Говоря же о любви, делает его ловца человеков, отселе, сказывая, будеши человеки ловя ( Лк. 5:10 ). Когда же своих овцами называет, Петра поставляет пастырем, паси, сказывая, агнцы моя, паси овцы моя. Должно отсюду заключать братие, сколько желает Господь нашего спасения. Столько Он его желает, что и от любящих Его ничего другаго не требует, кроме чтоб они нас повели на паству и в ограду спасения. Станем убо и мы желать нашего спасения и повиноваться ведущим нас к оному как делом, так и словом; ибо только должно каждому из вас вступить в путь, ведущий ко спасению, а вождь уготован от общаго Спасителя, и готов есть по превосходству человеколюбия Податель спасения, яко самозван, паче же самопроизволен будучи. Трижды же вопрошает, дабы и трижды отвечая, исповел Петр благое исповедание, и чрез тройственное исповедание очистился от тройственнаго отвержения. Трижды же поставляя его пастырем над агнцами и овцами своими, напоминает Петру о трех порядках спасающихся: служении, награждении и усыновлении, или о девстве, целомудренном вдовстве и честном браке; но Петр, вопрошаем будучи паки и паки, любит ли он Христа, оскорбился, заключая из частаго вопроса, что ему не верит. Видя же любящаго себя, и ведая о том, что вопрошающий более, нежели сам он себя знает, как бы притесненный отвсюду, не только исповедывает любовь свою к одному Ему, но и возвещает, что любимый им есть сам Бог над всеми, сказывая: Ты Господи вся веси, Ты веси, яко люблю Тя ( Ин. 21:17 ). Все бо знать свойственно есть одному Богу. Когда сотворил Он от души таковое исповедание, то Господь не только рукополагает его пастырем и началопастырем своея церкви, но обещавается препоясать его такою силою, что он, немогший прежде укрепления сего противиться слову и вопросу единой рабы, пребудет в терпении даже до смерти, смерти же крестныя, аминь, аминь глаголю тебе, сказывая к нему, егда был еси юн возрастом и душевным и телесным, поясался еси сам, то есть употреблял собственную свою силу, и ходил еси, аможе хотел еси, будучи самодвижен и живущий по произволению, влиянному тебе природою: егда же состареешися, пришедши в совершенный возраст и тела и духа, воздежеши руце твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Господь Иисус Христос, после воскресения Своего, являлся много раз ученикам Своим в прославленном теле, объяснял им тайну сошествия Своего на землю, указывал пророчества, возвещавшие это сошествие ( Лк.25:45 ), возлагал на них служение проповедывать во имя Его покаяние и прощение грехов людям всех стран и всех времен (там. ст. 47, Мф.16:15 и 16:16), поручал им крестить всех во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ), и научать соблюдать Его заповеди. Поставляя их пастырями над уверовавшими в Него, то есть, руководителями, наставниками и сберегателями, говорил им всем в лице первоверховного из них: паси агнцы Моя, паси овцы Моя ( Ин.21:16 и 21:17), и заключил торжественным обещанием: и се Аз с вами во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). – Конечно, обещание это не ограничивалось одними Апостолами, иначе сила Его по смерти Апостолов должна бы прекратиться, почему и заключаем, что слова Иисуса Христа, во вся дни до скончания века, имели мысль обширную и распространялись как на преемников Апостолов, так и на все христианские общества, в продолжение всех веков. Когда же церкви Христовы быстро стали размножаться от неутомимой деятельности Апостолов, тогда Господу Иисусу Христу угодно было даровать ясное и убедительное свидетельство, что Он, по обещанию Своему, во вся дни, непрестанно присутствует в церквах; Он и явился возлюбленному Своему ученику в человеческом Своем образе, проникнутом , однако, светом Божества, как мы видели; явился Он, как Пастыреначальник всех церквей Своих, избрав из них, без сомнения для образца всем прочим, семь малоазийских, устроенных тем же возлюбленным Его учеником; явился в удостоверение, что Он точно пребывает во вся дни со всеми уверовавшими. Во-первых: Иоанн увидел Его посреди семи светильников; и как семь светильников означали семь церквей, то сим давалось знать, что Господь наш во вся дни посреди Своих церквей. Во-вторых: в правой руке держал Он семь звезд, а это Ангелы 42 семи церквей, или семь пастырей церквей малоазийских, как то: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардской, Филадельфийской и Лаодикийской; и потому Иисус Христос не только всегда пребывает посреди церквей, но и наблюдает всегда за их пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

И шед удавися ( Мф.27 ), и ниц быв проседеся посреде и излияся вся утроба его ( Деян.1:8 ). Значит, его исповедь нисколько ему не помогла. Что же сделал Петр, который получил прощение? Он стоял внутри двора Каиафы и грелся. Он трижды отрекся – не вем человека. Но когда в третий раз услышал пение петуха, вспомнил, что ему предрек Христос; сознал свой грех, его поразила сердечная боль; он тотчас вышел вон со двора, тотчас же выделился от злого сообщества слуг, удалился, и хорошо подумав в душе над тем, что сделал, горько заплакал: исшед вон, плакася горько. И существует предание, что в течение всей своей жизни всякий раз, как он слышал пение петуха, он вспоминал свой грех, и глаза его становились двумя источниками горьких слез – плакася горько. И такого рода исповедь принесла большую пользу, ибо впоследствии, когда Христос по воскресении трижды вопросил его: Симоне, любиши ли Мя? ( Ин.21:15 ), этим троекратным вопрошением исправил свое троекратное отречение, – как говорит Григорий Богослов . А когда Христос сказал ему: паси овцы Моя, паси агнцы Моя ( Ин.21:15,16 ), даровал ему, – говорит Златоуст, – прежнюю апостольскую власть и честь. Заметь себе теперь, о христианин, что истинное и совершенное покаяние, которое дарует прощение грехов, которое приводит к благодати и любви Божией, состоит не в том, чтобы исповедать только грехи свои, (ибо это есть только исповедь устная, а не сердечная, исповедь по привычке, а не из сокрушения), не в том, далее, чтобы искупить грех посредством денег, как будто покаяние есть торговое дело, а духовники, как говорит Павел – святотатцы – торговцы, непщующие благочестие быти приобретение ( 1Тим.6:5 ). Брат, ты заблуждаешься! Это покаяние – только внешнее и, подобно раскаянию Иуды, суетно и бесплодно. Покаяние, как я сказал, состоит в том, чтобы поступать так же, как Петр. Как только сознал свой грех, Петр тотчас вышел вон из проклятого дома того архиерея, где он отрекся от Христа, Божественного Учителя. Исшед вон. И ты, когда захочешь пойти на исповедь, тотчас выйди из того проклятого дома, где ради любви блудницы ты отрекаешься от Бога не трижды, а ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Ибо если во всяком обществе и собрании для соблюдения порядка необходимо, чтобы кто-нибудь один был первым из всех, то не справедливо ли думать, что и Иисус Христос, поставив одного первым между всеми ими в лике апостолов и учеников Своих, хотел чрез это сохранить порядок между ними? А блаженный Петр поставлен первым или потому, что он был всех старее, или потому, что он был первозванным из всех апостолов (ибо, хотя Андрей первый последовал за Христом, но к апостольскому служению первый призван Петр, по словам евангелиста Луки: и рече к Симону Иисус: не бойся, отселе будеши человеки ловя (Лк.5:10), или потому, что был пламеннее других в любви ко Христу, скор в делах и предупредителен в ответах, и потому был (как говорит Августин во многих местах) представителем всего лика учеников и всей Церкви. В качестве представителя всего лика учеников и Церкви он получал и ответы от Иисуса Христа, то есть когда Иисус Христос говорил: дам ти ключи, паси агнцы Моя, паси овцы Моя (Мф.16:19; Ин.21:15-16), то, говоря Петру, Он говорил всем ученикам, говорил тому, кто был представителем целого общества. Так думает мудрейший и святейший учитель и мученик Западной Церкви, Киприан, живший около 260 года по Р.Х., то есть еще прежде Никейского Собора. В своей книге о единстве Кафолической Церкви он говорит: " На нем, то есть на Петре, созидает Церковь Свою (Иисус Христос) и ему поручает пасти овец Своих, и хотя после Воскресения Своего Он даровал ту же власть всем апостолам, но, желая показать единство (Церкви), учредил одну кафедру и постановил одно начало единства, проистекающего от одного. Чем был Петр, тем же были и прочие апостолы, соучастники одной и той же чести и власти, но начало - от одного. Петру дается первенство, чтобы показать, что одна Церковь и одна кафедра Христова. Все они суть пастыри, но представляется одно стадо, которое должны пасти все апостолы в единодушном согласии " . Таким образом, и по мнению западных, Иисус Христос (как говорит Киприан) предпочел Петра, то есть одного пред всеми другими, не для чего иного, как только для того, чтобы показать высокое единство, которого Он желает Святой Церкви Своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Из прямого смысла этих слов из связи речи, в какой стоят они, из множества параллельных соответствующих им мест и в св. Евангелиях и в Деяниях апостольских и в посланиях св. апостола Петра и особенно в посланиях св. апостола Павла, видно, что все апостолы были равны Петру, – что все они имели непосредственно от Христа Спасителя, а не от Петра и независимо от Петра, не только благодать апостольства, но и полномочие действовать этой благодатью в Церкви, – что сам Петр был подчинен общему голосу истины, изрекаемому предстоятелями апостольской Церкви, – что, значит, слова Христа Спасителя: паси агнцы моя, паси овцы моя, должно понимать в таком смысле: «будь верховным пастырем моего стада, как и прочие апостолы», или - " вместе и наравне с прочими апостолами», а не в таком: «будь верховным пастырем не только всей моей Церкви, но и самих апостолов», – что, значит, слова эти должно объяснять в смысле апостольства или первенства Петрова, но никак не главенства. § 23. III) Разбор доказательств, заимствуемых римскими богословами из других мест Писания, именно: ; ; ; ; ; 1Кор. 15, 5  и др Из этих доказательств, приводимых в подтверждение учения о главенстве одними из римских богословов 102 , другие новейшие богословы 103 большую часть считают малозначащей, и в своих системах опускают: потому что, очевидно, никакой нет возможности доказывать Петрово главенство тем, например, что некогда Петр, излез из корабля, хождаше по водам, приити ко Иисусови ( Мф. 14, 29 ) как доказывает, например, Беллармин 104 Из остальных доказательств – 1) Одни – то, например, что Петр первый увидел Христа по воскресении ( Лук. 24, 34 ), или – что Петр первый посетил все церкви ( Деян. 10, 32 ), или – что Петр первый начал проповедь язычникам ( Деян. 15, 7; 10 ), – указывая на особые случайные обстоятельства жизни и служения Петрова, не доказывают ничего: таких особенностей в жизни и служении ап. Павла гораздо больше, чем у Петра. 2) Другие, – то, например, что Петр в ряду апостолов упоминается первым ( Мф. 10, 2 ; Мк. 3, 16 ; Лк. 6, 14 ) 105 , или – что Петр первый изрек заменить Иуду ( Деян. 1. 15 ), или – что Петр первый начал проповедь иудеям ( Деян. 2, 14 ), – указывая на некоторые особенности жизни и нрава Петрова, могут служить, в то же время, доказательством Петрова первенства в лике апостольском, не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Источник  Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского/Пер. с греч., предисл. и комм. архимандрита Амвросия (Погодина) ; вступ. ст. и ред. перевода Г. М Прохорова. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. – 528 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»), ISBN 978–5–903525–01–0 – С. 381–389. 1 Переведено в первый раз на русский язык с греческаго – из Analecta sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца - Акростих: το ταπεινο ωμανο α νος. Для полноты акростиха, нет икоса, который бы начинался с ε. На сей же день в Analecta sacra помещен еще другой кондак – следующий: Забыв (об избавлении) от страшных волн, и изменившись ( λλοιωθες) от беседы с рабынею, Петр говорил: «Христе Боже, я устрашился несправедливым (страхом), потопляемый бурею, и пал чрез отвержение (от Тебя), быв спрашиваем в беседе. Но с плачем вопию к Тебе: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое». 2 Возвращение в звание Апостольскаго служения, дарованное ему Господом по воскресении. Господь троекратно говорил ему: «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». 4 В припеве св. певец обращается с молитвою к Господу Иисусу о скором спасении овец стада Его. Прегрешение Апостола Петра дало повод к сей молцтве. Таким образом, припев находится в связи с событием. воспоминаемым в песни. 7 Поводы к прегрешениям многоразличны. Так Апостол Петр прегрешил однажды, быв смущен волнением, а в другой раз напуган словами служанки. 11 Отречению Петра лишь немного предшествовало горячее заявление Апостола о невозможности для него отречения от Христа. 16 Речь также о таинстве Евхаристии. Апостол уверен. что он и впредь будет общником великаго таинства. 38 Слова эти направлены против новациан. Питра (Anal. s. t. I. р. 115) говорит. „певец, всегда богослов, обращается к новацианам, долго процветавшим в Константинополе“. Ср. Krumbacher: Studien zu Komanos, 217. 41 Первые десять стихов сей строфы, изданные Крумбахером по патмосской рукописи, темны, как это признает и Крумбахер (Stu­dien zu Komanos, р. 217), объясняя темноту сию неудовлетворительностию конструкции и пытаясь помочь делу перифразом. Неудовлетворителен текст этих стихов и в рукописи Корсини (см. Piträ An. s. t. I. р. 116). Наиболее вероятно понимать их, как слова ангела, обращенныя к Апостолу Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

к Петру, не к Церкви; – ключи неба здесь Господь оставил Петру и через него Церкви»? Но это Тертуллиан говорит в своих сочинениях монтанических, где на счет власти решить и вязать он постоянно противоречит самому себе. По Тертуллиану 1047 , «Петр наследовал ключи царствия и власть решить и вязать»? Это правда; но отсюда в пользу главенства Петрова ничего не следует; это говорит Тертуллиан с целью доказать только, что Петр был апостол не меньший Павла. По Оригену 1048 , «велико различие и превосходство сказанного Петру (еже аще свяжеши...) сравнительно с тем, что сказано другим (елика аще свяжете)»..? Но здесь под другими, Ориген разумеет не прочих апостолов, а всех тех из христиан, которые трижды обличили согрешающего брата и потом отреклись от него, и, значит, отличает Петра не от апостолов, но как первого из апостолов от прочих христиан: по Оригену 1049 , ко всем апостолам обращено было обетование: дамъ ти ключи в лице Петра, как числившегося первым в сонме апостолов. По Киприану 1050 , «всем апостолам равную (Петровой) власть усвоил Господь словами: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи…; все были то же, что был Петр, равной долей одаренные и чести и власти»: но «чтобы показать и установить единство Церкви, чтобы начало единства Церкви исходило от одного», власть решить и вязать дарована Господом «Петру во-первых», или даже ему одному первоначально обетована, как началу и представителю церковного единства, как первому из апостолов. В. Не признавала св. Петра единовластным правителем Церкви и князем апостолов. а) По Оригену 1051 : «Петру вручена была высшая власть в отношении к пасению овец»? Но это выражение, в подлиннике не сохранившееся, могло быть там по значению слабее; в двух новейших и лучших изданиях Оригеновых творений этого выражения мы не отыскали; и в этом виде оно удовлетворительно может быть истолковано в смысле апостольства и первенства Петрова, что Петру, как каждому апостолу, и первому из апостолов, принадлежит высшая власть пасения овец. По Киприану 1052 : как «на одном Петре Господь основывает свою Церковь », так «ему же вручаем для пасения и овец своих»? Но, по мысли Киприана, как со словами: на семь камени созижду Церковь мою, так и со словами: паси овцы моя, паси агнцы моя ( Ин. 21,16–7 ), Господь обращается к одному Петру с тем, чтобы «в нем установить и показать единство Церкви, чтобы начало этого единства сделать исходящим от одного; Петру даровано первенство»: хотя в то же время «всем апостолам даровал Господь равную власть»; хотя все они «были то же, что был Петр, равной долей одаренные и чести и власти; все были пастыри, которые пасли едино Христово стадо единодушным согласием».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Надежда крепкая? Не об этом Он говорил. «Симоне Ионин, любиши ли мя паче сих?» Любишь ли ты Меня? ( Ин. 21:15 ). И вот, апостол смиренно, без всяких уже клятв, в том, что он никогда не изменит, сказал: «ей, Господи, ты веси, яко люблю тя» . Ты знаешь, что я люблю Тебя. И вот тут, когда он свою любовь исповедовал, Господь восстановил его в звании апостола, говоря: «паси агнцы Моя!» Трижды отрекся Петр, троекратно и должно быть заглажено его отречение. Господь в первый раз его спрашивает: «Симоне Ионин, любишь ли мя паче сих?» Мягко, деликатно, но по существу, болезненно для Петра, напоминая ему о том, как на Тайной вечере он как раз говорил: «если все они соблазнятся, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ). Вот теперь Господь как бы спрашивает: Ну, что Симон? После того, что произошло, ты опять скажешь то же самое, что ты говорил на Тайной вечере? Нет, смиренно отвечает апостол: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя» . Но повторяю, должно было быть троекратное восстановление. Снова спрашивает Господь то же самое, то же отвечает апостол Петр. Но при третьем вопросе, вся душа апостола взволновалась, ибо это третье повторение вопроса так и напомнило его скорбящей душе позорное троекратное отречение. Но тут он от всей души воскликнул: «Господи, Ты вся веси! Ты все знаешь и Ты знаешь, что я люблю Тебя!» ( Ин. 21:17 ). И тогда Господь, запечатлевши Свое милостивое прощение, третий раз ему говорит: «паси овцы моя» ! И потом предсказал ему его апостольские труды и его мученическую смерть за Христа. Так вот, нужно помнить, что основой пастырского служения является именно любовь! Любовь, прежде всего к Спасителю, по тому что Господь спросил: «любишь ли мя?» – Любишь ли ты Меня? А в теснейшей зависимости от этого, конечно, и любовь к ближнему, к тем, кто является творением Спасителя. Об этом-то Евангелие нам и говорит как самое завершительное, последнее из воскресных евангелий, и указывает нам на то, как должен пастырь Церкви служить Своему Господу. Он должен иметь возможность от души и справедливо Ему сказать: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Окончились учебные годы. Четыре учебных заведения прошел великий пастырь, а теперь перед ним открывалась иная школа – не школа книжных знаний и теорий, а школа жизни, школа собственного опыта. На «ниву Божию» вышел «делатель добрый», которого вскоре узнала не только Россия, но и весь мир. Первые шаги пастырской деятельности «Я – священник, носитель Имени Христова и благодати Его. Я – храм Его, одушевленный, нерукотворенный и должен быть всегда одним духом с Ним, по слову апостола Павла: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ) (326, с.33). С глубоким благоговением начал отец Иоанн свое пастырское служение. Его отношение к своим обязанностям было таким, что оставалось только изумляться, как глубоко, как тонко, с каким сердечным пониманием относился он к своему призванию. На пастырское служение он смотрел как на высочайшее служение на земле, служение, которому нет равных. «Ты представитель веры и Церкви, о, иерей, ты представитель Самого Христа Господа, ты должен быть образцом кротости, чистоты, мужества, твердости, терпения, возвышенного духа» (333, с.14). «Священник, как ангел Господа Вседержителя, должен быть выше всех страстей и возмущений духа, всех пристрастий мирских или суетных страхов, наводимых от бесов; он должен быть весь в Боге, Его одного любить и бояться» (333, с.175). Эти и множество подобных мыслей оставил нам святой праведник в своем дневнике, но важно то, что такое настроение его духа ярко обнаружилось уже в первой речи, обращенной к кронштадтским прихожанам в первом священнодействии – Литургии. «Сознаю высоту священнического сана и соединенных с ним обязанностей, – сказал тогда отец Иоанн. – Чувствую свою немощь и не достоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братья мои. Потому-то и Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил его: «Любиши ли Мя?» И после каждого ответа его: «Люблю Тя», – повторял ему: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Любовь – великая сила, она и немощного делает сильным, и малого великим, и незначительного достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким, и знаемым, и любезным. Да даст и мне Любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым» (439, с.51–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ПИСЬМО К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое я получил, прочел его и приложенное письмо известной тебе особы. Да поможет тебе Господь. Конечно, никакого ответа не следует давать на это письмо. Вполне согласен, что письмо деланное, а не искреннее. Я считаю, что все ясно, и никаких объяснений не требуется. Предай воле Божией себя и все это дело и молчи: Бог зрит на сердце. Употреблять и призывать имя Божие в подобных случаях (как это делается с их стороны) я считаю кощунством. Но не осуждай их, ибо суд весь принадлежит не нам, а Богу, Который воздаст каждому по делам его. Поздравляю тебя, чадо мое, с днем твоего Ангела. Сейчас получил приглашение служить в соборе нашем за о. протоиерея (ему нездоровится) и надеюсь принести Господу Богу мою смиренную молитву о твоем здравии и спасении у св. престола. Да утешит тебя Господь милостию Своею, да возвеселит сердце твое радостию Духа Святаго, да исполнит во благих желания твоя. Сии благопожелания мои прими от меня как искреннее сердечное приветствие ко дню твоего Ангела. Теперь хотя кратко отвечу на твои вопросы: Толкование, данное у преп. Аввы Исаии о знамении прощения греха – не смущение сочувствия ко греху, как уже вполне чуждому, – нужно понимать в смысле исцеления от греховных страстей, а не отдельных грехов, ибо грехи прощаются при посредстве искренней исповеди, хотя о них и долго некоторые помнят, напр., про св. апостола Петра есть предание, что он до конца своей жизни плакал, когда слышал пение петуха, – ему вспоминалось его отречение. А знаем, что Господь, явившись по воскресении Своем, простил его и возставил его в его апостольском достоинстве: «Паси овцы Моя», «паси агнцы Моя», «гряди ко Мне» (Ин. 21, 15–16, 19), так читаем мы во св. Евангелии от Иоанна. Прочти это место внимательно. Аще Бог даст, при личной беседе о сем можно подробнее побеседовать. Итак, не унывай: нет греха, побеждающего милосердие Божие. Не благословляю и не могу благословить тебя оставить стремления к жизни по Богу. Да отойдет от тебе враг, внушающий тебе такие пагубные мысли. Крепись, мужайся! Считай себя хуже всех, но от Бога не отступай. Истинно: «близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине; волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет их...» (Пс. 144, 18–19). Не думай, что переживания твои непонятны ни для кого. Чую, понимаю я скорбь твою, но ничего пока сделать не могу, лишь говорю: Господи, помоги, спаси, помилуй! Господи, да будет воля Твоя!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010