Слава, глас 4: [Иоанна монаха:] Трикратным вопрошением, еже Петре любиши ли Мя, трикратное отвержение Христос исправил есть. Темже и к Тайноведцу Симон: Господи, вся веси, вся знаеши: Ты веси, яко люблю Тя. Темже к нему Спас: паси овцы Моя, паси избранныя Моя, паси агнцы Моя, яже Моею кровию снабдех во спасение. Того моли богоблаженне апостоле, даровати нам велию милость. И ныне, Богородичен. Иже Тебе ради богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь, Ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет Богородице, мир, Христос имеяй велию и богатую милость. Вход. Прокимен дне. Соборнаго послания Петрова чтение. Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам. Соборнаго послания Петрова чтение. Возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят есмь. И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа.

http://pravmir.ru/pamyat-apostolov-petra...

Между прочим, жизнь обители и конкретно жизнь матушки Любови была связана с другим подвижником, тоже четвертого века - преподобным Онуфрием, который явился ей, когда она еще ничего не знала о существовании Марфо-Мариинской обители. В сонном видении он показал ей все места ада и рая и весь ее жизненный путь. Он показал ей саму обитель, святую преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и многострадального отца Митрофана Сребрянского. И на протяжении всей жизни матушки Любови преподобный Онуфрий не оставлял ее и сестер обители милосердия своими предупреждениями, советами и молитвенным заступничеством. Мы знаем, что Церковь - одна. И небесная, и земная. И IV-ro века, и ХХ-го века. Она - во Христе, а Христос все соединяет, даруя нам самое необходимое. Сегодня мы услышим воскресное Евангелие, когда Господь вопрошает Петра после его троекратного отречения: " Любишь ли Меня? " (Ин. 21, 17). Трижды спрашивает его Господь, потому что трижды хочет восстановить тяжкое отступничество своего ученика, чтобы запечатлеть это отступничество троекратною любовью. Любовь - это то, что стОит очень дорого, потому что она всегда означает готовность положить жизнь свою за Христа и за паству. " Паси агнцы Моя, - говорит Господь, обращаясь к Петру, - паси овцы Моя, если любишь Меня " . " Господи! Ты все знаешь, - отвечает Ему Петр, - Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин. 21, 17). И Господь открывает Петру, что ему предстоит именно путь страданий, путь Креста: " Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь " (Ин. 21, 18). Любовь всегда означает Крест. Любовь всегда означает готовность принести жертву, чтобы быть единой с тем, что Христос совершил для нас, независимо от того, какой путь определяет Господь для человека: путь исключительного преподобничества, какое явили великие пустынники, или мученичества, которым прославились наши святые новомученики и исповедники Российские. Или путь нашей как будто бы спокойной пока жизни, но которая тоже требует от нас полного (до конца) избрания Господа в мире, где уже невозможно оставаться человеком, не становясь христианином, потому что происходит распад и разрушение всего.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

Ныне устами Архипастырей Церкви призываюсь я восприять архипастырское служение. Не смею помыслить себя достойным сего сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отрекаться от него, слыша слова Господни, обращенные к согрешившему, но кающемуся Петру: «Аще любиши Мене, ....паси агнцы Моя, ...паси овцы Моя» (Ин.21:15—17). Святой Иоанн Златоуст, объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, суть «Богу... споспешницы» (1 Кор.3:9). Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей, соединить их во единого человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца. Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду. Все готов должен быть перенести он ради его пользы, и каждая овца должна найти место в его сердце, к каждой должен он применить соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого. Если же столь трудны и сложны обязанности обычного пастыря и велика его ответственность за спасение им пасомых, что можно сказать об архипастыре? Поистине к нему обращены речи Господни, сказанные некогда пророку Иезекиилю: «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву» (Иез. 3:17). Архипастырь ответствен не только за всех агнцев, Богом врученных ему, но и за пастырей. Взыщется с него за каждого грешника, которого во время не образумил, за каждого, кто шел путем правды, но совратился с него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3275...

Вторая предпосылка лежит в душе еще глубже и является предпосылкой для первой. Эта предпосылка, – самая пламенная любовь ко Христу. Любовь ко Христу есть неточный момент и постоянно движущая сила в процессе внутренней борьбы со грехом в себе христианской души. Само обращение ко Христу состоит в том, что под влиянием проповеди о Христе, сопровождаемой действием предваряющей благодати, прирожденный греховному человеку после Адамова падения слабый остаток любви к Богу в виде инстинктивного стремления к нему (см. принципиальную часть) претворяется в живую конкретную любовь к Богочеловеку Христу, а происходящая под действием этого стремления прежде слабая борьба со грехом под действием теперь любви ко Христу становится интенсивной; так что чем интенсивнее становится любовь ко Христу, тем интенсивнее становится борьба со грехом и обратно; чем интенсивнее становится борьба с грехом, тем интенсивнее становится любовь ко Христу. Таким образом, долженствующая быть присущей пастырской душе, самая интенсивная борьба со грехом в себе непременно предполагает наличие и самой пламенной любви ко Христу. О. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Знаю, что может меня сделать более или менее достойным этого (пастырского) сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу…» На эту глубочайшую в душе предпосылку пастырского служения указывает сам Спаситель. Восстанавливая отрекшегося апостола Петра в апостольско-пастырском достоинстве, Христос Спаситель трижды вопрошает его: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» и каждый раз получая от него утвердительный ответ: «Ей, Господи, Ты веси яко люблю Тя», поручает ему: «Паси агнцы, паси овцы моя», ставя, таким образом, свое поручение в зависимость от наличия в апостоле любви ко Христу. Далее Спаситель открывает, какова сила этой любви апостола, предрекая, что эта любовь приведет его на крестные страдания и смерть. Спаситель говорит ему: «Егда был еси юн, поясывался еси сам и ходил аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздеши руци твои и ин тя пояшет и ведет аможе не хощеши». Евангелист поясняет, что эти слова сказал Спаситель «назнаменуя, коею смертию (Петр) прославит Бога». Таким образом, Спаситель указывает, что любовь Петра была самая великая, так как, по словам Спасителя, «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Такая любовь сильнее всякой другой любви, к родителям, к детям, братьям и сестрам. Об этом свидетельствует Спаситель, говоря: «Иже любит отца или матерь паче Меня, несть Мене достоин и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин». § 2 Пастырское призвание

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Дал еси овец паству Первое предложение данной стихиры выступает в качестве вступительного, ибо содержит в себе сжатое описание основного смысла 11-го воскресного Евангелия. Текст песнопения повествует, как Спаситель является Своим ученикам после Воскресения. К церковнославянской фразе «дал еси овец паству, за любве воздаяние» в данном случае можно дать следующий комментарий: за искреннюю любовь, которую Петр троекратно подтверждает своим исповеданием, Христос вверяет ему всех верующих христиан, другими словами – Церковь Христову. Доверяет самое ценное, указывая тем самым, что отречение его полностью заглажено. Христос вверяет Петру всех верующих христиан, другими словами – Церковь Христову Но почему Христос отдает предпочтение именно Петру? Потому что он был избранным и обычно имел право говорить от лица всех учеников Господа . Фраза «яже о пастве попечения ищя» в данном случае должна пониматься в контексте. Смысл же ее таков: Христос, обладая совершенной любовью и совершенной благостью, искал, кому доверить заботу обо всех христианах. Аще любиши Мя, паси агнцы Моя Далее приводится уже цитата из Евангелия, которая отсылает к моменту исповедания Петра в любви к Своему учителю: «Аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Из евангельского текста мы знаем, что Христос трижды задает Петру вопрос, тем самым восстанавливая его апостольское достоинство после троекратного отречения, которое из-за страха произнес апостол при дворе первосвященника (Мф. 26: 58). «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя»: по мнению блаженного Феофилакта Болгарского, под «агнцами» стоит понимать новоначальных христиан, а под «овцами» – уже совершенных и укоренившихся в вере . Теперь перейдем к следующей фразе: «Он же абие показуя друголюбное, о друзем ученице вопрошаше». Если обратиться к тексту Евангелия, становится понятно: говорится о Петре, который «абие», то есть тотчас , проявляет заботу о другом ученике и спрашивает о нем. На данном моменте основная часть стихиры заканчивается. Но из Евангелия мы знаем, что ученик, о котором спрашивал Петр, – Иоанн Богослов, а вопрос Петра связан с дальнейшей жизненной участью последнего (Ин. 21: 20–24).

http://pravoslavie.ru/150658.html

11. И сказал Самуил Иессею: се ли дети здесь? И отвечал ессей: есть ещё меньший; он пасёт овец . И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. 12. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. Пастушеское ремесло было хорошо знакомо многим Святым Отцам – таким как святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Сергий Радонежский и другие. «Святые братья-коневоды Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп». Фрагмент иконы «Собор архангела Михаила, с избранными святыми». Палех. Середина XIX в. ФААП Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (16 января) были коневодами, и, по традиции, изображаются на православных иконах скачущими на лошадях в окружении своих табунов. Многие считали пастырство четвероногих скотов лучшей подготовкой к пастырству словесных овец стада Христова. Сам Господь в Евангелии применяет к Себе этот образ: Аз есмь Пастырь Добрый, пастырь добрый полагает душу свою за овцы ( Ин.10:11 ). Последним евангельским наставлением апостола Петра были троекратно повторенные слова воскресшего Спасителя: Паси агнцы Моя ( Ин.21:15 ), Паси овцы Моя ( Ин.21:16 и 21:17). Святые, занимаясь пастушеским ремеслом, подражали Христу: в терпении и в трудах они раскрывали свои духовные дарования, обретая навык благодатной подвижнической жизни и пастырский опыт. «Преподобный Симеон Столпник пасет стада своего отца». Фрагмент иконы «Св. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII – начало XVIII в. ЦМиАР Преподобный Симеон Столпник (1 сентября) «Когда ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего и увидел он церковь , и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол» 19 . Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Когда он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой» с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По Божественнем востании, трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошая Господь, Своих овец предлагает пастыреначальника: иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща, вопрошаше Владыку: сей же что? Аще хощу, рече, пребывати сему, дондеже и паки прииду, что к тебе, друже Петре? Перевод: После Своего Божественного воскресения Господь, трижды вопросив Петра: «Любишь ли ты Меня?», назначает его Своих овец пастыреначальником. Он, увидев того, кого Иисус любил, во след идущим, спросил Владыку: «А он что?» – «Если Я и хочу, – сказал Господь, – чтобы он пребывал, доколе Я вновь не приду, что тебе до того, друг Петр?» Богородичен: О страшное таинство, о преславное чудо! Смертию смерть всеконечне погублена бысть. Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове, и чисто рождшей Тя плотию Богородице? Еяже молитвами, всех геенны избави. Перевод: О страшное таинство! О необычайное чудо! Смертью совершенно уничтожена смерть. Кто же не воспоет Тебя, и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово, и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице? Ее ходатайствами избавь всех от геенны. Утренняя стихира: Являя Себе учеником Твоим, Спасе, по воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ищя. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Он же абие показуя друголюбное, о друзем ученице вопрошаше. Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй, от волков губящих е. Перевод: Являя Себя ученикам Своим по воскресении, Спаситель, Ты Симону, в воздаяние за его любовь, стадо овец вручил, с заботою пасти их требуя. Потому Ты и говорил: «Если любишь Меня, Петр, паси агнцев Моих, паси овец Моих». Он же, тотчас показывая горячую любовь, о другом ученике спрашивал. По их ходатайствам, Христе, паству Твою сохраняй от волков, расхищающих ее. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chto-tebe-do-togo-ty-z...

На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 2, самоподобные, Андрея Пира. Киими похвальными венцы/увязем Петра и Павла,/разделенныя телесы/и совокупленныя духом,/Богопроповедников первостоятели?/Оваго убо яко апостолов предначальника,/оваго же яко паче инех трудившася./Сих бо воистинну достойно безсмертныя славы венцы/венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Какими похвальными венцами/увенчаем Петра и Павла,/разделенных телесно/и соединенных Духом,/стоящих первыми среди Божиих провозвестников?/Одного – как апостолов предводителя,/другого же – как более иных потрудившегося./Ибо их воистину достойно/бессмертной славы венцами венчает Христос Бог наш,/имеющий великую милость. Киими песненными добротами/воспоем Петра и Павла?/Богоразумия криле, прелетевшия концы/и к Небеси вознесшияся,/руце Евангелия благодати,/нозе истиннаго проповедания,/реки премудрости,/крестныя роги,/имиже демонов бровь Христос низложи,/имеяй велию милость. Какими песнопениями прекрасными/воспоем Петра и Павла?/Крылья Богопознания, пролетевшие мipa концы/и к Небесам вознесшиеся,/руки Евангелия благодати,/ноги проповеди истины,/реки премудрости, концы Креста;/ими демонов надменность Христос низложил,/имеющий великую милость. Киими духовными песньми/похвалим Петра и Павла?/Безбожия заклавшия незатыкаемая уста,/страшныя Духа мечи,/Рима светлая удобрения,/всея вселенныя питатели,/Новаго Завета Богописанныя скрижали мысленныя,/яже в Сионе Христос возгласи,/имеяй велию милость. Какими духовными песнями/восхвалим Петра и Павла?/Заклавшие безбожие и незатупляемые/лезвия страшного меча Святого Духа,/Рима славные украшения,/всей вселенной услаждение,/Нового Завета Богом писанные скрижали невещественные,/которые на Сионе Христос возгласил,/имеющий великую милость. Слава, глас 4. Иоанна монаха: Трикратным вопрошением,/еже: Петре, любиши ли Мя?/трикратное отвержение Христос исправил есть./Темже и к Тайноведцу Симон:/Господи, вся веси, вся знаеши,/Ты веси, яко люблю Тя./Темже к нему Спас:/паси овцы Моя, паси избранныя Моя,/паси агнцы Моя, яже Моею кровию снабдех во спасение./Того моли, Богоблаженне апостоле,/даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sv-app-pe...

Гордость и глубокое невежество лежат в основе сектантства. Это надо всем твердо запомнить. Надо вам знать, что сектантство выродилось у нас в дикие, нелепые формы, возмутительные по своей глупости и по своему дерзкому отрицанию всего христианского учения. Есть немало сектантов, которые отвергают Божество Иисуса Христа. К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою православную веру, стали исповедовать еврейскую веру, ибо есть целый ряд жидовствующих сект, которые соблюдают закон Моисея, чтут все иудейские праздники, обрезанию подвергают себя и детей своих и становятся из русских евреями. Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты! Сейчас вы видели, как трудно было вывести из храма хлыстовку. Если бы вы знали, какие безобразия творятся на их радениях хлыстовских! Но они настолько постыдны и возмутительны, что я не хочу говорить о них в этом святом месте. То, что я говорю о невежестве и дерзости сектантов, говорю не от себя. Об этом говорил святой апостол Петр в своем втором Соборном послании. Нелепо и невежественно извращают Священное Писание сектанты; они выхватывают из него отдельные тексты, которые им удобны, и отбрасывают все то, что в Св. Писании противоречит их толкованию. Св. апостол Павел в послании к римлянам сказал: « Как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10,15 ). Нас, служителей Церкви, архиереев и священников, посылают на проповедь – священников посылают архиереи, а архиереи получили эту власть от апостолов. Они продолжатели святого дела апостольского, они являются наместниками апостолов. Нас посылает Бог на проповедь. А кто посылает сектантских проповедников? Они отвергают таинства, иные даже таинство крещения. Они отвергают и таинство священства. У них нет рукоположенных епископов и священников. Сектанты выбирают тех, кто им нравится, и называют их пресвитерами. Они попрали слова Павловы. Сами себе присвоили право проповедовать, а Господь Иисус Христос Своим апостолам вручил право пасти стадо Свое. Ибо много раз вы слышали то евангельское чтение, в котором Он говорил апостолу Петру: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (Ин. 21,15) . Сам Господь повелел апостолам пасти стадо Свое, а апостолы повелели это нам.

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

Кондак 9 Вси Ангели, Христе Спасе, твое Воскресение поют на небеси. Сподоби и нас на земли чистым сердцем в веселии воспевати: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 9 Ветия всемирный и учитель языков Павел богоглаголивый, яко труба, вопиет: “Христос воскресе от мертвых, Начаток востания умерших бысть. Якоже во Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут”. Темже Воскресение Христово видевше, в радости вопием: Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою. Христос воскресе, и ад пленен бысть Того державою. Христос воскресе, и свободихомся от адовых нерушимых уз. Христос воскресе, и мы, из нетления избавльшеся, сыны воскресения явихомся, и поем: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 10 Спасти хотя род человеческий от работы вражия, распятие и смерть претерпел еси, Господи, погребен же быв, в третий день от мертвых востал еси. Тем же Ангел, блистаяйся во гробе, благовествует женам, глаголя: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 10 Третие по Воскресении явися Иисус на мори Тивериадстем рыбу ловящим Симону Петру, и Фоме, и Нафанаилу, и сыном Зеведеевым со инема от ученик Его двема и, яко Владыка всех, повелевает мрежу одесную страну корабля воврещи, и бысть слово дело вскоре, и многое рыб множество, и вечеря странна готова на земли. Ея же ныне мысленно насладитися и нас сподоби, Господи, поющих: Христос воскресе, и дадеся Ему власть на небеси и на земли. Христос воскресе, и Царство Божие наста. Христос воскресе, и Тело Его, яко Хлеб Жизни, вси приемлем. Христос воскресе, и Крови Его, яко Источника Безсмертнаго, вкушаем. Христос воскресе, и Адам, свобожден, с нами ликует. Христос воскресе, и Ева, от уз избавляема, радуется, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 11 Пение всеумиленное приношаше Воскресшему Тебе, Петр, трищи бо отвержеся Тебе, трищи же и исповедуя: “Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя”. Трищи и слышит от Тебе сладчайшее на паству паки призвание: “Паси агнцы Моя, паси овцы Моя”. Темже и зовет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://pravicon.com/info-1230

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010