Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо — экскурсия (+видео+фото) 4 июня, 2014. Тамара Амелина Откуда известна точная дата начала эпохи Возрождения – 1401 год? Как происходил переход от темперной живописи – к масляной, от доски – к холсту? До 27 июля в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открыта выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». Она уже проехала города Европы, США и Австралии, Москва — последняя остановка перед возвращением работ в Италию. Такая масштабная выставка итальянского Возрождения – 58 работ – привезена в Москву впервые. Читателям «Правмира» её представляют куратор выставки, главный научный сотрудник отдела старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова, корресподент Тамара Амелина, оператор Александр Басалаев и фотограф Анна Гальперина. «Мы присутствуем в момент зарождения новых идей эпохи Возрождения, здесь отражен расцвет этого искусства и его поздняя фаза, когда оно уже приближается к новой эпохе – искусству XVII века» – рассказывает Виктория Маркова. Обычно музей не может расстаться с такими работами, они находятся в постоянной экспозиции. Но с 2008 года Академия Каррара перестраивается, расширяется, модернизируется, и благодаря этому появилась возможность показать коллекцию за пределами Италии. Куратор выставки главный научный сотрудник ГМИИ им А.С. Пушкина Виктория Маркова Почему Бергамо? С XV века Бергамо попал в орбиту влияния Венеции и вошел в состав Венецианской республики. В этом городе с очень богатыми историческими и культурными традициями процветали меценатство, собирательство, коллекционирование. В 1796 году граф Джакомо Каррара подарил городу свою коллекцию живописи, дал деньги на строительство здания, которое и было построено в начале XIX века. Так возник музей, который был задуман как соединение хранилища великих произведений искусства прошлого и художественной школы для обучения молодых художников. Эта идея рождена в эпоху Просвещения, и до недавнего времени в залах, где развернута экспозиция, проводились занятия, работали художники.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. 18 апреля. ПРАВМИР. Московские музеи, среди которых Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина и Мультимедиа Арт Музей, сегодня будут работать бесплатно. «День культурного и исторического наследия» проводится в Международный день охраны памятников и достопримечательностей, сообщает РИА Новости . В пресс-службе Третьяковской галереи сообщили, что сегодня в учреждении пройдет праздничная программа для людей с ограниченными возможностями «Все начинается с весны». С коллекцией Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина также можно будет ознакомиться бесплатно, на некоторые выставки придется приобрести билет. В Пушкинском музее пройдут обзорные экскурсии по Галерее искусства стран Европы и Америки, где хранится коллекция импрессионистов, а вечером в Музее личных коллекций выступит актриса Анастасия Бусыгина. В Мультимедиа Арт Музее можно будет увидеть выставки в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в том числе «Это Париж» и «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие», посетить игру-викторину и мастер-класс «Москва моей мечты», а также интерактивную лекцию по истории столицы. В ЦВЗ «Манеж» желающие смогут ознакомиться с только что открывшимися выставками «Одиссея для четырех. Шагал, Массон, Матисс и Эрни», «Ремизов. Возвращение» и «Размышляя о смерти», а Провиантских магазинах комплекса Музея Москвы — с выставкой «Мода в зеркале истории XIX-XX веков». В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. В «День культурного и исторического наследия» можно будет посетить знаковые здания столицы, закрытые для посещения в другое время: здание правительства Москвы на Тверской улице, Петровский путевой дворец, музеи-соборы Московского Кремля. Для групп открыты здания 21 посольства, в том числе Великобритании, Франции, Испании, США, Индии.

http://pravmir.ru/moskovskie-muzei-segod...

Первое путешествие на Восток Г. предпринял в 1879 г. (долина Нила и прилегающие территории). Он производил археологические исследования в Египте (1884-1885, Вади-Хаммамат; 1888-1889, Телль-эль-Масхута) по своей инициативе и на личные средства. Смог проверить копии ранее известных текстов, издав поправки к публикациям К. Р. Лепсиуса и др.; им были введены в оборот и интерпретированы эпиграфические памятники Вади-Хаммамат. Г. совершил ряд открытий в области древнеегип. искусства, одним из первых поднял проблему его стиля, пришел к верным выводам о хронологии памятников (датировал танисских сфинксов эпохой Среднего царства по иконографии скульптурных портретов Аменемхета III и указал на егип. тип их лиц). В 1891 г. Г. издал т. н. каппадокийские таблички - документы, найденные в М. Азии (ассир. торговая колония Каниш). Его заслуга заключается в том, что он верно определил язык, скрывавшийся под еще не расшифрованной староассир. клинописью, как один из диалектов аккадского. Во время путешествий в основном в 80-90-х гг. Г. на личные средства собрал большую коллекцию егип. искусства и письменности (свыше 6 тыс.), организовал 60 археологических и эпиграфических экспедиций. Его собрание в кон. XIX в. было одним из лучших в мире по систематичности подбора и полноте и включало уникальные памятники: т. н. Московский математический папирус, описание путешествия Унуамона (Унамуна) в Финикию, Файюмские портреты , к к-рым во многом восходит искусство христ. иконописи. Значительную часть коллекции составляли копт. памятники христ. населения Египта. Они стали основой для изучения копт. древностей в Москве. Описание коллекции Г. не опубликовал, т. к. крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного об-ва подорвал благосостояние рода Голенищевых и коллекцию пришлось продать. После колебаний Гос. дума одобрила «Закон о приобретении в государственную собственность коллекции египетских древностей статского советника В. С. Голенищева» (10 мая 1909). Коллекция, принадлежавшая Г., стала ядром собрания древностей Московского музея изящных искусств им. Александра III (в наст. время ГМИИ им. А. С. Пушкина), особенно егип. коллекция, для к-рой был выстроен специальный зал.

http://pravenc.ru/text/165251.html

С. 110). Высокий творческий потенциал и работоспособность, исключительная память в сочетании с блестящей научной интуицией, панорамным историческим мышлением, критическим подходом к анализу источников всех типов, отношение к факту как к данности («культ фактов») позволили молодому ученому стать истинным эрудитом и великим исследователем-новатором. Первые 3 статьи К. были одобрены Буслаевым и изданы в 1866 г. в СбОДИ. С 1869 г. К.- приват-доцент, с 1874 г.- доцент, с 1877 г.- профессор кафедры теории и истории изящных искусств Императорского Новороссийского ун-та в Одессе. При ун-те им был создан первый в России музей античных слепков, предназначенный для учебных целей. В Одессе К. основал рисовальную школу (директор с 1884 по 1888), немало сделал для ее развития. В 1873 г. защитил магист. дис. «Памятник гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства» (Од., 1973); в 1877 г.- докт. дис. «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Од., 1876; во время подготовки диссертации совершил длительную поездку по Европе; защита состоялась в Московском ун-те, основным оппонентом был Буслаев). В 1882 г. за отличие по службе произведен в действительные статские советники. С 1888 г. профессор кафедры теории и истории искусств С.-Петербурского ун-та (до 1897) и Высших жен. курсов; старший хранитель отд-ния средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа (до 1893; впервые составил каталог этого фонда). Являлся членом мн. комиссий, обществ и ассоциаций, ряда академий. Участвовал в работе МАО (1867-1889, с 1899), особенно плодотворно - в деятельности РАО (СПб) (с 1886), являлся штатным сотрудником Имп. Археологической комиссии (с 1876), по заданию к-рой руководил раскопками в Сев. Причерноморье, в т. ч. в Херсонесе. Участвовал в организации Русского археологического ин-та в К-поле (1895), особенно деятельно - Комитета попечительства о русской иконописи (1901), а также в трудах Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне ГМИИ, 1900), в создании экспозиции икон в Русском музее (открыта в 1914), в устройстве иконного зала в ГТГ (1905), в работе Музея изящных искусств, в ряде реставрационных работ и охране памятников средневекового искусства (ц.

http://pravenc.ru/text/кондаков.html

С " лермонтовским пером " была связана любопытная история... Её рассказали нам в музее. Один знаменитый иностранный гость, посетитель музея, режиссёр Антонио Гуэро очень хотел увезти его. Невозможно было для него, уезжая, не забрать это пёрышко с собой в Италию... Он очень просил. Но сотрудники музея тщательно берегут экспонаты. И перо осталось на месте.  Медведева Дарья Что за странные ступени? Среди разных моих наблюдений в Доме-музеее Лермонтова есть и это, и я хочу им поделиться с вами. Я была во многих музеях и видела разные лестницы. Я ходила по мраморным, широким и длинным ступеням лестницы ГМИИ им Пушкина, по крутым ступеням палат бояр Романовых (XVII в.), по лестнице, разрисованной различными персонажами из романа «Мастера и Маргариты», ведущей в музей Булгакова, но никогда я не видела такой лестницы, как в Доме-музее М.Ю. Лермонтова! Эта лестница вела в его кабинет. Она запомнилась мне тем, что была очень узкой. Моя стопа целиком не помещалась на ступеньке, и мне пришлось идти по ней почти что на носочках. Это натолкнуло меня на мысль, что, наверное, Лермонтов в 15 -18 лет был не очень высокого роста. Так как эта лестница слишком узка для широкой стопы высокого человека, а свод над лестницей в одном месте был довольно низкий.  Теперь мне интересно узнать, верно ли моё предположение?  Глухих Мария Одна музейная вещь. Перо. Недавно наш класс был в музее М.Ю. Лермонтова. Уже в конце экскурсии мы вместе с экскурсоводом поднялись в комнату поэта. В ней стояли стулья, шкафчики с книжками, диванчик и письменный стол. На столе лежали разные бумаги и подставка для принадлежностей. В ней лежало перо. Мне показалось, что перо не такое уж и старинное... Скоро выяснилось (из рассказа экскурсовода)...оно и точно не Лермонтова. Моё предположение было подтверждено. Оказывается, что этот старинный предмет вовсе не был личным пером поэта... Один раз в этот музей пришёл итальянский режиссёр Гуэро. Он хотел снимать фильм о русской литературе. Ему разрешили внимательно всё рассмотреть поближе и даже посидеть в комнате Лермонтова. Он сел на стул, взял перо и в своём воображении изображал М.Ю. Лермонтова. И он так вошёл в образ, что захотел взять это перо себе, увезти в Италию, чтобы оно его вдохновляло. Работники же музея стали убеждать именитого посетителя, что это перо достояние культуры, это памятник - и им писал сам Лермонтов. Гуэро кажется поверил... Ведь из музеев ничего и никому нельзя забирать! Неудобно было отказывать в просьбе гостю ... Пришлось сотрудником музея ввести в заблуждение увлечённого поклонника поэта. Но это сработало. Музейщики  отстояли экспонат и остались с этим обычным (не мемориальным!) и в то же время удивительным предметом. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/821...

— Сейчас уже можно сказать, какие памятники были полностью уничтожены, а какие украдены? — Пока нет, но мы уже ищем предметы, которые могли быть украдены из Пальмиры. Главное — понятно, что нужно искать: ведь боевикам на самом деле не интересны статуи. Они охотятся только за золотом, деньгами, древними вазами... Все это боевики забирают с собой, чтобы продать, а остальное уничтожают без колебаний. До нападения террористов я никогда не думал, что они смогут войти в Пальмиру, но все же мы не переставали вывозить ее ценности в Дамаск. Последнюю партию отправили за считаные дни до прихода боевиков. В общем и целом начиная с 2012 года нам удалось спасти около 300 тысяч экспонатов в Сирии. Мы пытались спрятать как можно больше ценностей, чтобы не повторилось то, что пережил Ирак в 2003 году (после того как американские войска заняли Багдад, из Национального музея Ирака исчезли многие из 170 тысяч экспонатов, Национальная библиотека Ирака и Национальные архивы были сожжены.— «О»). Что касается Пальмиры, то пока судить обо всех потерях трудно. Повторюсь: это можно делать лишь после того, как российские и сирийские эксперты окончательно расчистят территорию. Варвары уничтожали лица статуй — Какие страны уже предложили вам помощь с реставрацией и восстановлением памятников? — Еще до освобождения Пальмиры нам предложили помочь специалисты из Оксфорда: Институт цифровой археологии и сейчас обсуждает идею создать благодаря 3D-мoдeлupobahuю копии разрушенных памятников. Откликнулся Римский университет Ла Сапиенца и организация «Встреча культур», созданная экс-министром культурного наследия и культурной деятельности Италии Франческо Рутелли. Мы разрабатываем много проектов совместно со специалистами из Германского археологического института — единственного в мире, который за время всего кризиса не закрыл свои двери перед Дамаском. В Берлине с нами работает Пергамский музей, а еще Нью-Йорк, Лондон, Чешская республика и даже Япония. А Венгрия предлагает 50 стипендий для университетов. И, конечно же, я очень рад, что свою помощь нам предложил российский музей Эрмитаж. А также мы подготовим большую выставку древностей Пальмиры совместно со специалистами из ГМИИ им. Пушкина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— С радостью возвращаюсь к тому, от чего когда-то ушла. Мне очень нравится педагогическая работа, я занималась ею после окончания Московского университета. Это не классические лекции по истории искусств, скажем, от Джотто до Караваджо, нет. В более свободной, непринужденной форме. Я всегда хотела увлечь искусством, а не сухо излагать факты, которые можно прочесть в энциклопедии. Выступаю не только в библиотеке Данте. Третий год читаю лекции в клубе «Эльдар», куда меня когда-то пригласил Эльдар Александрович Рязанов. Там изумительная аудитория. Приходит много молодежи, что, конечно, подкупает. — Кого вы считаете молодыми? С высоты прожитого вам ведь и 50-летние могут казаться мальчишками. — Нет, сейчас я говорю о тех, кому нет и 30. Юноши, девушки… Внимательно слушают, задают вопросы. А у меня лекции длинные — по два с половиной часа. Знаете, зал выдерживает, никто не уходит, бумажками не шелестит, по телефону с друзьями не переписывается. Для старшего поколения у меня есть отдельный цикл, веду его здесь, в ГМИИ. Две лекции в месяц. Билеты разлетаются за пять минут, но продают их лишь тем, кому исполнилось 55 лет. Так мы решили. Цикл называется Le troisième âge, что в переводе с французского означает «третий возраст». Уважительно. В молодости, как ни старайся, не понять того, что открывается с опытом. И словами этого не объяснить. Только, как говорится, испытать на себе. — Часто вспоминаете о том, сколько лет за плечами, Ирина Александровна? — Знаете, стала острее ощущать разницу рубежных дат. С ходом жизни представления о ней меняются, категоричность исчезает, и сегодня обнаруживаю, что к 95 годам воспринимаю мир по-новому, не так, как даже лет 20 назад. Это правда. Попытаюсь объяснить. Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание. И тут в голову приходят всякие мысли, иногда даже неглупые. Появляется глобальное отношение к проблемам, явлениям, людям.

http://pravmir.ru/irina-antonova-kakaya-...

Осенью-зимой 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны, Корин пишет не менее знаменитый портрет полководца Георгия Константиновича Жукова (хранится в ГТГ). Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Победы, Г.К. Жуков изображен в маршальском мундире, с многочисленными орденами и наградами. 24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. А 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся парад Победы союзных войск. От Советского Союза именно маршал Жуков принимал парад частей армий союзников: СССР, Франции, Великобритании и США. Когда легендарный полководец вернулся из Берлина, к нему был приглашен Павел Корин: началась работа над портретом. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Жуков статен, величав и красив. Маршал Жуков В 1931–1958 годы Корин возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изящных искусств в Москве (ГМИИ), где со второй половины 1940-х годов находились трофейные шедевры Дрезденской картинной галереи, за сохранность которых нес ответственность художник. Корин оставался непревзойденным специалистом по древнерусской живописи, тонко чувствуя ее стилистику, образ мировидения, передаваемый ею. Художник был привлечен к созданию древнерусских образов в художественных мозаичных панно для актового зала Московского Государственного университета, мозаик и витражей для станций «Арбатская», «Комсомольская-кольцевая», «Смоленская» и «Новослободская» Московского метрополитена. За эти работы в 1954 году он получил Государственную премию СССР. В 1958 году Павлу Дмитриевичу Корину было присуждено звание народного художника РСФСР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1963 году, к 45-летию творческой деятельности художника, в залах Академии художеств была открыта его персональная выставка, ему было присвоено звание народного художника СССР. К Корину пришла мировая слава, он посещает Италию, Францию, США; в 1965 году в Нью-Йорке, по инициативе Арманда Хаммера, была организована большая персональная выставка художника.

http://pravoslavie.ru/69117.html

Главный вопрос, который сейчас мучает и пугает всех: как будем жить дальше? Ответ соцсетей полон острожного оптимизма: если все получится, жить будем лучше. По крайней мере, русский мир станет более реальным и менее аббревиатуроподобным. Можно будет любить родину, вспоминать добром Советский Союз, не мучать себя чтением «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары под хвалебные гимны главного критика страны Галины Юзефович и наконец честно признаться, что осененная наградами «Памяти памяти» Марии Степановой — очень плохая книжка. Можно будет вообще много чего. Например, не любить Кирилла Серебренникова и его карманы, набитые политическими фигами. Можно будет не ходить на перформансы сомнительных западных кураторов и вернуть приличный вид ГМИИ, который был буквально искалечен радением прогрессивной менеджерки Марины Лошак. 29 сентября 1922 года из Петрограда в немецкий Штеттин вышел первый «философский пароход». Назывался он Oberbürgermeister Haken В культурной сфере будут серьезные кадровые перемены. Весь управленческий и идеологический менеджмент культуры на всех уровнях будет резко переориентирован. Потребуется изменить идеологию внутренних механизмов культуры, то есть ее премий, конкурсов, фестивалей, издательств Русская весна без Стравинского Впрочем, надо быть готовыми и к потерям. Первые вестники нового будущего долетают до нас не столько в виде подснежников, сколько в виде проблем. Самая большая из них должна быть решена прямо сейчас. Выставка коллекции Морозовых в Париже была официально продлена до 3 апреля. Потом она должна вернуться в Россию под гарантии, данные лично президентом Эммануэлем Макроном и главой фонда Louis Vuitton Бернаром Арно. Но в последние недели французская печать и горячие головы в соцсетях требуют оставить коллекцию во Франции, а то и вовсе картины продать, а деньги отправить на Украину. Формально говоря, коллекцию охраняет Парижская конвенция 1970 года, запрещающая передачу прав собственности на культурные ценности. Однако у нас уже есть печальный опыт с выставкой «Крым. Золото и тайны Черного моря», которая зависла в Нидерландах. Никакая конвенция ее судьбу не может решить до сих пор.

http://radonezh.ru/2022/03/22/olga-andre...

Можно представлять себя присутствующим на той или иной картине. Не ленитесь делать это. Это действительно интересно. Многие музеи, особенно мой любимый ГМИИ, создавались ради этого. Вся архитектура музея, всё пространство его помещений по задумке авторов должны переносить человека в определенную эпоху, погружать в определенный период культуры человечества. Но вся загвоздка в том, что интересное и понятное нам не всегда понятно ребенку. То, что нам кажется красивым, детьми может восприниматься как обычное и обыденное. И наоборот. Поэтому задача родителя – это правда важно – посмотреть на мир глазами собственного ребенка. Иногда в музее достаточно присесть на корточки и посмотреть на картину с уровня глаз своего ребенка, чтобы открыть для себя совершенно новый ракурс, его ракурс. И еще, не нужно торопиться напичкать ребенка большим количеством знаний. Новые знания и информация лучше всего усваиваются ребенком в пубертатный период, от 10 до 15 лет. Как бы подросток ни был неуправляем, его голова всё равно открытый шкафчик, в которой прекрасно один за другим в свое время лягут знания. До десяти лет насыщайте детей впечатлениями. Вызывайте в них сопереживание. У меня был незабываемый опыт, когда однажды я попала со своей шестилетней дочерью в зал Рафаэля. Там была известная и потрясающая скульптура смертельного раненого мальчика, которого несет дельфин. Я заметила, что моего ребенка работа привлекла, и я специально остановилась, чтобы поговорить. – Что видишь? – спросила дочку. – Дельфина… Мальчика… Он ранен, а дельфин его пытается спасти, – говорила она с паузами. И тут я заметила, как у нее из глаз потекли слезы. В это мгновение я поняла, что случилось главное, ради чего стоит ходить в музей. В этом и состоит сила искусства – оно вызвало сопереживание. Мера – это всё, или не будьте ханжами – Как часто нужно ходить в музей? – Сейчас есть тенденция, когда родители дают детям в России начальное образование, а потом отправляют их учиться в Европу. При этом они обращаются к нам в музей с запросом, мол, мы хотим напитать ребенка максимально, чтобы он уехал за границу подготовленным. Музеи в этом случае идут навстречу таким родителям, проводят с детьми интенсивные занятия.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010