5921 E.g., Josephus Ag. Ap. 1.58–59. 5922         Let. Aris. 131–132, 156–157; see further Longenecker, Paul 54–58; Davies, Paul 27–29. Cf. Xenophon Mem. 4.3.13; Diodorus Siculus 12.20.2; Cicero Nat. d. 2.54.133–58.146; Seneca Benef. 6.23.6–7; Plutarch Isis 76, Mor. 382A; Epictetus Diatr. 1.6.7, 10; 1.16.8; 2.14.11; Heraclitus Ep. 4; Theophilus 1.5–6. 5923 Other messianic claimants also appealed to promised signs as testimony of their identity (Talbert, John, 128, cites Josephus Ant. 18.85–87; 20.97,167–172). 5924 In Johannine theology, those who did see him through Jesus would be transformed, both spiritually in the present (1 John 3:6) and physically eschatologically (1 John 3:2). 5925 E.g., Exod. Rab. 41:3; see the source in Exod 19:9,11; 24:10–11. Philosophers spoke of hearing and seeing God through reason (cf. Maximus of Tyre Or. 11.10). 5926 «Thunders» in Exod 19LXX is «sounds» or «voices» (φωνα). A later tradition even says this voice raised the dead (Tg. Ps.-J. on Exod 20:15/18). 5927 Dahl, «History,» 133; cf. also Borgen, Bread, 151; Brown, John, 1:225; Schnackenburg, John, 2:52; Whitacre, Polemic, 68; see comment on 6:46. Against the bat kol here, see Odeberg, Gospel, 222. In Pirqe R. E1. 11, Torah shares God " s image; see comment on 1:3. 5928 Odeberg, Gospel, 223–24. Greeks told stories of gods unrecognized among mortals, as Jews did of angels (see, e.g., Homer Od. 1.105, 113–135; 17.484–487; Ovid Metam. 1.212–213; 2.698; 5.451–461; 6.26–27; 8.621–629; Pausanias 3.16.2–3; Heb 13:2; cf. Gen 18 ; Tob 5:4–6,12; 9:1–5; Philo Abraham 114). 5929 Whitacre, John, 137, may be right to see polemic against mystical Judaism here; but we can account for the text sufficiently on the basis of any Torah-observent Jewish circles. 5930 See Philo Confusion 97,147; Flight 101; Heir 230; Planting 18; Spec. Laws 1.80–81,171; 3.83. Cf. Plutarch Isis 29, Mor. 362D; 43, 368C; 54, 373B; 377A. 5931 For a person having Torah in oneself, see, e.g., Deut 30:14 ; Ps 37:31; 40:8; 119:11 ; Lev. Rab. 3:7. Believers have Jesus " words in them ( John 15:7 ), Jesus in them (6:56; cf. 1 John 3:15 ), and remain in Jesus ( John 8:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Оно пережило века и дошло до наших дней: «Христос победил смерть и преобразил ее. В Нем через смерть вселенная обрела доступ к Богу. Христос воистину воскрес! Проблема только в том, что мы продолжаем понимать Воскресение слишком односторонне для нас оно только доказательство Его Божественности, событие, произошедшее однажды, Его личное посмертное торжество. Воскресение, однако, является чем-то абсолютно иным, несравненно большим. На самом деле, это событие космического масштаба, потому что воскресший Христос отныне и навсегда стал Центром бытия. Светолучение Его разума наполняет собой весь космос, Он, как Творец и Промыслитель, присутствует везде ... Он сошел в ад и взошел на небо (Descendit et ascendit ut implerit omnia. Ср. Еф.4:10 : «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить все»). И какой бы необъятной и загадочной, материально и духовно, ни казалась нам вселенная, будем помнить о Воскресении Сына Марии, Его всемогуществе и дивных делах, и искренне прославлять Его» (Chardin Pierre Teilhard. Mój wszechwiat//Pisma Wybrane. Warszawa, 1967. – S. 37–38). «Ибо Христос, заключает он, не смог бы «оправдать» человека, если бы одновременно не преобразил и не обновил весь космос» (Chardin Pierre Teilhard. Prszeskok myli od kosmosu do kosmogenezy//Указ. Соч. C. 213). 34 Феофил, Антиохийский, святитель. К Автолику. Книга первая (13)/святитель Феофил Антиохийский //Антология «Ранне-христианские отцы Церкви». Брюссель, 1978. С. 466–467. Личность Автолика почти неизвестна. Судя по характеру всех трех писем, это был образованный и влиятельный язычник, предубежденный против христианства (Там же. – С. 453). 35 Методом аналогий активно пользовался и великий современник свт. Григория Нисского – Кирилл Иерусалимский († 386), который в своих огласительных беседах привел целый ряд аналогий, убедительных для людей, получающих первичные сведения о христианстве, и похожих на примеры свт. Григория Нисского : «Древо посеченное опять расцветает; а человек, посеченный смертью, неужели не расцветет? То, что сеем и пожинаем мы, сохраняемо бывает на гумнах; а человек, когда пожинается из мира сего, неужели не будет сохранен на гумне того мира? Быв совершенно отрезаны и посаждены, ветви винограда или других деревьев оживают и приносят плод; неужели человек, для которого и деревья существуют, после того как отойдет в землю, не воскреснет? Если сравнивать трудности вещи, то, что тяжелее, сначала ли изваять статую или упавшую привести в прежний вид? ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

10305 E.g., Polybius 6.53; Dionysius of Halicarnassus R.A. 6.96.1; Apuleius Metam. 2.27; Herodian 4.2.2; Philostratus Hrk. 51.13; 1Macc 2:70; Josephus Ant. 9.166; 13.406; Mart. Po1. 17. 10306 Theon Progymn. 9.4–5; cf. Josephus Ant. 4.320; b. Sabb. 153a; Gen. Rab. 100:2; Ecc1. Rab. 7:12, §1; 9:10, §3. 10307 E.g., Homer I1. 23.65–71; Od. 11.71–76; 21.363–364; 22.476; Euripides Herac1. 588–590; Hec. 47–50; Phoen. 1447–1450; Supp1. passim; Diodorus Siculus 15.35.1; Philostratus Hrk. 19.7; it was necessary to enter the netherworld (Homer I1. 23.71; Virgil Aen. 6.365–366; Heliodorus Aeth. 6.15). Many Greek philosophers constituted notable exceptions (Seneca Ep. Luci1. 92.35; Epictetus Diatr. 4.7.31; Diogenes Laertius 6.2.79; Stowers, Letter Writing, 142–43), though even their own disciples often disobeyed their instructions (Socratics Ep. 14; Diogenes Laertius 6.2.78). 10312 Requesting an official for a burial place, because the official controls the land (4 Bar. 7:14), is not an adequate analogy. 10313 E.g., Homer I1. 17.126–127, 255, 272; Sophocles Ant. 21–30, 697; Euripides Phoen. 1627–1630, 1650; Virgil Aen. 9.485; Diodorus Siculus 16.16.4; 18.67.6; Dionysius of Halicarnassus R.A. 3.21.8; 4.40.5–6; 6.9.4; 20.16.2; Appian R.H. 12.8.52; 12.16.107; C.W. 1.8.73; Lucan C.W. 2.166–168; 7.825–835; Lysias Or. 19.7, §152; Thucydides 1.138.6; Seneca Controv. 1.7.2; 8.4.intr.; Suetonius Aug. 13; Valerius Maximus 1.4.2; Apol1. Κ. Tyre 50; Iamblichus V.P. 35.252; Philostratus Hrk. 21.6; Herodian 1.13.6; 8.8.7; Chariton 1.5.25; 1 En. 98:13; 2Macc 13:7; for executions in Rome, see sources in Rapske, Custody, 14. Sometimes the prohibition of honorable burial by free persons did not exclude burial altogether (carried out by slaves; Cornelius Nepos 19 [Phocion],4.4). 10314 Euripides Phoen. 1631–1634; m. Sanh. 6:6; cf. Josephus Ant. 9.104. Jewish aristocrats apparently felt that even relatives should withhold mourning when those destroyed were wicked (Josephus Ant. 4.53); but it was normally considered heartless to forbid mourning (Cicero Pis. 8.18), and to die unmourned was a cruel fate (Ovid Tristia 3.3.45–46). Contrast public mourning for heroes (e.g., Lysias Or. 2.66, §196; Philostratus Vit. soph. 2.1.565) and expenses lavished for an official or person of wealth (Cicero Fam. 4.12.3; Statius Silvae 2.1.157–162; Alex. K. Tyre 26; disapproved in Iamblichus V.P. 27.122–123).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Wolnym przytym czyni od wszeîakieb qnocunque titalo, tak dworskich, iako z gromadzkich podarkow. Z t citiadzkicii pudaikow. Z tç iednak prackuiistodyeye aby ad vitae snae extrema tempora w jednosei wiary Switey у posluszestwie kosciola. Rzymskiego zostawal. Sapendditur y to, aby recenier justallatus (новопосвящённый), dla lopszego porzadka w paroehyi Swoiey, mial metryk porzdn, у w niey nomina Raptizatoram, et Contcahentium sponsalia, pilno zapisywai. Na co dla lepszey wiary, wegi у pewnosci przy zwykley collegium naszego pieezci, rka wlasna podpisni sie. W Ostrogu, die 23 julii 1740 anno. P. Adamus S. Malezewski Societatis Iesu Coll. Ostr. Rector». С левой стороны подлинной рукописи на полях надпись: «Inductum ad Acta Consistore: R. G. U. Luceons. 1740 anno die 10 octobris» (т. е. поступило к делам Луцкой Консистории обряда греко-униатского 1740 года дня 16 октября). Внизу находится выдавленная на бумаге печать иезуитского ордена, а левей её следующая приписка: «Na sianoc dai musi Dolina przy Brozozowskiey Lce. Na co si rka wlasn podpisni – X. Krzysztof Niepokoyzycki 1. S. Rector Collegii. 1743». 199 Недалеко от Гощи, в с. Бабине, жил пан Василий Бабинский, который, перейдя из православия в социанство, отобрал старожитную православную церковь в с. Бабине, в которой были погребены тела его предков, и обратил её в молитвенный дом для своих единоверцев. Там же недалеко лежали поместья некоего пана Ягодинского, социанина, на которого в 1839 г. была подана жалоба, что он с кощунственною целью приказал подрубить крест с распятием, стоявший на выгоне м. Гощи (Ор. Левицкого – «социанство в Польше и юго-западной Руси в 16 и 17 веках», Киевск. Стар. за 1882 г., кн. 4–6.). В другой выписке из гродских книг Луцкого замка от 1639 года 6 февраля читаем «я, Смоленская каштелянка, княгиня а Гоще, Регина Николаевая Соломирецкая… обещаю и записью обязываюсь, велебному в Боге игумену и ректору основаннаго мною в предместью города Гощи монастыря отцу Игнатию Оксеновичу, всем инокам того монастыря и преемникам их греческаго исповедания, ненаходящимся в унии с римскою церковью, а состоящим под послушанием святаго отца Константинопольскаго патриарха, что для удобнейшаго и безпрепятственнаго со стороны арианской и всякой другой еретической секты, отправления греко-восточнаго богослужения в основанном мною монастыре и церкви, а также распространения просвещения в училищах, также мною заведённых, ни я сама, ни потомки и наследники во владении моими имениями не имеем и не будем иметь права заводить, содержать и распространять арианское и всякое другое еретическое богослужение; напротив того не будем терпеть жителей в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Лит.: Яременко П. К. Meлemiй Смотрицький: Життя i mbopчicmь. К., 1986. С. 135-143; он же. Мужиловський Ahдpiй//Украïнська лim. енцикл. К., 1995. Т. 3. С. 429; Грушевський М. С. Icmopiя укр. лim-pu. К., 1995. Т. 6. С. 3, 353, 354, 359, 362, 402, 412, 413, 415, 420-422, 435-438, 440, 445, 447, 450, 460, 465, 468, 471, 473-475, 479, 482, 495-497, 499-503, 505, 510, 511, 517, 619, 620, 666, 667, 670, 674; Frick D. А. Meletij Smotryc " kyj. Camb., 1995. Р. 54, 73, 87, 88, 99, 100, 130, 131, 137-140, 145, 156, 183, 201, 217, 218, 220, 224; Wagilewicz J. D. Pisarze polscy Rusini/Wyd. R. Radyszeskyj. Przemyl, 1996. S. 153-156; Саверчанка I. В. Aurea mediocritas: Khiжha-nicьмobaя культура Бeлapyci: Адраждэнне i ранняе барока. Мн., 1998. С. 32, 105, 134, 166, 181, 219, 221; Макарий. История РЦ. Т. 6 (по указ.); Degiel R. Protestanci i prawosawni: Patronat wyznaniowy Radziwiów biraskich nad Cerkwi prawosawn w ksistwie suckim w XVII w. Warsz., 2000. S. 74; Nлoxiй С. М. Наливайкова bipa: Козацтво i peлiriя в pahhьoмoдephiй Ykpaïhi. К., 2005. С. 156, 160-164, 166, 168, 171, 177, 178; Kempa T. Wobec kontrreformacji: Protestanci i prawosawni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczypospolitej w kocu XVI i w pierwszej poowie XVII w. Toru, 2007. S. 130, 257, 309, 324-327, 370, 375, 541, 542, 545-547; idem. Protopop sucki Andrzej Muyowski - antagonista unii brzeskiej z pierwszej poowy XVII w.//Od Kijowa do Rzymu: Z dziejów stosunków Rzeczypospolitej ze stolic Apostolsk i Ukrain/red. M. Drozdowskie e. a. Biaystok, 2012. S. 745-773; Hodana T. Midzy krolem a carem: Moskwa w oczach prawosawnych rusinów - obywateli Rzeczypospolitej: (Na podstawie pimiennictwa koca XVI - poowy XVII st.). Kraków, 2008. S. 90-91, 153; Скеп " ян А. А. Khязi Cлyцkiя. Мн., 2013. С. 153-205; С. В. Риторичний npocmip польськомовноï прози XVII ст. Луцьк, 2015. С. 130-131, 356. Л. В. Тимошенко Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2564314.html

Митр. Макарий опирался лишь на общие оценки численности католических и православных приходов в литературных сочинениях современников. В появившемся совсем недавно исследовании по истории Белзского воеводства Речи Посполитой для 2-й пол. XVI — нач. XVII в. (Белзская земля входила в Холмскую епархию) такие подсчеты сделаны на основе большого комплекса документов: здесь было 44 католических прихода, а православных церквей не менее 300 (Janeczek A. Osadnictwo pogranicza polsko-ruskiego. Województwo belzkie od schy³ku XVI do pocz¹tku XVII w. Warszawa, 1993. S. 46–47, 59–60) — при том, что это одна из самых западных восточнославянских областей, где католицизм достиг наибольших успехов. Таким образом, и эти, более точные, подсчеты подтверждают заключение митр. Макария, что основная масса населения Западной Руси сохраняла традиционную верность православию. Следует учитывать заметные различия общего положения православных на территории Польского королевства (в Галиции — современной Западной Украине) и в великом княжестве Литовском. В Галиции православное население было в меньшинстве, во 2-й пол. XV в. в его составе не было ни местной знати, ни патрициата крупных городов. Напротив, религиозная политика правителей опиралась здесь на активную поддержку католической польской знати и польско-немецкой городской аристократии, поэтому ограничения свободы отдельных групп православного населения (например, «русского» мещанства во Львове) были гораздо более серьезными, чем в великом княжестве Литовском. Великие князья не пытались как-то ограничивать сословные права своих православных подданных — горожан и тем более феодалов. В итоге, если не считать крестьян, православное духовенство оказалось здесь единственной неполноправной сословной группой «русского» средневекового общества. Об институте «подаванья» после митр. Макария писали многие исследователи. Все они сходятся в отрицательной оценке влияния практики использования этого института великими князьями и феодалами на жизнь православной Церкви. Следует, однако, учитывать, что на территории великого княжества Литовского те гипертрофированные формы, о которых пишет митр. Макарий, практика «подаванья» приобрела в основном к сер.— 2-й пол. XVI в.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

6372 Homer Od. 18.196; Euripides Medea 300, 923; Virgil Aen. 12.67–69; Ovid Metam. 1.743; 2.607; 13.789; Plutarch Theseus 23.2; Longus 1.18; Achilles Tatius 1.4.3; Chariton 2.2.2. They also preferred thick, dark eyebrows (Artemidorus Onir. 1.25; Achilles Tatius 1.4.3) and full cheeks (Artemidorus Onir. 1.28). 6373 Virgil Aen. 10.137; Ovid Metam. 2.852; 3.423; 4.354–355; Longus 1.16; Babrius 141.7. For exceptions, see Snowden, Blacks, 105,154,178–79. 6374 See Stauffer, Jesus, 59. 6375 Cf. Lev. 19:27 ; Pesiq. Rab Kah. 16:3. Evidence for the Diaspora suggests that Jews, like most of their contemporaries, were usually clean-shaven or short-bearded before Hadrian (Sanders, Judaism, 123–24); but coins from 54 and 37 B.C.E. and 70 C.E. all present Jewish captives with «shoulder-length hair and full beards» (Stauffer, Jesus, 60; significant unless their hair simply grew out in captivity on all these occasions). 6376 Stauffer, Jesus, 59. Black hair was common (see Matt 5and sources cited in Keener, Matthew, 194–95). 6377 See, e.g., Luke, «Society»; see comments in our introduction, ch. 5. On «murmuring» in 7:12, see the verb cognate in 6:41–42 (with comment), 61; 7:32. 6378 Jurors in politically sensitive situations had been known to avoid publishing their opinions (Plutarch Caesar 10.7). Rhetoricians practiced presenting various sides of a debate, and historians developed this skill in seeking to detail what each side in a conflict would have felt; the negative characters here tend to be flatter, however, serving John " s overall purpose (see our introduction, pp. 216–17). Cf. the use of λλοωσις described in Rutilius Lupus 2.2; Quintilian 9.3.93 (Anderson, Glossary, 16–17), undoubtedly related to σγκρισις and perhaps to διαρεσις (in the sense of distributio in Rhet. ad Herenn. 4.47; Anderson, Glossary, 32–33); also επνοδος in Anderson, Glossary, 49–50; for an example of presenting various views about a person, see Iamblichus V.P. 6.30. 6379 Meeks, Prophet-King, 47–52, 56; Stauffer, Jesus, 206; Hill, «Sanhédrin:» Cf. 1Q29 frg. 1 (as reconstructed in Wise, Scrolls, 178–79, using 4Q376) for discerning false prophets; and more clearly from Deut 18 , 4Q375 1 1.1–4 (a true prophet) vs. 4–5 (a false one), on which see further Brin, «Prophets.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

61 Как свидетельствует св. Димитрий, м. Ростовский, в предисловии к своему изданию Житий Святых. 62 Упомянём здесь о двух известных нам памятниках проповедования слова Божия Петром Могилою : а) Крест Христа Спасителя и каждого человека. Сие поучение говорено и напечатано в 1632 г. б) Слово на бракосочетание князя Януша Радзивила с дочерью молдавского господаря Василия Лупулы в 1645, о достоинстве и обязанностях брачной жизни. Оно говорено было в Яссах, и издано потом в Киеве, на польском языке. 63 Истории об Унии, стр. 95. С каким торжеством был принят тогда Пётр Могила киевскими воспитанниками, можно видеть из приветствия, поднесённого ими своему архипастырю: Mnemosyne slawy, praé у trudow przeoswieconego w Bogu Oyca, iego mosci oyca Piotra Mohily, na podany onego wiazd do Kiowa, od studentow gymnasium w Bractwie Kiowskim przezen fundowanegó, swiatu podana. Roku 1633. in-4°, в Киево-Печерской Лавре. Оно состоит из одиннадцати стихотворений, по числу литер в имени Петра Могилы , так что в каждом стихотворении раскрывается мысль, соответствующая символическому изображению самой литеры. Типографы киево-печерские, при этом случае, поднесли митрополиту свою Евфонию, См. Сопикова Библиографию. 346. 64 История Киевской Академии, стр. 38, 39. Духовное завещание Петра Могилы в «приложении» к Описанию Киево-Печерской Лавры, стр. 34 и 40. В посвящении своей книги: Анфологион, Пётр Могила писал: «по мере скудных сил моих и на счёт оставшегося мне после родителей имения, озаботившись возобновить в Киеве гимназию, т. е. школы, отчасти уже упавшие и опустевшие, доставив им книги и учителей, я снабдевал, снабдеваю и буду снабдевать бедных студентов содержанием и другими потребностями». Училище винницкое, называлась ли и гойским, или то было другое училище? Последнее наименование встречается в сочинении Петра Могилы : Камень, у Кассиана Саковича и у Галятовского. 65 В письме Гавриила Домецкого, на которое ссылается автор «Описания Киево-Софийского Собора», стр. 174, пр. 103, сказано: «в то время от неучёных попов и от Казаков велие было негодование, на што латинское и польское училище заводите, чего у нас дотуду не бывало, и спаслись? Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побити; едва их уговорили».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4926 The conjoining of antonyms resembles some forms of rhetorical antithesis (on which see Rhet. Alex. 26,1435b.25–39; Rowe, «Style,» 142; Anderson, Glossary, 21–22). 4927 Bürge, Community, 157,170. Baptism without the Spirit is worthless (White, Initiation, 254, 262; Culpepper, Anatomy, 193; cf. Ellis, World, 64; Ladd, Theology, 285). 4931 E.g., Sent. Sext. 139a-139b. Contrast the evil of matter in some forms of gnostic and later Hellenistic philosophic systems (Plotinus Enn. 1.8), and in tamer systems the worthlessness (Plotinus Enn. 2.4; cf. Marcus Aurelius 2.2) or lesser reality (Plotinus Enn. 3.6) of matter; cf. Flusser, Judaism, 62. 4933 Gentiles could relate the body to passions (Dionysius of Halicarnassus R.A. 9.52.6; Seneca Dia1. 2.16.1; Plutarch Reply to Colotes 27, Mor. 1122D), or contrast flesh with soul (e.g., Plutarch Isis 78, Mor. 382F; Pleas. L. 14, Mor. 1096E), or note its weakness (Plutarch Pleas. L. 6, Mor. 1090EF). 4934 For the body and passions, see, e.g., T. Jud. 14:3; for contrast with the soul, see, e.g., Philo Giants 29–31; for the earthly body vs. the heavenly soul, e.g., Sipre Deut. 306.28.2. Cf. later rabbinic comments on bodily members and the evil impulse (Pesiq. Rab Kah. Sup. 3:2). 4935 E.g., Aristotle N.E. 1.12.6,1102a; Lucretius Nat. 3.370–395; Marcus Aurelius 5.13; 6.32; Diogenes Laertius 3.63; Heraclitus Ep. 9; Diogenes Ep. 39; Plutarch Plat. Q. 3.1, Mor. 1002B; Sextus Empiricus Pyr. 1.79; Greek Anth. 7.109. Some allowed the distinction only for humans (Sallust Cati1. 1.2, 7), others also for animals (Aristotle Po1. 1.2.10, 1254a; Diogenes Laertius 8.1.28). 4936 Plato Laws 8.828D; Phaedo 64CE; Phaedrus 245C; Rep. 10.611BC; Aristotle Soul 1.4, 408b; Herodotus Hist. 2.123; Cicero Sen. 20.78; Tusc. 1.14.31; Dionysius of Halicarnassus R.A. 8.62.1; Seneca Dia1. 12.11.7; Ep. Luci1. 57.9; Plutarch D.V. 17, Mor. 560B; Diogenes Laertius 8.5.83; Plotinus Enn. 4.7–8; Philo Virtues 67. 4937 Most notably, Epicureans viewed the soul as mortal (Lucretius Nat. 3.417–829; Diogenes Laertius 10.124–125); Stoics also came to accommodate their view of the soul to their view of the cosmic conflaguration (Seneca Dia1. 6.26.7). Popular thought drew also from the «shades» of earlier myth (Homer Od. 11.204–224, 487–491).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Напротив, Отец, есть надлежащее имя одной единственной Ипостаси, но оно проявляется во всех энергиях. … И то же самое верно для имен Сына и Духа. … Таким образом, Бог в Своей полноте вполне воплотился, Он неизменно соединен со всеми людьми… Божественной природой и всей ее силой и энергией в одной из Божественных Ипостасей. Поэтому также, через каждую из Его энергий можно участвовать во всей полноте Бога… Отца, Сына и Святого Духа… 450 . Тройственное различение – сущность, ипостась, энергия – есть не разделение бытия Божия; оно отображает таинственную жизнь «Того-Кто-Есть» – трансцендентную, трехличностную и присутствующую в Его творении. Формулировкам Паламы, появившимся в XIV в., предшествовали богословские определения, относившиеся к тому же тройственному различению. В 1156 и 1157 гг. в Константинополе заседали два поместных собора, занимавшиеся вопросом о том, предлагается ли Жертва Христова, и в ее историческом, и в евхаристическом измерении, только Отцу или Святой Троице. Сотерих, богослов, подвергся тогда осуждению за то, что считал акты предложения и приятия составляющими ипостасные характеристики Сына и Отца соответственно – соборы сочли это мнение смешением «имманентной» и «икономной» Троицы, или смешением ипостасных свойств и «энергий». И, конечно, византийские литургии Василия и Иоанна Златоуста содержат в качестве молитвы обращенние ко Христу: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый… ». Тайна ипостасной жизни, как она открылась в Воплощении и в акте Искупления, выражена и в византийском пасхальном тропаре: «О Христе неописуемый! Ты наполнил все сущее: во гробе телесно, в аду душою как Бог, в раю с разбойником; и ты же восседавши еще на Божественном Престоле со Отцем и Духом», – этот тропарь повторяется священником в алтаре. Следовательно, даже если один Отец есть Тот, к Кому обращается Евхаристическая молитва , сам акт «приятия» жертвы – деяние Троичное, как вообще все божественные акты od extra 451 . Тайна Воплощения состоит в том, что Божественная Ипостась Логоса приняла также и роль предлагаемого, жертвы, приводя человечество с Собою к престолу Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010