В – Значит твёрдо решено, что Дух – собственный для Сына, притом совсем не только ввиду того, что Он есть Слово, явленное от Отца, но и когда полагается, что Он стал человеком, таким, как мы. 389 . Поэтому, хотя Он и существует как Жизнь всего по —137— причине неизреченного рождения от Живаго Бога, о Нём говорится, что Он оживотворяется вместе с нами. Но тогда можно увидеть, что Он с одной стороны – охотно уделяет собственной плоти славу подобающих Божеству деяний, а с другой стороны – усваивает относящееся к плоти, некоторым образом словно бы придавая это и Своей собственной природе через единение по домостроительству. 390 А – Но разве 391 , что приходить свыше и с небес и быть в состоянии животворить всё, чему Он пожелает послать жизнь, более всего подобает Тому, Кто по природе есть Слово от Бога Отца? 392 А – Так что же? 393 допустить, что творить по Божески – свойственно человеческой природе? В – Я-то, со своей стороны, – нет. А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 394 А именно, Он —138— сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? ( Ин.6:31 ; ср. 6:30). Что же совершаешь Ты, Который будто бы доставил нам тело с небесной высоты?», Он ответил: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (ср. Ин.6:33 ). И кроме этого снова, чуть ли не пальцем указывая на Себя в собственном теле, сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и шлющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:51,56–57 ). Однако разве не вер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс.62:5 ; ср. Пс.27:2, 133:2 ). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» ( 3Цар.8:22 ). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» ( Исх.17:11–12 ). «Воздвизая руки, представлял он», – говорит блаженный Феодорит , – «образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское». 387 Свидетельства древних отцов Святого Ефрема Сирина : «знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом». 388 Святого Василия Великого : «из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением..? 389 Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица». 390

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

« Поэтому и доныне сыны Израилевы (добавляет бытописатель Моисей, – О. С.) , не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова » ( Быт. 32, 32 ). «Некоторые же понимают это так: Иаков хромал именно на одно бедро, поскольку этим показывалось, что когда из его рода произойдут два народа, то один из них будет неподвижным относительно благодати веры (то есть будут уповать только на свои дела, – О. С.). Именно этот народ и хромал от неподвижности неверия» 380 . И вот, встреча приближается. Иаков, наверное, пережил самое страшное молитвенное борение, и теперь начинается как бы человеческая часть этого конфликта. « Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок » ( Быт. 33:1 ). Как это тяжело, взять и разделить детей! В христианской истории был такой случай. В 390 году в Фессалониках по приказанию императора Феодосия за мятеж было избито в цирке около 7 тысяч человек. И когда избивали людей, там был один мужчина, который пришел с двумя мальчиками, своими сыновьями. И когда избивавшие дошли до него, он говорит: «Сохраните жизнь одному ребенку хотя бы!» А палачи говорят: «А какому? Выбирай!» И этот отец, который знает, что его сейчас убьют, знает, что одного ребенка можно все-таки спасти, смотрит на одного сына, смотрит на другого, у него внутри все переполнено ужасом! И он говорит: «Я не могу сделать выбора. Погибнем все». И погиб этот мужчина и два его сына. И вот Иаков, который расставляет своих, разделяет детей Лии, Рахили и двух служанок. Вы представляете, как его сердце раздирается, как и сердце того мужчины, когда император Феодосий дал такое страшное повеление. « И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему » ( Быт. 33:2–3 ). Здесь мы видим, что сам Иаков не прячется за спинами женщин и детей, «а сам пошел пред ними» ( Быт. 33:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иезекииль получает приказание символически представить грядущую судьбу Иерусалима. Он должен положить перед собой кирпич, изобразить «на нем город Иерусалим» и его осаду по всем правилам военного искусства - с осадными сооружениями, с валом, с военным станом и со стенобитными орудиями. Это должно стать «знамением дому Израилеву» (Иез 4. 3). Бог повелевает пророку лечь на левый бок и лежать на нем 390 дней - по числу лет, в течение к-рых грешил Израиль; когда пророк исполнит это, он должен лечь на правый бок и 40 дней нести «на себе беззаконие дома Иудина, день за год» (Иез 4. 4-6). Бог сообщает Иезекиилю, что он должен приготовить себе «хлебы, по числу дней, в которые» он будет лежать, из разных видов зерна и испечь их на виду у всех, используя в качестве топлива человеческий кал. Это действие символизирует то, что «сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов», на территорию к-рых Бог изгонит их. В ответ на мольбу Иезекииля избавить его от необходимости такого осквернения Бог дозволяет ему использовать «вместо человеческого кала коровий помет» и предсказывает скорый голод в Иерусалиме, когда люди «будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии» (Иез 4. 9-16). По повелению Бога Иезекииль должен обрить себе бороду и волосы на голове. Третью часть волос ему приказано сжечь «огнем посреди города, когда исполнятся дни осады», др. треть - изрубить ножом в его окрестностях, оставшиеся - развеять по ветру, но небольшое количество из этой трети необходимо сжечь в огне, из которого «выйдет огонь на весь дом Израилев» (Иез 5. 1-4). Это действие символизирует наказание, обещанное Богом Иерусалиму; св. городу предстоит стать «ужасом у народов» (Иез 5. 15): «Третья часть (людей.- Авт.) у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам и обнажу меч вслед за ними» (Иез 5. 12). Бог обличает Свой народ, мн. лет живший «нечестивее язычников»; они не поступали «даже... и по постановлениям язычников». Он обещает произвести суд над Израилем «перед глазами язычников» и наказать его за «все... мерзости» с исключительной суровостью: «...отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих... и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Иез 5. 5-10).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Слово никогда не изменяется, чувство же часто соблазняется. Поскольку же Слово гласит: Сие есть Тело Мое, да повинуемся, веруем и мысленными смотрим на это очами». Так пишет Златоуст в Беседе 52 на Евангелие от Матфея, лист 390, на обороте. Но если от святого Златоуста, как аспиды глухие, затыкаете ваши уши, противники, послушайте по крайней мере святого Павла, который говорит в Послании к Евреям в главе 1, что вера основывается не на том, что видимо, а есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11, 1 ). И это ясно видно из всей главы, где показана сила веры древних святых Праотцев. Там сказано и о Моисее, который уповал на невидимое, как на видимое. Поэтому каждого, кто в Таинствах стремится испытывать веру органами чувств, дерзновенно назовем неверующим. Как же они достигнут блаженства, которое получат не видевшие, но веровавшие в обещанное: Блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 ). За одно только это наши святые Праотцы получили великую благодать от Бога, как говорит Апостол, веруя сказанному Богом и обещанному Им, хоть и не присущему и далеко находящемуся от восприятия чувствами, и превосходящему все уставы естества. Поэтому хвала вере нашего отца Авраама, когда ему, столетнему, и его девяностолетней жене Сарре Бог пообещал сына. Послушаем, что говорит Апостол: Поверил, – говорит, – Авраам Богу, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твердо в вере, воздав славу Бог и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим ( Рим. 4, 17–24 ). Мы же должны подумать, достойны ли мы называться сынами такого отца нашего в вере, если и Христу, Который говорит: Сие есть Тело Мое, вопреки всем нашим чувствам, не поверили. Как же мы воздаем Ему хвалу, если думаем, что Он не может сделать того, о чем говорит. Какую правду и какую заслугу имела бы вера наша, если бы мы веровали в то, что ясно видно и ощущаемо нашими чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Понятие «любить» в греческ. языке выражается глаголами: агапао, эрао, филео и др. И каждый из них имеет свой оттенок: агапи указывает на любовь главным образом как на добродетель; эрос – на любовь как на страстное влечение, страсть; филео же означает любить в смысле вести дружбу, иметь взаимное уважение. Здесь в обоих случаях употреблен глагол «филео». – Примеч. пер. Гимн 6. Увещание к покаянию и о том, каким образом воля плоти, сочетавшись с волей Духа, соделывает человека богоподобным. На лицах иноков обители аввы Аполлония сияла дивная радость, некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле... Если же кто-либо иногда казался омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Часто, если брат не говорил о причине скорби, авва сам открывал, что таилось у того на душе... Авва Аполлоний говорил, что не должны предаваться скорби те, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царстве Небесном. Пусть скорбят язычники, пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешные – праведным прилична радость! Если уж те, кто любит все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, – нам ли не гореть восторгом, если мы только подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства? Не этому ли учит нас апостол: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фее. 5, 16–18). Жизнь пустынных отцов ( 77, 50 ). Однажды, увидев преподобного Григория Синаита , выходящего из келлии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого) в простоте сердца спросил его, чему он радуется. Он ответил: «Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись желанием Божиим, никак не может укрыться». Ведь и Господь сказал: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 6 ); и еще: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ). Ибо когда сердце ликует и веселится, ум в приятном волнении, то и лицо радостно, по поговорке: «Сердце веселится – лицо цветет». Афонский Патерик ( 84, 389–390 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Третий способ – по св. Филарету Московскому . Св. Филарет исходит в своем объяснении из того, что не в один год у семидесятилетнего Фарры родилось три сына, но с этого возраста у него стали рождаться сыновья. Библейское выражение Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана ( Быт. 11:26 ) вполне допускает именно такое объяснение. По св. Филарету: «Будучи 70 лет, Фарра начал рождать детей, между коими знаменитейший был Аврам, старший пред ним – Нахор, а первый из всех – Аран. Ибо дочь сего последнего была супругою второго» 387 . Это объяснение особо соответствует тому, что Нахор, а, может быть, и Аврам были женаты на дочерях Арана, скончавшегося первым среди братьев. Навряд ли старшие братья женились бы на дочерях младшего. Перечисление же братьев не по старшинству, а по значимости, вполне возможно. В таком случае, Авраам родился, когда Фарре было уже 130 лет. На 75-м году жизни Авраама умирает его отец Фарра, а он покидает Харран. Последнее объяснение видится наиболее убедительным в отношении библейского текста, хотя и первые два вполне могут быть приняты. 1.4. Религиозность Фарры Бытописатель ничего не говорит о том, какова была вера Фарры, отца Авраамова. Но на это есть однозначное указание Иисуса Навина. В своем завещании народу Израильскому, он сказал: За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я [Господь] взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской ( Нав. 24:2–3 ). Фарра, как и другие жители Ура Халдейского, служил иным богам, был идолопоклонником. Таковы же были и отцы ваши Нахор, Серух. Таково было родство Авраама. Поэтому и сказано было ему: выйди из земли твоей Халдейской и из родства твоего и из дома отца твоего Фарры-идолопоклонника ( Деян. 7:3 ). Об этом же говорится в Агаде 388 . Св. Иоанн Златоуст говорит: «…Фарра, отец его [Авраама. – Г.Ф.], хотя был и неверующий...» 389 . Неверующий в единого истинного Бога. Св. Димитрий Ростовский следует Преданию: «Идолопоклонники в них [праотцах – Г.Ф.] обретошася нецыи, яко же Серух, и Нахор, и Фарра, отец Авраамов» 390 . А св. Епифаний Кипрский «думает (даже), что, редкая в древности, смерть сына [Арана. – Г.Ф.] прежде отца, была наказанием Фарры за идолопоклонство» [цит. по Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 46].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

22, 28, 29). Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова) 389 Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Авиафара 390 и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского 391 и возобновив союз с царем тирским, Хирамом. Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. Бог явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою». Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей 394 . Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

42 ⎻]: 1. После этого тело, снятое с креста, спрятали в склепе. Но на третий день перед рассветом, когда случилось землетрясение, камень, который закрывал могилу, отвалился, и Он воскрес. В могиле же не было обнаружено ничего, кроме покровов с тела. 2. То, что Он воскреснет на третий день, уже давно предсказали пророки. Давид в 15 псалме: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». 386 То же Осия: «Это сын Мой премудрый [Hic filius meus sapiens], иначе не пребывал бы Он теперь в терзании сынов своих; и от руки ада Я вырву Его. Где суд твой, смерть, и где жало твое?» 387 Также в другом месте: «Оживит нас после через два дня, в третий день». 388 3. Отправившись после воскрешения в Галилею, Он вновь собрал Своих учеников, которых страх обратил в бегство. И дав им поручения, которые они должны были исполнить, и организовав проповедь Евангелия по всему кругу земель, вдохнул в них Дух Божий и дал им силу совершать чудеса, чтобы они трудились во спасение людей не только словом, но и деяниями. И тогда лишь в сороковой день Он возвратился к Отцу, вознесенный на облаке. 4. Это уже давно открыл пророк Даниил, сказав: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 389 5. Также Давиде 109 псалме: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». 390 43 ⎼]: 1. Пребывая по правую руку от Господа, Он определил, что, когда придет судить мир, уничтожит врагов Своих, которые Его распяли; тогда стало очевидно, что у иудеев не остается никакой надежды, если только они не обратятся к раскаянью и, смыв с себя кровь, которой себя замарали, не станут уповать на Того, Кого отвергли. 2. Поэтому Ездра так говорит: «Эта Пасха – наш Спаситель и прибежище наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует младенцами во Христе и признает, что [им] необходимо пить молоко и [питаться] не твердой пищей 387 , но о всех вместе людях: «Вот Я и младенцы Мои, которых дал Мне Бог» 388 . Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, – так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «Отчасти познаем и отчасти пророчествуем» 389 . И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» 390 . Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров 391 [Божиих]? Все, низшедшее к детям, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди детей кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими детьми названы все люди, на которых указал и Спаситель: «Вот, – говорит Он, – Я и дети, которых дал Мне Бог». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь никто не может прийти к Нему, если Пославший Его не привлечет приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна 392 . И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, – до того времени ими обладал Тот, Кто дал. II. Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Изра­иле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» 393 . Живущий на Месте стражи 394 и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя – через апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010