Маалюля, православный монастырь Святой Феклы Иконийской ЖМП 10 октябрь 2015 /  21 октября 2015 г. 11:40 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Дамаск и его окрестности Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях. Дамаск и вокруг Дамаск — один из древнейших городов мира. По исследованиям последних десятилетий, он упоминается в глиняных табличках из Мари (XVIII век до н.э., под названием Димашка), Эблы и Амарны, а также в списке городов, захваченных египетским фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.). На древнем арамейском языке город назывался Даммаск («хорошо политое место»). Много раз Дамаск упоминается в Ветхом Завете (как Даммесек), в том числе как столица царства, которым управлял враг Соломона Резон (3 Цар. 11, 23–25). Во время евангельских событий город, как и другие значительные территории Сирии до реки Евфрат, входил в состав Римской империи с условием автономии. С IV века стал частью Византии. Город со значительным христианским населением активно развивался вплоть до того момента, как был завоеван арабами в 635–636 годах. Но вскоре значение Дамаска снова возросло. В 661–750 годах он был столицей обширного халифата Омейядов. Значительную часть городских жителей продолжали составлять христиане. Секретарем халифа в конце VII — начале VIII века служил уроженец Дамаска святой Иоанн Дамаскин. В городе также роди­лись святитель Андрей Критский (ок. 660–740 годы), возможно, гимнограф Косма Маюмский (сводный брат Иоанна Дамаскина) и агиограф Стефан Савваит (725 — после 807 года).  В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

http://e-vestnik.ru/history/drevnyaya_si...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " 2 декабря 1867 года, 140 лет назад, отошел ко Господу святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Почти полвека управлял святитель Филарет Московской епархией, и это время, по мнению многих церковных историков, «было самым блестящим периодом в ней, и вообще в истории русской Церкви». «Дар напрасный» Каждый грамотный человек припоминает стихотворение Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Но далеко не каждому, наверное, был известен ответ современника поэта, митрополита Московского: «Не напрасно, не случайно…». Многие литературоведы утверждают, что пылающие устремлённостью к Богу стихи Пушкина «И внемлет арфе серафима в священном ужасе поэт» — его покаянный ответ на послание митрополита. Трудным был путь нашего Александра Сергеевича и всех, для кого дороже всего на свете истина, к свету Христову в тот «жестокий», по мнению Пушкина, век (что сказал бы он о веке нынешнем?). Потому что самый больной век не тот, который страдает от заблуждений, но тот, который пренебрегает истиной, презирая ее. Индифферентность, приходящая вслед за атеизмом (последняя из ересей), — это систематическое невежество, вольный сон души, противящейся собственным здравым мыслям, всеобщее притупление нравственных способностей, абсолютная утрата идей, которые человеку жизненно необходимо знать. Религиозная индифферентность общества не есть уже просто взаимное дурное влияние, как это было в начале XIX века, но индивидуализм и плюрализм, насаждаемые либеральной культурой, а также наукой, агрессивно претендующей на всезнание. Наше время отмечено не только отсутствием интереса к религиозным вопросам. Эта страшная система так называемой толерантности, которая полагает, что можно обрести вечное спасение, исповедуя какую угодно веру, составляет сегодня символ веры слишком многих. И утверждает в заблуждении тех, причисляющих себя к православным, которые говорят, что если бы они родились в другом месте, они были бы сегодня буддистами или мусульманами. Индифферентность — это такая своеобразная приватизация вопросов религии, где каждый выбирает для себя «истины», которые кажутся ему подходящими — вне зависимости от какого-либо контроля общественного сознания или какой-либо принадлежности к Церкви. Человек Церкви

http://moral.ru/st_philaret/

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

П.В. Безобразов Век девятнадцатый Собор униатский Наступил XIX век. В первом десятилетии сего века был собор на Ливане под председательством греко-униатского патриарха Агапия, на котором определены и подробно изъяснены и догматы веры, и таинства, и обряды, и устав церковный, и должности архиереев и священников. Деяния сего собора напечатаны на арабском языке в типографии униатского монастыря Мар Ханна Шуэр в 1810 году. Борьба унии и православия В 1818 году, по жалобе армяно-григорианского патриарха на римское духовенство за обращение армян в унию, состоялось определение Порты, чтобы все вообще униаты не имели ни своих церквей, ни своих священников, а ходили бы в церкви своих предков. Это определение было написано грозно. Ибо, между прочим, устрашало непокорных и ссылкой и конфискацией имений. Этот же фирман получил и алеппский митрополит Герасим и предъявил его паше Курситу. Паша, питавший ненависть к униатам, на другой день призвал их старшин и священников и объявил им фирман. Но они не послушались. Посему паша, спустя два дня, переловил священников их и отослал в ссылку. Униаты, дыша мщением, устремились в митрополию с тем, чтобы убить митрополита, которого они почитали виновником гонения паши. Митрополит прибёг к защите муллы, а паша, дабы потушить бунт, приказал схватить 11 старшин, и они были казнены уголовно. Мятеж утих. Но униаты поклялись не ходить в православную церковь и научили детей своих не дружиться с детьми православных. Церковь опустела. Митрополит, опасаясь злоумышлений врагов, оставил Алеппо и подал отречение от престола. Преемник его помирился с униатами. То же самое сделал и патриарх Серафим, который, впрочем, в 1820 году сослал из Дамаска униатских священников в цепях на остров Амазонок близ Триполи. В 1821 году вспыхнула греческая народная война, и с ней начались гонения на православную церковь во всей Турции. Патриарх Серафим и его архиереи не могли и думать о потушении раздоров церкви мерами политическими. А униатское духовенство начало действовать сильнее. Тогда униаты в первый раз стали выказывать себя перед правительством народом, отдельным от православных и непричастным их возмущению.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf Творения святых отцов пугают современного читателя объемом, несовременным языком и слишком серьезным содержанием. А говорят, каждый православный должен читать святоотеческое наследие, зачем это нужно? Как не испугаться умных слов, увидеть в отцах интересных писателей, преодолеть разрыв между богословием и жизнью размышляет патролог епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) . – Кто такие святые отцы в православном понимании (например, если брать определение из учебника о. Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие», то это и современные авторы, Паисий Святогорец , и Антоний Сурожский )? – Святоотеческие творения не являются музейным экспонатом, и святоотеческая литература не должна восприниматься исключительно как наследие прежних веков. Сейчас весьма распространено мнение о том, что святые отцы – это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкам одних, святоотеческая эпоха закончилась в VIII веке, когда св. Иоанн Дамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким столетиям богословских споров. По мнению других, она закончилась в XI веке, когда произошел окончательный разрыв между первым и вторым Римом, или в середине XV столетия, когда пал «второй Рим» – Константинополь, или в 1917 году, когда пал «третий Рим» – Москва – как столица православной империи. Соответственно возвращение к «святоотеческим истокам» понимается именно как обращение к прошлому и восстановление либо VIII, либо XV, либо XIX века. Такое мнение, однако, должно быть оспорено. По мнению протоиерея Георгия Флоровского , « Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»; потому нельзя ограничивать «век отцов» каким-либо временем в прошлом. А известный современный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести «святоотеческий ум». Он должен рассматривать отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников». Митрополит Каллист считает, что эпоха святых отцов не завершилась в V или VIII веке; святоотеческая эпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть на «отцов» как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве наш век не может произвести на свет нового Василия или Афанасия? Говорить, что святых отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Алматы. Кафедральный собор Вознесения Господня (новый). Вознесенский (бывший Туркестанский) собор Карта и ближайшие объекты Храм был выстроен с осени 1904 г. по весну 1906 г. из сверхпрочной тяньшанской ели, при строительстве фундамента реализовали идею " жестко-упругой корзинки с сильно пониженным центром тяжести " . Собор выдержал сильнейшее десятибальное землетрясение в 1910 г., которое разрушило половину города. В 1929 г. храм закрыли и в нем были экспозиции Центрального государственного музея, а на колокольне располагалось первое в Казахстане радио. С 1985 по 1995 г. в храме был концертно-выставочный зал. В 1995 г. проведены первые богослужения. Алматинский Свято-Вознесенский собор. Этот собор находится в городе Алматы, расположенном у подножия гор Алатау, где землетрясения разрушительной силы не редкость. Но люди научились строить здания, которые почти не разрушаются при подземных толчках. Одним из таких знаменитых строителей был Андрей Павлович Зенков. Он строил не только быстро и красиво, но и самое главное — крепко. 100 лет прошло как был построен им Свято-Вознесенский собор — редкая по своей красоте достопримечательность города, уникальный памятник архитектуры XIX—XX вв. города Алматы. Это великолепное высотное здание возведено в лучших традициях каменной русской архитектуры, но полностью из древесины.История строительства собора длинная и интересная. О необходимости православного собора для города Верного (так назывался город до 1921 г.) говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце XIX века. Велась переписка, были составлены проект и смета. Разрушительное землетрясение 1887 года внесло изменения в планы строительства. Почти начисто были снесены все постройки Верного. Исследования показали, что каменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных. Хотели перенести город на другое место. Инженер А.П. Зенков отсоветовал, сказав: «…Строили неправильно, вот и снесло. А мы построим как следует — и будет стоять век. Ни одно землетрясение не шелохнёт».

http://sobory.ru/article/?object=12220

Архангел Михаил изымает душу богатого. Вторая половина XIX века В Третьяковской галерее открылась новая выставка икон, предметов мелкой пластики, церковного шитья и книг XIII – XIX столетий из музеев Болгарии. Искусство этой такой близкой нам и при этом так незаслуженно мало известной страны особенно интересно узнать и понять, потому что в обширном многонациональном семействе византийского мира эта культура во многом прошла путь, схожий с путем нашего, русского искусства. Болгария раньше Руси (в 864-м году) приняла христианство восточного образца, а с ним впитала и основы греческой культуры, искусства, письменность и ученость. И так же, как и Русь, постепенно вырастила на плодородном корне византийской системы свое, самобытное и неповторимое, художественное древо. Эта культура во многом прошла путь, схожий с путем русского искусства Столетия византийского владычества сменялись периодами независимости Болгарского царства, церковной автокефалии, а потом и османских завоеваний, и на этом сложном и множественном культурном палимпсесте выросло необыкновенно прекрасное, интересное и самобытное явление болгарского искусства. Близость Константинополя с его богатейшими культурными традициями во многом определила облик живописи XIV столетия, несколько выдающихся памятников которой мы имеем счастье видеть на выставке. Христос Пантократор. Христос во гробе. Двусторонняя икона. XIV век, оборот –XVII – XVIII века Известный образ Христа Пантократора XIV столетия с более поздней сценой на обороте из церкви Святого Стефана в Несебре поражает и захватывает своим монументальным великолепием и напряженной сосредоточенной глубиной. Фронтальный образ парит в сияющем пространстве золотого фона, в его антично-прекрасном силуэте, легкой асимметрии позы и едва заметном движении – вся возвышенная и утонченная красота константинопольского палеологовского искусства. Богатство цвета, тонкое взаимодействие оттенков зеленого, красного, пурпурно-коричневого и розового, аристократичные и изящные черты лика, виртуозные легкие мазки пробелов и алых акцентов передают все богатство и неземную гармонию этого величественного и мощного образа.

http://pravoslavie.ru/114270.html

В настоящей статье мы делаем попытку поставить вопрос о том, совместимы ли свобода и демократия с христианством. Вопрос этот для западного христианства давно решен. Для протестантизма уже тем фактом, что он сам является отцом современной свободы и демократии, выкованных в революционной борьбе кальвинизма за свободу веры и за царство народа Божия. В католичестве предпосылки для положительного ответа даны в средневековье, в вековой борьбе церкви против монархий с их тенденцией к абсолютизму, в народном характере средневековой церкви. Эпоха абсолютизма, длившаяся три столетия, связала крепко римский католицизм с системой абсолютных монархий. Но падение их расчистило путь древней гвельфской идее. Вместе с возрождением томизма, современное католичество – пусть не очень решительно – становится на защиту свободы (перед лицом государства) и демократии (перед лицом тирании). Настоящей и мучительной проблемой свобода (и демократия) остается для православия. Пусть либеральная мысль XIX столетия – от Хомякова и до Соловьева – боролась за освоение этой идеи православием . Ее аргументация отправлялась не от православного предания, а от отвлеченных начал. В этих началах противники видели (и с полным правом) выражение западно-христианского церковного опыта. Против пересадки его на православную почву протестовали и протестуют самые горячие и самые глубокие умы, воспитанные в восточной традиции. Связь Иоанна Кронштадтского с Союзом Русского Народа не легко вытравить из исторической памяти. Достоевский, Победоносцев, Леонтьев, Розанов... Рядом с такими противниками демократии слишком бледными и хилыми кажутся зачастую ее православные защитники. В настоящее время, когда демократия терпит крушение в большей части европейского мира, ее защита для православного богослова и социолога делается особенно трудной. Общие предпосылки христианского общежития, которыми жил XIX век, перестают быть убедительными для наших современников. Те, кто верит, как новоградцы, в их божественное происхождение, обязываются к новой апологии вечных истин. Наша принадлежность к восточной традиции христианства – для одних по исповеданию, для других по России и русской идее – создает необходимость ставить эту апологию на почву православной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Индустриализация: «русское чудо» 21.12.2012 696 Время на чтение 9 минут 19 декабря 1927 года, 85 лет назад XV съезд ВКП (б) принял Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР . В их основу были заложены высокие темпы индустриализации. Термин «индустриализация» благодаря многолетней идеологической обработке народного самосознания связывается в обыденных представлениях только и исключительно с промышленной политикой большевиков в 30-е годы ХХ века. Фальсификация истории настолько перераспределила исторические заслуги, что «русское чудо» периода правления императора Николая II оказалось практически неизвестным. Напротив, этому периоду, который как раз и был связан с бурным стартом русской индустриализации, приписывают кризисы и даже особенно тяжкое положение народа. Это не соответствует действительности. Период становления промышленного могущества проходили в разные годы все ведущие державы мира. На XIX век приходится индустриализация США, Великобритании, Германии и Франции. Великобритания как ведущая промышленная держава сложилась за счет громадных средств, которые она выкачивала из колоний. То же самое можно сказать и о Франции. США использовали своё уникальное природное достояние, Германия - уникальный научный потенциал. Россия не имела колоний как источника средств для развития промышленности, а географические преимущества в XIX веке только складывались - благодаря восточной политике, закрепившей за нами громадные территории Сибири и Дальнего Востока. По опыту других стран мы можем проследить, какими темпами развивалась индустриализация, и сравнить её с тем, что известно из истории нашей страны. Во Франции в начале ХХ века темпы роста основных видов промышленной продукции возросли почти в 2 раза. Для нас Франция (если исключить колониальную политику) демонстрирует наиболее близкие исходные условия индустриализации. Россия показывала примерно те же темпы роста и владела примерно той же долей мирового промышленного производства. К 1913 по объёму промышленного производства она приблизилась к Франции, а по машиностроению обогнала её.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Император Александр I На рубеже XVIII и XIX столетий лежит четырехлетнее царствование Павла. Хотя оно лежит на рубеже XVIII и XIX веков и отделяет собою «век Екатерины» от «века Александра», но ни в коем случае не может быть рассматриваемо, как переходное – наоборот, в историческом, процессе развития русского народа, оно является каким-то внезапным вторжением, каким-то неожиданным шквалом, который, налетел извне, все спутал, все переворотил временно вверх дном, но не мог надолго прервать или глубоко изменить естественный ход совершающегося процесса. В виду такого значения царствования Павла и Александра, как только он вступил на престол, не оставалось ничего другого, как зачеркнуть почти все сделанное отцом и, залечив поскорее неглубокие, но болезненные поранения, понесённые им государственному организму, повести дело с того места, на котором остановилась ослабевшая и заколебавшаяся под старость рука Екатерины. С 12 марта 1801 года начинается история 19 века в России. Первые годы 19 столетия и в России прошли мирно. Затем общий ход дел в Западной Европе, развивавшейся чрезвычайно бурной и имевший прямую тенденцию захватить весь мир в свой кругозор, повлиял самым решительным образом на темп и направление дел в России. Он повлиял на настроение русского правительства и на изменение стоявших перед ним задач, при чем участие в мировой борьбе, разыгравшейся в то время, преградило мирный путь развития, но зато ускорило темп событий, ускорив биение пульса в нашем народном организме и разом, окончательно вдвинув Россию в среду Европейской общественной и политической жизни. Царствование Александра 1 было исполнено великих событий. В момент смерти Павла два его сына – Александр и Константин, находились в Михайловском дворце под арестом и ждали грозы от отца, не ведая за что. Когда Пален сообщил Александру о происшедшем, Александр впал в обморок и обнаружил сильнейшее отчаяние. Пален не был в силах убедить Александра «начать царствовать» и, говорят, только окриком привел его в себя. Положение Александра было очень тяжелым: он смотрел на себя, как на невольного участника преступления, да и мать его отнеслась к Александру с подозрением. Надобны большие были усилия, чтобы уничтожить недоразумения между нею и сыном. Мучительные движения совести при воспоминании об отце, трудность положения между матерью и заговорщиками, которых пока не было возможности наказать, необходимость уживаться до времени с теми, кто, произведя один переворот, мог отважиться и на другой, – все это удручало Александра и делало его глубоко печальным и тоскующим безутешно. Александр вступил на престол 23 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010