Москва. Андреевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Андреевская богадельня В 1803 году Московское купеческое общество обратилось к императору с просьбой обустроить " богадельный дом " . Мимо Нескучного сада и Андреевской богадельни ездили москвичи на Воробьевку наломать березовых веточек к празднику Святой Троицы. «Едем мимо садов, по заборам цветет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышками тянет. Едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки — на Троицу», - писал И. Шмелев. Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить «богадельный дом» для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. «Пленницы» - связки плотов, бревен, иными словами «поленницы». Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Сейчас остался только один корпус 1805 года – восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году. По преданию, обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако имя Андрея Стратилата она получила только в XVI веке. Храм в честь мученика Андрея Стратилата был построен здесь как память о дне избавления от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году. С этим годом и связывают появление мужского Андреевского монастыря. Расцвет обители приходится на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь ученое братство. Сюда он «перезвал из малорусских монастырей монахов 30 человек, с тем чтоб учили желающих грамматике славянской и греческой, риторике и философии». Сам Ртищев дни проводил во дворце, а ночи напролет просиживал «в Андреевском с учеными монахами». (С.М.Соловьев) Именно «Ртищевское братство» стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители. Ученые монахи перебрались в Китай-город, а сама обитель была в 1682 году приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=04622

«Наш современник — святитель Филарет» 5 декабря 2012 г. 16:00 2 декабря Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статья доктора исторических наук, профессора кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора исторического факультета ПСТГУ, ведущего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.И. Яковлева, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( декабрь, 2012 г. ), посвящена жизни святителя Филарета, а также текущей деятельности по изданию его трудов. Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное». Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка «наш современник — святитель Филарет». На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение «консерватор», однако такое мнение видится обоснованным.

http://patriarchia.ru/db/text/1279666.ht...

Немало Русская Православная Церковь явила миру таких светильников веры и святости, чьи имена нам хорошо известны. Святые — это слава и украшение не только Церкви, но и всего народа. Со славой, которой увенчал их Сам Бог, не сравнятся земные почести великих мира сего. Ведь присутствие в том или ином обществе святых людей говорит о том, что этому сообществу людей Господь благоволит и этот народ достоин населять свою землю. А можно ли сказать о нас, что нам благоволит Господь, если мы порой не ценим или по грехам своим не понимаем чьей-то очевидной святости и не стремимся ей подражать? В наш жесткий век, когда даже героическая святость новомучеников, вопиющая к Богу, потрясает далеко не всякую душу, — мы видим, что незаметный подвиг живущих преподобнической жизнью тем более не многих вдохновляет смиренно идти евангельской стезей. Вот и получается: то, что у живших 100 лет назад было славой, ныне большинством из нас пренебрегается. А ведь путь к небесам открыт не только через крест мученичества, но и через каждодневное Богообщение, через стремление постоянно исполнять евангельские заповеди. Примером тому служат тысячи преподобных отцов. И не только христианской древности, но и подвизавшиеся совсем, кажется, недавно. Хотелось бы обратить внимание неравнодушных православных людей как раз на такой драгоценнейший камень в духовной сокровищнице Русской Православной Церкви. Речь идёт о великом угоднике Божием – затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии Алексеевиче Машурине (1789-1836), чьи изданные по его смерти письма стали настольной книгой почти у всех русских подвижников XIX века. Родом Георгий Затворник был из Вологды, принадлежал дворянскому сословию. Из этого города, как мы помним, происходил и святитель Игнатий (Брянчанинов). Воспитывался Георгий в любви к Богу благочестивой матерью Анной, которая, Промыслом Божиим, стала вдовой, нося под сердцем будущего святого. Примечательно, что весть о рождении сына и каким именем она должна его назвать, Анна получила в сонном откровении.

http://pravoslavie.ru/68032.html

Образы русских святых в современной ростовской финифти Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского (1314-1392, канониз. 1452), Димитрия Ростовского (1651-1709, канониз. 1757)  и Серафима Саровского (1759-1833, канониз. 1903). Ростов  Великий – родина Сергия Радонежского и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского. Потому-то и изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – нач.ХХ вв., но и в современной. Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи , но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений . Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.   Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.

http://pravoslavie.ru/321.html

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ I ГЛАВА 1. ОТ ДОБРОГО ДРЕВА В России священнические династии столетиями проживали в границах одного уезда, тесно переплетаясь между собой, храня родные предания и умножая традиции искренней религиозности, семейности и патриотизма. Церковная среда, её монастырская и приходская составляющие, может быть, не так активно заявляла о себе в истории, как это было с другими сословиями: разночинцами и дворянством, но она проникала в ствол России, питала её духовно и культурно. Прежде чем рассказать о двух священнических династиях, из которых вышел епископ Пимен, обратимся к истории и географии уголка России, ныне относящегося к Вологодской области. Её историческое название − Белозерский край. Мы начнём ходить по одной земле и дышать одним воздухом с ним, его уроженцем. Особенно пристально предстоит всмотреться в два места подле тракта, ведущего на север и соединяющего города Череповец и Кириллов. Одно из них – Васильевское-Романово, другое – Новая Для епископа Пимена каждый уголок здесь представал до боли дорогим и родным. Его любовь к родному пепелищу и отеческим гробам начиналась здесь. Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове В родословной епископа Пимена заложен мощный пласт поколений духовенства Белозерья. Не без основания можно говорить о его кровной связи со всеми церковно- и священнослужителями, жившими прежде на этой земле и историей Белозерского края в целом. Когда-то здесь селились финоугорские племена «весь», но они ассимилировались славянами, с началом татаро-монгольского нашествия бежавшими сюда со средней и верхней Волги. Белозерье было самостоятельным княжеством, а во времена Ивана Третьего (с 1486 г.) стало уездом Московского государства. Край имел репутацию оплота московского единодержавия и самодержавия. Система расселения на этих территориях, которую застал XIX век, начала складываться в XIV веке. Именно тогда в Череповецком урочище на месте впадения реки Ягорбы в Шексну поселились два отшельника – Феодосий и Афанасий, ученики св. Сергия Радонежского. Созданный ими Череповецкий Воскресенский монастырь появился не на пустом месте. Место было обжито задолго до появления учеников преподобного и обезлюдело после эпидемии чумы, накануне прошедшей по Белозерскому краю. Со временем вокруг монастыря выросла монастырская слобода, ставшая в 1780 году городом Череповцом. По соседству поднялись пустыни – Филиппо-Ирапская, Леушинсая, Воронинская, Выксинская, Антониевская на Чёрных озерках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение   Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Глава 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки) Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки Григорий, епископ Шлиссельбургский Евангельские образы § 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание Первое жизнеописание великого греческого святого Нектария Эгинского. Автор в предисловии пишет: «Ниже мы попытаемся набросать очерк жизни этого современного нам чудотворца по тем рассказам, которые слышали от лично знавших его людей, а также по краткому жизнеописанию, составленному отцом Феодосием, и по мемориальному сборнику, вышедшему в 1953 году. Достигший святости человек становится, говоря словами св. Григория Паламы, по благодати и через соединение с Богом, человеком вечным, без прошлого. Святой афинянин Дионисий Ареопагит пишет, что “Богословие называет “Божиими” и тех людей из нашей среды, которые отличаются своей любовью к Богу и святостью. Всякое существо, наделенное разумом, всецело и на пределе своих возможностей стремящееся к соединению с Ним, непрестанно и всеми силами восходящее к Его Божественному свету, вполне заслуживает определения “человека Божия”. Но… жизнь святого не постижима в своей сокровенности для людей, живущих в миру и по законам этого мира.» «в наше время Фракии суждено было даровать Церкви Христовой Нектария — этого нового Орфея, который своей певучей речью пробуждал религиозные чувства целого народа, изможденного четырьмя веками иностранного владычества. Удивителен этот XIX век, который, с одной стороны, дал миру множество научных открытий и подготовил почву для атеизма, а с другой — великих святых, людей, подвиги и чудеса которых нельзя объяснить никакой наукой и невозможно повторить с помощью каких бы то ни было машин.» От издательства   День за днем, за годом год, приезжают паломники из самых разных уголков земного шара на греческий остров Эгина, где жил и подвизался великий угодник Божий и чудотворец святитель Нектарий (Кефала; † 1920). Жизнь этого святого, от самого его рождения до кончины — удивительна, на всем протяжении ее Господь, дела Которого обычно столь сокровенны от человеческого взора, являл Свое попечение о нем видимым и ощутимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

П.Г. Проценко До тех пор я не успокоюсь, до тех пор не скажу своего «Ныне отпущаеши», пока не почувствую, что в сердце каждого из вас рухнули до конца перегородки, отделяющие Церковь и Ее мир от жизни и праздники от будней, служение Богу от обычного делания. Община наша... должна стать особым мирком, который обнимает, собирает под одним куполом жизнь каждого из нас во всей полноте ее проявлений... И детская улыбка, и обыденный труд, и светлая юность, и насыщенная жизнью старость, и все должно освятиться и просветлеть от Церкви и Церковью . Жизнь в Церкви и Церковь в жизни всех – это должно стать нашей задачей. О. Анатолий Жураковский В данном очерке в отличие от выходивших ранее публикаций приводятся некоторые новые данные об о. Анатолии Жураковском и связанных с ним лицах, поэтому он снабжен необходимым кратким комментарием. Цитаты из писем о. Анатолия и воспоминаний о нем чаще всего приводятся по книге: Свящ. Анатолий Жураковский . Материалы к житию/[Сост. П. Г. Проценко] Р.: YMCA-PRESS, 1984 (далее – Материалы...). Точная дата смерти о. Анатолия впервые приведена в следующей публикации: Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката/Публ. П. Г. Проценко//Северные просторы: Иллюстрированный журнал. М., 1992. С. 27–31; С. 28–33. Биография о. Анатолия издана на итальянском языке. См.: Procenko Pavel, Semenenko-Basin llija. Anatolij Zurakovskij. Milano: «La Casa di Matrona», 1999) и частично воспроизведена на русском в киевском издании. См.: Проценко Павел, Семененко-Басин Илья. Священник Анатолий Жураковский : Возрождение во время катастрофы//Синопсис: Православний часопис: Богослов я. Фiлocoфiя. Kyльmypoлoriя. Kuib, 2001. С. 373–411. Квадратные скобки в цитатах означают уточнения, введенные автором очерка. Все дальше уходит от нас XX век, но страшные испытания и катастрофы, сотрясшие его, еще долго будут определять пути человечества. Две смертоносные мировые войны, бесчисленные региональные столкновения и конфликты, терроризм, разлившийся по всему миру, – это лишь внешний контур сдвига, произошедшего за последнее столетие. С внутренней же стороны главное, что настигло народы, – массовое расчеловечивание, утрата индивидуальных черт не просто отдельными людьми (что скорее является темой века XIX), но огромными людскими массами. Оторванность достижений цивилизации от ее духовных корней породила бесчисленные «потерянные поколения». Потерянные, а потому и слабые. Расслабленные волей и душой, а потому добровольно отдающие свою свободу тем, кто обещает быстрейшее опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010