На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня 2016 г. 13:17 Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Об этом шла речь 28 июня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ». Во встрече с журналистами приняли участие директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, краевед Анатолий Елдашев и первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Выставка будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI — начала XX века. Горожане и гости столицы смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI — начала XVII вв. Впервые будут экспонироваться иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://patriarchia.ru/db/text/4550615.ht...

На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня, 2016. Новостная служба На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века 29 июня. ПРАВМИР. Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре, сообщает «Православие в Татарстане». Мероприятие будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI – начала XX века. Горожане и гости Казани смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI – начала XVII вв. Впервые будут показаны иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://pravmir.ru/na-vyistavke-v-kazani-...

13 июля в Москве откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.» 12 июля 2010 г. 12:26 13 июля 2010 года в 17.00 в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.», сообщает сайт Православие.ru . Уникальная ретроспектива христианского искусства XV-XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Слово «синаксис» (от греческого συναξις ), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного совершенствования, на котором пели псалмы и читали Священное Писание. Иконы, окружавшие собравшихся, помогали этому духовному совершенствованию, воплощая в ясные визуальные образы размышления как отцов Церкви, так и паствы, простых верующих. Понятие «синаксис» также уместно трактовать как пять столетий греко-русского совместного пути в культуре и искусстве. На выставке представлены иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном фонде Александроса С. Онасиса; собрание прорисей, эскизов и икон известных греческих мастеров с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редких образа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина; икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки); «Оплакивание Христа» (1566) — работа великого мастера Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Всего в экспозиции будет представлено более 130 икон. Большинство из них — работы мастеров критской иконографической школы, занимающей особое место в истории мировой культуры. Главным центром иконописания на Крите в поствизантийский период была Кандия (современный Ираклион). Мастера из Константинополя стали переселяться на Крит уже с конца XIV века. Широкие торговые связи острова обеспечивали иконописцам Кандии обширный круг заказчиков: это и православные, и католические монастыри, и общины на Балканах, в Восточном Средиземноморье и в Италии, и отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль, в котором должна быть выполнена икона: in maniera greca или in maniera latina, обозначая так соответственно византийскую или западную манеру изображения. В структуре выставки выделены три раздела, располагающиеся в трех залах. Разделы демонстрируют традиции изображения святых угодников, Божией Матери, Иисуса Христа. К выставке издан каталог. Куратор со стороны Греции — Талия Стефаниду. Кураторы выставки со стороны ГМИИ им. А.С. Пушкина: А.А. Савинов, А.Г. Степина. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1215056.ht...

Как подчеркнула директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, практически половина экспонатов, особенно из частных коллекций, будет демонстрироваться публике впервые. По ее словам, все предметы из частных коллекций были собраны без страховых взносов, поэтому оценить выставку в денежном эквиваленте не представляется возможным. В целях безопасности экспонатов в музее будет функционировать дополнительная система контроля доступа. «Все раритеты находятся под сигнализацией. С безопасностью вопросы решены. Ответственность за сохранность экспонатов несут ГМИИ РТ и Минкультуры РТ», — отметила директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. «Нам с коллегами из музейного сообщества, библиотек и архивов удалось реализовать грандиозный выставочный проект. Мы смогли задействовать экспонаты из частных коллекций. Некоторые раритеты будут представлены публике впервые», — подчеркнула директор ГМИИ РТ. По словам Розалии Нургалеевой, бесплатно посетить выставку смогут дети, отдыхающие в пришкольных лагерях. Гульчачак Назипова считает, что выставка даст старт развитию паломнического туризма в Казани. «Выставка — это выдающееся событие. Такие экспонаты обязательно должны выставляться на обозрение верующих», — убеждена она. Краевед Анатолий Елдашев отметил, что на выставке представлены истинные жемчужины православного искусства. В их числе иконы, сотворенные мастерицами Казанского Богородицкого монастыря. По его словам, особое внимание на выставке будет уделено иконе Богоматери «Всеблаженная», именуемой также Памакариста. Эту святыню в 1905 году подарил Казани Святейший Патриарх Константинопольский Иоаким III в знак благословения и утешения после кражи чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/na-vyistavke-v-kazani-...

Художественная жизнь в этой части Греции возродилась в 80-х гг. XV в. в отдельных артелях художников, не связанных друг с другом единым центром. Они расписывали храмы, строго придерживаясь визант. художественной традиции, нек-рые из них прибегали к готическим заимствованиям, не посягая на изменение древней иконографии. Эти артели, как и на Кипре, нередко восстанавливали и дополняли пострадавшие фрески палеологовского времени: росписи 1307 г. в ц. св. Никиты в Чучере получили новые композиции в 1483-1484 гг.; фрески 1334-1344 гг. в ц. Успения в мон-ре Трескавец - в посл. десятилетие XV в. Наиболее значительные и цельные монументальные живописные ансамбли этого периода были созданы в Кремиковском (Болгария) в 1493 г. и Погановском (Македония) в 1499 г. мон-рях. Исполнялись также иконы для храмовых темплонов, близкие по стилю позднему палеологовскому искусству (напр., «Свт. Николай Чудотворец с клеймами жития», на обороте «Успение свт. Николая», ок. 1485, Археологическая коллекция в Кастории). К кон. XV в. палеологовский стиль в отдельных произведениях был заметно упрощен («Св. Харалампий», коллекция П. Каннелопуллоса в Афинах; «Христос Пантократор, архангелы, апостолы и мученики», на обороте «Распятие», мон-рь Влатадон в Фессалонике). Книжная миниатюра в это время исполнялась редко. Известен греч. мастер высокого класса, возможно, ученик художника, пришедшего на Афон из Фессалоники, трудившийся в Иверском мон-ре над серией миниатюр греко-груз. рукописи, являвшейся книгой образцов для художников (РНБ. О. I. 58). Благовещение. Царские врата. Македония. XVI в. (ГМИИ) Благовещение. Царские врата. Македония. XVI в. (ГМИИ) К XVI в., когда из жизни ушло поколение художников, воспитанников мастерских Фессалоники, развитие искусства приостановилось. Художники копировали палеологовские иконы, но при этом живопись огрубляется, появляется графическая жесткость, палитра темнеет («Свт. Николай», 1-я пол.- сер. XVI в., ГТГ; Царские врата, 1-я пол.- сер. XVI в., ГМИИ; «св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», 2-я пол. XVI в., ГМИИ).

http://pravenc.ru/text/387113.html

При этом на Информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии РПЦ «Православие в Татарстане», помимо новостных материалов, были размещены следующие статьи и интервью: И.Е. Алексеева - «Заложен вновь, в 1798 году маия 30 числа, на память преподобного отца Исакия далматского...» и «И тёплые мольбы, сопровождаемые слезами умиления и восторга, понеслись к престолу 2] А.М. Елдашева -«Казанский Богородицкий монастырь: вехи истории» и «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах 18]А.Ю. Михайлова - «Икона Казанской Богоматери в хронологии российской Старкова - «История места воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с историей города» и «Андрей Старков: фундамент Казанского собора сохранился удивительно 33] М.Д. Щелкунова - «Михаил Щелкунов: возрождающийся собор Казанской иконы Божьей Матери - яркий памятник и др. 2 июля 2016 г. в ГМИИ РТ (г. Казань, ул. К. Маркса, д. 64) состоялась торжественная церемония открытия выставки «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» (3 июля - 30 сентября 2016 г.).Перед её началом выступил архиерейский хор Казанской епархии РПЦ, который исполнил тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступница усердная». На торжественной церемонии открытия выступилиМитрополит КиТ Феофан, заместитель Премьер-министра РТ В.Г. Шайхразиев, Министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин и директор ГМИИ РТ Р.М.Нургалеева. Организаторами выставки стали Татарстанская митрополия РПЦ, Министерство культуры РТ, ГМИИ РТ, НМ РТ, Казанско-Вятская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви, «Казанская старообрядческая община Старопоморского согласия», отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ, музеи К(П)ФУ, НА РТ, Архив Управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ и частные коллекционеры. «Настало время собирать, - сказал, в частности, в своём выступлении на её открытии Митрополит КиТ Феофан. - Только что я вернулся от Казанского собора, где ведутся работы по воссозданию. Целый век мы разбрасывали, рушили камни своего народа, своей культуры, истории, веры. Уже разбрасывать нечего. Дальше нужно по крохам собирать и созидать. Воссоздавая собор, мы решаем общероссийскую задачу, ибо Казанская икона Божией Матери - это не " один из " , а главный образ, с которым связана история нашего

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

Спаса на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378), и Мануила Евгеника, выполнившего роспись церкви в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396). Особая ориентированность на человека произведений палеологовского искусства наиболее ярко проявилась в иконах. В 1-й пол. XIV в. была создана серия образов, в к-рых заметна проникновенность и глубина духовного чувства. Именно в этот период получили большое распространение образы Христа Пантократора, часто сопровождающиеся эпитетами, выражающими глубокую надежду верующего на заступничество: Елеимон (Милующий), Психосотир (Душеспаситель) и др.; подавляющее большинство образов Богоматери с Младенцем относятся к различным вариантам Одигитрии и сопровождаются эпитетами: Елеуса (Милующая), Перивлепта (Прекрасная), Пантанасса (Всецарица). Как и в монументальной живописи, в иконах появилось динамичное движение («Благовещение», Музей в Охриде), сложные пространственные построения («Благовещение», ГМИИ), объемная пластичность в моделировке ликов («Деисус», мон-рь Хиландар). В палеологовскую эпоху получила развитие алтарная преграда (поясной «Деисусный чин», ГТГ), принявшая на Руси форму высокого иконостаса, что свидетельствует об исключительном значении икон в храмовом убранстве. Именно в иконописи нашло прямое выражение учение свт. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, о чем свидетельствует ряд образов, созданных во 2-й пол. XIV в. Особая техника наложения краски тонкими полосками телесного и почти белого цвета привела к созданию иллюзорного эффекта свечения плоти, как на иконах «Христос Пантократор» (1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон. XIV - нач. XV в., ГМИИ), «Арх. Михаил» (XIV в., Византийский музей, Афины), «Свт. Григорий Палама» (70-80-е гг. XIV в., ГМИИ), диптих «Фома Прелюбович» (1382-1384, собор в Куэнке), Пименовская икона Божией Матери (1380, ГТГ). Иконографические и стилистические формы палеологовского искусства в дальнейшем развивались в иконописи Крита и Афона. Лит.: Clausse G. Basiliques et mosaïques chrétiennes.

http://pravenc.ru/text/387113.html

XIX в. (судя по наградам, не ранее 1851) находятся в коллекции Нововалаамского мон-ря. Они упоминаются в описи 1912 г. церковного и ризничного имущества Валаамской обители (АФВМ. Go: 6/4. Л. 232-232 об. 22-24), а также в описи 1942 г. вывезенного с Валаама в Финляндию имущества мон-ря (АФВМ. Bd: 15. Л. 47. 99, 103). На одном из портретов, в фигурной раме ( Зеленина. 2009. С. 26-27. Ил. 13), владыка изображен в кресле почти фронтально (легкий поворот влево, рук не видно), одет в темно-бордовую рясу, на голове высокий белый клобук с алмазным крестом, на груди - 3 орденских знака на лентах и звезды (ап. Андрея Первозванного, равноап. кн. Владимира и греч. орден Спасителя). На лбу и в уголках карих глаз - морщины, узкая и раздвоенная на конце борода короче, чем лежащие на плечах волнистые волосы с проседью. К этому же типу изображения принадлежат неск. эстампов 3-й четв. XIX в.: гравюра на стали (офорт, резец) с факсимиле автографа в нижней части листа (ГМИИ, ЦАК МДА; приложена к изд.: Избр. слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. СПб., 1857. Т. 1. Вкл.), где точно воспроизводятся все детали, включая оформление панагии; 2 почти идентичные, с минимальными отличиями в деталях московские литографии Эргота (ЦАК МДА); вариант литографии Эргота с небольшим поворотом фигуры вправо из собрания Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 15); литография П. И. Смирнова (ГМИИ). На другом, более упрощенном по живописи портрете из нововалаамской ризницы Н. представлен по пояс, вполоборота влево, правая рука лежит на столе (на книге?), облачение того же типа (черная ряса с синеватыми обшлагами и белый клобук), на панагии - образ Божией Матери с Младенцем, отсутствует греч. орден Спасителя. Персональные черты лица владыки, легкая проседь делают его облик узнаваемым. С этим портретом сходны по иконографическому типу московские издания: литографии 1849 г. Э. Лилье (РГБ), А. Лаврентьевой (РГИАХМЗ), А. П. Руднева (лист с раскраской - ГМИИ), офорт 1850 г., отпечатанный в металлографии А.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) находилась на левом берегу р. Вори по правую сторону Стромынского тракта близ дер. Авдотьино Богородского у. Московской губ. (ныне Ногинский р-н Московской обл.). По преданию, записанному в XIX в. настоятелем Б. п. архим. Венедиктом, ок. 1606 г. в лесу, на берегу р. Вори, поселились насельник сожженного польск. войсками Стромынского мон-ря иеросхим. Варлаам и старицы разоренного Успенского Пречистенского мон-ря (в с. Аристове) игум. Евдокия и казначея Ульяна с послушницами: о. Варлаам на заброшенном кладбище при ветхой деревянной часовне, игум. Евдокия там, где впосл. возникла дер. Авдотьино, названная ее именем, мон. Ульяна - на горе, позже названной Ульяниной. Принесенную с собой чтимую икону свт. Николая Чудотворца подвижники поместили в часовню, где стали служить вечерню, читать Псалтирь. На богослужения приходили окрестные жители. Ок. 1615 г. о. Варлаам с помощью прихожан, к-рые положили начало общине, построил небольшую Никольскую ц. После кончины иеросхим. Варлаама храм опустел. В XVII в. место подвигов подвижников получило название Берлюковского монастырища, предположительно по имени разбойника Берлюка (или Бирюка). Днем он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкой на груди, испрашивая у проезжих милостыню, а ночью грабил. Награбленное Берлюк хранил в пещере на берегу р. Вори. К XVII в. относится первое упоминание в документах Никольской ц. (в писцовых книгах Московского у. 1631 г.: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке Воре. Пашни худые земли церковные, что был храм Николая Чудотворца»; в дозорных книгах 1680 г.: «Николая Чудотворца церковная земля, Черноголовской волости в пустоши, что была сельцо Берлино»). Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/78164.html

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010