В течение 20 лет он читал курс лекций по истории рус. искусства в учебных заведениях Американского континента: в колледже Мидлбери в шт. Вермонт, Индианском ун-те и ун-те Квебека. До конца жизни выступал с докладами и лекциями о рус. художниках в различных аудиториях Канады, США, Франции, Швейцарии, Бельгии. Искусствоведческие работы К., убежденного сторонника реализма, отличает интерес к религиозно-этическим проблемам, он считал, что «вопросы этики, религии переплетены с искусством… Искусство, не основанное на религиозном чувстве, скатывается в бездну» (Русские художники. 2002. C. 51). Огромное творческое наследие К. составляют: 12 альбомов офортов и литографий; 10 серий графических работ, изданных в малом формате; 70 живописных пейзажей и множество этюдов; 30 эскизов мозаик; многочисленные иконы, хранящиеся в частных собраниях и правосл. храмах Квебека, Оттавы, Торонто, Олбани и Монреаля; ок. 200 живописных портретов; большая серия графических портретов представителей 3 поколений русской эмиграции; ок. 150 статей на русском и иностранных языках и 2 книги о рус. художниках; опубликованные посмертно 2 книги воспоминаний, охватывающие период от детских лет автора до 1978 г.; частично изданные дневники 30-х - 40-х гг. XX в. В 1989 г. К. передал в дар Советскому фонду культуры коллекцию работ А. Н. Бенуа, 2 картины В. И. Сурикова и большое число собственных произведений. В наст. время более 50 его работ хранится в Псковском историко-художественном музее-заповеднике, а также в ГРМ, ГМИИ, Музее Б. Л. Пастернака, Доме рус. зарубежья им. А. И. Солженицына, в частных собраниях. Зарождающийся интерес к творчеству К. в России лишь эхо его широкого признания на Западе; к 80-летию художника было опубликовано свыше 40 посвященных ему статей на рус., англ., франц., нем., итал. и греч. языках. Соч.: Запроданный Аполлон (парижские впечатления)//Мансарда. Рига, 1930. 2. С. 27-28; Новейший портрет А. М. Горького//Пролетарская правда. Рига, 1940. 15 нояб.; Русские художники в Латвии//Рус.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

В настоящее время в библиотеке Лавры хранятся практически только современные издания. В предлагаемом издании использованы данные Государственного архива Тульской области (ГАТО), Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина, Российской Национальной библиотеки, Национальной библиотеки Украины им, В.И.Вернадского (НБУВ), Новгородского государственного музея- заповедника и Церковно-археологического кабинета (ЦАК) Московской Духовной Академии (МДА). Были найдены архивные и печатные материалы, дополняющие и уточняющие «Сказание о жизни и подвигах старца иеросхимонаха Киево-Печерекой Лавры». В частности, год рождения преподобного Парфения, 1790-й, указанный в «Сказании.,,», а поэтому и во всех последующих публикациях его жизнеописания и в житии новопрославленных святых, не согласуется с тем, что его облекли в схиму в 1838 году, на сорок шестом году от рождения, так как, если он родился в 1790 году, ему должно было быть 48 лет. В ГАТО был уточнен год рождения преподобного Парфения. Он родился в 1792 году, а его старший брат Василий – в 1790 году 10 . Большая просьба к читателю отнестись к исправлению этой и некоторых других неточностей указания времени происходящих событий, описываемых в «Сказании...», не как к ошибкам, допущенным архимандритом Антонием по небрежности, а просто как к маленьким неточностям, возникшим во время быстрого написания этого замечательного «Сказания...», В настоящем издании также отмечены те моменты в жизни преподобного Парфения и те события, происходящие в Киево-Печерской Лавре, которые могли бы повлиять на его духовное становление, но которые не были указаны в «Сказании,,.». Иллюстрационный материал настоящей книги служит дополнением к тексту. Литографии, гравюры и фотографии найдены в печатных изданиях XIX века и в указанных выше архивах. Многие из них не печатались более ста пятидесяти лет, а некоторые печатаются впервые. В заключение хотелось бы сказать, что можно еще искать и найти много нового, касающегося преподобного Парфения, Так, любимый учечник и духовный сын преподобного Парфения архимандрит Лаврентий 11 в апреле 1855 года, уже после кончины преподобного, в письме к Т А.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

— Как дети относятся к тому, что их папа — министр? — Плохо относятся. Злятся, бурчат… Скучают по временам, когда «папа писал книжки», гулял с ними, рассказывал истории на ночь… — Может, кто-то из сыновей станет профессором истории, как папа, а потом, глядишь, и министром культуры. — Боже упаси… Лучше деятелем культуры. СОВЕТЫ МИНИСТРА Куда сходить российским зрителям В Царском Селе в августе откроется Музей Первой мировой войны. Решение об открытии музея было принято еще в феврале 1917 года! После этого 100 лет всем было не до того. В Крыму и Краснодаре пройдет выставка к 400-летию династии Романовых. Та самая, которая поставила абсолютный рекорд посещаемости в Москве в Манеже осенью 2013 года. В Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве сейчас отличная выставка «Гимн России». Можно спеть — начиная от марша Преображенского полка. Как в караоке, только интереснее. В ГМИИ им. Пушкина на Волхонке открылся новый корпус Музея частных коллекций. Там, скажу откровенно, выставки на любителя. Но тем, кто разбирается в искусстве, нужно непременно посетить. В Санкт-Петербурге 20 июня официально открылся после полной реставрации Дом Державина. А с июля — новая экспозиция Русского музея в Михайловском дворце, где также завершается реставрация. Очень интересная экскурсионная программа с интерактивом: можно будет посетить покои Павла I, где его удушили, поучаствовать в театрализованном представлении. И по особой договоренности — даже остаться на ночь и «познакомиться» с призраками. Осенью окончательно войдет в рабочий режим здание Главного штаба Эрмитажа. Это уникальный и крупнейший отреставрированный музейно-выставочный проект в мире последних десятилетий. В конце года открываем на юго-западе Москвы второй комплекс самого популярного концертного зала страны — Московской филармонии. Три зала с самой современной акустикой: для классики — огромный на 1000 мест и два зала на 250 — 300 мест. Абонементы уже в продаже. В сентябре — долгожданные премьерные показы в историческом здании знаменитого БДТ им. Товстоногова.

http://pravmir.ru/ministr-kulturyi-rf-vl...

–   А вам не кажется, что многих останавливает еще и высокая входная плата, установленная в музеях? – Подождите, а сколько стоит сейчас билет в кинотеатр? Не стану говорить за всех, но у меня сложилось впечатление, что то, что дается людям легко, они не ценят. Я работаю в музее почти двадцать лет и могу авторитетно заявить: такой посещаемости, как сейчас (когда цена на билет довольно высока), ранее не было. Если точнее, то была в 50–60-е годы. Тогда моду и стиль жизни диктовала интеллигенция, то есть преподаватели и доценты институтов. Они же, кстати, ввели моду на пешие и байдарочные походы, скалолазание, бардовские песни и интерес к авангардному искусству. Понимаете, мироощущение всегда идет сверху и спускается к народу. И когда простой водитель трамвая видел, что его сосед, профессор физики, идет всей семьей в музей, он подтягивался к этой планке. В девяностые годы у людей не сказать, чтобы совсем ничего не было (билеты в музеи, кстати, были очень доступны), но это был период иных ценностей. У медийных персон были иные предпочтения. И хотя выставки в ГМИИ тогда открывали Черномырдин, Гайдар, Лужков, среди политической элиты не было сегодняшнего повального увлечения искусством. Поэтому и средний класс к искусству относился спокойно довольно продолжительное время. Помню, я была студенткой, но уже работала в Пушкинском музее. И многие знакомые, узнав об этом, не могли скрыть легкого пренебрежения. Могла ли я, «ботаник» по их представлению, соперничать с ними, которые работали в крутых фирмах… по производству шнурков, с высоченной зарплатой. Сейчас многое изменилось. Прежде всего элита, вероятно, удовлетворив свои первичные потребности, обращается к искусству, начинает его коллекционировать. Сегодня, наверное, нет ни одного богатого человека, у которого не было бы какой-то, пусть минимальной, коллекции произведений изобразительного искусства. А раз им это интересно, значит, нужно разбираться в искусстве, значит, они начинают ходить в музеи, приводить сюда своих детей, друзей, спонсировать выставки. Постепенно эта мода спускается ниже и ниже, наконец, достигает уровня простого менеджера и вновь – водителя трамвая.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

Это возможность преподать важный религиозный, философский урок детям. Закрепить то, что для многих уже является фундаментом их жизни, как и было когда-то фундаментом для людей далекого прошлого. Верующие родители должны сами знать и понимать произведения искусства, чтобы уметь объяснить их содержание детям. Но почему-то это не для всех очевидно, увы. В музее мы сталкивались еще с одной проблемой: очень резкой реакцией православных родителей, многие из которых демонстративно перестали водить детей в ГМИИ. Также некоторые православные школы больше не приходят на наши экспозиции классами. Главный конфликт был вызван тем, что в музее мы знакомили детей из православных школ с античной обнаженной натурой. Показывали им, например, Давида Микеланджело, Афродиту, копьеносца. После конфликта мы вынуждены были снабдить экспликации к экспонатам бирками с возрастными ограничениями. Я убеждена, что одна из самых больших ошибок родителей – это зажимание детей в ханжеских рамках. Родители должны понимать, что сегодня в нас живо христианское отношение к телу, но в далекие века были иные люди, иного представления о сущности человека, с иным образом мыслей и жизни. Скрывать это от ребенка, запрещать ему смотреть на античную скульптуру значит травмировать ребенка, который, вообще говоря, чужд порока. Именно из тех, кому запрещали и с раннего возраста внушали стыд от вида обнаженного тела, вырастают закомплексованные люди с отклоненным поведением и избыточным интересом к сексуальности. Дети невинны. Поэтому не нужно приписывать им того, чем они не обладают. Нужно понимать, что классические художественные музеи воспитывают в детях гибкость сознания. И если вы беспокоитесь о проблемах этического характера, то начинайте водить детей задолго до десяти лет, пока у них не появилось осознанного чувства стыда. Если с 5 до 10 лет у ребенка выработана привычка удивляться, восхищаться, наслаждаться красотой, то у него в будущем никогда не вызовет смущения, неловкости и нездорового интереса обнаженная натура. Для таких детей античная скульптура навсегда будет произведением искусства.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

Создатель иконописного убранства церкви – Александр Ефимович Семенов, бузулукский мещанин, владелец мастерской «живописи, икон и портретов» в Казани на Проломной в д. Раскатова с годовым оборотом до 2000 руб. Он также был экспонентом Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставки 1886 года, на которой был удостоен Малой серебряной поощрительной медали, и Казанской научно-промышленной выставки 1890 года, получив на сей раз Большую серебряную медаль «за выдающиеся достоинства портретов и хорошее качество живописных работ». Кроме Епархиального училища, мастерская А.Е. Семенова исполнила в 1896 г. иконы для домовой Благовещенской церкви Земледельческого училища, в 1902–1904 гг. участвовала в росписи Никольского собора в Чистополе. Сохранились сведения о том, что в 1899 году А.Е. Семенов состоял учителем живописи и рисования в Казанской духовной семинарии. Единственное сохранившееся произведение А.Е. Семенова – «Портрет А.Ф. Лихачева» (ныне – в ГМИИ РТ), созданный по всей вероятности ко времени открытия Лихачевского отдела Городского музея, что само по себе подчеркивает статус мастера Не только для Н.И. Фешина, но и для многих художников того времени, путь в большое искусство лежал через художественно-ремесленные и иконописные мастерские, в которых они и получали самые первые навыки в изобразительном искусстве. «Записки художника» А.Ф. Фищева бывшего учеником в Казанской художественной школе, донесли до нас внешний облик А.Е. Семенова и обстановку его мастерской: «В конце июля 1895 г. попрощавшись с матерью, я поехал в Казань «попытать счастье» – поступить к Семенову. Казань я уже знал и мастерскую Семенова отыскал без труда. Почти в конце Проломной улицы, недалеко от реки Казанки, двухэтажный каменный дом с большой вывеской «Мастерская художника Семенова» а по бокам ее две золотые медали. Семенов был в мастерской. Он спросил, где я работал и у кого. Я перечислил и места и хозяев. По-видимому он остался доволен, но условия предложил самые кабальные с жалованьем 50 рублей в год; по два рубля в месяц, остальные – по истечении года. За прогулы – штраф. Содержание и квартира – хозяйские. Я согласился. Он написал договор (условие) в двух экземплярах, под которым я подписался. Мы вышли в зал, где работало около десятка мастеров, подмастерьев и учеников. Отрекомендовав меня, он указал мне место работы. Семенов – мужчина лет пятидесяти, невысокого роста с круглым брюшком, с умным подвижным лицом и волосами до плеч с проседью. Это был делец и в то же время мот. Он получал большие заказы на церковные работы в Казанской, Вятской и других губерниях. По селам и городам трудились его бригады

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москвичка не знала, чьи картины в ГМИИ им.Пушкина, а подросток из Иркутской облатси знал. 2.Но утверждать, что классиков в России сегодня слушают хотябы соизмеримо с попсой (с) Я нигде такого не утверждал. Это во-первых. Во-вторых, дайте определение попсы. Вдруг о разных направлениях и исполнителях говорим?.. 3.Здесь разобраться Вам помог бы опрос такого рода: предложите звучащий " хит " из числа современных " композиций " и любую прелюдию того же Рахманинова (с) А я делал это. Брал 2 класса (2 седьмых класса), ставил им Чайковского и песенку современной певицы Селены Гомез. Узнаваемость у Чайковского чуть повыше оказалась (это легко объяснить - Селену слушает девочки, а мальчики почти не слушают; в то же время с классикой люди знакомытся независимо от пола). В то же время " классическую " композицию " Битлов "/Джорджа Харрисона While my guitar узнало на 2 класса 2 человека. Знаменитый цикл " Фатерланд " чешского композитора Бедржиха Сметаны (кстати, вы можете без справочника назвать годы его жизни?) узнал 1 человек, который не учится, кстати, в муз.школе, но поведал, что запомнил композицию из рекламного ролика и потом самостоятельно выяснил, что это произведение Сметаны. 4.Заставьте водителя автобуса включить Брамса вместо радио " Шансон " (с) Я не буду никого заставлять. Мне это не надо. Зато могу поведать, как в автобусе Новосибирск-Горно-Алтайск слушал диск с народными алтайскими песнями. Понимаете, о том, что люди плохо усваивают чужую культуру и не берегут, не передают свою писали самые разные люди. Например, выдающийся американский географ-архитектор Джейн Джейкобс сетовала на то, что в США люди стали утрачивать песенную культуру, т.е. реже стали исполнять народные песни, стали забывать песни своих предков (это касается переселенцев 50-100-летней давности из Европы). Кстати, это актуально и для нашей страны. Мои старшие родственники знают много песен, я знаю мало народных/советских песен наизусть. Дети не слушают блатняк. Вообще. Просто многим родители не оставляют выбора.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/29/...

Что же касается истории с Наташей Водяновой и с её сестрой, у нас есть программа, которую мы пока еще тестируем. Она называется пока «Autism friendly». Но благодаря ей второго апреля в Москве в «Пушкинском» происходило первое представление мюзикла «Красавица и чудовище» для семей с детьми с аутизмом, адаптированное для них. Был разработан тренинг для стаффа и для артистов, который мы там обкатали. Это был первый раз. Затем был кинопоказ «Золушки» в кинотеатре «Октябрь», затем 8 сентября в Воронеже точно так же с тренингом для кинотеатра прошел показ «Головоломки». Вообще, мы с главой русского, как это сказать, отделения компании Walt Disney Мариной Жигаловой-Озкан начинаем большую программу по всей стране. Кроме того, у нас достигнута договоренность с ГМИИ имени Пушкина, мы сейчас привезем специально из Америки специалиста с тренингом для музейщиков, как принимать людей с аутизмом в музее, потому что музей – это предметная среда. Вот то, что мы делаем. Да, это капля в море. Вы понимаете, нас ровно семь человек, плюс десять человек опорных родителей. Нам нужно, чтобы на этот тренинг кто-то приехал и в течение часа в кинотеатре его провел, показал, объяснил, рассказал, организовал там закупку необходимого оборудования для разгрузки. Это просто эти мешки, пуфы, на которых можно валяться, шарики, в которых можно копошиться, – то, что нужно для сенсорного развития. Да, капля в море, но мы этим занимаемся и стараемся заниматься этим системно. Это именно программа, но которую, пока у нас проведено по ней три мероприятия всего, поэтому мы считаем, что мы пока работаем в тестовом режиме. Понимаете, если б мы были «взрослые», с большим количеством отделений, с разработанными тренингами, то первое, что мы бы сделали, в это кафе в Нижнем, прислали бы нашего коуча с тренингом и провели бы тренинг для сотрудников, выдали им методичку, флаер и стикер «Autism friendly» – и это кафе стало бы кафе «Autism friendly». Но нас семеро. – Как сказать родителю, что подозреваешь у его ребенка аутизм?

http://pravmir.ru/avdotya-smirnova-autiz...

Первый памятник Н. А. был открыт 30 июля 1908 г. в Калуге в честь посещения государем этого города в мае 1904 г., когда он напутствовал части Калужского гарнизона, отправлявшиеся на русско-япон. войну. Памятник включал обелиск, сложенный из гранитных блоков, на вершине которого был установлен бронзовый двуглавый орел. На лицевой стороне обелиска помещался вензель Н. А. в венке под короной. На постаменте памятника находились доски с именами офицеров-калужан, ушедших на русско-япон. войну (в советское время обелиск демонтирован). 31 июля 2016 г. в Центральном парке культуры и отдыха Калуги установлен бюст Н. А. Медали и монеты В нач. 1895 г. вместе с Репиным и Антокольским этюдные графичные портреты Н. А. с натуры делал медальер А. Ф. Васютинский. По его эскизам были отлиты: медаль в память бракосочетания императора с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской (1894-1895); большая коронационная медаль Н. А. (1896), на которой изображены профили императора и Александры Феодоровны; медаль-приз им. Н. А. от Имп. Московского об-ва поощрения рысистого коннозаводства (1903, все из коллекции ГЭ), а также медаль к 100-летию Мин-ва финансов и медаль к 100-летию Мин-ва народного просвещения с изображением профилей имп. Александра I и Н. А. (обе 1902, ГМИИ); медаль к 200-летию основания С.-Петербурга с профилями Петра I и Н. А. (1903, отливал Васютинский по эскизам Ф. Ф. Бухгольца и М. Л. Диллона, ГМИИ). Делали медали и др. мастера: так, медальер А. А. Грилихес - мл. исполнил медали к 100-летию Мин-ва внутренних дел с изображением всех императоров - от Александра I до Н. А. и к 100-летию Мин-ва юстиции (обе 1902, ГМИИ). Медальер А. Х. Адамсон совместно с гравером А. Ф. Жаккаром выполнил медаль к 100-летию Отечественной войны 1812 г. с изображением всех императоров - от Александра I до Н. А. (ГМИИ). Медальер А. К. Тимус в 1913 г. исполнил медальон с портретами царя Михаила Феодоровича и Н. А. к празднованию 300-летия Дома Романовых (ГЭ). Также в музейных собраниях находятся медали и жетоны неизвестных мастеров, напр. жетон 1897 г. с изображением Н. А. на одной стороне и президента Французской республики Ф. Ф. Фора - на другой, изготовленный в связи с посещением Н. А. Франции в 1896 г., и медаль наградная «За храбрость» 4-й степени образца 1896 г. (обе в НМРТ). Кроме того, профиль Н. А. присутствует на монетах времен его царствования: на серебряном рубле, золотом империале, серебряной 50-копеечной монете. Декоративно-прикладное искусство

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

«Архив напоминаний и размышлений» В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге». Открытие выставки «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге» Около 15 лет назад началось путешествие греческих икон поствизантийского периода из коллекции Эмилиоса Велимезиса по лучшим музеям мира – от Лондона до Александрии, от Сеула до Лимы… Круг мастера Андреаса Ритзоса. Богоматерь Умиление. Втор. пол. XV в. Доска, яичная темпера Иисус Христос Царь Царей и Великий Архиерей. Ок. 1600. Доска, яичная темпера Прошлой осенью греческие иконы были представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге на выставке «Божественные лики», прошедшей с триумфальным успехом. И вот наконец добрались до Москвы, где стали составной частью уникальной выставки «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге», устроенной в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Христос Маргаритис, организатор выставки Помимо коллекции Э. Велимезиса здесь экспонируются и замечательные памятники православного искусства из Музея Бенаки в Афинах, из других частных коллекций Греции. Кроме того, выставка дополнена тремя редкими иконами из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и иконой «Христос Пантократор» из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Эти иконы, по словам организатора выставки Христоса Маргаритиса , будут «общаться» со своими «сестрами» из Греции впервые спустя пять веков, прошедших с того дня, как они покинули мастерские, расположенные в находящемся тогда под властью венецианцев критском городе Кандия (сегодня Ираклион). Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина – Мы уверены, что представленные на выставке работы – а их более 130 – вызовут огромный интерес у отечественного зрителя, так как становление двух национальных школ – греческой и русской – шло одновременно, питаясь из одного источника византийской культуры, – сказала на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова . – Вынесенное в название выставки греческое слово «синаксис» означает внебогослужебное собрание (собор) верующих, жаждущих духовного самосовершенствования, и памятники изобразительного искусства как раз отвечают такой цели, воплощая в ясные визуальные образы учение святых отцов. Мы надеемся, что благодаря этой удивительной выставке наши люди смогут познакомиться с религиозным искусством Греции во всей полноте.

http://pravoslavie.ru/36095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010