Монастырское начальство, между тем, наводило справки о пришедшем и разузнавало, что он за человек: не злодей ли, который думает укрыться в монастыре от кары закона, и не раб ли, убегающий в монастырь от своего господина (1). Когда справки о личности пришедшего в монастырь оказывались благоприятными для него, а испытание обнаруживало, что, в виду подвигов монашества, он способен навсегда отречься от плотских родителей (renuntiare parentibus suis – 1; ποτξασϑαι τος αυτο πατρσι κατ σρκα – 3) и презреть блага мира (contemnere facultatem – 1), – что прилежит к молитве (aptum od orationem) и, вообще, годен для всякого дела (τον νϑρωπον τοιμν ν παντ πργματι – 3); тогда усиливалось подготовление брата к достойному вступлению в монастырь. Его осведомляли относительно будущих его обязанностей в общине: учили, что он должен соблюдать и исполнять (quas servare debeat et facere–1), указывали, в чем будешь состоять его послушание, возможное и в церкви (in collecta omnium fratrum – 1, τς μεγλης συνξεως – 3) и на дому монастырском, в который он будет определен (in domo cui tradendus est – 1), и на братской трапезе (uescendi ordine – 1; τς στισεως – 3), и проч. Осведомленный во всех частностях правил монастырского общежития, приученный к надлежащему исполнению назначенного послушания и вообще «совершенный во всяком деле блазе» (perfectus in omni opere bono – 1; ρτιος ν παντ γαϑ – 3), брат причисляется, наконец, к инокам монастыря (fratribus copu-lemur – 1). В чем же состояло это причисление? Какими обрядами оно сопровождалось? По тексту правила преп. Пахомия, двумя действиями наглядно выражалось причисление нового подвижника к монастырскому братству: 1) переоблачением брата из мирских одежд в монастырские и 2) введением облачённого в монашеские одежды брата в молитвенное собрание монашествующих обители. На первый акт указывают нам все тексты, когда единогласно утверждают: tunc nudabunt eum vestimentis saecularibus, et induent habitu monachorum – 1, κδσουσιν ατν τ κοσμιχ μτια, κα νδσουσιν ατν τ σχμα τ ποτακτικν – 2, κδσουσιν ατν τ κοσμικ μτια, νδσουσιν δ ατν τ ρμα τ ποτακτικν – 3, κδσουσιν ατν τ σχμα τ ποτακτικν – 4. На второй акт указывает только текст Иеронимовской редакции правила. Из этого текста видно, что лица, совершавшие переоблачение брата из мирских одежд в монашеские, передавали его, после того, вратарю. Этот последний вводил брата в церковь во время общей монастырской молитвы (orationis tempore). В церкви брат занимал определенное и, вероятно, заблаговременно отведенное ему место (sedebitque in loco).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Cain et A. De Cain et Abel epist. ex. c. Epistulae extra collectionem episl. Epistulae Exameron exc. fr. De excessu fratris Satyri exh. u. Exhortatio uirginitatis exp. Luc. Lxpositio Euangelii secundum Lucam exp. ps. 118 Expositio psalmi CXVIII expl. ps. Explanatio super psalmos XII expl. symb. Explanatio symbol i De fuga saeculi Gesta concili Aquileiensis De Helia et ieiunio Hymni w/ De Iacob et uita beata incarn. De incarnationis dominicae sacramento inst. u. De institutione uirginis interp. Iob. De interpellatione Iob et Dauid Ioseph De Ioseph De Isaac uel anima De mysteriis De Nabuthae obit. Th. De obitu Theodosii obit. V. De obitu Yalentiniani De ofhciis paenit. De paenitentia parad. De paradiso De patriarchis De sacramentis Sermones spir. s. De spiritu sancto De Tobia uid. De uiduis uirgb. De uirginibus uirgt. De uirginitate Amnianus Marcellinus res gest. Res gestae Augustinus Hipponensis bon. coniug. De bonis coniugibus ciu. dei De ciuitate Dei conf. Confessiones con. Iul. Contra Ioulianum episl. Epistulae haeres. Aduersus guingue haereses de nuptis De nurtüs el concupiscentia Aulus Gellius noct. att Noctes Atticae Cod. Theod. Codex Theodosianus Epicurus epist. ad Moenic. Epistula ad Menoeceum fr. Fragmenta sent. Ratae sententiae Herodotus hist. Historiae Hieronymus Stridonensis adu. Iou. Aduersus Iouinianum epist. Epistulae hom. hebr. Liber inlerpretationis hebraicorum nominum Homerus Od. Odissea Irenaeus Lugdunensis haer. Aduersus haereseis Lactantius diu. inst. Diuinae lnstitutiones mort. De morte persecutorum Origenes in Rom. Commentarii in Romanos Quidius amor. Amores fast. Fasti met. Metamorphoses Paulinus Mediolanensis uita A. Vita Ambrosii Philo Iudaeus fug. et inu. De fuga et inuentione leg. alleg. Legum Allegoriae sacrif. De sacriticiis Abelis et Caini Mos. De uita Mosis Philostorgius hist. eccl. Historia ecclesiastica Plautus trucul. Truculentus Possidius uit. Aug. Vita Augustini Plutarchus Is. et Os. De Iside et Osiride Prudentius perist. Peristephanon

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В 1622 г. М. издал 3-ю книгу, посвященную защите правосл. иерархии,- «Elenchus pism uszczypliwych, przez zakonniki zgromadzenia wileskiego w. Troyce wydanych, napisany przez zakonniki cerkwie Zejscia w. Ducha» (Опровержение язвительных писем, изданных монахами виленской общины Св. Троицы, написанное монахами церкви Сошествия Св. Духа). Острие критики М. направляет в этот раз против униат. брошюры «Письмо монахам виленского монастыря церкви Св. Духа». В конце он опубликовал «Апендикс. На экзамен Обороны Оправдания». Фактически автор подвел итог полемике по вопросу о легитимности восстановленной правосл. иерархии. Он углубил тезисы об отступничестве униат. иерархов от церковных канонов и норм нравственности. В сочинении много говорится об исповедническом подвиге братии виленского Свято-Духова мон-ря. М. защищает антиуниат. действия казаков, к-рые с оружием в руках обороняют веру «хлопов». Он восхваляет «рыцарские» победы казачества и политику гетмана П. К. Сагайдачного. Предупреждением униатской партии прозвучал сюжет о «коварных» действиях Кунцевича по насаждению унии. Интересны экскурсы М. в ситуацию, сложившуюся в многоконфессиональном Вильно и др. городах, критические замечания о недостатках церковной жизни того времени. Писатель мастерски использует приемы ораторского искусства: аффектацию, риторические вопросы, анафоричность, нанизывание синонимических рядов. Публицистичность усилена за счет активного использования, как и в предыдущих сочинениях, пословиц и народных выражений. В ответ на «Эленхус...» игумен мон-ря Св. Троицы в Вильно Антоний Селява опубликовал «Antelenchus» (Антиопровержение) (Вильно, 1622). Автор защищает унию, критикует «еретические учения», осуждает действия запорожского казачества. В нач. 1623 г. была издана брошюра «Justificacia niewinnoci do najwyszej i pierwszej po Panu Bogu swej zwierchnoci i zarzdzona od nowo legitime podniesionej hierarchiej . Cerkwie Ruskiej» (Обоснование невиновности по отношению к высшему и первому после Господа Бога своему верховенству и установленной законно новорукоположенной иерархии святой Церкви Русской). Эта небольшая брошюра адресована кор. Сигизмунду III. От имени правосл. епископов ее подписал митр. Иов (Борецкий), но автором, несомненно, был М. В произведении доказывается легитимность правосл. иерархии и ее лояльность королю и Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

60 Альфонс Лигуорио писал против злоупотреблений папства. Иезуиты хотели скрыть это его сочинение, но оно издано в свете в Германия. 61 См. мое сочинение: «Разности Церквей в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице» стр. 82–96. В протесте парижского архиепископа против провозглашения догмата о непорочном зачатии важно то, что он. Во-первых, отрицает правоспособность церкви (разумей папы) возводить частные мнения в общеобязательные догматы, чем и заявил свой протест еще и против последовавшего затем определения о непогрешимости папы, а во-вторых, ссылаясь в своем протесте на влиятельнейших и известнейших богословов своей церкви, представляет не свое только мнение, а целой корпорации лиц. 63 Кроме того парижский университет находил у Фомы целый ряд заблуждений, к числу которых относится и его учение о папской непогрешимости. Ianus стр. 237. 64 Иоанн Непомук вымышлен иезуитами с целью, чтобы им заслонить Иоанна Гуса, к которому чехи относятся с почтением, как мученику за истину. Так как действительный Непомук, утопленный в реке в 1393 году не мог быть выдан за святого, потому что жизнь его и причина смерти, хорошо были известны, то оо. иезуиты выдумали другого Иоанна Непомуку, казненного будто бы в 1383. Но строгие исторические изыскания другого Непомука не обретают в летописях. См. об этом сочинение Юрия Анненкова: Сказание о чешском святом Иоанне Непомуке. СПБ., 1877. Также сочинение на чешском языке: Legenda o su. Janu Nepomuckem, kriticky abjasneda od Dra O. Abela. esky podal Vaclav Bambas.1864. 65 Некто Lempens в своей брошюрке: «die Besiegung des Papsthums» – как единственное средство разрушить папизм предлагает поженить всех католических священников. 66 Об иезуитах и их морали мы имеем весьма основательно, по сочинениям же самих иезуитов составленное, сочинение Юрия Самарина: «Иезуиты и их отношения к России». Сочинение это осталось без ответа со стороны обличаемых. Можно также рекомендовать сочинение священника М. Морошкина: «Иезуиты в России» 2 ч. – сочинение, составленное весьма обстоятельно по архивным документам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

9474 The emphasis throughout this prayer on the unity of believers probably points to a need for unity among believers in, and in the proximity of, John " s audience (cf. Käsemann, Testament, 57). 9475 Cf. Minear, «Audience,» 345, 348. 9476 Robinson, Coming, 179, thinks this the Johannine equivalent of worldwide evangelism in Mark 13:10 ; Matt 24:14. 9477 Sectarian groups tend to be cohesive; for comparison and contrast between unity here and that in the Qumran Scrolls, see de Wet, «Unity.» 9478 This is not to attribute to Greeks an individualistic concept that transcended group loyalties; see Martin, «Ideology.» 9479 Heraclitus Ep. 9; Babrius 15.5–9; Herodian 3.2.7–8; Yamauchi, Archaeology, 164–65; Ramsay, Cities, 115; cf. Dionysius of Halicarnassus R.A. 1.36.2–3; Rhet. ad Herenn. 3.3.4; Gen. Rah. 34:15. 9480 E.g., Dionysius of Halicarnassus R.A. 7.53.1; Livy 2.33.1; 5.7.10; 24.22.1, 13, 17; Seneca Ep. Luci1. 94.46; Musonius Rufus 8, p. 64.13; Maximus of Tyre Or. 16.3; Menander Rhetor 2.3, 384.23–25; some thinkers even applied this globally (cf. Whitacre, John, 417; Keener, Revelation, 341). In early Christianity, cf. 1Cor 1:10; 11:18–19 ; Phil 2:1–2; 4:2 . 9481 Babrius 85. 9482 Valerius Maximus 2.6.8 (spoken to children and grandchildren by one about to die, as in testaments). 9483 E.g., Homer I1. 1.255–258; Livy 2.60.4; 3.66.4; Sallust Jug. 73.5; Herodian 8.8.5; Babrius 44.7–8; 47. 9484 E.g., Homer Od. 1.369–371; Iamblichus V.P. 7.34; 9.45. 9485 E.g., Sallust Jug. 73.5; Plutarch Sulla 4.4; 7.1; Aulus Gellius 6.19.6; Cornelius Nepos 7 (Alcibiades), 4.1; 25 (Atticus), 7.1–11.6. 9486 See esp. Winter, Philo and Paul, passim. 9487 E.g., Aulus Gellius 17.4.3–6; Plutarch Cimon 8.7. Note the need for self-defense in most of Terencés prologues (e.g., Lady of Andros 1–27; Self-Tormentor 16–52; Eunuch 1–45; Phormio 1–23; Mother-in-Law 1–57; Brothers 1–25) and in Phaedrus 2.9.7–11; 3.pro1.23; 4.pro1.l5–16. 9488 See Valerius Maximus 4.2 passim. 9489 For the parallelism, see, e.g., Brown, John, 2:769; Appold, Motif, 157, though the alleged parallel between 17and 17is unconvincing.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

5796 One reason listed by ancients for (human) punishment was to teach a criminal not to repeat his crime (Aulus Gellius 7.14.2). Enduring a present evil was also better than facing a worse one (Phaedrus 1.2.30–31), which might be threatened (Homer Od. 18.107). On lameness as a judgment, see t. Ber. 6:3; p. Ber. 9:1, §16; cf. comment on John 9:2 . 5797 Theissen, Stories, 110, cites Epid. inscr. 7. 5798 Cf. Sir 19:13 . One who repents but sins again has not truly repented ( Sir 34:26 ; cf. m. Yoma 8:8–9). 5799 Whitacre, Polemic, 115; pace Bernard, John, 2:402, who wrongly regards the intention as benign in both instances; Beck, Paradigm, 90, sees him as a positive witness, but Metzner, «Geheilte,» is correct that he must be a witness against Jesus (in contrast to the man in John 9 ). Ancient ethics despised ingratitude (e.g., Seneca Ep. Luci1. 81.1,28; Rom 1:21 ; 2Tim 3:2 ; " Abot R. Nat. 46, §128 B). 5800         E.g., p. Meg. 1:6, §2. 5801 Sanders, Jesus to Mishnah, 18–19. 5802 See CD 10.14–11.18, prohibiting talk of work (10.19) and the lifting of dust (11.10–11); cf. Josephus War 2.147–149, prohibiting even defecation; Jub. 50:1–13 and comments in Finkelstein, Making, 205–11; 4Q251 frg. 1; 4Q265 frg. 7, 1.6–9); those who forgot the Sabbath were apostate (1Q22 7–8; Jub. 1:10). Some argue the Scrolls represent broader Jewish tradition before Akiba (Kimbrough, «Sabbath»), but parallels in Philo may suggest that the more lenient customs, while not universal, predate the Tannaim (see Belkin, Philo, 192–203). 5803 Contrast pagans who associated the Sabbath and fasting (e.g., Martial Epigr. 4.4.7; Suetonius Aug. 76; Strabo 16.2.40), perhaps confusing the Sabbath with Yom Kippur. 5804 See Sanders, Jesus to Mishnah, 18; idem, Judaism, 367, citing CD 12.3–6. 5805 See Sanders, Jesus to Mishnah, 22–23,90; idem, Jesus and Judaism, 266. Even among the rabbis, divergent opinions flourished (e.g., t. Šabb. 16:22; b. Šabb. 5b, bar., early second century), including in probably first-century houses-debates (r. Šabb. 16:21; cf. b. Šabb. 18b).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

5628         2 Bar. 70:2; 4 Ezra 4:30–32; Gen. Rab. 83:5; Rev 14:15. Cf. Bultmann, John, 197, on the eschatological missionary harvest here. 5629 Cf. also Jub. 25:11; 1 En. 87:2; Exod. Rab. 21(third-century Palestinian tradition); Esth. Rab. 9:1; Pesiq. Rab. 8:5, though the expression becomes much rarer in later than in biblical Hebrew (Diez Merino, «Sintagma»); in other Semitic texts, see, e.g., ANET 132, 151 (AQHT A.5). «Behold» (ιδο) is frequently Semitic (it appears over a thousand times in the LXX) but appears often enough in Koine without Semitic influence (e.g., Epictetus Diatr. 3.24.75; 4.8.31). 5630 Other early Jewish traditions more frequently applied the image to the law (4 Ezra 3:20; 9:31–32; 2 Bar. 32:1; b. Ta c an. 4a; Pesiq. Rab. 3:2). 5633 E.g., Bernard, John, 2:380; MacGregor, John, 113; Michaels, John, 58 (Michaels allows that the saying can be applied in various ways). 5634 With Brown, Community, 188; Witherington, Women, 61; Boers, Mountain, 184–85; Beck, Paradigm, 74, 76. On the level of the Johannine community, Cullmann, Church, 192 (followed by, e.g., Simon, Stephen, 36), suggests that the evangelist refers to Hellenist missionaries advancing the Gentile mission. Harvest was one of the rare activities so urgent as to be done during noonday heat (Virgil Georg. 1.297–298; cf. the «sowing» at noon in 4:6). 5636 Whitacre, John, 112 (mentioning John and Peter; the Philip is a different one–Acts 1vs. Acts 6:5). 5639 Faith in Jesus» «word» is the goal (e.g., 2:22; 4:50; 15:7) but in one sense is normally mediated to prospective believers through believers (17:20). 5641 Homer I1. 9.199–220; Od. 1.118–120, 123–124; 3.345–358; 4.26–36; 9.176; Euripides Cyc1. 125, 299–301; E1. 357–363; Demetrius 3.157. 5642 E.g., Rhet. ad Herenn. 3.3.4; Cicero Off. 2.18.64; Part. or. 23.80; Ovid Metam. 10.224; Epictetus Diatr. 1.28.23; Socrates Ep. 2; Apuleius Metam. 1.26. 5643 In traditional Middle Eastern cultures today, see Eickelman, Middle East, 234–36; Herzfeld, «Hospitality,» 78–79.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

3566. Иасон обещал Антиоху записывать иерусалимлян антиохийцами (см. 2 Макк. 4:9). – Примеч. ред. 3567. Ср.: uita A. 27. 3. 3568. Это письмо было написано в 390 г. в связи с убийством тысяч горожан в Фессалониках готскими наемниками императора Феодосия, после того как в ходе городского восстания горожане убили готского полководца (см. об этом: Руфин, hist. eccl. 11. 18: uita А. 24–25; Созомен, hist. eccl. 7. 25). О покаянии императора Феодосия свт. Амвросий говорит в obit. Th. 34. – Примеч. ред. 3569. Ср.: Гомер, Od. 12. 173–177. 3570. Ср.: Иез. 3:18. 3571. Ср.:2 Цар. 12:1–4. 3572. Ср.:2 Цар. 12:13. 3573. См.:2 Цар. 24:10. 3574. На самом деле пророк Гад. 3575. В Священном Писании сказано «семь лет», но здесь для риторики свт. Амвросий говорит «три кары, три года, три месяца, три дня». – Примеч. ред. 3576. Ср.: Иов. 31:33. 3577. Согласно Феодориту Кирскому (см.: hist. eccl. 5. 17), было убито семь тысяч человек. 3578. По–видимому, к императору Константину Великому. 3579. См.: Ос. 6:6. 3580. Император Валентиниан I. Другие переводчики (см.: Banterle. Р. 241, not. 10; Liebeschuetz. Р. 269) понимают под «отцом Грациана» самого Феодосия, считая, что у него был младенец сын, умерший незадолго до этого письма. Таким образом, напоминание об умершем сыне является указанием на гнев Божий за расправу над Фессалониками. – Примеч. пер. 3581. Написано в 380 г. 3582. Первые две книги трактата свт. Амвросия «О вере». 3583. Трактат свт. Амвросия «О Святом Духе». 3584. Письмо написано в 386 г. В нем свт. Амвросий показывает, как определяются дни Пасхи в Александрийской Церкви, и утверждает, что празднование Пасхи в следующем, 387 г., не противоречит древнему обычаю. Сомнение вызывало то, что празднование было назначено на 25 апреля, а этот день, по мнению римского епископа Сириция, возможно, желавшего возродить 84–годичный цикл древней Римской Церкви, уже оказывался за пределами месяца нисана. Не­которые исследователи (Б. Круш, Э. Шварц) считали, что письмо не принадлежит свт. Амвросию и написано позже, в VI в., потому что в нем якобы используются аргументы сочинения Дионисия Малого (525). Однако М. Цельцер считает его подлинным (см.: Zelzer. Р. CX–VIII,a также: Zelzer М. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4. Jahrhunderts/Wiener Studien. 1978. 91. S. 187–204), показывая, что и свт. Амвросий, и Дионисий Малый пользовались пасхальными таблицами александрийского патриарха Феофила (385–412).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Pisano 15 Junia 1718 г. Podpisali si znayduicy si naówczas w Peterzburgu biskupi: Stefan, metropolita Kazaski i Muromski, Barnaba, Chomogorski i Waski, Teofan, arcybiskup Pskowski, Karwski i Izborski. Druga odpowiedz na pismo Sorboskiey Akademii do Rossyiskich biskupów o poczeniu Rossyiskiego Koscioa z Rymskim Zaczyna si ona obszern pochwa Sorboskiey Akademii; daley za nastpuicego iest brzmienia: Pismo wasze z naleyta czci przyilismy i, poznawszy z niego Sorboskich nauczycielów, iak lwów z pazurów, mdro ich i nauk godn bydz takowych mów przyznaiemy. Lecz, rostrzsnwszy pilniey one pismo, nic w niem, prócz oznaków miosci i dobrego yczenia, nie znalezlismy. Radzi nam czcigodne Sorboskie Towarzystwo mie staranie o ziednoczeniu Koscioa Rossyiskiego z Rymskim, zachcaie ku temu sowami Apostoa ieden iest Bóg, iedna wiara, ieden chrsest; oraz wyraa, i ku takowemu ziednoczeniu nie masz u nas istotnych przeszkod, iakie si u protestantów i innych chrzesciaskich zgromadze znaydui. Albowiem midzy nami i Lacinnikami iest zgoda w wielu artykuach wiary, iako to: o iednosci Boga we trzech osobach, o iednosci osoby a podwoyney w Chrystusie nature, o grechu pierworodnym, o odkupieniu przez Jezusa Chrystusa, o asce i iey do wszelkiego dobrego dziea potrzebie, o siedmiu Sakramentach, o bezkrwawney oflere i istotney w niey przytomnosci Chrystusa pod postaciami chleba i wina, o oddawaniu Jemu w Ewcharystyi naywyszey czci, latria zwaney; take, o wzywaniu niepokalaney i przebogosawioney Panny Maryi i Switych, z Chrystusem w niebie panuicych, o czczeniu relikwiów i switych obrazów, do samych switych odnoszcém si, o pomocy, iak przynosiemy umarym przez modlitwy, iamuny i sprawowanie nayswitszey bezkrwawney ofiary; take, o wadzy, któr ma Koseio stanowi prawa, obowizuice wszystkich wiernych, iakie si o postach i wstrzymaniu si od misa w niektóre przez Koscio oznaczone czasy; take, o ksigach pisma S., przez Boga natchnionych, i switych Koscioa podaniach, iako naypierwszych wiary prawidach; nakoniec, o Kosciele, który w symbole wyznaiemy hydz iedynym switym Katolickim i Apostolskim, widomym naywyszym i nieomylnym, w decyzyi wszelkich do wiary nalecych sporów, sdzi, zewntrz którego nie masz nadziei zbawienia.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3255 E.g., Sophocles Searchers 212–215 (Sei. Pap. 3:44–45); Euripides Antiope 69–71; Pirithous 22–24 (Sei. Pap. 3:124–125); Virgil Aen. 1.28; Ovid Metam. 2.714–747; 3.1–2, 260–261; 4.234–244; 5.391–408; 10.155–219; 14.765–771; Achilles Tatius 1.5.5–7; Apuleius Metam. 6.22; Apollodorus 3.8.2. On very rare occasions a mortal escaped, outwitting the deity (Apollonius of Rhodes 2.946–954). 3257 E.g., Josephus Ag. Ap. 2.244–246,275; Athenagoras 20–22; Theophilus 1.9; Ps.-Clem. 15.1–19.3. 3258 E.g., Euripides Bacch. 94–98; Appian R.H 12.15.101; Ovid Metam. 3.261–272, 280–309; 4.416–530. 3259 E.g., Euripides Hipp. 1–28,1400–1403 (because deities desire honor, Hipp. 8); Apollonius of Rhodes 3.64–65. 3263 E.g., Ovid Tristia 1.2.4–5. Even if Homer authored both the Iliad and the Odyssey, it remains noteworthy that the former portrays a much less harmonious pantheon; later Roman sources (e.g., the Aeneid) also portray their deities more favorably than the Iliad. 3264 Odysseus in Euripides Cyc1. 606–607. In prayer, pagans often piled up as many names of the deity they were entreating as possible (e.g., Homer I1. 1.37–38, 451–452; 2.412; PGM 4.2916–2927; Cleanthes» Hymn to Zeus; more restrained, ILS 190) and reminded a deity of favors owed, seeking an answer on contractual grounds, as many ancient texts attest (e.g., Homer Il. 1.39–41; 10.291–294; Od. 1.61–62,66–67; 4.762–764; 17.240–242; Apollonius of Rhodes 1.417–419; Virgil Aen. 12.778). 3265 E.g., Pliny Nat. 2.5.17; Seneca Dia1. 7.26.6; Nat. 2.44.1–2.45.1; Maximus of Tyre Or. 5.1; 35.1. 3268 Cf., e.g., Diogenes Laertius 7.1.134, 148; Seneca Nat. 1.pref.13. Pantheism was also more widespread (cf. Virgil Georg. 4.221–222, 225; Aeschylus frg. 34, from Clement of Alexandria Stromata 5.14, p. 718; Aeschylus LCL 2adds Philodemus On Piety 22). 3270 Frequently, e.g., Epictetus Diatr. 2.1.25; cf. the identification also in Ps-Aristotle De mundo (according to Grant, Gods, 78). 3271 E.g., Chariton 3.3.16; Plutarch Isis 1, Mor. 351DE; T. T. 8.2.4, Mor. 720A. Cf. Plato Alcib. 1.124C: Socrates spoke of his guardian (επτροπος) as θες.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010