Во время суда и на кресте продолжались искушения Иисуса Христа от народного неверия в уничиженное добро, от неспособности людей признать богосыновство страдальца. Так в претории Пилата воины возложили на голову Иисуса венец из терна, дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский ( Mф. XXVII, 29 ; Mk. XV, 17, 18 )! На кресте, на котором Он был распят, была надпись: Царь Иудейский ( Mk. XV, 26 ; Лyk. XXIII, 38 ; Mф. XXVII, 37 ). Его крестные страдания не сдерживали мучительных для Него проявлений народного неверия. Народ, первосвященники, книжники, старейшины, фарисеи, воины проходили, стояли и смотрели, насмехались над Ним и злословили, кивая головами: если Ты Сын Божий, сойди с креста; если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет c креста, чтобы мы видели, и уверуем в Него, уповал на Бога, пусть теперь избавит E го, если Он угоден Ему, ибо Он сказал: Я Божий Сын; даже один из распятых с Ним злодеев злословил Его и·говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Mф. XXVII, 40–44 ; Mk. XV, 29–31 ; Лyk. XXIII, 35–39 ). Поистине Христос, хотя и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Ebp. V, 8 ), был начальником и совершителем веры и претерпел над Собою поругание от грешников, подвизаясь против греха ( Ebp. XII, 2–4 ). 1 В этом вопросе скрывается другой – о подлинности евангелий, т. е. о том, написаны ли наши евангелия действительно апостолами? Но собственно на этот вопрос может отвечать только евангельская исагогика; в применении же к частному тексту необходимо видоизменить этот общий вопрос на частнее поставленный выше. Тем более для автора нет оснований входить в рассуждения о подлинности евангелий, что для рационалистической критики как вопрос о литературной вероятности, так и вопрос об исторической достоверности евангельских повествований одинаково возможны, признаются ли авторами евангелий апостолы, или нет. 6 р. 114; cp. Meyer, Baumgarten – Crusius, Kuhn, 1, 355, 390. – Геттэ, 211–212, по поводу этих слов Ренана спрашивает его: почему он, Ренан, стоит за рассказ евангелиста Марка? В этом рассказе ангелы и диавол столь же настойчиво упоминаются, как и в двух других синоптических евангелиях; характер сверхъестественного у всех них тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Рим 13:14 ), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христианином, но вера живая. Веру же живую показывают плоды ее – добрые дела, как апостол говорит: «покажи мне веру твою от дел твоих» ( Иак.2:18 ). И: «всякое дерево познается по плоду своему» ( Лк.6:44 ). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может приносить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как дерево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды " Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ). «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ). «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ). § 390. Христианин в святом Крещении верою во Христа оправдался и чистым перед Богом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Приведенные библейские выдержки свидетельствуют, что смирение представляет особенную самоуничиженную и вместе с тем покаянную настроенность всей души человека. От самоуничиженного сознания и чувства своей полной нищеты пред Богом 388 душа восходит к успокоению в Господе 389 , или к благодатному смирению. Так как человек обнаруживает свою сокровенную жизнь умом, волей и чувством, то Библия не обходит вниманием отражение смирения в каждой душевной силе. Она характеризует это отражение с идейной насыщенностью и пламенным чувством. Смиренномудрие Ум человека склоняется к смирению мыслями о величии Бога и ничтожества пред Ним грешной человеческой личности. Хранение таких мыслей делает человека смиренномудренно ходящим пред Богом, делает ищущим Его наподобие дитяти, отнятого от груди матери, и умудряемым свыше познанием Таин Божиих 390 . В смиренном самосознании евангельский блудный сын говорил приточному отцу: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим« 391 . Мытарь взывал молитвенно: »Боже! Будь милостив ко мне грешнику» 392 . Смиренное самосознание исторгло из уст Авраама слова: «Я прах и пепел« 393 . Оно же побудило царя Давида называть себя мертвым псом... и блохою 394 и на обидные слова своего врага Семея кротко отвечать: »Может быть, Господь призрит на уничижение мое» 395 . Святые апостолы Христовы вменяли христианам в непременную обязанность всегда хранить смиренный образ мыслей. «Не высокомудрствуйте, – внушали они им, – но последуйте смиренным; не мечтайте о себе« 396 . »Все... подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " 397 . В смиренномудрие облекаются благодаря непрестанной покаянной молитве к Богу, а также снисхождением друг к другу, взаимным прощением жалоб, удержанием ума от суждений о том, чего человек не видел 398 , слышанием умилительной проповеди Евангелия 399 и др. Смиренный строй мыслей, вследствие единства душевной жизни, сказывается на чувствовании сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

    388. Что послужило причиной появления учения о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой?    Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимого главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа, и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему.     389. В какого единственного наивысшего главу всей Церкви мы можем верить?    Мы можем верить только в невидимого единственного главу всей Церкви так же, как верим в Бога, хотя Его и не видим. Этим главой является единственно Господь Иисус Христос, Который есть единый, святой, непорочный и вечный Первосвященник наш и наивысший Пастырь наш (Еф.1:22—23; Кол.1:18; Евр.3:1, 4:14, 5:5—6, 7:26).     390. Кто после смерти святых апостолов имеет право решать основные вопросы общецерковного характера?    После смерти апостолов выносить решения по вопросам принципиального общецерковного характера имеют право Вселенские Церковные Соборы.     391. Что такое Вселенский Церковный Собор?    Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов.     392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам?    Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых:    1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20);    2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20);    3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).     393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа?    Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И далее мы читаем: Мф.24:14 . «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Последний призыв! Он является последним предсказанием (признаком) конца света. Это значит, что перед воцарением антихриста проповедь Евангелия не будет знать ограничений. Последний призыв обхватит всю вселенную, и там, где раньше была запрещена проповедь Евангелия, она станет открытой и доступной для всякого желающего. Могли ли мы представить, что 20 или 30 лет назад проповедь Евангелия будет звучать на волнах «Радио России»? Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Но это и означает начало конца… Какой признак кончины века? В 15–22 стихах 24-й главы Евангелия от Матфея предсказывается о разрушении Иерусалимского Храма. Пророчества о гибели Иерусалимского Храма, произнесенные в 33-м году от Р.Х. (Храм был разрушен 29-го августа 70 года), имеют двойственное значение, и также рассказывают о днях гибели рода человеческого во дни антихриста и событиях перед Вторым Пришествием Сына Божия. И далее мы читаем: Мф.24:15–22 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Иосиф Флавий, очевидец событий разрушения Храма, так пишет о страшных днях осады: «Тогда голод стал распространяться и пожирал людей целыми семьями и домами; верхние комнаты были переполнены женщинами и детьми, умиравшими от голода; улицы города были полны мертвых тел стариков; дети и молодые люди бродили как тени по рыночным площадям, опухшие от голода, и падали замертво там, где их настигало несчастье. Что касается погребения, то остававшиеся в живых были неспособны сделать это; а тех, что были здоровы и еще в силе, отпугивало огромное количество мертвых тел и неуверенность в том, когда смерть настигнет их самих, потому что многие умирали, когда они погребали других, а многие ложились в свои гробы, прежде чем наступил их роковой час. Среди этого бедствия никто никого не оплакивал, никто не жаловался; голод поразил все естественные обычаи, потому что те, которые умирали сейчас, смотрели на ушедших на вечный покой вперед их с сухими глазами и открытыми ртами. Глубокая тишина, а также нечто вроде мертвой ночи охватили город... И все они умирали, устремив взор на Храм» 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

387 Ученики Иисуса Христа держались общего взгляда иудеев, что болезни и несчастия всегда посылаются Богом в наказание людям. 389 Так назван один из двух резервуаров Силоамского источника. Этот источник протекал при подошве Сионской горы и почитался священным. 390 Этими словами фарисеи хотели ослабить силу совершённого чуда и тем самым воспрепятствовать тому, чтобы в Иисуса Христа уверовал народ. К тому же клонились в данном случае и дальнейшие слова и действия фарисеев. 391 Тут нужно разуметь действительное постановление и решение иудеев отлучать от синагоги всех уверовавших в Иисуса Христа. Это отлучение состояло в том, что виновные не допускались в синагогу в течение месяца, и им запрещалось в это время иметь какое-либо общение как с домашними своими, так и с посторонними. 394 Иисус Христос называет Себя дверью овцам в том смысле, что люди только чрез веру в Него могут получить спасение, пребывая в Его Церкви. 397 и проч., – по-русски: «Потому любить Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее». 404 Законник думал, что Иисус Христос скажет какую-либо Свою заповедь, и тогда он обвинил бы Его в пренебрежении к закону Моисееву. 406 Под ближними иудеи разумели только своих единоплеменников, но Иисус Христос показал, что ближним своим должно считать всякого человека кто бы он ни был. 409 Это бывает, когда человек употребляет богатство на добрые дела и во славу Божию, а не на удовлетворение своих прихотей. 410 Обычно иудеи, приступая к какому-нибудь делу, подпоясывали свои широкие одежды. Подобно им, и последователи Иисуса Христа должны собрать все свои силы, чтобы успешнее совершать свое спасение. 412 Возмутившихся против римской власти. Пилат приказал умертвить их в самом храме, так что кровь убитых смешалась с кровью жертвенных животных. 414 Установленный Иудой Маккавеем в память возобновления Иерусалимского храма, после осквернения его Антиохом Епифаном. Этот праздник совершался в половине декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Три Апостола начали тогда, по обыкновенно своему, благовествовать Иудеям в их синагоге; но те до того упорствовали и злословили, что Павел отрясши одежды свои, сказал им: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Он оставил синагогу и пришел к язычнику, чтущему Бога, именем Титу Иусту, дом которого был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Самыми знатнейшими между ними были Крисп, Гани и дом Стефана, они крещены были самим Павлом, 389 а прочих крестили его спутники, потому что: «Христос послал меня, говорит он, не крестить, а благовествовать». Большая часть верующих в Коринфе были люди незнатные 390 к слабому пониманию которых, был принужден Павел приспособлять свои поучения. К дому Стефанову следует также причислить Фортуната и Ахаика, которых сам Павел называет начатками Ахаии 391 и которые были поддержкой новой христианской общины. Тогда Господь явился Павлу в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе», и Павел оставался там год и шесть месяцев. Иудеи, по обыкновению своему, однако, попытались преследовать его, схватили и привели перед судилище Галлюна, тогдашнего проконсула Ахаии; но едва Павел открыл уста, как Галлюн сказал обвинителям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в этом» и прогнал их. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем и Галлион ни мало не беспокоился о том. Во время пребывания своего в Коринфе, Павел написал два послания, которые сохранились и уважаются как существенная часть писаний Нового Завета. Они писаны к Фессоланийцам от имени Павла, Силуана 392 и Тимофея. Церковь Фессалонийская при самом основании своем отличалась верой, любовью и упованием своим на Иисуса Христа; 393 и тогда же получила полное учреждение Церкви. Так называет ее сам Апостол 394 от которого получила она пастырей и предстоятелей. 395 Члены же её до того отличались добродетелями, что стали образцом для уверовавших в Македонии и Ахаии. 396 Церковь эта сделалась средоточием, из которого вера распространялась по окрестным городам, и во всей Церкви христианской удивлялись ревности, с какой; фессалонийцы оставили поклонение идолам, чтобы служить. Богу живому и нетленному. 397 Но Иудеи, преследовавшие Павла, не оставили в покое также и учеников его, а потому Апостол пишет им: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудеи, потому что и вы тоже претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». 398

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Оккультисты, чтобы избавиться от этого апостольского заверения, предлагают понять этот текст «духовно»: мол, речь идет о духовной смерти, о смерти во грехе, а не о смерти тела… 390 . Но разве единожды человек грешит в своей жизни? «Братия мои!.. все мы много согрешаем» ( Иак.3:1-2 ). И разве после каждого греха следует суд? Будь оно так – не было бы в Библии книги Иова. Кроме того, вся глава того Послания, где находится дискутируемая фраза, говорит о некоей новой единократности, противопоставляемой былой и напрасной множественности и повторности. Прочитаем этот текст, выделяя эту линию: ветхозаветная скиния “есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего. Но Христос однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Христос вошел в самое небо, не для того, чтобы многократно приносить Себя, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах. Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых… И грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым».

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Принадлежа к избранному народу, он несет на себе ответственность за то, что происходит. Согласно повелению Божию, пророк должен лежать сначала 390 дней на левом боку, неся на себе как бы беззакония дома Израилева по числу дней его, потом должен лежать на правом боку тоже неподвижно и 40 дней нести на себе беззакония дома Иудина, день за год (Иез. 4: 4–17). При этом ему дается указание о том, что здесь именно обличение грехов, за которые гибнут эти народы: « И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него. Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей» (Иез. 4: 7–8). Затем он налагает на себя пост. Из всех видов зерна, которые есть в его распоряжении, он делает себе хлеб и в те дни, когда он лежит на боку, вкушает 300 граммов хлеба и 600 граммов воды в день, изображая этим меру хлеба и питья, которые будут иметь люди в осажденном городе. Более того, его Господь заставляет делать нечистый хлеб, и только когда тот взмолился о том, что от юности и доныне ничего нечистого и скверного он не ел (Иез. 4: 14), Господь изменяет это повеление и говорит, что вот так в Иерусалиме не будет хлеба и будут есть все нечистое, как это повелено делать тебе. Следом за этим участь народа изображается следующим образом. Пророку повелевается обрить голову и бороду; сбритые волосы разделить на три части и одну часть сжечь огнем посреди этого города, который он соорудил, другую часть рассыпать вокруг этого города и мечом изрубить, а третью часть просто развеять по ветру, говоря, что так же произойдет и с жителями Иерусалима (Иез. 5). Часть их погибнет в городе, часть вокруг него и часть будет рассеяна среди всех народов, но и из той части, которую он должен развеять по ветру, он должен часть удержать и сжечь потом в огне, показывая, что и в рассеянии будут наказаны нечестивые. Главный грех, в котором Господь обвиняет через Иезекииля иудеев, – идолопоклонство, отступление от Завета с Богом, отступление от самой главной и первой заповеди: « да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20: 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Как печально изменилось в последние полвека символическое значение слова «полис» – «гражданская община», «город»! То, что так долго было в европейской литературе символом покровительства, защищенности и славы: Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ... город чистое золото, подобен чистому стеклу ( Откр. 21:2, 18 ). Не город ли стал сегодня символом эгоизма, угрозы и развращенности? Один из самых серьезных аспектов нынешнего разрушения окружающей среды – именно городское загрязнение во всех его разнообразных формах. И в то же время мы как никогда прежде осознаем, насколько мы взаимозависимы как «политические» существа. Лозунг «Мир един или его нет» не стал менее верным от того, что превратился в общее место. (4) Назвать человека политическим существом – значит выделить горизонтальное измерение, то есть наше отношение в качестве членов человеческого рода к другим членам этого рода. Но есть и вертикальная ось, дополняющая горизонтальное измерение: наше отношение к Богу. К этой четвертой характеристической черте человеческой личности привлекает внимание свт. Григорий Богослов ( 390), определяя человека не как политическое животное, а как животное, уподобляющееся Богу 25 . Созданные по образу Божию, мы, поскольку мы люди, способны получить участие в Божественной жизни, стать причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). В православно-христианском понимании человеческой личности граница между творением и Творцом никогда не стирается, но как люди, созданные по образу Божию, как живые иконы трансцендентного Бога, мы можем уподобиться Богу, достичь «обожения». Об этом говорит Сам Христос, приводя слова псалма: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? ... Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание ( Ин. 10: 34–35 ). Итак, наше призвание как «существ, способных к обожению» состоит в превосхождении себя и единении. Мы призваны Божией благодатью выходить по ту сторону пределов пространства в бесконечность и по ту сторону пределов времени в вечность. Наше задание – быть посредниками между тварным миром и Несотворенным. Будучи образом Божиим, мы способны соединить землю и небо, и таким образом «делать землю отчасти небесной», по выражению хасидского учителя равви Ханоха 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010