплакал — «исшед вон плакася горько» (Мф. 26:75). И существует предание, что в течение всей жизни всякий раз, как он слышал пение петуха, он вспоминал свой грех, и глаза его становились двумя источниками горьких слез — «плакася горько». И такого рода исповедь принесла большую пользу: впоследствии, когда Христос по воскресении трижды вопросил его: «Симоне… любишили Мя?» (Ин. 21:15), — этим троекратным вопрошением он исправил его троекратное отречение, как говорит Григорий Богослов. А когда Христос сказал ему: «Паси агнцы Моя… паси овцы Моя» (Ин. 21:15–16), — Он даровал ему, говорит Златоуст, прежнюю апостольскую власть и честь. Заметь себе теперь, о христианин, что истинное и совершенное покаяние, которое дарует прощение грехов, которое приводит к благодати и любви Божией, состоит не в том, чтобы исповедать только грехи свои, ибо это есть устная, а не сердечная исповедь, исповедь по привычке, а не из сокрушения, не в том, чтобы искупить грех посредством денег, как будто покаяние есть торговое дело, а духовники, как говорит Павел, — святотатцы, торговцы, — он и говорит о них, как о «непщующих приобретение быти благочестие» (1 Тим. 6:5). Брат, ты заблуждаешься! Это покаяние — только внешнее и, подобно раскаянию Иуды, суетно и бесплодно. Покаяние, как я сказал, состоит в том, чтобы поступать так же, как Петр. Как только осознал свой грех, Петр тотчас вышел вон из проклятого дома того архиерея, где он отрекся от Христа, Божественного Учителя. «Исшед вон». И ты, когда захочешь пойти на исповедь, тотчас выйди из того проклятого дома, где ради любви блудницы ты отрекаешься от Бога, не трижды, а ежедневно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

2) на следующих словах Иисуса Христа ап. Петру: аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обращся утверди братию твою ( Лук. 22:31 ) и 3) ( Иоан. 21:15, 16, 17 ) паси агнцы моя и паси овцы моя. Но что отсюда следует к утверждению власти ап. Петра над апостолами? Иисус Христос повелевает ему утвердить некогда братию: но замечает, что сам прежде других падет и должен думать об обращении: обращся. Ты падешь: ты отречешься от меня, но я восставлю тебя с тем, чтобы ты утвердил, исправил, поставил тверже и прочие столпы моей церкви, твоих братьев, имеющих так же поколебаться в своей вере. Утверди, но не утверждай над ними своего владычества. Пасти же овец поручено не одному Петру, но и всем апостолам. В указываемом месте для того после троекратного исповедания любви вверяется ему служение стаду Христову, что он троекратным своим отречением от Христа сделал себя в глазах прочих недостойным оного. Итак предлагаемые основания верховной власти Петра над всей церковью не имеют сами твердости. Обратим внимание на то, согласно ли еще такое единовластие в церкви с волей Иисуса Христа? У учеников произошел спор о том, кто из них должен почитаться большим? вопрос – к нашему делу. Посмотрим только, как решил его Небесный Учитель; и из его ответа выведем решение своего вопроса. Он же рече им: царие язык господствуют ими и обладающие ими благодетели нарицаются. Вы же не тако: но болий в вас да будет яко мний: и старей яко служай ( Лук. 22:25, 26 ). Что отсюда видно? видно, что Иисус Христос ни одному большему и начальствующему в своей церкви не хотел дать верховной, независимой, самодержавной царской власти. Далее еще присовокупляет: и Аз завещаваю вам якоже завеща мне Отец мой царство; но и здесь завещевается царство не одному, но всем; никто не сделан верховным распорядителем оного, всем равные престолы: и сядете на престолех. Правда, Иисус Христос отличал Петра пред прочими любовью и доверенностью напр. на Фаворе, в дому Иаира, на горе масличной, в саду Гефсиманском: но никогда одного, а всюду вместе с Иаковом и Иоанном, иногда с Андреем; притом еще Иоанн именуется по преимуществу возлюбленным учеником Господа: его же любляше Иисус. Но как нельзя согласиться, чтобы Иисус Христос отличной своей доверенностью к сим ученикам хотел всем дать первенство власти, ибо это невозможно, то следует, что ни сим, ни одному Петру, ни кому-либо другому Иисус Христос не хотел поручить и управление всей церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2), по откровении: однако же, это, будучи непонятнее прежнего, и может дать нам разрешение того. Ибо, если бы он взошел сам собою, то это самое особенно не имело бы смысла. Но блаженная эта душа в такое неразумие впасть не была способна. Ибо сам он говорит: азъ теку, не яко безвестно; тако подвизаюся, не яко воздух бияй ( 1Кор. 9, 26 ) 82 . Итак, если не безвестно, то как же ты говоришь: да не вотще теку или текох?... Итак, какая же была причина этого путешествия? – Как тогда, когда в первый раз восходил он из Антиохии в Иерусалим, не для себя восходил (сам он очень хорошо знал, что нужно просто следовать велениям Христовым), но с намерением согласить разномыслящих: так и теперь не ему самому нужно было узнать, что он не вотще тек, но, чтобы удовлетворить обвинявших его. Так-как они имели большее уважение к Петру и Иоанну; думали, что они (апостолы) разногласят между собой до того, что тот (Павел) проповедует без обрезания, а эти (Петр и Иоанн) допускают обрезание; и думали, что тот поступает противозаконно: то «я взыдох», говорит он, «и сообщил им благовествование не с тем, чтобы самому мне узнать» (о чем и ниже он яснее говорит), «но дабы научить подозревающих, что я не вотще теку». Ибо Дух, предвидя этот раздор, заставил его (Павла) идти и войти в общение ( κοινσασθαι). Потому и говорит апостол: взыдох по откровению 83 . Из этого строго точного, отеческого толкования видно, что св. Павел восходил в Иерусалим только для успокоения тех ревнителей Моисеева закона, которые подозревали апостола языков, не вотще ли он течет; а не для себя, будто прежде он не знал этого, – будто сам в себе, непосредственно от Господа, а не от Петра, не имел он дара и власти быть непогрешимым проповедником Евангелия. Таким образом, все эти параллельные места вовсе не могут служить подтверждением мысли, будто бы словами: паси агнцы моя, паси овцы моя, Христос Спасатель вручил Петру единоличную верховную власть не только над всей Церковью, но и над апостолами, и будто бы слова эти можно понимать в смысле главенства: тогда как другие параллельные места Писания делают православное толкование этих слов, в смысле апостольства или первенства, вполне достоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

918 Заметим – Святой, а не блаженный, – как называются у нас люди праведной жизни, но с крупными заблуждениями, – например Августин, Иероним и др. 930 Напр., хотя бы действительно в смысл самоугасания деградации зла, – т. е. как обратный процесс: изживания и отмирания накопленных в предшествовавшем прямом процессе развития кочан злобы, лжи и нечестия. 940 «Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя», чтобы Петр, потом «обрашься» утвердил братию свою. 941 Троекратное «… любиши ли Мя», и повеление: «… паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Нельзя не отметить, что сам ап. Петр заплакал после 3-го вопроса. 942 Опять одно из заблуждений католицизма, признающего действенною благодатную силу таинств, и без участия сознания и свободного произволения самого человека. 955 За них-то, как известно, и поплатилась она в своей истории отпадением ряда общин протестантских, начиная с Лютера и его тезисов 1517. 956 У нас «православных», хранитель благочестия – самое Тело Церкви, т. е. самый народ, по точному выражению Послания Восточных Патриархов. 981 Разумеем учение кальвинистов о тайной воле (voluntas arcana) Божией, скрывающейся за откровенной волей (voluntas revelata) Его. 1039 Наглядным и неоспоримо убедительным свидетельством являются больше всего раскопки в катакомбах, с иконами, особенно Христа и Богоматери, II, III и IV в. в. 1070 Спасителя, Магомет, в духе довольно элементарного синкретизма, под именем Иса объявил пророком, но низшим его самого. 1071 Книга откровения магометан, якобы прежде всех веков существовавшая у Бога и по частям ниспосланная Магомету через архангела Гавриила. 1072 Мишна – «второучение» – начата при вероучителях Аккел и Менхес (начала II века) и окончена при «патриархе» иудейском Иуде-Ганасси (170–210 г.) – См. М. Дубнов. Учебник еврейской истории 6 изд. национального совета евреев Сибири и Урала. Иркутск. ч. II. стр. 88–89. 1073 Гемара – это «дополнение к Мишне, которая сама была дополнением к Библии». (Дубнов. Стр. 91). Палестинская Гемера составлена в Тивериаде, гл. обр. Иохананом бен Нафха около 280 г.; более полная Гемара составлена в Вавилонии и закончена последним «амораем» – толкователем Равина (Ум. 499).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

  71. Предосторожность в своде мест Решительно основываться должно на своде мест хам, где свод делается Писанием; по где мы сами делаем его, надобно остерегаться, чтобы предметов или случаев совершенно различных не принят, по видимому только сходству их или соотношению, за соотносительные 48 . Примеры см. в 87мх §. Притом не излишне заметить, что надобно речения, по крайней мере в особенных местах, сносить по подлиннику или самому близкому переводу; поскольку в переводах не всегда удерживается одно и то же речение против подлинника. Напр. λαστριον и αϑαρισμς в наших книгах везде переведено словом: очищение, но в речениях тех находится значительная разность. 72. Сношение слов с действительностью В особенности, при состишии и своде соотносительных мест, обращать надобно внимание на такие места, где в одном заключается сказание о чем-нибудь словесное, а в другом описывается то же самое в действительности, как исполнение, опыт, история, Очевидно, что таким образом легко и со всею ясностью, основательностью понимать можно и сказание и дело: сказание будет в олицетворении, дело в изъяснении. В таком точно соотношении представляются между собою В. и Н. Завет: в В. сказания, прообразования, предречения; в Н. исполнение, дело, ( Лук. 24, 44. 46 .). И в частности по тому и другому Завету, даже инде в одной и той же книге, встречаются места, где видно на самом деле тο, о чем в другом месте только говорено было словами, как предположение, наставление, правило и п. д. Каким образом, напр., понимать должно слова об Апостоле Петре, сказанные Иисусом Христом: Будеши человеки ловя, или: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, или: паси агнцы Моя, паси овцы Моя, это объясняется со всею точностью теми местами Писания, где именно описывается Исполнение слов и употребление на самом деле данных Петру Преимуществ, т. е. первыми 12 главами книги Деяний Апостольских. Книги Н. 3., называемые вообще Апостол, св. Макарием Великим называются все изъяснением Евангелия, Деяния в примерах или опытах, Послания в примерах же и в словесных изъяснениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В-третьих, отнюдь не допускаем, чтобы Папа имел право, кроме духовной, на какую-либо мирскую власть над царями и владыками. Все это известно из древнего верования и древней практики Церкви, против которых не имеют ни малейшей силы доводы западных, которыми они стараются доказать справедливость папского единовластительства. Но посмотрим, каковы эти доводы. Первое предположение, то есть будто Папа имеет неограниченную власть, они доказывают тремя евангельскими изречениями; первое: Иисус Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спросил учеников своих: Кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго? Ученики отвечали: ови убо Иоанна Крестителя: инии же Илию: друзии же Иеремию, или единого от Пророк. Иисус Христос опять сказал им: вы же Кого Мя глаголете быти? Симон Петр отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою (Мф. 16:13-18). Второе: И дам ти ключи Царства Небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (ст.19). Третье: Иисус Христос, по Воскресении Своем из мертвых, в третий раз явившись ученикам Своим на море Тивериадском и нашедши там Петра, три раза спросил его: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? И когда Петр отвечал: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя, то Иисус сказал ему: паси агнцы Моя, паси овцы Моя (Ин. 21:15-16). Латиняне заключают отсюда, что один Петр есть камень и основание Церкви, один он получил ключи, то есть власть связывать и разрешать, и одному ему поручено пасти разумных овец, то есть верующих. А все это суть символы верховной власти, которую Петр получил от Иисуса Христа. Но если бы Иисус Христос произносил эти слова в том смысле, в каком принимают их латиняне, то, конечно, и святые учите " ли объясняли бы их точно так же, но Отцы объясняют их совершенно иначе. Именно, в первом изречении: на сем камени созижду Церковь Мою, под именем камня, на котором созидается и основывается Церковь Христова, одни разумеют самое исповедание Петра; так Златоуст, изъясняя это изречение, говорит: " На сем камне, то есть на вере исповедания " . Так же разумеют Феодорит, Августин и многие другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В этой программе уже нет никакого сходства с изложением православного катехизиса, не только по форме, но и по существу дела. Здесь дело представляется так: Христос основал Церковь , устроил ее и снабдил Духом Святым, а дальнейшее выполнение задачи поручил своим наместникам – Петру и его преемникам. Чтобы яснее было такое наше понимание, изложим самые мысли вкратце, но в порядке их развития у автора. «Иисус Христос, читаем мы в катехизисе, – насадил Церковь , т.е. основал религиозное общество, в котором и чрез которое все люди должны быть ведены ко спасению. Он же благоволил, чтобы члены этого общества объединены были не только общею верою внутренно, но и совне, так чтобы она представляла из себя совне видимое и для всех заметное общество. Церковь основана на все времена. Ибо Он Сам дал такие обетования, из которых видно, что она будет пребывать до окончания мира. Членов церкви Христос разделил на два класса – священников и не священников. Ибо не всем членам дал он одинаковые права и равную власть; но из верующих в Него избрал Апостолов предстоятелями своей Церкви и дал им особенную власть, которую они должны отправлять отнюдь не от имени или по приказанию верующих, но Его именем и по Его повелению. Эта духовная власть слагается из трех обязанностей: учительства, священства и пастырства, учить. Совершать таинства, управлять верующими и вести их ко спасению». Это таинственное служение могло быть совершаемо только под верховным управлением св. Петра. Почему Иисус Христос учредил в Церкви свое верховное достоинство (приматство) и верил оное св. ап. Петру. Которого поэтому по справедливости следует называть князем Апостолов и видимым наместником Господа Иисуса на земле. Это явствует: а) из ясных выражений Христа: «ты еси Петр и на этой скале созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей. И дам тебе ключи царства небесного и еже аще свяжещи на земли, будут связана на небеси, и еже аще разрешиши на земли, будут разрешено на небеси ( Мф. 16, 17 )». Паси агнцы моя, паси овцы моя ( Иоан. 21, 17 ). б) из действий самого Петра, как и остальных Апостолов. По вознесении Господа, св. Петр действительно отправлял наивысшую власть в Церкви; остальные же Апостолы признавал эту власть Петра, а писатели Евангелия ясно выражали свое признание в том, что, когда исчисляют Апостолов, Петра ставят на первом месте, буквально называя его первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Во-вторых, если Петр называется камнем веры и основанием Церкви, то один ли он так называется? Не называются ли так же и прочие апостолы и ученики Христовы? Ибо что иное значит следующее изречение апостола Павла: наздани бывше на основании Апостол? (Еф, 2:20) И Иоанн не видел ли небесный Иерусалим, имеющий двенадцать оснований, и на этих двенадцати основаниях имена Апостолов Агнца? (Откр. 21) Кто хочет, пусть прочитает также Оригена, толкование на главу 16-ую от Матфея, главу 1, Киприана, письмо 27, Василия, Феодорита, Иеронима и Августина, толкование на псалом 86-ой, который начинается словами: основания его на горех святех. Все они говорят, что основание Церкви есть не один Петр, но все вообще апостолы. Таким образом, первое изречение нисколько не говорит в пользу мнения латинян, но имеет совершенно другой смысл, то есть или тот, что Петр пребыл тверд, как камень, по словам Василия Великого, или что он первый исповедал камень (веры), как говорит Василий Селевкийский, или что он есть этот камень вместе с прочими апостолами, как свидетельствуют другие учители. Равным образом несправедливо заключение, которое латиняне выводят и из второго изречения: ключи Царствия Небесного суть символы верховной власти - связывать и разрешать, - а эти ключи Иисус Христос обещал даровать Петру, следовательно, и прочее. Ибо Иисус Христос вскоре за тем, в таких же словах, даровал их и прочим ученикам: аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18:18). Это было прежде Воскресения, а после Воскресения Он опять даровал ту же власть всем им, когда дунул и сказал: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20:22-23). Эти изречения Иисуса Христа не требуют никакого объяснения и никакого свидетельства других. Кто из святых Отцев говорил когда-нибудь, что один Петр получил ключи Царствия? Или лучше, кто из них не говорил, что все вообще апостолы получили их. Что значит, наконец, третье изречение? Словами: паси агнцы Моя, паси овцы Моя, которые Иисус Христос сказал Петру, Он исцелил великую рану отречения петрова, троекратным вопросом загладил троекратную вину этого отречения и открыл нам силу покаяния, которое возвело Петра на прежнюю степень чести и пастырского достоинства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Возвышением папы, которого они держать в своей власти, отцы иезуиты увеличивают и без того чрезмерную силу папы и важность его в церкви латинской; а неопределенностью догмата оставляют за собою право быть всегда толкователями всех папских определений. Догмат изложен в такой форме, что вполне соответствует всем требованиям гибкой и изворотливой логики оо. иезуитов: им признается за папой лично-непогрешимое учительство, но при случае дается возможность ее ограничить, им подводятся под теорию верховенста и непогрешимости все древние Соборы вселенские и поместные, и в тоже время представляется возможность оправдывать пап, когда они изрекали погрешительные определения. После этого сравнивать так искусственно и так лукаво составленное определение с вероопределениями или вероизложениями вселенских Соборов не представляется возможным и приличным. 4)             Наконец переходим к рассмотрению четвертого пункта Ватиканского определения. В основу непогрешимости папских вероопределений полагается апостольская власть и божественная помощь, обещанная папе в лице ап. Петра… Слова обетования Христова, относившиеся в апост. Петру, папы относят к себе: ты еси Центр и на сем камени созижду Церковь Мою… Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; паси агнцы Моя. Паси овцы Моя… Положим, что в этих словах давались великие полномочия апостолу Петру. Высший передает низшему, Уходящий из сего мира – остающемуся в нем, – это понять не трудно. Но не легко понять, каким образом – от ап. Петра передаются эти чрезвычайные полномочия папам? Для уверения в действительности передачи этих полномочий должно существовать какое-нибудь видимое посредство. Если сюда приложить наши православные начала, то для передачи папе его чрезвычайных полномочий должны существовать: а) власть выше папы и б) какой-нибудь видимый знак, или таинственное священнодействие. Между тем ничего подобного не существует; для папы нет ни высшей власти, ни особого таинства. Если на место умершего папы избран пресвитер, его рукополагают во епископа епископы; если же избран епископ, он только восходит на папский трон и коронуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010