Gallon//Universitas: Dienst an Wahrheit und Leben. Mainz, 1960. Bd. 1. S. 466-477) или, по мнению Й. Земмлера, использовался т. н. смешанный устав (Regula mixta; см. в статьях Колумбан , Монашество ) (CCM. Vol. 1. P. 3-11). По мнению Фогеля, рукопись происходит из Бургундии или из того региона, к-рый находился под влиянием Люксёйского аббатства и по сути представляет собой прототип монастырских Consuetudines ( Vogel. 1986. P. 154). Несмотря на опровержение гипотезы о рим. истоках этого собрания, оно сохраняет свою ценность, поскольку отдельные чины в нем представлены в более архаичных редакциях, чем в собраниях A и B. Еще одно уникальное собрание происходит из аббатства Сент-Аман (Paris. lat. 974, IX в.). Оно было издано впервые Л. Дюшеном. Сам памятник помещен среди сочинений блж. Августина и включает OR 4 (месса), 30B (Triduum paschale и Светлая седмица), 21 (Великая литания), 39 (ординации), 43 (положение реликвий), 20 (служба Сретения (Пурификации) 2 февр.). Дюшен считал это собрание чисто римским, но уже Э. Бишоп признал, что он крайне галликанизирован ( Bishop E. Liturgica historica: Papers on the Liturgy and Religious Life of the Western Church. Oxf., 1918. P. 151-160). В наст. время принято относить это собрание к локальной традиции Сев. Франции первых лет правления Карла Великого ( Vogel. 1986. P. 152). Как отдельные памятники, сборники O. R. существовали относительно недолго: они имели хождение с VIII по XI в. (а практическое значение потеряли, видимо, еще раньше). С появлением в X в. комплексных литургических книг (Понтификала, Миссала, Ритуала) они были постепенно инкорпорированы в них (уставные указания размещены между текстами молитв и песнопений), а позже получили развитие в новых типах книг (Ординарии, Церемониале), а также в монастырских Consuetudines. Ярким примером является OR 50 (Ordo Romanus Antiquus), включенный Андриё в корпус, хотя по своей сути он представляет собой компиляцию более древних чинов (OR 13B, 24, 27, 28, 30A и B, 31, 32, 37A, 11 (обе части), фрагментарно OR 1).

http://pravenc.ru/text/2581497.html

(Ordines, Consuetudines и т. д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения Г. п., разнообразие к-рых относится к характерным признакам средневек. богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певч. книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX-XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и нек-рые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии ( Huglo. 1971) - каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности (см. разд. «Григорианский октоих»). Исторические документы эпохи средневековья - хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т. д.- включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории Г. п. в контексте церковной и социальной жизни зап. мира, о взаимосвязях григорианики с др. видами средневек. искусства и богословской мыслью того времени. История Раннее средневековье Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) На исходе патристической эпохи для Зап. Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певч. стилей (см. Амвросианское пение , Беневентанский обряд (разд. «Церковное пение»), Галликанское пение , Испано-мосарабское пение , Староримское пение ); попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени неизвестны. Распространение рим. богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в гос-ве франков династией Каролингов. Встреча папы Стефана II и кор. Пипина Короткого в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима. Во Франкское королевство были доставлены первые рим. богослужебные книги. В 760 г. брат короля еп. Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих рим. певч. корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757-767) отправил на Север не только рим. канторов, но и певч. книги - Антифонарий и Респонсориал (MGH. Epp. Т. 3. P. 529). В это время возникли певч. школы по рим. образцу, особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе г. Меца - главного города Лотарингии; рим. пение вводилось здесь уже во 2-й трети VIII в., при еп. Хродеганге († 766), возглавлявшем Франкскую Церковь. Расположение Меца в центре романо- и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певч. стиля на Восток и на Запад.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Es superfino notar cómo todas las funciones que actualmente se desenvuelven en este día eran en un principio celebradas exclusivamente en la noche sucesiva, la solemne vigilia de Pascua (nox sancta), madre de todas las vigilias cristianas, que terminaba al alba de la dominica. Esta es ya comentada en la Epistula Apostolorum, de la primera mitad del siglo II, y por la Didascalia, a principios del III, que traza todo el programa eucológico. Una tradición que San Jerónimo hace remontar a los apóstoles , quienes mandaban estar vigilantes hasta más allá de la media noche en espera de Cristo, porque El, a semejanza del ángel exterminador, habría vuelto en la noche de Pascua, est enim Phase id est transitas Domini. La vigilia, portante, se prolongaba durante casi toda la noche, de donde viene el nombre de pannuchia que se le dio en Oriente. Tertuliano hacía de esto motivo para apartar a la mujer cristiana de casarse con un infiel: Quis... solemnibus Paschae abnoctantem securus sustinebit? El pueblo se reunía en la iglesia hacia la puesta del sol; a vespera, dicen las Constituciones apostólicas; Eteria indica la hora de nona. Más tarde, para favorecer mayormente el concurso del pueblo, o quizá, mejor, para eliminar los inconvenientes a los cuales daba lugar una reunión nocturna tan prolongada, la Iglesia progresivamente anticipó las funciones a la tarde del Sábado Santo. Los más antiguos Ordines rornani (s.VIII-IX) indican la hora séptima u octava; las Consuetudines farfenses (s.XI), la hora de nona. Comenzando por el X OR (s.XIII), los libros romanos señalan la hora de sexta, que fue después conservada en el vigente Coeremoniale Episcoporum; pero prácticamente, desde hace al menos dos siglos, trasladada hasta la hora de tercia, es ahora reconocida oficialmente por el Código Canónico, que señala al mediodía el término de la Cuaresma. No se puede negar que estas sucesivas anticipaciones hayan creado un desconcierto, más aún, cierta contradicción, entre el misterio del día y las fórmulas litúrgicas que le han sido sobrepuestas. A pesar de esto, la Iglesia mantiene sus ritos, los cuales conservan siempre su razón histórica conmemorativa y todo su valor simbólico.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Ser. 4. 1927. Vol. 10. P. 195-263; Hofmeister P. Bischof und Domkapitel nach altem und nach neuem Recht. Neresheim, 1931; Hourlier J. Le chapitre général jusqu " au moment du Grand Schisme: Origines, développement, étude juridique. P., 1936; idem. L " âge classique: 1140-1378: Les religieux. P., 1973. (Histoire du droit et des institutions de l " Église en Occident; 10); Despy G. Notes sur le sens de capitulum//Archivum latinitatis medii aevi. Gen., 1947/1948. Vol. 20. P. 245-254; Marinus a Neukirchen. De capitulo generali. R., 1952; Damme J.-B., van. Genèse des Instituta Generalis Capituli//Cîteaux. 1961. Vol. 12. P. 28-60; Marton H. Initia Capituli Generalis in fontibus historicis Ordinis//Analecta Preamonstratensia. 1962. Vol. 38. P. 43-69; Knowles D. The Monastic Order in England: A History of its Development from the Times of St. Dunstan to the 4th Lateran Council, 940-1216. Camb., 1963 2; Semmler J. Ordines aevi regulae mixtae//Corpus consuetudinum monasticarum. Siegburg, 1963. T. 1/Ed. K. Hallinger. P. 1-104; Edwards K. The English Secular Cathedrals in the Middle Ages: A Constitutional Study with Special Reference to the 14th Cent. Manchester, 1967 2; Il capitolo speciale. Mil., 1967; Leclercq J. Die Generalkapitel von Cîteaux, von Cluny und bei den Dominikanern//Concilium: Theology in the Age of Renewal. 1972. Vol. 77. P. 523-527; Simmert J. Zur Geschichte der Generalkapitel der Kartäuser und ihrer Akten (cartae)//FS f. H. Heimpel z. 70. Geburtstag. Gött., 1972. Bd. 3. S. 677-692; Schieffer R. Die Entstehung von Domkapiteln in Deutschland. Bonn, 1976; Marchal G. P. Die Dom- und Kollegiatstifte der Schweiz: Einleitung//Die weltlichen Kollegiatstifte der deutsch- und französischsprachigen Schweiz/Hrsg. G. P. Marchal. Bern, 1977. S. 27-102; idem. Was war das weltliche Kanonikerinstitut im Mittelalter? Dom- und Kollegiatstifte: Eine Einf. und eine neue Perspektive//RHE. 1999. Vol. 94. N 3/4. P. 761-807; 2000. Vol. 95. N 1. P. 7-53; Duggan L. G. Bishop and Chapter: The Governance of the Bishopric of Speyer to 1552.

http://pravenc.ru/text/1470337.html

205. An poterat diem dominus ignorare, qui ipse de se dixit quia filius hominis dominus est sabbati? Мог ли Господь, сказавший Сам о Себе, что Сын Человеческий есть господин и субботы ( Мф.12:8 ), не знать этого дня? 206. Locum quoque etiam alibi designauit, cum sibi «structuras templi ostendentibus discipulis» diceret: Videtis haec omnia?Amen dico uobis, non relinquetur hic lapis super lapidem, qui non destruatur. В другом Евангелии Он также указал место! Когда ученики показывали Ему храм, Он сказал: Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено ( Мф.24:2 ). 207. De signo quoque interrogatus ab apostolis respondit: Videte ne seducamini. Multi enim uenient in nomine meo dicentes quod «ego sum Christus», et infra: Terrae motus, inquit, magni erunt per singula loca et famis et pestilentia terroresque de caelo et signa magna erunt. Itaque et personas expressit et signa. Признаки Он назвал также, предупреждая апостолов: Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что «это Я – Христос» ( Лк.21:8 ), и ниже: Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:8 ). Вот Он сказал и о людях, и о признаках. 208. Quo autem modo uel circumdaturos exercitus Hierusalem dicat uel implenda tempora gentium et quo ordine, euangelicae utique lectionis adtestatione reseratur. Sciuit ergo omnia. Евангельское чтение приводит Его описание, как воины окружат Иерусалим, как исполнятся времена язычников и в каком порядке 695 . Итак, Он знал всё. 17. 209. Sed quaerimus, qua ratione designare momenta noluerit. «Si quaeramus, inueniemus» non ignorantiae esse, sed sapientiae. Nobis enim scire non proderat, ut, dum certa futuri iudicii momenta nescimus, semper tamquam in excubiis constituti et in quadam uirtutis specula conlocati peccandi consuetudinem declinemus, ne nos inter uitia dies domini depraehendat. Non enim prodest scire, sed metuere, quod futurum est; scriptum est enim: Noli alta sapere, sed time.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Мф.1:9–11 .  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его 16 , перед переселением в Вавилон.» В четвертой книге Царств ( 4Цар.3 , 4Цар.8 ) 17 мы читаем, что от Иорама родился Охозия, по смерти которого Иозабет, дочь царя Иорама, сестра Охозии, похитила Иоаса, сына брата своего, и спасла его от убийства, которое было подготовлено Гофолией (Athalia «или»: Atholia). Ему [Иоасу] наследовал царство сын его Амассия, после которого царствовал сын его Азария, называющийся также Озия [или: Охозия], преемником которого был сын его Иоафам. Итак, ты видишь, что согласно с несомненным свидетельством о прошедших событиях в середине было еще три царя, которых этот евангелист пропустил, потому что Иорам родил не Озию, а Охозию, а также и остальных, которых мы перечислили. Произошло это несомненно потому, что евангелист имел в виду представить в разных отрезках 18 времени три раза по четырнадцать 19 родов, а к роду Иорама приметался род нечестивейшей Иезавели; поэтому род ее забывается до третьего поколения, чтобы не быть включенным в ряд участвующих в священном рождестве. Мф.1:12–15 .  По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова. Если бы мы захотели поставить Иехонию в конце предыдущих четырнадцати родов 20 , то в следующих четырнадцати 21 будет не четырнадцать, а тринадцать родов. Итак, будем теперь знать, что Иехония был прежде Иоакима и что этот последний был сыном, а не отцом [первого]; имя первого из них пишется через буквы: «с» и «т», а второго – через «сн» и «n»; и что вследствие ошибки писцов и отдаленности от нас времени их у греков и латинян произошло смешение [этих имен]. Мф.1:16 .  Иаков родил Иосифа. По поводу этого места император Юлиан поставил нам на вид разногласие евангелистов, – именно: почему евангелист Матфей назвал Иосифа сыном Иакова, а Лука [евангелист] назвал его сыном Илия ( Лк.3:23 ) 22 (Heli); он не понимал, что по обычаю, описанному в Писаниях (non intelligens consuetudinem Scripturarum), один был отцом ему по природе, а другой – по благодати. В самом деле, ведь мы знаем заповедь, данную от Моисея по повелению Божию, о том, чтобы, если брат или родственник умрет бездетным, то другой брат или родственник должен взять его жену для восстановления семени брата или родственника своего ( Втор.2 ). Об этом более подробно рассуждали Африкан, составитель летописей, и Евсевий Кесарийский в книгах: διαφωνας εαγγελων.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

редакциях и местных версиях; древнейший (Consuetudines antiquiores) был составлен скорее всего в первые годы настоятельства Одилона (ок. 990) и содержит только литургические указания (изд.: Consuetudines Cluniacensium antiquiores. 1983). В источниках, описывающих ранний этап становления К. к., подчеркивается, что клюнийцы уделяли особое внимание организации богослужения (о литургических традициях Клюни и др. монастырей К. к. см. в ст. Орденов католических обряды ). Сохранились 2 редакции сборника, к-рые использовались в аббатстве Сен-Бенинь в Дижоне и оказали влияние на жизнь мон-рей в Юж. Франции и Сев. Италии. Разные аспекты монастырской жизни описаны в «Liber tramitis» (Путеводная книга; изд.: Liber tramitis aevi Odilonis abbatis. 1980. T. 10), созданной во 2-й четв. XI в., при аббате Одилоне, и получившей окончательную форму в 50-х гг. XI в., когда трактат был отредактирован для использования в аббатстве Фарфа (долгое время текст считался уставом Фарфы). Более половины текста занимают литургические указания, однако в «Liber tramitis» приведено также детальное описание функций должностных лиц мон-ря, указания относительно одежды и пищи монахов, воспитания облатов и новициев и т. д. «Liber tramitis» оказала влияние на уставные порядки в мон-рях Рейнской обл. и Лотарингии. Чудо св. Гого I. Миниатюра из рукописи Paris. lat. 17716. Fol. 35. Рубеж XII и XIII вв. Чудо св. Гого I. Миниатюра из рукописи Paris. lat. 17716. Fol. 35. Рубеж XII и XIII вв. Другие описания клюнийских «обычаев» относятся ко времени аббата Гуго I. «Consuetudines» мон. Бернарда сохранились в 2 редакциях. В 1-ю (составлена между 1060 и 1075), предназначенную для аббатства Клюни, включены литургический раздел и трактат о монастырских должностях. В 70-х гг. XI в. эта редакция использовалась архиеп. Ланфранком при составлении уставных указаний для монахов соборного приората в Кентербери (Decreta Lanfranci monachis Cantuariensibus transmissa/Ed. D. Knowles. Siegburg, 1967. (CCM; 3)). По мнению Халлингера, 2-я редакция (Paris.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Бенедикта, фактически игнорировало его предписания о новициях. Папа Римский Григорий VII (1073-1085) в 1079 г. особо укорял аббата св. Гуго Великого, что клюнийцы не соблюдают правило о годичном испытательном периоде ( Greg. VII, papa. Reg. ep. VI 17//MGH. EpSel. T. 2. Fasc. 2. P. 423-424). По-видимому, в клюнийских мон-рях изначально не было ни отдельного помещения для новициев, о к-ром говорится в Уставе св. Бенедикта, ни особой должности наставника новициев, а упоминания о Н. фактически отсутствуют в клюнийской агиографии до нач. XII в. ( Constable. 1989; Cochelin. 1998). Если наряду с облатами в клюнийские мон-ри приходили взрослые конверсы , то их почти сразу принимали в число братии и далее обучали монастырской жизни через подражание др. монахам. Только во 2-й пол. XI в. из-за резкого увеличения числа желавших вступить в клюнийские мон-ри (в это время широкое распространение получила к тому же практика принесения монашеских обетов на смертном одре) монахи озаботились вопросом обучения новициев. С проблемой Н. связано появление 2 крупных сборников клюнийских обычаев (Consuetudines). В сборнике мон. Бернарда (составлен между 1060 и 1075) в послании, предварявшем описание клюнийских обычаев и адресованном аббату Гуго, говорится, что составитель предпринял свой труд ради новициев, к-рые спорили относительно обычаев Клюни ( Bernardi Ordo Cluniacensis//Vetus disciplina monastica/Ed. M. Herrgott. P., 1726. P. 134). Разным аспектам Н. посвящены главы 16-17, 19, 21-22. В сборнике зафиксировано, что продолжительность Н. и время принесения обетов обычно определялись аббатом или клаустральным приором (Idem. I 15//Ibid. P. 164). Второй сборник клюнийских обычаев был составлен Ульрихом (Удальриком) из Регенсбурга в 80-х гг. XI в. по просьбе аббата Вильгельма из Хирзау, который отказался принимать в свой мон-рь облатов и нуждался в пособии для новициев ( Udalricus. Antiquiores consuetudines Cluniacensis monasterii//Spicilegium sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant/Ed.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

I:5, 7). Стало быть, пресвитер есть тот же, кто и епископ (idem est ergo presiyter, qui et episcopus). И, действительно, прежде чем произошли в вере, по действию диавола, распри и начали говорить в народе: я Павлов, Я Аполлосов, я Кифин (1 Корф. I, 12), церкви управлялись общим советом пресвитеров. Но после... по всей вселенной определено было, чтобы один, избранный из пресвитеров, поставляем был выше прочих (superponetur ceteris)... Подумает кто-либо, что учение о том, что епископ и пресвитер одно и тоже (episcopum et presiyterum unum esse), и что одно из этих наименований есть наименование должности, а другое возраста, — есть учение не Священного Писания’ а наше собственное " " и далее блаженный отец отвечает отрицательно на этот вопрос, указывая в доказательство согласия своего учения о первоначальной тождественности епископов и пресвитеров Фил. 1:1: Деян. XX:17 и 28, Евр. XIII:17, 1 Тим. V, 1 — 2 и продолжает: «указываем на это для того, чтобы показать, что у древних пресвитерами были те же, которые были епископами; немного же позже... попечение обо всем было возложено на одного. Итак как пресвитеры знают, что они подчинены тому, кто предстоятель (praepositus) их по обыкновению церковному (ex Ecclesiae consuetudine), так и епископом да будет известно, что они выше пресвитеров, более по обыкновению, нежели по распоряжению Господню (magis consuetudine, quam dispositionis Dominicae veritate)».    Если после краткого обозрения святоотеческого учения по интересующему нас вопросу мы обратимся к соборным постановлениям, являющимся выражением веры все- ленской Церкви, то в них найдем ясно выраженное учение о трех именно степенях иерархии. Правда, соборы не решали теоретически вопроса о том, являются ли степени иерархии делом богоданной свободы самой Церкви, или же существуют по праву Божественному. Но, ведь было бы и удивительно встретить рассуждение подобного рода в соборных правилах, определявших общий строй и порядок церковной жизни. Совершенно однако несомненно, что все соборы согласно учат о различии, — и при том существенном, — между тремя степенями церковной иерархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Число 7 сделалось как бы специфически христианским числом, причем в некоторых случаях стало на место языческого числа 9. Были сделаны попытки проследить, когда именно и почему было отстранено число 9, которое еще Ириней принимал за священное. Было указано, в частности, почему западные христиане ввели поминовение умершего, вместо 9-го дня, как было у древних греков и римлян, в 7-й день 306 . Побуждением могли служить библейские примеры. В Быт. 50, 10 читаем: «и сделал (Иосиф) плач по отце своем семь дней». В книг сына Сирахова 22, 11 сказано: «плач об умершем – семь дней». На это соображение указывали и Августин, который в толковании на Быт. 50, 10 , писал: fecit luctum patri suo septem dies. Nescio utrum inveniatur alicui sanctorum in Scripturis celebratum esse luctum novem dies, quod apud Latinos Novemdial appellant. Unde mihi videntur ab hac consuetudine prohibendi, si qui christianorum istum in mortuis suis numerum servant, qui magis est in gentilium consuetudine. Septimus vero dies auctoritatem in Scripturis habet, unde alio loco scriptum est: Luctus mortui septem dierum (Ecclis. 23, 13). Septenarius autem numerus propter sabbati sacramentum praecipue quietis indicium est, unde merito mortuis tamquam requiescentibus exhibetur. Quem tamen numerum in luctu Iacob decuplaverunt Aegyptii, qni eum septuaginta diebus luxerunt. Было высказано и другое мнение. По нему, к перемене языческого обычая повело не то, что обратили внимание на отдельные места Библии . Эта перемена была вызвана, прежде всего, влиянием христианской недели. Не скажет ли безутешная вдова: «сегодня неделя, как он умер»? Более существенная причина заключалась в борьбе иудейско-христианского числа 7 с языческим 9 307 . Около 200 года представители христианства еще не высказались против числа 9, так как Ириней в слове Amen нашел число 99 (α=1, μ – 40, η=8, ν=50), т. е. число священное, напоминающее священное событие явления Господа Аврааму, когда последнему было 99 лет от роду ( Быт. 17, 1 ; срав. 17, 24); а число 99 составлено из 9 308 . Но около времени Константина Великого обнаружился антагонизм христиан против 9, которое весьма часто встречалось в языческой религии и мифах. Это обнаружилось уже в словах Иеронима: noni mensis numerus numquam in bonam partem legitur 309 , и еще: nonum mensem non in bonum accipi 310 . Если же были объявлены под опалой 9 месяцев, то этим затрагивалось число 9 вообще 311 . Одною из замен этого числа и явилось христианское 7 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010