2. И давайте совершать это повсюду: в церкви, в пути, на корабле и за трапезой, чтобы не насыщались мы без страха [Божиего], забыв о Господе, и не впадали в суесловие, подобно ветхому народу. Ибо [этот «народ сел] есть и пить, и встал играть» ( 1Кор. 10:7 ; Исх. 32:6 ) – и был погублен. Пусть Бог не скажет о нас: «Народ сей чтит Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ; Мк. 7:6 ; Ис. 29:13 ). Трапеза, не имеющая слова Божия, подобна яслям неразумных [скотов], а праведный человек, вкушающий хлеб свой, наполняет душу свою глаголами Божиими. Ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, [ исходящим из уст] Божиих» ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ) 3. Поэтому, братия, зная, какая слава и неизреченная радость ожидает праведников в День Судный, а грешников – увы! – ждет мука суровая и горестная, а также бесконечное наказание, 390 давайте поусердствуем, пока мы еще живы, посредством исповеди и покаяния во всей чистоте благоугодить Богу, ибо после смерти нет покаяния. 391 Поэтому мы должны, пока еще есть время, со слезами умолять Бога днем и ночью, чтобы Он, как Благой и Человеколюбивый, сжалился над нами и спас нас от беззаконий наших. Вопрос 27. У [одного] всечестного отца, председящего [среди прочих братий], некоторые спросили: «Почему, честнейший отец, мы полностью соблюдаем как среду, так и пятницу, [сохраняя пост в эти дни]? Ответ 1. На такой вопрос он ответил: «Как можно нам не соблюдать среду и пятницу? Потому что в один из этих дней Господь и Владыка наш пролил честную Кровь [Свою] на Животворящем Древе честного Креста, чтобы вновь даровать жизнь нашему истлевшему естеству. А в другой день иудеи держали совет против Христа (см. Мк. 14:1–2 ), и четырехчастный Крест Господень был сделан в четвертый день из дней [недели], чтобы Тот, Кто был приколочен к Кресту, спас через этот Крест четырехчастность 392 творения. 2. Чудотворения Христа – удивительны, разнообразны, божественны, но из всех них наиболее удивительным является Честной и Животворящий Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Аппиева площадь (или «Форум Аппия», лат. Appii Forum) находилась в 62 км от Рима, Три гостиницы (или «Три харчевни», лат. Tres Tabernae) – в 48 км. 607 Оба упомянутых места были перевалочными пунктами на Аппиевой дороге: они упоминаются в сочинениях Цицерона (Три харчевни – неоднократно) 608 и других латинских авторов. Судя по рассказу Луки, навстречу Павлу вышли две группы римских христиан: одна встретила его у Аппиевой площади, другая – у Трех гостиниц. Если сотник все еще сопровождал Павла, он мог видеть, как по мере приближения узника к Риму толпа сочувствующих ему увеличивается. Павла ждали в Риме давно – еще с того времени, когда получили его Послание к Римлянам, написанное из Коринфа. Там Павел писал: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:9–12 ). И далее сообщал о том, что много раз намеревался прийти в Рим, но встречал к этому препятствия ( Рим. 1:13 ). В том же послании, как мы помним, он сообщал о намерении посетить Рим на пути в Испанию ( Рим. 15:28 ). Обстоятельства сложились иначе, и с того времени, как было написано Послание к Римлянам, прошло не менее трех лет. За эти годы Павел успел добраться от Коринфа до Иерусалима, был там арестован, просидел два года в заключении в Кесарии, затем отправился в плавание, потерпел кораблекрушение, перезимовал на Мальте. И вот теперь он, овеянный славой апостола, более всех других потрудившегося ( 1Кор. 15:10 ) в проповеди Христа, приближается к Риму, куда давно стремился и где его с нетерпением ждут. 390 См.. например: Dunn J.D.G. The Acts of the Apostles. P. 266, 284; Dunn J.D.G. Romans 9–16. P.880. 391 См.: Bruce F.F. Peter, Stephen, James and John. P.102–106; Moo D.J. The Epistle to the Romans. P.911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Предсказание пр. Иоиля состоит из двух пророчеств: пророчества об излиянии Святого Духа на всякую плоть (ст. 28–29; Евр.3:1–2 ) и пророчества о великом дне Господне (ст. 30–32; Евр.3:3–5 ). Рассмотрим сначала, когда должно полагать исполнение первого пророчества. Излияние Святого Духа, т. е. обильное ниспослание даров Его, пророками усвоивалось всегда Мессианскому времени (ср. Ис.32:15, 54:13 ; Иер.31:33 и сл.; Иез.36:26 и сл.; Зах.12:10 ). Правда, и в Ветхом Завете дар пророчества подавался некоторым лицам, но такое подаяние Духа Святого, – только немногим избранным, никогда не рассматривалось как излияние Духа, т. е. как исполнение пророчества Иоиля. Последнее могло исполниться только тогда, когда Сын Божий – Христос Иисус совершил Свое дело спасения человечества, т. е. после Его страдания, смерти, воскресения и вознесения на небо. До этого же времени Дух Святой еще не изливался на верующих, потому что, как говорит св. Иоанн, „Иисус еще не был прославлен“ (7:39). Но такое отношение пророчества Иоиля только к Мессианскому времени указывают и начальные слова: , „после сего“, или, как, вместо этого, говорит ап. Петр; „ν σχταις μραις“. Такие выражения пророки употребляют всегда для обозначения Мессианского времени. Наконец, как мог бы говорить св. Петр об исполнении слов Иоиля в день Пятидесятницы, если бы они исполнились уже ранее? Итак, несомнительно, что рассматриваемое нами пророчество нельзя относить к каким-либо событиям Ветхого Завета 390 . Но, с другой стороны, невозможно допустить и того, что это пророчество в событии сошествия Св. Духа на апостолов исполнилось совершенно. Напротив, это событие есть только начало такого исполнения. Это открывается из речи же ап. Петра. Указавши на исполнение пророчества Иоиля, он после того, как слушающий его народ обратился к апостолам с вопросом: „что же нам делать, мужи братия?“ (ст. 37) – говорит: „покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним (α πσι τος ες μαρν), кого ни призовет Господь Бог наш (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Бог потому и заповедал нам призывать на вечери и пиршества хромых, увечных и не имеющих возможности воздать нам с своей стороны ( Лк.14:13 ), что такие благодеяния преимущественно и в собственном смысле совершаются для Бога. Если ты принимаешь у себя человека великого и знатного, то твое пожертвование не есть чистая милостыня, но часто примешивается к тому и тщеславие, надежда получить что-нибудь и прославиться чрез него пред другими. Я мог бы указать на многих, которые для того благодетельствуют известнейшим из святых, чтобы чрез них получить большую доверенность в глазах начальников и чрез то привести в лучшее состояние свои обстоятельства и семейные дела, и даже испрашивают себе у святых многих подобных милостей, что и уменьшает цену их благодеяний, совершаемых с такой целью. Но для чего говорить о святых? Вообще, кто ищет от Бога воздаяний за труды свои здесь и делает добро для настоящего, тот уменьшает свою награду; а кто всех венцов ожидает там, тот гораздо более достоин воздаяния, подобно Лазарю, который получил все блага там, – подобно трем отрокам, которые, готовясь быть вверженными в пещь, говорили: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас... Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» ( Дан.3:17–18 ), – подобно Аврааму, который возвел на гору сына своего и хотел заклать его, делая это не для какой-нибудь награды, но поставляя величайшей и единственной для себя наградой повиноваться Владыке. Будем и мы подражать им. Если мы станем делать все с таким расположением, то получим в воздаяние изобильные блага и удостоимся блистательных венцов, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Настоящие беседы произнесены святителем в Антиохии около 390 года. Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры» 31 Гр. ουτος εγνωσται υπ’ αυτου ­ «тот познан Им», как и в слав. «познан бысть от Него» – и.И. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» 390 . О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения храм Божий ( 1Кор. 3:16 ) и храм Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ) как взаимозаменяемые. Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» 391 ; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами. Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например а) о всеведении; «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). б) о соучастии в деле творения мира ( Быт. 1:2 ). Слова " глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами 392 . О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» 393 . Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 394 . Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), а также апостольское приветствие ап. Павла ( 2Кор. 13:13 ). 2. Личное свойство Святого Духа В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Какая евангельская непосредственность обращения к Богу! «Стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ) дверь христианства, дверь Царства Божия! Ведь если вчитаться в евангельские и апостольские тексты, то увидишь, что все христианство не иначе там определяется, как учение именно о Царстве Божием или, что то же, о Царстве Небесном. Вот начало: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 14–15 ), «И ходил Иисус по всей Галилее… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь» ( Мф. 4, 23 ), «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие» ( Лк. 4, 43 ), «Иди, благовествуй Царствие Божие» ( Лк. 9, 60 ), «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие» ( Деян. 28, 30–31 ) – и во многих других местах. Как бы вместо того, чтобы сказать: «проповедуя христианство» или «благовествовать Я должен христианство», – везде говорится о проповеди или благовествовании Царства Божия. Совокупность того вероучения, которое мы начиная с Антиохии апостольских времен именуем христианством, слово Божие именует учением о Царстве Божием, так как христианство больше всего и прежде всего определяется исканием и обретением еще на земле Царства Божия в Духе Святом, в Его радости, правде и мире. Ищите тепла этого Царства, ищите восприятия среди нашего тления его нетленного мира, ищите благодати, ищите смирения, ибо смирение и есть благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 389 . Смирение – не «смиреннословие», строго порицаемое Отцами, а истинное смирение – и дверь открывает для принятия благодати, и само питается и произрастает от нее. Благодать – это дар небесный, то есть это милость прежде всего и больше всего. Никакое учение о заслугах дел человеческих перед Богом, учение явное или прикрытое, учение, такое близкое Риму и такое чуждое Востоку, – несовместимо с учением о благодати и тем самым со смирением. Не делами спасается человек, а только своей верой в Бога, милующего и спасающего его Своей благодатью. «Возсия благодати весна» 390 – вот христианство , вот спасение человека не по делам его праведности, а по милости Того, кровь Которого на Голгофе была единственной и всесильной заслугой, спасшей мир. Христианство основано на смирении, потому что оно основано на благодати, и насколько человек не имеет смирения, настолько он не христианин. Только смирение радостно приемлет благодать, и только ему понятно апостольское учение о спасении по милости Божией верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Слово 18. О Никодиме и о крещении (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 83–85) 1 . Когда Господь и Спас наш открывал разными знамениями и чудесами силу Своей божественной природы, то »пришел, – сказано, – к Нему ночью Никодим, начальник иудейский, и сказал Ему: “Мы знаем , что Ты-учитель , пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”» 384 . Этот Никодим, начальник иудеев, желал прийти к Господу, но боялся натолкнуться на иудеев и потому пришел к Господу не днем, а ночью, ибо еще находился в ночи неведения, в неверии иудеев. Его сердце еще не было освещено Солнцем правды, Христом, ведь он не познал еще света истины. Поэтому в Евангелии есть такие слова Господа: «Кто ходит днем, тот не спотыкается. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света мира сего с ним» 385 . Всегда ходит днем тот, кто следует за Христом, вечным Светом. Такому не препятствует наступление ночи, ибо в сердце его всегда есть Свет истины; а тот, кто не знает истинного света Христова, даже если он ходит днем, постоянно пребывает в ночи. И поскольку Никодим еще находился в неведении иудеев, то справедливо сказано о нем, что он пришел к Господу ночью. И сам смысл текста показывает, что Никодим еще был тогда в ночи неведения. Он сказал Господу: «Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» 386 . Он думал, что это один из учителей, тогда как это был Сам Основатель небесного учения. Он удивлялся Его чудесным знамениям, тогда как по этим знамениям он должен был признать в Нем Господа величия, ибо столько великих чудесных знамений не может совершить никто, кроме одного Бога. Впрочем, хотя Никодим и пришел к Господу в ночное время, однако не ушел без благодати света, ведь он пришел к Богу, Который есть истинный свет. 2 .  Господь, чтобы наполнить его сердце светом нового рождения, сказал ему: «Должно вам родиться заново» 387 . Но поскольку Никодим был еще не способен вполне познать благодать этого великого рождения, то ответил: «Как это может быть? 388 Неужели может человек, будучи стар, войти в утробу матери своей и родиться заново?» 389 . Тогда Он прямо ответил ему: «Если кто не родится от воды и, Духа Святого, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 390 . Тем самым Господь с ясностью открыл Никодиму, что существует два рождения: одно земное, другое – небесное, одно плотское, другое – духовное. И еще показал, что духовное намного больше плотского, сказав: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

390// жены ближнего твоего (Исх 20, 12, 17), и другое, еще большее, чем они предварили заповеди не только закона, но и Евангелия? глава 24 Согрешившие прежде потопа наказаны справедливо Итак, мы понимаем так, что вначале Бог сотворил все совершенным и не было ничего такого, что, к начальному распоряжению Его, как непредусмотрительному и несовершенному, необходимо было бы присоединить, или что после надлежало бы прибавить, если бы все пребывало в том состоянии и расположении, в каком сотворено было Им. И потому мы докажем, что Бог праведным судом наказал тех, которые согрешили прежде закона и прежде потопа, потому что, преступив естественный закон, они заслужили наказание без всякого извинения. И мы не должны впадать в хулу и клевету подобно тем, которые, не зная этой причины, укоряют Бога за Ветхий завет, понося нашу веру, и, насмехаясь, говорят: что Богу нашему вздумалось, что захотел обнародовать закон после стольких тысяч лет, допустив стольким векам пройти без закона? Хотя после нечто лучшее вышло, но видно, что в начале мира Он помышлял ниже или хуже, а после этого, как бы научившись опытом, начал совершать правильнее, начальные распоряжения свои исправлять на лучшие. Это совершенно не может быть сообразно с беспредельным предвидением Бога, только безумие еретиков так необыкновенно богохульно говорит о Нем. Екклезиаст говорит: познал, что все, что вначале сотворил Бог, то пребудет вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить (Еккл 3, 14). И потому закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорливых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных (1 Тим 1, 9). Ибо, имея здравое, неиспорченное знание за кона естественного, запечатленного в них, они не нуждались в этом законе, в Св. Писании начертанном, который 391//дан был в помощь естественному закону. Из этого выходит ясное заключение, что вначале не нужно было давать этот закон, начертанный в Св. Писании; ибо это было излишне, пока еще сохранялся естественный закон, пока не был нарушен всецело; до исполнения закона не могло быть преподано и евангельское совершенство. Ибо еще не могли слышать: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 5, 39) те, которые не довольствовались ответить за свои обиды равным воздаянием, но за легкую пощечину воздавали смертельные удары пяткою и раны стрелами; за один выбитый зуб требовали жизни ударивших. Нельзя было говорить: любите врагов ваших (Там же, 44) тем, среди которых считалось большим плодом и пользою любить своих друзей, а от врагов удаляться, оставить их одной ненависти, не притеснять их и не убивать. глава 25 Как следует понимать сказанное в Евангелии о дьяволе, что он есть ложь и отец его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

388 Но в этом характере исполнения Христом закона и пророков, – именно в том, что Он исполнил их, – лежит основание того, что Христос – конец закона ( τλος νμου – Рим. 10:4 ), что Он вместе с исполнением отменил их, что после этого закон уже перестал иметь силу в качестве ветхозаветного закона, и пророчества перестали иметь значение в смысле пророчеств: пророки и закон прорекли до Иоанна, а после Иоанна настало само царствие Божие. В этом же далее лежит основание того, что исполнение закона могло быть вместе нарушением его, о чём речь ниже. 390 Так, Втор. 32Моисей говорит народу Израильскому о Господе: «не Он ли отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» Посему, отступая от Бога и поклоняясь другим богам, еврейский народ становился родом строптивым и развращённым ( Втор. 32:5 ). 394 Так уже в Мерре Бог усладил воды для Израиля и сказал ему: «если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх. 15:25–26 ). 400 Хотя отсюда не следует, что после крещения Иисуса Христа Иоанн не должен был продолжать своей деятельности. Как вообще Христос совершил спасение людей не только живших до Него и в Его время, но и после Него; так, в частности, символически (и тем более, что символически) Он принял в крещении на Себя грехи не только успевших омыться до Него в водах Иордана, но и делавших это после. Конечно, поэтому и Своим ученикам Христос позволял крестить, разумеется, крещением Иоанна, тем более, что это имело значение для самих крещаемых. Но Сам Христос, по смыслу Своего отношения к крещению Иоанна, не мог крестить ( Ин. 4:2 ). 402 Именно назаретяне свергли Христа с вершины горы, но Он, прошедши посреди их, удалился ( Лк. 4:29–30 ) невредимо. Так понимает указанное место Ефрем Сирин . (Ср. Богосл. Вестн. 1897 г., апр. стр. 92–105). Равным образом и у ев. Иоанна ( Ин. 7–10 ) Христос неоднократно становится невидимым для слушателей, как это решительно утверждает Иоанн Златоустый , говоря, что Христос «мог присутствовать и не быть видимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010