Гонения на донатистов, начатые имп. Константом, прекратились после отмены имп. Юлианом Отступником репрессивного религ. законодательства своих предшественников изданием «Эдикта о терпимости» (362), разрешавшего восстановление языческих храмов и возвращение изгнанных христ. епископов. Вернувшиеся из ссылки донатистские епископы стали восстанавливать свои общины, тогда как правосл. Церковь находилась в тяжелом положении. Следующий Собор, о к-ром сохранились сведения, был созван Карфагенским еп. Генефлием, заседания состоялись 16 июня 390 г. в т. н. возвращенной базилике (in basilica perpetua restituta). При открытии Собора Генефлий зачитал краткое изложение правосл. учения о Троице (прав. 1). Собором приняты постановление, предписывающее женатым епископам, пресвитерам и диаконам воздерживаться от супружеских отношений (прав. 2) и ряд постановлений, запрещающих учреждать новые епископские кафедры (прав. 5), принимать в общение тех, кто в др. епархии был подвергнут отлучению (прав. 7), вмешиваться в дела чужих епархий (прав. 11), совершать епископские рукоположения без ведома митрополита (примаса провинции; прав. 12). Епископ, не соблюдающий постановления, принятые Собором в его присутствии, должен быть низложен (прав. 13). Суд над епископом должны производить 12 епископов, над пресвитером - 6, над диаконом - 3 епископа, включая епископа той кафедры, к к-рой он принадлежит (прав. 10). В ряде постановлений ограничиваются полномочия пресвитеров: им запрещается изготовлять хризму ( миро ), благословлять дев (обряд аналогичный монашескому постригу, характерный для ранней формы жен. монашества) и отпускать грехи кающимся (последнее возможно только с разрешения епископа) (правила 3-4). Пресвитер, подвергшийся отлучению и не согласный с решением своего епископа, может апеллировать к суду соседних епископов, однако во время разбирательства не должен совершать богослужений, в противном случае, если он самочинно продолжает служить, его следует анафематствовать (прав. 8). Пресвитер, к-рый совершает богослужение без позволения епископа, лишается сана (прав. 9). Также было запрещено принимать обвинения против клириков от лиц с дурной репутацией (прав. 6). В «Испанском собрании» Собор 390 г. назван 2-м К. С. (изд.: Concilia Africae. 1974. P. 11-19; La colección canónica Hispana. 1982. P. 299-312; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 76-78; Monceaux. 1905. T. 3. P. 225-228).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

С психологической точки зрения ему казалось невероятным учение Никейского символа, что во Христе соединились совершенное божество и совершенное человечество: он рассуждал, что две сущности, с сохранением всех своих свойств, никогда не могут соединиться в одну. Немыслимой представлялась ему идея Богочеловечества и со стороны догматической: с полным человечеством связан грех, если же мыслить грех во Христе, хотя бы как и возможность, то дело искупления для него уже становится невыполнимым. Поэтому Аполлинарий, следуя греческому философу Платону в делении природы человека на тело, животную или жизненную душу (ψυχ) и духовную душу, дух (νους), полагал, что Христос, восприняв при воплощении тело и душу человеческую, не воспринял отличительной части человеческого существа, — человеческого духа, так как последний необходимо предполагает свободу, а с нею и наклонность ко греху, духа человеческого, по мысли Аполлинария, во Христе заменил Божественный Логос, господствовавший над всеми злыми влечениями животной души. Аполлинарий умер в 390 году. Ересь Аполлинария осуждена собором Александрийским 362 года. В 375 году, когда Аполлинарий, отделившись от церкви, начал образовывать свою секту, он был осужден собором в Риме; последнее осуждение повторено II Вселенским собором. еретик (ум. 336 г.), богохульно утверждавший, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий — не Бог, Отцу единосущный, а Существо сотворенное, а потому невечное, хотя и совершеннейшее из всех созданных существ. Эта ересь, известная в истории Христианской церкви под именем арианской, была осуждена на первом Вселенском соборе (325 г.) в Никее, отцы которого так изложили православное учение о единосущии Сына Божия с Богом Отцом: «веруем… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого (Сына) все произошло, как на небе, так и на земле»; самая же ересь отцами собора была предана проклятию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого» II Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание VIII, IX, X, XI, и XII членов Никео-Цареградского символа. II Вселенским собором составлено четыре канонических правила, из коих особенно важное значение имеют два постановления: 1) запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей и 2) предоставление епископам Константинополя, как Нового Рима, первого места в смысле чести вслед римскими епископами. Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г.) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию. Воспоминание II Вселенского собора Православною церковью совершается 22 мая. Примечания: Аполлинарий в своем делении природы человека на тело, животную или жизненную душу и духовную или разумную душу следовал греческому философу Платону. Аполлинарий умер в 390 году. Ересь Аполлинария осуждена Александрийским собором 362 года, хотя без упоминания имени самого ересеучителя. В 375 году, когда Аполлинарий, отделившись от Церкви, начал образовывать свою секту, он был осужден Собором в Риме; последнее осуждение было повторено II Вселенским собором. Нужно заметить, что впоследствии и именно ко времени II Вселенского собора, эта партия отказалась от своего еретического учения о Святом Духе, оставшись, однако, верной осужденному I Вселенским собором утверждению полуариан, что Сын подобосущен, а не единосущен Отцу. Поэтому общепринятое мнение, что II Вселенский собор созван был «на Македония Духоборца», не находится в строгом соответствии с исторической действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

61–79) по cod. Paris. 919. Автор не упоминает об эфиопской редакции жития, обнародованной Перейрой (1903–1904). 305 Начинается историография египетского монашества житиями, которые и могли бы составить первую группу. Это жития – Антония Великого , написанное Афанасием (356–362), Павла Фивейского, написанное Иеро-нимом (374–379), и Пахомия, неизвестного автора (после 380); последние два, как раскрывается это у автора, зависят от первого не только по форме, но частью и по содержанию. Дополнением к житию Пахомия являются Паралипомена (после 390) и письмо Аммона (ок. 400). И) Вторую группу могли бы составить сочинения, имеющие вид описания путешествий или вообще мемуаров о виденном и слышанном, выступающие на сцену в конце IV в. Кроме «Истории египетских монахов» неизвестного монаха с Елеонской горы (395–402), с латинским переводом ее Руфина (402–404), и «Лавсаика» Палладия (419–420), сюда должны быть отнесены упомянутые сочинения Иоанна Кассиана (ок. 426 и 429), а также первый «Диалог» Сульпиция Севера с рассказом Постумиана о своем путешествии (405). III) Сборники апофегм, явившиеся в настоящем виде позже предыдущих памятников, должны образовать особую группу. IV) Особый отдел должны составить произведения, известные с именами самих основателей и представителей монашества («правила», письма, поучения, трактаты). Они могли бы быть поставлены с известной точки зрения даже на первом месте, если бы вопросы о их подлинности и первоначальном виде не представляли часто особых трудностей. Во всяком случае, в полном обзоре источников истории монашества нельзя не говорить с достаточной обстоятельностью и о произведениях самих подвижников. V) Наконец, в заключение уже могут быть рассмотрены второстепенные источники разного рода, в том числе коптские сказания с их обычно легендарным и панегирическим характером, большей частью неизвестного происхождения. 306 Что не только переводами, но и изданиями Амелино, при всех его заслугах в количественном отношении по ознакомлению ученого мира с коптскими памятниками, нужно пользоваться с большой осторожностью, ср.: Corpus Scriptorium Christian. Orientalium. Scriptores coptici. Ser. II. Т. II, 1: Sinuthii Vita. Ed. J. Leipoldt. Parisiis, 1906. P. 3, отзыв Abele о рецензии текста этого жития Амелино. Читать далее Источник: К вопросу о философии Эригены : К истории арианского спора. Происхождение монофизитства : Труды по истории древней Церкви : Научное издание/Бриллиантов А.И. – СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. – 384 с. (Библиотека христианской мысли. Следования). ISBN 5–89740–131–7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Минь. Т. VII. С. 385. Творения. Т. VII. С. 360. 485. Добродетель – выше чудес Будем упражняться в добродетели: она составляет великое богатство и великое чудо… Если ты из жестокосердого сделался милостивым, то исцелил сухую руку; если, оставивши зрелище, пошел в церковь , то исправил хромую ногу; если отвратил глаза свои от красоты чужой жены, то отверз слепые очи; если вместо сатанинских песней выучил ты духовные псалмы, то, будучи прежде немым, стал говорить. Вот самые великие чудеса! Вот дивные знамения! Если мы непрестанно будем совершать такие чудеса, то посредством их и сами сделаемся великими и удивительными, и всех порочных привлечем к добродетели. Минь. Т. VII. С. 387. Творения. Т. VII. С. 361–362. 486. Как побеждать в борьбе за веру? БЕСЕДА XXXIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 10:16–22 . Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе. Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит; а когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу. Минь. Т. VII. С. 389. Творения. Т. VII. С. 363. 487. Вера дороже всего с незлобием «Будите убо мудри яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф. 10:16 )… Как змий ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с бóльшей славой. Такой змеиной мудрости Господь требует для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием. Минь. Т. VII. С. 390. Творения. Т. VII. С. 364. 488. Настоящее в отношении к будущему

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Приведу краткую биографию святого Григория. Он родился между 326 и 330 годом в Арианзе, в фамильном имении своего отца, который был епископом каппадокийского города Назианз. Григорий получил прекрасное по тем временам классическое образование: он учился сначала в Назианзе, затем в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и, наконец, в Афинах, где его соучеником был Василий Великий , с которым его связывали узы дружбы. В 361 или 362 году Григорий вопреки своему желанию был рукоположен в сан священника и в течение около 10 лет помогал своему отцу в Назианзе. В 372 году, опять же, вопреки своей воле, Григорий был рукоположен Василием Великим в сан епископа Сасимского, однако своей епархией не управлял, продолжая оставаться в Назианзе и занимаясь пастырской, проповеднической и литературной деятельностью. В 379 году он получает приглашение возглавить православную общину Константинополя и в 380 году торжественно утверждается на престоле архиепископа Константинопольского императором Феодосием. Однако уже на следующий год Второй Вселенский Собор смещает Григория с архиепископского престола. Последние годы жизни Григорий проводит в своем фамильном имении в Арианзе, где и умирает около 390 года. В жизни святителя Григория я выделяю несколько важных моментов. Прежде всего я подробно останавливаюсь на его дружбе с Василием Великим , которая наложила отпечаток на всю его жизнь. Григорий познакомился с Василием еще в Кесарии Каппадокийской, однако по-настоящему сблизился с ним в Афинах. Страницы, которые Григорий посвятил своей дружбе с Василием, являются одним из самых ярких во всей патристической литературе описаний дружбы: Мы стали друг для друга все – друзья, сотрапезники, родные... Равные надежды руководили нами в деле самом завидном – в учебе; впрочем, зависть была далека от нас, ревность же делала еще более усердными. Оба мы боролись не за то, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но за то, чтобы уступить первенство другу, ибо каждый из нас славу друга считал своей собственной. Казалось, одна душа в обоих носит два тела... Одно занятие было у нас обоих – добродетель и жизнь для будущих надежд... Мы были друг для друга и правилом и отвесом, с помощью которых распознается, что прямо, а что – нет...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Макарий Великий (Египетский) (ок. 300 – ок. 390) – святой, один из первых отцов-пустынников, сподвижник Антония, снискавший наряду с ним великую славу и влияние, сыгравший крупную роль в становлении монашества; удалился в пустыню Египта. Его кротость и смирение привлекали людей, для которых его поставили в пресвитеры. Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание. Цит. по книги «Беседы, послания и слова», из Добротолюбию (т. 1). Василий Великий (ок. 330–379) -святитель, богослов. Вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своим другом св. Григорием Назианзином (Богословом) был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины – центр классического образования. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. В 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. – в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Замечательная черта буллы в том, что, категорически отказывая англиканской иерархии в признании её действительною, она крайне слаба в аргументации. «В прежнее время полемики против англиканской иерархии с особенным старанием останавливались на доказательстве той мысли, что апостольское преемство этой иерархии и исторически не может быть доказано… Булла Льва XIII в этом отношении составляет можно сказать эпоху. Ни о знаменитой легенде, ни о личности Барлоу папа не упоминает теперь ни единым словом… Свой приговор папа основывает исключительно на существе англиканского чина рукоположения, признавая его недостаточным для сообщения рукополагаемому даров Божественной благодати» (139–140). Здесь оканчивается первая часть книги – по преимуществу историческая. Вторая, большая половина книги (164–362) посвящена исключительно догматико-каноническому исследованию вопроса. Стоя уже исключительно на православной точке зрения, автор всесторонне исследует «чин посвящения» в иерархические степени, употребляющийся в англиканской церкви с половины XVI века и по настоящее время. Насколько всесторонне и глубоко производится автором это обсуждение и исследование – об этом явственно говорят те рубрики, на которые расчленяет он свое исследование. В чине посвящения он прежде всего различает видимую сторону и невидимую (внутреннюю) сторону рукоположения. В видимой стороне он подробно останавли- —390— вается на рассмотрении и обсуждении епископского рукоположения, молитв и литургических действий англиканского чина, за тем – на рассмотрении «совершительных слов» при англиканском рукоположении (гл. VIII и IX). Признав в результате своего исследования, что «относительно видимой стороны таинства священства англиканский чин посвящения может быть с православной точки зрения признан действительным» (стр. 212), автор непосредственно замечает: «но видимая сторона в чинопоследовании таинств представляет собою лишь средство для достижения главной цели, т. е. для сообщения приемлющему даров Божественной благодати. Булла папы Льва XIII утверждает, что англиканский чин посвящения независимо от того, что называется в нём материей и формой, по самому духу и существу своему не может сообщить рукополагаемому даров благодати; ибо англиканская церковь искажает самое понятие о священстве и уничтожает его значение, как таинства. Это приводит нас теперь к рассмотрению самого главного, по нашему мнению, вопроса, а именно: признает ли англиканская церковь таинственно благодатное значение священства, а потому может ли англиканский чин посвящения по самому существу своему быть действительным?» (Стр. 211–213).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пожилой и уважаемый Аполлинарий из Лаодикии, дорогой даже нашему благословенному отцу Афанасию и фактически всем ортодоксам, первым сформулировал и стал распространять это учение. Сначала, когда некоторые из его учеников сообщили его нам, мы не хотели верить, что такой человек мог начать распространять такое учение. Мы полагали, что ученики не поняли глубоких мыслей такого ученого и выдающегося человека и сами придумали вещи, которым он не учил», и так далее. Уже в 362 г. собор в Александрии отверг это учение (не называя имени автора) и заявил, что Христос обладал разумной душой. Аполлинарий не был отлучен от церкви и начал создавать собственную секту только в 375 г. Он умер в 390 г. Его произведения, если не считать многочисленных цитат в трудах его оппонентов, утрачены. Аполлинарий учил Божественности Христа, но отрицал полноту (τελετης) Его человечности и, исходя из никейского постулата омоусии, впал в арианскую ересь, в которой божественный Логос также занимал место человеческого духа во Христе, но которая, помимо этого, заявляет об изменчивости (τρεπττης) Христа; Аполлинарий же, напротив, старался как можно решительнее заявить о неизменности Христа, побить ариан их собственным оружием и наилучшим образом отстоять никейскую догму. Он, тем не менее, считал, что союз полной Божественности и полной человечности в одной личности, то есть двух целых – в одном целом, невозможен 1553 . Он полагал, что единство личности Христа и Его безгрешность могут существовать только за счет отсечения человеческого духа, ибо грех гнездится не в безвольной душе и не в теле, но в сознательной, свободной, а потому изменчивой воле, или в духе человека. Он говорил также, что учение церкви о полной человечности Христа ограничивает Его искупительные страдания человеческой природой, тем самым лишая Его деяние искупительного воздействия, ибо смерть человека не может победить смерть. Божественная природа должна участвовать в страданиях. Поэтому оппоненты обвиняли его в том, что он говорит о страданиях и о смерти Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

146 Аполлинарий следовал греческому философу Платону при своем делении природы человека на тело, животную, или жизненную, душу и духовную, или разумную, Душу. 147 Аполлинарий умер в 390 году. Ересь Аполлинария осуждена собором Александрийским 362 года, хотя без упоминания имени самого ересеучителя. В 375 году, когда Аполлинарий, отделившись от Церкви, начал образовывать свою секту, он был осужден собором в Риме; последнее осуждение было повторено II Вселенским собором. 148 Нужно заметить, что впоследствии, и именно ко времени II Вселенского собора, эта партия отказалась от своего еретического учения о Святом Духе, оставшись, однако, верной осужденному I Вселенским собором утверждению полуариан, что Сын подобосущен, а не единосущен Отцу. Поэтому обычное выражение, что II Вселенский собор созван «на Македония Духоборца», не находится в строгом соответствии с исторической действительностью. 149 В это время Феодосий Великий был только императором Востока, сделавшись в 392 году единодержавным, обладателем как Востока, так и Запада, он нанес окончательный удар язычеству, издав закон, по которому служение богам признавалось таким же преступлением, как и оскорбление величества. 150 Поэтому лишь позже (а на Западе только в VI в.), когда догматические определения собора по причине их особенной важности и достоинства были приняты всеми Поместными Церквами, за собором было признано всею Церковью значение вселенского. 151 Раскол этот возник в Антиохии в начале 60-х годов IV века, когда в ней одновременно появились два епископа – Мелетий и Павлин; оба они разделяли управление над православною паствою Антиохийской Церкви и у каждого были свои сторонники, находившиеся в непремиримой вражде со сторонниками противной стороны. 153 Таким образом отцы собора в учении о Боге Отце, изложенном в Никейском символе, «не сделали никаких существенных пояснений» по причине отсутствия споров в Церкви о Первом Лице Святой Троицы; «нужно ли говорить об Отце, – замечает святой Григорий Богослов , – Которого не касаются по общему согласию (то есть в виду отсутствия разногласий) все водящиеся естественным смыслом» (то есть еретики).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010