Мк. 16, 14 ): оставалось ждать, что Господь благоволит сделать что-либо подобное и в отношении к Петру особо. Словами: приимите Дух Свят ( Ин. 20, 22. 23 ), Господь восстановил всех апостолов в звании апостольства: оставалось ждать, что Господу благоугодно будет сделать что-либо подобное в отношении и к Петру особо. ζ) И вот в одно утро ( Ин. 21, 4 ), – когда место и обстоятельства, и лица напоминали собою первое призвание Петра и других апостолов к апостольству; после того, как Петр при одном слове, что явился Господь на берегу озера, на котором апостолы ловили рыбу, обнаружил смятение и страх, – воскресший Господь, соблаговоливши вкусить хлеба и рыбы среди учеников своих, между прочим вдруг обращается к Петру с вопросом: Симоне Ионин! любишь ли ты Меня паче сих, – указывая при этом на других апостолов. Тотчас же вспомнив, что говорил некогда: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогда же соблазнюся ( Мф. 26, 33 ), Петр, уже не с прежней самоуверенностью, часто пререкавшей Господу, но с полной и смиренной верой во всеведение Господне, с грустным сознанием верности предсказания Господня и жалкой своей ошибки, почти молитвенно отвечает: его Господи! ты веси, яко люблю тя (ст. 15). Божественное средство достигало цели: Петр смиренно исповедует и вину свою, лишившую его апостольства, и любовь ко Господу, необходимую для апостола: и, восстановляя его в правах и обязанностях апостольства, Господь говорит: паси агнцы моя (ст. 16). Но потому ли, что раскаяние Петра не столько было еще глубоко, чтобы вполне смыть его вину, только Господь опять дает тот же вопрос, впрочем, уже смягчая его несколько: Симоне Ионин! любиши ли мя, – без повторения особенно горьких для Петра слов: паче сих получаем тот же смиренно молитвенный ответ: ей Господи! ты веси, яко люблю тя, и заключает тем же торжественным выражением своей милостивой воли: паси овцы моя, заменяя слово – агнцы словом – овцы, и тем показывая, что Петр восстановляется теперь вполне во всех правах и обязанностях апостольства. Но и здесь Господь не остановился: имея в виду, чтобы Петр вполне уразумел Его намерение и всесовершенно раскаялся в своем грехе, Господь опять предлагает тот же вопрос: Симоне Ионин! любиши ли мя? И когда предложен был этот вопрос в третий раз, Петр оскорбе: вероятно, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Из слов Иисуса Христа: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою ( Мф.16:18 ), нельзя делать заключения о видимом главенстве Ап. Петра. Блаж. Августин так изъясняет эти слова: «Ты еси Петр, говорит Христос, и на сем камени, который ты исповедал, на сем камени, который ты познал, исповедуя: ты еси Христос Сын Бога живаго, – созижду Церковь Мою. На Мне созижду тебя, не на тебе созижду Меня (то есть Мое тело, Мою Церковь ). Ибо те, которые хотели назидать человеков на основании человеков, говорили: аз убо есмь Павлов, аз же Кифин (то есть Петров, 1Кор.1:12 ). Из сего рассуждения Бл. Августина видно, что камень, на котором зиждется Церковь , не есть Петр Апостол, но Петрово твердое исповедание Христа и Сам Христос, – что те, которые говорят: Аз есмь Кифин, или Петров, то есть я преимущественно принадлежу Петру, я признаю Петра главою всех учителей и самой Церкви, по мнению Бл. Августина, хотят назидать человеков на основании человеков». Апостол Петр должен был созидать Церковь не на себе, а на Христе. Когда он хотел утвердиться на собственных своих помышлениях и на своей силе и сказал: аще и вси соблазнятся, аз никогда не соблазнюсь ( Мф.26:33 ), тогда вскоре оказалось, что он строил на песке: от лёгкого ветра из уст празднословящей рабыни пала его духовная храмина отречением от Христа» 767 . Чтобы Ап. Петр не пал совершенно, Христос должен был особенно молиться о нем: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя ( Лк.22:32 ). Эта молитва , конечно, не давала Ап. Петру какой-нибудь особенной власти над прочими Апостолами. «Иисус Христос в молитве о всех Апостолах и всех верующих в Него просил несравненно большого, нежели чего просил Петру» (Ин.17гл.). В связь с троекратным же отречением Ап. Петра нужно поставить «троекратную заповедь Иисуса Христа, по троекратном вопрошении: любиши ли Мя данную Петру: паси (точнее с греческого: питай) агнцы Моя паси овцы Моя; паси (питай овцы Моя ( Ин.21:15–7 )». «Троекратным исповеданием Петра (то есть сим: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя) заглажено преступление троекратного отвержения ( Мф.26:69–75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

" Ты еси Петр, – говорит Христос, – и на сем камени, который ты исповедал; на сем камени, который ты познал, исповедуя: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, – созижду Церковь Мою«. На Мне созижду тебя, не на тебе созижду Меня (то есть Мое тело. Мою Церковь ). Ибо те, которые хотели назидать человеков на основании человеков, говорили: Аз убо есмь Павлов, аз же Кифин (то есть Петров; 1Кор. 1:12 )”. Из сего рассуждения блаженного Августина ты видишь: Первое, что камень, на котором зиждется Церковь , не есть Петр апостол, но Петрово твердое исповедание Христа и Сам Христос. Второе, что те, которые говорят: аз есмь Кифин, или Петров, то есть «я преимущественно принадлежу Петру; я признаю Петра главою всех учителей и самой Церкви», – по мнению блаженного Августина , хотят «назидать человеков на основании человеков». И вот чего хотят нынешние Римские христиане! И. Они приводят еще в доказательство своего догмата следующие слова Иисуса Христа к Петру: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращен утверди братию твою ( Лк. 22:32 ). У. Иисус Христос в молитве о всех апостолах и всех верующих в Него просил несравненно большего, нежели чего просит здесь Петру. И. В какой молитве? У. В той дивной молитве, которая находится у евангелиста Иоанна в 17-й главе, там взывает Он: Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, да будут едино, якоже и Мы. Отче! Их же дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною. И. Но почему Иисус Христос из всех апостолов особенно молился о Петре? У. Потому, что предвидел особенное падение Петра. И. Однако, Петру же сказал: Ты обращся утверди братию твою. У. То есть: «Ты поколеблешься в вере и падешь; однако паки обратишься к ней и восстанешь; тогда потщись загладить твою погрешность и жарким покаянием, ревностью, непоколебимым исповеданием истины покажи спасительный пример другим колеблющимся в вере». И. Римские христиане употребляют еще в защищение своего догмата троекратную заповедь Иисуса Христа, по троекратном вопрошении: любиши ли Мя? данную Петру: паси (точнее с греческого, «питай») агнцы моя, паси овцы Моя;паси (питай) овцы Моя ( Ин. 21:15:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Обещая людям израилевым послать им пастырей разумных и учительных, Господь Бог, как уже сказано выше, прежде всего указал на то, что Он даст им пастырей по сердцу Своему: «Дам вам, – сказал Он, – пастырей по сердцу Моему» ( Иер. 3, 15 ). Что значит быть по сердцу Божию – сие изъясняет апостол Павел, говоря от лица Божия о Давиде: «Обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя» ( Деян. 13, 22 ). Итак, быть по сердцу Божию значит творить все хотения Его. И когда Бог дал обетование послать пастырей по сердцу Своему, пасущих разумом и учением, то Он известил, что сии пастыри вместе с разумным учительством будут иметь и доброе житие, творя все хотения Его. Скажем еще: быть по сердцу Божию значит любить Бога всем сердцем. Какое же знамение того, что кто-либо любит Бога всем сердцем? Сие знамение указал Сам Христос, когда сказал Своими пречистыми устами: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй я, той есть любяй Мя» ( Ин. 14, 21 ). Знамение любви к Богу есть исполнение Его заповедей. И потому, когда Бог сказал, что пастыри будут по сердцу Его, Он указал и на то, что они будут любить Его всем сердцем, соблюдая Его заповеди. И если такими были пастыри в Ветхом Завете, то тем более ныне в новой благодати пастыри должны быть не только учительными словом, но и добродетельными по жизни, быть по сердцу Божию, исполняя все хотения Его, соблюдая заповеди по сердечной любви к Нему. Пастырю подобает быть боголюбивым. Сам Господь, желая посвятить святого Петра пастырем словесных овец прежде всего трикратно вопросил его о любви, сказав ему: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» И тогда Петр ответил Ему трикратно: «Ей Господи! Ты веси, яко люблю Тя», Господь вручил ему паству: «Паси агнцы Моя», «Паси овцы Моя», паси избранных Моих ( Ин. 21, 15–17 ). Познается же любовь к Богу по добродетельной жизни (как сказано выше), являя вместе со словом и жизнь пастыря. Но недостаточно пастырю быть учительным в слове и святым по жизни; он должен иметь еще великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выделением Петра из числа учеников Христовых ангел ясно показал, что Петр в ту пору уже не был апостолом Спасителя. А раз Петр лишился апостольского достоинства, то для восстановления в последнем он, естественно, нуждался в новом призвании. Это новое призвание Петра к апостольскому служению и было совершено Спасителем известными словами «паси овцы Моя и агнцы Моя». «Иисус говорит Симону Петру, – читаем мы у Евангелиста Иоанна, – Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Выражение «больше, нежели они», т. е. прочие ученики, – должно было напомнить Петру о том, как он перед отречением своим уверял Господа – «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Вот почему теперь Петр уже не говорит Господу, что любовь его ко Христу сильнее, чем у других апостолов, а лишь со смирением отвечает: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Спаситель тогда восстановляет Петра в апостольском достоинстве, говоря: «Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ). Троекратное восстановление Петра в апостольском достоинстве и троекратное повторение вопроса: «любишь ли ты Меня» имело в виду напомнить Петру о его троекратном отречении. И Петр это понял, почему опечалился, когда Господь спросил его в третий раз: любишь ли Меня? и сказал Ему: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» ( Ин.21:17 ). Вот смысл Евангельского повествования, на которое ссылаются паписты. Где же здесь речь о вручении Петру какого-то верховного главенства? Что Господь словами: «паси агнцев Моих» не вручил Петру верховного главенства над другими апостолами, это особенно открывается из дальнейших строк Евангельского повествования. «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус... Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:20–22 ). Выражение «что тебе до того» ясно показывает, что Петр не получил никакого верховного главенства над прочими апостолами, так как верховному главе, конечно, нужно было бы знать всё, что касалось судьбы подчиненных ему апостолов, почему Господь в таком случае, разумеется, не сказал бы Петру «что тебе до того». Этим мы и закончим разбор Евангельских оснований, приводимых папистами в доказательство мнимого главенства апостола Петра, а в лице последнего и всех римских пап. Теперь мы видим, что учение папистов не имеет для себя опоры в Слове Божием, а если так, то оно является не Божественным учением, как гордо именуют его паписты, а произвольным вымыслом человеческим. Читать далее Источник: Разбор римского заблуждения о главенстве и непогрешимости папы/Архимандрит Митрофан (Абрамов) - Изд. Харьковского Прикарпатского комитета. - Харьков : Епарх. тип., 1916. - 32 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Господь, по воскресении Своем, явился ученикам Своим на море Тивериадском и три раза спрашивал св. Петра: любиши ли Мя? Когда в первый раз ответил Петр: Ты веси, яко люблю Тя; Иисус Христос сказал ему: паси агнцы Моя, а во второй и третий раз: паси овцы Моя. Что отсюда следует? Из смелой приверженности, не к Апостолу, а к папе, римские писатели утверждают, что будто бы в первый раз Господь поручает Петру пасти и самых пастырей. Будьте, хотя на минуту, искренни и скажите: можно ли так толковать слово Божие? Можно ли в делах Веры употреблять такие умствования?.. Грустно нам делается, когда подумаем о вас. Верно, вы слишком живо чувствуете слабость свою, что опираетесь даже на такое слабое основание, или даже и не на основание, а на воздух, на призрак. Вы как будто и забы­ли, что очень незадолго пред тем, как Господь сказал эти слова, Петр три раза отрекся от Него, а, следовательно, и от апостольства, от права пасти Церковь вместе и наравне с прочими Апостолами. Неужели вы не видите, что милосердый Господь троекратным словом: паси, только восстановил святого Петра в апостольском достоинстве,– не более и не менее? Неужели вы не помните, что св. Петр оскорбе, огорчился третьим вопросом: любиши ли Мя? Очевидно, что в троекратном вопросе Господа он почувствовал тайный, хотя чрезвычайно нежный, упрек за свое отречение. И посмотрите: как сильно подействовал на него урок, недавно полученный. На вопрос Господа: любиши ли Мя паче сих,– Петр не говорит уже с прежнею само­уверенностью, с какою некогда сказал: аще и вси соблазнятся о Тебе и проч., но смиренно отвечает: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. Сколько Божест­венной любви и снисходительности со стороны Учителя! Сколько кротости, глубочайшего благоговения и преданности со стороны ученика! И вы в этом умилительном повествовании святого Богослова видите только какой-то холодный обряд посвящения папы. Жаль вас! Но возвратимся к Евангелию. Иисус Хрис­тос, точно, возвративши Петру апостольское достоинство, нечто предсказал и обещал ему; но что? Мученическую кончину! Вот истинно апостольское украшение, а не трехъярусная корона, или тиара! Посмотрим теперь, не присоединило ли слово Божие и к этому месту Евангелия, впрочем, ясному и нисколько не двусмысленному, какого-нибудь предостережения против ложного толкования его? Смело говорю: да, и здесь, как в Евангелии от Матфея, в той же самой основанием, главою и начальником всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря... и призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.9:36, 10:1 ). Пастырство – по этому свидетельству Евангелия, намечалось в качестве задачи апостолов при самом призвании —74— их к апостольству, как дело любви Божией к «изнуренным и рассеянным». Пастырское попечение троекратно поручено было Христом по воскресении Петру при троекратном исповедании последним любви ко Христу ( Ин.21:15–17 ): «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Ясно, что Ап. Петр, обращаясь к пресвитерам с словами «пасите стадо Божие» поручал им ту пастырскую власть, какую сам некогда получил непосредственно от Христа. Отсюда, следов., ведет свое начало иерархический церковный принцип, поскольку он облекается в форму пастырства. Как же он должен применяться? Где искать принципов и примера его применения? И на эти вопросы более точного ответа, чем какой дает Евангелие мы нигде не найдем. «Он сказал им: цари 37 господствуют (κυριεουσιν) 38 над народами и владеющие 39 ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше ( μεζων ν μν) 40 будь как меньший (νετερος) 41 и начальствующий (γομενος) как служащий ( Лк.22:26–27 ). Сравнивая эти слова Христа с вышеприведенным наставлением Ап. Петра к пастырям-пресвитерам, мы находим поразительное сходство не только в мысли, но и в самом внешнем ее выражении. И здесь, как и там, антитеза: а, в государстве цари и начальники; в церкви – большие и меньшие, или старшие (πρεσβτεροι) и младшие (νετεροι): в государстве – начало властвования: в церкви – надзора (επισκοποντες) и назидания или служения (διακονα) примером. Что особенно здесь бросается так сказать в глаза, так это – настойчивое устранение характера властвования, именно государственного властвования через царей и князей (βασιλις κα ρχοντες) в религиозном союзе, единым связующим центром и базисом которого служит Христос (Един Господь – κριος) устранение человеческого властвования подтверждается далее и собственным примером Гос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря... и, призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 9:36, 10:1 ). Пастырство – по этому свидетельству Евангелия, намечалось в качестве задачи апостолов при самом призвании их к апостольству, как дело любви Божией к «изнуренным и рассеянным». Пастырское попечение троекратно поручено было Христом, по Воскресении, Петру при троекратном исповедании последним любви ко Христу ( Ин. 21:15–17 ): «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Ясно, что Ап. Петр, обращаясь к пресвитерам с словами «пасите стадо Божие», поручал им ту пастырскую власть, какую сам некогда получил непосредственно от Христа. Отсюда, следовательно, ведет свое начало иерархический церковный принцип, поскольку он облекается в форму пастырства. Как же он должен применяться? Где искать принципов и примера его применения? И на эти вопросы более точного ответа, чем какой дает Евангелие, мы нигде не найдем. «Он сказал им: цари 65 господствуют (κυριαρχευουσιν) 66 над народами и владеющие 67 ими, благодетелями называются. А вы не так: но, кто из вас больше ( μεςων ν μϒ) 68 , будь как меньший (μικρτερος) 69 , и начальствующий (ηγομενος), как служащий ( Лк. 22:26–27 ). Сравнивая эти слова Христа с вышеприведенным наставлением Ап. Петра к пастырям-пресвитерам, мы находим поразительное сходство не только в мысли, но и в самом внешнем ее выражении. И здесь, как и там, антитеза: а, в государстве цари и начальники; в церкви – большие и меньшие, или старшие (Πρεσβτερος) и младшие (νετερος); в государстве – начало властвования; в церкви – надзора (επσχοποντες) и назидания, или служения (δυχονος) примером. Что особенно здесь бросается, так сказать, в глаза, так это настойчивое устранение характера властвования, именно, государственного властвования через царей и князей (βασιλες και ρχωνες) в религиозном союзе, единым связующим центром и базисом которого служит Христос (Един Господь – Κριος) устранение человеческого властвования подтверждается далее и собственным примером Господа: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите: ибо Я точно – то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   Кроме того, мы не проповедники и учители какой-либо человеческой теории, философ­ской или общественно-политической системы; мы «глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную» (1 Кор. 2:7). Мы открываем людям Бога и таинство их спасения. Мы благовествуем дар Благодати Божией, прекращение смерти, воскресение нашей смертной природы, упразднение власти дьявола и вечное Царствие Божие, которое является пределом всех же­ланий, всех мыслей и всех надежд. Все это вместе составляет главную обязанность священ­ника. Для каждого священника повторяются слова Христа, сказанные Петру: «Паси агнцы Моя... паси овцы Моя» (Ин. 21:15—17).    Опыт невидимой брани, знание таинств Благодати, виды и действия прелести, характе­ры людей, способы заботы в деле руководства душами — всем этим должны обладать свя­щенники, а иначе как можно научиться какому-либо искусству от незнающего в нем толк? «Всеоружие» Благодати, как его описывает апостол Павел (Еф. 6:11—18), — неотъемлемая принадлежность священника, потому что только так сможет военачальник — то есть свя­щенник — победоносно вести войну с начальствами и властями, с миродержителями тьмы века сего (см. Еф. 6:12). И если священник, испытав все средства, не сможет вернуть назад заблудшую и заболевшую овцу, тогда властью, которой он наделен Благодатью Божией, он должен обратиться к ней и сказать: «во имя Иисуса Христа, будь здрав», или: «выйди из пропасти, в которую ты ниспал», или: «отпущаются тебе грехи твои», или: «прозри от тьмы своего бесчувствия», или, самое важное: «восстань от смерти, в которую тебя вверг­ли многообразные согрешения». Да, братия мои, таковы обязанности священника, и вообще духовного человека, который должен судить обо всем, тогда как сам он «ни от единого востязуется» (1 Кор. 2:15).    Если простой верующий не сможет подняться на такую духовную высоту, то это не так помешает Церкви осуществлять ее дело, как если своего призвания не сможет выполнить священник. Потому что священник — это отец, который возрождает, светильник, который просвещает, педагог, который ведет за руку, врач, который лечит. И если он не таков, то как он сможет просветить, вылечить и направить других? Тогда, конечно, он услышит от Госпо­да: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23) и страшные обличительные слова: «Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказа­ние и отвергл еси словеса Моя вспять» (Пс. 49:16—17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Монастырь, где жил Архипастырь, и церковь привлекали меня больше, чем место, где я учился высшим светским наукам. Совершившееся крушение государственной мощи нашего Отечества убедило меня окончательно в непрочности всего земного и слабости человеческих сил и способностей, и я решил отречься от сует земного мира, посвятив себя единому служению Богу. Но служение Богу, властно призывая мою душу отречься себя, взять крест свой и идти за Христом ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ), в то же время накладывало и внутреннюю необходимость стать ловцом людей. Еще прежде, чем окончательно порвалась моя внешняя связь с светским миром, жажда к богословским знаниям привлекла меня в училище, имеющее своим покровителем великого святителя Савву, а потом и на путь, им показанный. Ныне устами архипастырей Церкви призываюсь я восприять архипастырское служение. Не смею помыслить себя достойным сего сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отрекаться от него, слыша слова Господни, обращенные к согрешившему, но кающемуся Петру: Аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя ( Ин. 21:15, 16 ). Святый Иоанн Златоуст , объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, суть «Богу споспешницы» ( 1Кор. 3:9 ). Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей, соединить их во единого человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца. Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздавать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовить его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи – приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду. Все готов должен быть перенести он ради его пользы, и каждая овца должна найти место в его сердце, к каждой должен он применить соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010