Ексапостиларий 10: Тивериадское море с детьми Зеведеевыми, Нафанаила с Петром же, и с другима двема древле, и Фому имяше на лове: иже Христовым повелением одесную ввергше, множество извлекоша рыб, егоже Петр познав, к нему бродяше. Имже третие явлейся, и хлеб показа, и рыбу на углех. Богородичен: Воскресшаго Господа тридневна от гроба, Дево моли, о воспевающих Тя, и любовию блажащих: Тебе бо имамы вси Прибежище спасительное, и Ходатаицу к Нему. Наследие бо Твое, и раби есмы Богородице, и к Твоему заступлению вси взираем. Утренняя стихира, глас 6: По еже во ад сошествии, и еже из мертвых воскресении, скорбяще, якоже достояше, о разлучении Твоем Христе ученицы, на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже: но Ты Спасе явився яко Владыка всех, одесную мрежи повелеваеши воврещи, и бысть слово дело вскоре, и множество рыб многое, и вечеря странная готова на земли, еяже причастившимся тогда Твоим учеником, и нас ныне мысленне сподоби насладитися, человеколюбче Господи Ексапостиларий 11: По Божественнем востании, трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошаяй Господь, Своих овец предлагает пастыреначальника, иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща, вопрошаше Владыку: Сей же что? Аще хощу, рече пребывати сему, дóндеже и паки прииду, что к тебе друже Петре? Богородичен: О страшное таинство! о преславное чудо! смертию смерть всеконечне погублена бысть. Кто убо не воспоет? и кто не поклонится Твоему Воскресению, Слове, и чисто рождшей Тя плотию Богородице? Еяже молитвами, всех геенны избави. Утренняя стихира, глас 8: Являя Себе учеником Твоим Спасе по воскресении, Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: Аще любиши Мя Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Он же абие показуя друголюбное, о друзем ученице вопрошаше: ихже молитвами Христе, стадо Твое сохраняй от волков губящих е. Читать далее Источник: Типикон сиесть устав. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2002. - 1200 с. ISBN 5-94625-037-Х

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава XIII. Священник, без воли епископа, не может принять от ереси клирика, тем более епископа, вчинить его в клир и вручить ему паству I. Евангелие от Иоанна: а) «Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя; глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола ему: Господи, Ты вся веси: ты веси; яко люблю Тя; глагола ему Иисус: паси овцы Моя» (Зач. 66-е). б) Толкование: Так как обед имел у него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов... Троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение, и словами исправляет падение, бывшее на словах» (Благов, в рус. переводе, стр. 480–481, изд. 1870 г.). II. Деяния Вселенсних соборов: «С сокрушенным сердцем и слезами, преклоняясь мысленно, умоляю, удостойте подать милосердейшую руку апостольскому учению, которое предал споспешник в благочестивых трудах ваших, апостол Петр... Он трояким вопрошением приял от самого Искупителя всех обязанность пасти духовных овец церкви» (Посл, папы Агафона; т. VI, стр. 36). III. Мелетий патриарх: «Паси овцы моя трящи Петру единому глагола; но трищи един Петр отвержеся. И подобаше трикратным вопрошением исправимся Петрову трикратному отвержению, могущим утвердити апостольского свойства, апостольское достоинство власти. Се бо есть пастырская сила и благодать. Тем же и Христос Господь коимждо вопрошением исправляя блаженнаго Петра» (4-е послание, 456 л. об.). IV. Св. Исидор Пелусиот . «Троекратно предложенный Петру Господень вопрос о любви не подает мысли о незнании Владыки...; напротив того добрый Врач трекратным Петровым подтверждением изгнал трекратное отречение» (т. I, пис. 103-е, стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава XLI. Как понимать 34 главу книги пророка Иезекииля? 1) Бл. Иероним Стридонский : а) Рукою, говорит, Своею соберет агнцев, не юнцев, и овнов, и козлов, и болших овец, которым чрез Иезекииля (гл. 34) угрожает за то, что они питаются молоком, и одеваются волною, и попирают ногами слабое стадо, но еще очень нежных и находящихся в состоянии невинного во Христе младенчества агнцев, недавно возрожденных в крещении, о которых Сам Господь говорил Петру: паси агнцы Моя ( Ин.21:15 ). Посему и у того же Иезекииля написано: восставлю им пастыря единого, и упасет я, раба Моего Давида, той упасет я, и будет им пастырь, Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь сред их. Аз Господь глаюлах, и завещаю Давидови завет мирный ( Иез.34:23–25 ). Здесь должно обратить внимание на те слова Его, что, после многих времен, Он, отвергши прожорливых пастырей, воздвигнет Давида, Господа нашего, происходящего от племени Давидова, который соберет агнцев и согреет их на лоне Своем, и Сам будет носить ягнят или беременных овец на раменах Своих, как читаем в евангелии, что овцу, заблудившуюся н пребывающую особо от стада, Он обратно принес на раменах Своих в овчарню ( Лк.15:3–7 ). Овцами беременными мы можем называть апостолов и всех учителей церкви, которые рождают спасение очень многих и говорит с апостолом: чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас ( Галат. 4:19 ) (ч. VIII, стр. 145). б) «После того как и апостолы и мужи апостольские вместо пепла и духа скорби получат елей радости..., славы и хвалы; тогда они будут называться поколениями правды, славным насаждением Господним, сильными и в Божией правде или насаждением Господним для прославления, чтобы, когда будут прославлены или когда сами прославят Господа, они построили города, бывшие вечно в запустении, и восстановили древние развалины как народа Иудейского, так всех народов, которые не только будут обладать знанием строить и возобновлять города, но и будут наилучшими пастырями, чтобы, по отвержении прежних пастырей которым Бог сказал чрез Иезекииля: оле пастыри Израилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли более ( Иез.34:3 )? могли внимать с апостолом Петром: паси овцы Моя ( Ин.21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 1 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 23.09.2010 456 Время на чтение 21 минут По воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Октоих. Утренняя стихира, глас 8-й 10 лет назад, 23 сентября 2000 года, в возрасте 92 лет скончался старейший по возрасту архипастырь РусскойПравославной Церкви за границей высокопреосвященнейший Антоний ( Медведев ), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32 лет - ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывавшая с дореволюционной церковной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основополагателей Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний был последним архиереем Русской Церкви, который и родился, и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого авву - митрополита Антония (Храповицкого). Так и сказал о нем один иеромонах из России: «Со скорбью узнал о кончине владыки Антония - доброго архипастыря нашей Церкви старой антониевской школы». Другой читатель журнала «Русский пастырь» написал: «В лице почившего владыки мы потеряли не только собрата во Христе, наставника и духовного руководителя, но и частицу старой России, которую не вернешь и в былом виде не возродишь. Я благодарю Бога, что застал старых, по-настоящему русских, архиереев». Ушло тогда от нас и любящее сердце - любящее Господа, Его Церковь и Россию: владыка Антоний принципиально после выхода из России вплоть до своей кончины не принимал другого гражданства (умер бесподданным). Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой - своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906-1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до I Вселенского Собора Содержание Предисловие § 1. Предмет сочинения § 2. Цель § 3 Метод § 4. Разделение Часть первая. Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, сделанный на основании св. Писания. § 5. Задача этой части § 6. Разделение доказательств римского учения, приводимых из св. Писания § 7. I) Разбор доказательства, заимствуемого западно-римскими христианами из слов св. евангелиста Матфея, 16, 13–19 § 8. 2) Опровержение этого доказательства § 9. А) Опровержение – на основании прямого смысла слов § 10. В) Опровержение – на основании связи речи § 11. В) Опровержение – на основании параллельных мест Писания § 12. 3) Православное толкование слов: на сем камени... И дам ти ключи… § 13. А) Православное толкование слов: на семъ камени..., с его основаниями в св. Писании § 14. Православное толкование слов: и дам ти ключи...: и еже аще свяжеши.., с его основаниями в св. Писании § 15. Вывод из разбора доказательства, заимствованного римскими богословами из слов св. евангелиста Матфея 16, 13–19 § 16. II) Разбор доказательства, заимствуемого римскими богословами из слов св. евангелиста Иоанна 21, 15–18. 1)    Изложение этого доказательства § 17. 2) Опровержение этого доказательства § 18. А) Опровержение – на основании прямого смысла слов § 19. Б) Опровержение – на основании связи речи § 20. В) Опровержение – на основании параллельных мест Писания § 21. 3) Православное толкование слов: паси агнцы моя, паси овцы моя.., с его основаниями в св. Писании § 22. Вывод из разбора доказательства, заимствуемого римскими богословами из слов св. евангелиста Иоанна: XXI, 15–18 § 23. III) Разбор доказательств, заимствуемых римскими богословами из других мест Писания, именно: § 24. Заключение первой части Часть вторая. Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, сделанный на основании св. Предания первых веков христианства до I-ro Вселенского собора. § 25. Задача этой части и разделение Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Во время посещения храма, за каждым воскресным всенощным бдением, мы слышим Евангелие. Чтений, непосредственно связанных с Воскресением Господа, – 11. Они, как правило, строго чередуются согласно евангельскому столпу, который находится в Октоихе. От того, какое Евангелие читается, зависят следующие песнопения: евангельская стихира, эксапостиларий воскресный, богородичен воскресный От того, какое Евангелие читается, зависят следующие песнопения: евангельская стихира, эксапостиларий воскресный, богородичен воскресный . Все же остальные изменяемые песнопения всенощного бдения зависят от того, какой глас Октоиха поется в данный день. Песнопения, сопряженные с чтением Евангелия, обычно содержат в себе пересказ тех событий, о которых повествует нам евангельский текст. Следовательно, они должны быть хорошо узнаваемы и ясны на слух. Для решения проблемы понимания в данной заметке представлен комментарий к 11-й евангельской стихире на церковнославянском языке. Обычно она поется в конце хвалитных стихир «на Славу» , перед великим славословием. Для начала стоит привести сам текст на церковнославянском языке: «Являя Себе учеником Твоим, Спасе, по воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ищя. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Он же абие показуя друголюбное, о друзем ученице вопрошаше. Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй, от волков губящих е» . Греческий оригинал этого текста таков: «Φανερν σεαυτν, τος Μαθητας σου Σωτρ μετ τν νστασιν, Σμωνι δδωκας τν τν προβτων νομν, ες γπης ντκτισιν, τν το ποιμνειν φροντδα ατν. Δι κα λεγε Ε φιλες με Πτρε, πομαινε τ ρνα μου, πομαινε τ πρβατ μου. δ εθως νδεικνμενος τ φιλστοργον, περ το λλου Μαθητο πυνθνετο. ν τας πρεσβεαις Χριστ, τν πομνην σου διαφλαττε, κ λκων λυμαινομνων ατν» . Перевод на русский язык следующий: «Являя Себя ученикам Своим после воскресения, Спаситель, Ты Симону, в воздаяние за его любовь, стадо овец вручил, требуя с заботою пасти их. Потому Ты и говорил: “Если любишь Меня, Петр, паси агнцев Моих, паси овец Моих”. Он же, тотчас показывая горячую любовь, о другом ученике спрашивал. По их молитвам, Христе, паству Твою сохраняй от волков, расхищающих ее».

http://pravoslavie.ru/150658.html

Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 1 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) По воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Октоих. Утренняя стихира, глас 8-й 10 лет назад, 23 сентября 2000 года, в возрасте 92 лет скончался старейший по возрасту архипастырь Русской Православной Церкви за границей высокопреосвященнейший Антоний (Медведев), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32 лет – ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывавшая с дореволюционной церковной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основополагателей Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний был последним архиереем Русской Церкви, который и родился, и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого авву – митрополита Антония (Храповицкого). Так и сказал о нем один иеромонах из России: «Со скорбью узнал о кончине владыки Антония – доброго архипастыря нашей Церкви старой антониевской школы». Другой читатель журнала «Русский пастырь» написал: «В лице почившего владыки мы потеряли не только собрата во Христе, наставника и духовного руководителя, но и частицу старой России, которую не вернешь и в былом виде не возродишь. Я благодарю Бога, что застал старых, по-настоящему русских, архиереев». Ушло тогда от нас и любящее сердце – любящее Господа, Его Церковь и Россию: владыка Антоний принципиально после выхода из России вплоть до своей кончины не принимал другого гражданства (умер бесподданным). Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой – своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906–1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.

http://pravoslavie.ru/39291.html

Считая существенно важными здесь для учения о единоличном видимом главенстве слова Господа: паси агнцы моя... Паси овцы моя... Паси овцы моя..., одни из римских богословов 64 толкуют это место Евангелия так: «этими словами власть, прежде обетованная Петру, дарована: одному Петру сказано: паси овцы моя. Потом этим словом – паси – ему предана верховная церковная власть. Наконец, этими словами -овцы моя – означена вся Церковь Христова». Другие 65 толкуют так: «обетованное первенство Петру словами этими в самом деле даровано... Смысл слов ясен. Если кроме этого обратить внимание на то, что Христос, в присутствии прочих апостолов, обратился с речью к одному Петру: то решительно нельзя отрицать, что Петру предоставлено особенное преимущество, и что вся Церковь , агнцы и овцы Христовы, целое стадо вверено ему верховным Пастырем и Пастыреначальником». Третьи 66 толкуют так: «словами этими Христос вручил Петру для пасения не ту или другую часть своего стада, но свое стадо – решительно все, т. е. всю Церковь , которая составляется из собрания агнцев и овец. Дабы не подумал кто-либо, что Христос хотел возложить на Петра только служебную обязанность доставлять пищу овцам и агнцам, потому, кроме слова – βσκε, которое собственно значит – паси – или – корми, Господь прибавил другое слово, говоря: πομαινε τα πρβατ μου, что значит – пасти со властью, пасти председательствуя (regere).., Словами этими Петру дарована верховная власть над самими апостолами». – «Иисус Христос», пишет сочинитель книги: L’eglise catholique justihee 67 , «говорит св. Петру: паси агнцы моя, паси овцы моя, т. е. паси Мое стадо: ибо это стадо слагается только из агнцев и овец. Стадо Иисуса Христа есть Его Церковь ; агнцы суть простые верные; овцы суть те, которые породили их о Иисусе Христе, -суть апостолы и их преемники, пастыри Церкви; агнцы и овцы, верные и их пастыри, равно вверены заботам, попечению св. Петра: он поставлен главой, пастырем всеобщим. По римскому умозаключению, таким образом, оказывается, что слова паси ( βσκε) паси ( πομαινε) паси ( βσκε) означают не только обязанность пасти, питать, но и право пасти со властью, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

е. единоличную верховную власть; что слова: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, означают не какую-либо часть стада Христова, но все стадо, всю Христову Церковь , к которой принадлежат и сами апостолы; что обращение Господа с этими словами к одному Петру, в присутствии прочих апостолов, указывает на исключительное превосходство Петра перед прочими апостолами; что следовательно этими словами: паси овцы моя, паси агнцы моя, обращенными к одному Петру, Господь даровал ему власть, которую прежде словами: на семъ камени созижду Церковь мою... И дам ти ключи..., ему обетовал – верховную единоличную власть не только над всей Церковью, но и над самими апостолами. По суду римских богословов, смысл этих слов: паси овцы моя, паси агнцы моя, так ясен, что их объяснять можно и должно исключительно только в смысле главенства Петрова, – что такое толкование есть единственно истинное и несомненное, единственно возможное и необходимое. § 17. 2) Опровержение этого доказательства Но таково ли это толкование на самом деле? Необходимо ли изъяснить эти слова Христа Спасителя Петру только в смысле Петрова главенства? И нельзя ли, не должно ли изъяснять в смысле Петрова первенства или апостольства? – и А) прямой смысл слов, и Б) связь речи, в которой стоят они, и В) параллельные места Писания, им соответствующие, показывают, что их не только можно, но и должно объяснять в смысле апостольства или первенства Петрова, что толкование в смысле главенства не есть ни единственно возможное и необходимое, ни истинное. § 18. А) Опровержение – на основании прямого смысла слов Ограничиваясь прямым смыслом рассматриваемых Господних слов и определяя его со строжайшей точностью так, чтобы к истинному значению слов ничего не прибавить и не убавить, нужно ответить на два вопроса: необходимо ли думать, что а) словами: паси, паси, паси, Господь предоставил Петру именно верховную единоличную власть; а б) словами: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, Господь предоставил Петру верховную власть именно над всей Церковью и даже самими апостолами? Но на основании прямого смысла слов не необходимо думать, что – а) Слова: паси ( βσκε) паси ( πομαινε) паси ( βσκε), означают верховную единоличную власть пастырства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Напрасно также римские богословы 76 утверждают, что выражения: овцы Господни, овцы моя (по отношению к лицу Господа), везде в Писании означают всю Церковь Божию, не исключая ни одного члена, и что, значит, словами: агнцы моя, овцы моя, овцы моя, Господь вручил Петру для пасения всех своих последователей без исключения и, даже самих апостолов. Из мест Писания, в которых встречаются слова: Господи овцы, агнцы, паства, стадо, одни дают определенную мысль о всей Церкви Господней и о всех членах Церкви без исключения ( Ин. 10,16 ); в других ясно разумеется только известная часть Церкви Божией ( Деян. 20, 28 ; 1Пет. 5, 2. 3 ); а в большей части, наконец, говорится неопределенно о Церкви Божией, с возможностью, однако же, исключения некоторых членов. Так, например, пророк Иезекииль, выражаясь от лица Господня: оле пастыри Израилевы! еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли пасут пастыри? – дает мысль, что пастырь овец Господних не только не есть пастырь самого себя, но и другого, равного ему по сану и обязанностям, пастыря: и, значит, под словом – овцы – пророк разумеет Церковь Господню, с исключением, однако же, некоторых ее членов, самих пастырей ( Иез. 34, 3 ). Так, вещая от лица Господня: на пастырей прогневася ярость моя, и на агнцы посещу, и далее выражаясь от своего собственного лица: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, пророк Захария (10, 3) говорит здесь о Церкви Божией вообще, не исключая, однако же, возможности изъятия некоторых членов. Это видно из того, что, сказав: посетит Господь Вседержитель стадо свое, пророк продолжает: стадо свое, дом Иудин… сразу же здесь говорит (ст. 6) опять от лица Господня: и укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я: значит, словами – агнцы Господни -и – стадо Божие – пророк назвал здесь только дом Иудин, с исключением дома Иосифова, который, однако же, по взглядам самого же пророка, составлял целую половину ветхозаветной Церкви. Одним словом, на основании параллельных мест Писания, соответствующих словам – паси ( πιμαινε) – и овцы, агнцы моя, нельзя доказать, что слово – паси -означает верховную власть, а слова – овцы – и – агнцы моя – означают всю Церковь , без всяких исключений: параллельные места, напротив, указывают на разнозначащее употребление этих слов в Писании. Но православная Церковь допускает, со своей стороны, что Петру предоставлена была Господом верховная, хотя и не единоличная, власть пастырства и власть пастырства над всей Церковью, с исключением только равных Петру по достоинству и власти пастырей – апостолов. Римские богословы должны теперь указать между параллельными местами Писания, соответствующими словам: паси овцы моя, такие места, из которых видно было бы, что сами апостолы были подчинены Петру, как своему князю и повелителю. В подтверждение этой мысля римские богословы указывают главным образом на три места: а) Лк. 22, 31. 32 ; б) 2Петр. 3, 15. 16 ; и в) Гал. 2, 1. 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010