Принадлежа к избранному народу, он несет на себе ответственность за то, что происходит. И он должен лежать сначала 390 дней на левом боку, неся на себе как бы беззакония дома Израилева по числу дней его, потом должен лежать на правом боку, тоже неподвижно и 40 дней нести на себе беззакония дома Иудина, день за год. При этом ему дается указание о том, что здесь именно обличение грехов, за которые гибнут эти народы: «И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него. Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей» (Иез. 4:7-8). Затем он налагает на себя пост. Из всех видов зерна, которые есть в его распоряжении, он делает себе хлеб, и в те дни, когда он лежит на боку, вкушает 300 граммов хлеба и 600 граммов воды в день, изображая этим меру хлеба и питья, которые будут иметь люди в осажденном городе. Более того, его Господь заставляет делать нечистый хлеб, и только когда тот взмолился о том, что от юности и доныне ничего нечистого и скверного он не ел, Господь отставляет это повеление и говорит, что вот так в Иерусалиме не будет хлеба и будут есть все нечистое, как это повелено делать тебе. Следом за этим, участь народа изображается следующим образом. Пророку повелевается обрить голову и обрить бороду; волосы, которые он сбреет, разделить на три части и одну часть сжечь огнем посреди этого города, который он соорудил, другую часть рассыпать вокруг этого города и мечем изрубить, а третью часть просто развеять по ветру, говоря, что так же произойдет и с жителями Иерусалима. Часть их погибнет в городе, часть вокруг него и часть будет рассеяна среди всех народов, но и из той части, которую он должен развеять по ветру, он должен часть удержать и сжечь потом в огне. Главный грех, в котором Господь обвиняет через Иезекииля иудеев, есть идолопоклонство, отступление от Завета с Богом, отступление от самой главной и первой заповеди: «да не будут у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).

http://sedmitza.ru/lib/text/431516/

Ответил Иеремия пред Господом: «Прости мне, мой Господь, Владыка, в руках Которого дыхание моей жизни, ибо Ты знаешь, о мой Господь, что с тех пор, как я вышел из утробы моей матери, я следовал Тебе, когда Ты посылал меня к Седекии царю. Если я заговорю с ним во имя Твое, он причинит великое зло мне, как и много раз, ибо он не хочет, чтобы я говорил с ним во имя Твое». Сказал Господь Иеремии: «Встань и иди к нему. Я посылаю тебя». Встал Иеремия и пошел, ища царя Седекию. Он нашел его у врат Вениамина сидящим, причем пророк Ваала пророчествовал ему ложно. Случилось же, когда царь Седекия увидел Иеремию пророка, он поднялся тотчас со своего трона, встал и приветствовал его. Сказал он: «(О) провидец 388 , есть ли слово Господне в твоих устах?». Сказал пророк ему: «Все слова, которые Господь сказал мне, я скажу тебе». Сказал царь ему: «Говори их». Тогда Иеремия сказал все слова, которые Господь сказал ему. Он сказал их царю Седекии. Когда царь услышал слова, которые Господь сказал ему через Иеремию, он весьма разгневался. Он сказал Анании: «Скажи все это жрецам Ваала, верно ли то, что этот человек безумный сказал мне». Анания же, лжепророк, возложил на голову свою рога железные. Он сказал царю: «Вот что Господь говорит тебе: «Ты пронзишь своих врагов рогами железными, как эти, и никто не сможет сражаться с тобой, и следы царя халдеев не достигнут этого места, и слово Господне не было в Иеремии». Когда царь услышал это из уст Анании лжепророка, он сказал: «Схватите Иеремию, и заберите его, и бросьте в яму грязи. Оставьте его там и дайте ему хлеб и воду печальные 389 , пока я не узнаю, достигло ли слово Господне Иеремии». И они взяли Иеремию, и бросили его в яму грязи по приказу Седекии царя. Сообщили Авдемелеху эфиопу, что Седекия царь бросил Иеремию пророка в яму. Он встал тотчас и пришел к царю. И когда царь увидел Авдемелеха эфиопа, почитаемого у Аг-риппы, царя Завулона 390 , сказал царь ему: «Добро пожаловать тебе! Ради чего Авдемелех пришел к нам сегодня?». Сказал Авдемелех ему: «Не прям ты, о царь, в твоих путях, потому что ты бросил пророка Господа в яму грязи. Ты погасил сегодня светило Израиля, который есть народ Божий». Сказал царь Авдемелеху: «Ступай, и вытащи его из того места, и отпусти его, чтобы он ушел». Авдемелех же взял веревку и тряпки. Он обернул веревки тряпками. Он сказал Иеремии: «Обвяжись ими под мышками (букв, «дай их под твои предплечья»)». Он сделал таким образом. Он вытащил его из ямы, отпустил его, и он ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Именно там я был схвачен и уведен в рабство, став жертвой разбойников. Я не мог ни убежать, ни защищаться — ведь мне тогда не было и шестнадцати. В то время я не знал Истинного Бога, и, может, из–за этого получилось так, что я стал рабом в Ирландии вместе с тысячами других, подобных мне (Вероятнее всего, этот набег был совершен пиктами и скоттами в 380 или 390–е года после государственного переворота, совершенного британским правителем Максимом (381). Все бывшие в Британии войска покинули страну вместе с Максимом, оставив страну незащищенной от внешних врагов, которые не заставили себя ждать). Мы воистину заслужили это, ибо изменили и солгали перед Господом, не соблюдали повелений Его, хотя не раз слышали увещевания священников наших, неустанно напоминавших нам о нашем спасении. И, может, потому Он излил на нас ярость Своего гнева и рассеял нас между народами даже до края земли. И теперь, среди незнакомого народа, как на ладони оказалась вся ничтожность моей жизни. И там, в Ирландии, Бог открыл глаза мои к неверию моему, так что я, хоть и с опозданием, но вспомнил множество своих грехов и от всего сердца обратился к Господу, Который призрел меня в ничтожестве моем и сжалился над юностью моей и неведеньем моим, и заботился обо мне прежде, чем я познал Его, и даже прежде, чем я научился отличать зло от добра. Он каждый раз давал мне силы, утешая меня, как отец утешает сына своего. Поэтому и не могу я молчать, ибо как можно молчать о столь великих благословениях и столь великой милости, которую Господь соблаговолил излить на меня? Ибо дана нам бесконечная благодать, дабы, исправившись, мы исповедовали Бога, восхваляя и возвещая Его чудеса пред всеми народами, что живут под небесами. Ибо нет, и не будет никогда иного Бога кроме вечного, нерожденного Отца, не имеющего начала, но дающего начало всему, и волею которого стоит мир, как мы были научены. И Сына Его Иисуса Христа, о Котором вместе с Богом–Отцом несем мы свидетельство, который был прежде, нежели мир стал существовать, и даже до начала времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1-2). Роль М., к-рый восстанет, согласно этому пророчеству, в последние времена, остается не вполне ясной для исследователей: М. может рассматриваться как заступник за народ или как совершитель суда, а может совмещать обе эти функции ( Collins. 1993. P. 390). Нек-рые исследователи полагают, что к М. также имеет отношение рассказ о встрече Ветхого днями с Сыном человеческим в 7-й главе Книги прор. Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). При этом арам. выражение     (подобный Сыну человеческому), по одной из интерпретаций, впервые предложенной Н. Шмидтом ( Schmidt. 1900), понимается как обозначение М. (подробнее см. в: Hannah. 1999. P. 34-35; об истории толкования этого стиха см.: Collins. 1993. P. 34-35). В иудейской апокалиптике Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Самые ранние упоминания М. содержатся в «Книге стражей» (III - нач. II в. до Р. Х.), входящей в состав Еноха первой книги . Сообщается, что вместе с др. ангелами он посмотрел с небес на землю и увидел много крови и все людское нечестие, ставшее следствием соблазна Азазеля. Тогда М. и др. ангелы ходатайствовали перед Богом за человеческий род (1 Енох 9. 1-11). Далее рассказывается о том, что Бог посылает М. др. ангелов на землю для борьбы с нечестием: он должен будет связать согрешивших «на семьдесят поколений... до дня суда» (1 Енох 10. 11-12). Бог поручает М. «истребить сладострастные души и сынов стражей», после чего «стереть беззаконие с лица земли» (1 Енох 10. 15-16). Сообщается также, что «Михаил, один из святых ангелов», помогает избранному народу и другим народам (1 Енох 20. 5-6). Первоначальный смысл текста, сохраненный для этого места во фрагментарном греч.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Франциско Коллантес. Видение Иезекииля Какое объяснение тут можно предложить: Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета:  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим  ( Исх 20:3 ). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их , — обращается к Иезекиилю Господь ( Иез 33:32 ). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.  430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.  Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».  Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма: Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21). И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

«Я несовершенный наставник, и смешно было бы, если бы стал я домогаться мнения о себе как о совершенном наставнике. Ибо нет на земле совершенства. И вы, дети, не должны ни в ком из нас искать полного совершенства. Один совершен наш Наставник, Христос (Ср.: Мф. 23:8 ). Мы преподаем уроки как умеем. – Не судите нас строго» 401]. Мф.23:9 . «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;» " Гл. 23, 9 ст. Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. Отец всякой твари, а следовательно и наш, Один – на небе. Земные родители – посредники нашего рождения. Господь ввел нас в мир сей чрез них, как чрез какой канал: от них мы получили телесную оболочку со всем чудным механизмом тела, устроенным изначала премудрым Художником мира и потом продолжающим образовываться по данному однажды навсегда образцу и закону» 131]. Мф.23:10 . «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.» «Страсти принимают на себя личину правды, и плевелы хотят уподобиться пшенице; но по внутреннему смущению, какому-то мучительному огню и тесноте легко отличить их от правды и добродетели. Так бывает, что священник завидует собрату своему, проповедующему хорошо и успешно, но не свое, а чужое. Посмотрите: он явно негодует на него и иногда злобно насмехается над ним, говоря об нем: он скомпилировал эту проповедь, или: эта проповедь такого-то. Что же? Ужели чужой труд, коим воспользовался брат мой для проповедания Слова Божия, дает мне право смеяться над ним и злобиться на него? – Нимало, Да разве мы сами свое говорим? Не Божие ли слово в устах наших, например, при чтении Евангелия, при совершении Богослужения и Таинств и разных молитв? – Не Бог ли просвещает сердца наши, когда мы составляем свои поучения и предлагаем их народу? Что в них бывает у нас своего-то? Мы, по Апостолу, не довольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше (способность наша) от Бога: Иже и удоволи нас (Он – Один сделал нас способными) служители быти Нову Завету ( 2Кор. 3:5–6 ). Итак, в насмешке над братом и в злобе на брата, проповедующего чужое, а не свое, скрывается действие змия-завистника, и горе тому, кто слагается с врагом на поругание брата и истины Евангельской: ибо смеющийся над проповедником смеется над Самим Христом: един есть Наставник ваш, сказано, Христос ( Мф. 23:10 ); да чрез всех священников Сам Он учит, а они – только орудия» 390].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чтобы сделать Лию так же любимою, как была любима Иаковом, за красоту свою, Рахиль, Господь наделяет первую плодородием, в то время как вторая лишена была этого 384 . «Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна (Рахиль) привлекала к себе благорасположение мужа красотою, а другая (Лия) лишённая красоты, казалась нелюбимою; то Бог этой последней подаёт чадородие, а в той заключает утробу, то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе чадородием и любовь мужа, а другая, по причине красоты и благообразия, не восставала против сестры» 385 . «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так – я умираю» 386 . «Иаков разгневался на Рахиль и сказал (ей): разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева» 387 . «Рахиль, когда услышала (от Иакова), что нужно ей великое терпение (в ожидании дитяти), чтобы не изнемочь ей от долгого ожидания, говорит Иакову: «вниди» к рабе моей «и да родит на коленях моих», и получу от неё угешение 388 ( Быт. ХХХ, 3 )». От этой рабы Рахили, Валлы, Иаков имел сыновей: Дана и Неффалима 389 . «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, и он вошёл к ней» 390 . «Если сделал ты обиду мне рабынею Рахили, как бы так говорила Иакову Лия, то сделай обиду и ей моею рабынею. Посему, чтобы не огорчать Лии, прекратить раздор между сёстрами и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу, и она зачала и родила Гада и Ассира ( Быт. ХХХ, 10–13 )» 391 . С этого времени «страсть ревности переходит то на ту, то на другую сторону, и мучит то одну, то другую жену Иакова» 392 . Таким образом, «Иаков обручил себе одну жену (Рахиль) по собственной своей воле и должен был взять трёх других (т.е. Лию, с рабынями Каллою и Зелфою) против воли» 393 . – В таинственном смысле Лия и Рахиль прообразовали собою еврейскую синагогу и христианскую церковь , а Иаков, сочетавшийся браком с тою и другою – Владыку Христа. «Иаков служил Лавану за дочерей его, говорит Св. Иустин Философ собеседнику своему, Трифону, и будучи обманут в младшей, служил ему ещё семь лет. Лия – ваш народ и синагоги, а Рахиль – наша церковь . Христос поныне служит за них и за рабов их обоих» 394 .– Сожительство же патриарха с рабынями предвозвестило ту истину, что «сыны Ханаана» будут наследниками Царства Христова, «наравне со свободными сынами». «Иаков, который сам был, как я сказал, образом Христа, вступил в сожитие с двумя рабынями двух своих свободных жён и прижил от них сыновей, чтобы предуказать, что Христос примет и всех потомков Ханаана, которые находятся среди племени Иафета, наравне со свободными сынами, и будет иметь их всех детьми и сонаследниками; таковы именно мы» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Вся Священная история учит нас этой нежной родительской любви к детям отцов. Так, повествуется, что когда были поражены сыны первосвященника Аарона от огня Господня, то Аарон стоял и в скорби молчал. Вспомним и о плаче праведного Иакова о погибшем своем сыне Иосифе: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт. 37:35 ), – говорил он. Вспомним, как скорбел Давид о своем погибшем сыне Авессаломе. Он плакал и рыдал, и приговаривал: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя... ( 2Цар. 18:33 ). Так плакал и рыдал Давид. Припомните и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение к Спасителю отца, который просил о исцелении своего бесноватого сына: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его ( Мф. 17:15–16 ). А также вопли жены хананеянки, также обращенные к Спасителю: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним. Я вам приведу еще один пример из гражданской истории, о такой удивительной, можно сказать, всесильной любви родителей к своим детям. В 390 году по Рождестве Христовом в городе Фессалониках по приказанию императора Феодосия за мятеж в цирке было убито около 7000 человек. Казнили при этом виновных и невиновных – безразлично. И граждане страдали, и иностранцы страдали, и малые, и большие. Среди прочих, обреченных на смерть, находился там в этот несчастный день некоторый человек с двумя мальчиками – сыновьями. Когда очередь дошла до них, то отец убедил убийц, чтобы они сжалились и хотя бы одного сына помиловали, оставили в живых. Палачи согласились одного помиловать, но сказали отцу, что он должен сам сделать выбор: кого из двоих оставить в живых, а кого – умертвить. Тут-то сердце отца поколебалось. Ему дороги были оба сына. Ему было жаль их обоих. Поэтому он и не сделал никакого выбора, а все трое они отдались в руки жестоких палачей.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Не думаем, чтобы Ему необходимо было свидетельствовать это о Себе или перечислять что-либо из подобающего Ему, но делается это ради большего искусства речи. Словами, что Он знает Отца и слово Его соблюдает, показывает, что Иудеи мыслили противное тому, что Он Сам, по Его утверждению, имеет, то есть не знают Бога и не считают нужным соблюдать слово Его. Иначе они весьма охотно приняли бы Предвозвещённого Моисеем и пророками. Так и у нас подобный образ речи считается благородным и прекрасным, хотя и имеющий силу обличения и незаметно показывающий кому-либо, в чём состоят его пороки, но предупреждающий при этом ярость против изобличения. Так, например, какой-либо благоприличный и превосходный в других отношениях человек для порицания вора или пьяницы может сказать: Я человек благопристойный, не воровал чужого и не пьянствовал никогда. Мы не станем конечно думать чтобы такой человек через это сам свидетельствовал и говорил о себе, но он порицает за противоположные этим свойства. Поэтому то и Господь наш Иисус Христос говорил так, именно что Он знает Отца и соблюдает слово Его, с другой стороны и в то же время указывая нечестивым иудеям на то, что они не знают Бога, не держат слова Его и не удостаивают совсем никакого соблюдения свыше им определённый закон. Если же надо и другим образом понимать эти слова и более тонко изъяснить косвенно выраженное здесь, то можем кроме того сказать вот что. Знает —390— Сын Своего Отца, имея не такое знание, какое есть и у нас, но свойственное Богу и невыразимое. Как рождённый от человека человек знает природу своего родителя не через научение от другого кого-либо, но из того, что он есть сам (из своей собственной природы): так и Сын знает Своего Отца из того, что Он (сын) есть (из Своей природы), и соблюдает слово Его, то есть сохраняет в Себе во всём пределе (объёме) всё Его существо. Термин „слово“ здесь означает предел (объём). Так слово человеческое, то есть предел (определение, объём понятия) существа его – животное словесное (разумное), смертное, обладающее умом и наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уединенному образу жизни – отшельничеству противопоставляется другой вид монашеского жития – общежительный монастырь (киновия). Прообразом его, по слову древнего писателя конца IV века, преп. Иоанна Кассиана Римлянина , была первохристианская община. Сей писатель, Иоанн Кассиан († 435), сын богатых и знатных родителей, получивший прекрасное научное образование, в молодых годах отправился в Палестину, поступил в Вифлеемскую киновию (т.е. общежительный монастырь), и стал монахом. Здесь, прожив два года, он вместе с другом своим Германом решился посетить около 390 г. египетские монастыри, где в то время подвизались великие подвижники. «Посещая все славные монастыри в нижнем и верхнем Египте, они, как пчелы, собирали все лучшее, что видели в монастырских постановлениях и примерах жизни строгих подвижников, и с более просвещенными и опытными старцами входили в собеседование о разных духовных предметах». Таким образом, преп. Кассиан Римлянин сохранил для потомства свои наблюдения над жизнью монашества в раннем его развитии. Эти наблюдения для нас ценны, т. к. они отражают быт и взгляды монашества того времени. Преп. Касссиан Римлянин говорит, что: «род сей жизни», – т.е. общежительный, – «получил начало с апостольской проповедью», т. к. такого образа жизни придерживалось все множество верующих в Иерусалиме. В деяниях апостольских говорится: «У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось то, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32, 34–35 ). – «Такова, говорю, была тогда Церковь » и такой образ жизни теперь сохранился «весьма мало и его можно с трудом найти даже в киновиях». «После смерти Апостолов общество верующих начало охладевать, особенно среди тех, которые присоединились из иноплеменников и разных народов». К последним, «по причине их невежества в вере и застарелым обычаям языческим» еще апостолами предъявлялись минимальные требования: «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» ( Деян. 15:2 ). Когда же число верующих сильно возросло по причине ежедневного присоединения «из числа туземцев и пришельцев», то эта свобода, предоставленная бывшим язычникам, мало-помалу стала ослаблять совершенство Церкви Иерусалимской и охлаждать «горячность первой веры», и не только новообращенные, «но и представители Церкви уклонились от прежней строгости». «Ибо некоторые, дозволенное язычникам по немощи, почитали позволительным и для себя, и думали, что не потерпят никакого вреда и при имуществе и богатстве своем, если будут содержать веру и исповедание Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010