Рембрандт ван Рейн сопротивлялся до конца, защищая своё искусство от злословия критиков, мелочной злобы врагов. Несмотря ни на что, художнику удавалось держаться той лучезарной жизни, которая была его подлинным призванием. Всё имущество художника в эти годы распродаётся с молотка за 5000 флоринов, но и этого оказывается недостаточно, приходится продавать дом, оцененный всего в 13000 флоринов и перебираться в квартал для бедных. Отныне его ближайшее окружение будут составлять простолюдины, вышедшие, как и он, из крестьянской среды, или собратья по живописному ремеслу. «Под предлогом большей свободы, - пишет историограф Зандрарт, - Рембрандт общался только с людьми низкого происхождения, и они оказывали колоссальное влияние на его искусство. Напрасно его друг, Ян Сикс, старался удержать его; сварливый и упрямый по характеру, Рембрандт не поддавался уговорам». Христос и самарянка. Офорт 1658 года. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва Такое настойчивое обращение к сюжету с колодцем, возможно, связано и с тем, что в период раннего христианства это изображение было типичным для надгробных памятников. Колодец становился символом надежды - бездонный гроб, на дне которого вечно струились живительная влага. Положение мастера становится поистине критическим: у него почти не остаётся учеников и он уже не пользуется популярностью в свете. Композиционное решение офорта напоминает изображение 1634 года, но художник идёт ещё дальше: Христос, по-прежнему находясь слева, теперь показан стоящим, лицо Его измождено, самарянка стоит всё так же справа, но её руки сложены, а у её ног мы видим кувшин для воды, в глубине виднеется фигура всадника на коне. Следует отметить также, что всё это событие теперь очерчено сверху словно сводом, как будто бы всё это наблюдается через какое-то закругленное окно или проход. Вершиной в разработке сюжета встречи Христа с самарянкой у колодца, несомненно, является картина, которая хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Об этом шедевре и пойдёт речь ниже.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

Креативная пресс-секретарша продолжила креативить, и появились сообщения, что ущерб, нанесенный двум работам Вадима Сидура на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже, эксперты оценили аж в миллион рублей. «По заключению экспертизы Центра Грабаря, стоимость реставрации работ, поврежденных 14 августа, составит 1 млн 100 руб», – рассказала собеседница агентства. До кучи объявился в прессе еще один эксперт – уже не из Центра Грабаря, а из ГМИИ Пушкина, который сообщил, что повреждены не линогравюры, а совсем уже бесценные доски. Интервью эксперта было проиллюстрировано фотографиями все тех же чугунных изваяний, которые так никто и не смог повредить. Сообщалось там же, что линолеум (который вроде бы никто не повреждал) восстановить вообще невозможно, а «оценку повреждений я не проводил - моя работа заключалась в ином …», блистательно завершил свое выступление эксперт. Но по прошествии некоторого времени суд объявил опять о разбитии бесценного – на этот раз фарфоровых статуэток, непонятно откуда взявшихся (и куда девшихся), стоимость которых оказалась сильно меньше – «ущерб, причиненный четырем экспонатам выставки, составил около 196 тысяч рублей». Опять-таки по результатам экспертизы, вроде как проведенной страховыми экспертами. При этом с самого начала отмечалось в прессе, что «поврежденные экспонаты не были застрахованы на период экспонирования», хотя страховались на время доставки к месту выставки. По словам специалиста, обычно в практике страхования музейных ценностей применяется страхование " с момента упаковки произведения искусства в музее, в котором оно постоянно находится, и до возвращения на это же самое место, то есть дорога в оба конца и весь период экспонирования " . Почему на этот раз был выбран для страхования только этап транспортировки, он затруднился сказать. При таком количестве совпадений и загадок в простой истории о посещении выставки «скульптур, которые лучше бы и не видеть», уже не приходится удивляться сообщениям, что Следственный комитет России проводит проверку фондов музейно-выставочного объединения «Манеж» на признаки возбуждения религиозной ненависти. Правда, сообщения эти – опять со ссылкой на креативщицу из выставочной пресс-службы. Так что, может быть и не проводит. Хотя это следовало сделать с самого начала.

http://radonezh.ru/analytics/o-sovpadeni...

Паломническая программа " Что для меня свято " в нашей гимназии. В основе программы лежит ценность «Благоговейное отношение к святыне». Через изучение Священной Истории, через знакомство с житиями святых, через изучения храма и его устройства, через посещение святых мест, через знакомство с историей города, через встречи со священнослужителями- настоятелями московских храмов, с мирянами, являющими детям образец такого отношения к святыням мы с нашими гимназистами приближаемся к пониманию, что > > Управление корпоративных коммуникаций энергетической компании Юнипро организовало для наших гимназистов 2 и 3 классов занятие по мерам профилактики заболеваний. Уже не первый раз " Юнипрошка " проводит занятия для наших детей. На этот раз темой стало заболевание ОРВИ: что делать, чтобы не заболеть или если ты заболел. Цель программы: научить детей правилам профилактики сезонных простудных заболеваний.В игровой форме познавать легче. В этом мы убедились, глядя > > Осень, милая, шурши,Листьями вокруг,Провожать не спешиЖуравлей на юг. Осень в детском саду «Огоньки» началась с листопада. Ребята увлеченно составляли из листьев букеты для мам, устроили выставку красивых аппликаций, и рисунков. Наблюдали за деревьями во время прогулки, рассматривали и обсуждали картины и книжные иллюстрации, разучивали стихи об осени, составляли рассказы о своих любимых деревьях.А на днях в детском саду прошел конкурс-дегустация «День осеннего бутерброда». Дети с мамами сделали бутербродные шедевры. Каждый > > Разговор со священником. 19 октября клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе о. Роман провёл беседу с учащимися 5 класса гимназии «Радонеж» об ответственности.Ответственность…Вслушаемся в слово, чтобы понять смысл.«Ответ», -слышим мы.Кто и о чём спрашивает человека? На какие вопросы нужно давать ответ? За какие поступки надо отвечать?Обращаясь к ребятам, о. Роман раскрыл христианское отношение к свободе и ответственности человека, а > > Шестиклассники между прочим побывали в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина на Волхонке. Экскурсия была посвящена очень важному этапу развития общества - средневековью, эпохе в одну тысячу лет, эпохе межу Античностью и Возрождением.Нам повезло! Наш экскурсовод - лектор-искусствовед ГМИИ им. А. С. Пушкина, Виктория Аптекман рассказала нашим гимназистам об особенностях средневекового искусства Византии и стран Европы, Франции, Италии и Германии. Очень подробно и интересно поведала о романском > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

De civ. Dei. XIX 1). Иное мнение, особенно распространенное среди сторонников и защитников кинизма, исходит из того, что, несмотря на всецело практический характер кинической философии, в ней представлено закономерное развитие ряда этических идей Сократа и реализован восходящий к его учению идеал познания теоретической истины через обращение к анализу практического блага. Для представителей 2-й позиции важное значение имело возведение кинизма через Антисфена к Сократу, поскольку оно позволяло уравнять кинизм в правах с др. сократическими школами и увеличивало его философский авторитет. Убежденными сторонниками происхождения кинизма от Сократа через Антисфена были представители стоицизма: т. к. основатель стоицизма, Зенон Китийский , учился у киника Кратета, обосновывая сократическое происхождение кинизма, стоики тем самым подчеркивали преемственную связь с Сократом Зенона и его школы. Одно из наиболее ранних свидетельств, подтверждающих такое преемство, содержится в трактате эпикурейца Филодема из Гадары (I в. до Р. Х.) «О стоиках», к-рый фрагментарно сохранился в составе геркуланских папирусов (P. Herc. 339; см.: SSReliq. V B 126; подробнее см.: Giannattasio Andria. 1980). Ранний кинизм Антисфен. Копия XIX в. скульптуры IV–II вв. до Р. Х. (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) О жизни предполагаемого основоположника кинизма Антисфена сохранились весьма скудные сведения. Согласно источникам, он был современником и старшим ровесником др. известных учеников Сократа: Платона, Ксенофонта, Аристиппа и Эсхина Сократика. Исследователи предполагают, что Антисфен род. ок. 445 г. и скончался ок. 360 г. до Р. Х. Антисфен являлся уроженцем Афин, однако не был полноправным афинским гражданином, поскольку его мать была фракиянкой ( D ö ring. 1998. S. 269; Navia. 2001. P. 20-22). Первоначально он обучался у ритора-софиста Горгия и достиг серьезных успехов в риторике; возможно, именно в этот период жизни им были созданы мн. несохранившиеся риторические и логические сочинения. В 20-х гг. V в.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Современная эпоха изучения К. я. началась с публикации грамматик Л. Штерна (1880), к-рая по целому ряду вопросов до сих пор не потеряла актуальности, и Г. Штайндорфа (1894). Грамматику бохайрского диалекта издал А. Маллон (1904). Выдающееся место среди коптологов занимает В. Тилль , автор грамматики ахмимского диалекта (1928), диалектальной грамматики (1931) и наиболее полной из существующих грамматик саидского диалекта (1955). В 1948 г. в машинописном варианте появилась единственная грамматика старокопт. языка, подготовленная в качестве диссертации Р. Хардтом. Одна из последних грамматик, в которой учтены новейшие достижения коптологии, написана Б. Лейтоном (2000). Среди учебных пособий по К. я. следует отметить учебник Т. О. Ламбдина (1983) и грамматическую хрестоматию А. Шиши-Халеви (1988). Вместе с работой над изучением копт. грамматики проводятся масштабные лексикографические исследования. Наиболее полным остается словарь У. Ю. Крама (1939) с дополнениями Р. Кассера (1964). Этимологические словари были составлены В. Шпигельбергом (в 1921, переработан В. Вестендорфом в 1965-1977), Я. Черни (1976) и В. Вицихлем (1983). Крупный вклад в коптологию внесли российские ученые. На рубеже XIX и XX вв. О. Э. фон Лемм первым приступил к работе по изданию и комментированию копт. памятников, опубликовал ряд заметок по копт. грамматике и лексике; признанием его трудов европ. наукой служит переиздание сборника работ в Лейпциге в 1972 г. Его ученик Б. А. Тураев , не будучи коптологом, занимался копт. лит-рой и привлек к ней широкий научный интерес. Источники на К. я. были объектом изучения В. В. Болотова в рамках истории древней Церкви. П. В. Ернштедт издал копт. тексты из ГЭ и ГМИИ, ему принадлежат важные исследования в области копт. фонетики, морфологии и синтаксиса; одно из правил К. я. носит название «правило Штерна-Ернштедта». В исследовании копт. грамматики Ернштедт опирался на сочинения архим. Шенуте, следов., считал их, с одной стороны, отражающими норму живой речи той эпохи (они практически не испытали влияния греч. синтаксиса), а с другой - классическими, служившими эталоном для последующих авторов. Прекрасным знатоком копт. грамматики была А. И. Еланская ; она составила каталог копт. рукописей ГПБ (ныне РНБ), перевела многие копт. тексты. Важные работы по гностической лит-ре и переводы группы текстов из б-ки Наг-Хаммади принадлежат М. К. Трофимовой и А. Л. Хосроеву, издание и комментированный перевод гностических сочинений из т. н. Берлинского папируса (BG 8502) - А. С. Четверухину. Вопросами манихейства занимаются Е. Б. Смагина и Хосроев, к-рый также является знатоком пахомианского корпуса. На рус. язык Трофимовой переведена грамматика Дж. М. Пламли (2001), Четверухиным - грамматика Тилля (2007).

http://pravenc.ru/text/2057210.html

В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже. В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев. Чураковы Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую. Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека» «А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина). Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке: Портрет А.М. Горького, 1932 С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников. Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Он подробно исследует памятники архитектуры, росписи, верно определяет предназначение монументов, гробниц, которые оказались у него на пути, свободно цитирует античных авторов, которых знает превосходно, подмечает, где именно он встречает тот или иной памятник, позже попавший в его собственную коллекцию. Естественно, путешествуя по Нилу Норов не мог удержаться от покупки произведений древнеегипетского искусства. Его коллекция была не очень велика, однако в ней были и истинные шедевры, позже попавшие в коллекции Государственного Эрмитажа и российской Национальной библиотеки в Петербурге, Румянцевского музея, а позже — ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Статуя богини Сехмет, которую Норов ошибочно называет именем богини Нейт, купленная путешественником в Карнаке, стала первым монументальным египетским памятником в российских частных собраниях. Покупка, думается, была вдохновлена приобретением для Петербурга восхитительных сфинксов Аменхотепа III из храма в Ком эль-Хеттан, которые, прибыв в Петербург в 1832 году, не могли оказаться вне поля зрения А. Норова. Увы, отношение современников к этим памятникам сначала было неоднозначным: известно, что от вида сфинксов эмоциональные пожилые петербурженки падали в обморок, а статуя львиноголовой богини из храма Мут, привезенная в Петербург в 1837 году, оказалась, ненужная, под лестницей в здании Академии художеств. Выдающийся советский египтолог и многолетняя хранительница египетской коллекции Эрмитажа М.Э. Матье первая обратила внимание на замечательные строки записок А.О. Смирновой-Россет, касающиеся прибытия статуи в столицу: «В Египте Норова подстегнуло русское самолюбие, и он купил за 6000 франков Изиду, уложил ее на пароход и послал в Одессу… Из Одессы Изиду взвалили на сани и шестериком привезли в Питер. Жених (т.е. А. Норов, который в это время собирался жениться — В.С.) позабыл о ее существовании. Он жил тогда на втором этаже у Пантелеймона; человек его вбегает и говорит барину: „Наша Изида приехала на шестерике. Вот и письмо“.

http://bogoslov.ru/event/2883572

Патриарх прекрасно понимал, что попытка получить это здание может вызвать активный демарш со стороны музея, что принесет Церкви больше вреда, чем пользы. Уважая роль ГМИИ им. А.С.Пушкина как выдающегося очага российской культуры имеющего мировую известность и желая избежать ненужного конфликта, он предложил рассмотреть другие варианты. Далее коснулись проблемы укрепления православия на Украине. Подумав несколько мгновений, Святейший Владыка вдруг начал рассказывать о том, что в апреле 1992 г. на Архиерейском соборе РПЦ Филарет Денисенко ему в личном разговоре обещал, что, вернувшись на Украину, сложит полномочия. «Я к тому времени, - сказал Патриарх, - уже слышал от многих, что ему доверять нельзя, поэтому сказал: «Вы мне это лично сказали. Скажите также и всему Собору». Он тогда встал и пообещал всем, что сложит полномочия по возвращению на Украину. На следующий день (5 апреля) была литургия, потом трапеза и Филарет ни в чем не проявил недовольства или несогласия. А, вернувшись 6 апреля на Украину, объявил, что был на Голгофе». Далее мы говорили о кандидате от РПЦ в Общественную палату РФ и кратко отметили, что в текущем году исполняется десять лет со дня принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Закончив о делах, я, не без волнения, рассказал Патриарху о следующей своей идее. В Администрации накопилось более 200 его писем на имя Президента РФ, которые отражают содержание и динамику государственно-конфессиональных отношений на высшем уровне в современной истории Церкви и государства. В связи с этим хотелось бы обобщить этот опыт, статистически и содержательно его обработать. Он ответил, что вынужден был писать президентам России лишь тогда, когда иного пути решения церковных проблем не было. Таких трудноразрешимых проблем был непочатый край. Что было делать? Но, эта переписка сама по себе - уникальное явление, ранее такого во взаимоотношениях Предстоятелей Церкви и руководителей государства никогда не было… Я сказал, что хотелось бы тщательно проанализировать этот материал, обобщить, продумать выводы и оставить моему преемнику это ценнейшее документальное свидетельство эпохи.

http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-a...

Новое солнце — символ возрождения и бесконечности времени изображено в облике скарабея Хепри, движущегося к голове бога Шу, символизируя собой конец ночи, грядущий новый день и торжество жизни. За пределами пространства звездного неба иного мира, ограниченного руками Шу, сияет солнечный диск, в центре которого изображено Око бога Хора Уджат — один из основных символов возрождения в египетском искусстве. Таким образом, вся композиция — это версия финального, двенадцатого часа ночи согласно книге «Амдуат» — одного из важнейших текстов, описывающих пространство и феномены потустороннего пространства. Текст, сопровождающий виньетку, содержит восхваления Солнцу — Великому богу, господину неба, являющемуся в горизонте, а также богиням Исиде, Нефтиде и богу Анубису, которые возносит сам умерший жрец, «хвалимый в Карнаке». Молитвы Птаку и Сокару-Осирису, расположенные здесь же, призывают богов даровать умершему возможность и право покидать иной мир в облике юного сокола и плавать на ладье по водам иного мира, согласно своему желанию. Этот папирус является один из четырех в собрании РНБ и, одновременно, одним из самых интересных в российских собраниях. В коллекцию библиотеки он поступил как дар от Норова, что не удивительно, учитывая тот факт, что директором библиотеки в это время был известный нам А.Н. Оленин. Некоторое количество памятников из египетского собрания Авраама Норова попало в 1862–1864 годах в Румянцевский музей, к изданию коллекций которого он имел непосредственное отношение. Египетская коллекция этого музея, созданного в Петербурге, переведенного позже по приказу Александра II в Москву и расформированного в 1918 году, поступила в коллекцию недолго просуществовавшего под руководством В.М. Викентьева Музея-института классического Востока, а затем, в 1924 году — в ГМИИ им. А.С, Пушкина. Таким образом, крупнейшее московское собрание египетских древностей обогатилось несколькими очень значимыми памятниками, о большинстве которых Норов, к сожалению, не упоминает в своей книге.

http://bogoslov.ru/event/2883572

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Первый Всероссийский съезд египтологов Статья кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольги Владимировны Томашевич и кандидата исторических наук, научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгении Александровны Анохиной приурочена к празднованию в 2022 г. 200-летия дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном и посвящена событию столетней давности — Первому Всероссийскому съезду египтологов в Москве. 1920-е гг. явились для тогда еще молодой российской египтологии настоящим испытанием: умерли или уехали из страны многие ученые не только старшего, но и младшего поколений; порвались связи с западноевропейскими коллегами; чувствовалась острая нехватка специальной научной литературы — и все это на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, боровшейся за выживание. Несомненно, Первый Всероссийский съезд египтологов стал знаковым моментом в процессе формирования научного египтологического сообщества в СССР. Он был созван 17–20 августа 1922 г. по инициативе Всероссийской научной ассоциации востоковедения и Центрального института востоковедения в Москве. Авторы по имеющимся источникам восстанавливают события съезда (состав участников, список докладов и постановлений), которые показывают, что, несмотря на все трудности, египтология в России того времени активно развивалась и в обществе чувствовался интерес к культуре Древнего Египта. Статья 2022 год — особенный для одной из наиболее интересных наук о Древнем Востоке, для египтологии. 200 лет прошло с дешифровки гениальным французским ученым Ж.-Ф. Шампольоном древнеегипетских иероглифов. Древний Египет, тайны которого зачаровывали еще античных мыслителей, впервые открыл свои красивые тексты миру. Хотя в России открытие Шампольона стало известно быстро, рождение отечественной египтологии заметно задержалось, по сравнению с Западной Европой, в силу разных причин, в числе которых не только почти полное неучастие страны в колониальной политике по отношению к Востоку, но и отсутствие заинтересованности монарших особ . Школа истории Древнего Востока начала складываться в Санкт-Петербургском университете в начале ХХ в., основателем ее стал академик Борис Александрович Тураев (1868–1920) , неоднократно писавший об актуальности восточных штудий именно для России в силу ее географического положения. Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война нанесли страшные удары по русской интеллектуальной элите; в 1920 г. умирает совсем не старый Тураев, тяжело переживавший происходящее в стране и уход из жизни многих своих талантливых учеников. Но благодаря его преподавательской самоотверженности оставшихся учеников оказалось достаточно, чтобы его школа выстояла и в определенном смысле продолжала жить и сейчас.

http://bogoslov.ru/article/6194495

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010