Рассказ о болезни царской, содержавшийся в Лицевом своде, публикуется по списку ГИМ, Синод. собр., 149 («Царственная книга»), лл. 650 об.–653. ...После этого, по крещении царя Симеона Казанского, в среду третьей недели поста, 1 марта, разболелся царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси. И была болезнь его весьма тяжкой – едва людей узнавал. И так он был болен, что многим казалось: приближается к кончине. Дьяк же великого князя Иван Михайлов напомнил царю о завещании; государь же повелел составить завещание, которое всегда у него было наготове. Когда же завещание было составлено, государю напомнили о крестном целовании, чтобы князя Владимира Андреевича и бояр привести к присяге на имя царевича князя Дмитрия. Государь в тот же вечер привел к присяге своих бояр – князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Владимира Ивановича Воротынского, Ивана Васильевича Шереметева, Михаила Яковлевича Морозова, князя Дмитрия Федоровича Палецкого, дьяка Ивана Михайлова, а также бояр Данила Романовича и Василия Михайловича Юрьевых. А боярин князь Дмитрий Иванович Курлятев – тот не целовал крест, разболелся, а целовал уже только на третий день, когда мятеж утих. А казначей Никита Фуников – тот утром разболелся, а встал, когда государь совсем выздоровел, и тогда целовал, после всех людей. А про князя Дмитрия Курлятева да про Никиту Фуникова говорили, что они сносились с княгиней Ефросиньей и с ее сыном князем Владимиром и не хотели, чтобы князь Дмитрий в его младенческом возрасте стал государем. А боярин князь Дмитрий Федорович Палецкий, тот после крестного целования посылал ко княгине Ефросинии и к сыну ее князю Владимиру зятя своего Василия Петровича Борисова-Бороздина, женатого на сестре князя Дмитрия Палецкого; а родная сестра Василия была замужем за Хованским, а дочерью Хованского и племянницей Василия была княгиня Ефросиния, мать князя Владимира. А посылал князь Дмитрий Василия потому, что по Божьему суду и по воле царя и великого князя брат царя и великого князя князь Юрий Васильевич взял замуж дочь князя Дмитрия Палецкого, и князь Дмитрий Палецкий посылал Василия ко княгине Ефросинии и сыну ее князю Владимиру с тем, чтобы княгиня и ее сын пожаловали князю Юрию Васильевичу и своей дочери, жене князя Юрия, удел согласно завещанию великого князя Василия; они же не будут против того, чтобы княгиня Ефросиния и князь Владимир получили престол государства, и готовы им служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Род иеромонаха Иоиы Максимовича 7200 года, априля 28. Род монаха Дамиана Солодина с деревни Меркульева. Послушники монастырские. Род столника и полковника московских стрельцовъ Андрея Ивановича Нармацкого. Род священоиерея Иоанна Белиовского протопопы почеповского, год 1691, месяца сентеврия, 5 дня. Род Марозовых. Род Ильи Даниловича Милославского. Род князя Алексея Воротынского. Род Трубецких. Род князя Иоанна Шуйского. Род князя Дмитрия Вишневецкого. Род Федора Толочанова. Род Иоанна Михайловича Толочанова. Род Ивана Богдановича Комынина. Род Комыниных же другая статья. Род князя Юрья, да князя Феодора Мещерских. Род игумена Никодима Свинского монастыря. Род Иакова Дашкова. Род Панютин, да князя Юрья Мещерского з братьями. Род князя Петра Ромодановского. Род Лаврентия Стречнева да Корнилия. Род Мстиславских. Л. 40. Род князя Симеона Звингородцкого. Род Горбатого. Род Никиты Романовича. Род Василия Михайловича Юрьева. Род Димитрия Алымова. Род Шереметьевых. Род Игнатия Блудова. Род князя Владимира Черкаского, да князя Ивана Дашкова. Род князя Василия Васильевича Мосалского. Род Жюкова и Зиновьева. Род Похвисневых. Род князя Александра Ивановича Лобанова Ростовского. Род Ивана Семеновича Лодыженского. Род Лодыженской. Род Михаила да Елизария Салтыковых. Род Петра Сафонова. Род князя Василия Щербатого. Род Никифора Спесивцова. Род Благовещенского протопопа Лукьяна Кирилова, духовника государева. Род князя Федора Феодоровича Волхоского. Род Устина Трофимова сына Сидорова. Род Сергея Григорьева сына Сергеева. Род Зиновьевых. Андрея, Иоанна, да Никиты Димитриева сына. Л. 50. Род Иакова Онисимова. Род Бахтин. Род Ивана да Василия Васильевых детей Толбозиных. Род Ивана Иванова сына Болтина. Род Троицкого Сергиева монастыря казначея старца Сергия Рожественского. Род ельчан черного священника Феодосия, да черного ж диакона Мисаила. Род Никифора Евсевьева сына Некрасова. Род Болховитина Свинского монастыря, крылошанина монаха Инокентия. Род старца Протасиа. Род диакона Пиора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Пенза. Кафедральный собор Спаса Всемилостивого (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Благовещения Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской , Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1824. Колокольня - 1790-1799; в 1882 устроен храм в архиерейском склепе. Год утраты:1934 (взорван) Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, в сквере им. М.Ю. Лермонтова к югу от восстановленного кафедрального собора (Соборная пл., д. 3) Координаты: 53.183208, 45.013445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. В 2010-2019 гг. в непосредственной близости от места утраченного собора возведён новый кафедральный собор Спаса Всемилостивого , близко воспроизводящий облик предшественника Карта и ближайшие объекты Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу. К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов. В 1665-66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

http://sobory.ru/article/?object=47830

Покча. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Камнная Благовещенская церковь была построена в 1777г.- трехпрестольная. Главный престол освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, южный - во имя Святого великомученика Георгия, северный - Святителя и чудотворца Николая. Была и еще одна редкость - на колокольне висел колокол 1554г. с надписью " Поставили сии колоколы Алексей да Михайло, да Микита, да Иван в дом Пречистой Благовещению лето 7062 " . Первоначально в селе Покча церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была не в том месте, где сейчас, на берегу Колвы. А там, где речка Нямзелка впадает в Колву, и где была усадьба первого христианского князя Михаила, крещенного Святым Епископом Великопермским и Вятским Ионой. Конечно, Епископ Иона не мог оставить место, где была княжеская усадьба, без храма. Была построена церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на самом высоком месте села, у родника. Памятником этой древней церкви служила икона Благовещенья Пресвятой Богородицы, привезенная князем Михаилом из Москвы, куда он был отправлен для назидания к Великому князю. Писана эта икона московскими мастерами. В каменном храме, построенном позже, эта икона была размещена по левую руку от Царских врат. Еще одним памятником древней церкви служил колокол, пожертвованный сыном Князя Михаила Матфеем. На колоколе была надпись, что сей колокол »дал Князь Матфей а поставили сей колокол Алексей, да Михайло, да Микола, да Иван в Дом Пречистой Благовещенью лета 7062». Кроме Благовещенской церкви, в селе Покча существовал еще Храм во имя Великомученника Георгия. Время его возведения неизвестно. Во всяком случае, построен он был не ранее 1663 г., что видно из рукописи от 7171 г. (1663) в которой дано Благословление Епископа Вятского и Великопермского Александра на построение в Покче нового храма Георгиевского, вместо старого «где его строити, так как старое водой подмыло». Оба храма были деревянными и не раз переносились с места на место.

http://sobory.ru/article/?object=02957

Что касается человека, который сочетался с вдовой своего дяди, бывшей до того замужем за своим двоюродным братом и потом принявшей священный покров, и который объявил, что получил от нашего блаженной памяти предшественника разрешение на этот пагубный брак, – не может того быть, чтобы наш предшественник допустил подобное. Наш Апостольский престол не издает решений, противных постановлениям отцов или канонов. Не переставай, дражайший брат, наставлять, увещевать, укорять их, доколе они не отступятся от этого преступного брака, чтобы не погибнуть вовеки. Пусть они вспомнят, что они искуплены Христовой кровью, и пусть не возвращаются по своей воле во власть диавола, оставаясь в этом кровосмесительном браке, но пусть вверятся Богу и Сыну Его Христу и Святому Духу, во имя Которого они избавлены от власти древнего врага. Потрудись о них, святейший брат, ибо ты знаешь написанное: Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак. 5:20 ). Ибо и мы направили ему по этому поводу увещание. Что до январских календ и прочего: гаданий, оберегов и заклинаний и других языческих обычаев, которые, как ты сказал, можно встретить у блаженного апостола Петра или в городе Риме, – мы объявляем, что это отвратительно нам и всем христианам и пагубно, по слову Бога: Не ворожите и не гадайте ( Лев. 19:26 ); и еще говорит Писание: «Нет ворожбы в Израиле и гадания в доме Иакова (см.: Чис. 23:23 )». Поэтому мы считаем, что нужно сторониться ворожбы и гаданий, ибо отцы учат нас, что все это миновало. И так как по наущению диавола подобные обычаи снова пустили ростки – с того дня, как Божественная благодать велела нам занять апостольское место (хотя мы того и недостойны), мы тотчас пресекли их. Желаем, чтобы подобным же образом и ты, святой брат, проповедовал подвластным тебе народам и приводил их к пути вечной жизни. Ибо и по постановлению священной памяти предшественника и воспитателя нашего господина папы Григория все это было благочестиво и благоверно пресечено и весьма многое подобное, что по внушению диавола произрастало среди Христова овчего двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исцелити сподоби – исцели (удостой исцелить). Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Помощи яже от Тебе требующия не призри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки. Слава: Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое рождество. И ныне: Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки. Вои ангельстии – ангельские воинства. Помощи яже от Тебе требующия – тех, кто просит Твоей помощи. Верно – с верой. Рождество – здесь: роды (то есть речь идет не о Рождестве – рождении Богородицы, а о событии Рождества Христова). Прилоги – нападения, натиски, прибавления. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе. Пресвятая Богородице, спаси нас. Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая. Пресвятая Богородице, спаси нас. Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи. Пресвятая Богородице, спаси нас. Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие. Слава: Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих. И ныне: На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи. С безплотными лики – то есть с ангельскими чинами. Тока – потока. Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая – Дева, родившая Христа, отирающего каждую слезу с каждого лица (порядок слов в фразе иной, чем был бы в современном русском языке). Дево, Яже радости приемшая исполнение – Дева, принявшая полноту радости (исполнение – полнота, совершение). Греховную печаль потребляющи – уничтожив печаль греха ( потребляти – уничтожать, истреблять).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Слава, глас 3: Спаси нас Твоею благодатию, Пресвятая Троице,/Содетелю всех и Содержателю,/сохрани нас чисты, в настоящем убо житии благоверно служащих Ти,/в будущем веце сподоби соучинитися нам/Божественному лику избранных Твоих,/идеже шум чист празднующих и глас неизреченнаго веселия. И ныне, Богородичен: Славословие великое. На Литургии служба преподобническая. Преподобный Максим Грек Был сыном богатого сановника в городе Арте (Албания). В юности он много путешествовал, изучая языки и науки во Франции и Италии. В Париже преподобный Максим обучался у известного своей ученостью грека Иоанна Ласкариса. Свое образование он довершил во Флоренции и Венеции. Иночество преподобный Максим Грек принял на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андроником Палеологом (1376 – 1379) и Иоанном Кантакузеном (1341 – 1355). В то время великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505 – 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор афонских старцев пал на преподобного Максима. В 1517 году инок Максим отправился в Москву и дорогой изучил русский язык. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг. Поселившись в Чудовом монастыре в Кремле, преподобный Максим старался исполнить все поручения, с усердием устраняя обнаруженные им неточности в богослужебных книгах. Митрополит Московский Варлаам (1511 – 1521) высоко ценил труды преподобного Максима. При митрополите Данииле (1522 – 1539) положение изменилось. Митрополит Даниил потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык «Церковную историю» Феодорита. Преподобный Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария». С присущей ему прямотой преподобный Максим обличал установившийся в то время обычай иноков владеть недвижимым имуществом. Эти обстоятельства вызвали недовольство у митрополита Даниила. Несмотря на возникшие трудности, преподобный Максим продолжал трудиться на ниве духовного просвещения. Он перевел толкования святителя Иоанна Злотоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также писал собственные полемические сочинения против магометан и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, согласно старообрядческому преданию, события происходили следующим образом: «отец Игнатий с Емельяном Повенецким и «с прочими своими» умыслил скрыться от гонений в Палеостровском монастыре. «И пришед в Палеостровский монастырь, затворися со своими ученики, тамошних же жителей желающих благочестия к себе прияша, а не хотящих во единомыслии бытии с ними вон выслаша из монастыря возвести благоверно пребывающим христианом: дабы хотящии с ним за древнее благочестие огнем скончатися, шли к нему в собрание». То есть Игнатий и его соратники погибли в огне. Но перед тем, как принять смерть, Игнатий дает напутствие Емельяну Повенецкому: «благословив и пророчески прорек: пойди чадо и собери себе другое собрание, возьми отца Германа и в сем же месте в скорее по мне за благочестие с прочими скончаешися». И предсказание Игнатия было воплощено: «и по пророчеству отца Игнатия с Емельяном и с отцем Германом и в другое собрание бысть ревнитель с ними и скончася добре с покаянием и отиде к Богу». Таким образом, с точки зрения самих представителей древлеправославной церкви трактовка событий марта 1687 года интерпретируется как «мученический подвиг защитников древлеправославной веры». Теперь обратимся к «официальной версии» - проследим логику происходящего в описанииепископа Винницкого Макария в его книге «История русского раскола, известного под именем старообрядства». Здесь уже видна совершенно иная идея и цель изложения. Как повествует епископ Макарий, «соловецкий дьякон Игнатий (пустынь близь Каргополя) и расколоучитель Емельян Иванов из Повенца» виноваты в злодействах, произошедших на онежском острове. Они «все вместе овладели палеостровским монастырем в сентябре 1687 г. и утвердились в нем. Напрасно присланы были из Новгорода увещеватели и войны для вразумления заблудших и предотвращения новых злодейств – раскольники  (4 марта 1687 .) зажгли здание монастыря, и Игнатий будто бы с 2700 человек сгорели во пламени, а Емельян Иванов успел скрыться». Но вскоре, а именно23 сентября 1689 г., Емельян Иванов и соловецкий инок Герман вторглись в Палеостровский монастырь «с ружьями, пищалями, бердышами и подобным оружием, схватили игумена со десятью иноками и тремя послушниками, заключили их в погреб, а сами завладели обителью. Присланы были и в этот раз увещатели – из Олонца протопоп и войны, но ничего не могли сделать. Через девять недель по владении монастырем, злодеи зажгли его и в нем сгорели сами почти до 500 человек и погубили игуменя с десятью иноками и тремя послушниками».

http://bogoslov.ru/article/4647105

Таче уже безбожный дойде и до Смоленска, иже чюдесем Бог показа преславное чюдо на святем Меркурии и удивление бысть не токмо убо православным, но и невернии почюдишася преславному чюдеси. Сему святому Меркурию на брани невернии главу отсекоша, той же не даст ей (Л. 259)//пасти на землю, въсхити ю и держа крепко рукама и достиже в мо (!) Смоленьске скоро, идеже бе прежде нареченное мместо (!) от святыя Богородица. От егоже телеси исцелениа и до сего дни подаваются приходящим к нему верою. Блажим великаго святителя Петра, благоверно пожившаго житие чисто. Сей бо великий отец, истинный бе пастырь словеснаго стада Пастыря Христа; сей бе светило всея Росии Христолюбивым князем, учитель правыа веры, вельможам твердое защищение, сирым аки отець милосерд, въдовам теплое заступление, скорбящим утешение, нищим съкровище неоскудное и всем всяк бысть. Кий ум достигнет того делания, благая или кая уста представят того силы и чюдеса? Мало воспомяну (Л. 259 об.)//словом блаженаго святителя Алексея, елма бо он бе отцем начало, благочестию столп, верным поборник, скорбящим утешитель и нечестию съпротивоборець, Апостолом наследник, тем и Христос чюдесы того обогати. Не токмо блаженый в своей Отчине сиая чюдес зарями, но и в неверных, шед бо во Орду невернаго царя царицю слепотою одержиму просвети. Егда же прииде от царя, мир Церкве принесе, тогда церковный събор и народи радостно сретоша, свободителя благодарно нарицающе. Нецыи же, аки победителю дары носяще, радостию поклонишася; благоверный же князь великий Димитрие со слезами вопиаше блаженому: О владыко! Что воздам противу труду твоему, (Л. 260)//имже нам мир даровал еси. Зрите братие сего великаго и блаженаго отца, небеснаго человека, земнаго ангела и пресветлаго добродетели бисера. Что же цевница Христова Иона и Киприан с Фотием и Филиппом? Сии звезды явишася человеком нелестныа, понеже в невечерне Свете живуть. Сии душам спасение, сии орли высокопарнии, сии Солнца зрители неприступнаго, сии делатели Евангельстии, тесными прошедша житиа враты, сии святии отцы — Апостолом наследницы и праведным съпричастницы, Божественаго Духа исполнишася и во временней сей жизни добре подвизашася, темже и в жизни нестареющей обретоша мзду трудов своих.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

Тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 1 Обители Хиландарския священных строителей/и Афона светильники, Сербии похвалу,/Симеона величайшаго, преподобных лепоту,/и род его чудный, святителя,- глаголю,- Савву,/приидите согласно почтим, глаголя:/молите Христа Бога/о пастве вашей, блаженнии,//и о еже Церкви свободней быти от обстояний. Тропарь преподобному Симеону Мироточивому, глас 3 Божественною благодатию просветився,/и по смерти показуеши светлость жития твоего,/источаеши бо миро благоухания/притекающим к раце мощей твоих,/и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/Симеоне отче наш,/Христа Бога моли//даровати нам велию милость. Ин тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 1 Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще,/Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/припадем к нима с верою,/яко да молитвами их от напастей избавляеми,/по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще:/слава Давшему вам крепость,/слава Прославльшему вы чудесы,//слава Избавльшему нас от скорбей молитвами вашими. Кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2 Горнюю жизнь возлюбивше, славнии,/жизнь сущую на земли презресте./Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,//молите о всех нас. Кондак преподобному Симеону Мироточивому, глас 6 Ангельское возлюбив на земли житие,/миродержание и мир оставив,/пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия://возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас. Ин кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2 Днесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/спасают от обстояний паству их:/сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/Церкве явишася утверждение,/в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/сии бо и во бранех необоримии защитницы показашася,//Афона похвала и народа Сербскаго крепость. Ин кондак преподобному Симеону Мироточивому, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010