Диалог под часами. Алексей Петрович Арцыбушев и протоиерей Димитрий Смирнов 4 марта, 2013. Протоиерей Димитрий Смирнов Вот держишь эту голову и не знаешь, чем помочь. Нечем помочь. И я вспомнил маму, она работала на открытой форме туберкулёза в память моего отца, и она говорила, что туберкулёзники умирают очень тяжело, и что когда они умирают, она всегда крестит умирающего. И если начнёшь крестить умирающего, то он быстро отойдет. Часть 2. Хождение по мукам… В постоянной рубрике  Мультимедийного блога протоиерея Димитрия Смирнова  «Диалог под часами» с автором беседует художник Алексей Петрович Арцыбушев: о советских репрессиях за веру и канонизации новомучеников. Алексей Петрович: Знаете, я того века человек. XIX век. Через меня прошла и ленинская и сталинская, и все тюрьмы, все расстрелы, все ссылки, они через меня прошли, и потаённая церковь через меня прошла, и сергианство, это всё – жизнь. О. Димитрий: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы сейчас имеем возможность продолжить беседу с дорогим всем нам Алексеем Петровичем Арцыбушевым, мы опять в его доме и в той же самой компании. Здравствуйте, Алексей Петрович. Алексей Петрович: Ещё раз здравствуйте, батюшка. О. Димитрий: Мы прервались на том, как Вы имели общение с о. Дамаскиным (Орловским), который к Вам приезжал. Алексей Петрович: Дело в том, что я очень давно знал, что комиссия по канонизации работает по следственным материалам КГБ. Там следователь может говорить что угодно, подписи они подделывают как угодно, и верить этому нельзя. Эти документы ни о чём не свидетельствуют, потому что человек находится в невменяемом состоянии, его доводят до невменяемого состояния всеми силами. О. Димитрий: Лучше говорить всё-таки не КГБ, а НКВД. Алексей Петрович: Это всё одно для меня, и ОГПУ, я прошёл через всё, как будем говорить? НКВД? О. Димитрий: Просто, во-первых, так исторически точнее, а во-вторых, уже советское, брежневское КГБ, хотя это и продолжение, но всё-таки там были уже другие и люди тоже, и задачи немножко другие.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-ale...

За последние десять лет усилиями церковных и светских издательств в наш культурный обиход возвращено большинство трудов Отцов и Учителей Церкви - от первых веков Христианства до середины XIX века. Как правило, это - репринтные копии дореволюционных изданий. В данной связи часто приходится слышать: а что же современное православное богословие? Его нет, или - мы просто не знаем его? - Думается, второе. Традиция православного богословия, в сущности, не прерывалась никогда, и XX век явил нам имена целой плеяды блестящих религиозных мыслителей и теологов, экзегетов библейского и святоотеческого Предания с точки зрения современности. Особое место занимает здесь греческая школа православного богословия, с трудами которой российский читатель в какой-то мере уже знаком по переводам таких ее представителей, как митрополит Иоанн Зизиулас, Николаос Василиадис, Христос Яннарас и других. Сегодня мы представляем читателю еще одно имя - Панайотис Неллас. Немного об авторе. Панайотис Неллас (1936-1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Свою творческую задачу, по его признанию, он видел в том, чтобы " помочь животворному слову Святых Отцов достичь нас " . П. Неллас изучал богословие в Афинском Университете, над магистерской диссертацией работал во Франции (где имел возможность познакомиться с богословским подходом Г. Флоровского, Вл. Лосского, И. Мейендорфа); с 1968 года и до смерти преподавал в Афинах. Он был в числе тех, чьими усилиями православное богословие шаг за шагом возвращало себе свое уникальное и верное св. Преданию лицо, свой экзистенциальный дух и евхаристический взгляд на мир, не замутненный ни схоластическим академизмом, ни светским морализаторством. Большая часть исследований этого ученого-подвижника, влюбленного в святоотеческую традицию и проводившего многие месяцы в монастырях на Святой горе Афон, посвящена (как и его докторская диссертация) Николаю Кавасиле - византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью. Много сил он вкладывал в подготовку серии святоотеческих текстов с научным комментарием и переводом на новогреческий " Epi tas pigas " ( " К Истокам " ); в 1982 году им был основан богословский журнал " Synaxi " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/427/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Я хочу говорить только о том, что созрело у меня в душе... Митрополит Сурожский Антоний Из личной беседы Е. Л. Майданович с митрополитом Антонием 8 июня 2000 года У меня очень ясное, яркое чувство, - нет, скорее темное чувство, - что, вступая в третье тысячелетие, мы вступаем в какую-то темную, сложную, в некотором смысле нежеланную пору. Что касается до церковности, вера должна оставаться цельной, но мы не должны бояться думать свободно и высказываться свободно. Все это в свое время придет в порядок; но если мы будем просто без конца повторять то, что было сказано раньше, давно, то все больше и больше людей будут отходить от веры (я сейчас не столько о России думаю, сколько вообще о всем мире); и не потому что то, что раньше говорилось, неверно, а потому что - не тот язык и не тот подход. Люди другие, времена другие, думается по-иному. И мне кажется, что надо вкореняться в Бога и не бояться думать и чувствовать свободно. «Свободно» не означает свободомыслие или презрение к прошлому, к традиционному, но - Бог рабов не хочет. Я вас не называю больше рабами, Я вас называю друзьями... И мне кажется это страшно важно: что мы могли бы думать и с Ним делиться. Есть очень многое, чем мы могли бы делиться с Ним в новом мире, в котором мы живем. Это очень хорошо и важно - думать свободно, не стараясь приспосабливаться; нужно, чтобы люди мыслящие и с широкой восприимчивостью думали и писали. Часто Церковь - я говорю о духовенстве и тех людях, которые себя считают сознательными мирянами - испуганы, боятся сделать что-то «не то». После всех этих лет, когда не было возможности свободно думать и говорить друг с другом и как бы перерастать XIX век, очень много страха и желания непременно только повторять то, что уже принято и как бы стало языком Церкви и мыслью Церкви. Это должно рано или поздно перемениться. Так что у Церкви сейчас период, когда она, как мне кажется, с одной стороны старается быть сугубо традиционной; а с другой стороны люди все-таки, во-первых, не подготовлены к этому, а во-вторых, некоторые начинают думать, - и им не помогают думать. (Я говорю в целом, не об отдельных людях). И не упускаем ли мы момент, данную нам возможность стать - из церковной организации - Церковью...

http://zavet.ru/obs/ts/003.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Важен каждый человек 19.10.2020 502 Время на чтение 10 минут Самым важным и неожиданным событием этого года в жизни епархии стало назначение на Саратовскую кафедру нового архиерея. Им стал митрополит Игнатий (Депутатов), возглавлявший до этого Вологодскую митрополию. Мы поговорили с владыкой о его жизненном пути и об отношении к различным вопросам современной церковной жизни. —Владыка, позвольте попросить Вас немного рассказать о себе: из какой Вы семьи, кто Ваши родители, где Вы учились? —Родился я в 1977 году в Подмосковье, в семье сельского священника. После окончания школы поступил в Рязанское духовное училище, затем — в Самарскую духовную семинарию, на третий курс. После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 2002 году и был направлен Учебным комитетом в Рязанскую епархию для преподавательской деятельности. Там я принял и монашеский постриг, и священный сан из рук ныне покойного митрополита Рязанского и Касимовского Симона. В Рязани я прослужил около девяти лет: преподавал в семинарии и служил в возрожденном Спасо-Преображенском мужском монастыре — я стал первым игуменом этой обители после ее открытия. В 2011 году меня избрали епископом Шахтинским и Миллеровским, Шахтинская епархия — это территория Ростовской области. А в 2014 году, когда была образована Вологодская митрополия, меня перевели на Вологодскую кафедру, где я и нес служение чуть больше шести лет. В семье нас было четверо детей, и все мои братья тоже стали священниками. —Это такое мощное влияние отца или какие-то были другие причины? —С одной стороны, влияние отца, а с другой — моя мама тоже из священнической династии. Ее предки были священнослужителями на Дону, в Ростовской области. Корни этой династии уходят глубоко в XIX век, это две священнические семьи — Кузьминых и Коробейниковых. Я не так давно занимался изучением этого вопроса, даже нашел фотографию этой большой семьи конца позапрошлого века. Прадеда моего расстреляли в 1937 году в Ростовской области. Его арестовали прямо во время молебна, на глазах у жены и детей. Долгое время семья не знала, что с ним, где он, и только в 2000 году стало известно, что он был расстрелян. Мой дедушка рассказывал, как, уже будучи священником, он получал документы отца, и у него от волнения тряслись руки… Я нашел дело прадеда, читал его — там есть допрос так называемой «тройки» НКВД, приговор. Видно, что дело сфабриковано, что неграмотные люди его писали и что показания подписаны не им. Ужасное было время…

http://ruskline.ru/opp/2020/10/19/vazhen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Казаки... в поисках своего будущего 20.06.2008 421 Время на чтение 11 минут Казачья культура Дона - уникальное и мало исследованное явление. Вопреки гонениям и кровавым войнам, ей удалось сохраниться, пройдя через XX век. Но сегодня ее существованию угрожают новые опасности. Впервые для казаков главное - не сразиться с внешним врагом и даже не выстоять в гонениях, а понять самих себя и найти ту основу, ради которой казачество существует сейчас, в России XXI века. Вопреки истории Вечером на улицах станицы Старочеркасской включают декоративные фонари. Мир вокруг поражает своим спокойствием и ухоженностью. Люди при встрече здороваются друг с другом, дети играют возле местной достопримечательности - на центральной площади здесь до сих пор лежат ворота турецкой крепости Азов, которые казаки привезли сюда как трофей еще в XVII веке. Никаких следов кризиса. Но стоит немного вникнуть во внутренний ход ее жизни, как становится ясно: Старочеркасская живет, в основном, прошлым. Некогда столица Донского государства, сегодня она все больше напоминает памятник самой себе. Ее храмы до сих пор стоят закрытыми, территорию Старочеркасского монастыря монахи делят с музейщиками. Последние установили в монастырском дворе сцену, на которой проходят шумные концерты, собирающие вокруг толпы распивающей пиво молодежи... История Старочеркасской - история всего донского казачества. В начале XIX века станица утратила статус столицы, а казачество к тому времени уже потеряло большую часть былых вольностей. Еще через сто лет она оказалась и вовсе опустошена. " Расказачиванье " шло по всему Дону, но в низовьях, рядом с Ростовом, советская власть добилась особо высоких показателей. Большинство нынешних жителей Старочеркасской - потомки тех, кого переселили сюда из России и с Украины , чтобы закрыть " демографическую " дыру, возникшую после тотального уничтожения казаков. Репрессии 20-30-х годов оставили здесь не более десяти процентов коренных жителей. К тому времени, казалось, можно уже забыть о казачестве. Сделано для этого было немало. Репрессии, гонения на Церковь, попытка выкорчевать все, вплоть до бытовой культуры - даже за ношение типичной здесь одежды, казачьих штанов с лампасами, полагалась статья. Все это подчеркивало, что новой власти казаки не нужны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизбежность либерализма В 1917-м была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой Россия должна раствориться без остатка 06.02.2018 967 Время на чтение 12 минут Вот и минуло уже сто лет со времени великих и ужасных событий 1917 года. Событий, которые потрясли своими последствиями весь мир, изменив его до неузнаваемости, по сравнению с предшествующими временами. Как Великая французская буржуазная революция повлияла на всю последующую историю, так и Великая русская революция оказала решающее влияние на все события века ХХ. 1917 год соединил в себе два великих свершения. Была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой должна была раствориться Россия без остатка. С чем безжалостно расправилась великая русская революция? Трагически оборвалась трёхсотлетняя история дома Романовых. Династия, в лице своих последних представителей, оказалась неспособной к успешному управлению столь огромной страной с разноплемённым населением. Некоторые из русских императоров настолько устали от бремени текущих проблем, что были готовы даже добровольно отказаться от территорий, освоенных когда-то их великими предками. Какими бы причинами ни была вызвана, например, позорная продажа Аляски, она уже показала полную неспособность династии Романовых к управлению державой. Это уникальный случай в истории человечества, когда страна добровольно отказалась от территории такого размера - что ярче может показать недееспособность царизма. И Россия 1917 года безо всякого сожаления покончила с монархией, по-видимому, навсегда. Закончилось привилегированное существование Русской Православной Церкви как морально-нравственной опоры самодержавия. РПЦ вернула себе патриаршество, но ценой «отделения церкви от государства». Предавая империю и присягая на верность Временному правительству, церковь, вероятно, рассчитывала на дальнейшее своё безбедное и беспечное существование в либеральной России. Воинствующий атеизм большевиков, однако, превратил православие в гонимую церковь новых мучеников. РПЦ тоже, таким образом, оказалась неспособна к осмыслению перемен, происходивших с Россией весь XIX век. Распространение либеральной идеологии среди грамотного населения империи не подвигло церковь, увы, к переосмыслению роли православия в обществе, позволив либеральным ценностям беспрепятственно покорять русские умы.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/7/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оптинские старцы: письма через столетия 09.07.2020 987 Время на чтение 5 минут Старчество в Оптиной пустыни стало явлением, эпохой в истории Русской Церкви. Шел XIX век — время, когда жизнь усложнялась, политические страсти накалялись, людские судьбы запутывались, и в обществе, все дальше уходившем от святоотеческих, да и просто отеческих духовных заветов, подспудно нарастало неверие. Люди — от знатных до самых простых — испытывали внутреннюю нужду в том, чтобы кто-то пролил на терзавшие их противоречия свет евангельской простоты, чтобы кто-то успокоил их душу любовью и показал безбрежность любви Божественной. Не в том же ли нуждаемся сейчас и мы? У нас другой образ жизни, отчасти другие представления об этом мире, но в письмах этих можно найти нечто удивительно современное, адресованное будто бы непосредственно нам. Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся. Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли в вас вера и упование на Всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал (1 Кор. 10, 13): верен… Бог, Иже не оставит вас искусится паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Златоуста к Олимпиаде. (Книжка в хорошем русском переводе.) При внимательном чтении этих писем вы увидите, что, во-первых, печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимоблагих причин; во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общего обычая святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали, и исхитить оную из сетей коварного врага; и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение и крайнюю болезнь телесную и другие неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную!

http://ruskline.ru/opp/2020/07/09/optins...

Закрыть Русское образование и Император Николай II 16.К 104-й годовщине мученической кончины 29.08.2022 2702 Время на чтение 52 минут   О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 1.Русское образование и Император Николай II 2.1.Русское образование и Император Николай II 2.2. Русское образование и Император Николай II 3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность» 4. Народное образование в Российской Империи  1.Православие как основа народного образование России 2.Православие как основа народного образование России 1.Подвижники народной школы 2.Подвижники народной школы 3.Подвижники народной школы 4.Подвижники народной школы 5. Подвижники народной школы 1.«Элитное» образование при Николае II 2. «Элитное» образование при Николае II 3. «Элитное» образование при Николае II 4. «Элитное» образование при Николае II     «Элитное» образование при Николае II   5. Высшее образование Империи 5.1. Формирование образовательного и научно-технического потенциала России   Не менее, если не более динамично, чем гимназическое образование развивалось в царствование Николая II и образование высшее. Качество его нам в первом приближении известно, поэтому в первую очередь рассмотрим количественные показания. Сначала, как всегда в историческом аспекте.   Становление системы высшего образования в Российской Империи   Обычно, говоря об истории высшего образования Российской Империи, не забывают упомянуть, что когда указом Императора Петра Алексеевича от 28 января 1724 года, одновременно с учреждением Академии Наук у нас открылся первый университет, в Европе их было уже более ста. Да и этот первый университет, как мы помним, оказался незадачливым, просуществовав только до 1766 года, и был открыт вновь только в 1819 году, в эпоху университетского расцвета при Александре I. Так, что в век XIX страна наша вошла, по сути, с единственным Московским Императорским Университетом.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

Иеромонах Димитрий (Першин) о таинстве Крещения и Арагорне Следопыте (+Видео) 5 июня, 2013. Иеромонах Димитрий (Першин) Не всем посчастливилось быть во время собственного крещения в таком взрослом возрасте, чтоб понимать, что происходит. И даже те, кому посчастливилось быть взрослыми во время крещения, всё равно не всё слышали и поняли из того, что читал священник. Что же произошло с нами в тот день? Что происходит с человеком в таинстве Крещения? Откуда взялось выражение «кричит как оглашенный»? Что общего у христиан с героями «Властелина колец»? Не всем посчастливилось быть во время собственного крещения в таком взрослом возрасте, чтобы понимать, что происходит. И даже те, кому посчастливилось быть взрослыми во время крещения, всё равно не всё слышали и поняли из того, что читал священник. Те, кого крестили маленьким, еще меньше понимают, что произошло в день крещения с ними, какие обеты были даны. Даже крестные очень часто не понимают, как им себя вести во время крещения. Кроме того, наше время — это время очень необычной ситуации, неизвестной ранее Церкви. Возможны два сценария. Первый вариант — когда люди благодаря миссионерам как-то обращаются ко Христу и приходят в школу оглашения, их там оглашают, читают специальные молитвы над ними и потом крестят. Это опыт древней Церкви. И после крещения эти люди входят в церковную жизнь, у них есть внутренняя дисциплина, и расстояние, которое отделяет их от причастия, измеряется грехами. О том, что тяжелый грех может отлучить на некое время от Евхаристии, говорят каноны древней Церкви. А если тяжелых грехов нет, человек очень часто причащается, живет глубокой интенсивной духовной внутренней жизнью, как жила древняя Церковь. Второй возможный вариант — это век XVIII–XIX, Россия, крестят уже младенцев, благочестие становится таким не литургическим, более внешним. Но всё-таки есть некое научение, которое происходит после крещения. В церковно-приходской школе, может быть, просто дома, от родных, близких, от друзей, через молитву. Ребенок, так или иначе, получал знания о христианстве. То есть крещение предваряло, по сути, оглашение.

http://pravmir.ru/ieromonax-dimitrij-per...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Содержание Предисловие Психологические основы Русская житийная литература и ее источники Критические исследования Назидательная литература Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы Святая Плеяда Преп. Авраамий Смоленский Период татарского нашествия и ига Святые князья Святители Преподобный Сергий Радонежский Святой Стефан Пермский Распространение Святости и Ее противники Северная Фиваида I. Преп. Кирилл Белозерский II. Иноки комельского леса III. Иноки кубенского озера Противники христианской духовности в России I. Русское язычество и его пережитки II. Антихристианские секты а) Стригольники б) Ересь жидовствующих Часть вторая. Золотой Век Русской Святости Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский и их школы Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Жизнь Учение Преподобный Иосиф Волоколамский Личность и дело Писатель А) Устав Б) Послания В) «Просветитель» Святые Миряне Юродивые Христа ради Женская святость Часть третья. Русская святость петровскую эпоху и позже Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) Личность. О Совершенстве. Поклонение Святого Дмитрия Страстям Христовым. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Человек. Епископ Воронежский. Подвижник. Духовное учение Святителя Тихона. Паисий Величковский и начало духовного обновления. Оптина Пустынь и ее старцы Старец Леонид (1768 –1841) Старец Макарий (1788–1860) Старец Амвросий (1812 –1891) Преподобный старец Серафим Саровский (1759–1833) Заключение Алфавитный указатель     Предисловие Труд ныне уже покойного отца Иоанна Кологривова, предлагаемый здесь русскому читателю, возник первоначально в качестве лекций, читанных в Папском Восточном институте в Риме. Цель была, таким образом, – сколь возможно полно и точно ознакомить с вершинами русской духовности молодых представителей западного религиозного мира. Не только на Западе имеют, обычно очень туманное представление о том, что из себя представляет русская святость и как она проявлялась за тысячу лет русской истории: приходится признать, что в самой России лишь в течение последних дореволюционных десятилетий начали обращать должное внимание на величайшие ценности собственной духовной культуры. Очень многое из них, в XIX веке лежавшее втуне, незамеченным или непонятым, открывалось как бы заново и стало предметом очень серьезной и вдумчивой исследовательской работы. В России эта работа оказалась затем прерванной событиями, не успев принести всех своих плодов, и лишь отчасти могла быть продолжена отдельными русскими авторами заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010