Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века Первым клеветником был дьявол. Само слово переводится с греческого как клеветник . Господь Иисус Христос говорит о нем: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Некогда, оклеветав, распяли Богочеловека Иисуса Христа. И в отношении Его учеников поступали так же, как и в отношении Учителя, особенно если ученики проповедовали свою веру. Из 12 апостолов только Иоанн Богослов не умер насильственной смертью. Рассмотрев историю, можно видеть, что почти все проповедники терпели незаслуженное поношение. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: «Путь миссионера легок не бывает» . Алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву) мудрый иерарх дает совет, который состоит в том, чтобы он посмотрел на предпринимаемое дело миссии «оком осторожности. Век сей лукав, чистому добру не охотно верит, случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий» . Этот совет был дан еще в первой половине XIX века, но, пожалуй, за весь период русской истории степень ненависти и клеветы никогда не были столь сильны, как в конце XIX – начале XX века. До 1905 года, благодаря цензуре, открыто клеветать было либо невозможно, либо весьма затруднительно. Поэтому авторы шли иным путем – писали литературные произведения, в которых, под видом отрицательных персонажей, изображали тех или иных миссионеров. Так, например, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) был осмеян и опорочен в романе-памфлете «Пейс-паша и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли». Роман был издан в 1881 году в Петербурге, автор скрылся за псевдонимом. Причиной появления романа, как считает архимандрит Киприан (Керн), стала борьба русских консулов в Иерусалиме с Русской духовной миссией. «Чиновничество наше, приученное синодальным строем всегда смотреть на Церковь как на подчиненное ему ведомство, лелеяло мысль поскорее ликвидировать и миссию, и ее неутомимого и независимого начальника» . Исчерпав политические возможности устранить абсолютно безукоризненную личность отца Антонина, они прибегли к клевете.

http://pravoslavie.ru/54834.html

протопресвитер Александр Киселев Часть 1. Святые иконы и иконопись К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, Кто плач и воздыхание мое приимет, Кто паче Тебе в напастех защитит? К кому возопию, аще не к Тебе Пренепорочной Заступнице нашей и Ходатаице неусыпной. Людям свойственно привыкать к тому, что они часто видят или слышат. Это может иногда способствовать притуплению внимания. К сожалению, нечто подобное бывает и у церковных людей. Когда мы церковны только по привычке, а не по глубокому убеждению, от нас может ускользнуть то, что поражает взор человека постороннего. Так некогда любимые сокровища Православия для известной части русского просвещенного общества стали со временем только привычными, признаваемыми только по традиции. Дальше – больше. Пришли к тому, что теперь можно спросить себя: начиная с XVII века и по XIX век включительно много ли насчитаем мы русских образованных людей, которые понимали свою русскую икону как нечто глубочайшее во всей русской культуре и как одно из мировых сокровищ? Боюсь, что немного. До того, как в конце XIX века началась, я бы позволил себе сказать, эпоха, положившая начало расчистке икон, мы два с лишним века скользили вниз по наклонной плоскости. От духовных высот нашей иконописи – Андрея Рублева, Дионисия – мы сползли в низины нечестия к «богомазам», к работающим на скорую руку. Докатились до такого греха, когда писались только лик да кисти рук, а бессмысленные складки риз из дешевой блестящей фольги прикрывали все недописанное. Сними фольгу – и увидишь голову и обрубки рук, – и это все. Тела, фигуры нет, пустая доска. Как это назвать? Не вариант ли это иконоборчества? Это не икона, это фальсификация иконы. Это образ развоплощения, отрицающий, подобно древней ереси, подлинность воплощения Сына Божия. Виноваты, конечно, не те, кто по неведению такие иконы имел, а те, кто такими их изготовлял. Конечно, не все иконы так «фабриковались». Приведенный пример – предел падения. Но в каком-то смысле не так страшно даже само это падение, как страшен происшедший в нашем сознании сдвиг, обвал, благодаря которому такое стало возможным: в XV веке подобный ужас в иконописании вообще немыслим, а в XIX веке он нашел себе место.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Советы преподобных старцев Оптинских Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. 4 декабря, 2011 Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца. «…Никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» Н.В. Гоголь Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть». Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного знания, заключенное в кратких наставлениях. «Словесное молоко» Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий . Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь. В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось. Преподобный Амвросий

http://pravmir.ru/sovety-prepodobnyx-sta...

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя несколько новых храмов и трехъярусную звонницу. ЖМП 10 октябрь 2020 /  14 января 2021 г. 13:40 Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком.  PDF-bepcuя. В Никольском женском монастыре на Монаховой горе удивительный виноград. Зрелый, сорванный прямо с лозы, он в буквальном смысле тает во рту. Монастырские угодья невелики, но с виноградника в несколько рядов длиной в пару десятков метров в сезон удается собрать больше центнера. Спасибо и агроному-виноградарю Алексею Немытову, который специально для Никольской обители вывел несколько не­укрывных сортов винограда, и местному климату — 40-градусная жара в конце августа оптимальна для южных культур. А всего в нескольких десятках шагов температура воздуха резко падает — почти на 30 C. «Вход в пещеры», — гласит табличка у иконной лавки монастыря. Вместе с настоятельницей игуменией Иоанной (Боярской) мы осторожно спускаемся по ступенькам под пение Иисусовой молитвы, и вскоре глаза привыкают к скудному освещению. Видение отшельника-казака История Святых пещер под Оренбургом словно в капле воды отражает весь трагический и противоречивый ХХ век. Захарий Карцев, выходец из казачьего рода, вырастив вместе с супругой детей, одновременно с ней принял иноческий постриг. В одном из паломнических путешествий иноку в видении явились преподобный Иона Киевский и праведный Иоанн Кронштадтский (об этом рассказывается в письме монаху киевского Ионинского Свято-Троицкого монастыря Исаакию). Святые подошли к иноку и указали место для устроения мужской обители1. Узнав впоследствии об этой истории, монахини петербургского Иоанновского монастыря на Карповке официально внесли Никольский монастырь в перечень обителей, открытых по благословению «всероссийского батюшки».

http://e-vestnik.ru/church/vzoyti_na_mon...

В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). 22 марта, 2010 Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). 22 марта 1568 Митрополит Филипп (Колычев) обратился с обличительной речью к царю Иоанну IV Грозному В начале XIX в., в царствование Александра (Благословенного), необычный диалог завязался между двумя известными в Петербурге людьми. Первый из них был посланник Его Величества Короля Сардинии, философ, друг иезуитов Жозеф де Местр, а его собеседник – молодой русский публицист греческого происхождения и, как сейчас сказали бы, «консультант» государя, Александр Скарлатович Стурдза. Оба они были людьми светскими, однако достаточно сведущими в вопросах, касавшихся различий двух исповеданий. Де Местр отстаивал мнение, согласно которому Церковь в России «настолько слаба, что не смеет противиться беззакониям, а терпимость Православия – это лишь “синоним равнодушия”». Стурдза парировал: «терпимость – одно из высших свойств христианского характера, его проявление и мера». Все это служило своеобразной «разминкой» перед выражением двух различных взглядов на Церковь и ее отношения с внешним миром. Де Местр отстаивал преимущества хорошо управляемого административного здания, Стурдза – нерушимость Церкви как единства в Духе. Ничто иное, по его убеждению, не способно обнаружить действительное состояние Церкви в той мере, как способность к крестоношению и к исповедничеству. Именно тогда раскрывается истинное значение православной терпимости. И вот два примера: XVI век и век XX …

http://pravmir.ru/v-molchanii-slovo-ili-...

Во II тысячелетии христианской истории Православная Церковь значительно сократила масштабы внешней миссии. Только Русская Церковь вела проповедь сначала среди своих язычников, с XVI века – среди мусульман, а с XVIII века – среди буддистов Бурятии и Калмыкии. Позднее началась проповедь среди индейцев Аляски , а в конце XIX – начале ХХ столетий русские миссионеры активно трудились уже за пределами России – в Китае, Японии, Корее, Монголии. Остальные Поместные Церкви находились под турецким игом и не имели возможностей вести активную внешнюю миссию. Именно ХХ век стал поворотным для возрождения миссии, причем послужили этому во многом печальные события. В минувшем столетии для членов всех Поместных Церквей возникли тяжелые условия, вынудившие их покинуть обжитые места и расселиться «по лицу земли». В России это были революция, гражданская война и Вторая мировая, в Сербии, Болгарии и Румынии – приход коммунизма, в Греции – гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов – возросшее давление со стороны иноверного окружения. В результате ХХ век стал временем широчайшего распространения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в большинстве стран. И вместе с ними возникали православные приходы. Это создало условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, и такое знакомство привело к росту обращений в Православие. В свою очередь это уже поставило вопрос о полноценной миссионерской работе. Конечно, православная миссия слаба, она испытывает нехватку и в людях, и в финансах, и в организационной поддержке. По большей части только греки, русские и отчасти антиохийцы имеют сейчас полноценные зарубежные миссии, тогда как другие Поместные Церкви, за небольшими исключениями, пока не показывают миссионерской активности. Ниже будет предложен краткий обзор состояния православной мисси во всем мире с некоторыми характерными примерами. Африка Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к 7 миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращенные коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией занимаются по преимуществу греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны, в ЮАР трудятся сербские миссионеры. Миссия интенсивно развивается. Например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключением мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или прямо запрещена, или сильно ограничена.

http://pravoslavie.ru/60957.html

Е. Поселянин Предисловие Весь почти восемнадцатый век представляет собой одну из самых тяжких эпох русской истории. То был век полного переустройства решительно почти во всех областях этой жизни. Как часто болезнен бывает чрезмерно быстрый рост организма, так же болезненно было многое в тех коренных, внезапных преобразованиях, которые точно желали искоренить все старое, даже если оно было хорошо, искоренить только лишь оттого, что оно было старое, а на месте этого старого насадить новое, не всегда удачное. В этой погоне за нововведениями были чрезмерные увлечения, преувеличения. Желали освежить религиозную жизнь народа – и ударились в протестантизм; желали усовершенствовать монашество – и чуть было не разрушили его. Но, славу Богу, время и жизнь – жизнь, мудрый, осторожный врач, исторических заблуждений и ошибок – исправили все, что непрочного, скороспелого было в реформах XVIII века. И, если мы сравним время Феофана – эту эпоху доносов, судов над архиереями, погибавшими в ссылках и казематах, – с эпохой Платона, стоящего на рубеже XVIII и XIX веков: несмотря на то, что и при нем были недочеты в положении церкви, – мы будем удивлены чрезвычайной разницей между настроениями и, так сказать, колоритами обеих эпох. В первой – общая смятенность, подавленность, страх; во второй – тишина и спокойствие. В тесных рамках настоящей книги мы рассмотрим выдающиеся события в русской духовной жизни XVIII века и помянем труды тех подвижников веры и просвещения духовного, чьи руки спасли Россию от великой, угрожавшей ей опасности умаления в ней праотеческой веры, и вывели из бурь корабль русской Церкви с нерастраченным Ее сокровищами – всей полнотой и истиной православия. Глава I. Религиозные воззрения Петра Великого – Недовольство приверженцев старины – Последний патриарх Адриан – Переходное время – Монастырский приказ – Местоблюститель Стефан Яворский и его стояние за православие Последний патриарх московский Адриан был человек старого склада, со столь неподвижными убеждениями, что никак не мог сочувствовать деятельности Петра, страстной рукой увлекавшего Россию по пути реформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Иерей-сан»: приключения японского священника в российской глубинке О новом фильме студии «Ортодокс» 11 ноября, 2015 О новом фильме студии «Ортодокс» Японский священник в попытке скрыться от мафии попадает в маленькое российское село Глубокое, раздираемое внутренними конфликтами. Эта земля уже продана бывшим чиновником Андреем Нелюбиным (Иван Охлобыстин) крупному инвестору, и теперь персонаж Ивана Охлобыстина не гнушается ничем, чтобы вынудить жителей покинуть родные земли. Отец Николай объединяет сельчан вокруг полуразрушенной церкви. Восстанавливая храм, они восстановили мир между собой и приняли вызов. Началась уже совсем другая война… О том, что в сюжете художественный вымысел, а что — реальность, рассказывает продюсер фильма «Иерей-сан» Любовь Калинская. XIX век. 1861 год. Иеромонах Николай (Касаткин) едет из России в Японию, чтобы принести в Страну восходящего солнца знание о Солнце Правды. И эта страна, обладающая тонким чувством красоты, много прежних веков ищущая глубину мудрости в религиях и философиях соседних народов, приняла Христа, открыла Ему свои тайны и традиции. Святитель Николай Японский, деликатно соблюдая все сложные внутренние законы нации, сеял семя веры в, казалось бы, совершенно каменную почву. Пройдя череду испытаний двадцатого столетия, «Нихон Харисутосу Сэйкёкай» — Православная Церковь Японии, к которой себя причисляют более 36 тысяч японцев, и по сей день прославляет Восток востоков… XXI век. Наши дни. Японский священник по имени Такуро Накамура, в крещении — Николай, спасаясь от преследований якудза, едет из Японии в Россию восстанавливать храм в нищей глубинке. Но в России ему пришлось столкнуться не только с тонкостями российской ментальности, но и с местными якудза… Но это уже сюжет из фильма «Иерей-сан», воплощения сценарной идеи Романа Владыкина и Ивана Охлобыстина, между прочим, сыгравшего в ленте самого злого типа, главного антагониста медитативно-прекрасного японского священника. А образ главного героя создал на экране настоящий японец и голливудская звезда Кэри-Хироюки Тагава.

http://pravmir.ru/yaponskij-svjashennik-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-03-22 11:13:35 Владелец: laska1987 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икону нашли у бабушки, надписей никаких на ней рассмотреть не смогли, фото сделано сегодня Красноярский край. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо! Добавлено на опознание: 2012-03-20 17:42:01 Владелец: gringo77 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от бабушки, она жила под Казанью, никаких видимых надписей не нашли Ответов: 2. Последний ответ: Распятие с предстоящими слева Богородицей и одной из жен-мироносиц, справа - апостолом и евангелистом Иоанном и мучеником Лонгином Сотником Добавлено на опознание: 2012-03-20 16:34:39 Владелец: morgenstern Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона полностью из металла, местами сохранилась синя эмаль, по краю идут слова, местами стертые. Размер 11 на 20 см. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Покров Пресвятой Богородицы " . В кокошнике в верхней части иконы - образ Новозаветной Троицы. И завершают композицию небесные силы бесплотные - шестикрылые Серафимы. Металл, литье, эмаль. XIX век. Вот подобная икона: http://www.icon-art [...] Добавлено на опознание: 2012-03-20 16:34:03 Владелец: morgenstern Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-03-18 19:50:37 Владелец: makc36 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона на дереве высота 31см ширина22 [Добавлено 2012-03-28 06:02:59]: подскажите кто ижображон на иконе и какой век если можно Ответов: 1. Последний ответ: Сверху Господь Саваоф, слева возможно святитель Митрофан, во всяком случае, очень похоже изображение, справа похоже святая великомученица Варвара. Но наверняка могу сказать только то, что сверху Господь, справа мученница (это видно по одеждам и крус [...] Добавлено на опознание: 2012-03-18 16:28:25 Владелец: desperado

http://pravicon.com/unknown/83

Ладьино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Упоминание о дворцовом селе Ладьино есть в грамоте Ивана Грозного, затем оно становится вотчиной, и в 1622 г. принадлежит Григорию Бахтееву. Примерно через полвека усадьба числиться за боярином Аксаковым, а в " золотой век русской усадьбы " за помещиком Кознаковым. В собственности его рода имение остаётся до самой революции 1917 г. Краснокирпичная Покровская церковь, типологически принадлежащая к ярусной композиции " восьмерик на четверике " , построена еще при боярине-стольнике С.Ф. Аксакове. В 1683 г. она была дополнена объемом Казанского придела. Сегодня бесхозный храм являет собой печальное зрелище, часть его (трапезная и колокольня) разрушена, кирпич от времени сильно выветрен...  Небольшой архитектурный ансамбль жилой части сооружен в сер. XIX столетия и эклектичен по стилю. В то время поместьем владел подполковник В.И. Казнаков, он и обновил постройки усадьбы. Архитектура главного дома строга и немногословна. Из украшательств отмечу профили обрамления окон, межэтажный карниз, и венчающий карниз, выполненный в виде стилизованного аркатурного пояса. Невысокая башня на углу дома, должна была быть по замыслу своего создателя, некоим элементом своеобразия и высотным акцентом. Изначально дворцовое село Ладьино в 1622 году принадлежало Григорию Бахтееву, позднее боярину Аксакову и в " золотой век русской усадьбы " - помещикам Казнаковым. Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы возведена в 1683-1692 годах на средства боярина стольника Сергея Федоровича Аксакова, а придел во имя Казанской иконы Божией Матери устроен помещицей Натальей Петровной Казнаковой. Объемно-пространственная композиция церкви Покрова Пресвятой Богородицы, ядром которой является трехсветный четверик, завершенный световым восьмериком и луковичным венчанием, выполнен мастерами провинциального зодчества из красного кирпича. К основному объему примыкают алтарная апсида, трапезная и ярусная колокольня. С приходом советской власти храм закрыт и заброшен.

http://sobory.ru/article/?object=13290

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010