Гордость и глубокое невежество лежат в основе сектантства. Это надо всем твердо запомнить. Надо вам знать, что сектантство выродилось у нас в дикие, нелепые формы, возмутительные по своей глупости и по своему дерзкому отрицанию всего христианского учения. Есть немало сектантов, которые отвергают Божество Иисуса Христа. К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою православную веру, стали исповедовать еврейскую веру, ибо есть целый ряд жидовствующих сект, которые соблюдают закон Моисея, чтут все иудейские праздники, обрезанию подвергают себя и детей своих и становятся из русских евреями. Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты! Сейчас вы видели, как трудно было вывести из храма хлыстовку. Если бы вы знали, какие безобразия творятся на их радениях хлыстовских! Но они настолько постыдны и возмутительны, что я не хочу говорить о них в этом святом месте. То, что я говорю о невежестве и дерзости сектантов, говорю не от себя. Об этом говорил святой апостол Петр в своем втором Соборном послании. Нелепо и невежественно извращают Священное Писание сектанты; они выхватывают из него отдельные тексты, которые им удобны, и отбрасывают все то, что в Св. Писании противоречит их толкованию. Св. апостол Павел в послании к римлянам сказал: « Как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10,15 ). Нас, служителей Церкви, архиереев и священников, посылают на проповедь – священников посылают архиереи, а архиереи получили эту власть от апостолов. Они продолжатели святого дела апостольского, они являются наместниками апостолов. Нас посылает Бог на проповедь. А кто посылает сектантских проповедников? Они отвергают таинства, иные даже таинство крещения. Они отвергают и таинство священства. У них нет рукоположенных епископов и священников. Сектанты выбирают тех, кто им нравится, и называют их пресвитерами. Они попрали слова Павловы. Сами себе присвоили право проповедовать, а Господь Иисус Христос Своим апостолам вручил право пасти стадо Свое. Ибо много раз вы слышали то евангельское чтение, в котором Он говорил апостолу Петру: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (Ин. 21,15) . Сам Господь повелел апостолам пасти стадо Свое, а апостолы повелели это нам.

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

Находясь же при море Тивериадском, явил Господь к Петру еще большее милосердие Свое: открыв пред собором Апостолов особенную твердость любви и привязанности к Себе Петра, Он восстановил его в прежнем чине апостольского служения, и снова возвел в пастырское звание, из которого ниспал было ученик сей, трижды отрекшийся от своего Божественного Учителя. Симоне Ионин, говорил ему Христос, любиши ли Мя паче сих? Паси агнцы Моя, паси овцы Моя ( Иоан. 21, 15–17 ). Правда, здесь Он только еще вопрошал его о любви, но вопрошал не как неведущий, но как всеведущий; посему и вопрос всеведущего был верным подтверждением истины. Правда также то, что это троекратное вопрошение о любви было тонким и вместе самым чувствительным для Петра укором за троекратное его отречение, или, так сказать, эпитимиею ему; но сия эпитимия и должна была произвести в нем троекратное или совершенное очищение. Итак апостол Петр, по милосердию Воскресшего, из грешника вдруг сделался любимцем Христовым, из отверженца снова Апостолом и пастырем стада Его, и притом одним из первоверховных. Из сего одного примера апостола Петра совершенно ясно видно, как Бог милостиво поступает с грешниками кающимися; с какою скоростию спешит во сретение обращающимся к Нему, и какою богатою рукою награждает их покаяние! Не здесь ли наилучшим образом объяснилась притча Христова, в коей пастырь, имевший сто овец, – усмотрев одну из них заблудшую, оставляете девяносто девять незаблудших, и идет искать одну погибшую? Не здесь ли также объяснилась и другая притча о блудном сыне, в коей чадолюбивый отец, увидев возвращающегося сына, еще издалека, поспешил изыти к нему во сретение, и, пав на выю его, облобызал его? Не в сем ли также заключается причина, что Бог не просто, но клянясь жизнию своею, уверяет нас, что Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ( Иез. 33:11 )? Итак, возвеселимся и возрадуемся, братия-грешники, в день воскресения Христова: ибо и нам под именем Петра благовестил Ангел востание Христово; и нам готов явиться воскресший Христос с благодатным прощением грехов наших, и причислить нас в число избранных Своих. Только, согрешая с Петром, с Петром же должны мы и покаяться, горько оплакивая согрешения наша. Поверьте дознавшим на опыте, что, после довольного плача и рыдания, нечаянно приходит в сердце плачущего радость и несомненная уверенность, – что плачущий в числе уже помилованных, в сонме праведников, в лике апостолов; а сия радость, что иное есть, как не явление Воскресшего и рекшего мироносицам: радуйтеся?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою. Христос воскресе, и ад пленен бысть Того державою. Христос воскресе, и свободихомся от адовых нерушимых уз. Христос воскресе, и мы, из истления избавльшеся, сыны воскресения явихомся, и поем: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 10 Спасти хотя род человеческий от работы вражия, распятие и смерть претерпел еси, Господи, погребен же быв, в третий день от мертвых востал еси. Тем же Ангел, блистаяйся во гробе, благовествует женам, глаголя: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 10 Третие по Воскресении явися Иисус на мори Тивериадстем рыбу ловящим Симону Петру, и Фоме, и Нафанаилу, и сыном Зеведеевым со инема от ученик Его двема и, яко Владыка всех, повелевает мрежу одесную страну корабля воврещи, и бысть слово дело вскоре, и многое рыб множество, и вечеря странна готова на земли. Ея же ныне мысленно насладитися и нас сподоби, Господи, поющих: Христос воскресе, и дадеся Ему власть на небеси и на земли. Христос воскресе, и Царство Божие наста. Христос воскресе, и Тело Его, яко Хлеб Жизни, вси приемлем. Христос воскресе, и Крови Его, яко Источника Безсмертнаго, вкушаем. Христос воскресе, и Адам, свобожден, с нами ликует. Христос воскресе, и Ева, от уз избавляема, радуется, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 11 Пение всеумиленное приношаше Воскресшему Тебе, Петр, трищи бо отвержеся Тебе, трищи же и исповедуя: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя». Трищи и слышит от Тебе сладчайшее на паству паки призвание: «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Темже и зовет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 11 Света Подателю, якоже солнце, возсиял еси тридневно от гроба и вся просветил еси светом истиннаго богопознания. Темже седящии во тьме неверия и сомнения уверихомся со апостолы, яко Господь еси, и не истязуем уже: «Ты кто еси?» Но Воскресшаго Тя славяще; во умилении зовем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vos...

Есть дела, в которых любовь участвует сама собою, так что для сего не нужно ни учение, ни увещание. Так с любовию отец ласкает, мать питает свое чадо; с любовию сын отцу и матери откликается на зов, служит, помогает. Но есть другия дела, к которым не так близка любовь, и при которых не всякой о ней вспомнит. Над сими особенно надлежит испытывать благотворную силу Апостольскаго учения о любви вседействующей, или всему содействующей. «Что значит оное: «вся вам любовию да бывают»?» – вопрошает Святый Златоуст. И ответствует: «аще запрещает кто, рече, аще обладает, или обладаем есть, аще учится, аще учит, вся с любовию да творит». Чего, как существенно необходимаго, искал Господь в Петре, когда хотел поставить его в учительское и священноначальническое служение? – Любви. Трижды вопрошал Он: «Симоне Ионин любиши ли Мя»? и не прежде, как по уверении в любви, изрекал повеление: «паси овцы Моя; паси агнцы Моя» ( Uh. XXI. 15–17 ). Правда, вопрошение: «любиши ли Мя паче сих»? очевидно указывало, на прежнее самонадеянное уверение Петра: «аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся» ( Mamф. XXVI. 33 ), и троекратным удостоверением о любви ко Христу заглаждалось троекратное отречение от Христа; это была кроткая епитимия покаявшемуся и разрешаемому Петру. Но тем не менее сие относилось и к вверяемому служению. Ведал Господь, что любящий Его будет любить и овец Его; и что для пастыря, и для овец пастырская любовь надежнее жезла, и приятнее свирели. Это случай единственный, но вместе и пример для всех. Учащий, который действует одним знанием без любви, предлагает алчущим и немощным черствый, или даже каменный хлеб. Учение, которое не сердцем любящим приемлется, есть семя сеемое в снег. Знание без любви есть зимнее солнце, которое не оживляет и не возращает. Итак аще кто учится, аще учит, с любовию сие да творит. Если начальствующий или обладающий все думает делать одною силою власти, не пользуясь силою любви: то по необходимости он должен будет чрезмерно напрягать одну силу в замен другой, и таким образом отягчит бремя подчиненности, которое мог бы облегчать, и будет разстроивать союз, который желает скреплять: ибо «соуз совершенства», совершеннейшая связь между людьми, есть «любовь» ( Koл. III. 14 ). Если и подвластный с необходимою покорностию не соединяет свободной любви: то сам для себя ожесточает иго, которое любовь умягчила бы. Не стараясь быть в сердце сыном обладающаго, приметно или неприметно, препятствует он обладающему быть отцем для него. Итак аще кто обладает, с любовию да обладает: аще обладаем есть, с любовию да повинуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кондак 9 Вси Ангели, Христе Спасе, твое Воскресение поют на небеси. Сподоби и нас на земли чистым сердцем в веселии воспевати: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 9 Ветия всемирный и учитель языков Павел богоглаголивый, яко труба, вопиет: “Христос воскресе от мертвых, Начаток востания умерших бысть. Якоже во Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут”. Темже Воскресение Христово видевше, в радости вопием: Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою. Христос воскресе, и ад пленен бысть Того державою. Христос воскресе, и свободихомся от адовых нерушимых уз. Христос воскресе, и мы, из нетления избавльшеся, сыны воскресения явихомся, и поем: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 10 Спасти хотя род человеческий от работы вражия, распятие и смерть претерпел еси, Господи, погребен же быв, в третий день от мертвых востал еси. Тем же Ангел, блистаяйся во гробе, благовествует женам, глаголя: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 10 Третие по Воскресении явися Иисус на мори Тивериадстем рыбу ловящим Симону Петру, и Фоме, и Нафанаилу, и сыном Зеведеевым со инема от ученик Его двема и, яко Владыка всех, повелевает мрежу одесную страну корабля воврещи, и бысть слово дело вскоре, и многое рыб множество, и вечеря странна готова на земли. Ея же ныне мысленно насладитися и нас сподоби, Господи, поющих: Христос воскресе, и дадеся Ему власть на небеси и на земли. Христос воскресе, и Царство Божие наста. Христос воскресе, и Тело Его, яко Хлеб Жизни, вси приемлем. Христос воскресе, и Крови Его, яко Источника Безсмертнаго, вкушаем. Христос воскресе, и Адам, свобожден, с нами ликует. Христос воскресе, и Ева, от уз избавляема, радуется, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 11 Пение всеумиленное приношаше Воскресшему Тебе, Петр, трищи бо отвержеся Тебе, трищи же и исповедуя: “Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя”. Трищи и слышит от Тебе сладчайшее на паству паки призвание: “Паси агнцы Моя, паси овцы Моя”. Темже и зовет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://pravicon.com/info-1230

—294— избранию благодати, ибо пятьдесят есть половина ста и не имеет совершенства в числе. Три же могут содержать указание как бы в одном числе на Святую и Единосущную Троицу, во славу и непрестанное благословение Которой усвояется и мыслится жизнь уловленных чрез веру. Ведь Бог во всех есть верующих, имея близ Себя, по отношению к освящению, убежденных евангельскою проповедью. После же того, как извлечена была сеть, опять Господь наш сказал святым ученикам: «Приидите обедайте». И чрез это очевидно научает тому, что после трудов и работ по отношению к призванным и спасенным опять совозлягут с Ним ( Лк.13:29 ), по слову Самого Спасителя, и будут с Ним всегда, причем им будет предлежать неизреченная услада, конечно духовная и Божественная и превышающая наш ум. Христос как бы желает указать на сказанное в псалмах: «Плоды трудов твоих вкусишь» ( Пс.127:2 ). Не сами собою получив, они вкушают, напротив, – раздает им Христос, чтобы опять, как в образе, мы научались, что и в то время также Сам Христос будет подателем нам Божественных даров и дарователем всяких благ как Господь. Ин.21:15–17 . Егда же обедаша, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей Господи, ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя 184 . Глагола ему паки второе: Симон —295— Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя 185 . Глагола Ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя. И глагола Ему: Ты веси, Господи, вся, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя 186 . Петр предварил других (Апостолов), по несравненной пламенности и силе любви ко Христу, пренебрегши и самым даже прибытием (ко Христу) на лодке. Потому же и первый исповедует веру, когда Спаситель предложил им вопрос около «стран Филипповой Кесарии: кем Меня называют (считают) люди – (Меня) Сына Человеческого?» И когда прочие сказали, что одни Илиею, а другие «Иеремиею или одним из пророков», а Христос снова спрашивал и говорил: «Вы же кем Меня называете (считаете)?» – тогда опять выступает вперед других корифей и первоверховный над прочими ( ου;φαος α τν λ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основы пастырского учения, изложенные в Священном Писании, во всей полноте раскрыты в творениях свв.отцов. Священное Писание и творения свв.отцов – это два источника, почерпая из которых, можно постигнуть истинное учение о пастырстве (Там же, с.13). Сущность пастырства Способность сострадательно и благодатно любить паству составляет самое существо пастырства. Восстанавливая св.ап.Петра в апостольском достоинстве, Господь спро­сил его: –              Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? –              Ей, Господи! –              Паси агнцы Моя паси овцы Моя, будь пастырем (см. Ин.21,15–17 ) (Там же, с.16–17). Пастырство – самое необходимое явление в жизни человечества (5, с.30). Когда возникло пастырство Пастырство существует с момента возникновения первого человека, а не обусловлено, как считают некоторые исследователи, исторически сложивши­мися обстоятельствами или чистой случайностью. По словам свящ. Г.Титова , «происхождение (даже) языческих жречеств лучше всего объясняется, потребностью греховной человеческой природы восстановить нарушенный союз человека с Богом». В том понятии, которое дается пастырству Христианской Церковью, оно есть богоустановленное благодатное служение и существует в Церкви по Божественному праву (Там же). На каких основах зиждется пастырство Таких основ четыре: историческая, психологическая, сверхъестественная (мистическая) и богооткровенная (догматическая) (Там же). Историческая основа пастырства Пастырство – одно из самых древних явлений в жизни человека. Пастырство берет свое начало со времени грехопадения первых людей. После нарушения заповеди первая чета лишилась общения с Богом, восста­новить которое они стремились посредством жертвоприношений и молитв (Там же). Пастырское служение гораздо древнее возникновения жрецов Пример жертвоприношения Каина и Авеля ( Быт.4,3–5 ) свидетельствует, что первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи. В даль­нейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств, которые стали обладать правом исполнения религиозных обрядов. Даже в настоящее время существуют некоторые племена, в которых обязанности жрецов выполняют главы родов или племен. Вот почему мнение о том, что якобы пастырское служение выдумали и навязали людям ради своей наживы жрецы и законода­тели, отпадает, так как пастырство гораздо древнее жрецов и законодателей, последние не могли быть изобретателями того, что предшествовало им (Там же, с.31).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Автор книги: Persecution et souffrances de l’ Eglise catholiqae en Rassie, на стр. 364 не довольствуется тем значением слова: утверди, какое дают ему сами богословы Западные, но хочет разуметь под ним утверждение юридическое (cette confirmation, cette juridiction suprême de Pierre sur ses fréres етс.). Очевидная нелепость: Иисус Христос требует твердости и утверждения в замен слабости и ослабления; о конфирмовании туг нет ни малейшей мысли. Итак Римские доказательства нас не убеждают в том, что Ап. Петр не имел нужды в возстановлении. Не более сильно их указание на слова Иисуса Христа, сказанные Ап. Петру в ответ на его трикратное уверение в любви: «паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Между агнцами и овцами, в переносном значении, нет разницы. У Ев. Матфея Иисус Христос говорит: «се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков» (X, 16); у Ев. Луки: «се Аз посылаю вы, яко агнцы посреде волков» (X, 3). Пасти агнцев или овец, или тех и других, значит пасти стадо. Итак Иисус Христос говорил Ап. Петру: паси стадо Мое, будь пастырем, будь Апостолом . Ни из чего не видно, чтоб Иисус Христос вручил одному Петру Свое стадо. Одно стадо может быть пасомо многими пастырями, как видно, наприм., из слов Ап. Павла: «внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. ХХ, 28 ). Римляне под агнцами разумеют мирян, под овцами – духовенство, и вручают тех и других одному Ап. Петру. Но во первых, мудрование их не объясняет окончания беседы Иисуса Христа с Ап. Петром. Спаситель сказал ему: и ди за Мною ; Петр пошел, и тем все кончилось. Не видно цели. По нашему это просто: Петру велено следовать за Иисусом Христом точно так же, как при первом звании его к Апостольству; это звание повторено теперь. Во вторых: если Иисус Христос поручил Ап. Петру в управление всю Церковь словами: паси агнцы Моя, паси овцы Моя; то почему Апостол не радовался этому, а оскорбел ? Очевидно, он оскорбел потому, что не так понимал Христовы вопрошения, как понимают Римляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

«И так Петр облечен верховную властью; но где же сверхъестественный свет, безошибочно распознавания истины для мудрого, полезного применения этой власти? Подождите немного, и вся последовательность божественного плана постепенно развернется перед вами. Вот наступает время тайной вечери, последней, торжественной беседы Христа с учениками. Он обращается еще раз к Петру: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обращася утверды братию твою ( Лук. 22, 31–34 ). И вот новый дар, новое преимущество. Первое облекло Петра тою бесконечною непроходимостью, без которой немыслимо неколебимое основание Церкви; второе сообщает ему непогрешимость во всем, до веры касающемся. «Когда сатана ополчился не вас, учеников Моих, Я молился, дабы твоя не оскудела вера; твоя вера, исповедуемся тобою, будет во веки вера истинная, непогрешимая; не тебя только предназначена она осветит, но и братьев твоих; и если их вера когда-либо пошатнется, твоей Я поручаю утвердить их. И для них мог бы Я испросить эту стойкость у Отца Моего, но Я того не сделал; ибо достаточно утверждает здание, кто утверждает его основу». «Но обладает верховною властью, да быть незатемненным светом истинной веры, все это составляло бы лишь пустое преимущество без власти правительственной, без права применять эту власть, т.е. издавать постановления и мудрым управлением спасать Церковь от грозящих ей опасностей и бедствий. И в самом деле, Христос завершает новым и третьим даром свое Божественное предприятие. Егда же обедоваще, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любищи ли Мя? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третье: любищи ли Мя?Оскорбе же Петр, яко рече ему третье: любищи ли Мя и глагола Ему: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя… Все без исключения подчинено посоху церковного Пастыря: овцы не менее агнцев; духовенство не менее мирян, епископство не менее священства. Ведь Сам Христос сказал пред тем: Будет едино стадо и един пастырь. И вот единый пастырь теперь действительно явился, и опять Сам Христос облек его в этот сан и Сам Христос указал на него. Это Петр и кроме его в Церкви никто… 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Отступления католиков в учении о церкви и ее устройстве; догмат о главенстве римского епископа. Будучи вполне согласной с православной относительно происхождения церкви, лиц к ней принадлежащих, и цели церкви, Римская Церковь отличается от нее своим Учением о видимой главе Церкви – папе и его личной непогрешимости, как учителя веры и благочестия (ex cathedra). Господь Иисус Христос, учат католики, бывший во время Своей земной жизни видимой верховной главой основанной Им церкви, после Своего вознесения остается ее невидимой главой. Но чтобы церковь не осталась и после вознесения Его без видимой главы, говорят католики, Он поставил на земле Своего наместника – св. ап. Петра, которому и вручил главенство и всю полноту Своей власти над верующими. По смерти ап. Петра видимой главой церкви стал Римский папа, как непосредственный его преемник. Поэтому он есть неограниченный распорядитель в церкви, раздаятель божественной благодати, «воплощение Бога на земле» (Добрейль), «вице-Бог» (Белярмин), Но, во-первых, напрасно католики утверждают, что, кроме невидимой Главы Церкви – Христа, должна быть глава видимая. Из слов Спасителя видно, что только Ему принадлежит в церкви верховная власть: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли... се Аз с вами есть до скончания века, т. е. Он до конца мира не уступит ее никому, всегда будет ее Единым Главой. Несправедливо, во-вторых, что ап. Петр был оставлен Иисусом Христом видимой главой церкви. В словах Христа Петру: ты ecu Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей, – под камнем разумеется не сам Петр, а его высказанная пред этим вера в Иисуса, как Сына Божия. Далее, в словах дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех ( Мф.16:18–19 ) дается Христом ап. Петру не отличная какая-либо власть сравнительно с другими апостолами, потому что то же самое Господь потом повторил и всем апостолам ( Мф.28 ). Затем католики говорят, что Иисус Христос поставил ап. Петра князем над апостолами, когда при озере Генисаретском сказал ему: «паси агнцы Моя» и «паси овцы Моя»; т. е. пасомых и пастырей. Но троекратное обращение И. Христа к ап. Петру изображает торжественное восстановление его в апостольском достоинстве, которое он утерял чрез троекратное отречение от Христа. Агнцы и овцы означают в речи Спасителя менее совершенных и более совершенных в вере христиан, а не пасомых и пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010