Из русских святителей XIX века Митрополит Московский Платон (Лёвшин); занимал Московскую кафедру с 1787 по 1812 г. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) ; занимал Московскую кафедру с 1826 по 1867 г. Епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский; занимал Владимирскую кафедру с 1863 по 1866 г. Глава 1. Из Митрополита Платона (Лёвшина) Вина человека пред Богом «Человек, как вольный законопреступник, остается подверженным всей тяжести ГНЕВА Божия. Посему ничего ему не остается, как ожидать Божия гнева: ибо что беззакониями заслужить может человек, как токмо, чтобы правосуднейший Бог отверг его от Своего милосердия? – и за сим следуют все несчастия. Не должно отсюда заключать, чтобы Бог не имел сожаления и милосердия к бедности человеческой; но опять не можно принять и того, чтобы человек сам через себя мог быть достоин милосердия, – разве бы только захотели думать, что в Боге правды нет или что в Нем милосердие слепое, что праведника и беззаконника Он почитает за одно, – что о Божестве и помыслить страшно! ...Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона ( Втор.27:26 )» 1519 . Предвечный совет о спасении человека «Божии определения все суть предвечны; между коими знатнейшее есть о воплощении Сына Божия и об очищении грехов наших смертию Его: глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог ПРЕЖДЕ ВЕК в славу нашу ( 1Кор.2:7 ). И для того же в Апокалипсисе Спаситель называется АГНЕЦ, закланный прежде сложения мира ( Откр.13:8 )». Еще о совете «Никого не оставалось для спасения, кроме Самого Бога . Так вот же в сокровеннейшем, – и даже ангельскими мыслями не испытуемом, – СОВЕТЕ СВЯТЕЙШИЯ ТРОИЦЫ определяется, дабы Сам Сын на Себя воспринял августейшую (царскую, державную) сию должность, чтобы быть Избавителем человеческого рода. Мир никогда не может ожидать великолепнейшего, удивительнейшего и милосерднейшего Божьего действия, как есть ПОСОЛЬСТВО Сына Божия на землю». Любовь Божия и правда «ЛЮБОВЬ и милосердие Божие ко всякой твари, по превосходству же (особенно) к человеку, есть большее, нежели сколько мысль наша понять может. Как же бы такая, всяк ум превосходящая, благость могла стерпеть погибнуть человеку, превосходнейшей то есть твари, которая, по намерению Божию, создана для вечного благополучия?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иностранцы о России. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович   МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Феодоровича Романова. Москва. XVIII век. В 1033 году Хиджры (1613 год) русские избрали падишахом Михаила. Народ выбрал его, и он направил послов в Ференгистан (Европу) заявить всем о своей дружбе. Таги Мирза — персидский историк, XIX в. Михаил Феодорович из древнего рода Романовых, отпрыск знатного происхождения, уже прославившийся военной доблестью, был единодушно избран править государством. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. По случаю сурового вечернего воздуха граф велел принести себе шапку, шитую серебром и золотом и подбитую соболями, и накрылся ею. Царю было угодно посмотреть ее. Он и снял ее с графа, осмотрел и надел себе на голову, а свою, черную, бархатную, обложенную сзади и спереди черными лисицами и немного жемчугом, надел на графа, который тотчас же снял ее и сказал в шутку: «Славно! Пусть всякий оставит у себя, что у него в руках!» Когда переводчик растолковал слова по-русски, Царю они понравились, и он не требовал назад своей шапки. Граф и не воображал того, тотчас же стал очень извиняться, что не думал о том в самом деле да и не знал, что ему неприлично иметь такие притязания и пользоваться шапкой, которой накрывался прежде Его Царское Величество. Ответ был тот, что Царю так угодно почтить графа, который и надел на себя эту шапку, изъявляя удовольствие. Гильденлеве Вольдемар — граф Шлезвиг-Гольштейнский, датский государственный деятель, XVII в. В последнее время, как большей частью в течение целого года и особенно в посту, Его Царское Величество очень занят церемониями своей религии. В минувшее Вербное воскресенье Его Царское Величество по старинному обычаю шел пешком — процессия, однако, была очень пышная — и вел лошадь, на которой ехал Патриарх в церковь, называемую Иерусалимом. Поммеренинг Карл — шведский резидент в Москве в 1647—1650 гг. (Царь и Царевич) потребовали, чтобы его люди, которые будут входить в покои, сняли свои шпаги, потому что у русских не водится, чтобы кто бы то ни было являлся с оружием пред царские очи. Ответ был таков, что Его Царскому Величеству нечего опасаться чего-нибудь враждебного: граф со своими людьми носит оружие не на Царя, а за Царя и для его обороны, так пусть это не будет ему противно. На этом и согласились.

http://pravoslavie.ru/1764.html

Как старцы женское монашество спасали: Преподобный Зосима и его духовная семья 13 октября, 2014. Алексей Львович Беглов О едва ли не чудесном спасении женской монашеской традиции в России в условиях секуляризации 22 сентября в рамках Лектория «Правмира» состоялась лекция историка Алексея Беглова «Пустынники и женское монашество первой трети XIX века (преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья)». Предлагаем нашим читателям видеозапись и текст этой лекции. Алексей Львович Беглов — филолог, историк. С 1996 года публикует документы тайных монашеских общин советского периода. Им подготовлены к изданию книги схимонахини Игнатии (Пузик) «Старчество на Руси» (1999) и «Старчество в годы гонений» (2001), сборник «Путь к совершенной жизни: О русском старчестве» (2005). А. Л. Беглов — один из авторов книги «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Сретенский монастырь, 2008), автор более 70 работ и публикаций в научных, популярных изданиях и в сети Интернет. В 2008 г. вышла в свет монография А. Л. Беглова «В поисках „безгрешных катакомб“. Церковное подполье в СССР». Добрый день. Рад продолжению наших встреч в рамках Лектория Правмира. В прошлый раз мы говорили с вами о важной составляющей истории синодального периода Российской Церкви – о секуляризации церковных имений и о ее последствиях для всей церковной жизни. Мы сказали, что хотя секуляризация создала, в общем-то, более или менее благоприятные, а главное, стабильные условия для существования архиерейских кафедр в этот период, она была настоящим ударом для православных монастырей. Одним из следствий секуляризации стала именно невозможность вести в монастырях Российской империи тот образ жизни, который был подобен заветам монашества первых веков или, как говорил наш сегодняшний герой, преподобный Зосима, «жизнь в сходство завещаний святых отец». В прошлый раз мы с вами говорили не только о секуляризации, но и о том, какие способы выживания российское монашество находило в этих непростых для себя условиях. Мы говорили о трех главных направлениях или – если сравнить монашество синодального периода с рекой, которая была завалена камнями, – о трех руслах, которое монашество для себя проложило, чтобы сохранить свой духовный потенциал, чтобы остаться действенным церковным деланием и церковным институтом.

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-07-03 22:09:28 Владелец: aybolit Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: фотографировал я сам 3.7.2015 Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский Мужской монастырь(1390г.) Николай Чудотворец Какой (примерно) год, али век. Помогите Помоги нам господи! Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Николай Чудотворец с предстоящими свт. Василием Великим (слева) и прп. Сергием Радонежским (справа). Оборотная сторона украшена растительным орнаментом с изображением четырехконечного креста в центре. Первая половина XIX века. Медны [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 15:39:35 Владелец: Vik1911 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась от бабушки надпись на святым справа апостол матфей надпись над святым посередине митрополит дальше не читаема Ответов: 2. Последний ответ: А мне кажется, что слева стоит великомученица Екатерина (встречалось очень похожее ее изображение), посередине - святитель (митрополит) Димитрий Ростовский (там в надписи наверху вроде бы проглядывает " рост " ), а справа - святой Иоанн Русский, испове [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 10:41:07 Владелец: tyuvinov Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Прошу помочь распознать!? Ответов: 2. Последний ответ: И именно Смоленская в Смоленске! Добавлено на опознание: 2015-07-02 20:41:33 Владелец: Den4uk Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: По-моему,это икона Пресвятой Богородицы Казанская. Боюсь,ошибаюсь,помогите,кто знает?? Ответов: 2. Последний ответ: Нет,пяточка не видна,по крайней мере я не вижу( Добавлено на опознание: 2015-06-30 22:37:43 Владелец: Yulkacool Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: бабушка говорит что досталась эта икона нам от моей прапрапрабабушки, стекло треснуло, но его можно заменить,на иконе нет ни дат, ни букв, очень интересно откуда она, из чего сделана внутри и какого приблизительно года. буду очень благодарна)

http://pravicon.com/unknown/45

Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты «Константиновское на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время оно называлось также селом Богородское, или Рожай. История этого старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или даже в XIV век. Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24 крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых, напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же колокольней. О времени строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670 года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет 505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня «белого, стенового». Это подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя Ромодановского».

http://sobory.ru/article/?object=02585

Любовь измеряется в литрах… крови Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). 25 декабря, 2013 Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). О настоящей любви и семье в современном российском обществе мы беседуем с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Димитрием Смирновым, который посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). — Отец Димитрий, Ваш прадед, протоиерей Василий Смирнов, прославлен Церковью в лике святых как священномученик. Это оказало влияние на Вашу жизнь, Ваше воспитание, выбор жизненного пути? — Конечно оказало, но тайным образом. В семье об этом не говорили, по крайней мере детям,— боялись; ведь кто-то из нас мог случайно что-то рассказать в школе или детском саду. Только учась в семинарии, я узнал, что в нашем роду были священники, стал разыскивать информацию, восстанавливать утраченные связи с родственниками. По Промыслу Божиему так случилось, что первый храм, в который я попал служить, был тот самый, где мои предки служили часть XVIII и весь XIX век. Я не знал об этом, а потом младшая дочь священномученика Василия, Нина Васильевна, мне рассказала. — Мне кажется, когда человек узнает, что у него такие предки, это должно изменить его и миро-, и самоощущение… — Понимаете, такие предки — у многих русских людей. Большевики уничтожали наш народ целыми сословиями. Был самый настоящий геноцид, поэтому практически нет такой семьи, которую бы это не затронуло. И случай в нашем роду не уникален, просто в отношении духовенства сохранилось много документов. В ближайшем окружении моих родственников — около 20 мучеников. В некоторых храмах, где я сейчас являюсь настоятелем (отец Димитрий в настоящий момент возглавляет восемь приходов.— И. С. ), как выяснилось, тоже служили мои родственники, отдавшие жизнь за Христа. В вере нас не воспитывали, хотя помню, как бабушка водила ко Причастию. В 15 лет я сам пошел в церковь и остался навсегда — почувствовал себя как дома. Батюшки на меня глядели так, будто я их племянник. И до сих пор я ощущаю себя в любом храме, куда бы ни зашел, точно так же. Наверное, это в генах осталось. Жена у меня тоже оказалась из священнического рода. Мы проследили: наши с ней предки вместе служили в Костромской духовной семинарии.

http://pravmir.ru/lyubov-izmeryaetsya-v-...

Маколово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Архитектурный памятник – чудо, которое сохранилось в первозданном виде. Сто лет исполняется со дня освящения Маколовской церкви в честь иконы Казанской божьей матери. В храме удивительным образом сохранились: сохранились иконостасы, образа, осталась в целости архитектура сооружения. А службы здесь проходили и после революции и в период ВОВ. Архитектура девятнадцатого века, ровная кладка, переливающиеся на солнце купола – подворье Чуфаровского мужского монастыря Маколовская церковь- – одна из самых известных в Мордовии. Строили ее на деньги прихожан и меценатов. Последние покоятся на территории храма. Здесь сохранились даже некоторые надгробные плиты. Статус архитектурного памятника церкви присвоили в 1970 году. Не иначе как православным чудом называют все, кто хоть раз видел ее. Церковь в честь иконы Казанской Божьей матери находится в двух километрах от Чуфаровского монастыря. Там в тридцатые годы подвергались гонениям и мучительной смерти священнослужители и вместо обители была тюрьма НКВД. Но в Маколовской церкви висели иконы, всегда. Правда, службы в те страшные тридцатые не проводились. Из церкви, как ни старалась власть, не смогли сделать ни склад зерна, ни сельский клуб. В советские годы в Маколовской церкви служили многие клирики, уцелевшие во время репрессии. В храме удивительным образом сохранились иконостасы, клирос и даже печь, которую раньше топили перед службой. Настоятель храма рассказывает о чудесных исцелениях и мироточениях икон. Сегодня в храм приезжают со всей республики. И спустя век именно в Церкви в честь иконы Казанской Божьей матери многие предпочитают венчаться и крестить детей. Источник: 10.08.2010 статья и видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at8534 По одной из версий, село Маколово возникло на землях мордовских служилых мурз Макуловых, зарегистрированных атемарскими десятнями «по Чардану и Саранску». Собственный приход возник в XVIII в., первая  деревянная Никольская церковь просуществовала до втор. пол. XIX в., однако в ней в последние десятилетия не служили. Очевидно, храм не удовлетворял приход размерами и благолепием, так как в 1824 маколовские крестьяне купили в Саранске старую деревянную Иоанно-Богословскую церковь, собрали ее вновь «с исправлениями». Храм был вновь освящен во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=24876

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г. Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898). С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко , советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским , В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

митрополит Владимир (Сабодан) Глава IV. Православная русская экклезиология в XX веке Вл. Соловьев скончался в июле 1900 г., на рубеже двух веков. Его религиозно-философское творчество было одной из последних духовных вершин XIX века, и вместе с тем оно было окном, из которого веял ветер грядущего. XX век сразу обнаружил свое лицо, новое и непохожее на лицо предыдущего века. А. Блок в речи, посвященной Вл. Соловьеву, сказал, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, и что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий 285 . Все были в томлении, все ожидали каких-то необыкновенных событий и больших перемен. Все чувствовали, что старая Россия кончается и начинается новая, еще неизвестная. Поэт-символист А. Белый со свойственной ему профетической чуткостью говорил об этой всеобщей напряженности, в которой тогда виделись новые зори, ждали восхода солнца грядущего дня. «Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также и ожидание грядущей революции» 286 . Трагизм и неустроенность жизни переживались особенно остро, проблематика мысли усложнилась чрезвычайно, в нее вошли новые, неслыханные доселе элементы. Новые веяния охватили русские души. Был пережит невиданный прежде творческий подъем. «Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Много дарований было дано русским людям начала века. То была эпоха исключительно талантливая, блестящая. Был пережит настоящий культурный, эстетический и отчасти религиозный ренессанс» 287 . В атмосфере, когда Россия, и мир вместе с ней, вот-вот готова была сорваться со своей тысячелетней исторической орбиты и унестись в неизведанное, когда все было так неустойчиво и изменчиво, когда стало ясно осознаваться, что все происходящее носит необратимый характер, – так понятно было желание мятущихся душ обрести и опереться на что-то незыблемое, устойчивое. Церковь есть столп и утверждение истины, церковность – опора и смысл жизни – так ответил на запросы современников великий русский богослов о. Павел Флоренский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Могилёв. Никольский монастырь. Храмы и постройки монастыря: Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского. Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого. XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база. Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.

http://sobory.ru/article/?object=05612

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010