Рассмотрим некоторые факты. Долгое время было принято считать, что прекратившийся выпуск монет на Боспоре в раннее Средневековье так и не возобновился 1414 . Однако крайняя редкость в Херсоне некоторых монетных типов (серии из монет двух номиналов с именем императора Маврикия Тиверия в легенде, со знаками стоимости D (4) и Н (8); монеты с именами василевса Ираклия и его сына, Ираклия Константина, с двухфигурной композицией на аверсе и фигурой с посохом, завершающейся хризмой, рядом со знаком стоимости Н (8) на реверсе; монеты с надчеканкой в виде монограммы из начальных букв имени Ираклия) при их преобладании на Боспоре заставляет внимательнее отнестись к предположению об их чеканке в оффицине Боспора в конце VI в. – 30-х гг. VII в., в период его нахождения в составе крымского дуката во главе с дуксом Херсона 1415 . В этой же связи следует обратить внимание на полуфоллисы (или фоллисы – судя по весу) Константа II и его сына – соправителя Константина IV (654–659) и бронзовые монеты конца VII – начала VIII в. с греческой литерой В, читаемой либо как «Воспор», либо как «Вардан», либо как обозначение номинала или года индикта 1416 . К настоящему времени известно не менее девяти монет Константа II с буквами К (20 нумий – полуфоллис или начальная литера имен Константа и Константина) и В на реверсе, причем большинство из них происходит из Керчи и ее окрестностей и лишь две – из Херсонеса 1417 . По мнению Вальтера Хана, поддержанному В.В. Гурулевой, все они были чеканены одной парой штемпелей и выпущены, скорее всего, в Херсоне 1418 . Однако не может не настораживать разность, и порой значительная, весового стандарта, а также чеканка экземпляра, хранящегося в ГМИИ им. A.C. Пушкина, иным штемпелем лицевой стороны, «что указывает на более многочисленный выпуск таких монет, чем можно было полагать ранее» 1419 . Следует согласиться c А.М. Гилевич, что сам факт находки таких монет в Херсоне не может служить надежным доказательством их местного выпуска, тем более некоторые экземпляры (например, из собрания И.И.Толстого) несут следы перечеканки, видимо, с фоллисов Ираклия, и встречаются в Восточном Крыму 1420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура правосл. великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на к-рый переносилось Б., была суббота Акафиста и что Акафист Пресв. Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Б. ( Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople//BZ. 1958. T. 51. S. 53-65). Все визант. памятники VIII и последующих веков называют Б. среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта. Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Под именами церковных писателей III-V вв. (святых Григория Чудотворца (PG. 10. Col. 1145-1169), Афанасия Великого (PG. 28. Col. 917-940), Григория Нисского ( Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII//Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539), Иоанна Златоуста (PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770), Прокла К-польского (PG. 65. Col. 679), Василия Селевкийского (PG. 85. Col. 425-452)) сохранился целый ряд праздничных слов на Б., но их подлинность сомнительна - так, по свидетельству еп. Ефесского Авраама (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Б. (BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54),- и обычно их датируют более поздним временем ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116). Сохранились также подлинные беседы на Б. свт. Софрония Иерусалимского (VII в.- PG. 87γ. Col. 3217-3288), свт. Германа Константинопольского (VIII в.- PG. 98. Col. 321-328), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.- PG. 96. Col. 648-661) и мн. др. более поздних св. отцов и церковных писателей. На Западе сведения о празднике Б. восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений зап. отцов Церкви и писателей известны слова на Б., приписываемые лат.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII - XVIII вв. (ГМИИ) Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII - XVIII вв. (ГМИИ) О мученической кончине И. Б. в Риме свидетельствуют Ориген, Евсевий и позднейшие церковные писатели. «Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа,- писал Евсевий.- Проходя по Асии под надзором строжайшей охраны, он в городах на остановках укреплял верующих беседой и увещаниями, уговаривал прежде всего беречься ересей, тогда только что явившихся на свет Божий, и убеждал крепко держаться апостольского Предания, которое он, идя на мученичество, счел необходимым закрепить письменно» ( Euseb. Hist. eccl. III 36). Описание страданий И. Б. сохранилось в 2 мартирологах - Антиохийском (V-VI вв.) и Римском (после V в.). Время ареста и осуждения И. Б. на мучительную казнь большинством исследователей датируется примерно серединой правления имп. Траяна и началом правления имп. Адриана , т. е. 107-118 гг. Это было время непродолжительного, но жестокого гонения на христиан - такое гонение произошло в М. Азии во времена Плиния Младшего и перешло в Сирию. Антиохийский мартиролог датирует гонение периодом пребывания имп. Траяна в Антиохии перед походом на Армению и Персию, т. е. примерно 113 г., этот же год указывает и Римский мартиролог (ок. 223-й олимпиады, т. е. 113-114). Согласно Евсевию, епископство И. Б. продолжалось с 1-го года царствования имп. Веспасиана (69-79) до 10-го года царствования имп. Траяна (98-117) («Пасхальная хроника» отмечает 107 как год мученичества И. Б.), однако датировка Евсевия подвергается сомнению. В то время как в Римском мартирологе говорится, что И. Б. осужден и казнен в Риме, в Антиохийском уточняется: осужден в Антиохии и казнен в Риме; визант. хронист VI в. Иоанн Малала сообщает о страдании И. Б. в Антиохии во времена правления имп. Траяна ( Ioan. Malal. Chron. P. 276), но это единичное мнение противоречит посланиям И. Б. И. Б. с радостью воспринял приговор и охотно отправился в крестный путь в Рим ( Ign.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПАЛАМА [Греч. Γρηγριος Παλαμς] (ок. 1296, К-поль - 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть XIV в. (ГМИИ) Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть XIV в. (ГМИИ) Основным источником сведений о жизни Г. П. является «Похвальное слово св. Григорию» ( Philotheus. Encomium), написанное его другом и учеником Филофеем Коккином , патриархом К-польским. «Похвальное слово» основано на офиц. документе, к-рый был составлен в результате расследования, предпринятого в 1363 г. по поручению Каллиста I , патриарха К-польского (PLP, N 10478). Проч. свидетельства современников о Фессалоникийском святителе могут быть разделены на 2 группы - сочинения его сторонников и противников. К 1-й относятся 2-я кн. «Истории» имп. Иоанна VI Кантакузина (PLP, N 10973; Cantacus. Hist.) и «Похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому Паламе» Нила , патриарха К-польского (PLP, N 11648; Nil. Const. Enc. Palam.). Ко 2-й - 11-я кн. «Истории» Никифора Григоры (PLP, N 4443; Niceph. Greg. Hist.), письма мон. Григория Акиндина (PLP, N 495; Greg. Acind. Ep.) - важнейший источник для периода споров Г. П. с мон. Варлаамом Калабрийским (PLP, N 2284) и Григорием Акиндином, а также его «Речь к Иоанну Калеке» (1343) о событиях, происшедших с нач. 1341 г. Важным источником сведений о жизни Г. П. и об окружавшей его политической и социальной действительности являются сочинения самого святителя, прежде всего его эпистолярное наследие - письма к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 200-312) и письма к разным лицам, в т. ч. 1-е и 2-е к брату Макарию (PLP, N 21550), к честнейшим старцам, к Филофею Коккину, 2 письма из плена (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 315-548), а также «Опровержение грамоты Калеки» (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 587-623) и «Опровержение послания Игнатия Антиохийского» (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Детство и учеба

http://pravenc.ru/text/168057.html

Христос, благословляющий Константина Багрянородного. Резьба по слоновой кости. Ок. 945 г. (ГМИИ) К. род. в 905 г., предположительно 17/18 мая ( Grumel. 1937. P. 63; Kazhdan, Cutler. 1991. P. 502) или 2/3 сент. ( Jenkins. 1965. P. 109; см. предполагаемые гороскопы К.: Pingree. 1973), и был первенцем имп. Льва VI Мудрого и его 4-й жены, Зои Карвонопсиды (Карвонопсины, букв. «Черноокой»). В предыдущих 3 браках у императора не было сыновей, что ставило под угрозу продолжение Македонской династии. Рождение К. омрачалось тем, что его мать, хотя и проживала во дворце, с церковно-канонической т. зр. не считалась законной супругой императора. Тем самым К., хотя и родился в Багряной палате Большого дворца (в Порфире), формально оказывался незаконнорожденным. По-видимому, именно для того, чтобы подчеркнуть его права на престол, за К. закрепилось прозвание «Багрянородный»: так называли только тех детей, которые рождались уже у царствующих императоров. Неопределенность статуса К. грозила резко осложнить политическое будущее не только его самого, но и всей империи. Ввиду исключительности ситуации патриарх Николай I Мистик согласился признать К. законным сыном Льва VI и полноправным наследником, но категорически потребовал от императора расстаться с Зоей. Это условие было выполнено, и 6 января 906 г. младенец был торжественно крещен патриархом в соборе Св. Софии. Восприемниками выступали брат и соправитель Льва Александр и высшие сановники. Вскоре, однако, Лев не только вернул Зою во дворец, но и сочетался с ней церковным браком (церемонию без разрешения патриарха совершил придворный пресв. Фома). Патриарх Николай Мистик немедленно наказал клирика, а императора отлучил от Церкви. Лев VI предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию на Соборе с участием представителей всех патриархатов. Ни на Рождество, ни на Богоявление 907 г. император не был допущен патриархом в Св. Софию. Отношения между ними накалились. После того как очередная попытка убедить Николая Мистика пойти на уступки потерпела неудачу, Лев VI обвинил его в связях с полководцем Андроником Дукой, поднявшим в это время мятеж на Востоке, и добился отречения патриарха от сана (февр. 907). Новым патриархом стал духовный наставник императора синкелл Евфимий II (I) . Собор с участием представителей папы Сергия III принял императора в церковное общение после его покаяния (в память об этом событии была создана мозаика в нартексе Св. Софии). Тем не менее конфликт вокруг 4-го брака Льва VI вызвал затяжной внутрицерковный раскол, продолжавшийся до «Объединительного Собора» 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Среди произведений искусства, найденных в Б., наибольший интерес представляют росписи, обнаруженные на стенах и в маленьких нишах почти половины построек. Среди сюжетов встречается история прор. Давида, цикл из 12-13 сцен (часовня 3). Сохранилась акварельная копия Кледа сцены «Битва Давида с Голиафом». Образ прор. Давида в окружении местных святых есть также в часовне 17. Часто встречающееся изображение псалмопевца в келлиях обители могло быть связано с правилом ежедневного прочтения Псалтири егип. монахами. Были также обнаружены изображения ветхозаветных пророков, сцены «Три отрока в пещи огненной» (часовня 30), «Богоматерь Млекопитательница» (часовня 42), «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов» (часовня 28), «Св. Сисиний на коне, поражающий копьем демона» (часовня 18). Дважды встречается символическое изображение Св. Церкви в виде женщины (погрудный портрет) в короне и нимбе, с надписью: « κκλησα», с потиром или Евангелием в руках (часовни 1 и 17). Особенно были распространены двухчастные композиции в апсидах часовен - в конхе «Теофания», на стене апсиды или ниши - «Богоматерь в окружении святых». Самая известная из них - роспись небольшой ниши (220 ´ 170 м), в верхней части к-рой изображен Христос во славе в окружении символов евангелистов, светил и архангелов. В нижней части - Богоматерь на престоле с Младенцем, апостолами и 2 местными святыми, в часовне 17 в нижней части росписи представлена «Богоматерь Оранта в окружении апостолов». В среде егип. монашества был обычай изображать почивших иноков вскоре по их кончине в часовнях некрополя. Ряды местных преподобных находились в часовне 28. Росписи Б., образец восточноэллинистического исторического стиля VI-VII вв., выполненные в технике клеевой живописи по гипсовой штукатурке, и в наст. время сохранили свежесть красок. Демонтированные ниши с росписями хранятся в Коптском музее Каира. По предположению Р. Д. Шуриновой, фрагмент копт. тканой завесы с изображением оранта (V-VI вв., ГМИИ им. А. С. Пушкина) происходит из Б. и является копией одной из росписей.

http://pravenc.ru/text/77688.html

Образ Г. в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546, фрески ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295), так и в иконописи (икона 80-90-х гг. XII в., ГТГ). На повторениях этой иконографии в кон. XVI-XVII в. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII в. из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)). С VI в. известны ростовые изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг.; мозаика в конхе апсиды ц. Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я пол.- кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Г. на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. IX в., на иконах XI и XII вв., напр. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и на др. Полуфигуры архангелов Г. и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто - «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Визант. музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках - сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Г. в медальоне рядом с Богоматерью известно на рус. иконах, связанных с почитанием рус. преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского мон-ря (нач. XV в., ГИМ), где изображен Г., молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению мон-ря, основанного учеником прп. Сергия - прп. Стефаном Махрищским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

V в.): Богоматерь с сосудом в руке стоит на коленях у источника. Она повернулась к ангелу, к-рый обращается к Ней. В следующем клейме Богоматерь и ангел изображены перед зданием с колоннами. Ангел, оборачиваясь к Пресв. Деве, указывает на небеса. Как и в росписи базилики Санта-Мария Маджоре, Богоматерь изображена в украшенном ожерельем платье, с непокрытой головой. На резной пластине слоновой кости трона (кафедры) архиеп. Максимиана (546-556, Архиепископский музей, Равенна) в сцене Б. Богоматерь представлена в одежде, традиц. для восточнохрист. мира,- в хитоне и мафории, покрывающем голову, в левой руке у Нее веретено и пряжа. Она сидит в кресле с высокой спинкой, справа к Ней приближается ангел. Правой рукой ангел благословляет, в левой держит жезл. Так же, с небольшим отличием в деталях (ладонь правой руки Богоматери раскрыта перед грудью, в левой Она держит конец пряжи, опускающийся в корзину, короткий жезл ангела увенчан крестом), изображена сцена на створке диптиха из слоновой кости (VI в., ГМИИ). В нижнем клейме створки находится сцена «Испытание Богоматери водой». На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.), к-рая располагается на полях по сторонам арки с таблицей канонов, впервые в сцене Б. появляется изображение стоящей Богоматери. На ампуле VII в. из собора в Монце (Италия) также изображена Богоматерь, стоящая перед престолом. Этот иконографический извод получил в дальнейшем распространение в средневек. искусстве. Благовещение у колодца. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502-1503 гг. Благовещение у колодца. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502-1503 гг. Схема, сложившаяся в раннехрист. период, не претерпела существенных изменений в визант., балканском и древнерус. искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. (миниатюры из рукописи Слова Григория Назианзина - Paris. gr. 510, 880-883 гг.; икона «Деисус и двенадцать праздников», XI-XII вв., мон-рь вмц.

http://pravenc.ru/text/149269.html

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов - икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд. Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации). Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

http://pravenc.ru/text/200309.html

Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд др. текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, напр. пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи ц. Кызылчукур (Каппадокия; 850-860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.) и мозаиках ц. Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (1037-1045) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «встреча Марии и Елисаветы», представлен в юж. апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского мон-ря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения. В XIII-XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы.

http://pravenc.ru/text/149527.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010